Гармоничное развитие ребенка в дополнительном образовании

Гармоничное развитие ребенка в дополнительном образовании thumbnail

Гармоничное воспитание дошкольников в условиях дополнительного образования

Разрешите вашему вниманию представить опыт работы по работе с дошкольным возрастом в отделе САИР в ЦРТДиЮ г Нерюнгри.

Группы дошкольников отдела САИР посещают две категории детей – неорганизованные дошкольники, те дети, которые по тем или иным причинам не посещают детский сад и дошкольники, готовящиеся стать первоклассниками.

Весь педагогический состав, который работает с данной категорией детей, обязан руководствоваться нормативными документами регламентирующими работу не только в дополнительном образовании , но и ФГОС стандартами дошкольного образования для сохранения преемственности.

В связи с этим основной целью развития дошкольника в условиях дополнительного образования является накопление определенного «внутреннего капитала» для успешного перехода на новую ступень взросления, оказание помощи в  подготовке к новой социальной роли.

Для реализации этой цели педагогический коллектив работает над тем, чтобы развить необходимые индивидуальные особенности конкретного ребенка для его приближения к возрастным нормам (и его готовности к школе.)

На практике это представлено определенными направлениями развития и образования.

Области развития

программы

педагоги

Социально-коммуникативная

«Сказка своими руками»

«Дружная семья» и

психологическое сопровождение отдела

Корсакова Л.Н.

познавательная

«Эврика»

«Эрудит»

Шишкина Н.В.

Тютюникова Л.Л.

речевая

«Говоруша»

«Я познаю мир»

Говорова Е.В.

Шишкина Н.В.

Художественно-эстетическая

«Сказка своими руками»

«Волшебная радуга»

 Кукольный театр

Музыка для всех

Корсакова Л.Н.

Кучина Ю.А.

Тютюникова Л.Л.

Шахрай Н.В.

физическая

«Физкультура для дошкольников»

Чикмарева А.В.

Педагоги, работающие с детьми данного возраста, сталкиваются с определенными особенностями, которые они учитывают в своей образовательной деятельности:

  • особенности эмоциональной сферы (повышенная тревожность, низкая самооценка, повышенная сензитивность);
  • особенности здоровья;
  • особенности семейного воспитания (повышенная религиозность, разные стили воспитания в одной семье, воспитание в неполной семье, авторитарный стиль воспитания);
  • билингвизм.

Для преодоления данных особенностей в начале и конце учебного года в объединениях проводится  диагностическое обследование и последующий междисциплинарный консилиум для оценки «стартовых» возможностей обучающегося, по результатам которого происходит:

  • коррекция образовательных программ педагогов;
  • выработка  индивидуального маршрута ребенка;
  • планирование работы с родителями;
  • создание предметно-развивающей среды.

В течение нескольких лет практики в ЦРТДиЮ сформировалась определенная система по работе с дошкольниками, в нее входит:

  1. Создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний педагогами – Проведение консультационных занятий по психологическому сопровождению образовательных программ. Дискуссионные площадки по волнующим педагогов темам. Тренинги психологического роста. Теоретические и практические семинары по повышению профессиональных компетенций всех участников образовательного процесса. Учебно-практические семинары
  2. Обогащение знаний родителей о закономерностях психологического воспитания и развития детей дошкольного возраста – проведение лекториев для родителей по программе «Дружная семья». 
  3. Сравнение достижений ребенка с его предыдущими достижениями – разработка индивидуального маршрута и ведение портфолио ребенка на протяжении всего периода обучения.
  4. Система выявления и методика работы с одаренными детьми для формирования банка данных одаренных детей и психологического сопровождения педагогов при создании индивидуально-образовательных маршрутов, для таких обучающихся. Детские проекты и исследовательские работы в этом направлении успешно представлены на научно-практических конференциях.
  5. Проведение занятий по модифицированным и авторским программам, с использованием интеграции разных образовательных областей. Спортландия – шахматы и спорт, Говоруша –легоконструирование и подготовка к школе, Семицветик – арттерапия и анимация, Эврика – подготовка к школе и трудовое воспитание.
  6. Создание сенсомоторной среды. Дети на занятиях, а также в свободной деятельности выполняют разные задания со специально подобранным материалом: купание в «сухом бассейне», поиск игрушки в фасоли, составление рисунка из пробок и др
  7. Использования на занятиях и на переменах дидактических игр (или игр по намеченным правилам). Каждый педагог подбирает игры, которые помогают ему решать задачи, поставленные на занятии.
  8. Применение современных технологий  в том числе использование ИКТ – проведение занятий и мероприятий  с использованием интерактивной доски,  показ видеофайлов на компьютере в процессе психолого-педагогической работы.
  9. Психологическое сопровождение – диагностика, рекомендации и консультации для педагогов, развивающие и адаптационные занятия, собрания и консультации для родителей.

Конечно же, мы в своей работе сталкиваемся с рядом сложностей, а именно:

Посещаемость – в данном возрасте важна посещаемость не столько детей, как родителей потому что дошкольник сам прийти не может его приводят родители, и если родитель не пришел, то соответственно и ребенка на занятии не будет. А не прийти родитель может по нескольким причинам – сменный график работы, загруженность на работе,  праздники, болезни, лень и форс-мажорные обстоятельства.

Билингвизм – на протяжении нескольких лет мы на своем педагогическом опыте познаем, что такое  этническая миграция – в наших группах практически каждый год есть дети и родители, которые не владеют в полной мере или частично русским языком.

Материально-техническое оснащение – для детей дошкольного возраста первостепенна наглядность, об этом знает любой педагог, но и интегративные занятия так же требуют больших технических возможностей. П э наш отдел с благодарностью примет в дар детские пластмассовые  игрушки и легодетали если они вам дома не нужны.

Подводя итоги своего выступления хочу сказать о наших результатах. проводимая заключительная диагностика в конце каждого учебного года, показывает, что все проводимые мероприятия на протяжении образовательного периода дают положительную динамику по всем основным психолого-педагогическим параметрам, в среднем это выражается в следующих цифрах:

  • Высокий уровень готовности к школе, начало года – 33%, конец года – 95%.
  • Высокий уровень самооценки, начало года – 39%, конец года – 95%.
  • Высокий уровень мотивации к обучению, начало года – 54%, конец года –81%.
  • Высокий уровень эмоциональной комфортности, начало года – 55%, конец года – 99%.

Источник

Дополнительное образование как условие гармоничного развития личности ребенка

Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут предметы художественно-эстетического цикла, как предметы, формирующие и развивающие творческую личность, а уже затем зазеленеют ветви осознанно востребованными специальными знаниями (математическими, естественнонаучными и т.д.). Это позволит гармонично развиваться всему саженцу. К сожалению, наше общее образование зачастую берет за основу не почву, а сам саженец, в надежде, что от него начнут расти побеги творческого развития. Предметы художественно-эстетического цикла в школе считаются второстепенными, а декоративно-прикладная деятельность на занятиях изобразительным искусством и уроках трудового обучения больше ориентируется на формирование определенных знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, занятия ДПД должны и могут способствовать гармоничному развитию детей. Развивая чувственную сферу личности ребенка, они развивают его духовно, формируют способность к сопереживанию, восприимчивость и отзывчивость ко всему прекрасному в жизни. На таких занятиях ребенок приобретает чувство единства с миром, родственное внимание к нему. Односторонне интеллектуализированная школа до сих пор не решает этих задач.

Все это и побудило меня на составление авторской технологии, цель которой развить способность детей создавать и адекватно воспринимать художественный образ. Приобретение знаний языка изобразительного искусства, умений и навыков различных видов и техник ДПД является лишь средством достижения этой цели, и они не должны подменять собою цель в сознании ученика и самого педагога.

Занятия художественным творчеством предполагают адекватные методы и формы преподавания, тогда и только тогда они принесут ожидаемые результаты. Преподавание искусства требует диалогического общения педагога с детьми. В нашей школе преобладает метод сообщения знаний, метод монолога. На мой взгляд, педагог и ученик – собеседники, они совместно выясняют и находят. Важное значение имеет «овеществление в слове» мысли ребенка. Хотя «мысль изреченная есть ложь», т.е. в слове мысль внутренняя никогда не проявляется полностью, но только через речь она может получить логическую форму и быть глубже осознанной ребенком. В чем преимущество восприятия художника перед обыденным восприятием? Прежде всего в деятельном его характере. Для художника «смотреть» значит «видеть», а «видеть» значит «понимать». И потому занятия изобразительным творчеством прежде всего должны поддержать и развить зарождающийся интерес ребенка к сравнениям, к самостоятельному мышлению, от формы вглубь, к содержанию. Именно поэтому в обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос «Зачем?». Не только «Что?» и «Как?» изображено, декорировано – но ЗАЧЕМ это делалось, ЧТО этим выражалось. Существенным переходом от узнавания («Что?») к пониманию («Зачем?») является поиск ответа на вопрос «Какой?», т.е. эмоциональная оценка увиденного детьми (какой характер, настроение, отношение к изображаемому?).

На первых порах в студии таких «рассматривания вслух» мы выполняем коллективно, причем я участвую в них на равных условиях. Каждое из найденных слов-образов обсуждается, дети учатся творить сами, и учатся ценить найденное другими. По мере развития эмоционального восприятия детей, накопления ими словарного запаса, такие задания становятся индивидуальными. Появляется возможность использования следующих форм заданий:

  1. Накопление словаря ощущений и впечатлений.

  2. Мини-сочинения (по теме, по произведению, о каком-либо предмете – одушевление предмета).

  3. Составление словаря образов (Слова – Хорошие слова – Прекрасные слова – Самые замечательные слова).

Необходимым условием гармоничного развития детей является единство восприятия и создания на занятиях ДПИ. Ребенок переживает, глубоко осознает каждую тему в целостности всех видов восприятия: смотря репродукции, слушая стихи, прозу, музыку. Но школьные программы, предоставляя детям возможность самовыражения только средствами изобразительного искусства, ограничивают их развитие. Я считаю, что детям нужно давать широкий простор для проявления своих творческих способностей. И поэтому рядом с основными направлениями изобразительной деятельности ребенка, определяющими его развитие в области ДПИ (выражение впечатлений через цвет, линию, композицию) на наших занятиях являются другие, не менее важные, – слово (обращение к литературным произведениям, создание собственных словесных образов); движение (пластические этюды); звук (озвучивание шумами и музыкой, созданных в воображении, на бумаге и в материале образов).

Преподавание искусства должно не просто учитывать возможности и особенности детей того или другого возраста, но сознательно опираться на благоприятные возрастные предпосылки. Следует так организовать учебный процесс, чтобы эти качества детей, закрепляясь и развиваясь, при переходе на следующую возрастную ступень включились в новый виток развития, а не подавлялись и утрачивались.

Для младшего школьника это в первую очередь интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт. У подростка преобладает готовность осваивать явления художественной культуры, формы и способы работы взрослых людей. Для юношеского возраста характерно стремление к личностному самоопределению, к осознанию собственной неповторимости. С учетом этих особенностей я ввожу те или иные формы проведения занятий.

В работе с младшими школьниками делаю акцент на создание игровой ситуации. Игры изобразительные, пластические, словотворчество, игры-сказки присутствуют на каждом занятии, что помогает развить восприятие, внимание, мышление, творческие способности у детей, сделать процесс приобретения новых знаний, умений, навыков увлекательным. По мере взросления игра усложняется, перед детьми ставятся новые задачи, решение которых требует не только более глубокого эмоционального погружения в игровую ситуацию, но и определенного уровня овладения практическими знаниями в различных видах деятельности. Появляются и новые типы занятий – занятия-праздники как формы коллективной работы, занятия-образы, занятия – экспериментирование, занятия – наблюдения и обсуждения.

Хочется особо сказать о такой форме работы как домашние задания, которые повсеместно задаются в школах на дом – дорисовать то, что не успел закончить на уроке, что малопривлекательно и не интересно для ребенка. К тому же зачастую перегружают детей не только интеллектуально, но и психически.

Поэтому мой принцип – не давать таких домашних заданий, которые бы снова усаживали детей за стол, вся домашняя работа сводится к созерцанию и наблюдению. Такие задания учат детей не только различать цвета и линии в предметах и явлениях природы, замечать как их друзья-животные выражают свое настроение, характер, но и способствуют психической разгрузке школьников.

Ребенок – не только представитель той или иной возрастной ступени, но и неповторимая индивидуальность. В искусстве это проявляется в работе над творческими заданиями. И здесь встает вопрос – по каким критериям оценивать детские работы и нужна ли эта оценка детям. Оценивать в баллах можно степень овладения изобразительной техникой, умение и навыки пользования материалами и средствами ДПИ, но и в эту оценку уже проникает приблизительность и субъективизм.

В наших школах до сих пор преобладает репродуктивная форма обучения искусству (по образцу). Соответственно и оценивается работа ребенка на столько, на сколько она соответствует этому образцу. А отход от стандарта, проявление воображения, индивидуальности ребенка иногда не только не поощряется педагогами, но и служит поводом для снижения оценки. Для оценки же творческих работ отметка, на мой взгляд, вообще не пригодна. Но сама оценка работы нужна ребенку: ему интересно знать как воспринимается его работа зрителями. Это должна быть качественная оценка, развернутое оценочное суждение, которое сравнивает ребенка «с самим собой», а не с другими – на что толкает, явно или неявно, количественная отметка. Это, по сути, мини-рецензия на детскую работу, что конечно прибавляет забот педагогу, который и так перегружен бумагами.

В нашей студии мы каждое завершенное задание заканчиваем коллективным просмотром и обсуждением. Это способствует формированию у детей способности к адекватной оценке, дает возможность каждому ребенку высказать свои впечатления, принять творческое участие в обсуждении работ товарищей.

Творческие задания оцениваются по критериям, с которыми дети знакомятся заранее:

1.Выразительность работы, т.е. присутствие того, ЧТО требует выражения (план содержания) и поиск того, как это выразить (план выражения).

2. Владение техникой, материалами.

3. Старательность, настойчивость в работе.

Внимание, доброжелательность обстановки, в которой проходит обсуждение, компенсирует даже не очень лестные отзывы.

Главное, что ребенок выносит из таких обсуждений – возможность дальнейшей работы над своим обсужденным (но не осужденным!) творением.

Вопросы, которых я коснулась, поднимают далеко не все проблемы преподавания искусства. Ситуация в настоящее время сложилась так, что эти проблемы успешнее решаются именно в дополнительном образовании. С этих позиций дополнительное образование можно рассматривать как дополнительное условие (или возможность) гармоничного развития ребенка.

Источник

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования.

Суняйкин Дмитрий Викторович,

Педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ЦТДМ» г. Славгорода

Аннотация. В статье рассматривается актуальная для современной практики образования проблема развития творческих способностей детей в системе дополнительного образования. Анализируя специфику дополнительного образования, автор делает вывод о том, что оно создает возможности для полноценного индивидуального раскрытия творческого потенциала детей в различных видах деятельности. Особое внимание уделяется роли педагога в развитии творческих способностей детей в художественно эстетическом, театральном направлении. Ключевые слова: дополнительное образование, творчество, творческая деятельность, творческие способности, музыкальные способности.

В современных условиях много векторного развития системы отечественного образования особое внимание уделяется дополнительному образованию детей. На государственном уровне активно обсуждаются вопросы эффективности дополнительного образования за счет расширения сети учреждений дополнительного образования и спектра предоставляемых в них образовательных услуг, возможности финансирования из средств федерального и региональных бюджетов, привлечения высококвалифицированных педагогических и творческих работников для занятий с детьми с целью их положительной культурно-социальной адаптации в общество, выявления, развития и поддержки наиболее способных, творчески одаренных детей.

В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что дополнительное образование призвано удовлетворять образовательные потребности человека «в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании»[1]. Креативноцивилизационный подход, лежащий в основе образования XXI века, задает ориентиры для культурного обогащения общества гуманными, творчески созидающими личностями, чьи стремления должны быть направлены на самообразование, самореализацию и самосовершенствование во имя сохранения таких ценностей, как истина, добро, красота и справедливость. Дополнительное образование направлено на реализацию ФГОС нового поколения и вносит существенный вклад в развитие целостной, гармонической личности обучающихся.Дети и подростки приобретают углубленные знания, у них формируются умения и навыки, ценностные представления о том виде деятельности, которым они занимаются, развиваются потребностно-мотивационная сфера и опыт общения. Главными задачами системы дополнительного образования является создание условий для организации и осуществления культурного досуга детей во внеурочное время путем внедрения в образовательный процесс 1) активно-деятельностных технологий обучения и воспитания, 2) создания эмоционально привлекательной среды для занятий тем или иным видом деятельности, 3) психологически комфортной атмосферы взаимодействия, а также наличие 4) хорошей материальной оснащенности образовательного процесса и профессиональных творческих педагогов.

Много вариативность учреждений дополнительного образования дает возможность родителям и детям выбрать то из них, которое в наибольшей степени будет отвечать интересам ребенка и поможет в полной мере раскрыться его дарованиям, творческим способностям. В настоящее время в нашей стране функционируют множество школ искусств, центров детского творчества, детских художественных, музыкальных школ, клубов, в которых ребенок занимается в свободное от учебы время. На XII съезде уполномоченных по правам ребенка в г. Пскове «Талантливые дети России: поддержка и защита», который проходил в октябре 2015 г., рассматривались проблемы развития творческого и художественно-эстетического потенциала детей в ходе реализации Концепции дополнительного образования. На примере Алтайского края хочется отметить, что с 2014 года в ней начала реализовываться государственная программа по поддержке учреждений культуры и дополнительного образования детей в сфере культуры, основными задачами которой является развитие творческих способностей детей и подростков, создание условий для активного включения детей в культурную жизнь общества, популяризация детского творчества. Результаты творческой деятельности детей высоко оцениваются на областных, всероссийских и международных конкурсах: «Малые Дельфийские игры», «Таланты земли Алтайской», «Детские фантазии» и др. Система дополнительного образования отличается тем, что в ней реализуются образовательные программы по конкретному направлению деятельности и области знания: художественное творчество –декоративно прикладное искусство (оригами, бисероплетение, резьба по дереву, вышивка, художественная роспись), живопись, дизайн, хореография, вокал, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство; техническое творчество (моделирование), туристско-краеведческая, эколого-биологическая деятельность, спорт, исследовательская работа [2]. Методическое обеспечение образовательного процесса включает в себя авторские программы, разрабатываемые компетентными специалистами.

Для педагогов, работающих в системе дополнительного образования, важно определить, есть ли у ребенка природные задатки к занятиям тем или иным видом творческой деятельности: художественно-эстетической, технической, спортивной. А для этого необходимо обладать психолого-педагогическими знаниями о том, что такое способности и как они проявляются у ребенка в зависимости от возраста, уровня развития, среды, в которой он растет, в чем отличие художественно-образного мышления от предметно-логического, как индивидуально-психологические свойства личности –тип темперамента, характер, особенности эмоционально-волевой сферы –влияют на расширение творческого потенциала ребенка, его достижений, успехов. Поэтому на начальном этапе занятий в центре дополнительного образования опытные специалисты проводят психолого-педагогическую диагностику на выявление типа мышления, уровня общих и специальных способностей ребенка с тем, чтобы помочь сделать правильный выбор и очертить перспективы развития в избранном виде деятельности. Некоторые специалисты считают, что дополнительное образование является для многих детей «социальным лифтом». Если в школе ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную деятельность по интересам, например, в центре детского творчества, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, склонный к инициативе, самостоятельности, ответственности. А это те качества, которые необходимы каждому человеку для полноценного существования в современном мире, чтобы чувствовать себя защищено  и уверенно в любой ситуации делового, межличностного, профессионального взаимодействия. Центры дополнительного образования создают условия для социальной адаптации детей и подростков и формирования у них социальной устойчивости. В системе дополнительного образования заложен большой воспитательный потенциал. Общение педагога с детьми изначально положительно эмоционально окрашено.Для их совместной деятельности характерен высокий уровень мотивации достижений, обусловленный интересом и желанием самореализоваться, удовлетворить свои потребности в личностном и профессиональном творчестве. Нравственная позиция педагога, выражающаяся в искренней поддержке эмоциональных порывов обучающихся реализовывать задумки, в поощрении их фантазии, воображения ,оказывает влияние на развитие у детей оценочно-эмоционального отношения к окружающему миру, его чувственному восприятию. Создавая атмосферу творческого взаимодействия, педагог стремится поддерживать оптимальный уровень эмоционального напряжения, которое позволяет обучающимся раскрыть их творческие способности. Эмоциональное напряжение можно рассматривать как необходимый элемент творческого акта, выражающийся в радостном предвкушении успеха.

Творчество не терпит принуждения. Занимаясь в центрах дополнительного образования, в кружках и секциях, ребенок должен ощущать свободу в действиях, радость творчества. Педагог не вправе навязывать свои идеи, замыслы. Он должен чувствовать тонкую душевную организацию ребенка, своеобразие и неповторимость его мышления, помогать развиваться художественно-эстетическому вкусу посредством гуманного отношения к личности

и продуктам индивидуально-творческой деятельности, используя при этом самые разнообразные педагогические методы и приемы(сопереживание(эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.).

Нравственность и творчество в системе образования личности неотделимы. В каждом созданном ребенком продукте творческой деятельности, будь то танец, или песня, роль в спектакле или мягкая игрушка, или модель самолета, просматривается личностное начало, духовное и материальное воплощение в жизнь его фантазии. Важно, чтобы ребенок в процессе своей творческой деятельности получал физическое, эстетическое и духовное наслаждение от созидания, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей. В любой деятельности можно проявлять творческое начало. И если говорить в целом о творческой деятельности (не разводя понятия художественного, интеллектуального или технического творчества), то в ней выделяется интеллектуальная, мотивационная и личностная составляющие. Занимаясь творчеством, дети приобретают дополнительные знания о предмете своего творчества, которые превращаются для них в инструменты деятельности. Потребности заниматься именно этим видом деятельности формируют осознанные мотивы креативности, нестандартности на уровне мышления и действий, а сам процесс создания чего-то нового становится личностно значимым. Здесь следует отметить также и то, что в творческом процессе выделяют две стороны –эстетическую и рациональную, которые, в принципе, отделить друг от друга невозможно [3]. Ребенку изначально присуще эмоционально-образное восприятие действительности, а в дальнейшем он переходит к рациональной деятельности и на этой основе происходит развитие его творческих способностей. В качестве примера развития творческих способностей у детей и подростков хочется привести программу работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центра детского творчества детей и молодёжи» города Славгорода Алтайского края. Данный центр осуществляет образовательную деятельность в различных направлениях: Художественное, социально-педагогическое; декоративно-прикладное искусство; эколого-биологическое направление; туристко-краеведческое и техническое направление. Особой популярностью пользуются у детей объединения художественной направленности. Так, в«ЦТДМ» по программе «Театральное искусство» с детьми занимается педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, автор данной статьи Суняйкин Дмитрий Викторович. Разработанная им авторская программа носит художественно-эстетическую направленность и рассчитана на детей разного возраста, по структуре является многоступенчатой. В подготовительной группе обучаются дети 5-6 лет (количество обучающихся 12 человек), младшая группа рассчитана на возраст 7-10 лет (количество обучающихся 24 человек), средняя группа –11-13 лет (количество обучающихся 14 человек), старшая группа –14-18 лет (количество обучающихся 16 человек) и Занятия проводятся 2 раза в неделю, в старшей группе 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 40 мин, за исключение подготовительной группы, где занятие длится 30 мин. 
Обучить приемам актерского мастерства: умению чувствовать и переживать, импровизировать, создавать мысленные образы;раскрыть творческую индивидуальность и развивать художественную одаренность;формировать умения слушать и исполнять художественные произведения различных жанров Главная цель программы –создание условий для самоопределения детей, их духовно-нравственного и эстетического развития; развитие актёрских, речевых и творческих способностей в процессе обучения и исполнительской деятельности. Задачи программы:

воспитывать чувство коллективизма.

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых базируется весь образовательный процесс: природо-сообразности, культуро-сообразности, взаимосвязи обучения и развития, индивидуализациии коллективной направленности, взаимосвязи эстетического воспитания с актёрской подготовкой. Реализация данных принципов в совокупности способствует развитию творческой активности детей, дает им возможность приобретать опыт культурного взаимодействия, участвовать в культурной жизни родного города и края, демонстрировать свои творческие способности воспитывать эстетический вкус и любовь к театральному искусству и другим его видам;творческие достижения на различных конкурсах, фестивалях
По результатам обучения в конце года обучающиеся должны достигнуть следующих результатов: охраны речевого голоса;методики дыхательной гимнастики;В программе значительное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Применяются:
Программа по характеру деятельности является образовательно-творчески-комплексной, так как обеспечивает разностороннее эстетическое развитие детей, готовность применять полученные знания и умения по чтецкому и актёрскому искусству в индивидуальном исполнительском опыте и коллективном. Художественно-эстетическая деятельность позволяет осваивать детям духовный опыт поколений, национальные и культурные традиции русского народа; формирует у них образ творческого «Я». Выдающийся педагог дополнительного образования Б.В. Астафьев в своих работах подчеркивал воспитательное значение детского творчества, выделял его ценностную составляющую. Он полагал, что каждый, кто хоть чуть-чуть ощутил радость творчества в том или ином виде искусства, сможет более глубоко воспринимать и ценить все-то хорошее, что сделано и делается выдающимися мастерами в этой сфере, чем тот, кто воспринимает искусство пассивно. Воспитательная ценность театрального творчества ребенка заключается в том, что у него есть потребность выражать свои жизненные ощущения в действии, чувствовать гармонию и наполнять ею свой уникальный мир. Дети от природы своей склонны к творчеству, это проявляется у них непосредственно в общении, игре, конкретном виде деятельности на интуитивном уровне. При обучении ребенка театральному искусству развитие их творческих способностей становится целенаправленным процессом, управляемым со стороны педагога. Для развития творческих способностей детей в актёрском мастерстве важным является создание эмоционально привлекательной развивающей среды, которая определяется как система педагогических условий по реализации целей и задач образовательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. В организации такой среды важная роль отводится профессионализму и мастерству педагога, его умениям отбирать соответствующие методы и средства обучения, позволяющие перейти с репродуктивного уровня освоения знаний, умений и навыков на продуктивно-творческий уровень развития личности. Каждое занятие строится в режиме диалогового общения. Педагог включает детей в ситуации группового, коллективного взаимодействия, предоставляет возможность каждому проявлять инициативу и самостоятельность, учиться согласовывать свои действия в коллективной творческой деятельности. Развивая творческие способности детей, педагог активно применяет такие методы обучения, как словесные: беседы о истории театра, об эмоционально-образном содержании пьес; наглядные: демонстрация видео-постановок; практические: упражнения(на развитие голоса, слуха, чувства ритма, дыхания, на дикцию, на выразительность); ролевые игры, методы стимулирования творческой активности, методы оценки творческих способностей;
Таким образом, творческие способности понимаются как интегративное свойство личности, проявляющееся на интеллектуальном, мотивационном и личностном уровнях. Развитие творческих способностей детей становится неотъемлемой частью деятельности педагога в системе дополнительного образования и нуждается в стимулировании. Условиями развития творческих способностей является педагогически целесообразно организованная среда, позволяющая самореализоваться ребенку в определенном виде деятельности и приобрести опыт духовно-творческого общения в коллективе.

Ссылки на источники1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. –[Дата обращения11.02.2016].2. Пенягина В.И. Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы // Материалы научно-практической конференции: Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. –Тамбов, 27 апреля 2012 г. // https://dopobr.68edu.ru/archives/2388. –[Дата обращения11.02.2016].3. Йованович Т.Г., Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Педагогические идеи Л.Н. Толстого в контексте творческой самореализации личности// Известия Волгоградского государственного технического университета: межвуз. сб. науч. ст. №10(174) / ВолгГТУ. –Волгоград, 2015. –144 с. (Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания»; вып. 24). –С. 108111.4.Шарафутдинова Г.Р. Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности// https://openlesson.net/536/. –[Дата обращения11.02.2016].

Данная работа была озвучена на Методической учёбе педагогов ЦТДМ

9.04.2018г.

Источник