Гармоничное развитие ребенка детский сад

Гармоничное развитие ребенка дошкольного возраста.

Правильный уход за ребенком дошкольного возраста помогает выработать необходимые гигиенические навыки и имеет огромное воспитательное значение.

Вопросы в воспитания детей в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблоны. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку. Что же главное в воспитании детей? Хочется ответить – ВСЕ! И действительно, какой бы элемент воспитания не взяли, окажется, что среди них нет существенных. И все же главное – ребенок должен быть з д о р о в ы м.

Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Возраст от 3 до 7 лет — очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма. Большое внимание должно уделяться обучению ребенка правилам личной гигиены, воспитанию у него привычек к чистоте и опрятности. Следует приучать ребенка мыть руки не только перед едой, но и по мере их загрязнения.

 Если родители, приучая ребенка к аккуратности, постепенно доверяют ему выполнение отдельных действий, то уже в 3 года ребенок может самостоятельно мыть руки, умываться, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться при небольшой помощи взрослых, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды.

Если же до трех лет ребенку не привиты основные гигиенические навыки, то позже ему, занятому другими увлекательными делами, будет попросту неинтересно их осваивать.

Тщательное соблюдение чистоты — это не только метод сохранения здоровья ребенка в настоящем, но и залог его чистоплотности в будущем. К гигиеническим навыкам относится и внимание к внешнему виду. Ребенок не должен ходить со спущенными колготами или расстегнутыми сандаликами, в грязной одежде. Необходимо все окружающие ребенка вещи и предметы содержать в чистоте и порядке, ребенка следует активно привлекать к уборке комнаты.

Детям необходимо внушить, что каждую вещь туалета, игрушки и другие принадлежности всегда нужно класть в определенное место. При отсутствии целенаправленного воспитания полезных трудовых и гигиенических навыков могут возникнуть вредные привычки. Некоторые из них являются следствием неправильного ухода за дошкольниками.

Начиная с 3 лет ребенок должен уже самостоятельно есть, соблюдать при этом гигиенические навыки и правила поведения. Перед едой он сам под контролем взрослого должен мыть руки с мылом и вытирать их; помогать сервировать стол; за столом правильно сидеть, держать ложку в правой руке, хлеб в левой; есть аккуратно, спокойно, не разговаривать о постороннем, не вертеться на стуле; окончив, есть, вытирать рот салфеткой, задвинуть за собой стул, поблагодарить взрослого, помочь убрать посуду. В 5 лет и старше ребенок может уже полностью помогать сервировать стол, убирать со стола после еды, вытирать клеенку, расставлять стулья и т. п.

Основное требование к одежде и обуви дошкольников — ее рациональность, полное соответствие размерам, форме стопы. Одежда и обувь должны обеспечить ребенку комфорт и благоприятный микроклимат.

Волосы ребенка надо подстригать так, чтобы он смог сам их причесать. Для развития и закрепления гигиенических навыков можно использовать повышенную склонность детей к подражанию. Ребенку надо показать, как правильно умывать лицо, мыть руки.

Важно регулярно обрезать ногти. Если образовались заусеницы, их нужно осторожно обрезать маленькими ножницами. Если ребенку регулярно не стригут ногти, они вырастают длинными и обламываются. Ребенку это неприятно, и он начинает их обкусывать. Постепенно возникает привычка постоянно грызть ногти. Систематический уход за ногтями исключает появление вредного навыка.

На руках у ребенка могут появиться бородавки. Следует иметь в виду, что они заразны. Для их удаления и лечения лучше всего обратиться во врачебно-косметический кабинет.

Ноги ребенка каждый вечер надо мыть теплой и ополаскивать холодной водой. Это позволит сохранить здоровой их кожу. Полезны специальные упражнения для ног, особенно для предупреждения плоскостопия (ходьба босиком по неровной поверхности, попеременно на носках и пятках, перекатывание ногами шариков, подтягивание пальцами ног коврика, захватывание палочек).

При пользовании туалетом ребенка необходимо научить самостоятельно садиться на вкладыш для унитазов, пользоваться туалетной бумагой и обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

***

Существует метод, который, во всяком случае для первых лет жизни ребенка, можно назвать универсальным, ибо он способствует одинаково и укреплению здоровья, и правильному воспитанию. Это – соблюдение р режима дня. Соблюдение режима дня необходимо не только ребенку. Оно упорядочит быт всей семьи, избавит от всеобщей суеты, которая возникает иногда дома, где не умеют правильно растить малыша.

Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке полезных привычек, укреплению воли, развитию организованности и других важных черт личности. Режим дня – это хорошо продуманный распорядок труда, отдыха, питания, соответствующий возрасту детей. Понятие «правильный режим» – это не только разумное распределение часов, отведенных для приема пищи и сна. Для нормального развития ребенка очень важно также правильно чередовать занятия – спокойные и подвижные игры, прогулки, посильный труд.

Любой урок идет на пользу ребенку тогда, когда он занимается охотно, с увлечением, а для этого нужно, чтобы родители хотя бы в какой-то мере владели мастерством педагога. Им надо быть настойчивыми, добиваться поставленной цели спокойно, заинтересовать ребенка, чтобы он делал все с желанием, объяснить важность любой работы и игры.

 Ребенку нужно находиться как можно больше на открытом воздухе: летом – в течение всего дня, весной, осенью и зимой по несколько часов. При плохой погоде прогулки могут быть кратковременными, но частыми.

Дети любят если игра их приобретает характер полезного труда. Они с удовольствием убирают снег и листья, поливают цветы, подметают дорожки. Надо чаще предоставлять им такую возможность.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать, увлечься играми – полезные навыки разрушатся, беспорядок станет привычным.

Ни режим дня, ни идеальный гигиенический уход, ни правильное питание не «срабатывают» автоматически, сами по себе. Ребенку необходимы любовь и нежность, внимание, богатство эмоций, которые дает хорошая, дружная семья. Таким образом, воспитание детей – постоянное творчество родителей.

На родительском пути вас ждет много забот и труда. К этому надо быть готовым.

Источник

6 важнейших условий для гармоничного развития ребёнка!

Новое поколение всегда рождается умнее, чем предыдущее. Это хорошая новость, но она не отменяет необходимости занятий с ребенком.

Дети способны соответствовать всем происходящим в мире изменениям. Задача родителей – помочь малышу освоить те навыки и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Лучше успеть сделать это еще до поступления в детский сад, то есть до момента столкновения с системой. Тогда ребенку будет легче сохранить свою индивидуальность и адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

1. Побуждаем к действию!

Малыш сам стремится к развитию, но пока не знает, что он может изучить. Ваша задача – поймать и не упустить нужный момент. Крохе мы даем в руки погремушки и предметы с различной фактурой, чуть позже знакомим его с книгами, пазлами, пирамидками, конструктором. Именно с этого и начинается замечательное путешествие в мир знаний.

В первые годы своей жизни дети получают знания естественным образом, через действие. Поэтому методики развития и направлены на опыт практической деятельности. Еще совсем недавно было модно с раннего возраста учить чтению, письму, языкам. Но, как оказалось, это не избавляет от проблем с обучением в старшем возрасте.

2. Хвалим правильно!

Мы привыкли хвалить малышей за малейшее усилие, за то, что они хорошо кушают, сами ходят на горшок, рисуют и собирают свои игрушки. Но уже совсем скоро Вы не станете отмечать все это похвалой.

Своими словами мы приучаем детей к оцениванию. Но в школе никто не будет ставить «пятерки» лишь за старание, там важен результат. Получается, что ребенка вообще нельзя хвалить?

На самом деле всегда важно отмечать те качества характера, которые привели кроху к успеху: усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие. Вполне возможно, что вам это покажется глупым. Но присмотритесь, как реагирует малыш. Он узнает о себе много нового, у него формируется правильная самооценка, он учится критически оценивать свои действия. Не будет стремления получить похвалу любой ценой, а главное, формируется понимание того, почему же он молодец.

3. Показываем, как все устроено!

Дети всегда повторяют действия старших – вначале наблюдают, затем копируют. Иногда для этого необходимо несколько попыток. Простой пример – нанизывание на пирамидку разноцветных колечек. Вы показываете, а малыш, не всегда удачно, пытается повторить. И вдруг у него все получается, быстро и легко!

Поэтому так важно учить ребенка играть новыми игрушками, демонстрировать, что с ними можно делать.

4. Переживаем неудачи!

Очень важно научить малыша проигрывать достойно, примирить с этим. Поначалу всем детям такое дается непросто. Любой проигрыш в игре, допущенная ошибка, неудачная попытка что-либо сделать приводят к слезам, истерикам, капризам. При этом следите за тем, чтобы это не отбивало у ребенка желания продолжать добиваться своей цели.

Для этого попробуйте озвучить за него те чувства, которые он испытывает, но еще не умеет выражать словами: «Я знаю, что тебе сейчас больно и обидно. Но ты старался, сумел проявить лучшие качества. Я верю, что в другой раз ты обязательно выиграешь». А в случае повторной неудачи не забудьте отметить не только старание малыша, но и его смелость, риск, полученные новые навыки в игре.

5. Учимся взаимодействовать!

Насколько часто Вы вместе что-либо делаете? Игрушки-самоделки, различные поделки, настольные игры, конструирование, складывание пазлов… Важно, чтобы мама умела сдерживать себя, не делала все за ребенка, а лишь помогала ему в случае необходимости.

Любая подобная деятельность очень полезна. Каждый из участников учится работать в команде, прилагать усилия ради общего результата, уважать мнение партнера, наслаждаться как процессом, так и результатом.

6. Принимаем нестандартные решения!

В детской реальности все возможно – и красные слоны, и фиолетовые волки, и оранжевые верблюды. Не нужно исправлять рисунки, доказывая малышу, что так не бывает. Наоборот, важно сохранить и развить это качество. Не доверяйте утверждениям, что арбуз всегда круглый и зеленый в полоску. Сейчас можно найти в продаже продолговатые арбузы самых разных оттенков. Просто потому, что однажды кто-то подошел к селекции этих ягод нестандартно…

Хотите почаще выбираться с ребенком “в свет” и путешествовать, а не сидеть всё время дома и в песочнице во дворе?

Закажите готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят на сайте>>> (10+, 20+, 30+ или 50+ предметов) и перспектива оказаться с ребёнком в кафе или на выставке не покажется уже такой пуающей: у Вас под рукой будет целый арсенал интересных и новых “развлекашек” для ребёнка!

Вы бесплатно получите еще ряд полезных «плюшек» и блокнот с советами/полезностями внутри, сможете указать имя ребёнка на сумке с набором, которая, к тому же, пригодится Вам в будущем еще не раз.

Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Подобрать набор по возрасту и полу ребёнка можно в нашем каталоге на сайте www.busybag.ru

6 важнейших условий для гармоничного развития ребёнка!

6 важнейших условий для гармоничного развития ребёнка!

6 важнейших условий для гармоничного развития ребёнка!

Вам также может быть интересно:

Источник

Юлия Лядова
Роль детского сада во всестороннем гармоничном развитии личности ребёнка

«Воспитывает всё: вещи, явления, но прежде всего-люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

А. С. Макаренко.

Процесс семейного воспитания играет огромную роль в жизни и развитии ребёнка. Каждые родители, в будущем, желают видеть своего ребенка, как всесторонне развитую личность. А для достижения этого, необходимо начать заниматься развитием ребенка еще с самого раннего возраста. Не стоит при этом пренебрегать достижениями современной педагогики и психологии. Поэтому, лучше всего, кроме тщательного домашнего воспитания своего чада, доверить эту работу и профессионалам.

Какова же роль педагогов и всего детского сада в вопросах развития личности ребёнка?

Для одних детский сад является необходимостью, для других – возможностью приобщить малыша к коллективу, а третьи считают его настоящим наказанием. В действительности, детский сад представляет собой отдельный мир, где действуют свои законы, адаптированные под маленьких детей.

В МБДОУ детский сад «Малышок» дети учатся всестороннему восприятию мира. Работа ведётся по 5-и основным направлениям современного дошкольного образования:

1. Социально-коммуникативное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Художественно-эстетическое развитие.

4. Физическое развитие.

5. Речевое развитие.

Социальное развитие. Основой социального развития детей в познавательной сфере являются такие понятия как: семья, трудовая деятельность, друзья (детский коллектив, правила поведения, которые я формирую через мероприятия д/саду, утренники, сюжетно-ролевые игры. В

формировании понятия «трудовая деятельность» использую такие методические приемы – рассказы о труде, демонстрация трудовых действий и результатов труда, приобщение детей к реальным трудовым усилиям.

Познавательное развитие. Я стараюсь поддерживать интерес к окружающему миру через тематические прогулки, экспериментирование, где дети устанавливают причинно-следственные связи. С самого раннего возраста развиваю интерес к конструктивной деятельности и сенсорному восприятию.

Художественно-эстетическое развитие. В основе художественно-эстетического развития стоит формирование художественных способностей, которые я развиваю в процессе музыкальной, литературной, изобразительной деятельностях

В речевом развитии ребята учатся использовать разнообразные средства устной коммуникации для налаживания отношений между собой и со взрослыми, отбирать необходимые лексические, грамматические средства языка и использовать их в играх, в словесном творчестве и других видах деятельности. Особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики рук, так как это положительно сказывается на становлении детской речи. Для этого часто использую в работе пальчиковые гимнастики и игры, массаж пальцев рук разными предметами (шишки, камушки, карандаши, мячи). В этом же направлении веду кружок «Весёлые ладошки».

Физическое развитие. Наши дети учатся: заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасного поведения; владеть двигательными навыками и навыками личной гигиены. Этому способствуют занятия по развитию движений, общеукрепляющие упражнения, подвижные игры, которые проводятся в спортзале, на свежем воздухе, в групповых помещениях.

Особое внимание я уделяю подвижным играм, работая над темой самообразования «Значение подвижных игр в развитии ребёнка».

Подвижная игра является основной формой работы по физическому развитию, поскольку именно в ней обеспечивается наибольший эмоциональный отклик детей и оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка.

-Детям младшего возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие;

– Вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих;

– Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость;

-Подвижная игра воспитывает у детей организованность и внимание;

– Помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира;

В нашем детском саду я работаю в тесном сотрудничестве с инструктором по физической культуре, который консультирует в выборе подвижных игр, оказывает помощь в подборе атрибутов. Постоянно проводятся оздоровительные упражнения, весёлые эстафеты, Дни Здоровья.

Совместно с музыкальным руководителем осуществляем подбор музыкального сопровождения для проведения досуговой деятельности. В течении года мы подготовили и провели «Осенний праздник», «День Матери», «Царевна-Несмеяна в гостях у ребят», «1 Июня», где в структуру каждого из этих мероприятий обязательно входят подвижные игры и двигательные упражнения, которые обеспечивают реализацию естественной потребности детей в движениях.

Мои ребята любят играть и могут самостоятельно организовать такие подвижные игры как: «Самолеты», «Светофор», «Каравай», «Поезд», «Съедобное – несъедобное», «Птички в гнёздышках».

При этом необходимо подчеркнуть, что работу по физическому развитию

в нашем детском саду мы проводим во взаимодействии с семьей, используя разнообразные формы работы, такие как: день открытых дверей, совместные, с участием детей и родителей, мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности. Все это позволяет активно вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышая их педагогическую компетентность.

Таким образом, подвижные игры оказывают положительное влияние на всестороннее гармоническое развитие личности ребёнка, а также улучшение показателей физической подготовленности, повышение качества выполнения детьми двигательных заданий.

Источник

Гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу. Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т.е. принятие ребенка таким какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже».

В детском саду ребенок находится по 8, а то и по 10 часов. Лишенный родительского внимания и ласки, он испытывает дефицит эмоционального общения, поэтому тем более важно в то время, когда ребенок находится в семье дать ему возможность себя любимым, нужным, а не отвергнутым и покинутым.

Часто, по различным причинам (тяжелая работа, конфликты или неурядицы в семье или на работе, дефицит времени, стрессы, собственные невротические состояния) родителям не хватает сил, времени, терпения на выстраивание теплых и доверительных отношений. У ребенка появляется все больше и больше обязанностей и совсем не остается прав. А общение матери с ребенком сводится к раздаче приказаний, а зачастую и наказаний (криком, шлепком и т.д.), мнение ребенка не учитывается, его чувствами мама не интересуется.

Бывает, недовольство ребенком растет, вследствие того, что ребенок не соответствует каким-либо родительским ожиданиям (он не достаточно умный, умелый, красивый). Сверх требовательные родители, например, считают, что ребенка можно приучить к горшку уже к 6-12 мес., что он способен разговаривать к двум годам, что дети могут с раннего возраста помогать по дому, не учитывая при этом индивидуальных особенностей детей, пытаются как-то «улучшить» ребенка. Любовь в таком случае вообще становится условной, т.е. буду любить, если ты будешь таким как хочу. Безусловная любовь к ребенку подменяется желанием извлечь выгоду для себя, удовлетворить какие-то свои амбиции. И очень часто родители прямым текстом говорят ребенку, что если ты не будешь делать так то и так то, то я тебя любить не буду. Даже страшно представить, что чувствует ребенок, когда самый дорогой человек на свете, самая лучшая и любимая мамочка говорит о том, что может случится такое, что она перестанет его любить, ведь дети понимают наши высказывания в самом прямом смысле.

Памятка для родителей

  1. Принять ребенка таким, какой он есть, и любить его.
  2. Обнимать ребенка не менее 4, а лучше 8 раз в день.
  3. Выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  4. Верить в то лучшее, что есть в ребенке, и всегда поддерживать его. Чаще хвалить.
  5. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
  6. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психологическому.
  7. Наказывая ребенка, лучше лишить его хорошего, чем сделать ему плохо.
  8. Если сомневаетесь, наказывать или не наказывать – не наказывайте.
  9. За один раз может быть одно наказание. Наказан – прощен.
  10. Ребенок не должен бояться наказания.
  11. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания – сообщаете ему об этом.
  12. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого.
  13. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
  14. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

Любите своего ребенка!

Источник