Гармоничное развитие ребенка через сказку

Роль сказки в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

      Особенности развития речевого творчества ребенка в дошкольном возрасте, основные способы приобщения детей к сказке.
Сказки входят в жизнь ребенка в раннем детстве, когда взрослый читает их у кроватки малыша. Со временем они приобретают большое значение в жизни ребенка. Это объясняется тем, что сказки облегчают смену идентификации в зависимости от проблемы, которая в данный момент волнует ребенка. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая информацию о взаимоотношения х людей в обществе. В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатии ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения собственных сложных и амбивалентных чувств ребенка. Ребенок отождествляет себя с положительными героями сказки Ребенок с чрезвычайной легкостью входит в различные сказочные роли, примеряя их на себя, но, тем не менее, не забывает, что этого не было на самом деле, хотя могло и случиться. Таким образом, проявляется двойственность детских литературных переживаний: ощущение обыденного в волшебном и сказочного реальном. Дети хотят подражать смелым, умным и ловким взрослым людям, но иногда это им не удается. А в сказке можно сделать абсолютно все.

       Маленький ребенок запросто становится победителем и находит выход из разных затруднительных ситуаций. Некоторые сказки обладают лечебным эффектом, помогают побороть детские страхи. Очень часто дети просят прочитать им сказку много – много раз подряд. Каждый раз ребенок переживает сюжет, ставит себя на место разных героев, каждый раз проживает частичку жизни за персонажей. Так он готовит себя к решению проблем, которые могут встать на пути ребенка в дальнейшей жизни.

       Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. Большие и маленькие детские мечты находят свое отражение в сказках, то есть малыш как бы самореализуется по средствам сказочных сюжетов. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в мир таких отношений, которые в реальной жизни ребенок может и не замечать.
      Сказка с животными в главной роли очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных и природы, а не к цивилизованному миру людей. «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят». Эти сказки знакомы детям с младенчества, они воспринимаются детьми, как истории из реальной жизни, хотя почти все персонажи этих сказок – животные. В сказке «Заюшкина избушка» ребенок легко представляет себя на месте смелого петушка, который вроде бы и меньше собаки, медведя и быка, но смелее его, он герой, способный выгнать злодея – лису и помочь слабому зайчику. Для ребенка это реальная история героя. Героя, которому хочется подражать.

      Но было бы ошибкой считать, что все народные сказки можно читать маленьким детям. Народ сочинял сказки не только для обучения детей устоям жизни, но и для развлечения взрослых. Длинными зимними вечерами люди рассказывали друг другу истории для развлечения. Не всегда это были безобидные сказки о колобке. Сказка во многом вобрала в себя взрослый опыт человечества. А в мире есть злые силы, злые существа , свирепые и беспощадные, всегда готовые навредить человеку. И впервые с ними ребенок встречается в сказках. «Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит». В сказках о Бабе Яге много сюжетов, которые могут глубоко ранить детскую психику. Многие сказки не стоит читать даже взрослым людям с неустойчивой психикой. Поэтому, очень важна роль взрослого, выбирающего сказки для детей.

Кроме этого нужно понимать, что не все даже отобранные для детей сказки можно читать детям в любое время суток. Так сказки с ярким сюжетом и множеством приключений хорошо читать в первую половину дня, когда ребенок наиболее активен и способен к большему восприятию, чем в вечернее время.
      Сказка на ночь – это своего рода пожелание спокойной ночи. Сказка на ночь – это общение с малышом на волшебном понятном ему языке, это маленькие уроки жизни. Однако сказка на ночь насыщенная действиями и эмоциями может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить почитать еще.

Зато динамические сказки прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев дальше. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку.       Книжка с картинками может отвлекать малыша, он будет тянуться разглядывать картинки , переворачивать листы вместо того, чтобы спокойно засыпать. Книжки с картинками – это больше подходит для дневного чтения. Вечернюю сказку лучше рассказывать, а не читать. Прислушайтесь, как звучит сказка, прочитанная вашей бабушкой. Она прочитана тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает малыша. В этот момент для ребенка существует только этот убаюкивающий голос. Это голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ребенок зависит от того, что он услышит и прочувствует перед тем как заснуть.

Если сказка закончилась, а малыш не уснул, можно сразу без перерыва начать петь колыбельную. Скорей всего ребенок даже не заметит перехода. Поэтому сказки лучше выбирать рифмованные. Есть такие сказки у Пушкина и Ершова, есть и народные напевные сказки. Сказки или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми , чтобы успокоить ребенка. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.

 Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для малыша вы можете решить вместе с им. Постарайтесь, чтобы это была сказка с хорошим концом и учила тем же ценностям, что и вы сами.

Модель работы со сказкой: 

1. название сказки
2. чтение сказки
3. речевая зарядка
4. беседа по содержанию
5. пересказ сказки (с опорой на наглядность)
6. рассматривание иллюстраций
7. работа с обучающими презентациями
8. создание сказки (продуктивная деятельность)
9. сказка и познание.

Образовательный процесс осуществляется: 
• в ходе непосредственно образовательной деятельности,
• в ходе режимных моментов,
• в процессе совместной деятельности педагога с детьми,
• при организации самостоятельной детской деятельности.
Внутри образовательного  процесса сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, что, в свою очередь, побуждает каждого ребёнка к деятельности. И ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником образовательного процесса.

• Читаем, рассказываем сказки. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития
• Вовлекаем детей в игры – беседы с куклами-персонажами сказок.. Внесение кукол способствует ведению диалога, проявлению речевой инициативы детьми, творчества.

• В другом варианте, сначала рассказываем сказку, а затем предлагаем ребятам самим попробовать «оживить» её. Вместе с детьми мы рисовали сказку, используя различные техники, лепили из пластилина, солёного теста, делали аппликации из бумаги, ткани, различных нитей. Использовался приём раскрашивания эпизодов сказки с применением цветного песка, подкрашенной манки.

• От рассматривания иллюстраций, когда дети «схватывают» внешний признак героев, постепенно переходим к простейшему моделированию. Для плавного перехода используем дидактические игры «Кого я загадала?», «Назови, какой?». Кроме того, ведём работу с мнемотаблицами.

• Работу такого рода часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам.

• Играя в сказку, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью пальчиков. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок.

• Образовательный процесс выстраиваем, используя принцип интеграции образовательных областей

• Для развития памяти, логического мышления, внимания, воображения предлагаем детям различные творческие задания и дидактические игры, пазлы, кубики со сказочными сюжетами.

• Широко используем сказки при формировании целостной картины мира. Из сказок народных и авторских дети узнают почему и как зимой спит медведь, кто живёт в лесу и т.д.

• Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой. Динамические паузы, упражнения на релаксацию подбираются с учётом сказочного материала в рамках комплексно-тематического планирования.

     Сказка важна не только для познания окружающего мира, но и как воспитательный момент. В сказках есть предостережения, поучительная мораль, демонстрация положительного стиля поведения.

 Например, в “Сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку”:

 1. Слушайся старших.

2. Воду из незнакомых водоемов пить нельзя. Сказки “Морозко” и Крошечка-хаврошечка” указывают на ценность вежливости, доброго отношения к людям, трудолюбия, уважения к старшим.

     Способность наделять предметы и явления сверхъестественными качествами, полностью верить в одушевленность неживой природы является характерной чертой детской психики. Для ребенка значимые предметы и природные явления – живые, т.е. существа, наделенные душой и способностью понимать. Таким ребенок воспринимает этот мир, познает его особенности, живет в нем.
На протяжении всей жизни мы склонны верить, что добро побеждает зло, а несправедливость будет наказана. Эту надежду мы впитали еще в детстве, когда слушали сказки. Ведь этот принцип является их основным постулатом.
Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок”, – актуальны и справедливы эти слова Пушкина.

     Действительно в каждой сказке есть жизненный урок для ребенка. Тем более, что сказка иносказательна и метафорична, полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению ребенка. Поэтому именно через сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила и традиции.

Левашова Ирина Владимировна

ГБДОУ №9 комбинированного вида

Пушкинского района

г Санкт-Петербурга

2015г.

Выступление на семинаре

по теме:

Роль сказки в гармоничном развитии ребенка

 дошкольного возраста

Воспитатель:

Левашова Ирина Владимировна

ГБДОУ №9 комбинированного вида

Пушкинского района

г Санкт-Петербург

2015

Источник

Сказка ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок. Сказки издавна несли информацию об окружающем мире, о поведении в каких либо ситуациях. С её помощи за кратчайшее время можно донести до человека любую информацию.

Дети с удовольствием слушают сказки, переживают за героев, радуются счастливому концу в общем фантазируют и предстают услышанное.

Сказки помогут преодолеть переживания, трудности у ребёнка. Например: расставание с мамой, различные страхи (одиночества, самостоятельности и др.), неуверенность в себе. А также скорректируют поведение ребёнка, например: убирать за собой игрушки, меньше смотреть телевизор, не капризничать по пустякам и др.

Воспитание сказкой носит название – сказкотерапия. Такие сказки будут гораздо действеннее любых объяснений и уговоров родителей.

Какие бывают сказки – подсказки:

Дидактическая сказка

Подходит для дошкольников и младших школьников. С помощью сказки до ребёнка можно донести какую либо информацию. Например: о необходимости чистить зубки, о разнообразии геометрических фигур и др. В конце сказки несложные вопросы и задания для закрепления.

«Жили-были два микроба». Сатеник Казарян

“или-были два микроба – Кариус и Бактериус. Они вселялись в зубы девочек и мальчиков, устраивались там поудобнее, обживались и начинали хулиганить. Как только небольшие частички пищи застревали между зубов, Кариус и Бактериус набрасывались на них и с жадностью съедали, чавкая и хрюкая при этом. Они становились толще и толще, и уже им было неудобно сидеть в маленьких естественных углублениях зуба, они начинали рыть себе норки, разрушая даже самые сильные зубы.

Надо сказать, что не у каждого ребенка в зубах они уживались. Были и такие девочки и мальчики, которые тщательно следили за чистотой своих зубов, полоскали рот после еды, чистили зубки утром и вечером. Несчастные Кариус и Бактериус худели день ото дня, конечно же, им приходилось покидать свое жилище и подыскивать себе другое место.

Зато какое было раздолье, когда они находили себе хозяина, который мог неделями не дотрагиваться до своей зубной щетки! У них было много времени для того, чтобы сделать много норок и лабиринтов для перехода из одного зуба в другой. Они шумели, стучали, мусорили в своих домиках, и тем самым доставляли массу неприятностей обладателю зубов. У детей начинали сильно болеть зубы, а потом и голова, они не могли спать спокойно и им снились некрасивые сны.

Тогда родителям приходилось их срочно вести к лекарю Стоматологу Стоматологовичу. Уж он-то мог спасти ребят от злобных микробов.

И освободившись от Кариуса и Бактериуса, ребята больше никогда не забывали чистить зубы.

А микробы до сих пор ходят от дома к дому и подыскивают себе новое жилище…

Психокоррекционная сказка

Направлена на корректировку психологической проблемы. Сначала показывается неверное поведение героев, а затем правильное. Обязательно такие сказки после обсуждаются.

Сказка о Вороненке 

Возраст: 5-9 лет.

Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности. Тревожность и боязливость.
Ключевая фраза: “Я боюсь, у меня не выйдет”
Когда-то давно в одном небольшом городке на большом тополе жила Ворона. Однажды она снесла яйцо и села его высиживать. Гнездо было без крыши, поэтому маму Ворону морозили ветра, засыпал снег, но она все терпеливо переносила и очень ждала своего малыша.

В один прекрасный день птенец застучал внутри яйца своим клювиком, и мама помогла выбраться своему Вороненку из скорлупы. Он вылупился нескладным, с голеньким беспомощным тельцем и с большим-большим клювом; он не умел ни летать, ни каркать. А для мамы он был самый красивый, самый умный и самый любимый, она кормила сына, согревала его, защищала и рассказывала сказки.

Когда Вороненок подрос, у него выросли очень красивые перышки, он много всего узнал из маминых рассказов, но он по-прежнему не умел ни летать, ни каркать.

Наступила весна, и пришло время учиться быть настоящим вороном. Мама посадила вороненка на край гнезда и сказала:

– Сейчас ты должен смело прыгнуть вниз, взмахнуть крыльями – и ты полетишь.

В первый день Вороненок уполз в глубину гнезда и тихо плакал там. Мама, конечно, огорчилась, но ругать сына не стала. Прошло некоторое время, и уже все молоденькие воронята вокруг научились летать и каркать, а нашего Вороненка мама по-прежнему кормила, оберегала и долго-долго уговаривала перестать бояться и попробовать научиться летать.

Как-то этот разговор услышала Старая Мудрая Ворона и сказала молодой неопытной маме:

– Так больше продолжаться не может, не будешь же ты всю жизнь бегать за ним, как за маленьким. Я помогу тебе научить твоего сына и летать, и каркать.

И когда Вороненок на следующий день сел на краю гнезда подышать свежим воздухом и посмотреть на мир, Старая Ворона тихо подлетела к нему и столкнула вниз. От страха Вороненок забыл все, чему так долго учила его мама, и стал камнем падать на землю. От испуга, что он сейчас разобьется, он открыл свой большой клюв и… каркнул. Услышав самого себя, и от радости, что, наконец, научился каркать, он взмахнул крыльями раз, другой – и понял, что летит… И тут он увидел рядом с собой маму; они полетали вместе, а потом дружно вернулись в гнездо и от всей души поблагодарили Старую Мудрую Ворону.

Так в один день Вороненок научился и летать, и каркать. А на следующий день в честь своего сына, который стал совсем взрослым и самостоятельным, мама Ворона устроила большой праздник, на который пригласила всех птиц, бабочек, стрекоз и многих-многих других, а на почетном месте важно восседала Старая Мудрая Ворона, которая помогла не только маленькому Вороненку, но и его маме.

Психологическая сказка

Сказка, как правило, основана на реальных событиях, имеет немного вымысла. В процессе развиваются и укрепляются личные качества человека. Больше подходит для взрослых.

Психотерапевтическая сказка

В основе лежат притчи. Обсуждаем её.

ПРИТЧА О ЛОШАДИ

  Убежала у крестьянина лошадь. Как сеять, как пахать? Заплакал крестьянин. Кое-как вспахали поле, кое-как посеяли. Прошло время. Пришла лошадь и привела жеребенка. Ой, какое счастье, убежала лошадь, привела жеребенка. Вырос жеребенок, превратился в могучего коня. Поскакал на нем сын крестьянина, упал и сломал ногу. «Какое горе, – заплакал крестьянин,- сын сломал ногу». Утром стучат в дверь: мобилизация. Всех молодых парней забирают на войну с соседним королевством. А сына крестьянина не взяли. Обрадовался он: какое счастье- сын сломал ногу.

Медитативная или релаксационная сказка

Для снятия внутреннего напряжения, представления позитивных образов. Рассказывать такую сказку надо спокойным, не громким голосом, можно включить фоном музыку. Соответственно не громко и спокойную. Например: пение птиц, шум моря и др.

Путешествие — медитативная сказка на ночь для засыпания.

Устраивайся поудобнее в кроватке и закрывай глазки. Перед сном мы совершим с тобой увлекательное сказочное путешествие. Мы пойдем с тобой к синему морю, где плещутся волны и чайки кричат. Там ждет нас маленький кораблик с белыми парусами. Мы поднимемся на палубу, и кораблик отправится в путь. Стоя на палубе, мы будем смотреть на проплывающих мимо дельфинов, разноцветных рыбок и морских черепах. Кораблик отвезет нас в далекие страны. Мы поплывем в Индию, где живут большие добрые слоны с длинным хоботом. Затем мы отправимся в Австралию посмотреть на кенгуру с сумками на животе. А после кораблик доставит нас в Китай, где живут веселые черно-белые мишки панды. Наше путешествие будет интересным, полным необычных приключений и новых открытий. А потом мы вернемся домой, ляжем в кроватку и нам приснятся чудесные сны про дальние страны.

Недосказанные сказки

Этот метод скорее направлен на диагностику проблемы. Ребёнку рассказывают небольшой фрагмент сказки, далее совместно с ребёнком продолжаете её. Спрашивайте ребёнка: где живут герои, какая у них семья, сколько детей и т.д. Затем спросите у ребёнка: “Как думаешь, что будет дальше?”Только все вопросы должны задаваться непринужденно и не навязчиво. Потом анализируем сказанное, все придуманное ребёнком, может говорить о его переживаниях, о каких либо проблемах в жизни малыша.

“Заколдованный принц (принцесса)”

«В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован (а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?»

В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан?

Рисование сказки

Как правило, это второй этап работы со сказкой. Ребёнку предлагается нарисовать или слепить, можно сделать и аппликацию на тему услышанной сказки. Здесь ребёнок выплёскивает свои чувства.

Книги по сказкотерапии

1.”Сказки и сказкотерапия” Соколов Д.– М.: Эксмо-Пресс, 2001

2. Практика сказкотерапии” / Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 c.

3. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина” А. В. Гнездилов – Издательство: Речь, 2004.-

4. “Встечи на дороге. Терапевтические сказки” А.В.Гнездилов – Речь, 2005. – 224 с.

5. “Воспитание сказкой. Для работы с детьми дошкольного возраста” Фесюкова Л.Б. – М.: “Просвещение”, 2003.

6. “Жила-была девочка, похожая на тебя..Психотерапевтические истории для детей”  Бретт Д. – — М.:

Сказки помогут снять тревожность,напряжение, скорректируют поведение, помогут лучше понять и помочь своего ребёнка. Но если вы чувствуете, что проблема у малыша намного глубже и серьёзнее, в таком случае лучше обратиться к психологу.

Источник