Галанов психическое и физическое развитие ребенка от одного года

Юлия Плешакова
Адаптация ребенка к детскому саду

«Адаптация ребенка к детскому саду»

Автор: Плешакова Юлия Владимировна

Организация: МБДОУ Детский сад № 12 «Дюймовочка»

Наступает новая жизнь, когда маленький ребёнок впервые выходит в мир. И начинается большая жизнь, обычно, с детского сада.

Дети – очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними – одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего – обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс.

В нашем ДОУ функционируют 5 групп, 1 из которых – группы раннего возраста для детей от 1,5 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас особенно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является психологическое обеспечение адаптационного процесса. Основными задачами по профилактике и преодолению дезадаптациидетей в ДОУ являются:

– анализ конкретного единичного случая в контексте новых изменившихся условий (типичных для ДОУ);

– выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

– оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и после его окончания.

В связи с этим в нашем детским саду была разработана система по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью системы является, ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду.

Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому передо мной стояли основные задачи адаптационного периода:

-охрана психического и физического здоровья детей;

– формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;

-установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка.

В основе своих занятий я использую сказки, потешки, стишки, это развивает интеллект и духовные качества ребёнка, успокаивает его, способствует созданию доверительных отношений. Малыши очень любят быть «котятами», «зайчиками». Они с большим удовольствием принимают образы животных, играя в сказку. На занятиях я использую музыкальное сопровождение, как средство успокоения. Ежедневно в своей работе использую пальчиковые игры, их систематическое использование способствует развитию мыслительной деятельности, памяти и внимания.

В течении дня нахожу время, чтобы доставить детям радость,выполняя упражнения: потянулись как кошечка, позевали, поваляться как неваляшки, поползать как змейка, без помощи рук. К тому же это очень важно для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата. Родителям предлагаю рекомендации по проведению различных гимнастик, упражнений проводимых в домашних условиях, советую литературу, консультирую родителей по проблемам, возникающим в процессе адаптации.

Когда дети уже начинают привыкать, я уже использую дифференцированный подход в организации игр по подгруппам.

На мой взгляд, в особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.

Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

1) «Собирание сокровищ».

2) «Кто в кулачке?».

3) «Игра с кистями рук».

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.

1) «Покатаемся на лошадке».

2) «Игра с куклой».

3) «Соберем игрушки».

Дети 2-3 лет могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период,а помогают в этом игры:

1) «Передай колокольчик».

2) «Зайка».

3) «Мяч в кругу».

4) «Мы топаем ногами».

Работая в системе и в совместной работе с родителями, у детей легче протекает адаптационный период, они быстрее привыкают, охотно посещают детский сад.

Важную роль в привыкании к новым условиям играет возможность принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт, помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться.

Читайте также:  Особенности начального периода развития мышления и речи у ребенка

Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкать к садику.

Каждый ребенок привыкает по-своему. Однако можно отметить некоторые закономерности,про которые хотелось бы рассказать родителям:

– до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

– дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

– мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери.Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 2 лет, тем более он будет положительно настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы – в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Итак, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.

Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта ребёнка, т. е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к незнакомым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

– в яслях – 7-10 дней,

– в детском саду в 3 года – 2-3 недели,

– в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц.

Важно знать: незнакомая обстановка угнетает обычную активность детей. Иногда даже самые интересные игрушки не привлекают детей, это “чужие” игрушки. Ребенок тяготеет к своим любимым игрушкам.

Некоторые из детей прибегают к пассивности, другие подчеркивают свою беспомощность и постоянно ищут поддержки у взрослых, третьи реагируют в первые дни плачем и криками на расставание с родителями и успокаиваются с трудом. Практика показывает, что более быстрая и более легкая адаптация детей в саду зависит в очень большой степени от того, как его приняли в детском саду и в какой мере ему уделили индивидуальное внимание.

Таким образом, состояние здоровья ребенка, его умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности — основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детский сад и благополучного пребывания в нём.

Подготовка ребенка, его постепенное вовлечение в новую среду, правильно организованные систематические воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-прежнему дорог вам!

Используемая литература:

1. Адаптациядетей раннего возраста к условиям ДОУ: практич. пос. [Текст] / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», – 2004, 236 с.

2. Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться

3. Ватунина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад. М.: Просвещение, 1983. -97с.

Читайте также:  Ребенок с нарушением в развитии в семье

4. Волков В. Н. и др. Я иду,гуляю: прогулки с детьми в выходной день. М.: 2002- 120c.

5. Галанов А. С. Игры, которые лечат. М.: 2001- 96c.

6. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет: Пособие для работников ДОУ и родителей. М.: 2000- 250c.

7. Катаева Л. И. Коррекционно – развивающие занятия с дошкольниками. М., 2000. -96с.

Источник

1. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей /Галанов А.С. – М.: АРКТИ, 2001. – 112с.

2. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хакер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. – 336с.

3. Жиянова, П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна / Жиянова П.Л. – М.: «Даунсайд Ап», 2006. – 283с.

4. Земцова, М.И. Пути компенсации слепоты / Земцова М.И. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 420с.

5. Калинина, Е.М. Концептуальная модель ранней коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями развития / Е.М. Калинина // Дефектология. 2004. – № 4.

6. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни / Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. – М., 1979.

7. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Плаксина Л.И. – М.: ВОС, 1985. – 118с.

8. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, утвержденное приказом Министерства образования Республики Беларусь от 16.12.2004 № 74.

9. Разенкова, Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста / Разенкова Ю.А. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 160с.

10. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Солнцева Л.И. – М.: Полиграф-сервис, 1997. – 121с.

11. Хорош, С.М. Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника / Хорош С.М. – М.: ВОС, 1998. – 59с.

12. Хювяринен, Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями: Пер. с англ. /Хювяринен Л. – СПб.: Петербург – XXI век, 1996. – 39 с.

Перечень, тематика и содержание

Практических и лабораторных занятий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Организационно-методические основы оказания ранней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями зрения

Цели.

1. Обеспечить понимание основных научно-методологических подходов к планированию коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста, имеющим нарушения зрения.

2. Сформировать умение характеризовать основные этапы планирования коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста, имеющим нарушения зрения.

3. Сформировать умение составлять индивидуальную программу развития ребенка раннего возраста, имеющего нарушения зрения.

Вопросы для обсуждения.

1.Этапы планирования коррекционно-развивающей работы с ребенком раннего возраста, имеющим нарушения зрения.

2. Составление индивидуальной программы развития незрячего и слабовидящего ребенка раннего возраста.

Литература.

1. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей /Галанов А.С. – М.: АРКТИ, 2001. – 112с.

2. Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хакер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Под ред. Н.Ю. Барановой. – СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, КАРО, 2005. – 336с.

3. Жиянова, П.Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна / Жиянова П.Л. – М.: «Даунсайд Ап», 2006. – 283с.

4. Степура, Н.А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: учеб.-метод.пособие / Н.А. Степура, Л.Ф. Бурдыко, И.А. Носко; под ред. Н.В. Михалковича. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Date: 2015-10-21; view: 674; Нарушение авторских прав

Источник

Игры на развитие психических процессов

у детей раннего возраста

Важность развития ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до 3лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30 – 40 %. Раньше говорили о том, что маленький ребёнок учится на собственном опыте и сам «открывает мир». Но в настоящий момент учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Поэтому очень важно построить жизнь ребёнка так, чтобы он мог максимально использовать возможности данного возраста.  

Игры и упражнения для развития детей раннего возраста.

 Игры на развитие зрительной системы:

  1. «Какой мяч больше?» – различать величину предметов.
  2. «Бусинки» – чередование больших и маленьких бусинок + развитие мелкой моторики.
  3. «Круг, квадрат» – классификация по форме, чередование геометрических фигур.
  4. «Шарики и кубики» – чередование бусинок по форме.
  5. «Поручения». Например: маленькой собачке подари синий мячик. (Обучение различию цвета, размера, формы, узнаванию игрушек)
  6. «Мозаика» – сличение цветов + названия, чередование цветов.
  7. «Разноцветные бусинки» – чередование по цвету.
  8. «Сортировка по цвету» – различные предметы сортируются по цвету.
  9. «Пирамидка»
  10. «Матрёшка»
  11. «Шнуровка»
Читайте также:  Ребенок в детском саду журнал познавательное развитие детей дошкольного возраста

Игры на развитие слуховой системы:

1. «Узнай по звуку». Сидя спиной к взрослому ребёнок должен догадаться, чем произведён звук (материал: бумага, барабан, дудочка, колокольчик и т. д.).

2. «Кто внимательный?» – Изменяя силу голоса (то тихо, то громко) взрослый произносит задания, дети должны их выполнить.

3. «Тихо – громко» – взрослый стучит в бубен, когда он стучит тихо – дети должны идти на носочках, под громкое звучание бубна дети должны бегать.

4. «Где позвонили?» – дети должны с закрытыми глазами поворачивать голову в ту сторону, где звенит колокольчик (справа, слева, вверху, сзади).

5. Выполнение движений со словами текста, соотнесение движений и текста:

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И бегаем кругом. 

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

6. Произнесение звукоподражаний тихо и громко.

Игры на развитие внимания:

1. «Кто что услышит?» – за ширмой взрослый производит различные звуки, дети отгадывают, чем произведён звук (можно использовать различные звучащие предметы: звонок, молоточек, бубен, дудочка, бумага, барабан и т. д.).

2. «Угадай, что надо делать». Взрослый стучит в бубен, если он стучит громко – дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – опускают флажки вниз.

3. «Угадай, на чём играю». Используются различные музыкальные игрушки: барабан, гармошка, бубен, органчик, дудочка и другие.

4. Игра «Солнце – дождик» (на прогулке), «Птички и автомобиль», «Мышки и кошка».

Игры на развитие памяти:

1. Разучивание коротких стихотворений (Например: Агнии Барто) по плану:

-стихотворение читается,

-ведётся разговор о действующих лицах, о совершаемых ими действиях,

-произносятся трудные слова,

-стихотворение произносится взрослым и детьми вместе,

-взрослый читает стихотворение, дети добавляют не законченные фразы (например: уронили мишку … куда? – на пол),

-дети индивидуально пробуют рассказать стихотворение (взрослый помогает).

2. Игра в прятки.

3. Разучивание потешек (пальчиковые игры).

4. Выполнение физкультурных минуток.

5. Разучивание коротких песенок с инсценировкой.

Игры на развитие воображения:

1. Рассказ – игра о домашнем животном (например: расскажи о котёнке. Какой он? Как он говорит? Как он ходит? и т. д.), так же подражать и описывать можно любых животных (например: зайку или корову).

2. Сюжетные игры (дочки – матери, больница, столовая и т.д.).

3. Игра «Какая игрушка?» – фигура – эталон нарисована на бумаге, дети должны найти игрушки похожие на данную фигуру.

4. Лепка, рисование, работа с природными материалами.

5. Пальчиковые игры («человечек», «слонёнок», «лодочка» и др.)

Игры на развитие мышления:

1. «Матрёшка», «Пирамидка», доски с вкладышами, логические кубы, игры со строительным материалом, «Мозаика», «Шнуровка», «Бусинки».

2. Обобщение (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, их детёныши, времена года, посуда, вещи, мебель)

3. Игры на ориентировку в пространстве (право – лево, впереди, сзади, вверху, внизу)

4. Рассказ по картинке.

5. Сюжетные, ролевые игры.

6. Игры на воспроизведение последовательности действий (кукла проснулась, её надо одеть, причесать, заправить постель, накормить завтраком).

7. Чтение книжек. Пересказ коротких текстов, знакомых сказок, инсценировка сказок.

8.Разрезные картинки.

9. Кубики с картинками (4кубика).

Игры на развитие речи:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Развитие речевого дыхания (песенка водички «С-с-с», надуй шарик «Ф-ф-ф», снегопад – дуть на ватку, дуть на отцветший одуванчик, на листики осенние – листопад).

3.Звукоподражание.

4. Отработка звуков на занятиях и дома.

(До 3 лет должны сформироваться следующие звуки: а, у, и, о, э, м, н, п, б)

5. Развитие мелкой моторики (игры с песком, с крупами – гречей, рисом, горохом, пшеном, шнуровка, логические кубы и т. д.)

Литература:

  1. Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребёнка от 1 года до  3 лет. – М.: АРКТИ, 2006.
  2. Галанова Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  3. Гришвина А. В. и др. Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/ Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трёх лет. М.: Мозаика – Синтез, 2003.
  6. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1 – 3 года). М.: Мозаика – Синтез, 2007.

Источник