Г а ковалев психическое развитие ребенка и жизненная среда
(1947, Ленинград -1997, Москва) – российский психолог,
доктор психологических наук (1991 г.), профессор Академии
Государственной службы при Президенте РФ. В 1969 г. закончил факультет
психологии Ленинградского государственного университета. С 1972 г.
работал в созданном Б. Г. Ананьевым Институте комплексных социальных
исследований при ЛГУ. Переехав в 1974 г. в Москву, работал в НИИ
проблем высшей школы. В 1976 г. стал аспирантом, а затем сотрудником
лаборатории социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии
Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт
Российской академии образования). Одним из первых он обратился к
прикладной социальной психологии, опробовав различные виды тренинга с
целью коррекции психологических характеристик субъектов общения.
Теоретические и прикладные разработки по этой проблеме он обобщил в
кандидатской диссертации (1980 г.). В последующие годы исследовал
проблемы психологического воздействия, изучал виды этих воздействий,
объективные и субъективные факторы, определяющие их основные параметры,
разработал технологию организации разнокачественных воздействий, когда
заранее планируется их результат. По итогам проведенных исследований в
1991 г. защитил докторскую диссертацию: «Психологическое
воздействие: теория, методология, практика». Логичным
продолжением этой работы были исследования, относящиеся к области
экологической психологии: как помочь человеку в окружающем его социуме
отобрать и усвоить ту информацию, которая положительно влияет на
действительное развитие его личности; каким образом надо воздействовать
на человека, чтобы он сам целенаправленно и продуктивно создавал для
себя среду, которая работала бы на его всестороннее развитие.
С. В. Ильина
Источник: Психологический
лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А.
Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ,
2005. – Т. История психологии в лицах: Персоналии.
– М., 2005. – С. 225-226.
В фонде библиотеки имеются следующие
издания:
Чтобы просмотреть карточку, кликните по маленькому
изображению внизу
|
Публикации в журнале “Вопросы психологии”:
Бодалев А. А.,
Ковалёв
Г. А. Проблемы
психологии познания людьми
друг друга 81’1 с.178
Ковалёв
Г. А., Коряк Н. М., Петровская
Л. А.: Проблемы
активного социального обучения
82’5 с.166
Ковалёв
Г. А.: Психология
познания людьми друг друга 83’1 с.112
Ковалёв
Г. А., Лабунская В. А.,
Яценко
Т. С.: Проблемы
психологии общения 83’4 с.171
Ковалёв
Г. А., Радзиховский Л. А.:
Общение
и проблема интериоризации 85’1 с.110
Бодалев
А. А., Ковалёв Г. А.:
За
системную организацию школьной психологической службы 85’2
с.84
Кан-Калик
В. А., Ковалёв Г. А.:
Педагогическое
общение как предмет теоретического и прикладного исследования
85’4 с.9
Ковалёв
Г. А.: Социально-психологические
проблемы
становления личности
ребенка 87’1 с.176
Ковалёв
Г. А.: Три
парадигмы в психологии – три
стратегии психологического
воздействия 87’3 с.41
Ковалёв
Г. А., Орлов А. Б.: Проблемы
повышения эффективности процесса обучения и воспитания 87’5
с.171
Артемьева
Е. Ю., Ковалёв Г. А.,
Семилет
Н. В.: Изображение
как инструмент измерения
межличностных отношений
88’6 с.120
Ковалёв
Г. А.: Психическое
развитие ребенка и
жизненная среда 93’1 с.13
Источник
Басырова Елена Сергеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
студент магистратуры 1 года обучения
Аннотация
В статье раскрываются понятия жизненной среды и сенсорных навыков. Приводится обоснование важности развития сенсорных навыков детей раннего возраста. Рассматривается необходимость обогащения чувственного опыта ребенка через воздействие на различные анализаторы. Даются примеры комплексного развивающего воздействия. Отмечается предрасположенность детей данного возраста к подобному воздействию.
Basyrova Elena Sergeevna
Immanuel Kant Baltic Federal University
student of a magistracy of 1 year of training
Abstract
The article elaborates on the concept of life Wednesday and sensory skills. Justification the importance of sensory skills in young children. Addresses the need to enrich the child’s sensory experience through exposure to various analyzers. Give examples of complex developmental impact. Notes this age children predisposed to such effects.
Библиографическая ссылка на статью:
Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/02/6414 (дата обращения: 11.09.2020).
Раннее развитие ребенка в настоящее время является востребованной темой. Многие родители стремятся как можно раньше научить своих детей читать, считать. Для этого используются обучающие книги, игрушки, пособия. Однако, в большинстве случаев это приводит к тому, что родители изо всех сил стараются ускорить развитие ребенка, практически заставляя его заниматься тем, что ему, в силу особенностей психического развития, еще недоступно. Дети лишаются важных навыков, пропуская сенситивные периоды для их развития, в попытках овладеть тем, что естественным образом должно было прийти позже. И потом, возможно, всю жизнь тратят на компенсацию. А родители разочаровываются в своих детях, сокрушаясь о потраченных усилиях и деньгах. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью раннего развития, продиктованной современными тенденциями, и наличием адекватных данному возрасту методик.
В данной статье мы приведем примеры того, как с помощью простых предметов, имеющихся в доме, развивать сенсорные навыки детей. Вместо того, чтобы покупать дорогие и, зачастую, совершенно ненужные развивающие пособия для самых маленьких, родителям стоило бы обратить внимание на потребности ребенка, его познавательные способности и интерес. А отталкиваясь от этого, строить развивающую работу, не отнимая у ребенка радость игры. Это значит, развивать у ребенка сенсорные навыки.
Проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как Монтессори М., Фребель Ф., а так же Запорожец А.В., Сакулина Н.П., Тихеева Е. И.,. Усова А. П, и др. В работах таких психологов как Бронштейн А.И., Касаткина Н.И. Левикова А.И. и др. отмечается важность повышения чувствительности анализаторов для развития восприятия.
Сенсорные навыки – это навыки восприятия, в которых главную роль играют органы чувств. Их развитие подразумеваетформирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического (ощущения движения, положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий) и других видов ощущения и восприятия.[1]
Жизненная среда человека включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие и функционирование человека. К ним, в частности, относится специфическое физическое окружение, в котором живет конкретный индивид, будь то сельская местность или городские условия, большой или маленький город с характерной для него архитектурой, горный ландшафт или равнинная территория, наконец, живет ли данный индивид в собственном доме или в квартире, живет ли постоянно и на одном месте или часто переезжает и тому подобное.[2]
Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания. В раннем возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного. Восприятие формируется на основе ощущений разной модальности. Чем больше новых ощущений получит ребенок, тем полнее будет формироваться психика. Задача родителей быть рядом с ребенком, объясняя, направляя и помогая исследовать новые предметы.[3]
В возрасте от одного до трех лет родители постепенно дают ребенку представления о цвете, форме, величине, фактуре. С помощью различных анализаторов, ребенок узнает, что можно различать или объединять предметы по множеству различных признаков. Кроме того, данный возраст является сенситивным для развития речи, следовательно, выполняя рекомендации, приведенные в данной статье, родители создают для ребенка оптимальные условия для ее формирования.
Осязательные ощущения – это первое, что испытывает ребенок сразу после рождения. Все тело новорожденного сильно реагирует на различные прикосновения к нему, именно поэтому в период младенчества так важен контакт «кожа к коже». В раннем детстве осязание все еще играет очень важную роль, постепенно сосредотачиваясь на кончиках пальцев. Необходимо давать ребенку потрогать и изучить различные ткани (бязь, флис, фланель, бархат, атлас, мех и другие), поверхности, предметы. Наверняка в каждом гардеробе найдутся уже давно не используемые вещи, которые можно отдать на изучение ребенку. Можно время от времени проходить с ребенком по квартире, касаясь стен, штор, столов и того что на них находится. Проговаривать названия, давать краткие характеристики. Например: “Это стол. Он гладкий и прохладный. За ним едят. Это ковер, он мягкий и теплый” и так далее. Это поможет ребенку не только получить различные сенсорные ощущения, но и запомнить названия предметов, их предназначение.
Зрительные ощущения являются одними из самых важных. Они дают нам около 80% всей получаемой информации. С ребенком можно рассматривать не только находящееся в квартире, но и за окном, обучая обращать внимание на далекие или близкие предметы. Так же важно обращать внимает ребенка на яркость освещения, цвет, величину и форму. Количество предметов и то, как они располагаются в пространстве.
Слуховые ощущения ребенок получает постоянно – его окружают разнообразные звуки – музыка, речь, звуки природы и города, а так же многое другое. Родители могут показывать ребенку, что при различных воздействиях предметы вокруг могут издавать звуки. Например, удар металлической ложкой по дереву будет отличаться по звуку от удара по металлу. Мягкая игрушка упадет на пол почки беззвучно, а пластиковый кубик звонко стукнется несколько раз.
Вкусовые и обонятельные ощущения чаще всего соседствуют. При знакомстве с новой едой, внимание ребенка стоит обратить на привлекательный запах. Так же дает много новой информации изучение цветущих растений, но тут нужно быть осторожным, чтобы не вызвать аллергию.[4]
Постепенно ребенок начинает больше интересоваться окружающими предметами. Его словарный запас постоянно пополняется, психическое развитие происходит гармонично и правильно. Самое важное – удовлетворять этот познавательный интерес, а не отмахиваться от него, занимаясь с ребенком только тогда, когда у взрослого есть настроение.
Из всего вышеизложенного становится ясно, что гармоничное развитие сенсорных навыков ребенка раннего возраста не требует большого количества специальных развивающих пособий и игрушек. Необходимо внимание родителей, стимулирующих познавательный интерес ребенка с помощью предметов окружающей среды.
Библиографический список
- Валиуллина И.Р. Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте URL: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда// ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ №1, 93 – с.13
- Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры// Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – с.53-55
- Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста//Журнал “Современное дошкольное образование. Теория и практика” №3 2012.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Басырова Елена Сергеевна»
Источник
Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг 36 место — 0,323 — 0,829 — | Экспериментальная психология Панюкова Ю.Г. АннотацияСтатья посвящена описанию эмпирического исследования, направленного на анализ особенностей восприятия субъектом среды обыденной жизни. На основе разработанной теоретической модели психологической репрезентации пространственно-предметной среды, включающей операциональную единицу анализа, средства ее описания, уровни, компоненты и параметры репрезентации, получены данные о специфике свойств, которыми пространственно-предметная среда обыденной жизни (жилая, производственная, рекреационная, природная, городская и др.) представлена в сознании субъекта. В статье предпринята попытка эксплицировать особенности представленности свойств и качеств пространственно-предметной среды (ППрС) обыденной жизни человека в его сознании посредством обращения к понятию репрезентации, которое в современной психологической науке является одним из центральных. Актуальность обращения к психологической репрезентации ППрС обыденной жизни человека определяется прежде всего поиском детерминант, обеспечивающих создание эффективной, ресурсной среды жизнедеятельности человека, в частности, оптимальной среды взросления и социализации субъекта (Панов, 2001; Рубцов, 1999; Фельдштейн, 2002 и др.). Историческая логика анализа обозначенной проблемы свидетельствует о существовании огромного количества исследований, выполненных в самых различных методологических направлениях и систематизированных в рамках экологической психологии (Дерябо, Ясвин, 1996; Ковалев, 1993; Лапин, 1987; Панов, 2001 и др.). В качестве самостоятельных теоретических концепций, определяющих ракурс исследований в области взаимосвязи человека и ППрС, можно выделить следующие: во-первых, это теория «мест поведения» Р. Баркера (Barker, 1968), предметом которой стали средовые условия поведения человека, т. е. объективная среда; во-вторых, «теория поля» К. Левина (1992, 2000), в фокусе которой – «субъективная среда» или «жизненное пространство», определяемое как «постперцептивное и доповеденческое». Самостоятельное и исключительное место в проблематике взаимосвязи организма и среды занимает экологическая теория восприятия Дж. Гибсона (1988), где пространство описывается как экологически обусловленная данность пространственных свойств и отношений, которые обеспечивают или не обеспечивают возможность (affordance) тех или иных действий и функционально присущи данному виду животного. Обозначенные методологические направления определяют существование в самом общем виде двух подходов в анализе взаимосвязи человека и окружающей его ППрС: когда объектом исследования становится взаимодействие субъекта и ППрС и когда объектом исследования становится отражение свойств и качеств ППрС в сознании субъекта. Последнее направление исследований в области взаимосвязи человека и ППрС, ориентированное на выявление закономерностей и процессов, лежащих в основе отражения субъектом свойств и качеств окружающей его среды, корнями своими уходит в фундаментальные положения психологии восприятия, связанные прежде всего с описанием свойств и структуры чувственного образа (Ананьев, 2001; Барабанщиков, 2002; Веккер, 2000; Зинченко, Вергилес, 1969; Леонтьев, 1979; Логвиненко, 1985 и др.), с концептуальными положениями теории порождающего восприятия (Миракян, 1992; Ошанин, 1999; Панов, 1993 и др.), а в рамках проблематики ППрС обыденной жизни эксплицируется в основном в исследованиях в области когнитивной психологии (Величковский, Блинникова, Лапин, 1986; Габидулина, 1991; Штейнбах, 1987 и др.), где актуализируется когнитивный план анализа перцептивного процесса (репрезентация среды, ее схема, план сбора информации и т. п.), а предметом является функциональная система пространственного познания, включающая как относительно низкоуровневые знания процедурного типа (автоматизированные навыки ориентации), так и сложные когнитивные механизмы порождения смысловых образований. В качестве тенденции, определяющей качественное своеобразие данного направления, отмечается превалирование исследований в рамках гносеологической парадигмы, которая сориентирована на изучение состава и структуры информационного содержания восприятия, и дефицит исследований, очерченных онтологической парадигмой, когда чувственный образ становится осознаваемым, появляется ценностная составляющая восприятия, эстетический и нравственно-этический моменты (Барабанщиков, 2002; Панов, 2001). Обзор существующих направлений в области изучения представленности реальной окружающей среды в сознании субъекта позволяет сделать вывод о том, что в современной психологии отсутствует область исследований, предметом которой является системный анализ как чувственного, так и ценностно-смыслового аспекта репрезентации обыденной ППрС жизнедеятельности человека. В психологическом тезаурусе не представлена единица анализа репрезентации ППрС реальной жизнедеятельности человека, в рамках которой были бы объединены как формальные, так и содержательные (ценностно-смысловые) аспекты репрезентации и которая могла бы стать универсальной для изучения особенностей репрезентации индивидом различных типов ППрС.
|
Источник