Гармоничное развитие ребенка pdf доман
Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт, который с 1940 года занимается изучением развития детского мозга.
Исследуя поведение детей с повреждением головного мозга, Доман пришел к выводу, который и стал основным тезисом созданной им в последствии методики раннего развития: при стимуляции одного из органов чувств (слух или зрение), происходит активизация всего мозга в целом.
На практике происходило следующее: больным детям, которые могли видеть, показывали карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносили эти слова вслух. Все занятие занимало всего 5-10 секунд, но в течение дня таких уроков было несколько десятков. В результате, больные дети начинали читать, а параллельно с этим, постепенно начинали двигаться. Физической активности также уделялось много внимания – Доман предположил, а в дальнейшем и доказал, что физическое развитие стимулирует умственное развитие. Таким образом, через какое-то время регулярных занятий больные дети, считавшиеся безнадежными, догоняли в своем развитии здоровых сверстников.
В дальнейшем эта методика стала использоваться и для занятий со здоровыми детьми. Результаты потрясли всех: дети 2-х, 3-х и 4-х лет начинали читать, осваивали счет, становились настоящими эрудитами и при этом были прекрасно развиты физически.
В методике Домана можно выделить 4 основных направления обучения:
– физическое развитие ребенка – с первых дней жизни ребенок должен иметь возможность свободно двигаться (нельзя пеленать малыша, а также использовать манежи и т.д.). Доман предлагает учить ребенка делать все, что только возможно: крутить и вертеть его различными способами. В своей книге “Гармоничное развитие ребенка” автор предалагет изготовить различные приспособления, стимулирующие малышей ползать, передвигаться на руках, ходить и т.д. По мнению Домана, развивая малыша подобным образом (особенно во время первого года жизни) можно сделать серьезный задел на всю его будущую жизнь.
– обучение чтению строится на демонстрации карточек со словами, написанными большими красными буквами. Сначала это предметы и имена людей из непосредственного окружения ребенка, затем прилагательные, действия и т.д. Смысл в том, что ребенок не должен вначале пытаться понять такие абстрактные символы как буквы, которые для него на данном этапе ничего не значат. Малыш учится воспринимать зрительно все слово целиком, четко представляя себе его значение. Например, малышу просто понять, что картинка со словом “МЯЧ” обозначает его любимую круглую игрушку. Но что за странные буквы М и Я, и Ч?
Более подробно об этом направлении обучения можно прочитать в книге “Как научить ребенка читать”
– для обучения счету используются карточки с красными кружочками (на первом этапе от 1 до 20 кружочков). Таким образом, ребенок знакомится с понятием количества, а не с абстрактными цифрами. Домен уверяет, что малыш в процессе обучения сможет запросто указать количество точек на рисунке только взглянув на него. Также, благодаря этой методике, ребенок сможет достаточно быстро производить вычисления в голове, оперируя при этом большими числами.
– формирование системы энциклопедических знаний происходит за счет регулярного ежедневного показа серий карточек с картинками, разбитых на категории. Домен называет одну такую карточку “битом интеллекта” и выдвигает к ней определенные требования: картинка должна быть четкая, достаточно крупная, достоверная, на белом фоне, размер карточки 27х27см. В категорию должно входить от 10 и больше карточек. (например: категория “Фрукты” и карточки в ней: яблоко, банан и тд.). На первом этапе при демонстрации необходимо просто называть предмет на картинке, на втором последовательно добавлять информацию об этом предмете в виде одного предложения (таких предложений должно быть 10-12).
Методика Глена Домана за более чем 60 лет своего применения завоевала сердца многих родителей, а также послужила базой для работ других исследователей развития детского мозга (Сисиль Лупан, Андрей Маниченко и др
Источник
АСЯ ШТЕЙН
Еще совсем недавно большинство родителей и не помышляло о том, чтобы самостоятельно учить своих маленьких детей, а сегодня раннее развитие стало реальностью нашей жизни. Все больше родителей повторяют вслед за японскими педагогами: “после трех уже поздно”. В популярных журналах для родителей обсуждаются достоинства и недостатки различных систем раннего развития. Пожалуй, самое неоднозначное отношение вызывает методика Глена Домана.
Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать “резервные” клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки … Метод сработал. После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей.
Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: мозг растет и развивается лишь в том случае, если он работает. И чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.
Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.
Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд – десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво.
И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими “битами информации”, как называет их сам Доман.
Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, “отвлекаться на посторонние вопросы” – не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше.
В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места.
Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации.
Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно незачем играть в обычные детские игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные “взрослые” проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша “бесполезных” кукол и машинок мы превратили бы его в холодноватого “знайку”, не способного к нормальным человеческим эмоциям и переживаниям.
К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге “Поверь в свое дитя” рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.
Физическое развитие. В принципе, широко популярная у нас динамическая гимнастика для младенцев вполне заменяет упражнения, которые предлагает выполнять Доман, и многие родители интуитивно делают со своими детьми именно то, о чем он пишет. Но есть одно существенное отличие.
Но есть одно существенное отличие. Доман предлагает закреплять у новорожденных ползательный рефлекс, что ведет к стремительному росту нижних отделов мозга. Сделать это совсем несложно. С самого рождения малыша нужно помещать в специальное приспособление, трек для ползания (его подробное описание можно найти в книге Г. Домана “Как сделать ребенка физически совершенным”). Можно заменить трек двумя книжными полками, поставленными на полу так, чтобы малыш, лежа между ними на животе, касался их бедрами и предплечьями. Благодаря этому будет срабатывать тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш сможет проползать довольно значительные дистанции. Кладите малыша в трек на время дневного сна или, если вас шокирует, что кроха будет спать на полу, давайте ему поползать, пока он бодрствует. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам. Представляете, как много он узнает, пока его сверстники будут лежать в кроватках и манежах!
Чтение. Методика, по которой Доман предлагает учить ребенка читать, основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу. Доман считает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы, по которым письмо передает устную речь. На практике дети редко улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать. Так что стоит с самого начала опереться на методику, которая позволит ребенку структурировать речь. Идеально для обучения маленьких детей подходит методика Зайцева. А параллельно с изучением складовых кубиков можно вводить и слова, но только те, которые ребенку уже хорошо известны и которые он умеет говорить сам. Каждое новое слово, освоенное малышом, записывайте на карточку и вставляйте в особый альбом, который регулярно просматривайте вместе с крохой. Когда малыш начет говорить словосочетания и предложения, записывайте и их. Со временем можно будет начать писать крупными, четкими буквами (не меньше 2 см. в высоту) небольшие сказки или рассказики читать их вместе с крохой. Все это поможет ему освоить письменную речь также легко и естественно, как и устную.
Математика. По мнению Домана, ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками (когда нам говорят, к примеру, сто двадцать четыре, представляем себе число 124, записанное цифрами, а не реальное количество). Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать детям карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами. Возможно, это было бы и неплохо, но методика столь трудоемка, что воплотить ее в жизнь вряд ли представляется возможным. Но в одном Доман прав. Малыш должен сначала очень хорошо понять, что такое количество, и лишь когда он реально будет представлять себе, что такое девять яблок или шесть собак, его можно знакомить с цифрами. Хорошим подспорьем при обучении счету может стать и пособие Зайцева “Тысяча+”, основанное примерно на том же принципе.
Энциклопедические знания. Пожалуй, это самый сложный и спорный аспект системы Домана. С одной стороны, очень соблазнительной кажется идея научить совсем маленького ребенка истории и географии, палеонтологии и искусствознанию. Не правда ли, умилительно выглядит маленький вундеркинд, непринужденно упоминающий мастодонта и гигантского палочника, помнящий год падения Римской империи и сходу находящий на географической карте гору Килиманджаро. И все же, мы можем сообщить малышу сколько угодно важных и интересных сведений, заполнить его головку сотнями и даже тысячами байтов информации, но это вряд ли сделает его умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Надо уметь их анализировать и правильно в нужный момент ими воспользоваться. А для этого уже требуется определенный опыт и интеллектуальная зрелость.
Поэтому будет гораздо полезнее, если вы будете знакомить малыша с теми фактами, с которыми он так или иначе соприкасается в жизни или встречается с ними в сказках, песнях, играх. К примеру, можно показывать малышу карточки с предметами обихода, фруктами и овощами, растениями местности, в которой вы живете, домашними и дикими животными, которых он может увидеть или о которых рассказывается в его книжках. Очень полезны карточки, изображающие, что делают дети (идет, сидит, плавает, пьет из бутылочки, улыбается, спит). Можно сделать серию карточек, на которых будут изображены представители различных профессий: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун и т.д. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Для удобства карточки вставьте в фотоальбомы или папки с прозрачными кармашками – файлами, а картинки подпишите крупными, четкими буквами. Тогда малыш будет не только запоминать картинки, но и постепенно учиться читать.
Чтобы малопонятные абстрактные факты не “повисали в воздухе”, такие занятия хорошо совмещать с чтением любимых книг. Например, читая русские народные сказки, подготовьте серии карточек с животными и растениями, которые в них упоминаются, изображения предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т.д.). Если малыш без конца требует перечитать “Айболита”, самое время рассказать ему, что такое Африка и показать ее на географической карте, сделать и рассмотреть альбом “Звери жарких стран”, в котором встретятся изображения животных, которых вылечил Айболит.
Доман рекомендует показывать карточки очень быстро, не больше чем на одну-две секунды каждую: мозг маленького ребенка работает не совсем так, как у взрослого, и малыш как будто бы “фотографирует” картинку, а затем в состоянии покоя обрабатывает полученную информацию. Очевидно, для детей первого – начала второго года жизни это действительно справедливо. Но полутора – двухгодовалый малыш сам обязательно даст вам понять, что эта методика его уже не устраивает: начнет отбирать у вас альбом, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы. Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, как именно нужно с ним заниматься. Положитесь на свою интуицию, ведь любая готовая методика – лишь схема, из которой нужно выбирать то, что кажется полезным и нужным именно для вашего малыша.
Методом проб и ошибок вы обязательно найдете свой путь в обучении своего малыша. Нужно только, чтобы пробы были не слишком частыми и противоречивыми, а ошибки не травмировали ребенка и вас.
Источник