Гармоничное развитие ребенка что это такое
Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.
Что такое гармоничное развитие личности ребенка?
Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.
Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:
- Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
- Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
- Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.
Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.
Когда начинать воспитывать ребенка?
Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.
Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.
Общие принципы гармоничного развития
При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:
- Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
- Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
- Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
- Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
- Процесс получения знаний важнее результата.
Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.
Методы воспитания
В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:
- Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
- Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
- Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
- Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.
При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.
Физическое развитие детей
Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.
Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).
Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?
У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:
- Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
- Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
- Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.
Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста
К таким условиям относятся:
- Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
- Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
- Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
- Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
- Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
- Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Особенности гармоничного развития подростка
Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.
В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:
- научить его управлять своими эмоциями;
- избегать категоричности и максимализма;
- мыслить позитивно;
- обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
- контролировать учебу;
- следить за соблюдением распорядка дня.
Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.
Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности
Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:
- Принимать ребенка таким, какие он есть.
- Не считать, что ребенок является его собственностью.
- Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
- Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
- Уважать своего ребенка.
- Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.
Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.
Источник
1.1. Гармоничное развитие ребенка — что это такое?
Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Великий философ, которому, по определению братьев Стругацких, «не повезло с поклонниками», Фридрих Ницше писал: «Человек — это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком». Большинство мудрецов, несмотря на различия в проповедуемых ими учениях, сходятся в том, что человек вовсе не является вершиной эволюционной лестницы. Человек — одна из ступенек этой лестницы, и далеко не последняя. Возможно, мы «подзадержались» на этой ступени (хотя время «сознательного развития» человечества в масштабах Вселенной ничтожно). Но если ступеньки той же эволюционной лестницы до человека наша душа проходила в какой-то степени бессознательно и индивидуальное совершенство в этом случае мало что значило, то переход от «ступени человека» к следующей возможен только через сознательную работу каждого индивидуума над собой.
Читающим эти строки взрослым людям сознательно эволюционировать к следующей ступени уже чрезвычайно сложно (хотя и не невозможно), и скорее всего это уже прерогатива следующих жизней. Однако можно помочь своим детям стать гармонично развитой личностью, ибо только тот человек, у которого в приблизительно одинаковой мере на высоком уровне будут развиты тело, душа и дух сможет перейти на следующую ступеньку эволюционной лестницы.
Итак, гармоничное развитие ребенка включает в себя развитие тела, души и духа.
Развитие тела — физическое развитие, сильное и выносливое тело, прекрасное здоровье, а значит, и способность воспринимать различные потоки энергий (и оставаться при этом здоровым).
Развитие души — чувственный и эмоциональный опыт, овладение искусствами, восприятие искусства (общение с Красотой).
Развитие духа — познание мира и себя.
Все эти три составляющие на самом деле тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Развитие только в какой-то из этих областей без развития других возможно лишь до определенного уровня. Поэтому если вы все же решитесь помочь (именно помочь, заставить в данном случае невозможно) своему ребенку развиваться гармонично, то желательно с самого начала воспитания обращать внимание на то, чтобы не было чрезмерного развития какой-либо из составляющих в ущерб другим.
И здесь на помощь взрослым может прийти самая древняя наука в мире — йога, дающая при грамотном подходе гармоничное развитие и способствующая развитию не только тела (как зачастую принято считать), но и души и духа.
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка
1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и
Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Влияние развития моторики рук на развитие речи ребенка
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,
Развитие активной речи ребенка
Развитие активной речи ребенка
Создание потребности подражать слову взрослого – ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Необходимо отметить, что развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в
ГЛАВА 11. Развитие ребенка: сенситивные периоды и язык
ГЛАВА 11. Развитие ребенка: сенситивные периоды и язык
Младенцы просто потрясающе приспособлены для обучения. Наверное, вы слышали о невероятной способности их мозга воспринимать новую информацию. Но, возможно, вы не оценили того, что их возможности весьма специфичны.
Часть первая Гармоничное развитие ребенка
Часть первая
Гармоничное развитие ребенка
1.1. Гармоничное развитие ребенка — что это такое?
Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»
Великий философ, которому, по определению братьев
4.1. Творческое развитие ребенка
4.1. Творческое развитие ребенка
Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами,
Кормление грудью и развитие психики ребенка
Кормление грудью и развитие психики ребенка
Раньше считалось, что при кормлении ребенка грудью мать дает ему только молоко. Сегодня биологи утверждают, что она кормит энергией, а молоко является только физической составляющей.Было проведено множество экспериментов.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА».
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА».
Давайте начнем эту тему с вашего вопроса про пуповинку и спонтанное интеллектуальное развитие. Мария Борисовна вам так ответила, потому что те, у кого были нормальные роды, у кого это все сохранили и оставили, там есть о чем говорить. А
Гармоничное развитие
Гармоничное развитие
Можно ставить перед собой разные цели и достигать их с огромным усилием, а можно поставить перед собой только одну – достижение равновесия, – и остальные будут достигнуты по пути.Жизненная энергия в человеке возрастает, когда он развивается
Развитие основных движении, умении и навыков у ребенка в возрасте до года
Развитие основных движении, умении и навыков у ребенка в возрасте до года
Новорожденный ребенок в состоянии бодрствования находится совсем небольшую часть суток. Но начиная с 3–4 недель жизни, над кроваткой ребенка необходимо подвешивать красочные игрушки, чтобы он мог
Источник
Человек развивается непрерывно на протяжении всей своей жизни, но особенно заметно это развитие в детском возрасте. С одной стороны, прогресс каждого человека, его скорость и направление, очень индивидуален. С другой – существуют некоторые общие закономерности развития, соответствие которым часто является отражением и залогом того, что малыш развивается правильно.
Мы расскажем об основных направлениях гармоничного развития человека.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Подразумевает формирование навыков крупной и мелкой моторики, а также двигательные навыки, помогающие удерживать баланс всего тела. Малышу необходимо дать возможность для самых разнообразных видов физической активности – «должен он бежать и прыгать, все хватать, ногами дрыгать – а иначе он взорвется, трах-бабах и нет его»!
Например, в Blossom Palm Jumeirah Nursery развитию «здорового тела» отведено особое место в распорядке дня. Дети танцуют, играют в футбол, посещают занятия по сенсорной интеграции и рукоделию. И конечно, играют на свежем воздухе, на превосходно оборудованных детских площадках и даже в парке Palm Jumeirah!
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Дети любознательны от рождения! С первого дня жизни они учатся воспринимать информацию, запоминать ее, делать выводы и использовать полученные знания. Также у них развивается воображение, логическое мышление и умение производить все более сложные мыслительные операции: сравнивать, обобщать, находить «лишний» предмет, оперировать абстрактными понятиями и др.
Blossom Palm Jumeirah Nursery помогает родителям растить деток «умненькими и благоразумненькими» и использует для этого лучшие методические разработки Реджио-педагогики, в частности, проектный метод, в рамках которого дети участвуют в исследованиях окружающего мира, самостоятельно выбирая, что они будут исследовать, а затем вместе с педагогом и сверстниками наполняя проект данными и мнениями.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ
Ребенок не только воспринимает речь других людей, но и сам активно участвует в общении: сначала при помощи звуков, слогов, отдельных слов и «языка тела», а потом используя все более сложные фразы, мимику и жесты. Всему этому дети традиционно учатся в ситуациях непосредственного живого общения, поэтому так важно, чтобы их окружение поддерживало высокий уровень коммуникативной культуры.
«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек» – у условиях глобального мира это высказывание получает особую актуальность. В Blossom Palm Jumeirah Nursery обучение осуществляется на двух языках – английском и французском. Для детей младших групп (до 2,5 лет) французский язык вводится в режиме кратковременных сессий (3 занятия в день, по 20-30 минут каждое), а воспитанники старшего возраста (от 2,5 до 4 лет) изучают язык методом погружения: один день обучение только на английском, другой день – только на французском!
А при филиале Blossom Palm Jumeirah Nursery работает русскоязычный преподаватель Юлия Йенер, дипломированный специалист по детской психологии и раннему развитию.
СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Проявляется в умении выражать свои чувства и эмоции социально приемлимым способом, а также в умении строить отношения и вести себя в соответствии с принятыми в обществе правилами.
Blossom Palm Jumeirah Nursery уделяет развитию эмоционального интеллекта огромное значение. По мнению воспитателей садика, дисциплинарные методы, корректирующие поведение, но не помогающие детям понять их чувства и найти им приемлимое выражение, не являются единственно верными.
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Его целью является умение делать правильный выбор между этичными и неэтичными поступками, умение понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».
Помимо традицонных способов приобщения детей к общечеловеческим ценностям, Blossom Palm Jumeirah Nursery активно используется разработанная в рамках программы Skygarden концепция «экофилософии», основанная на уважительном, «экологичном» отношении к людям и всему миру.
ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Современные родители считают своим долгом узнавать о развитии детей как можно больше! Поэтому даже выбирая детский сад для крохи, они внимательно изучают методическую базу учреждения.
Например, Blossom Palm Jumeirah Nursery придерживается высоких стандартов международной программы дошкольного образования British Early Years Foundation Stage (EYFS).
Кроме того, методистами Blossom Palm Jumeirah Nursery была разработана уникальная методика Skygarden, большое внимание в которой уделяется интересам и эмоциям конкретного ребенка, а обучение осуществляется через задействование всех основных органов чувств, так называемых «пяти чувств». Конечно, мамы сейчас могут сами активно участвовать в образовании и развитии своего малыша, ведь сейчас появилось столько образовательной литературы и онлайн-ресурсов! Но если вы чувствуете, что не справляетесь, то лучше обратиться к специалистам. Все педагоги и воспитатели садика хорошо знакомы с этими программами, сами являются специалистами в области детского развития и выстраивают ежедневные занятия, основываясь на лучших методиках раннего развития: системе Марии Монтессори, методике Реджио Эмилии, подходе Эмми Пиклер.
В прошлом году детские сады Babilou и Blossom Children’s Nursery объединились и с этого года будут носить имя Blossom. Сейча в сети 10 филиалов, расположенных в разных районах Дубая: Downtown, Palm Jumeirah, Umm Suqeim, Design District, Dubai Marina, Mudon, Al Wasl, Academic City. Садики работают с 7.30 часов утра до 6 часов вечера и принимают детей в возрасте от 6 месяцев до 6 лет.
15 января в Blossom Palm Jumeirah Nursery с 8.30 до 10.00 пройдет мастер-класс по оказанию первой медицинской помощи. Запись по телефону 044227684.
Источник