Гармоничное развитие ребенка глен доман отзывы

Гленн Доман

Кто же такой Гленн Доман? Думаю, многие хотя бы что-то слышали о его методике. Ведь она вызывает немало споров в сфере детского развития.

Доман прежде всего физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы. И уже затем – автор методики раннего развития для всех детей и основатель Института достижения потенциалов человека.

Несмотря на минусы методики, которые я хочу описать в конце статьи, Доман более 50 лет посвятил работе над детским мозгом. Поэтому его заслуги нельзя умалить. Детки с повреждениями мозга после занятий по методике Домана начинали говорить и двигаться, когда никакие другие методики не помогали. Это ли не главное в оценке его вклада как специалиста?

Именно Доман озвучил закон: мозг растёт и развивается только в том случае, если он работает. Поэтому заставлять мозг работать нужно всегда. Однако современные ученые спорят с мнением, что мозг ребёнка нужно нагружать чем раньше, тем лучше. Таким образом, ребёнок может раньше научиться читать и считать, но при этом, например, отставать в других сферах развития. При этом, никто не мешает родителям взять что-то за основу, отдельно занимаясь развитием эмоционального интеллекта, творческих способностей. Собственно, почему и я делаю обзор методик, чтобы мы взяли лучшее из каждой )

Приведу здесь список книг-бестселллеров, если захотите ознакомиться с методикой Домана подробнее.

Сразу дам ссылку на сайт с некоторыми книгами – есть прекрасная библиотека электронных книг – https://www.koob.ru/doman_glenn/. Насколько я знаю, там сохранены такие книги, правообладатели которых не против бесплатного скачивания.

1. «Насколько умён ваш малыш» (описывается развитие ребенка до года)

2. «Как сделать своего ребенка физически совершенным. От рождения до шести лет»

3. «Что делать, если у вашего ребёнка повреждение мозга»

4. «Как приумножить интеллект вашего ребёнка»

5. Гармоничное развитие ребёнка

Я же буду разбирать книгу «Насколько умён ваш малыш» (в русском переводе названия смысл передается неточно, при прочтении надо добавлять восклицательный знак – «насколько умен ваш малыш!») и делиться впечатлениями от наших занятий по данной методике.

Плюсы и минусы методики

Сразу скажу, мы занимались по методике Домана неделю, у нас дома оказались карточки от знакомых, и решила на всякий случай показывать их Ване – вроде бы на это требовалось меньше 5 минут в день. Но через несколько дней я все-таки сдалась, так как на вопрос «зачем» – вразумительного ответа дать не смогла.

А то, что импонирует в методике, я узнала из других источников. Применяла рекомендации, сама не зная того, что об этом говорил и Гленн Доман.

Итак, что определенно «Да»:

  • Занятия физкультурой с ребёнком до года. Здесь либо использовать методику полностью, либо заменить любым другим проверенным видом гимнастики.
  • Активное общение с ребёнком с рождения. Побуждать его к ответу на вопросы с рождения. Пусть он ответит вам на вопрос хотя бы «агу», но вы уже показываете, что вы с ним общаетесь.
  • Разнообразная среда и впечатления для ребёнка. После первых двух недель после родов. Сначала маме и малышу нужно адаптироваться дома. Ходить по квартире с ребёнком на руках и рассказывать все, что видите-это совет, который мы слышим отовсюду. Вот и Доман не исключение.
  • Воспитание в себе компетентной мамы. Даже если не придерживаться методики на 100%, знать основы детской психологии и хотя бы начальные развивающие занятия мы обязаны. Только на нашей ответственности воспитание психически и физически здорового человека.
  • Если у ребёнка повреждение мозга, то методика может помочь малышу. Об этом свидетельствуют сотни, если не тысячи, примеров. Но надо углубиться маме в эту тему, так как есть противопоказания.

«Нет»:

  • Методика в чистом виде предполагает постоянную занятость мамы развитием ребёнка. Для меня это оказалось сложным. Даже интуитивно я понимаю, что не хочу, чтобы мой ребёнок раньше считал и читал. Ну не стимул это для меня жить по строгому расписанию с сотнями карточек.
  • При обучении ребёнок пассивен, отсутсвует игра в деятельности малыша. Хотя автор настаивает, что показывать карточки нужно буквально 1 секунду и следить, чтобы ребёнку это не наскучило.
  • Чрезмерное интеллектуальное напряжение может вызвать головные боли и психические расстройства. Это мнение врачей-неврологов. Именно этот пункт вызывает негативные отзывы о различных методиках опережающего развития.
  • Зачастую развитие интеллектуальных способностей соседствует с ограничением в развитии социальных навыков и эмоциональной сферы. Помимо карточек с ребёнком нужно заниматься творчеством. А современные специалисты вообще настаивают только на творчестве и общении до трёх лет.

И сам Доман пишет, что только маме выбирать, как заниматься с ребёнком. Лучше неё этого не знает никто. Поэтому каждая мама выбирает то, что ближе ей.

Читайте также:  Ребенок до рождения психология развития

Стаи по теме:

То, чему нужно поучиться у семьи Никитиных

Разумность ребенка не зависит от наследственности

Источник

В этом посте составлю список книг, зацепивших меня

Дело в том, что пару дней назад я решила прочесть что-нибудь ещё из литературы по воспитанию, педагогике, детской психологии и т.п. И у меня не получилось найти ничего достойного. Такое ощущение, что всё стоящее уже прочитано. Очень жду идей, что ещё можно почитать (особенно интересуют книги о детях старше 3 лет).

Далее – мой список)

Книги-вдохновения

• Масару Ибука. После трёх уже поздно. Прочла на одном дыхании, кажется, ещё беременной. И именно с неё началось моё увлечение ранним развитием.

• Некрасовы. «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти»

Книга о том, что ребёнку нужна наша безусловная любовь, а чтобы любовь была именно такая, лучше всего отбрасывать наши комплексы неполноценности)

Мне именно эта книга помогла выйти из постдекретного кризиса и ощущения, что я совсем перестала заниматься с ребёнком.

Книги – практические рекомендации

• Глен Доман. Гармоничное развитие ребёнка. Особенно интересна глава о физическом развитии ребёнка. Актуально читать и применять на практике с детьми раннего возраста (до года)

• Сесиль Лупан. Поверь в своё дитя.

Квинтэссенция домановских идей с акцентом на игровой формат.

• Никитины. Ступеньки творчества, или развивающие игры. Описание и методика проведения известных игр типа «Сложи квадрат»

• Звонкин. Малыши и математика. Подробнее писала здесь

• Вегнер. Домашняя школа мышления. Подробнее писала здесь

Книги Марии Монтессори

Полезно, но тяжеловато читать непосредственно книги самой Монтессори. Мне больше нравятся книги-интерпретации с конкретными пошаговыми действиями к применению методики. Например, недавно вышедшая книга Президента Фонда Монтессори Тима Селдина. Фото разворотов можно посмотреть здесь

Книги о том, как заниматься с ребёнком творчеством

Марина Озерова. О детском рисовании

О том, что и как рисовать с ребёнком для того, чтобы раскрыть его творческий потенциал и не навязать шаблоны. Я полностью следую этой книге.

• Ася Ванякина.Айсберг на ковре

Сотня (а,может, и больше) идей для супер-игр с ребёнком. Просто, доступно и почти всё понравилось в практическом применении.

Наталья Костикова. Творчество с малышами

В аннотации написано, что идеи для детей до 3-х лет, но многое и до школы можно смело практиковать. Большой плюс книги – в том, что она написана в формате фотоинструкции. Меньше текста – больше наглядности! А, значит, ребёнок сам может выбрать, чем бы он хотел заняться!

Фото разворотов можно посмотреть на сайте «МиФ»

«Психологическая» литература

Юлия Гиппенрейтер. «Общаться с ребёнком: как»

Очень дельные советы по выстраиванию тактики поведения с ребёнком. Актуально читать, когда ребёнку больше 3 лет. И, думаю, раз в пару лет перечитывать.

Книги популярного в Инстаграм психолога Ларисы Сурковой (их несколько в серии)

Кратко, но информационно насыщенно. Для тех, кто не любит наукообразных текстов и ждёт от автора книги живого языка. При этом много полезных советов.

Еремеева, Хризман. Мальчики и девочки – два разных мира

О свежих впечатлениях после прочтения писала здесь

Елена Макарова. Освободите слона

Книга эта – не учебник, не рекомендация, как заниматься с ребенком, и не пошаговые инструкции. Это книга-настроение. Преподаватель лепки рассказывает истории, происходящие с детьми её кружка. Небольшие эпизоды и тонкие наблюдения. Книга «цепляет». На многое по-другому начинаешь смотреть. Не с точки зрения взрослого, а с позиции ребенка. Главная мысль Макаровой, как я её поняла, в том, что мы, родители, чаще замыкаем ребенка в себе, нежели помогаем ему раскрыть свой внутренний мир в полной мере. Понимать ребёнка, чувствовать его, помогать воплощать самые абсурдные и невероятные идеи, давать ему свободу творчества, свободу самовыражения, свободу фантазии, не навязывая свои шаблоны и стереотипы – вот то, чему должны научиться мы, родители!

Корней Чуковский. От двух до пяти

Решила отнести к «психологической литературе». Но это и практические рекомендации, и вдохновения, и даже захватывающая художественная литература)

Почему в большинстве случае нельзя исправлять «неверно сказанные» слова ребёнка? Почему ребёнок часто переставляет слоги в словах? Какие этапы преодолевает ребёнок в процессе становления речи и почему так важно речетворчество? Об этом и многом другом вы узнаете, прочитав книгу. И ещё посмеётесь от души)

Книги об организации жизненного пространства с ребёнком

Глеб Архангельский. Тайм-драйв. Сейчас тайм-менеджмент очень популярен, есть даже книги по тайм-менеджменту для мам. Но в принципе всё, что может вам помочь в организации времени, есть у Архангельского. Рекомендую именно эту книгу.

Читайте также:  Работа с семьей по развитию связной речи ребенка

Мари Кондо. Магическая уборка

Книга сейчас в тренде, очень модная) Меня сама книга не впечатлила, очень всё растянуто, а смысл на 7 страницах можно было уложить. НО! Благодаря книге, я смогла сложить всю одежду в своих шкафах таким образом, что вдвое (!!!) уменьшила занимаемое пространство шкафов, ничего не выкинув при этом. И теперь у меня всё лежит компактно, но так, что я вижу каждую вещь и могу достать её, не нарушая порядок в шкафу. Метод складывания очень впечатлил Ульяну))) И в свои 3,5 года она очень научилась очень аккуратно складывать вещи (правда, не всегда по методу КонМари))).

Книгу читать не обязательно, но вот набрать в ютубе «метод Конмари» и посмотреть, как рационально организовать хранение, рекомендую.

Татьяна Макурова. Как обустроить детскую

Книга для мам-рукодельниц, у которых руки растут из правильного места (то есть не для меня)))), но идеи мне очень нравятся. Фото разворотов можно посмотреть здесь.

Теперь жду рекомендаций от вас!

P.S. Думаю, что большую часть из этого списка прочитано многими мамами, но если вдруг вам нужны электронные версии книг, почти всё из перечня у меня есть) Если будут желающие, могу обновить пост ссылками на скачивание.

Источник

Пост, который я обещаю уже год. Уж простите, зато теперь список книг вдвое длиннее)

Кое-что еще в процессе чтения, поэтому некоторых книг пока нет в списке. Что-то точно забыла. Вспомню, допишу.

Если честно, поначалу я начала писать свое отношение к каждой из прочитанных мной книг, но они получались такие объемные, что, продолжай я в том же духе, можно было бы издать брошюру. Поэтому я публикую просто список книг, которые я имела счастье или несчастье прочесть. Среди них есть жемчужины, есть пустышки, есть те, которые надо читать для того, чтобы глубже вникнуть, когда перед этим вы уже что-то прочитали, и вам хочется подкрепления к прочитанному, а есть те, в которых есть несколько здравых мыслей, хотя они и идут вразрез со многими общепринятыми убеждениями, в том числе и с моими, но заставляют подумать и сделать выводы.

Внимание. Мое мнение очень субъективно и может отличаться от вашего.

Итак. К абсолютным жемчужинам я бы отнесла:

Первая и обязательная книга, которую надо прочитать о раннем развитии детей.

2. Адель Фабер, Элейн Мазлиш: “Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили” (в Озоне, в Лабиринте, в Риде) или российский вариант покороче Юлии Гиппенрейтер “Общаться с ребенком: как?” (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)

В принципе, можно прочитать только одну из этих книг. Книги помогут вам научиться находить с ребенком общий язык, решать конфликтные ситуации. Я читала эти книги дважды. Первый раз, когда Алиса была совсем крохой, это помогло мне настроиться и выбрать приоритеты в общении, и второй раз ближе к трем годам, когда ребенок начал проявлять характер и появились признаки кризиса трех лет.

Как и “После трех уже поздно” читается на одном дыхании и заражает идеей развития.

4. “Мальчики и девочки – два разных мира”, Еремеева и Хризман

Книга о разнице в мышлении и поведении мальчиков и девочек, а так же правшестве и левшестве. Полезно читать всем, а не только тем, кто заинтересован в методе Шичиды. Очень интересная, поможет не только лучше понять своего сына, но и мужа). Прочитать подробный обзор и скачать книгу можно здесь.

Это очень важная книга. Она о том, как научить ребенка не сдаваться, не унывать, не впадать в депрессию, развить в себе чувство контроля над ситуацией, а, как следствие, научиться быть счастливым и успешным. Звучит довольно посредственно, но, прочитав эту книгу, вы поймете, почему я выделила именно ее в десятку обязательных для прочтения. Оказывается, мы совершаем столько ошибок…

Все, что касается развития детской фантазии, собралось и выстроилось ровными абзацами в одной книге. Автор глубоко рассматривает процесс, начиная с момента появления ребенка на свет. Подробный обзор я однажды писала здесь.

7. Труды Марии Монтессори

Лучше читать переработанный адаптированный вариант, включающий теоретическую и практическую часть. Главное здесь – вынести идею сенсорного развития и свободного воспитания детей.

8. Труды Макото Шичида.

У автора множество трудов, лишь четыре книги переведены на английский, и ни одной на русском, тем не менее скачать кривенький перевод можно здесь. Он того стоит, чтобы раз и навсегда изменить ваше представление о детских способностях.

9. “Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников”, Евгений Комаровский. (в Озоне, в Лабиринте, в Риде)

Читайте также:  Центр развития ребенка я сам белгород

Самая полная и “здоровая” книга по уходу за детьми, автор борется с предрассудками и дает конкретные указания. Благодаря этой книге вы сможете наслаждаться материнством, противосстоять бабушкам, аргументировать общественности свое поведение и вырастить ребенка здоровым и крепким.

10. “Гармоничное развитие ребенка”, Глен Доман. (книгу без труда можно найти в интернете)

Читать целиком книгу, на мой взгляд, не нужно. Доман внес колоссальный вклад в изучение развития детей, тем не менее, его систему с карточками я считаю устаревшей и односторонней, вносящей дисгармонию в развитие личности. А вот часть о физическом развитии ребенка лучше еще никто не написал.

Что еще почитать, если все предыдущее освоено. Книги, которые заставляют задуматься. Все эти книги заставили меня скорректировать свои приоритеты и посмотреть на воспитание ребенка под другим углом.

11. Лев Выготский “Вопросы детской психологии” и другие книги великого советского психолога.

Научная монография, которая объясняет периодизацию развития ребенка от рождения до семи лет, помогает родителям правильно реагировать на изменения в поведении и помогать ребенку взрослеть.

12. “Взращенные с любовью”, Синити Судзуки (скачать можно здесь)

Еще одна книга японского автора, скрипача, педагога и организатора всемирного центра воспитания талантов. Образует прекрасное трио с книгами Масару Ибуки и Шичиды.

Неакадемический психолог, рассказывает о комплексном подходе к развитию и воспитанию ребенка через призму родительской привязанности. Мне очень помогли ее статьи о возрастной психологии.

Это книга о детском познании мира через творчество (в данном случае лепку), о самовыражении, о раскрытии детского потенциала и развитии фантазии через импровизацию и игру. В книге нет практических советов, это скорее записки педагога, нежели книга по развитию, но если она вам понравится, прочитайте и остальные книги Елены Макаровой. Мне книга и нравится и не нравится одновременно. Множество ценных замечаний перемешивается с неподкрепленными или преждевременными выводами, но у Елены Макаровой однозначно есть чему поучиться.

Откровения американской китаянки о том, как она воспитывала своих дочерей, стремясь сделать из них музыкальных гениев. Накал страстей вокруг книги просто огромен, и почти у каждого есть свое мнение на этот счет. Ни на секунду не жалею, что прочла эту книгу, она провоцирует просто бешеный мыслительный процесс.

Эту книгу написал один из самых влиятельных инвесторов в мире. Книга выглядит как сборник советов в основном в финансовой области для своих пока еще маленьких дочерей. В книге есть уроки жизни, извлеченные из собственного опыта. Конечно, все рассматривается в основном только в разрезе благополучия, но для других аспектов жизни есть другие книги. Она сможет помочь не только родителям, но и обычным людям, и даже инвесторам, которые только пришли в профессию.

17. “Как вырастить ребенка счастливым”, Жан Ледлофф (в Озоне, в Лабиринте)

Жан Ледлофф написала свою книгу, долгие годы наблюдая за древним племенем иекуана, где проявление инстинктов было развито намного острее, чем где-либо в современном мире. Это непрофессиональная книга женщины, которая так никогда и не имела собственных детей, несмотря на некоторые скороспелые выводы, заставляет задуматься о природе материнства. Я действительно рекомендую ее.

Книги, которые не стоили потраченного времени. Напишу только три, хотя их значительно больше. Часто это книги, в которых много воды, очевидных истин и ничего нового. А вот эти вызвали отторжение.

18. Бен Фурман. Как решать детские проблемы с помощью игры.

Книга – пример того, как из одной маленькой и примитивной идеи можно развернуть целую книгу почти на 200 страниц.

19. “Рожденные с характером”, Евгения Белонощенко

Многим книга нравится, и я не исключаю, что в ней есть здравое зерно и научное обоснование. Однако, я не готова рассматривать своего ребенка под предложенным углом. С тем же успехом, можно раскладывать характер ребенка, основываясь на астрологии, положении планет или по методу столпов судьбы.

20. “Дочковедение”, Найджел Латта

Вода, вода, кругом вода…

Как вы заметили, книги, которые я читаю, очень разные, они затрагивают разные сферы жизни. Часто они полностью противоречат друг другу, но и та и другая – в моем списке.

Поэтому в заключении хочу сказать, что никогда не надо воспринимать ни одну книгу как прописную истину, сколько бы убедительно она не была написана. Ни одна из этих книг не написана конкретно о вашем ребенке, и ни одна не скажет, как сделать вашего ребенка счастливым. Все эти книги о “детях вообще”, поэтому инструкция по работе с любой детской книгой одна: прочитать, отложить, подумать, решить, что подходит именно вашей семье и что стоит применять.

Источник