Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет thumbnail

И. А. Галкина (к.пс.н.)

Возраст от трех до пяти лет называют средним дошкольным. По словам Л.С. Выготского, у детей в этот период складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение. Рассмотрим возрастные особенности развития ребенка от трех до пяти лет. Их знание поможет родителям не упустить важные вехи в становлении личности своих детей, вовремя подметить возможные сложности и скорректировать их.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • Заметно улучшается быстрота реакции, координация и скорость движений, появляется ловкость и гибкость. Теперь дети становятся хорошими партнерами в подвижных играх. Их крупная и мелкая моторика совершенствуется.
  • Изменяются пропорции их тела. Теперь они приближаются к пропорциям тела взрослого человека, центр тяжести смещается вниз.
  • Вес увеличивается за счет роста костной и мышечной тканей. Причем, у мальчиков больше мышечной ткани, а у девочек — жировой. Увеличение жировой массы происходит за счет увеличения объема, а не количества жировых клеток. В этом возрасте важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес. В раннем возрасте важно привить ребенку культуру питания, чтобы не наращивать жировой потенциал.
  • Хрящи постепенно становятся твердыми. Правильное формирование костной системы во многом зависит от качества питания. В рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные продукты, рыба, мясо, достаточное количество витаминов и минералов.
  • Увеличиваются в размере все внутренние органы, их функции совершенствуются, приближаются к взрослым нормам и пропорциям.
  • Совершенствуется и нервная система. Увеличивается число нервных клеток, усложняется и расширяется количество связей между ними.
  • К четырем годам у ребенка уже должен быть весь комплект молочных зубов. Если их меньше двадцати, то следует обратиться за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу. 

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Три года. Обогащаются двигательные навыки ребенка: он уверенно бегает, ускоряет и замедляет темп, меняет направление движения, может поймать мяч и удержать равновесие, хорошо поднимается и спускается по ступенькам, ездит на трехколесном велосипеде. В этом возрасте малыш способен самостоятельно одеваться и раздеваться, умеет застегивать и расстегивать пуговицы, надевать обувь на липучках. В три года ребенок уже хорошо ориентируется в пространстве и с легкостью может найти нужный ему предмет или выполнить какое-то задание по поиску игрушки. У него также хорошо развита зрительная координация. Он уже умеет пользоваться ножницами, самостоятельно есть, пить из чашки.

Четыре года. Двигательная активность совершенствуется: ребенок может стоять и скакать на одной ноге, ходить задом наперед, прыгать в сторону, вперед и назад, чередовать бег с прыжками, перепрыгивать через невысокие препятствия, маршировать в такт музыке. Также в этот период четко формируется предпочтение правой / левой руки. 

Пять лет. Контроль над движениями тела заметно улучшается. Все навыки, которые ребенок приобрел до этого возраста, совершенствуются. Пространство для деятельности расширяется. В этом возрасте малыш хорошо ловит мяч двумя руками, ездит на двухколесном велосипеде, катается на роликах, прыгает через скакалку, ловко преодолевает препятствия, ходит по бревну, делает простые танцевальные движения.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет – важнейшая ступень в становлении ребенка. Данный период развития отличается быстрым усвоением информации, поэтому родителям стоит позаботиться об организации увлекательных занятий со своим малышом. 

В возрасте трех лет ребенок взаимодействует с миром, опираясь только на полученные знания. Он вспоминает то, что было с ним в прошлом и на основании прошлого опыта принимает решения, подтверждая старые или приобретая новые умения. Память ребенка в этом периоде развития непроизвольная: запоминание информации и запечатление образов происходят сами собой. Дети с легкостью запоминают стихи, сказки, диалоги из фильмов, сопереживают героям из книг и кино. К пяти годам значительно развивается память и внимание: ребенок запоминает до 5 слов по просьбе взрослого; выполняет поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий. Внимание становится произвольным – ребенок в четыре-пять лет, если его просить постоянно говорить вслух то, что он держит в поле внимания, то он будет в состоянии его удерживать достаточно долго. Возрастает устойчивость внимания при рассмотрении привлекательных объектов, слушании сказок, выполнении интеллектуально значимых действий (игры-головоломки, загадки).

К четырем-пяти годам формируются математические понятия и навыки счета. Дети используют в речи слова «много» и «один»; называют геометрические фигуры и формы, научаются выделять геометрические фигуры в окружающих предметах. Знают и называют времена года и части суток. Различают правую и левую руку.

Совершенствуется воображение ребенка, к четырем-пяти годам воображение настолько развито, что с его помощью ребенок может составить в уме простейшую программу действий. Он постепенно научается замещать в воображении реальные предметы и ситуации воображаемыми, особенно эта способность развивается к шести-семи годам.

Читайте также:  Способы развития мышления ребенка и взрослого

С четырех-пяти лет дети начинают мыслить образами. Ребенок легко запоминает, воспроизводит полученную информацию и активно расширяет свои знания об окружающем мире. Такой скачок в развитии ребенка происходит за счет развитие речи и творческого мышления.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В возрасте трех-пяти лет продолжается активное освоение речи: значительно расширяется словарный запас, ребенок начинает употреблять разнообразные существительные и глаголы, называет местоположение предметов, характеризует эмоциональные состояния людей. Расширяется употребление предлогов, используются формы повелительного наклонения глаголов, предложения становятся сложносочиненным. Ребенок способен пересказать небольшую сказку, составить рассказ по картине, совершенствуется диалоговая речь: он поддерживает беседу, задает вопросы и правильно отвечает на них. В целом речь становится более выразительной, контекстной, т.е. ребенок способен описать ситуацию так, что она понятна без непосредственного восприятия этой ситуации. Период четырех-пяти лет – это пик сензитивного периода развития речи, и при условии сформированности произношения родного языка, отсутствии логопедических проблем ребенку можно рекомендовать начинать освоение иностранного языка.

В норме ребенок четырех – пяти лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, то следует обратиться за помощью к логопеду. Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, – возможно, он не слышит их. 

Для того, чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, нужно чаще с ним разговаривать. И важно, чтобы контакт как можно чаще был обоюдный, то есть в форме диалога. Родителям не стоит ограничиваться простейшими темами, уже можно обсуждать мультфильмы и прочитанные книги, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Возраст от трех до пяти лет – важнейшая ступень в становлении ребенка как личности. В этом возрасте формируется долговременная память. Малыш уже воспринимает себя как отдельную неповторимую личность, а чувства и эмоции складываются в воспоминания детства и свой уникальный опыт. В данном возрасте у ребенка зарождаются и активно развиваются такие черты характера, как самоуважение, ценность собственной личности, чувство достоинства. 

Основным механизмом развития личности остается подражание. Ребенок ориентируется на оценки взрослых. Знания о себе становятся более устойчивыми, начинает формироваться самооценка. Ребенок четырех – пяти лет оценивает себя более реалистично, чем в трехлетнем возрасте, он реагирует на похвалу взрослых, соотнося с ней свои успехи. Важным фактором в развитии личности ребенка является группа сверстников, ребенок сравнивает себя с другими детьми, они для него выступают зеркалом – сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, помогает определить собственные качества.

В этом возрасте ребенок еще не оценивает сложность стоящей перед ним задачи, ему важно, что он с ней справился, и его похвалили, однако имеет значение не столько одноразовый успех, сколько устойчивость успехов. Соотнося свои результаты с результатами других детей, ребенок учится правильно оценивать свои возможности. У него формируется уровень притязаний, развивается внутренняя позиция.

После трех лет ребенок начинает видеть себя со стороны и осознавать свою половую принадлежность. Это тоже необходимо учитывать родителям, чтобы вовремя привить необходимые женские и мужские образцы поведения.

ИГРЫ И ИГРУШКИ

Игра для ребенка – это ведущая деятельность. Со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается, но на самом деле он выполняет важную работу. В игре дети реализуют свое стремление к самостоятельности, учатся терпению, настойчивости, общаться со сверстниками, контролировать свое поведение, а также развивают волю, воображение, мышление и нравственные установки. 

В играх дети уже придерживаются определенных правил и строго их контролируют, заранее продумывают сюжет игры и разделяют между собой роли. Сюжетно-ролевая игра в этом возрасте очень важна, но ребенок должен уметь играть не только в компании, но и в одиночестве – когда задействована только его фантазия. Малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить одного, и он не будет испытывать чувства тревоги. Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начинаете с ним игру, увлекаете его, потом на несколько минут выходите из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один и привыкает к тому, что постоянное присутствие взрослого необязательно. 

Для того, чтобы развивать различные стороны интеллекта ребенка, необходимо, чтобы и игрушки были разные: игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки создает из сырого песка. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин и глина. Почаще занимайтесь с малышом лепкой, рисованием, аппликацией и т.д. Эти занятия развивают творческое мышление и творческие способности ребенка.

Читайте также:  Влияние природы на всестороннее развитие ребенка тихеева

Средний дошкольный возраст является важной ступенью развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития. Задача родителей – как можно больше расширять кругозор ребенка. Этот возраст можно назвать возрастом “интеллектуального голода” – малыш хочет знать обо всем и задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Очень важно на них отвечать и формировать у малыша правильные ценности. Делая это в игровой форме в этот период, вы сможете заложить основы нравственного развития, которые в более поздние годы обязательно принесут свои плоды.

Для того чтобы развитие ребенка в возрасте от 3 до 5 лет прошло успешно, важно не только правильное воспитание детей родителями, но желательно также посещение детьми и специальных занятий, проводимых опытными психологами. В нашем детском развивающем центре «Летиция» есть дополнительная общеразвивающая программа «Психологические развивающие занятия», которая рассчитана на детей этого возраста. Об этой программе мы расскажем во второй части нашей статьи.

Источник

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения “Специализированный психоневрологический дом ребенка №13 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга”

22 декабря 2018

  • Н.Е.Веракса., Т.С.Комарова., М.А Васильева., От рождения до школы, 2010
  • Стребелева Е.А., Мишина Г.А. (ред.) Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями, 2006
  •  · Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие, 2000
  •   · Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. Галанов А.С., 2001
  •  ·   Кайккунен А. Научитесь понимать меня: Руководство для родителей детей с нарушением слуха, 1997
  •  · Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию, 2016
  •  · Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от года до трех лет, 2001
  •  · Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет, 2001
  •  · Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе, 1989
  •  · Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Младшая разновозрастная группа, 2004
  •  · Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, 2002
  •  · Хартман А.- М. Поиграй со мной: Как стимулировать развитие общей моторики в первые годы жизни у детей с нарушением зрения, 1998
  •  · Хювяринен Л. Зрение у детей: нормальное и нарушенное, 1998
  • Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Л.А.
  •    Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгер, 1988
  • · Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром, 1987
  •    Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом, 2008
  • Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра. Сост. В. Рыскина, 2016
  • Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя, 2006
  • Джонсон-Мартин Н. М., Дженс К. Г., Аттермиер С. М., Хаккер Б. Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н. Ю. Барановой, 2005
  • Диагностика нарушений доречевого развития у детей с церебральными параличами и пути логопедических и педагогических мероприятий в этом периоде. Мастюкова Е.М., 1973
  • Диагностика нарушений речи у детей и организация работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций, 2000
  • Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л., 1979
  • Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста, 2005
  • Логопедическое обследование ребенка 2 – 3 года жизни. (Схема и методика обследования). Разенкова Ю.А., под ред. Стребелевой Е.А., 1998
  • Логопедическое обследование ребенка первого года жизни. (Схема и методика обследования). Разенкова Ю.А., под ред. Стребелевой Е.А., 1998
  • Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом, 2006
  • Обследование речи детей 3-4 лет с ЗРР, Мазанова Е.В., 2014
  • Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка. Сост. Э.Л. Фрухт, 1989
  • Определение уровня психического развития детей раннего возраста. Панасюк А.Ю., Бударева Л.А., Кириченко Е.И., 1984
  • Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, 1997
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с
  • Психолого-логопедическое исследование детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Волкова Г.А., 2004
  • Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. Л.Н. Павлова, 2003
  • Руководство по раннему обучению. Потредж, США, 1998
  • Фильчикова Л.И., Вернадская М.Э., Парамей О.В. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. Методическое пособие, 2004
  • Хеннинг Р. Когда ты и я вместе: Пособие для родителей, 1999
  • Хундейде К. Направляемый диалог : пособие для программы ICDP по развитию чувствительности, 1999
  • Шрамм Р. Детский аутизм и АВА, 2013
  • Штрасмайер В. М. Обучение и развитие ребенка, 2002
  • Янушко Е. Игры с аутичным ребенком, 2004
Читайте также:  Лучшие программы развития ребенка 4 лет

Физическая реабилитация: теория и практика   www.physrehab.ru

Статья «Перевернуть с уважением» Е.Клочковой. https://takiedela.ru/2016/11/perevernut-s-uvazheniem/

Источник

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет (499) 213 04 22

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Наименование:
Автор:   Галанов

мягкая обложка
95 страниц
2006 год

Издательство:   Аркти
Цена:
Описание:В каждом разделе дано подробное описание игр для развития мышления, речи, внимания, памяти, воображения. В пособии подробно изложены проблемы психического и физического развития детей от трех до пяти лет, приведены нормы их физического развития. Специальная глава посвящена проблеме физической безопасности детей и мерам по ее обеспечению. В конце пособия – примерный перечень игрушек, развивающих материалов и оборудования, рекомендуемый для детей этого возраста.

Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей

Психическое и физическое развитие ребенка от 0 до года. М.: Аркти, 2000. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от года до 3 лет. -М.: Аркти, 2003. Дедюкина Г. В, Могучая Л. Д, Яныиина Т. А. Логопедический массаж: Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М., 1999. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Залмаева Р. Сам себе логопед. СПб.: ВЕК, 1995. Картушина М. Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2005. Разенкова Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста. М.: Школьная Пресса, 2005. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. -М.: Родничок, 2002. Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. – М.: Рольф, 2001. Ермакова Ирина Анатольевна ПОГОВОРИ СО МНОЙ, МАМА! Развивающие занятия для малышей Редактор А. Новикова Художник О. Анциферова Обложка Е. Савик, И. Могутова Корректоры Н. Андрианова, Е. Караванова Верстка М. Цветкова www.litera.spb.ru …»

Код для вставки книги в блог

HTML

phpBB

текст

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
DVD. Оригами. Игровые методы развития ребенка 3-5 лет
Этим вы во многом определите их будущее.
          284 руб   

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Большая обучалка. Развитие ребенка 4-5 лет
Издание адресовано родителям и педагогам для занятий с ребенком дома и в дошкольном учреждении.
          93 руб             2009 год          127 стр.          мягкая обложка

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Дневник развития ребенка 4-5 лет
И книга станет индивидуальным дневником развития.
          31 руб             2004 год          119 стр.          мягкая обложка

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Уникальная методика развития ребенка 4-5 лет. Рисование карандашами. Для занятий родителей с детьми. Часть 2
Тетради предназначены для занятий родителями с детьми.
          72 руб             2014 год          24 стр.          мягкая обложка

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Детский календарь. Февраль. Для содействия развитию ребенка 3 – 4 лет
Пособие предназначено для систематических занятий с детьми 3-7 лет в семье и детском саду и является ежемесячным изданием с октября по май.
          319 руб             2016 год          64 стр.          мягкая обложка

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Транспорт: Для детей 1-2 лет Развитие ребенка ISBN 5-353-01047-7
          43 руб             2003 год          18 стр.          Мягкая обложка

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Книга задачек + маркер. Для детей 3-5 лет Школа развития.
          317 руб             2009 год          36 стр.          твердый переплет

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Головоломки. Для развития творческого мышления детей 3-5 лет
          43 руб             2017 год          16 стр.          мягкая обложка

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Для детей 3-5 лет Развитие мелкой моторики. Мой мизинчик, где ты был?
А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.
          77 руб             2016 год          16 стр.          мягкая обложка

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию. ФГОС
В этой книге представлены планирование и занятия для младшей и средней групп ДОО по программе « Дорогою добра» , раскрываются технологические аспекты работы с детьми 3—5 лет, обеспечивающие их приобщение к разным видам социальной культуры.
          152 руб             2017 год          176 стр.          мягкая обложка

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет
Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Методическое пособие
          116 руб             2017 год          64 стр.          мягкая обложка

НОВЫЙ ГОД

Галанова а с психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет (499) 213 04 22

Источник