Галигузова л н мещерякова с ю диагностика психического развития ребенка

Вторая проба длится также 10 минут. Данные наблюдения вносятся в протокол. (Форма протокола приведена в прил. 1.)

Параметры Показатели параметров Критерии оценки показателей игры Баллы Потребность в игре Инициативность Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого. 0 Слабая: первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные инициативные действия единичны. 1 Средняя:
ребенок начинает играть по собственной инициативе,
но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого. 2 Высокая:
ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет,
подбирает игровые атрибуты. 3 Длительность игры Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т.д.). 0 Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут. 1 Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляций с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. 2 Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуальной игрой. 3 Эмоциональное состояние в ходе игры Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы. 0 Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры — неспешный. 1 Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны. 2 Характер игровых действий Вариативность действий Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу). 0 Слабая: ребенок совершает только 2—3 вида игровых действий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки). 1 Средняя: ребенок опробует 2—3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2—3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее). 2 Высокая: ребенок постоянно разнообразит игровые действия, каждый раз внося в них элементы новизны, варьируя порядок. 3 Речевая активность Отсутствует: ребенок играет молча. 0 Слабая: ребенок произносит несколько отдельных слов, обращенных к кукле или взрослому (например: «на», «пить», «ляля», «чашка»). 1 Средняя: ребенок по ходу игры обращается к кукле и взрослому с более развернутыми, 2—3-словными высказываниями (например: «надо кушать», «пей чаек», «пора спать») или комментариями («буду варить», «она хочет гулять»). 2 Высокая: ребенок постоянно и развернуто обращается к персонажам игры и взрослому, объясняя смысл и порядок своих действий, планирует их последовательность, комментирует. 3 Воображение Использование предметов-заместителей Отсутствует: ребенок играет только реалистическими игрушками (например, кормит куклу ложкой, чистит зубы зубной щеткой); замещениям взрослого не подражает. 0 Редкое: ребенок предпочитает играть реалистическими игрушками, но иногда использует 1—2 разученных ранее и типичных для данного возраста замещения (например, кормит куклу палочкой). 1 Частое: ребенок постоянно включает в игру разнообразные предметы-заместители, легко меняет значение одного и того же предмета, придумывает оригинальные замещения. 2 Принятие инициативы взрослого (фиксируется только во 2-й пробе)  Отсутствие: ребенок не проявляет интереса к игре взрослого, не отвечает на его инициативу, продолжает манипулировать предметами. 0 Слабое (пассивное): ребенок спокойно или с интересом наблюдает за игрой взрослого, но не присоединяется к ней, после показа совершает несколько подражаний и переходит к манипуляциям с предметами.
Читайте также:  Роль мышления в психическом развитии ребенка
1 Среднее: ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, после показа подражает его действиям. 2 Активное: ребенок сразу же с удовольствием присоединяется к игре взрослого, игра становится совместной. 3

Источник

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Галигузова, Л. Н.  Дошкольная педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451079 (дата обращения: 24.10.2020).

  • Добавить в избранное

2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов

    Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю.

2020

Страниц
253

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-534-06283-0

Библиографическое описание

Галигузова, Л. Н.  Дошкольная педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 253 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/451079 (дата обращения: 24.10.2020).

Показать все

В учебнике рассматриваются основные методы реализации личностно-ориентированной модели образования в работе с детьми раннего возраста, с учетом важнейших факторов психического развития детей от 1 года до 3 лет. Также представлены содержание и методы педагогической работы по разным направлениям развития детей, даны методические рекомендации по организации развивающей предметной среды, раскрываются современные диагностические методы и образовательные программы.

Источник

(Е.О. Смирнова,
Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю.
Мещерякова)

Диагностика
ситуативно-делового общения ребенка
со взрослым

(второй
год жизни)

Общие
рекомендации по организации

Диагностика
включает в себя создание взрослым
четырех диагностических ситуаций и
фиксацию результатов в протоколе
определенных эмоциональных и поведенческих
особенностей ребенка.

Прежде
чем привести малыша в помещение, в
котором будет проводиться обследование,
взрослый старается расположить его к
себе, чтобы ребенок почувствовал себя
непринужденно и охотно последовал за
ним. Если малыш проявляет интерес к
каким-нибудь предметам, находящимся в
комнате, следует удовлетворить его
любопытство, а затем постепенно привлечь
внимание к игрушкам.

Организуйте
диагностические пробы в паре: один
студент общается с ребенком в условиях
диагностических ситуаций, а второй
фиксирует результаты в протоколе,
наблюдая за ходом диагностики. Анализ
протоколов осуществляется каждым
студентом индивидуально. Каждый студент
диагностирует 2 детей (мальчика и
девочку).

Описание диагностических ситуаций Ситуация 1. «Пассивный взрослый»

Цели:
определение
предпочтения ребенка в выборе одного
из двух видов
деятельности — общения или действий с
предметами; выявление уровня инициативности
ребенка в общении и предметной
деятельности.

Организация
предметной среды.
На
маленьком детском столике раскладываются
следующие предметы: 2—3-составная
матрешка, набор
вкладышей, пирамидка (желательно в виде
человечка, животного
или птички), несколько кубиков, заводная
машинка с ключом, колокольчик,
небольшая кукла, чашка, ложка, расческа.
Рядом со столиком стоит детский стульчик.
Второй стульчик располагается на
некотором
расстоянии от стола.

Процедура
проведения диагностической пробы.
Подведя
ребенка к столику
с игрушками, взрослый садится на стульчик
неподалеку от него, не
проявляя никакой инициативы. Проба
продолжается в течение 1 минуты. За это
время ребенок может либо заняться
индивидуальной игрой с
игрушками, либо инициировать
ситуативно-деловое общение со взрослым.
Если в течение 1 минуты ребенок остается
пассивным, взрослый переходит к ситуации
2. Если ребенок сразу же обращается к
взрослому,
он отвечает на его инициативу и переходит
к ситуации 3.

Ситуация 2. «Индивидуальная предметная деятельность»

Цель:
определение
уровня развития предметной деятельности
ребенка.

Организация
предметной среды.
Та
же.

Процедура
проведения диагностической пробы.
Взрослый
привлекает внимание
ребенка к игрушкам, просит показать
некоторые из них и предлагает
поиграть с ними. Он может обратиться к
ребенку, например, с
такими словами: «Машенька, посмотри,
какие интересные игрушки я тебе
принесла. Где у нас куколка? Правильно,
вот она. Какая красивая! А
где машинка? … А это что? Поиграй с этими
игрушками».

Если
ребенок принимает предложение и начинает
самостоятельные
действия с предметами, взрослый наблюдает
за ним в течение 10 минут,
делая соответствующие отметки в графе
«Индивидуальная предметная деятельность»
протокола регистрации параметров
предметной
деятельности. Если ребенок по ходу
индивидуальной игры обращается
ко взрослому, тот делает соответствующие
пометки в графе
«Ситуативно-деловое общение» протокола
регистрации параметров
ситуативно-делового общения.

При
условии, что за время данной пробы
ребенок ни разу не обратился
ко взрослому, по истечении 10 минут
следует перейти к следующей
ситуации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Галигузова, Л. Н.  Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 24.10.2020).

  • Добавить в избранное

2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата

    Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю.

2019

Страниц
253

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-534-06283-0

Библиографическое описание

Галигузова, Л. Н.  Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 24.10.2020).

Показать все

В учебнике рассматриваются основные методы реализации личностно-ориентированной модели образования в работе с детьми раннего возраста, с учетом важнейших факторов психического развития детей от 1 года до 3 лет. Также представлены содержание и методы педагогической работы по разным направлениям развития детей, даны методические рекомендации по организации развивающей предметной среды, раскрываются современные диагностические методы и образовательные программы.

Источник

  • Скопировать в буфер библиографическое описание

    Галигузова, Л. Н.  Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 24.10.2020).

  • Добавить в избранное

2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата

    Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю.

2019

Страниц
253

Обложка
Твердая

Гриф
Гриф УМО ВО

ISBN

978-5-534-06283-0

Библиографическое описание

Галигузова, Л. Н.  Дошкольная педагогика : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 253 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433693 (дата обращения: 24.10.2020).

Показать все

В учебнике рассматриваются основные методы реализации личностно-ориентированной модели образования в работе с детьми раннего возраста, с учетом важнейших факторов психического развития детей от 1 года до 3 лет. Также представлены содержание и методы педагогической работы по разным направлениям развития детей, даны методические рекомендации по организации развивающей предметной среды, раскрываются современные диагностические методы и образовательные программы.

Источник

Психолого-педагогические исследования - №1 / 2009 | Перейти к описанию

ВАК

РИНЦ

Рейтинг
Science Index
РИНЦ 2019

17 место —
направление «Психология»

0,674 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 —
двухлетний импакт-фактор

 

Галигузова Л.Н.
кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета “Психология образования” МГППУ, Москва, Россия
e-mail: galiguzova@yandex.ru

Мещерякова С.Ю.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории психического развития дошкольников ПИ РАО, ведущий научный сотрудник Сектора психологии раннего возраста МГППУ,
доцент кафедры дошкольная педагогика и психология факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия
e-mail: sofiame@mail.ru

Аннотация

В статье дается характеристика шести наиболее распространенных российских образовательных программ для детей младенческого и раннего возраста. Проводится сравнительный анализ программ с точки зрения их соответствия принципам личностно-ориентированного образования по разработанным авторами критериям. Проведенный анализ может послужить воспитателям дошкольных учреждений ориентиром при выборе программы и использовать в образовательном процессе наиболее проработанные с точки зрения личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей методические рекомендации из разных программ.

  1. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском
    саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе
    “Радуга”. Составитель Доронова Т.Н. М.: Просвещение, 2005

  2.  Галигузова Л,Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей
    раннего возраста. М.: Владос, 2007.

  3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
    начальное звено) Министерство образования РФ, М., 2004.

  4. Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в
    условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др.  М.:
    Просвещение, 2005.
  5. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста.
    Е.О.Смирнова, Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова. М.: Мозаика-Синтез,
    2007-2008.
  6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. –
    М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  7. Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольника. Алиева Т. И.,
    Антонова Т. Н., Арнаутова Е. П. и др. М.: Просвещение, 2002.
  8. Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство».
    В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. М.: Детство-Пресс, 2006.

 

Источник