Гендерное различие в развитии ребенка
Ученые (Fagot, Leinbach & Hagan, 1986; Caldera, Huston, & O’Brien, 1989) задались вопросом: «Насколько точно гендерные стереотипы отражают различия в поведении мужчин и женщин»? Оказалось, что не все стереотипы корректно отражают реальность. Всего образовалось 3 группы:
- Фактические гендерные различия, которые нашли научные подтверждения.
- Различия, которые обсуждаются, но не соответствуют происходящему в жизни.
- Сомнительные и неоднозначные доказательства разницы между полами. Нуждаются в дополнительном исследовании.
Ниже представлены полученные данные. Изучая их и обсуждая гендерные различия, следует иметь в виду, что характеристики мужчин и женщин во многом совпадают. Некоторые мужчины более уступчивы, разговорчивы и заинтересованы в искусстве, чем некоторые женщины. Помимо этого, хотя мужчины кажутся конституционно предрасположенными к тому, чтобы быть более сильными и лучше приспособленными к агрессивному взаимодействию с окружающей средой, некоторые женщины превосходят их в выносливости. Об этом свидетельствуют более крепкое здоровье и долголетие женщин, а также их успех в качестве игроков в регби! Кроме того, в области интеллектуальных и профессиональных достижений есть выдающиеся женщины-архитекторы, математики, инженеры и ученые, хотя мужчины получают больше поддержки в этих областях. Уже во взрослом возрасте между мужчинами и женщинами возникает много различий в плане занятости, возможностей трудоустройства, власти и статуса на рабочем месте, обязанностей по уходу за ребенком в семье, сексуального опыта и проблем репродуктивного здоровья (Tavris, 1992).
ФАКТИЧЕСКИЕ, НЕОДНОЗНАЧНЫЕ И МИФИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
ФАКТИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Физическое, моторное и сенсорное развитие
Девочки при рождении более развиты, чем мальчики, как с физической, так и с неврологической точек зрения. Они начинают раньше ходить и быстрее достигают половой зрелости. Мальчики в момент рождения имеют большие по объему легкие, сердце и мышцы. А вот болевой порог у них ниже. С возрастом мальчики становятся лучше в тех действиях, где нужно включать силу и грубые моторные навыки. В то же время мальчики более уязвимы для болезней, имеют высокий уровень детской смертности от недоедания и многих наследственных аномалий. Большая часть выкидышей у беременных происходит при вынашивании мальчиков. Женщины определенно не слабый пол с точки зрения физической уязвимости.
Когнитивное развитие
В младенчестве и в раннем школьном возрасте девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, имеют больший словарный запас и лучше понимают прочитанное. В среднем детстве и подростковом возрасте половые различия очень малы или отсутствуют. Примерно с 10-ти лет мальчики преуспевают в визуально-пространственных способностях: манипулирование объектами в двух- или трехмерном пространстве, чтение карт или наведение на цель. Начиная примерно с 12-ти лет, мальчики начинают преуспевать в математике, особенно в математических рассуждениях. Почти все дети, которые в младших классах средней школы отмечены как исключительно талантливые в математике, являются представителями мужского пола.
Социальное и эмоциональное развитие
Мальчики чаще становятся агрессорами и жертвами агрессии, особенно физической, даже в ранней социальной игре. Девочки уже в 2-х летнем возрасте проявляют большее послушание и следование требованиям взрослых, чем мальчики, которые реагируют на правила разнообразно. В отношениях со сверстниками половые различия не всегда очевидны. При этом в дошкольном возрасте мальчики меньше уступают девочкам, чем мальчикам. Девочки уступают ровесникам одинаково независимо от пола. Девочки более заботливы в отношении детей младшего возраста, чем мальчики.
Атипичное развитие
В школе у мальчиков чаще возникают проблемы с чтением, дефекты речи и эмоциональные проблемы. Генетические дефекты, физические недостатки и умственная отсталость выше среди мальчиков, чем у девочек.
НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Уровень активности
Обычно мальчики более активны, чем девочки. Однако, во многих исследованиях различия в уровне активности мальчиков и девочек обнаружено не было.
Зависимость (от окружающих)
Дети младшего возраста в равной степени зависят от опекающих их лиц. Однако именно девочки старшего возраста и взрослые женщины склонны относить себя к зависимым людям.
Страх, застенчивость, тревога
У маленьких детей явных различий в уровне робости не обнаружено. Тем не менее, девушки и женщины говорят о себе, как о пугливых и робких существах.
Исследовательская активность
Мужчины чаще вовлекаются в рискованные развлечения и занятия. Ряд работ на тему ранней исследовательской деятельности показал, что мальчики более азартны и любопытны, они могут атаковать барьеры, возникающие между ними и желанным объектом. Тем не менее, различия в уровне исследовательской активности между полами не всегда прослеживаются.
Уязвимость от стресса
Последние данные показывают, что мужчины более уязвимы к дисгармонии в семье и межличностному стрессу. Это подтверждается тем, что мальчиков чаще приводят к детскому психологу. Тем не менее, необходимо провести дальнейшие исследования, прежде чем можно будет сделать окончательные выводы.
Ориентация на социальные стимулы
Есть некоторые свидетельства того, что девочки-младенцы могут ориентироваться на лица больше, чем мальчики, а также могут узнать лицо своей матери в более раннем возрасте.
МИФИЧЕСКИЕ ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
Социальные навыки
Мальчики социальны не менее, чем девочки. Мальчики и девочки проводят равное количество времени с окружающими и одинаково реагируют на попытки коммуникации.
Потребность в любви и привязанности не зависит от пола. Забота похожа на врождённую способность, хотя все же девушки и женщины больше заботятся о детях, родственниках и друзьях.
Внушаемость и соответствие стандартам
Девочки не более внушаемы, чем мальчики. Оба пола в равной степени склонны соответствовать стандартам группы сверстников и подражать чужим реакциям.
Стиль обучения
Девочки не проявляют большего усердия в обучении и выполнении скучных заданий, чем мальчики. Мальчики не лучше справляются со сложными познавательными заданиями. Так же они не более восприимчивы к зрительным стимулам, а девочки — к слуховым.
Достижения
У мальчиков нет большей мотивации на достижения, чем у девочек. Различия в мотивации достижения и поведении меняются в зависимости от типа задачи и условий. В нейтральных условиях девочки часто более ориентированы на достижения, чем мальчики. Однако, конкуренция с большей вероятностью повышает мотивацию достижения у мальчиков, чем у девочек.
Самооценка
Девочки не имеют более низкой самооценки, чем мальчики. Было обнаружено совсем немного отличий в удовлетворенности собой. Тем не менее, девочки оценивают себя более компетентными в социальных навыках, а мальчики считают себя более сильными и влиятельными.
Вербальная агрессия и враждебность
Различий в выражении вербальной агрессии между мальчиками и девочками обнаружено не было.
Источник: Maccoby and Jacklin (1974);Tavris (1992); Hyde and Linn (1988); Linn and Hyde (1989).
ГЕНДЕРНЫЕ ТИПЫ В РАМКАХ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
Различие между полами начинает быть заметно в самом раннем возрасте (Fagot, Leinbach, & Hagan, 1986; Caldera, Huston, & O ‘ Brien, 1099). В группах детского сада было установлено наблюдение за детьми. Оказалось, что даже малыши в возрасте от 15 до 36 месяцев предпочитают брать игрушки в соответствии с их половой принадлежностью (O’Brien, Huston, & Risley, 1983). Это обсервационное исследование выявило еще один распространенный вывод: девочки менее строго, чем мальчики, подчиняются гендерно-подходящему поведению. Девочки чаще играют с грузовиком, чем мальчики обнимают куклу. Есть много причин для демонстрации приверженности к гендерно-ролевым стереотипам. Наша культура в основном ориентирована на мужчин, которые имеют больше привилегий, им чаще оказывают почет и уважение. Мужская роль определена достаточно четко. За счет этого они имеют более узкие гендерные стандарты. Девчонка-сорванец выглядит в глазах общества не так ужасно, как изнеженный маменькин сынок. Родители и сверстники осуждают мальчиков за то, что они плачут, отступают перед лицом агрессии, носят женскую одежду или играют в куклы. Напротив, случайные вспышки гнева, грубая игра, ношение джинсов или катание грузовиков умеренно приемлемы для девочек. Матери, отцы и другие взрослые более негативно реагируют на поведение свойственное противоположенному полу у мальчиков, чем у девочек. Именно родители мальчиков начинают бить тревогу и препятствовать нежелательному поведению более активно (Fagot, 1977b; Fagot & Leinbach, 1987; Langlois & Downs, 1980). Исследования показали, что отцы склонны более негативно реагировать на женское поведение мальчиков, чем матери. Такое сильное беспокойство по поводу неподходящего гендерно-типичного поведения, которое проявляют отцы, может быть проявлением их беспокойства по поводу своей собственной мужественности (Goodenough, 1957) или может быть связано с распространенным мужским беспокойством в нашей культуре (Seavey, Katz & Zalk, 1975).
Тем не менее, мальчики и девочки развивают отличительные паттерны интереса, которые соответствуют их гендерным ролям. В национальном опросе приняли участие более 2000 детей в возрасте от 7 до 11 лет (Zill,1985). Зилл зафиксировал, что мальчики любят оружие, бокс, борьбу, каратэ, командные виды спорта, а также создание и ремонт вещей больше, чем у девочки. Девочки, напротив, предпочитают кукол, шить, готовить, танцевать и присматривать за детьми младшего возраста больше, чем мальчики. Данные модели интереса у детей поощряются взрослыми различными способами, например, при выполнении домашних обязанностей. В 1990-х годах девочки чаще застилали постель, убирали, мыли посуду и стирали. Мальчики чаще занимались ремонтом, выносом мусора и стрижкой газонов (Goodnow, 1988; McHale et al., 1990).
Опять же, надо помнить, что между семьями существуют индивидуальные различия. На некоторых мальчиков возложены обязанности по мытью посуды, а некоторые девочки в состоянии чинить технику! Несмотря на это, современные гендерные роли, по прежнему, имеют множество «старых» стереотипов.
Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke – The biological bases of behavior. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993
Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна
Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна
Источник изображения: pexels.com
Ключевые слова: гендерные различия, различие пола и гендера, гендерные роли, половое различие, половое воспитание, чем мальчики отличаются от девочек, различие между полами
Источник
Воспитание ребенка – дело долгое и сложное, поскольку необходимо учитывать многие нюансы детской психологии. Часто родители, осознанно или нет, стремятся к тому, чтобы их дочь стала женственной, а маленький сын – настоящим мужчиной.
Что такое гендерное воспитание?
Гендерное воспитание – это процесс формирования понимания о половой принадлежности ребенка и о стандартных моделях поведения представителей женского и мужского пола.
Основная цель гендерного воспитания – научить мальчиков и девочек осознавать свои половые отличия и придерживаться соответствующих моделей поведения.
Особенности гендерного воспитания
Вовсе не обязательно запрещать девочкам играть в какие-то “мужские” игры, а мальчикам – забавляться с куклами. Важно лишь то, что детям необходимо научиться различать роли, которые должен играть мужчина, и роли, которые в обычной жизни играет женщина.
Прежде всего, именно родителями закладываются основы гендерного воспитания детей, и от них зависят дальнейшие успехи в понимании закономерностей окружающего мира.
Взаимоотношения мамы и папы друг с другом, с самим ребенком и его братом или сестрой уже оказывают большое влияние на детскую личность. Кроме этого, на семью влияют и внешние причины: социум, нравственные и общественные нормы.
Гендерное воспитание в семье не должно строго отграничивать мальчиков и девочек. Не стоит всю нежность тратить только на девочек, а то и вовсе сюсюкаться с ними, неправильно полагая, что мальчики не нуждаются в заботливом и ласковом отношении.
Родители и сами должны проявлять соответствующее своей гендерной принадлежности поведение, иначе дети, копируя взрослых, все равно не смогут получить правильное гендерное воспитание.
В семье все должны проявлять друг к другу доверие и всегда быть готовыми прийти на помощь. В таком случае ребенок вырастет в полноценную личность.
Частой проблемой гендерного воспитания является то, что детей с самого появления на свет преимущественно окружает женская половина населения. Дома мамы и бабушки, в садике – воспитательницы, в школе – учительницы. Больше всего страдают от этого мальчики, поэтому мужчины также должны принимать непосредственное участие в воспитании и обучении ребенка.
Плюсы гендерного воспитания детей
Во-первых, благодаря гендерному воспитанию ребенок сможет лучше социализироваться в детском саду, получить устойчивые трудовые навыки, повысить дисциплину и ответственность за свои действия.
Во-вторых, ребенок сможет отличать мальчиков и девочек и будет общаться с ними в соответствии с признанными нормами.
В-третьих, получившие правильное гендерное воспитание дети меньше ссорятся. Выяснение отношений между ними редко переходит в драки или серьезные конфликты.
Гендерное воспитание девочек
Вот некоторые рекомендации родителям девочки для того, чтобы воспитать из нее настоящую женщину:
- Между матерью и девочкой должны складываться теплые, доверительные отношения;
- Отец тоже должен уделять внимание, показывая, что дочь – человек другого пола, достойный внимания и любви;
- Мать должна вести с девочкой регулярные беседы “по душам” наедине;
- Дочка должна быть привлечена к ведению домашних дел под руководством матери;
- Девочку необходимо обеспечить игрушками, символизирующими женские занятия: наборами посуды, куклами, игрушечной мебелью;
- Дочку следует познакомить с такими кружками, как танцы, художественная гимнастика, балет, также она может заинтересоваться музыкальной или художественной школой;
- Девочки любят внимательно изучать людей и их взаимоотношения, им интересны эмоции и чувства.
Гендерное воспитание мальчиков
А вот некоторые советы для того, чтобы воспитать из мальчика настоящего мужчину:
- Важно демонстрировать по отношению к ребенку уверенность в его действиях, уважать его достоинства;
- Мужчина должен подавать личный пример мальчику и способствовать его привлечению к спорту и мужской работе по дому;
- Мальчиков нужно дополнительно мотивировать, больше поощрять и меньше запрещать;
- Чтобы сформировать чувство ответственности, необходимо придерживаться определенного режима и поддерживать дисциплину;
- Не нужно ругать мальчика из-за слез или другого проявления эмоций;
- Мальчик должен уметь обслуживать себя сам;
- Для игр мальчику важно иметь солдатиков, машинки, железную дорогу, наборы для фокусов и научных экспериментов, паззлы и конструкторы.
В современном мире различия между полами начинают стираться, и это может неблагоприятно отразиться на будущих поколениях. Именно поэтому важно воспитывать детей с учетом гендерной принадлежности.
Ребенок не обязательно должен стать идеальным воплощением женственности или мужественности, главное – помочь ему в проявлении своих лучших качеств.
Фото гендерного воспитания
Также рекомендуем просмотреть:
- Как научить ребенка читать
- Зарядка для детей
- Истерика у ребенка
- Как научить ребенка ползать
- Как научить ребенка рисовать
- Сказки для детей
- Самооценка ребенка
- Как воспитывать девочку
- Самостоятельность ребенка
- Что нельзя говорить ребенку
- Капризы ребенка
- Ребенок не хочет учиться
- Развитие ребенка по месяцам
- Детская ложь
- Как привить любовь к чтению у детей
- Как воспитывать мальчика
- Во что поиграть с ребенком
- Как научить ребенка писать
- Как уложить ребенка спать
- Сказкотерапия
- Задержка речи у ребенка
- Как развить память у ребенка
- Как подготовить ребенка к школе
- Ребенок просыпается ночью
- Как приучить ребенка к горшку
- Как отучить ребенка от соски
- Как наказать ребенка
- Нервный ребенок
- Развитие моторики у детей
- Детская ревность
Источник
Когда речь ведется о гендере, имеются в виду абсолютно все поведенческие проявления, которые относятся и к мужчинам (мальчикам), и к женщинам (девочкам), выступающим носителями социокультурных установок, а также норм. Стоит отметить, что различие мужчин и женщин состоит и в психофизиологических особенностях, но биологический пол не в каждом случае напрямую связывается с социальными ролями, которые социум предписывает выполнять человеку.
Замечание 1
В детском возрасте не наблюдаются и не выявляются половые различия в структуре темперамента. Но при взрослении половые различия темперамента уже заметны, и их число растет: у мальчиков можно наблюдать более сильную активность и агрессивность.
Выражение своего мнения напрямую связывается со свойствами темперамента. Взаимосвязь между свободой выражения собственного мнения, а также подвижностью обладает криволинейным характером. То есть можно сказать, что девочки с низкими либо высокими показателями активности выражают свое мнение более свободно, в то время как при среднем уровне подвижности проявляется осторожность в выражении своего мнения касательно иных индивидов. Если говорить о степени свободы высказываний, тут нет различий между мальчиками и девочками.
Проведенное группой ученых под руководством Н.Л. Горбачевской исследование продемонстрировало, что в возрастном периоде от шести до десяти лет у девочек лучше показатели слухоречевой памяти, а уровень памяти зрительной лучше уже у мальчиков. Но с течением времени осуществляется улучшение показателей зрительной памяти у мальчиков, а у девочек заметно ухудшается память слухоречевая.
О.Ю. Ермолаев провел исследование мнений преподавателей разных дисциплин, и оно показало, что внимательность девочек на всех учебных предметах, кроме математики, более высока. По словам педагогов, во втором классе различие между мальчиками и девочками весьма выражено по следующим дисциплинам: русский язык, чтение, математика, труд. Учителя подвергают оценке не просто познавательные процессы, а, скорее, их проявление в общем стиле учебной деятельности обучающегося. Например, характеризуя внимание школьника, они, по сути, говорят о его способности организовывать собственное внимание, о внимательности как о поведенческой характеристике, а также личностной особенности. Получается, что из-за этого девочки, которые постоянно показывают полную готовность следовать указаниям учителя, получают в итоге лучшие оценки своего внимания. По экспертным оценкам педагогов, девочки, в общем, учатся успешнее и лучше ведут себя на занятиях. В контрольных работах, которые делаются дома, девочки совершают меньшее число глупых и неоправданных ошибок, которые могут быть вызваны дефицитом внимания. Значительное превосходство девочек, как считают педагоги, демонстрируется во время занятий по труду. Единственным же занятием, где мальчики не просто не уступают девочкам, но и превосходят их, является математика. Именно по этой дисциплине педагоги оценивают мальчиков выше.
Замечание 2
Приведенная выше информация не в полной мере объективно отображает половые различия во внимании, а также не дает ответ на вопрос касательно наличия объективных различий в свойствах внимания между мальчиками и девочками, а также о различного рода предпосылках данных различий (как социально-психологических, так и физиологических).
Физиологические различия в развитии мальчиков и девочек
По словам физиологов, уже в первых-третьих классах за одной партой располагаются дети различных возрастов. Заметная отсталость мальчиков от девочек в физиологическом развитии объясняется как раз различиями их внимания. Конкретно в данном возрасте происходит формирование высших корковых центров регуляции поведения – то есть лобных частей коры больших полушарий. Их руководящая роль касательно подкорковых центров, которые определяют общую степень поведенческой активности, растет постепенно. Получается, что у мальчиков, обучающихся в младших классах, уровень данного контроля, в общем, ниже, нежели у девочек, являющихся их одногодками. Из этого вытекает худшая способность произвольной регуляции собственного поведения, и особенно внимания. В этом случае речь ведется о способности организовать собственное внимание, а также произвольно управлять им. По этому качеству девочки в младших классах действительно перегоняют мальчиков.
Замечание 3
По информации, полученной в ходе психометрических исследований, стало известно, что среди обучающихся в младшей школе различия между девочками и мальчиками до наступления подросткового возраста в степени математических способностей не прослеживаются, их проявление заметно только в начале подросткового возраста (одиннадцать-двенадцать лет), и они относятся в большей мере к сложным формам математического мышления.
Данная информация подтверждается еще одним исследованием, которое было осуществлено С.В. Зверевой. Исследование, касающимся интеллектуальной сферы воспитанников и обучающихся, обладающих средними интеллектуальными способностями, в условиях дошкольных образовательных учреждений, а также школ с типовыми программами образования, дало возможность узнать, что очевидные и устойчивые в возрастном отношении гендерные различия не прослеживаются в развитии определенных сторон интеллекта. Воспитанники и обучающиеся как женской, так и мужской групп обладают сходными показателями развития общего и невербального, а также вербального интеллекта, и близкой академической успеваемостью. Исследование определенных особенностей интеллектуального развития учеников, обладающих высокими, а также сверхвысокими интеллектуальными способностями, не дало возможности проследить значительные гендерные различия. Ученики гимназий с высоким интеллектом и женской, и мужской группы при этом обладают похожими показателями развития общего и невербального, а также вербального интеллекта, и близкой академической успеваемостью.
Касательно гендерных особенностей пространственных способностей информация разных исследований довольно неоднозначна по различным аспектам. Но зрительно-пространственные способности – это та область, где с самого младшего возраста мальчики показывают себя лучше. Есть информация о том, что уже в восемь-девять лет мальчики намного лучше, чем девочки, применяют зрительные опоры для ориентации в окружающем пространстве. Е.Е. Маккоби приводит в пример тесты, проведенные в США, по данным которых в двенадцати из восемнадцати исследований именно мальчики показывают большую успешность, в том числе и в тестах на развитие пространственных способностей.
Половые различия в академической успеваемости
По данным, полученным в наши дни, в академической успеваемости можно проследить половые различия. Процент успеваемости выше у девочек. Данный факт можно объяснить спецификой учебного процесса, в котором делается упор на воспроизведение уже готовых схем, а также на запоминание, чем на творческую работу. Но эта точка зрения верна лишь отчасти, ведь низкая успеваемость не определяется исключительно стереотипизированностью учебного процесса, а обладает более обширным спектром причин, а также оснований для этого.
Пример 1
Можно привести в пример исследования, в которых указывается то, что лучшая успеваемость девочек может объясняться их более высокой чувствительностью к социальным сигналам, а также более высокой податливостью руководству взрослых людей.
Можно сказать, что по данным современных исследований у девочек выражена более сильная психологическая устойчивость. Это в полной мере подтверждает теорию касательно разницы в предназначении гендерных представителей – то есть консервативности и устойчивости женщин, а также прогрессивности и изменчивости мужчин. Мальчики чувствуют себя более социально благополучными, чем девочки. Получается, именно это и есть результат защитной психической функции из-за недостаточной способности к переменам под влиянием окружающей среды, в том числе и среды образовательной.
Мальчики лучше девочек-одногодок в силе, ловкости тела, логическом мышлении, а девочки превосходят мальчиков в физической гибкости. Вероятно, это можно объяснить генетическими гендерными особенностями развития. Явное превосходство мальчиков по показателям социального компонента исходит, возможно, из генетической предопределенности, а также качеств характера. Недостоверное превосходство девочек касательно показателей социальной составляющей говорит о более значительных возможностях социального воздействия в образовании качеств личности.
В нынешнее время в настоящей практике образования педагог ориентируется на определенного усредненного школьника, не учитывая его психофизиологические особенности. В условиях гетерогенного учебного коллектива половозрастные особенности учеников не берутся в расчет. Типовые программы, а также стратегии выполнения данных программ преподавателями не отвечают логике, а также психофизиологической специфике развития познавательных процессов школьников различных полов. Это заметно уже в условиях младшей школы, в тот период, когда начинается интенсивное формирование таких сфер, как когнитив?