Гармоничное развитие ребенка в школе
Формирование гармоничной личности ребенка в начальной школе.
«Чтобы воспитать человека
во всех отношениях,
надо знать его во всех отношениях»
К.Д. Ушинский
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.
Основы воспитания личности закладываются в ребенке с момента рождения. Большую роль в этом играет семья, дальнейшее формирование происходит в начальной школе. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства – прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней.
Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.
Основной концептуальной идеей данной программы является формирование личности обучающегося и готовности его к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, труженика, семьянина.
Основные направления работы с обучающимися:
- Воспитание интереса к себе и окружающему миру.
- Стремление к самореализации и собственной успешности.
- Умение управлять собой осознанно, подчиняться школьным правилам.
- Выработка ответственности за свои поступки, уважение чужого мнения.
- Развитие культуры общения.
- Умение отстаивать своё мнение, а также признавать свою неправоту и ошибки.
- Терпимость, толерантность к разным людям, вещам и взглядам.
- Активность в делах класса и школы.
- Стремление проявить себя и продемонстрировать свои умения, знания и цели.
- Способность активно трудиться и достигать намеченной цели.
- Умение управлять своими отрицательными эмоциями.
- Формирование учебной мотивации и заинтересованности в достижении намеченной цели.
Выпускник начальной школы имеет ряд особенностей:
Модель выпускника начальной школы.
1)Ценностный потенциал:
Восприятие ценностей семьи в своей жизни.
Авторитет педагога.
Доброта.
Честность.
Понимание ценности дружбы со сверстниками.
Оптимизм.
Аккуратность.
Ценность природы родного края, и ее исторических памятников.
2)Познавательный потенциал:
Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристики конкретного школьника.
Забота о здоровье.
Умение быстро и осмысленно читать.
Навыки этикета
Умение сопоставлять себя с героями устного народного
творчества и историческими личностями
Внимание.
3)Творческий потенциал:
Умение объективно оценивать свой труд и труд товарища.
Элементарные умения анализировать свою деятельность.
Воображение.
4)Коммуникативный потенциал:
Умение слушать и слышать других.
Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
5)Художественный потенциал:
Художественная активность в сферах народного творчества.
Художественная активность в театрализованных постановках
(музыкальное, песенное, декоративно-прикладное, танцевальное творчество).
Умение видеть и понимать прекрасное, умение давать оценку художественному творчеству.
Зная, каким я хочу видеть ученика на выходе из начальной школы, ставлю перед собой цель и задачи, учитывая возрастные особенности детей.
Цель: создать условия для формирования и гармоничного развития личности каждого обучающегося, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе.
Задачи:
- формирование самосознания и ценности человеческой жизни, определение смысла жизни и профессиональной подготовки;
- развитие творческого потенциала обучающегося путем реализации его в различных сферах деятельности;
- формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения;
- воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;
- воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, умение быть хорошим семьянином.
Обучающимся, после учёбы, в классе, в группе продлённого дня, требуется интересная и необычная внеклассная работа. Поэтому деятельность их должна строиться на следующих принципах, которые реализую в воспитательной работе.
- Принцип открытости. Совместно с обучающимися и их родителями планируем жизнь, вносим коррективы и предложения с учетом интересов, потребностей и желаний детей. Обязательно прислушиваюсь к мнению ребят.
- Принцип привлекательности будущего дела. Увлекаю всех конечным результатом выполняемого дела.
- Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проходят в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешно в глазах учителей и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования театрализованные представления.
- Принцип свободы участия. Планируя участие во внеклассной деятельности, учитываю мнение детей. Это может быть выражено в предоставлении обучающимися возможности выбора задания с учетом своих интересов, качеств и способностей. Это вырабатывает у ребёнка ответственность за порученное дело.
- Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами обсуждаем, что получилось, а что не получилось, изучаю их мнение, определяю настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
- Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с обучающимися, предоставляю право выбора партнера по выполняемому поручению. Это помогает результативности.
- Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Если ребенок видит, что его вклад достойно оценивается, то он будет ещё более активен и успешен. Оценка успешности обучающегося неформальная и отражает успех и реальное достижение.
Содержание работы классного руководителя:
- Аналитическая (изучение учащихся коллектива, анализа семейного воспитания, анализ уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья).
- Организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи).
- Коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе).
Воспитательная работа строится на взаимосотрудничестве с психологической службы образовательного учреждения. Психолог оценивает: уровень комфортности, тревожности, притязаний (стремлений), воспитанности (нравственные ориентиры, полезные привычки, коммуникативность, коллективизм).
В основе программы три раздела: «Я – гражданин», «Я – труженик», «Я – семьянин». Современные дети завтра станут полноправными членами общества. Находясь среди людей, они приобщаются к ценностям того общества, в котором живут. А приходят в школу они из семьи.
«Я – семьянин».
1 класс. Не делай другим того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.
2 класс. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять товарища в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи.
«Я – труженик».
3 класс. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Это правило поможет детям любить свою Родину, свой народ; воспитывает чувство гордости к своей стране.
« Я – гражданин!».
4 класс. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. Вооружение детей этим правилом должно привести к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера.
Каждый раздел имеет 6 направлений.
Направления:
- Дружба – крепкая (духовно-нравственное)
- Я – человек (культура поведения)
- Здоровье
- Природа – вокруг нас
- Творчество
- Моя Родина (гражданская позиция)
Формы:
- Беседа
- КТД
- Проект
- Игра
- Путешествие (очное и заочное)
- Агитбригада
Атрибуты:
- Законы класса
- Песня класса
- Эмблема
- Газета
Основа программы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Мир, Культура, Земля.
В процессе работы по данной программе создаются условия, помогающие:
- Проявить самостоятельность.
- Проявить активную общественную, гражданскую позицию.
- Саморазвитию и самореализации.
Одним из важных направлений в программе является работа с родителями обучающихся. В.А.Сухомлинский говорил: «Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания учителей и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребёнка, жизнь его может лишиться радости, а без этого нет детства». Именно родители оказывают влияние на выбор детьми жизненных целей и ценностей. Да, школа не может изменить мир, классный руководитель не может изменить родителей, но он должен выбрать оптимальный путь общения с ними. Это может помочь нашим детям только в том случае, если родители будут нашими сторонниками. Только совместными усилиями родителей, учителя и ребёнка можно добиться результатов в воспитании и обучении.
Важен и интегративный подход, который заключается в сотрудничестве классного руководителя, педагогов, воспитателей, руководителей кружков, сотрудников школы, социально-психологической службы.
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка, проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность педагогического процесса. Классного руководителя и класс можно рассматривать, как точку пересечения прямой и обратной информации, достаточность и полнота которой зависят от классного руководителя.
Безусловно, в воспитательной работе основываемся на традициях класса и школы. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности обучающихся, воспитывать умение быть Человеком.
Источник
Н.И. Юрьева
Учитель начальных классов
БОУ г.Омска «СОШ №38УИОП»
Необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности
с разносторонним развитием ребенка в современной школе.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннего развития личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками; сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Важным условием развития детской любознательности потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположение, учебный диалог и прочее. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, его направленность на саморазвитие.
Особенностью содержания современного начального образования является не , только ответ на вопрос «Что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести)?», но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных , регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Необходимо не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач.
Дети приходят в школу со своими индивидуальными способностями, с разным уровнем мотивации. Перед учителем возникает проблема: «Как научить каждого, ведь они такие разные?» Организуя детскую деятельность, необходимо соблюдать педагогические требования: создание положительного эмоционального настроения; творческий характер деятельности; оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности, поддерживающий интерес ребенка к данному виду работы. В классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. А учитель должен быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи развития ученика и учителя.
В настоящее время широкое распространение получила школьная диагностика. Учителю необходимо пользоваться диагностическими методами. Так как с их помощью можно решить следующие задачи:
Анализ процессов и результатов развития школьников (т.е. готовность к школьному образованию, темпы созревания физических функций, достигнутых сдвигов).
Анализ процессов и результатов обучения (т.е. объем и глубина знаний, умение использовать накопленные знания и навыки, уровень сформированности основных приемов мышления, владение способами творческой деятельности.
Огромное значение для развития творческих способностей имеет уровень развития внимания, памяти , воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышают творчески – поисковую активность.
В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Необязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.
Разумеется, увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска.
Учебный процесс нужно организовать так, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения. Одним из таких эффективных способов является систематическое применение проблемно – исследовательского метода в преподавании различных школьных предметов.
На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки как обобщенное, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к самому себе.
Младший школьный возраст – время достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, вхождение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ним обязанностям, развивает способности, характер, волю, расширяет кругозор интересов.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает складываться общественная направленность личности.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребенок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чем не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста против тех твердых требований, которые предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
По мнению многих исследователей, начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Л.С. Выготский самой существенной чертой этого кризиса считал начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка. Переживания начинают осмысливаться, появляются аффективные обобщения, «логика» чувств. Определенные требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникают именно в связи с кризисом семи лет. Для этого возраста характерны следующие негативные проявления: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т. д.
Физиологической основой этого кризиса считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Наиболее яркими симптомами переходного периода являются капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, кривлянье, раздражительность, вспыльчивость, агрессивность , конфликтность, дерзость и т.п. Дети становятся непослушными и с трудом поддаются воспитательным воздействиям взрослых.
Процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в условиях новой социальной ситуации в школе обычно называют адаптацией к школе. Критериями ее успешности считают хорошую успеваемость, усвоение школьных норм поведения, отсутствие проблем в общении, эмоциональное благополучие. О высоком уровне школьной адаптации свидетельствуют также развитая учебная мотивация, положительное эмоциональное отношение к школе, хорошая произвольная регуляция.
В последние годы в литературе, посвященной проблемам младшего школьного возраста, активно используется понятие дезадаптация.
Е.В. Новикова связывает возникновение школьной дезадаптации со следующими причинами:
– несформированность навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости;
– несформированность мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы);
– неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием;
– неумение приспосабливаться к темпу школьной жизни в силу особенностей темпераметра.
Признаками дезаптации являются : негативное эмоциональное отношение к школе, высокая устойчивая тревожность, низкая работоспособность, трудность общения с учителем и сверстниками.
Б. Филипс рассматривает различные школьные ситуации как фактор социального и учебного стресса и угрозы для ребенка. Обычно социальная угроза ассоциируется у ребенка с отвержением, враждебностью со стороны учителей и одноклассников или с недостатком дружелюбия и принятия с их стороны. Учебная угроза связана с предчувствием психологической опасности в учебных ситуациях: ожидание провала на уроке, боязнь наказания за неуспех со стороны родителей.
Трудности во взаимоотношениях родителей непременно отражаются в психике ребенка и могут вызвать в ней патологические нарушения. Известно, авторитарность, доминирование и гиперопека, так же, как и эмоциональное отвержение, наносят серьезный ущерб эмоциональному развитию ребенка. К числу ошибок родителей в воспитании относятся стремление оградить ребенка от малейших трудностей и проявлений самостоятельности, инфантилизация детей. Это приводит к неуверенности, незрелости учебной мотивации детей, неумению преодолевать школьные трудности. Другая ошибка семейного воспитания, возникающая с поступлением ребенка в школу, – построение взаимоотношений с ним в зависимости от школьных оценок: если его успехи невысоки, то дома в общении с ребенком преобладают наказания и упреки. Выход из подобного психогенного комплекса ребенок может искать во внешкольном общении со сверстниками, для младшего школьника более вероятен «уход в болезнь». Родительские амбиции, требования высоких достижений способствуют возникновению у детей повышенной тревожности, боязливости, неадекватных реакций на стресс.
Итак, для эмоционального развития ребенка крайне важны его ранние эмоциональные связи со взрослыми. Они создают для него базу безопасности, опираясь на которую ребенок может расширять свой окружающий мир. Нарушение эмоциональных контактов с родителями приводит к снижению чувства защищенности, отклонениям в поведении и нарушению психического здоровья детей. Отсутствие связей со значимыми взрослыми препятствует развитию более поздних эмоциональных привязанностей, лишает ребенка опоры в преодолении тревоги и стресса.
Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому возрастанию количества детей, испытывающих трудности социализации и, в частности, вхождения в школьную жизнь.
Проблемы одних учеников открыты и явны, проблемы других не столь очевидны, особенно ребенок хорошо учится и не имеет дисциплинарных нареканий, но, тем не менее, нередко оказываются достаточно серьезными. В задачи учителя входит диагностика всех неблагоприятных вариантов развития детей.
Такой подход позволит многообразие индивидуальных трудностей детей и узнать, как дети переживают эти трудности. Лишь опираясь на всю конкретику материала, мы можем усмотреть причины, которые стоят за внешними проявлениями эмоционального неблагополучия детей, понять тончайшие нюансы их негативных переживаний.
_____________________________________________________
Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников./А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман – М.,2001.
Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М.,1999.
Г.Ю. Ксензова Организация мотивированной учебной деятельности.М. – 2012.
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М., 2003
Крейг Г. Психология развития. – СПб., 2006.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1988.
Источник