Галанова психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года

1. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей /Галанов А.С. – М.: АРКТИ, 2001. – 112с.

2. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хакер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. – 336с.

3. Жиянова, П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна / Жиянова П.Л. – М.: «Даунсайд Ап», 2006. – 283с.

4. Земцова, М.И. Пути компенсации слепоты / Земцова М.И. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 420с.

5. Калинина, Е.М. Концептуальная модель ранней коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями развития / Е.М. Калинина // Дефектология. 2004. – № 4.

6. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. – М., 1979.

7. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Плаксина Л.И. – М.: ВОС, 1985. – 118с.

8. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденное приказом Министерства образования Республики Беларусь от 16.12.2004 № 74.

9. Разенкова, Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Разенкова Ю.А. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 160с.

10. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Солнцева Л.И. – М.: Полиграф-сервис, 1997. – 121с.

11. Хорош, С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника / Хорош С.М. – М.: ВОС, 1998. – 59с.

12. Хювяринен, Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями: Пер. с англ. /Хювяринен Л. – СПб.: Петербург – XXI век, 1996. – 39 с.

Перечень, тематика и содержание

Практических и лабораторных занятий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Организационно-методические основы оказания ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения

Цели.

1. Обеспечить понимание основных научно-методологических подходов к планированию коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста, имеющим нарушения зрения.

2. Сформировать умение характеризовать основные этапы планирования коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста, имеющим нарушения зрения.

3. Сформировать умение составлять индивидуальную программу развития ребенка раннего возраста, имеющего нарушения зрения.

Вопросы для обсуждения.

1.Этапы планирования коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста, имеющим нарушения зрения.

2. Составление индивидуальной программы развития незрячего и слабовидящего ребенка раннего возраста.

Литература.

1. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей /Галанов А.С. – М.: АРКТИ, 2001. – 112с.

2. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хакер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. – 336с.

3. Жиянова, П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна / Жиянова П.Л. – М.: «Даунсайд Ап», 2006. – 283с.

4. Степура, Н.А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: учеб.-метод.пособие / Н.А. Степура, Л.Ф. Бурдыко, И.А. Носко; под ред. Н.В. Михалковича. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Date: 2015-10-21; view: 688; Нарушение авторских прав

Источник

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка примерное

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.

Источник

Игры на развитие психических процессов

у детей раннего возраста

Важность развития ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до 3лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30 – 40 %. Раньше говорили о том, что маленький ребёнок учится на собственном опыте и сам «открывает мир». Но в настоящий момент учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Поэтому очень важно построить жизнь ребёнка так, чтобы он мог максимально использовать возможности данного возраста.  

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста.

 Игры на развитие зрительной системы:

  1. «Какой мяч больше?» – различать величину предметов.
  2. «Бусинки» – чередование больших и маленьких бусинок + развитие мелкой моторики.
  3. «Круг, квадрат» – классификация по форме, чередование геометрических фигур.
  4. «Шарики и кубики» – чередование бусинок по форме.
  5. «Поручения». Например: маленькой собачке подари синий мячик. (Обучение различию цвета, размера, формы, узнаванию игрушек)
  6. «Мозаика» – сличение цветов + названия, чередование цветов.
  7. «Разноцветные бусинки» – чередование по цвету.
  8. «Сортировка по цвету» – различные предметы сортируются по цвету.
  9. «Пирамидка»
  10. «Матрёшка»
  11. «Шнуровка»

Игры на развитие слуховой системы:

1. «Узнай по звуку». Сидя спиной к взрослому ребёнок должен догадаться, чем произведён звук (материал: бумага, барабан, дудочка, колокольчик и т. д.).

2. «Кто внимательный?» – Изменяя силу голоса (то тихо, то громко) взрослый произносит задания, дети должны их выполнить.

3. «Тихо – громко» – взрослый стучит в бубен, когда он стучит тихо – дети должны идти на носочках, под громкое звучание бубна дети должны бегать.

Читайте также:  Цитаты о творческом развитии ребенка

4. «Где позвонили?» – дети должны с закрытыми глазами поворачивать голову в ту сторону, где звенит колокольчик (справа, слева, вверху, сзади).

5. Выполнение движений со словами текста, соотнесение движений и текста:

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И бегаем кругом. 

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

6. Произнесение звукоподражаний тихо и громко.

Игры на развитие внимания:

1. «Кто что услышит?» – за ширмой взрослый производит различные звуки, дети отгадывают, чем произведён звук (можно использовать различные звучащие предметы: звонок, молоточек, бубен, дудочка, бумага, барабан и т. д.).

2. «Угадай, что надо делать». Взрослый стучит в бубен, если он стучит громко – дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – опускают флажки вниз.

3. «Угадай, на чём играю». Используются различные музыкальные игрушки: барабан, гармошка, бубен, органчик, дудочка и другие.

4. Игра «Солнце – дождик» (на прогулке), «Птички и автомобиль», «Мышки и кошка».

Игры на развитие памяти:

1. Разучивание коротких стихотворений (Например: Агнии Барто) по плану:

-стихотворение читается,

-ведётся разговор о действующих лицах, о совершаемых ими действиях,

-произносятся трудные слова,

-стихотворение произносится взрослым и детьми вместе,

-взрослый читает стихотворение, дети добавляют не законченные фразы (например: уронили мишку … куда? – на пол),

-дети индивидуально пробуют рассказать стихотворение (взрослый помогает).

2. Игра в прятки.

3. Разучивание потешек (пальчиковые игры).

4. Выполнение физкультурных минуток.

5. Разучивание коротких песенок с инсценировкой.

Игры на развитие воображения:

1. Рассказ – игра о домашнем животном (например: расскажи о котёнке. Какой он? Как он говорит? Как он ходит? и т. д.), так же подражать и описывать можно любых животных (например: зайку или корову).

2. Сюжетные игры (дочки – матери, больница, столовая и т.д.).

3. Игра «Какая игрушка?» – фигура – эталон нарисована на бумаге, дети должны найти игрушки похожие на данную фигуру.

4. Лепка, рисование, работа с природными материалами.

5. Пальчиковые игры («человечек», «слонёнок», «лодочка» и др.)

Игры на развитие мышления:

1. «Матрёшка», «Пирамидка», доски с вкладышами, логические кубы, игры со строительным материалом, «Мозаика», «Шнуровка», «Бусинки».

2. Обобщение (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, их детёныши, времена года, посуда, вещи, мебель)

3. Игры на ориентировку в пространстве (право – лево, впереди, сзади, вверху, внизу)

4. Рассказ по картинке.

5. Сюжетные, ролевые игры.

6. Игры на воспроизведение последовательности действий (кукла проснулась, её надо одеть, причесать, заправить постель, накормить завтраком).

7. Чтение книжек. Пересказ коротких текстов, знакомых сказок, инсценировка сказок.

8.Разрезные картинки.

9. Кубики с картинками (4кубика).

Игры на развитие речи:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие речевого дыхания (песенка водички «С-с-с», надуй шарик «Ф-ф-ф», снегопад – дуть на ватку, дуть на отцветший одуванчик, на листики осенние – листопад).

3.Звукоподражание.

4. Отработка звуков на занятиях и дома.

(До 3 лет должны сформироваться следующие звуки: а, у, и, о, э, м, н, п, б)

5. Развитие мелкой моторики (игры с песком, с крупами – гречей, рисом, горохом, пшеном, шнуровка, логические кубы и т. д.)

Литература:

  1. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до  3 лет. – М.: АРКТИ, 2006.
  2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Гришвина А. В. и др. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет. М.: Мозаика – Синтез, 2003.
  6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). М.: Мозаика – Синтез, 2007.

Источник

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Плановые осмотры детей до года: график посещения врачей.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Читайте также:  Календарь развития ребенка по дате рождения

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист “Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет”

Психологи рекомендуют при общении с крохой располагать его так, чтобы он видел ваше лицо. Поддержание зрительного контакта в сочетании с ласковым тоном и словами из маминых уст значительно ускорят психологическое развитие малютки.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

О том, как развивается психика младенца в период от года до двух лет, мы поговорим в нашей следующей статье.

Источник