Гармоничное развитие ребенка младшего школьного возраста

Гармоничное развитие ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Формирование гармоничной личности ребенка в начальной школе.

«Чтобы воспитать человека

во всех отношениях,

надо знать его во всех отношениях»  

К.Д. Ушинский

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.

Основы воспитания личности закладываются в ребенке с момента рождения. Большую роль в этом играет  семья, дальнейшее формирование происходит в начальной школе.  Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства – прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней.

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.

Основной концептуальной идеей данной программы является формирование личности обучающегося и готовности его  к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, труженика, семьянина.

Основные направления работы с  обучающимися:

  • Воспитание интереса к себе и окружающему миру.
  • Стремление к самореализации и собственной успешности.
  • Умение  управлять собой осознанно,  подчиняться школьным правилам.
  • Выработка ответственности за свои поступки, уважение чужого мнения.
  • Развитие культуры общения.
  • Умение отстаивать своё мнение, а также признавать свою неправоту и ошибки.
  • Терпимость, толерантность к разным людям, вещам  и взглядам.
  • Активность в делах класса и школы.
  • Стремление проявить себя и продемонстрировать свои умения, знания и цели.
  • Способность активно трудиться и достигать намеченной цели.
  • Умение управлять своими отрицательными эмоциями.
  • Формирование учебной мотивации и заинтересованности в достижении намеченной цели.

Выпускник начальной школы имеет ряд особенностей:

Модель выпускника начальной школы.

1)Ценностный потенциал:

Восприятие ценностей семьи в своей жизни.

Авторитет педагога.

Доброта.

Честность.

Понимание ценности дружбы со сверстниками.

Оптимизм.

Аккуратность.

Ценность природы родного края, и ее исторических памятников.

2)Познавательный потенциал:

Знания, умения и навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристики конкретного школьника.

Забота о здоровье.

Умение быстро и осмысленно читать.

Навыки этикета

Умение сопоставлять себя с героями устного народного

 творчества и историческими личностями

Внимание.

3)Творческий потенциал:

Умение объективно оценивать свой труд и труд товарища.

Элементарные умения анализировать свою деятельность.

Воображение.

4)Коммуникативный потенциал:

Умение слушать и слышать других.

Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

5)Художественный потенциал:

Художественная активность в сферах народного творчества.

Художественная активность в театрализованных постановках

(музыкальное, песенное, декоративно-прикладное, танцевальное творчество).

Умение видеть и понимать прекрасное, умение давать оценку художественному творчеству.

Зная, каким я хочу видеть ученика на выходе из начальной школы, ставлю перед собой  цель и задачи, учитывая возрастные особенности детей.

Цель: создать условия для формирования и гармоничного развития личности каждого обучающегося, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе.

Задачи:

  1. формирование самосознания и ценности человеческой жизни, определение смысла жизни и профессиональной подготовки;
  2. развитие творческого потенциала обучающегося  путем реализации его в различных сферах деятельности;
  3. формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения;
  4. воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;
  5. воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности;
  6. воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, умение быть хорошим семьянином.

Обучающимся, после учёбы, в классе, в группе продлённого дня, требуется интересная и необычная внеклассная работа. Поэтому деятельность  их должна строиться на следующих принципах, которые реализую в воспитательной работе.

  • Принцип открытости. Совместно с обучающимися и их родителями планируем жизнь, вносим  коррективы и предложения с учетом интересов, потребностей и желаний детей. Обязательно прислушиваюсь к мнению ребят.
  • Принцип привлекательности будущего дела. Увлекаю всех конечным результатом  выполняемого дела.
  • Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во всех  мероприятиях, которые проходят в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешно в глазах учителей и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования театрализованные представления.
  • Принцип свободы участия. Планируя участие во внеклассной деятельности, учитываю  мнение детей. Это может быть выражено в предоставлении обучающимися возможности выбора задания с учетом своих интересов, качеств и способностей. Это вырабатывает у ребёнка ответственность за порученное дело.
  • Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами  обсуждаем, что получилось, а что не получилось, изучаю их мнение, определяю настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
  • Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с  обучающимися, предоставляю право выбора партнера по выполняемому поручению. Это помогает результативности.
  • Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Если ребенок видит, что его вклад достойно оценивается, то он будет ещё более активен и успешен. Оценка успешности обучающегося неформальная и отражает успех и реальное достижение.

Содержание работы классного руководителя:

  • Аналитическая (изучение учащихся коллектива, анализа семейного воспитания, анализ уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья).
  • Организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи).
  • Коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе).

Воспитательная работа строится на взаимосотрудничестве с психологической службы образовательного учреждения. Психолог оценивает: уровень комфортности, тревожности, притязаний (стремлений), воспитанности (нравственные ориентиры, полезные привычки, коммуникативность, коллективизм).

В основе программы три раздела: «Я – гражданин», «Я – труженик», «Я – семьянин». Современные дети завтра станут полноправными членами общества. Находясь среди людей, они приобщаются к ценностям того общества, в котором живут. А приходят в школу они из семьи.

«Я – семьянин».

1 класс.  Не делай другим того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.

2 класс. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять товарища в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи.

 «Я – труженик».

3 класс. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Это правило поможет детям любить свою Родину, свой народ; воспитывает чувство гордости к своей стране.

« Я – гражданин!».

4 класс. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. Вооружение детей этим правилом должно привести к воспитанию демократических и гуманистических свойств характера.

 Каждый раздел имеет 6 направлений.

Направления:

  1. Дружба – крепкая (духовно-нравственное)
  2. Я – человек (культура поведения)
  3. Здоровье
  4. Природа – вокруг нас
  5. Творчество
  6. Моя Родина (гражданская позиция)

Формы:

  1. Беседа
  2. КТД
  3. Проект
  4. Игра
  5. Путешествие (очное и заочное)
  6. Агитбригада

Атрибуты:

  1. Законы класса
  2. Песня класса
  3. Эмблема
  4. Газета

Основа программы:  ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Мир, Культура, Земля.

В процессе работы по данной программе создаются условия, помогающие:

  • Проявить самостоятельность.
  • Проявить активную общественную, гражданскую позицию.
  • Саморазвитию и самореализации.

Одним из важных направлений в программе является работа с родителями обучающихся.  В.А.Сухомлинский говорил: «Без дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания учителей и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребёнка, жизнь его может лишиться радости, а без этого нет детства».  Именно родители оказывают влияние на выбор детьми жизненных целей и ценностей. Да, школа не может изменить мир, классный руководитель не может изменить родителей, но он должен выбрать оптимальный путь общения с ними. Это может помочь нашим детям только в том случае, если родители  будут нашими сторонниками. Только совместными усилиями родителей, учителя и ребёнка можно добиться результатов в воспитании и обучении.

Важен и интегративный подход, который заключается в сотрудничестве классного руководителя, педагогов, воспитателей, руководителей кружков, сотрудников школы, социально-психологической службы.

Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление  причин возникающих у ребенка, проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность педагогического процесса. Классного руководителя и класс можно рассматривать, как точку пересечения прямой и обратной информации, достаточность и полнота которой зависят от классного руководителя.

Безусловно,  в воспитательной работе основываемся на традициях класса и школы.         Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности обучающихся, воспитывать умение быть Человеком.

Источник

как развивать ребенка - подготовка ребенка к школе

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

как развивать ребенка подготовка ребенка к школе

Что особенного происходит с ребенком. Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.

Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл – он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.

Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.

С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.

Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.

Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.

Развиваем память у детей

Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память – это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.

Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.

Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.

В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.

К приемам управления памятью относят такие:

  • повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
  • организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
  • осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
  • формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
  • поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
  • создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.

Особенности психологии детей

Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.

Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.

К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.

Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.

Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.

Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

Источник