Гармоничного развития интеллекта у последнего ребенка в семье
В современной психологии особое место занимают работы, связанные с изучением влияния на развитие интеллекта таких факторов, как размер и структура семьи, очередность рождения, длительность интервалов между рождениями детей. Было замечено, что низкие результаты почти по всем видам тестов интеллекта сопутствуют относительно большим семьям, семьям без отцов и другим неблагоприятным семейным обстоятельствам. При этом отмечается и эффект очередности рождения: чем выше номер рождения ребенка, тем ниже его интеллект по сравнению с первенцем [24, с.136].
Предложены самые разные интерпретации подобных эффектов.
- 1. Физиологические гипотезы, например, гипотеза «маточной усталости», согласно которой при повторных рождениях (а также с возрастом матери) ухудшается «качество» матки, следовательно, плоду все тяжелее усваивать необходимые питательные элементы, что и приводит к меньшей интеллектуальности позднорожденных детей. Однако, гипотеза «маточной усталости» не увязывается с большинством данных, полученных разными исследователями. Она не может объяснить замечаемых различий в интеллектуальных показателях между детьми с разными интервалами рождения (так, согласно этой гипотезе, чем в более позднем возрасте рожден ребенок, тем хуже должны быть его интеллектуальные показатели, но этого не наблюдается в случае, если интервал между рождением этого ребенка и его старших братьев и сестер велик). Невозможно применить эту гипотезу в случае с единственным ребенком в семье, рожденным поздно. Противоречат ей также данные, полученные на близнецах. По этой гипотезе у близнецов в силу их одновременного внутриутробного развития интеллект должен быть ниже, чем у одиночных детей, что, действительно, иногда наблюдается, особенно в раннем онтогенезе. Однако оказалось, что если близнец растет один (например, из-за ранней смерти второго близнеца), то его интеллект не отличается от интеллекта одиночнорожденных. Следовательно, причина отставания – не в биологии пренатального периода, а в психологической ситуации постнатального развития.
- 2. Экономические гипотезы: первенец расходует большую часть «воспитательных ресурсов» семьи, остальным детям заботы, времени и денег родителей остается с каждым следующим номером все меньше и меньше. Как и физиологические, экономические гипотезы не помогают объяснить известных различий между единственными детьми в семье и первенцами, между живущими близнецами и близнецами, потерявшими пару, а также между детьми, рожденными с разными временными промежутками после предыдущих детей.
- 3. Генетические гипотезы: генетические факторы, безусловно, влияют на интеллектуальное развитие. Например, известно, что с возрастом матери, а также отца может повыситься вероятность мейотических нарушений. Но вряд ли будет верным предположение о том, что существуют генетические различия между детьми одних и тех же родителей в зависимости от очередности рождения. Поэтому генетические гипотезы также оказываются несостоятельными в объяснении наблюдаемых различий между детьми во всех указанных выше случаях.
- 4. Психологические гипотезы. Первенцы получают больше родительского внимания и больше взаимодействуют с родителями, чем позднорожденные дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально [21, с. 140].
Взаимодействие с родителями стимулирует более быстрое речевое развитие, чем взаимодействие с детьми. Первенцы всегда больше взаимодействуют с родителями, даже когда появляются следующие дети. После этого первенцы начинают, по-видимому, играть роль посредников между родителями и младшими детьми, по-прежнему больше других контактируя с родителями. Братья и сестры, разделенные небольшим интервалом рождения, схожи по ситуации воспитания с близнецами, что и сказывается отрицательно на их интеллектуальном развитии: известно, что, если близнецы больше взаимодействуют друг с другом, чем с родителями или другими детьми, может возникнуть отставание в психическом и интеллектуальном развитии. Подобные объяснения эффекта очередности рождения считаются наиболее состоятельными.
Исходя из такого рода предположений, по мнению Т.А. Думитрашку, Р. Зайонц и X. Маркус предложили модель интеллектуального развития, согласно которой, в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементом которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. «Каждый член семьи влияет на всю семью целиком, а семья влияет на него. Из модели следует, что большего интеллектуального развития следует ожидать в малых семьях с большой разницей лет между детьми» [24, с.141].
Г. Мелхорн отмечает, что Р. Зайонц не согласен с тем, что эффект размера семьи есть простое следствие социально-экономического статуса. Большие семьи чаще имеют малый доход, и они же отличаются меньшими значениями интеллекта, значит, по логике этих авторов, уменьшение значений интеллекта – следствие более низкого социально-экономического статуса. В. Веландиа, исследуя большую колумбийскую выборку, сделала вывод о том, что эффект размера семьи наблюдается в хорошо обеспеченных семьях и отсутствует при наименьшем социально-экономическом статусе.
Другие авторы, как отмечает Г. Мелхорн, получили обратный эффект.
Е. Паге и Г. Грандон, исследуя американскую выборку, выделили из нее 25% семей с наиболее высоким социально-экономическим уровнем, и в этой группе эффекта размера семьи найдено не было. Это же исследование упоминают в своем обзоре М. Вагнер и X. Шуберт. Они отмечают, что в рассматриваемом исследовании семьи по размеру неравноценны: 75% высокообеспеченных семей имеют по 2-4 ребенка, а такое же количество детей в малообеспеченных семьях встречается лишь в 44% случаев. Поэтому, «комбинируя группы по социально-экономическому статусу, затруднительно обнаружить влияние размера семьи на умственные способности». Р. Зайонц, однако, не считает ни первые, ни вторые данные противоречащими своей теории. Он утверждает, что, по всей видимости, в этих двух исследованиях эффект размера семьи был скрыт, сглажен положительными корреляциями с доходами семьи. Возможно, сказались и культурные различия (колумбийская и американская выборки), что он наблюдал и в своих исследованиях [26, с. 47].
В.Н. Дружинин при исследовании влияния формальных аспектов структуры семьи на интеллект обнаружился несколько многократно подтвержденных явлений:
- 1. Интеллект у детей в среднем тем выше, чем старше их родители.
- 2. Интеллект выше в семьях, где меньше детей.
- 3. С порядковым номером рождения ребенка интеллект убывает.
- 4. В многодетных семьях интеллект имеет тенденцию особенно понижаться при сокращении интервалов между рождением детей.
- 5. В семьях с высоким образовательным и экономическим статусом интеллект детей выше и перечисленные выше феномены менее выражены (исследования проводились в странах Запада) [21, с. 325].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что семья, ее размер и структура оказывают большое влияние на развитие интеллекта у детей. Наиболее заметны различия в интеллектуальном развитии между детьми из многодетных семей и единственными детьми в семье.
Из сравнения первенцев и вторых детей в многодетной семье выявилось, что вторые по порядку рождения дети значимо отличаются в худшую сторону в интеллектуальном развитии от первенцев. Это связано с тем, что первенцы получают больше родительского внимания и больше взаимодействуют с родителями, чем позднорожденные дети, что и позволяет им быстрее развиваться интеллектуально. Кроме того, было замечено, что низкие результаты почти по всем видам тестов интеллекта сопутствуют относительно большим семьям, семьям без отцов и другим неблагоприятным семейным обстоятельствам [21, с.325].
Но существует и мнение, согласно которому в каждой семье складывается специфическая интеллектуальная обстановка, элементом которой является индивидуальный опыт каждого члена семьи. Таким образом, каждый член семьи влияет на интеллект всей семьи целиком, а семья влияет на его интеллектуальное развитие.
Источник
Ученые из Свободного университета (Vrije Universiteit) в Амстердаме (Голландия) занимались исследованием, в результате которого требовалось выяснить, какие дети в семье, младшие или старшие, обладают самым высоким уровнем IQ.
Такие исследования ведутся уже не один год. Результаты показывают, что самым умным является старший ребенок в семье.
И вот – новое исследование голландских ученых это подтверждает! Оказывается, что первый ребенок намного умнее своих кровных младших братьев и сестер. Чтобы объяснить данный феномен, ученые провели научный эксперимент, в котором приняли участие 650 детей.
Ученые измеряли уровень IQ участников в период с 11 до 18 лет. Подводя итоги, авторы исследования пришли к выводу, что умственные способности детей прямо пропорционально зависят от того, какими по счету они родились в своей семье.
“Наши выводы в равной степени справедливы и для мальчиков, и для девочек, – заявила одна из авторов исследования Доррет Бумсма. – Самые высокие показатели IQ у детей, у которых нет старших братьев и сестер, далее следуют дети с одним старшим ребенком в семье. Результаты детей с двумя или более старшими братьями и сестрами – самые низкие”.
Ранее ученые установили, что порядок рождения влияет на развитие личности и успешность в учебе, на продолжительность жизни и сексуальную ориентацию. Также было установлено, что младшие дети в семьях, где больше одного ребенка, чаще начинают рано курить, пить, курить марихуану и заниматься сексом.
Специалисты полагают, что, возможно, причина подобной ситуации кроется в том, что первые дети получают больше родительского внимания, что стимулирует их развитие, особенно на раннем этапе жизни. На что психологи из университета Огайо заявляют, что ум ребенка зависит не от очередности рождения, а от возраста матери и ее IQ – чем моложе мама, тем ниже умственные способности ее детей.
А вот что касается любимчиков, что, как сообщают ученые из Университета Калифорнии, ими являются дети, родившееся последними в семье.
Первенцы умнее своих младших братьев и сестер, но объясняется это не биологическими, а социальными факторами.
К такому выводу пришли норвежские ученые, опубликовавшие в последнем номере международного научного журнала Science результаты своего исследования. Оно было посвящено вопросу, который уже почти полтора столетия будоражит научное сообщество.
Петер Кристенсен из Норвежского королевского института профессиональной гигиены и Тор Бьеркедаль из Медицинской службы вооруженных сил Норвегии проанализировали коэффициент интеллекта (IQ) более чем 241 тыс. молодых людей, призванных в норвежскую армию за период с 1967 по 1976 гг.
Они выяснили, что средний IQ призывника, родившегося в своей семье первым, превосходил показатель интеллекта второго по старшинству ребенка, который, в свою очередь, был умнее того, кто появился на свет третьим.
Показатели составляли 103,2, 101,2 и 100 пунктов ровно. При этом младшие братья в семьях, где первенец умер во младенчестве или детском возрасте, обладали IQ в 102,9 пункта. Схожая ситуация наблюдалась с выходцами из семей, где погибли оба старших сына.
Ученые пришли к выводу, что биологические факторы – сам факт рождения первым – не могут служить объяснением более высоким показателям интеллектуального развития.
По их мнению, именно социальная позиция “старшего ребенка” в семье, который, благодаря своему положению, является естественным посредником в передаче информации от родителей к младшим братьям и сестрам, является их наставником и с детства привыкает нести за них ответственность, и есть тот фактор, что оказывает благотворное влияние на умственное развитие.
Источник
Глава 9
Заполнить пробелы
1. Измерив время….. и время….. у большого числа людей и изучив распределение испытуемых по этим признакам, Кэттелл получил….. образную кривую.
2. Большинство современных психологов определяют интеллект как….. личности….. к окружающей среде.
3. По мнению Спирмена, каждого человека можно охарактеризовать определенным уровнем….. интеллекта, которому соответствует фактор G, и….. способностями, которым соответствуют факторы S.
4. По мнению Тёрстоуна, существует семь….. умственных способностей:….. способность….. гибкость….. восприятие….. ориентация…… способность к….. и быстрота…..
5. Гилфорд предложил модель, в которой….. факторов могут быть определены исходя из трех размерностей интеллекта:…… их….. и…..
6. Томсон показал, что существует….. различных факторов….. для каждой задачи и….. для каждого из нас.
7. По мнению Йенсена, к….. интеллекту относятся ассоциативные способности, а к абстрактному интеллекту —….. способности.
8. Кэттелл различает….. интеллект….. индивидуумом, и сформированный интеллект, состоящий из различных….. и…… которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.
9. Хебб считает, что оценить можно только…… представляющий собой результат….. между….. и средой.
10. При современном состоянии наших знаний мы можем выявить….. или….. того или иного генетического фактора лишь после….. по тому влиянию, которое он оказывает на интеллектуальное развитие.
11. Болезнь Дауна, или…… обусловлена наличием….. хромосом 21.
12. Кретинизм — это род умственного…… поражающий детей, у матерей которых в рационе недоставало…..
13. Среди всех заболеваний, возможных у матери во время беременности, к тяжелым последствиям для развития ребенка могут приводить такие болезни, как………. или…..
14. К особенно серьезным последствиям для умственного развития ребенка, по-видимому, может приводить его плохое питание в первые….. месяцев жизни.
15. Дети, которым родители обеспечивают постоянную….. и….. контакты, развиваются…..
16. Зайонц и его сотрудники показали, что чем….. в семье детей, тем….. их IQ.
17. По-видимому, существует тесная….. между средой, в которой воспитывается ребенок, и его школьной…..
18. В школе чаще всего преобладают….. и представления о….. и….. свойственные….. слоям.
19. Первый интеллектуальный тест был разработан….. в….. году с целью….. школьников по различным ступеням обучения в зависимости от их………
20….. возраст рассчитывают, исходя из даты рождения человека, а….. возраст — по результатам тестов.
21. Коэффициент интеллектуальности — это соотношение между….. возрастом и….. возрастом индивидуума, выраженными в…..
22. В шкалах интеллекта Векслера учитывается выполнение….. и….. заданий.
23. Если вычислить для данной совокупности лиц….. отклонение от среднего IQ, равного….. баллам, то будет получено стандартное отклонение в….. или….. баллов.
24. Изучение распределения IQ в популяции позволяет получить кривую, в соответствии с которой у….. % лиц имеется умственное отставание, а у….. % — особо высокий интеллект.
25. Гилфорд различает….. мышление, позволяющее найти единственное точное решение задачи, и….. мышление, направленное на поиск….. решений.
26. Три главные отличительные черты творческого мышления — это………. и…..
27. По-видимому, когда интеллектуальный коэффициент превышает….. баллов….. между интеллектом и творческими способностями исчезает.
28. По-видимому, у женщин творческие потенции………. у мужчин.
29. По данным Уоллака и Кагана, хуже всего адаптируются к школьной среде дети с….. уровнем интеллекта и….. уровнем творческих способностей.
30. Творческие личности обладают большой….. в суждениях, всегда стремятся….. данные из различных областей и….. в своих представлениях о мире.
Верно или неверно?
1. У современных психологов существует общепризнанное определение интеллекта.
2. Большинство психологов не признают существования «общего» интеллекта, имеющегося в разной степени у разных людей.
3. Самый детальный анализ интеллекта осуществил Тёрстоун, выделивший семь видов умственных способностей.
4. Сформированный интеллект — это интеллект, который приобретается в течение всей жизни на основе пластичного интеллекта и опыта.
5. С точки зрения Хебба интеллект A — это потенциальный интеллект, оценить который невозможно.
6. В настоящее время уже многое известно о роли генов в развитии интеллекта.
7. Болезнь Дауна чаще всего наследуется от родителей.
8. Краснуха — это легкое заболевание матери, последствия которого для ее будущего ребенка, к счастью, обратимы.
9. Степень психической стимуляции ребенка в первые месяцы его жизни, по-видимому, имеет огромное значение для его умственного развития.
10. Наиболее высока вероятность гармоничного развития интеллекта у последнего ребенка в семье.
11. Дети из низших слоев общества, даже будучи помещены в другую среду, лишь с трудом компенсируют свою интеллектуальную недостаточность.
12. Умственный возраст — это точный показатель интеллектуального уровня индивидуума независимо от его хронологического возраста.
13. Средний IQ в популяции чаще всего составляет 100 баллов.
14. У ребенка, хронологический возраст которого на год больше, чем умственный, IQ ниже, чем в среднем у детей его возраста.
15. Судя по результатам интеллектуальных тестов, в целом среди населения около 9 % умственно отсталых.
16. Конвергентное мышление используется при поиске единственно правильного решения проблемы.
17. Творческое мышление отличается гибкостью в том отношении, что оно помогает человеку сформулировать множество возможных решений.
18. Человек с нормальным интеллектом обычно обладает и нормальным уровнем творческих способностей.
19. Дети с высоким интеллектом чаще всего хорошо адаптируются к школьной среде независимо от наличия у них творческих способностей.
20. Творческая личность обычно признает общепринятые ценности лишь в том случае, если они соответствуют ее собственным.
Выбрать правильные ответы
1. Впервых теориях интеллекта считалось, что он
а) наследуется;
б) связан с быстротой восприятия и реакции;
в) неравномерно распределен среди населения.
г) Все ответы верны.
2. В современном определении интеллекта основной упор делается на то, что он
а) наследуется;
б) представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде;
в) в основном приобретается;
г) неравномерно распределен у представителей разных рас.
3. По мнению Спирмена, интеллект можно в основном представить как
а) уровень «общего» интеллекта;
б) семь первичных умственных способностей;
в) 120 факторов;
г) два уровня.
4. Вычеркните ту способность, которую Тёрстоун не считает первичной умственной способностью:
а) память;
б) способность к рассуждению;
в) пространственная ориентация.
г) Все ответы неверны.
5. По мнению Томсона, в решении каждой задачи должны участвовать факторы
а) специфические для этой задачи;
б) какие-то немногие;
в) связанные с первичными способностями.
г) Все ответы верны.
6. По мнению Йенсена, абстрактный интеллект
а) состоит из ассоциативных способностей;
б) соответствует уровню I;
в) участвует во взаимодействиях с предметами;
г) позволяет оперировать понятиями.
7. Пластичный интеллект
а) приобретается;
б) образуется на основе сформировавшегося интеллекта;
в) развивается всю жизнь.
г) Все ответы неверны.
8. По мнению Хебба, интеллект B
а) это потенциальный интеллект;
б) формируется уже во время зачатия;
в) единственный, который можно оценить.
г) Все ответы верны.
9. Наследственность — это
а) потенциал, наследуемый от родителей;
б) важнейший фактор, лежащий в основе интеллектуального развития;
в) сравнительно малоизвестная область.
г) Все ответы верны.
10. Синдром Дауна
а) называется также трисомией-23;
б) связан с возрастом родителей;
в) в 30 % случаев бывает наследственным.
г) Все ответы верны.
11. Кретинизм обусловлен
а) отсутствием соли в рационе;
б) отсутствием одной хромосомы 21-й пары;
в) недостатком иода в рационе матери;
г) потреблением матерью определенных препаратов.
12. Какое из перечисленных заболеваний не приводит к серьезным последствиям для плода, если возникает у матери во время беременности:
а) краснуха;
б) сифилис;
в) диабет.
г) Все ответы неверны.
13. Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:
а) питание;
б) правильный физический уход;
в) воспитание родной матерью;
г) психическая стимуляция.
14. В ряде исследований, в которых детей из низших слоев воспитывали в специальных благоприятных условиях, их IQ повышался
а) на 5-10 баллов;
б) на 10–20 баллов;
в) на 20–30 баллов;
г) на 30–50 баллов.
15. Вероятность гармоничного умственного развития ребенка выше, если он
а) единственный ребенок;
б) старший в семье из двух детей;
в) младший в семье из двух детей;
г) самый младший в многодетной семье.
16. Школьное воспитание в западных странах
а) благоприятствует развитию детей из низших слоев;
б) опирается на универсальные ценности;
в) дает одинаковые шансы на успех.
г) Все ответы неверны.
17. Умственный возраст по Бине определяется на основании
а) даты рождения;
б) среднего возраста лиц из выборки;
в) числа правильных ответов при тестировании;
г) расположения результата на кривой распределения интеллекта.
18. Чему равен IQ у ребенка с хронологическим возрастом 6 лет и 3 месяца и умственным возрастом 5 лет?
а) 12,5;
б) 33;
в) 55;
г) 80.
19. В каком из перечисленных тестов для оценки интеллекта взрослых используются одновременно вербальные и невербальные задания:
а) Стэнфорд-Бине;
б) армейский тест А;
в) WISC;
г) WAIS.
20. Уровень интеллекта у человека считается средним, если IQ находится
а) в диапазоне от 80–85 до 115–119;
б) в пределах одного стандартного отклонения от среднего;
в) в пределах IQ для тех 70 % лиц, у которых этот коэффициент меньше отклоняется от 100.
г) Все ответы верны.
21. Среди населения в целом доля умственно отсталых лиц, страдающих средней или сильно выраженной дебильностью или глубокой задержкой умственного развития, составляет
а) 9 %;
б) 5 %;
в) 2–3 %;
г) меньше 0,3 %.
22. Нахождение оригинальных решений обусловлено
а) установлением связи с прошлым опытом;
б) конвергентным мышлением;
в) инсайтом.
г) Все ответы неверны.
23. Какая из перечисленных черт не является специфичной для творческого мышления?
а) пластичность;
б) надежность;
в) гибкость;
г) оригинальность.
24. Дети, направляющие всю энергию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило, характеризуются
а) высоким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей;
б) низким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческих способностей;
в) низким уровнем интеллекта и творческих способностей;
г) высоким уровнем интеллекта и творческих способностей.
25. Как правило, творческие личности характеризуются
а) конформизмом;
б) хорошим включением в социальную группу;
в) четко установленными представлениями о жизни и обществе.
г) Все ответы неверны.
Ответы на вопросы
Заполнить пробелы
1 — реакции, восприятия, колоколо-; 2 — способность, адаптироваться; 3 — общего, специфическими; 4 — первичных, счетная, вербальная, вербальное, пространственная, память, рассуждению, восприятия; 5 — 120, действия, содержание, результаты; 6 — множество, специфичных, характерных; 7 — конкретному, когнитивные; 8 — потенциальный, унаследованный, навыков, знаний; 9 — интеллект B, взаимодействий, наследственностью; 10 — наличие, отсутствие, рождения; 11 — трисомия-21, лишней; 12 — дефекта, иода; 13 — диабет, сифилис, краснуха; 14 — шесть; 15 — стимуляцию, разнообразные, гармонично; 16 — больше, ниже; 17 — связь, успеваемостью; 18 — ценности, жизни, интеллекте, средним; 19 — Бине, 1905, распределения, умственного развития; 20 — Хронологический, умственный; 21 — умственным, хронологическим, месяцах; 22 — вербальных, невербальных; 23 — среднее, 100, 15, 16; 24 — 2–3, 1–2; 25 — конвергентное, дивергентное, оригинальных; 26 — пластичность, подвижность, оригинальность; 27 — 100, корреляция; 28 — не меньше, чем; 29 — низким, высоким; 30 — независимостью, объединять, непостоянны.
Верно или неверно?
1 — B; 2 — В; 3 — Н; 4 — В; 5 — В; 6 — Н; 7 — Н; 8 — Н; 9 — В; 10 — Н; 11 — Н; 12 — Н; 13 — В; 14 — В; 15 — Н; 16 — В; 17 — Н; 18 — В; 19 — Н; 20 — В.
Выбрать правильный ответ
1 — г; 2 — б; 3 — а; 4 — г; 5 — а; 6 — г; 7 — г; 8 — в; 9 — а; 10 — б; 11 — в; 12 — г; 13 — г; 14 — в; 15 — б; 16 — г; 17 — в; 18 — г; 19 — г; 20 — г; 21 — г; 22 — г; 23 — б; 24 — а; 25 — г.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Глава 8
{1}. Беседы с Майком Веи и другими обитателями Купертино, которые упоминаются в этой главе, были проведены в период с 2006 по 2010 год.{2}. Suein Hwang. The New White Flight / Wall Street Journal. — 2005. November 19.{3}. Сайт школы Monta Vista, 31 мая 2010 года.{4}. Richard C. Levin. Top of the Class: The Rise of Asia’s Universities / Foreign Affairs. —
Глава 9
{1}. Вся информация о Брайане Литтле, изложенная в этой главе, получена из многочисленных интервью с автором, которые были проведены по телефону и электронной почте в период с 2006 по 2010 год.{2}. Больше информации по этой теме можно найти в разделе «О понятиях
Глава 10
{1}. Randy J. Larsen, David M. Buss. Personality Psychology: Domains of Knowledge About Human Nature. — New York: McGraw-Hill, 2005. — P. 353.{2}. Из электронного письма Уильяма Грациано автору книги от 31 июля 2010 года.{3}. Jens B. Asendorpf, Susanne Wilpers. Personality Effects on Social Relationships / Journal of Personality and Social Psychology 74, no. 6 (1998): 1531–44.{4}. О таком качестве,
ГЛАВА 7
НЕМНОГО ТЕОРИИ.
ГЛАВА, КОТОРАЯ МОГЛА БЫТЬ ВВЕДЕНИЕМ
КАК МЫ УСТРОЕНЫ
ТРИ ЭТАЖА
Каждый человек похож на трехэтажный дом, где на 1–м этаже обитает подсознание, на 2–м — сознание, и на 3–м — социальные и родительские
ЧАСТЬ I.
ТАЙНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Глава 1 Глава 1 Эволюция технологий власти
На протяжении тысячелетий и особенно последних столетий происходила эволюция и совершенствование технологий власти и социального управления в обществе.
Глава 1
1. Фрост и др. (1990) обсуждают «обеспокоенность ошибками» как один из параметров перфекционизма.2. Карсон и Лэнгер (2006).3. Пахт (1984). Бёрнс (1999) широко обсуждает максималистский подход.4. Фактически релятивист — это замаскированный перфекционист, который
Глава 2
1. Вегнер (1994) и Венцлав и Вегнер (2000).2. Барлоу и Краск (2006) и Краск и др. (2004).3. Рикард (2006).4. Уильямс и др. (2007).5. Уильямс и др. (2007)6. Любомирски (2007) и Рэй и др. (2008).7. Пеннебейкер (1997).8. Бранден (1994).9. Кабат-Зинн (1990).10. Роджерс (1961).11. Ньюмен и др. (1997).12. Кэлхун и Тедеши
Глава 3
1. Камю (1991).2. Аккерман (1995).3. Джемс (1890).4. Чиксентмихайи (1998).5. Локк и Латам (2002).6. Коллинз (2001).7. Хакман (2002).8. Домар и Келли (2008).9. Нэш и Стивенсон (2005).10. Райвич и Шатт (2003).11. Куперрайдер и Уитни (2005).12. Эммонс и Маккаллох (2003) и Эммонс (2007).13. Любомирски (2007).14. Косслин
Источник