Гармоничное развитие ребенка раннего возраста

Гармоничное развитие ребенка раннего возраста thumbnail

Дети раннего возраста (от 3 до 4-5 лет) обычно очень подвижные и любознательные. Они везде лезут, задают массу вопросов. Это нормально, ведь сейчас самый активный период их развития. Обратите внимание на физическое развитие ребенка. Дети любят активные игры, становятся все выносливее. Физическая активность развитие ребенкапросто необходима, иначе кроха будет нервозным и вялым. Кроме того, игры и упражнения на свежем воздухе помогают развитию сердца, сосудов, легких. Вы можете заниматься вместе, делая простые упражнения утром.

Психическое развитие должно идти параллельно физическому. Вас ждет тот самый кризис трех лет, когда малыш начинает стремиться к самостоятельности. Тут главное дать ему комфортные и безопасные условия для экспериментов. Пусть сам учится кушать, умываться, убирать за собой игрушки и одеваться. Игра становится главный видом деятельности и методом обучения крохи. Это интересный возраст, но не самый простой.

Физическое развитие

У малышей раннего возраста от 3 до 5 лет тело уже пропорциональное – они похожи на маленьких взрослых. Пропадает детская пухлость, малыш может даже немного потерять в весе. Переживать насчет этого не стоит. Рост и вес мальчика и девочки примерно одинаковый, хотя девочки кажутся более миниатюрными. Антропометрические показатели малыша зависят от его наследственности, генетики. Развитие ребенка идет всегда по индивидуальному пути, тут нет каких-то жестких рамок. Конечно, серьезное отставание в прибавке веса или роста, двигательной активности будет развитие ребенкавызывать беспокойство, но небольшое отставание допускается.

В 3 годика малыш уже очень подвижный, все время хочет играть. Его начинают привлекать групповые игры. К 4-5 годам он уже танцует, выполняет комплексы упражнений. Подвижные игры сейчас лучшая тренировка для костей и мышц ребенка. Чаще выводите его погулять на улицу, особенно в хорошую погоду. Кислород очень важен для того, чтобы мозг и сердце развивались нормально.

Игры на свежем воздухе способствуют развитию сосудистой системы. А еще это отличная тренировка для его дыхательной системы. Детей раннего возраста не удержать на месте, и это хорошо. Подвижный ребенок хорошо кушает, а потом нормально спит ночью. Если же он будет много времени проводить дома, то неудовлетворенная потребность в движении сделает его нервным, раздражительным. Идеально — 2 прогулки в день по 1,5-2 часа.

Что уже умеет ребенок?

В 3-4 годика малыш умеет многое. Обратите внимание, чтобы он мог выполнять следующие упражнения:

  • ходить попеременно на носочках и пяточках;развитие ребенка
  • бегать по 150-200 метров;
  • совершать прыжки на одной или двух ногах, на месте, вперед-назад;
  • бросать и ловить небольшие предметы, мячики;
  • хорошо держать равновесие, лишь изредка падая при беге или ходьбе.

Развитие координации движений в 4 годика уже должно быть хорошим: кроха не падает, может стоять на одной ножке, прыгает и мягко приземляется. Развитие координации начинается значительно раньше, но только теперь кроха сможет похвастаться своими успехами.

Физические упражнения

Заниматься спортом лучше всего начинать в возрасте 4 лет. Сначала — простая физкультура. В детском садике будут такие занятия по 15-20 минут. Вы также можете заниматься дома, делать зарядку. Помните, что для ребенка это должно выглядеть как игра или соревнование. Тогда он будет с радостью заниматься спортом вместе с вами.

С 4 лет многие спортивные секции принимают малышей на занятия. Если же вы не хотите отдавать ребенка в секцию, то отлично подойдет велосипед или самокат. Зимой можно попробовать встать на коньки или лыжи. Все это отличная тренировка для его тела. Сейчас важно, чтобы кроха развил хорошую координацию. Добиться этого без физических упражнений не получится.

Психическое развитие

В раннем возрасте необходимо следить, чтобы психическое развитие ребенка проходило на нормальном уровне. Для этого с малышом нужно заниматься. Для него каждый день — какое-то новое открытие. Так и должно быть, мозг постоянно должен работать. Только тогда вы будете отмечать положительную динамику его развития. Иначе малышу будет тяжело в садике, а потом – в школе. Кстати, теперь отличный момент, чтобы начать изучать иностранный язык. Сейчас крохе все будет даваться легко.

Родителям стоит обратить внимание на то, как проходит психическое развитие ребенка. Для этого не нужно быть специалистом – просто понаблюдайте за вашим малышом. Все отлично, если:

Ребенок активен и любознателен.

Задает массу вопросов.развитие ребенка

Интересуется, как пользоваться теми или иными предметами домашнего обихода.

Стремится все делать сам, настаивает на том, что может/умеет сам.

Любит общаться, дружить, играть вместе с другими детьми.

Демонстрирует всем свои новые умения, гордится успехами.

Конечно, для родителей ребенка это непростое время. Малышу все нужно узнать, везде залезть, все посмотреть. А еще множество вопросов, вечно удивленные глазки и громкий смех. Это признак того, что все хорошо и ваш малыш отлично развивается.

В первую очередь нужно обратить внимание на:

  • деятельность ребенка (чем он занят, чему учится, какие учебные материалы использует, во что играет);
  • общение с родителями;
  • совместные игры с другими детьми.

Все это важные показатели нормального психического развития.

Как ведет себя малыш?

В 3 годика кроха уже неплохо разговаривает. Он общается с родителями, копирует их слова и действия. Сейчас подражание для него самый нормальный этап развития. У детей раннего возраста поведение меняется часто. Вот он спокойный и послушный, а потом начинает твориться что-то противоположное: не слушается маму, может ударить или ущипнуть, злится. Но не стоит придавать этому большое значение.

Возраст 3-4 годика — активное развитие личности малыша. Он испытывает самые разные эмоции, какие-то – в первый раз. Можно сказать, что собственные возможности немного смущают его – он не всегда знает, как реагировать на свои эмоции, чувства. Родителям нужно быть терпеливыми. Наказывать его просто так, из-за того, что вы не знаете, что происходит, — ошибка.

Предметная деятельность

Ближе к 3,5-4 годам у малыша начинает проявляться осмысленная предметная деятельность. Очень важно помочь ему понять его возможности. Для ребенка все в новинку, но он уже понимает, что многое может сделать сам. Это время для проб и ошибок, экспериментов. Главное – его развитие ребенказаинтересованность. Если малыш пассивный, вялый, не выказывает интереса к новым игрушкам или другим детям — это плохой знак.

В садике у него будут простые занятия, подходящие для детей раннего возраста. Это развивающие, творческие уроки. Концентрация его на предметной деятельности еще не велика — всего-то 15-20 минут. Обычно это рисование, лепка, музыкальные занятия. Детей стараются учить всему в простой игровой форме. Сейчас это дает лучшие результаты.

Читайте также:  Уровень развития ребенка 6 месяцев

Игровая деятельность

Игры для малышей раннего возраста — это модель реальной жизни. Некоторые проблемы кроха научиться решать, играя. В общем плане он также учится в процессе игры. Развиваются:

  • воображение;
  • логика;
  • память;
  • ситуационное мышление.

Сейчас игра уже носит осмысленный характер. Ребенок играет по какому-то своему сценарию, копируя поведение развитие ребенкавзрослых. Часто игра отражает его понимание семьи, работы, профессий. Маленькие дети очень впечатлительные. Кроха побывал на приеме у врача и вот уже просит купить ему белый халат, хочет всех осматривать, слушать, лечить.

Логично, что ему необходимо как можно больше эмоций, новых, интересных переживаний. «Переварить» новые знания он сможет потом в игре. Так что гуляйте в парках, посещайте детские театры, зоопарки, музеи. Для ребенка сейчас каждый такой поход — источник новых впечатлений и знаний. Кроха сам попросит вас поиграть в театр или магазин. Так ему легче понять наш взрослый мир.

Запрещать ребенку играть, лишать его игр с другими детьми нельзя: это навредит психике. Игра сейчас для ребенка приравнивается к обучению. А еще это возможность снять стресс, отдохнуть. Личностное и интеллектуальное развитие малыша зависит от игровой деятельности.

Кризис трех лет

Это, наверное, один из самых неприятных периодов для родителей. Представьте себе: ваш кроха был таким хорошим, послушным, всегда кушал то, что давала мама, ничего не брал без разрешения. И вдруг он резко меняется. Начинаются ссоры, недовольство. Он буквально все отвергает: не дает маме руку, вырывает ее, не хочет одевать то, что вы ему предлагаете, отказывается от привычных блюд. Поздравляем: это кризис трех лет. Хорошо, что он довольно быстро проходит или через какое-то время уже развитие ребенкане протекает так явно.

Теперь ребенок с вами постоянно не согласен. Дело в том, что в раннем возрасте он только-только начинает ощущать себя личностью, причем отдельной от матери. Раньше он не задумывался над тем, хочется чего-то или не хочется, почему и зачем он что-то делает. В 3-4 годика он вдруг понимает, что можно не любить кашку или красный свитер, а ложечку он может сам держать лучше, чем это делает мама.

Поймите, это позитивный момент. Психическое развитие подразумевает перемены. Кризис — переломный момент в жизни вашего ребенка. Ему тоже нелегко. Попробуйте поставить себя на его место: он уже многому научился, ему не хочется полностью зависеть от вас. Где-то можно и уступить ему, его новым вкусам и желаниям. Дайте ему самостоятельность, но следите, чтобы развитие проходило безопасно.

Источник

Период раннего детства (до 3-х лет) – это особый период развития, формирования и  становления всех органов и систем; и прежде всего – функций мозга. Мозг обеспечивает интегративную деятельность всех систем организма и функцию мышления, которая является основным регулятором социального поведения человека.

В раннем возрасте наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие ребенка; поэтому необходимо грамотно использовать те возможности, которые присущие раннему детству.

В основу обучения должно быть положено развитие таких способностей как:

  -подражание,

  -воспризведение,

  -умение смотреть и слушать,

 – сравнивать,

  -сопоставлять,

  -обобщать и др.

         Высокая ориентировочная реакция (любознательность) побуждает ребенка к движению, а  это способствует его интеллектуальному развитию (не только увидеть, но и потрогать, затем выяснить что это такое, зачем, почему  и т.д.)

Особое место в раннем возрасте имеют ЭМОЦИИ! Они должны быть только положительными. В этом неоценима роль взрослого. От правильного воспитания эмоциональной сферы ребенка зависит его социальная адаптация в будущем. В раннем детстве ребенок очень легко внушаем, беспрекословно верит сказанному, тонко чувствует настроение взрослого и реагирует на интонацию в голосе. Прослеживается прямая связь между положительными эмоциями, хорошим настроением, хорошим физическим развитием и нормальным формированием гармоничной личности.

        Поэтому моя программа «Гармоничное развитие детей раннего возраста» направлена на всестороннее развитие ребёнка в эмоциональной, интеллектуальной, социальной сферах, с учетом его индивидуальных особенностей.

Занятия по программе позволяют ребенку найти пути взаимодействия с детьми и взрослыми, что смягчает  адаптацию к детскому саду. Мамы приобщаются к миру ребенка. Создается основа для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Увлекательные игровые занятия с детьми способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, аккуратности, умения доводить  работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.        

В основе занятий, лежит игра, так как для детей этого возраста игра – ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов.

 В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире.

 Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, развитию креативности, самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, оценке правильности решения. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Задачи программы:

-развитие навыков общения и совместной игры с другими детьми, активное развитие речи и интеллекта;

-развитие мышления, умения сосредотачиваться и удерживать внимание;

-углубление знаний об окружающем мире;

-развитие целенаправленной двигательной активности;

-развитие музыкального слуха, умения двигаться под музыку;

-развитие интереса к творчеству.

Основные принципы знакомства детей с окружающим миром:

         -постепенное расширение исследуемого и осмысливаемого пространства, времени, норм поведения;

         -включение программного содержания в беседы, занятия, проекты, игры, насыщение интересной информацией повседневной деятельности детей;

         -включение детей в деятельность по освоению соответствующего представления;

         -создание детьми своих собственных материалов по ознакомлению с окружающими миром, рисунков, аппликаций, моделей и т.д;

         -обыгрывание одной и той  же темы в разных видах деятельности.

Программа включает:

         -развитие координации: ритмика, физкультурные разминки, хороводы, подвижные игры, разучивание танцевальных движений;

         -пение (потешки, детские песни, песни из мультфильмов и сказок);

         -развитие музыкальных способностей: ритма (игра на шумовых инструментах – бубны, треугольники, маракасы и т.д.), слуха (пение и игры на развитие музыкального слуха);

-артикуляционная гимнастика;

-развитие детского творчества: рисование (нетрадиционные техники рисования); лепка (пластилин, глина, тесто); аппликации из различных материалов;

-развитие речи, речевого дыхания (пальчиковые игры, потешки, считалки);

-знакомство с формами, цветом, простейшими размерами и величинами (обучающие игры);

-наглядное представление русских народных сказок.

Читайте также:  Как общение ребенка влияют на развитие речи

 Занятия состоят из двух блоков, и проводятся в двух разных помещениях.

Познавательное развитие:

– развитие речи;

– развитие мелкой моторики: пересыпание и перебирание крупы, шнуровка, нанизывание бусинок, игра с рамками-вкладышами;

– развитие элементарных математических представлений;

         Эстетическое развитие:

– музыкальное воспитание;

–знакомство с устным народным творчеством (сказки) и малыми фольклорными формами (частушки, потешки, попевки…) Также  показ кукольных спектаклей – совсем короткие, на 3-5 минут, по сказкам, которые дети уже хорошо знают («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя» и т.д.);

–изобразительная деятельность: лепка из пластилина и теста, моделирование, освоение кисточки и красок, аппликация из бумаги и ткани. На занятиях дети обязательно рисуют разными способами – пальцами, губкой, кисточками, гуашью, мелками, фломастерами; лепят, делают аппликации.

– развитие крупной моторики;

 -игры в кругу: с пальчиками и кулачками на крупную и мелкую моторику, хороводы, игры на развитие чувства ритма и музыкального слуха, развитие дыхания и речи, а также детские потешки и песни;

-конструирование;

-музыкальная терапия;

-театр своими руками.

Занятия по комплексному раннему развитию проводятся 1 раз в неделю с родителями, продолжительность одного занятия — 1 час, в группе  5-7 человек.

Источник

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

Читайте также:  Центр развития ребенка почемучки вологда

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник