Гармоничное развитие ребенка читать онлайн бесплатно
Книга представляет собой коллекцию авторских статей врача-педиатра, написанных в разные периоды практики. Автор отвечает на самые распространенные вопросы родителей о развитии ребенка от зачатия до окончания грудничкового возраста. Некоторые материалы были взяты из научных исследований зарубежных авторов последних лет.
Книга написана в научно-популярном жанре. Она будет интересна беременным женщинам, молодым родителям и их родственникам, а также клиническим ординаторам, интернам, педиатрам, неонатологам, врачам семейной практики.
Содержание:
Предисловие 1
Современное представление об эволюции человека 2
Как спланировать рождение ребенка 2
Беременность и роды 3
Грудное вскармливание 7
Осмотр новорожденного и физиологические рефлексы 12
На осмотре у педиатра 12
Рефлексы новорожденных 12
Уход за малышом, некоторые традиционные и нетрадиционные аспекты этого вопроса 15
Критические периоды жизни ребенка 21
О чем плачет новорожденный? 22
Дети “индиго”: кто они? 24
Физиологические особенности детей раннего возраста 24
Аллергия у грудничка 26
Послеродовая диета для матери 29
Вы собираетесь на отдых! 30
Александр Смагин
Гармоничное развитие вашего ребенка
Книга посвящается моей маме – Смагиной Ие Александровне
Дети– наше величайшее неприкосновенное богатство.
Далай-лама
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
Пьер Буаст
Тот, кто осушил слезы ребенка и вызвал улыбку на его устах, достойнее зодчего, построившего самый величественный храм.
Индийская мудрость
Предисловие
Хочу начать свое повествование с притчи, которая уже стала народной. В этой микросказке есть замечательная “изюминка” – это ЛЮБОВЬ. Именно любовь приносит плоды гармонии, где ребенок является зеркалом семейных отношений. И именно любовь может дать гармоничное развитие человека, начиная еще с внутриутробного существования.
Притча “Есть ли жизнь после родов?”
В животе у одной беременной женщины росли и развивались близнецы. Одного звали Маленький Верующий, другого – Маленький Скептик.
И вот однажды Скептик спросил: “Послушай, а ты веришь в жизнь после родов?”
Верующий: Естественно, я верю в жизнь после родов! Это же ясно – жизнь после родов продолжается. Наша жизнь здесь только для того, чтобы мы выросли и были готовы к жизни после родов, чтобы стали достаточно сильными перед тем, что нас ожидает.
Скептик: Да? По-моему, все это глупость! На самом деле никакой жизни после родов не существует! Ты хотя бы можешь представить, как вообще может выглядеть эта жизнь?
В .: Я не знаю это точно, но определенно будет больше света, чем здесь. А возможно, мы будем есть ртом, и бегать, и…
С : Это полная бессмыслица. Бегать вообще невозможно, а есть ртом – полностью смешное предположение. Мы имеем пуповину, которая нас кормит. Без этого невозможно даже представить, чтобы существовала жизнь после родов. Пуповина – это наша жизнь! К тому же ты заметил, что пуповина становится все короче?
В .: Нет! Это действительно возможно. Просто весь окружающий мир будет полностью другой – не то, к чему мы привыкли.
С : Но ведь еще никто и никогда после родов не возвратился! Все знают, что жизнь кончается родами! А вообще жизнь – это большое страдание в темноте!
В .: Действительно, я точно не знаю, как будет выглядеть жизнь после родов. Но в любом случае мы увидим нашу Мамочку, и она о нас позаботится. Это точно.
С : Маму?! Ты веришь в Маму? Ха-ха! А где бы Она могла быть?
В .: Но ведь Она везде возле нас. Мы находимся и живем в Ней. Без Нее мы не можем существовать.
С : Это все исключительная глупость. От этой мамы я не видел и кусочка, мне также ясно, что она в принципе не может существовать.
В .: Иногда, когда мы очень спокойны, мы можем услышать, как Она поет, или почувствовать, как Она поглаживает наш Мир.
И я твердо верю, что наша действительная жизнь продолжится потом!
Эту книгу я посвящаю своим родителям – Ие Александровне и Юрию Петровичу, прожившим прекрасную жизнь в любви и благоприятии, рано реализовавшимся, однако рано ушедшим из жизни. А также своей няне Асе, положившей всю свою сознательную жизнь на воспитание трех поколений нашей семьи.
Родители многое ставили на алтарь дружбы, поэтому с раннего детства меня окружали очень интересные люди: врачи, ученые, педагоги, инженеры, театральные деятели, да и просто творческие личности. Не случайно еще в институтские годы я работал в театре, танцевал, пел и занимался наукой. А затем с творческим рвением работал в реанимации новорожденных, сначала санитаром, затем медбратом, а после окончания института – врачом. Отдал дань и стране, отработав по распределению в родильном доме казахской глубинки.
Диссертацию писал с большим удовольствием, когда стали появляться собственные наработки в области критических состояний в неонатологии. В настоящее время продолжаю трудиться в отделении, специализирующемся на выхаживании новорожденных, требующих неотложной помощи. По совместительству веду частный прием в детском медицинском центре, читаю лекции по диетологии, веду подготовку беременных к родам в спортивном клубе. Моему самому первому пациенту уже более 20 лет – это сын, который решил продолжить семейную традицию педиатров и сейчас учится в медицинской академии.
Книга, которую я предоставляю вашему вниманию, адресована в основном женщинам, готовящимся стать матерью или уже испытавшим это прекрасное чувство, а также всем родственникам – папам, бабушкам и дедушкам, тетям и дядям. Книга составлена в виде статейного материала по основным вопросам, на которые чаще всего приходится отвечать молодым родителям и их родственникам. А также множества собственных фотографий и репродукций, часть из которых позаимствована из всемирной “паутины”.
Каждый из нас наделен инстинктами, доставшимися человеку от далеких генетически похожих с нами предков. И главным из них является инстинкт материнства. Если бы у нас его не было, то все млекопитающие на Земле давно бы уже вымерли, а цивилизация погибла. Нельзя сказать, что он врожденный, но появление этого прекрасного инстинкта может произойти и до самой беременности, а может и через несколько месяцев после рождения ребенка. Когда этот инстинкт активируется, никто не может знать заранее. Неизвестно, в какой момент он проявится у мужчины, когда он сможет гордо называть себя отцом. Отцовство не так ярко развито в животном мире, однако социализация человека привела этот инстинкт в знаменатель крепких семейных отношений.
В мире компьютерных нанотехнологий, гаджетов (gadget – приспособление, прибор), освоения космоса и расшифровки генома человека мы начинаем возвращаться к технологиям выхаживания и воспитания своих детей, как это было в далекие времена у наших предков (у славян, африканцев, восточных народов). Мы стали применять кувезы, “гнезда” и гамаки для выхаживания недоношенных младенцев, носить детей в слингах, укладывать их спать в люльку и укачивать на руках. Мы разрешаем им спать с родителями, кормим до первого прорезывания зубов исключительно грудью, причем по требованию, начинаем вводить прикорм не с коровьего молока, а с фруктов и овощей, поем детям колыбельные, занимаемся с ними гимнастикой, плаваньем, да и просто ЛЮБИМ.
Поэтому в начале своей книги я хочу окунуться в современную эволюционную теорию для размышления над тем, откуда мы произошли и что с этим делать.
А.Ю. Смагин, кандидат медицинских наук, профессор РАЕ, педиатр-неонатолог
Источник
Александр Смагин
Гармоничное развитие вашего ребенка
Книга посвящается моей маме – Смагиной Ие Александровне
Дети— наше величайшее неприкосновенное богатство.
Далай-лама
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
Пьер Буаст
Тот, кто осушил слезы ребенка и вызвал улыбку на его устах, достойнее зодчего, построившего самый величественный храм.
Индийская мудрость
Автор выражает благодарность фотохудожнику А. Марашану
Предисловие
Хочу начать свое повествование с притчи, которая уже стала народной. В этой микросказке есть замечательная «изюминка» – это ЛЮБОВЬ. Именно любовь приносит плоды гармонии, где ребенок является зеркалом семейных отношений. И именно любовь может дать гармоничное развитие человека, начиная еще с внутриутробного существования.
Притча «Есть ли жизнь после родов?»
В животе у одной беременной женщины росли и развивались близнецы. Одного звали Маленький Верующий, другого – Маленький Скептик.
И вот однажды Скептик спросил: «Послушай, а ты веришь в жизнь после родов?»
Верующий: Естественно, я верю в жизнь после родов! Это же ясно – жизнь после родов продолжается. Наша жизнь здесь только для того, чтобы мы выросли и были готовы к жизни после родов, чтобы стали достаточно сильными перед тем, что нас ожидает.
Скептик: Да? По-моему, все это глупость! На самом деле никакой жизни после родов не существует! Ты хотя бы можешь представить, как вообще может выглядеть эта жизнь?
В.: Я не знаю это точно, но определенно будет больше света, чем здесь. А возможно, мы будем есть ртом, и бегать, и…
С: Это полная бессмыслица. Бегать вообще невозможно, а есть ртом – полностью смешное предположение. Мы имеем пуповину, которая нас кормит. Без этого невозможно даже представить, чтобы существовала жизнь после родов. Пуповина – это наша жизнь! К тому же ты заметил, что пуповина становится все короче?
В.: Нет! Это действительно возможно. Просто весь окружающий мир будет полностью другой – не то, к чему мы привыкли.
С: Но ведь еще никто и никогда после родов не возвратился! Все знают, что жизнь кончается родами! А вообще жизнь – это большое страдание в темноте!
В.: Действительно, я точно не знаю, как будет выглядеть жизнь после родов. Но в любом случае мы увидим нашу Мамочку, и она о нас позаботится. Это точно.
С: Маму?! Ты веришь в Маму? Ха-ха! А где бы Она могла быть?
В.: Но ведь Она везде возле нас. Мы находимся и живем в Ней. Без Нее мы не можем существовать.
С: Это все исключительная глупость. От этой мамы я не видел и кусочка, мне также ясно, что она в принципе не может существовать.
В.: Иногда, когда мы очень спокойны, мы можем услышать, как Она поет, или почувствовать, как Она поглаживает наш Мир.
И я твердо верю, что наша действительная жизнь продолжится потом!
Эту книгу я посвящаю своим родителям – Ие Александровне и Юрию Петровичу, прожившим прекрасную жизнь в любви и благоприятии, рано реализовавшимся, однако рано ушедшим из жизни. А также своей няне Асе, положившей всю свою сознательную жизнь на воспитание трех поколений нашей семьи.
Родители многое ставили на алтарь дружбы, поэтому с раннего детства меня окружали очень интересные люди: врачи, ученые, педагоги, инженеры, театральные деятели, да и просто творческие личности. Не случайно еще в институтские годы я работал в театре, танцевал, пел и занимался наукой. А затем с творческим рвением работал в реанимации новорожденных, сначала санитаром, затем медбратом, а после окончания института – врачом. Отдал дань и стране, отработав по распределению в родильном доме казахской глубинки.
Диссертацию писал с большим удовольствием, когда стали появляться собственные наработки в области критических состояний в неонатологии. В настоящее время продолжаю трудиться в отделении, специализирующемся на выхаживании новорожденных, требующих неотложной помощи. По совместительству веду частный прием в детском медицинском центре, читаю лекции по диетологии, веду подготовку беременных к родам в спортивном клубе. Моему самому первому пациенту уже более 20 лет – это сын, который решил продолжить семейную традицию педиатров и сейчас учится в медицинской академии.
Книга, которую я предоставляю вашему вниманию, адресована в основном женщинам, готовящимся стать матерью или уже испытавшим это прекрасное чувство, а также всем родственникам – папам, бабушкам и дедушкам, тетям и дядям. Книга составлена в виде статейного материала по основным вопросам, на которые чаще всего приходится отвечать молодым родителям и их родственникам. А также множества собственных фотографий и репродукций, часть из которых позаимствована из всемирной «паутины».
Каждый из нас наделен инстинктами, доставшимися человеку от далеких генетически похожих с нами предков. И главным из них является инстинкт материнства. Если бы у нас его не было, то все млекопитающие на Земле давно бы уже вымерли, а цивилизация погибла. Нельзя сказать, что он врожденный, но появление этого прекрасного инстинкта может произойти и до самой беременности, а может и через несколько месяцев после рождения ребенка. Когда этот инстинкт активируется, никто не может знать заранее. Неизвестно, в какой момент он проявится у мужчины, когда он сможет гордо называть себя отцом. Отцовство не так ярко развито в животном мире, однако социализация человека привела этот инстинкт в знаменатель крепких семейных отношений.
В мире компьютерных нанотехнологий, гаджетов (gadget – приспособление, прибор), освоения космоса и расшифровки генома человека мы начинаем возвращаться к технологиям выхаживания и воспитания своих детей, как это было в далекие времена у наших предков (у славян, африканцев, восточных народов). Мы стали применять кувезы, «гнезда» и гамаки для выхаживания недоношенных младенцев, носить детей в слингах, укладывать их спать в люльку и укачивать на руках. Мы разрешаем им спать с родителями, кормим до первого прорезывания зубов исключительно грудью, причем по требованию, начинаем вводить прикорм не с коровьего молока, а с фруктов и овощей, поем детям колыбельные, занимаемся с ними гимнастикой, плаваньем, да и просто ЛЮБИМ.
Поэтому в начале своей книги я хочу окунуться в современную эволюционную теорию для размышления над тем, откуда мы произошли и что с этим делать.
А.Ю. Смагин, кандидат медицинских наук, профессор РАЕ, педиатр-неонатолог
Современное представление об эволюции человека
То, что обезьяна – близкий родственник человека, известно уже давно. Шимпанзе среди всех обезьян – наш самый близкий родственник. При исследовании ДНК происхождение человека от обезьяноподобных предков вполне подтверждается. Генетические различия на уровне ДНК между людьми составляют в среднем 1 нуклеотид из 1000 (то есть 0,1 %), между человеком и шимпанзе – 1 нуклеотид из 100 (т. е. 1 %).
Исследователи из США, Израиля, Италии, Испании и Германии, в 2002 г. завершив работу над расшифровкой генома шимпанзе, доказали, что он на 98,7 % идентичен геному человека. У шимпанзе недостает всего лишь 50 генов из тех, что имеются у человека. Таким образом, генетическое сходство между человеком и шимпанзе в 10 раз больше, чем между мышью и крысой.
Что же касается столь разительных отличий между обезьяной и человеком при почти полной идентичности их геномов, то они объясняются различной активностью генов. По размеру генома человек и высшие приматы не отличаются друг от друга, но отличаются по количеству хромосом – у человека на одну пару меньше (см. рис.). В процессе эволюции у предков человека две разных хромосомы приматов объединились в одну. Время расхождения человека с шимпанзе, по разным оценкам, варьирует от 5,4 до 7 млн лет назад.
Источник
Книга Гленна Домана «Гармоничное развитие ребёнка» является поистине удивительной – она написана конкретно для родителей, а её целью является показать, что потенциал детей намного больше того, что мы представляем себе …
pixabay.com
Книга Гленна Домана «Гармоничное развитие ребёнка» является поистине удивительной – она написана конкретно для родителей, а её целью является показать, что потенциал детей намного больше того, что мы представляем себе. И именно мы несём ответственность за то, что бестолково тратим время своих любимых детей, когда устанавливаем ограничение на их физическое исследование окружающего мира, которое совершенствует их двигательное развитие, причём в наиболее подходящее для этого время. А между тем следует знать, что двигательное развитие в будущем окажет воздействие на интеллектуальное и социальное развитие ребёнка. Данная книга поможет вам избежать типичных родительских ошибок и позволит вашему ребёнку развиваться максимально гармонично.
О Гленне Домане
wikipedia.org
Гленн Доман является американским врачом-физиотерапевтом, разработчиком серии методик восстановления для детей, имеющих поражения нервной системы, и методики обучения детей (метода Домана). Кроме того, Доман основал Институт развития человеческого потенциала, организовал издательство «Gentle Revolutıon», консультирующее родителей по вопросам воспитания. Миссией Гленна и его коллег является объяснить каждому родителю, как воспитать очаровательного, талантливого и интеллигентного ребёнка, благодаря чему станет возможно создать высокогуманное, здоровое и порядочное общество.
Краткое содержание книги «Гармоничное развитие ребёнка»
Книга состоит из предисловия, введения и трёх больших разделов. Укажем некоторые интересные моменты каждого из них.
Предисловие
Двигательное развитие малыша на ранней стадии является важнейшей составляющей его подготовки в будущем не только к познавательной деятельности, но также и для раскрытия огромного числа других возможностей. Гленн Доман методично раскрывает все стадии развития мобильности и посвящает в особенности организации окружающей среды таким образом, чтобы она максимально развивала ребёнка. Следуя точным и ясным инструкциям, родители смогут создать индивидуальную домашнюю развивающую программу.
Работая с разными детьми, автор и его помощники сделали ошеломляющее открытие – скорость физического развития ребёнка воздействует на скорость развития его мозга. А это значит, что интеллект ребёнка зависит от того, насколько хорошо он развит физически.
Введение
Будучи высокопрофессиональным специалистом, автор изучил огромное количество материалов на тему двигательной активности человека, начиная с двигательных паттернов древних людей и заканчивая современными исследованиями воздействия невесомости на организм.
Гленн Доман на протяжении всей книги акцентирует своё внимание на следующих тезисах.
- Мозг человека растёт, если его постоянно использовать, но этот процесс роста заканчивается примерно в 6 лет.
- Маленькие дети предрасположены к обучению в гораздо большей степени, чем кто-либо другой.
- Маленькие дети считают, что самый лучший подарок для них – это внимание со стороны взрослых, в частности, со стороны родителей.
- Родители – это самые лучшие учителя для ребёнка и могут обучить ему всему, что знают, если это знание основано на фактах.
Раздел 1. Предпосылки физического интеллекта
Физическое, умственное и социальное развитие является одним из самых главных даров от природы человеку.
Любой ребёнок, у которого появляется возможность достичь физического совершенства, будет несказанно рад ею воспользоваться.
В момент рождения дети обладают своим максимальным умственным потенциалом, а обучение для маленьких детей является одним из основных навыков, требующихся для выживания.
Маленькие дети желают научиться всему, чему только можно, и как можно скорее. К тому же они уверены в том, что ничего лучше обучения в мире нет.
Чем младше ребёнок, тем больше удовольствия он получает от процесса обучения, и тем легче оно ему даётся. А чем старше становится человек, тем меньше он верит в то, что обучение является радостью. Взрослые люди зачастую воспринимают обучение как пытку.
Раздел 2. Как усилить физический интеллект вашего ребёнка
Если ребёнок будет иметь возможность ползать как можно дольше и чаще, он будет быстрее развиваться, а также будет быстрее увеличиваться его мозг.
Исходя из особенностей современной культуры, толстый ребёнок считается здоровым. Однако автор уверен, что дети толстыми быть не должны, а материнское молоко должно превращаться не в жир, а в мышцы. В будущем это будет способствовать развитию потенциала и красоты.
Чтобы новорождённый развивался как можно лучше, он должен бодрствовать минимум 4 часа в стуки, и в это время ему необходимо ползать по полу или специальному треку. Лучше всего будет, если ребёнок будет и спать на таком треке.
Интересный приём: ещё до достижения ребёнком полугодовалого возраста, пока он не научился ходить, нужно опустить его вниз головой на мягкий мат, пригибая одной рукой голову, а другой придерживая бёдра, и перекувырнуть. Если выполнять такое упражнение по 15 раз в день, мозг ребёнка научится ориентации в заданном направлении.
Раздел 3. Как увеличить умственный потенциал вашего ребёнка
Далеко не каждый родитель знает, что новорождённого ребёнка можно учить плавать, а уже по достижении малышом годовалого возраста его можно обучать чтению, счёту, иностранным языкам. В полтора года можно учить ребёнка выполнению гимнастических упражнений, игре на музыкальных инструментах, а в два года уже можно обучать письму.
Каждый ребёнок является лингвистическим гением, и в 1 год дети усваивают языки гораздо лучше, чем в 7 лет. А обучать ребёнка письму намного легче, нежели устной речи, т. к. написанное слово всегда останется таким, как было, а произнести слово вслух можно невнятно, с акцентом, очень быстро и т. д. Чтобы годовалый малыш начал воспринимать слова на слух, нужно произносить их чётко, громко и много раз.
С момента своего рождения ребёнок является «чистым листом», и стать может кем угодно, но этот потенциал утрачивается к 6 годам. До 6 лет можно также сделать ребёнка гением. И если вы знаете о принципах работы мозга, вы будете организовывать для своего ребёнка регулярные занятия математикой, чтением и другими дисциплинами, чтобы он смог овладеть энциклопедическими знаниями.
Если использовать для развития ребёнка систему, представленную в книге, можно сделать так, чтобы уже к 4 годам коэффициент его интеллекта был равен 200, в то время как этот же показатель у обычных детей равен 100.
Краткое резюме
Родители очень любят своих детей, по причине чего уделяют огромное внимание сопливым носам и грязным пелёнкам, а потеряв ребёнка из виду на несколько секунд где-нибудь в общественном месте, мгновенно приходят в ужас; при даже крошечном подозрении на болезнь родители впадают в панику и летят в больницу. Другими словами, любящие родители делают то, что должны делать любящие родители.
Но в тот момент, когда ребёнка пора знакомить с достояниями человеческой культуры, накопленными годами, к примеру, скульптурой, литературой, живописью, музыкой и т. д. родители часто начинают ждать, когда малыш достигнет шестилетнего возраста. Знайте – в этот момент можно сказать, что вы опоздали, а познавательный потенциал ребёнка безвозвратно утерян. К тому же в это время дети, как правило, попадают в руки к учителям, не видящим в процессе обучения ни капли радости или веселья.
Отдавая своего ребёнка в чужие руки, родители теряют то, чего сами не осознают – они утрачивают чудо, которое вполне могли бы сотворить сами, если бы начали обучать ребёнка самостоятельно. И здесь важно сказать – нет учителей лучше родителей!
Во всех детях с рождения есть частица волшебства, и родители должны понять это, и всегда относиться к своим детям бережно, с теплотой и любовью, чтобы это волшебство не исчезло и оставалось на протяжении долгих лет. И если родители уважают это волшебство, если хотят его сохранить, они должны принимать активное участие в нём.
Все родители, любуясь своим любимым малышом, непременно, испытывают восхищение и изумление. И любой отец, и любая мать знают, что их ребёнок является чудом. Причём это чудо поистине уникально и неповторимо. И задачей каждого из родителей является дать этому чуду дорогу в жизнь и подарить ему то, что является частью его нутра с самого рождения.
Источник