Где учиться ребенку с задержкой психического развития

Где учиться ребенку с задержкой психического развития thumbnail

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 21 августа, 2019

Обновлено: 24 сентября, 2020

Девочка с ЗПР держит чистую книгу

С каждым годом, детей с ЗПР становится все больше, им требуется обучение, учитывающее их особенности, специфику взросления. И позволяющее интегрироваться в общество, максимально развить свои способности.

Современные педагоги и психологи считают ребят с таким диагнозом обучаемыми, способными освоить необходимые навыки для жизни в социуме. Однако, чтобы дать необходимое образование детям с ЗПР, взрослым необходимо обладать специальными знаниями и квалификацией.

Особенности обучения

Диагноз «задержка психического развития» ставится ребенку до начала полового созревания. Он означает, что какие-то из психических функций мозга развиваются медленнее, чем у сверстников, из-за чего возникают некоторые трудности в развитии. Как правило, у детей с ЗПР страдает обучаемость.

Фактически, при начатой вовремя коррекционной работе, к периоду полового созревания подростки выравниваются со сверстниками и в дальнейшем ведут общепринятую жизнь. Практически ничем не выделяясь на фоне одногодок.

Если после 13-14 лет ребенок все еще выказывает признаки ЗПР, его диагноз пересматривается.

Речь может идти об инфантилизме и умственной отсталости.

Мальчик не может решить прстой пример

Часто задержку психического развития выявляют уже к 3 годам, что позволяет начать коррекционные мероприятия с самого младшего возраста. Подготавливать к обучению такого ребенка начинают раньше, чем его сверстников. Ему сложнее освоить даже простые навыки, научиться учиться.

Работа с особенными малышами требует от педагогов и родителей терпения и специальных навыков. Потому что даже несложное для сверстника задание, будет представлять для ребенка с ЗПР серьезные затруднения.

Условия результативного обучения:

  • Учитывает уровень и специфику конкретного ребенка.
  • Работа только в небольших группах с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся.
Мама читает ребенку с ЗПР книгу
  • Вовлеченность родителей, родственников. Обучаемость детей с ЗПР зависит еще и от желания и умения работать с ними не только педагогов в специальных учреждениях, но и родителей. Ведь времени на освоение даже простейших навыков, деткам необходимо больше.
  • Контроль динамики показателей. Постоянно проводятся специальные тесты, отслеживающие развитость основных психических функций.
  • Многозадачность процесса. Одно упражнение направленно на развитие нескольких способностей одновременно.

Перед тем, как определить школу, в которой будет проводиться обучение детей с ЗПР, устанавливают разновидность диагноза. Каждая из них имеет особенности, определяющие, где обучаются дети с ЗПР:

  • Церебрально-органическая считается сложной с педагогической точки зрения, так как дети безразлично относятся к окружающему, страдают инертностью мышления. Педагогические мероприятия основываются на работе по коррекции проявлений патологии ЦНС.
  • Психогенная. Возникает вследствие психологических травм, поэтому работа прежде всего нацелена на устранение их последствий.
  • Конституциональная. Ребята с этим типом инфантильны и легко внушаемы, невнимательны. Задача педагога в данном случае – развить внимательность, научить концентрироваться на одной задаче.
  • Соматогенная. Задержка психофизического развития. Пациенты часто испытывают неконтролируемый подсознательный страх перед обучением, возможной ситуацией неудачи. Специалисты создают атмосферу регулярных маленьких побед, поощрений, чтобы обучающийся чувствовал себя более комфортно. Одновременно проводятся занятия по физическому развитию.
Поощрение ребенка с ЗПР за успех

Варианты обучения детей с ЗПР

При определении места будущего обучения учитываются возможности у детей с ЗПР. Исходя из них создаются малочисленные группы в специализированных или рядовых учебных заведениях.

Необходимы дополнительные занятия со специалистами, направленные на развитие навыков и способностей деток, позволяющих полностью интегрироваться в общество. Чем раньше начинается работа профессионалов, тем быстрее достигается результат.

Согласно законодательству Российской Федерации, для обучающихся с ЗПР созданы специальные заведения, отдельные классы на базе классических общеобразовательных школ, детских садов.

Такие организации относятся к образовательным учреждениям 7 типа. В них дается дошкольное и школьное образование 1, 2 ступени (начальное, базовое общее образование). Поступить в класс возможно после подтверждения диагноза медицинской комиссией и при желании родителей.

В подготовительный класс спецшколы ребята идут с 6 лет, а в 7 лет становятся первоклассниками, как и их сверстники.

Занятия с детьми с ЗПР

Обучение проводится по тем же учебникам, что и в рядовых классах, но материал сокращается для лучшего усвоения. Уроки проводятся не дольше 20 минут. Потому что детки с задержкой психического развития не могут сохранять внимательность, заинтересованность процессом обучения дольше.

Методы обучения отличаются разнообразием, многонаправленностью используемых упражнений.

Обязательно предусматриваются академические часы для работы с иллюстративным, дидактическим материалом.

Достигнув определенного возраста после прохождения медицинской комиссии с ребенка может быть снят диагноз, тогда он переводится в стандартную школу и продолжает образование по стандартной программе.

Специализированное обучение

Организация обучения детей с ЗПР, достигших возраста школьников, – серьезная задача государства. Для этого созданы все условия: отдельные группы в детских садах, специализированные коррекционные школы и классы на базе общеобразовательных школ.

После внедрения ФГОС НОО, ребята с задержкой психического развития обучаются в рядовых классах общеобразовательной школы со сверстниками. Однако в таком случае им предоставляется на уроке помощь тьютора, помогающего освоить максимум изучаемого материала.

Помимо уроков, врачи, педагоги проводят дополнительные занятия и исследования, чтобы отследить динамику развития каждого обучающегося, выявить причины заболевания и скорректировать их.

Коррекционное образование имеет несколько ведущих направлений:

  • диагностическое;
  • лечебно-профилактическое;
  • корректирующее;
  • консультативное;
  • развивающее;
  • социально-трудовое.

В случае успешной коррекционной работы, учащиеся прекращают обучение в специализированном классе и переходят в общеобразовательный. Где продолжают обучение наравне со сверстниками.

Разностороннее обучение ребенка с ЗПР

Список использованной литературы

  1. The neural basis of nonword repetition in childrenwith developmental speech or language disorder: An fMRI study. Pigdon L, Willmott C, Reilly S, Conti-Ramsden G, Liegeois F, Connelly A, Morgan AT. 2020 Feb 17;138:107312. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2019.107312.
  2. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии. [Текст] / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М.: Роспедагентство, 2000. – 351 с.
  3. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегративного обучения / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – № 1. – С. 71 – 79.
  4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
  5. Management of developmental speechand language disorders: Part 1.O’Hare A et al. Arch Dis Child. (2016)

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Нельзя переоценить важность грамотного выбора учебного заведения для ребенка с задержкой психического развития. На школьное время припадает тот период, когда детей можно вытянуть, обучить, скорректировать отставание и социализировать.

инклюзивное образование

Многие эти функции должны выполнять не только родители, но и подготовленные специалисты в рамках учебного процесса. Осуществить это можно в специальных школах для детей с ЗПР. Они относятся к коррекционным заведениям, которых бывает всего 8 видов.

Заведения для младших школьников

Для обучения и коррекции детей с ЗПР созданы детские сады, которые охватывают и несколько школьных классов. Цель такого заведения в том, чтобы ученик дольше находился в кругу знакомых педагогов, с которыми уже налажен контакт. Дополнительное время отводится для того, чтобы успеть преодолеть трудности, связанные со здоровьем и закрепить базовые навыки. Параллельно с этой работой осваивается школьная программа, поэтому ученик будет полностью подготовлен, когда родители решат перевести его во второй или третий класс. Делается переход без резких стрессов, что положительно сказывается на эмоциональном фоне.

Статья в тему: Подготовка к школе детей с ЗПР. Выбор школы

Коррекционные школы разных видов

Даже если рассматривать только задержку в психическом развитии, можно увидеть, что нет четких границ, показывающих заболевание. Симптомы могут проявляться сильнее или слабее, а то и вовсе не быть симптомами. Помимо этого есть множество заболеваний похожего типа, требующих специальных учебных заведений.

Дети с ЗПР идут на обучение в 7-ой вид школ. Здесь занимаются восстановлением высших психических функций, обучают читать и говорить, борются с дислексией и алексией. В 8 виде школ обучаются умственно-отсталые дети, где заодно получают навыки  какой-либо профессии, так как они не могут обучаться в высшем учебном заведении.

зпр классы

В целом, коррекционные школы России не выглядят так плохо, потому что ориентированы на детей с проблемами. Но в обществе есть устоявшийся стереотип о закрытых интернатах, где дети только получают вред от такого обучения и времяпровождения.

При принятии решения о месте обучения необходимо учитывать индивидуальные параметры. Например, ученик может быть необучаем, а может просто плохо говорить из-за дефектов речи, но быть очень смышленым. Помочь в выборе могут логопеды, дефектологи, педиатры и родители детей с аналогичными проблемами, которые через это уже проходили. Совместное решение, к которому в итоге придут родители и врачи, покажет, насколько будущему школьнику необходимо общество детей с болезнями и готов ли он к социальной адаптации, школьной рутине и другим сложностям.

Не следует пренебрегать помощью ПМПК – психико-медико-педагогической комиссии. Ее назначают врачи, и именно там подыскивается ближайшее подходящее учебное заведение.

После того как на руках будет список школ, необходимо выполнить ряд действий, прежде чем подавать документы. Необходимую информацию о подготовке школы к обучению особенных детей можно узнать, позвонив администрации. Далее рекомендуется почитать отзывы в интернете и узнать мнение других родителей на соответствующих форумах.
классы зпр россия

Необходимо узнать качество образования, подход учителей, успехи детей и отношение других школьников. Обязательно личное знакомство с классным руководителем и одноклассниками. От окружения многое зависит. Личное посещение даст представление о школе в целом. Это чистота коридоров, классов, столовой и других помещений, порядок и дисциплина на перерывах.

В России достаточно школ для детей с ЗПР, то есть школ 7-го типа. Гораздо реже можно встретить другие коррекционные заведения. Однако тем, кто живет не в крупных городах, а в провинции, может не повезти. В таком случае остается только переезд и съем квартиры в другом городе.

Несмотря на трудности, любой человек в итоге может получить образование. Это подтверждается рядом законов РФ, в частности, Конституцией. В ней сказано, что каждый имеет право на образование, вне зависимости от диагноза. Поэтому государство должно обеспечить общедоступность и адаптивность системы образования.

После того как будет выбрана организация, необходимо собрать пакет документов. Родители оставляют за собой право не сообщать о диагнозе ученика.

Список школ, подходящих для детей с ЗПР

ГородНазваниеКоординатор по инклюзииАдресКонтактный телефон

Москва

Средняя образовательная «Школа здоровья» №50Самокиш Татьяна ХасановнаКропоткинский переулок, д.10(499) 246-43-13
Средняя образовательная школа № 59 им. Н.В. ГоголяБорисевич Надежда АнатольевнаСтароконюшенный пер., д. 18(499) 241-56-62
Центр образования № 2030Колодяжная Нина Афанасьевна2-ая Звенигородская ул., д. 8(499) 795-19-20
Средняя образовательная школа №1060Алхазова Анна АндреевнаСтремянный переулок, д. 33/35(499) 236-52-14
Средняя образовательная школа №661Потапова Таисия НиколаевнаУл. Покровка, д. 10(495) 624-98-27

Новосибирск

Коррекционная школа-интернат №12_Искитим, Центральный микрорайон, 17а+7 (38343) 2‒49‒05
Специальная (коррекционная) школа-интернат №116_Новосибирск, Александра Невского, 40+7 (383) 271‒35‒22
+7 (383) 271‒35‒55
+7 (383) 271‒35‒53
Специальная (коррекционная) школа-интернат №37_Прибрежная, 2+7 (383) 209‒39‒51
Ростов-на-ДонуКоррекционная школа-интернат №41 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья_Днепровский переулок, 119+7 (863) 223‒42‒55
Ростовская специальная школа-интернат №42_Леваневского, 34+7 (863) 252‒97‒56
+7 (863) 254‒89‒33
Санкт-ПетербургШкола-интернат №28_Герасимовская, 5 — 1-4 этаж+7 (812) 417‒53‒18
+7 (812) 543‒50‒26
Школа-интернат №9_Старцева, 7+7 (812) 417‒64‒71
ОмскАдаптивная школа-детский сад №76_50 лет ВЛКСМ, 4г+7 (3812) 55‒33‒15
Адаптивная школа-интернат №7_Амурская 18-я, 1+7 (3812) 61‒12‒07
+7 (3812) 61‒30‒81

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Статья в тему: Школы для детей с ЗПР в Украине

Выводы

Каждый гражданин России имеет право получить образование, и любой диагноз этому не проблема. Есть несколько вариантов мест обучения, которые зависят от типа школы. Также доступно домашнее обучение, однако оно противопоказано в тех случаях, когда дети в состоянии посещать школу. Это связано с тем, что обучение на дому влечет за собой социальную изоляцию. В это же время работа с педагогами и контакт с другими детьми может помочь как можно быстрее избавиться от симптомов задержки психического развития.

Источник

Обучение детей с ЗПР

Процент дошкольников и школьников, страдающих задержкой психического развития (ЗПР), растет с каждым годом. Однако данная патология не должна быть причиной отказа от воспитания ребенка и получения им образования. Современная педиатрия, психология и педагогика позволяют малышам и подросткам получить необходимые навыки, адаптироваться к социальной среде окружающему миру, максимально развить свои способности.

Особенности обучения пациентов с ЗПР

Диагноз ЗПР ставится детям в возрасте до 12-13 лет. Задержкой психического развития считают замедление скорости формирования различных психических функций (восприятие, мышление, способность запоминать, обрабатывать информацию).

Важно! По достижении подросткового возраста базовые показатели приходят в соответствие с общепринятыми нормами, при условии, что воспитание и образование детей с задержкой психического развития соответствует определенным нормам. Если же заторможенность психических реакций сохраняется в старшем возрасте, говорят об умственной отсталости, инфантилизме.

Задержка психического развития детей дошкольного возраста также определяет работу с ними. Обучение навыкам, соответствующим возрасту, у таких ребят нужно начинать достаточно рано, что стимулирует формирование психофизических реакций и готовит дошколят к учебному процессу. Педагог должен учитывать особенности такого малыша и приготовиться к тому, что даже простые задания вызывают у него затруднения и выполнение их требует длительного времени.

Задержка психического развития детей дошкольного возраста

В возрасте 3-6 лет возможно диагностировать ЗПР, но в дальнейшем необходимо уточнение диагноза и дифференцирование этого отклонения от других патологических состояний.

Требования к педагогическому процессу:

  • обучение соответствует уровню конкретного школьника;
  • индивидуальный подход и обучение в малых группах;
  • многозадачность процесса обучения;
  • вовлеченность и участие близких родственников;
  • регулярный контроль динамики состояния.

Нужно учитывать, что существуют различные группы детей с задержкой психического развития. В зависимости от причин, которые вызвали данное отклонение, различают:

  • церебрально-органическую патологию;
  • соматогенную задержку;
  • психогенную задержку;
  • конституциональную патологию.

Различные группы детей с задержкой психического развития

Тип патологии определяет работу педагога с каждой группой:

Тип патологии

Индивидуальные особенности

Церебрально-органический

Отличается самым неблагоприятным прогнозом, обучение их затрудняет психоэмоциональная незрелость. На фоне патологии ЦНС присутствует нарушение восприятия информации, безразличие к окружающему миру, заторможенность мыслительных реакций. Обучение в этом случае включает в себя мероприятия по устранению патологии нервной системы.

Соматогенный

Определяется задержка психофизического развития. Во время обучения они испытывают страх и неуверенность, возможно нарушение развития межличностных связей. Образование этой группы организуют с учетом особенностей характера, используя различные меры поощрения, развивая уверенность и помогая в социальной адаптации. Одновременно необходимы укрепляющая терапия, ЛФК и другие мероприятия, стимулирующие физическое развитие.

Психогенный

Формируется вследствие психологических травм и приводит к нарушению психических реакций. Коррекция направлена на улучшение нервно-психических функций, усвоение новых знаний и развитие интеллекта.

Конституциональный

Определяет общий инфантилизм в эмоционально-волевой сфере, такие ученики невнимательны, внушаемы, им сложно сосредоточиться на конкретной задаче, уроке. Обучение при этой патологии направлено на тренировку усидчивости, внимания.

Коррекционное обучение детей с задержкой психического развития

Задача воспитания и образования ребят с ЗПР сводится к нормализации психических реакций и содействию в адаптации к миру, межличностных отношениях, освоении знаний в соответствии с возрастом.

Задача воспитания ребят с ЗПР это нормализации психических реакций

Организация образовательного процесса

Согласно нормативно-правовым актам федеральной законодательной базы РФ в целях улучшения обучающего процесса созданы специализированные заведения. Это школы для детей с задержкой психического развития, интернаты и классы коррекции на базе общеобразовательных школ.

Эти специализированные заведения относят к коррекционным учреждениям VII типа. Они дают начальное и основное общее образование (1, 2 ступень). Набор учащихся в специализированные классы ведут строго по вынесению диагноза медицинской комиссией и с разрешения родителей.

В подготовительный коррекционный класс берут детей с 6 лет, в первый класс – с 7 лет. Если ученик с семи лет начал обучение в обычной школе, то его принимают во второй класс специального заведения, в случае начала обучения с шести лет – в первый класс.

Максимальное количество школьников в одной группе – не больше 12 человек. Это объясняется необходимостью личностного подхода к образованию детей с ЗПР. Обучение на базе обычных школ в специальных классах происходит с использованием тех же учебников, что и у других детей. Материал, изложенный в них, сокращают и упрощают для повышения качества восприятия.

Продолжительность концентрации на теме занятий у детей с задержкой психического развития обычно не больше 20 минут – это максимальный отрезок времени, в течение которого они способны усваивать новую информацию, затем наступает утомляемость. Для качественного восприятия педагогу в процессе урока рекомендовано использовать наглядные примеры, аналогии, дидактические материалы, важно заинтересовать учащихся. Необходимо обращать отдельное внимание на каждого ученика, выясняя трудности, которые он испытывает, концентрируясь на теме занятия, помогать ему справиться с возникшей проблемой.

Занятия с детьми с задержкой психического развития

В чем заключается специализированное обучение

Особенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность. Помимо общеобразовательной программы, врачи и педагоги проводят индивидуальные занятия, цель которых – выявить причины отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику процесса.

Личная работа с каждым школьником помогает в понимании материала и повышает качество обучения. В процессе повторения и обобщения пройденной на уроке темы, родителям и педагогам нужно помнить, что ученики с особенностями не в состоянии освоить всю тему полностью. Результативнее разбивать материал на отдельные подтемы и проверять, насколько полно и качественно усвоен материал. Обязательно хвалить, поощрять ученика, проявлять терпение и заинтересованность. Такая помощь детям с задержкой психического развития повышает их самооценку, усиливает веру в собственные возможности.

Особенностью работы с подобными учениками служат специальные методы, основанные на неоднократном повторении и тренировке памяти, мышления. Коррекционные упражнения проводят на совместно-индивидуальных уроках, с учетом категории детей с задержкой психического развития.

Категории детей с задержкой психического развития

В зависимости от нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы, интеллекта или межличностного восприятия педагоги занимаются тренировкой интеллекта, внимания, речи, корректируют имеющиеся нарушения.

Количество часов, выделенных на проведение индивидуально-групповых занятий, не превышает 3 часа в неделю для начальной группы, 1 час для старшей группы. Не рекомендуется приглашать на такой урок более трех человек одновременно, ученики должны иметь похожие недостатки и пробелы в плане образования.

В процессе основных и вспомогательных уроков отмечают поведение детей с задержкой психического развития. Некоторым ученикам свойственно преобладание процессов торможения – они отличаются замедленной реакцией на происходящее, пассивностью. Другие наоборот – излишней возбудимостью, неусидчивостью, невозможностью сосредоточиться на определенном действии. Все это учитывают во время обучения.

Образовательный процесс организуют в соответствии с особенностями психологии детей с задержкой психического развития. Необходимо комплексное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние, а также ликвидация недостатков в знаниях школьника.

Психологии детей с задержкой психического развития

Коррекционное образование при диагнозе ЗПР имеет несколько направлений:

  • диагностическое;
  • консультативное;
  • лечебно-профилактическое;
  • развивающее;
  • корректирующее;
  • социально-трудовое.

Важно! Во время обучения рекомендован регулярный контроль динамики психофизического состояния ученика, проверка качества обучения и готовности к общешкольной программе. По каждому ученику проводится отдельный педсовет, не реже одного раза в четвертной период, где решается вопрос о продолжении обучения в коррекционном заведении.

Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития основывается на оценке уровня полученных знаний, формировании соответствующих возрасту психологических реакций, нормализации психоэмоционального состояния ученика. В случае успешной коррекции отставания дети прекращают обучение в специализированном классе и переходят на программу общеобразовательной школы в обычном классе со сверстниками.

Видео

004

Источник