Функциональные состояния организма в развитии ребенка

Функциональное состояние организма детей 7-10 лет
У детей младшей возрастной группы происходят существенные изменения функциональных показателей, основными из которых являются частота сердечных сокращений, артериальное давление, систолический и минутный объём крови.
Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объёма сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов. Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Просвет прекапилярной и капиллярной сети у них относительно больше, чем у взрослых. Это является одной из причин относительно низкого артериального давления в семи-девятилетнем возрасте. С возрастом происходит постепенное замедление частоты сердечных сокращений (ЧСС), что связано с качественными изменениями иннервационных влияний на сердце. В 7 – 8 летнем возрасте ЧСС составляет 90 – 92 удара, а в 9 – 10 летнем возрасте составляет 86 – 88 ударов в минуту.
У детей 7 – 10 лет мощность мышц сердца по своему развитию намного слабее, чем у взрослого человека. Усиление сердечной деятельности происходит главным образом за счет увеличения частоты сердечных сокращений. У детей частота сердечных сокращений в покое также повышена.
Небольшой объем сердца и незначительная величина выброса крови в единицу времени не позволяют достичь больших величин потребления кислорода, развить и длительно поддерживать высокую интенсивность мышечной деятельности. Значительная эластичность стенок кровеносных сосудов, невысокий уровень артериального давления расширяют функциональные возможности сердца. Поэтому у детей младшего школьного возраста сердце хорошо адаптируется к циклическим упражнениям умеренной интенсивности.
При соблюдении постепенности для детей 9 – 10 лет посильны относительно продолжительные учебно-тренировочные упражнения мягкого характера, например плавание с умеренной интенсивностью. Относительно продолжительные упражнения в плавании посильны для них еще и потому, что здесь в работе принимают участие почти все основные мышечные группы, выполняя роль своеобразного мышечного насоса, помогающего сердцу. Значительно облегчается в горизонтальном положении работа сердца, что также является одним из условий высоких спортивных результатов в раннем возрасте. Плавание с умеренной интенсивностью хорошо развивает и укрепляет сердечно-сосудистую систему, что особенно важно в преддверии пубертатного периода, с его неравномерными темпами развития различных органов и систем.
Важнейшими показателями кровообращения, непосредственно характеризующими функциональное состояние сердца, являются минутный (МОК) и систолический объёмы крови (СОК). Абсолютная величина этих параметров зависит от возраста, чем старше школьник, тем больше у него величины параметров: у детей семи лет МОК составляет 2120 мл/мин, а СОК 23 мл., у детей восьми лет соответственно 2240 мл/мин и 25 мл., девяти лет – 2370 мл/мин и 27 мл. По данным М.В. Чичко у детей с высоким физическим развитием наблюдается разница в величинах СОК и МОК в зависимости от пола: у мальчиков она выше, чем у девочек. У детей восьми-девяти лет при напряжённой мышечной работе СОК равен 70 мл. МОК при этом у них может увеличиваться по сравнению с покоем в четыре-пять раз, однако происходит это в основном за счёт увеличения ЧСС. Даже при небольших нагрузках частота сердечных сокращений у детей увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При напряжённой мышечной деятельности у детей восьми-девяти лет она достигает 200-220 ударов в минуту, хотя максимальное потребление кислорода (МПК) при этом в 2,5 раза меньше, чем у взрослых. Отсюда у них низкий кислородный пульс, т.е. низок эффект каждого сердечного сокращения. Это обстоятельство, а также относительно низкое артериальное давление обусловливают значительную напряжённость деятельности системы кровообращения у младших школьников при мышечной работе.
Исследователями отмечается, что сердце младших школьников довольно легко приспосабливается к физической нагрузке и быстро восстанавливается при отдыхе до исходного уровня, но деятельность его нередко неустойчива: могут возникать различные нарушения сердечного ритма и резкие изменения артериального давления; аритмия, особенно при выполнении напряжённой мышечной работы.
Артериальное давление у детей зависит от возраста, типа нервной деятельности, пола, биологической зрелости, величины систолического и минутного объёмов крови, сопротивления сосудов, их эластичности и других показателей. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. Так, к 7 – 8 годам оно составляет 99/64 мм рт. ст., к 9 – 10 годам – 105/70 мм рт. ст. При выполнении физической нагрузки артериальное давление повышается значительно меньше, чем у взрослых, что объясняется слабым развитием сердечным мышцы, малым объёмом сердца и более широким (относительно размеров сердца) просветом сосудов.
По данным специалистов, исследовавших систему крови, было установлено, что у детей младшей возрастной группы количество эритроцитов колеблется в довольно широких пределах – от 4,8 млн. до 5,5 млн. в 1 мм³, а содержание гемоглобина постепенно повышается за этот возрастной период, в среднем со 128 до 136 г/л. Таким образом, дыхательные возможности крови у детей восьми-девяти лет снижены по сравнению со взрослыми и подростками. Мышцы и ткани организма ребёнка хуже усваивают кислород из крови в сравнении со взрослыми спортсменами. Длительные физические напряжения в этом возрасте могут привести к уменьшению гемоглобина и эритроцитов. Восстановительные процессы в крови происходят у школьников медленнее, чем у взрослых. Детский организм менее приспособлен к гипоксическим условиям при мышечной работе. Барьерная функция крови у детей менее выражена, поэтому они в большей степени подвержены инфекциям.
Значительные функциональные изменения претерпевает в этот возрастной период дыхательная система.
От рождения до 7 лет объём лёгких увеличивается в 8 раз, а к концу периода второго детства объём лёгких увеличивается в 10 раз и составляет половину объёма лёгких взрослого. При этом увеличение объёма лёгких происходит не за счёт увеличения количества альвеол, а за счёт увеличения их объёма.
Частота дыхания, являющаяся одним из показателей функции внешнего дыхания, с возрастом замедляется: в семилетнем возрасте в среднем она равна 23, в восьмилетнем – 22, в девятилетнем – 21 раз в минуту. Глубина дыхания, наоборот, увеличивается и составляет соответственно 163, 170, 230 мл. Минутный объём дыхания (МОД) в состоянии покоя у детей зависит от возраста, повышаясь от 3500 мл/мин у семилетних до 4400 мл/мин у девятилетних. До восьми лет не наблюдается разницы в абсолютных величинах МОД, а в дальнейшем у мальчиков МОД становится выше, чем у девочек. Это объясняется наступающей препубертатной дифференциацией типов дыхания – преимущественно брюшного у мальчиков и грудного у девочек. При систематических занятиях спортом, в особенности циклическими видами, величина МОД в состоянии покоя снижается.
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) возрастает с семи до десяти лет с 1200 до 2000 мл, причём у девочек средние величины несколько меньше, чем у мальчиков. Максимальная вентиляция лёгких и резерв дыхания, в наибольшей степени характеризующие функциональные возможности аппарата дыхания, в этом возрасте отчётливо повышаются.
На развитие дыхательной системы большое стимулирующее влияние оказывают занятия плаванием. Например, показатели максимальной легочной вентиляции 10 – 11 летних спортсменов, занимающихся 2 – 3 года плаванием, соответствуют аналогичным показателям 14 – 15 летних подростков, не занимающихся спортом. Поэтому пловцам младшего возраста рекомендуются специальные упражнения на суше и в воде для постановки ритмичного и полноценного дыхания.
При изучении реакции организма детей на продолжительную физическую нагрузку исследователями отмечаются достаточно низкие величины максимального потребления кислорода (МПК). При небольшой же стандартной нагрузке потребление кислорода у них выше, чем у подростков и юношей, а процент использования кислорода (его утилизация) ниже. Отсюда больше суммарные энергетические траты на выполнение равной по объёму работы и меньше кислородный пульс.
У детей этого возраста снижена анаэробная производительность. Дети прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 800-1200 мл. Это диктует необходимость особой осторожности при выполнении кратковременной работы максимальной интенсивности. Максимальная удельная мощность (на 1 кг массы) работы у детей восьми-девяти лет в два раза меньше, чем у взрослых.
При напряжённой мышечной деятельности дыхание у детей младшего школьного возраста оказывается значительно более частым (60 – 70 дыханий в минуту), чем у взрослых (20 – 40 дыханий в минуту). У них значительно ниже и максимальные величины лёгочной вентиляции: у детей восьми-девяти лет МОД во время напряжённой мышечной деятельности составляет лишь 30 – 40 л/мин, а у 10 – 11 летних – 40 – 50 л/мин. Это обусловлено тем, что у детей младшей возрастной группы максимальная величина дыхательного объёма не превышает 900 мл.
Сопоставление показателей функции дыхания и кровообращения в исследовании Р.А. Калюжной свидетельствуют о том, что при мышечной деятельности кислородные режимы организма ребёнка менее экономичны, чем у взрослых. Доставка кислорода к работающим мышцам у детей обеспечивается в основном за счёт усиления кровотока, в то время как у взрослых большую роль в этом играет усиливающаяся утилизация кислорода крови. У детей семи-девяти лет также менее интенсивно происходит ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде осуществляется при менее экономной функции внешнего дыхания и кровообращения.
Всё это даёт основание считать, что для детей младшего школьного возраста характерны большая напряжённость функции кровообращения и дыхания и менее экономичное расходование энергетического потенциала при мышечных нагрузках, чем у старших учащихся и у взрослых. У них также ниже способность выполнять мышечную работу в гипоксемических условиях.
Обобщая выше изложенное, следует отметить, что организм восьми-девятилетнего ребёнка представляет собой достаточно развитую для восприятия дозированных физических нагрузок и, вместе с тем, подвижную систему. Учитывая незавершённость физиологического развития, быструю утомляемость, в процессе занятий младшим школьникам необходим частый отдых, а также быстрая смена и разнообразие видов деятельности.
Источник
Слайд 1
Функциональное состояние ребенка как показатель эффективности и адекватности учебной нагрузки 2014
Слайд 2
Понятие о работоспособности, напряжении, утомлении . Возрастные особенности работоспособности. Уровень работоспособности зависит от многих факторов : -физиологических (функциональная зрелость организма , функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), -психологических (самочувствие, эмоциональное состояние , мотивация и т.п.), -внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.).
Слайд 3
Работоспособность — это способность организма человека качественно и с достаточной интенсивностью выполнять умственную или физическую работу. Для измерения работоспособности нужно оценить объем работы (умственной или физической), которую человек способен выполнить за фиксированное время (за минуту, за час и т.п.).
Слайд 4
О бщие закономерности динамики работоспособности: – врабатывание, -устойчивый период ( оптимальной работоспособности), – предутомление ( период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки) -утомление.
Слайд 5
В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем: период значительного напряжения, высоких энергозатрат , период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. В этот период меняются свойства нервных клеток : повышаются их возбудимость, функциональная подвижность, активизируются связи между отдельными нервными центрами головного мозга.
Слайд 6
Устойчивый период ( оптимум ) – это время, когда организм работает наиболее эффективно в оптимальном режиме: в ысокая устойчивая работоспособность, низкое напряжение , согласованность в деятельности всех систем.
Слайд 7
К омпенсаторной период. Ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного на пряжения. Именно этот период характеризуется: снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности.
Слайд 8
У томление. Э то особое функциональное состояние организма, оно может возникать при длительной, но неинтенсивной работе и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется: рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность).
Слайд 9
Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышение количества ошибок, нарушение координации движений. п ервым и очень информативным признаком утомления является изменение подчер ка.
Слайд 10
Внешние признаки утомления при умственном труде Объекты наблюдения Утомление незначительное значительное резкое Внимание Редкие отвлечения Рассеянное , частые отвлечения Ослабленное , реакция на новые раздражители отсутствует Поза Непостоянная , потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание Стремление положить голову на стол, вытянуться , обло – качивание на спинку стула Движения Точные Неуверенные , замедленные Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка Интерес к новому материалу Живой интерес, задает вопросы Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия
Слайд 11
Возрастные особенности работоспособности Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.
Слайд 12
С остояние здоровья У детей с хроническими заболеваниями, и особенно у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстро наступает утомление.
Слайд 13
Ф ункциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяет, может ли ребенок: удерживать внимание, быстро врабатываться, определенное время работать без отвлечений – другими словами, работать эффективно.
Слайд 14
Два критических периода , отличающиеся низкой и неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления: – начало обучения (6-7 лет) – период полового созревания (11-14 лет).
Слайд 15
Динамика работоспособности во время урока в школе: первые 3-5 минут – врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности , еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности, утомление.
Слайд 16
Продолжительность непрерывного чтения: Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5-м классе возможна в течение 20-25 минут . У старшеклассников 30-35 мин ..
Слайд 17
Рационально организованный урок – это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, что еще более важно, – соблюдается оптимальный темп деятельности, не создается ситуация временного цейтнота, подгонки , дефицита времени.
Слайд 18
Подготовила педагог-психолог Тишкина Е.А. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Источник
Тимонов Ю.А., Колпакова Н.Ф.
Южный федеральный университет, Академия ФКиС г. Ростов-на-Дону, Россия
Выявление закономерностей развития организма ребенка и особенностей функционирования систем организма на разных этапах онтогенеза необходимо для решения проблемы охраны здоровья и разработки, адекватных возрасту педагогических технологий. Это определяет поиск оптимальных путей изучения организма ребенка и тех механизмов, которые обеспечивают адаптацию к факторам окружающей среды.
Всего было обследовано 50 человека, 20 мальчиков и 30 девочек в возрасте 6 лет. Оценка физического развития осуществлялась по комплексу показателей: длина тела, в положении стоя, масса тела, окружность грудной клетки. Полученные данные сопоставлялись с нормативами данными (Физиология развития…, 2000; Ноткина и др., 1999). Физическая подготовленность дошкольников оценивалась с помощью тестов, наиболее часто встречающихся в методической литературе по физическому воспитанию (Оценка качества подготовки, 2000). В проведенном исследовании уровень физической подготовленности детей определялся при выполнении следующих упражнений: кистевая сила левой и правой рук; скорость бега на 30 м; дальность метания мяча левой и правой руками; прыжки в высоту и длину с места и с разбега; гибкость. Для изучения функционального состояния организма дошкольников определялись: жизненная емкость легких (ЖЕЛ); время задержки дыхания на вдохе
(ВЗДвд, проба Штанге); время на выдохе (ВЗДвыд, проба Генча); по методу Короткова измерялось систолическое (САД) и диастолическое (ДАД), артериальное давление. На основании полученных данных определялись пульсовое артериальное давление (ПАД) и показатель двойного произведения (ДП = ЧСС * САД/100, ЧСС – частота сердечных сокращений).
Использование показателя двойного произведения обусловлено тем, что он отражает функциональные возможности сердца, его энергозатраты (Меерсон, 1984). Для оценки реактивности сердечно-сосудистой системы проводилась ортостатическая проба – 5 минут обследуемый ребенок находился лежа на кушетке, в состоянии покоя, затем вставал и находился в вертикальном положении. Частота сердцебиений регистрировалась в положении лежа и стоя. Жизненную емкость легких у дошкольников измеряли 3 раза, при этом учитывали только максимальный результат данного показателя.
Для изучения характера реакций сердца на локальную нагрузку статического характера дети проявляли усилия величиной в 1/3 от максимального усилия на динамометре до отказа. Обследование детей проводили в период с 10 до 12 часов. Детей, перенесших острые заболевания или страдающих хроническими заболеваниями, к обследованиям не привлекали.
В данной работе проводилось сопоставление некоторых показателей моторных и координационных действий у детей-дошкольников с систематическим развивающим обучением.
Для оценки уровня моторного развития у детей-дошкольников определялись:
статическое равновесие (стоя на одной ноге с закрытыми глазами);
сенсорная координация (определить с закрытыми глазами местонахождение источника звука);
мелкая моторика и координация рук – выполнить ряд двигательных действий, левой и правой рукой (Ноткина и др., 1998; Безруких, 2000). Мелкая моторика рук определялась по следующему тесту – в течение 30 сек необходимо было собрать максимальное количество мелких предметов (Панасюк,1998).
В первую группу (группа 1) вошли дети, у которых занятия органически включались в режим дошкольного учреждения ежедневно от понедельника до пятницы включительно. В утренние часы (с 10 ч.) проводились 2-3 занятия с перерывами между ними в 10-15 минут и еще 1-2 занятия после обеда и дневного сна (с 15-16 ч.). Развивающие занятия с детьми осуществлялись воспитателями.
Во вторую группу вошли дети, которые занимались 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 14 ч. 30 мин. до 16 ч. 30 мин.
В день проводилось по 4 учебных занятия по 20 минут каждое с перерывами между ними 10-15 минут. Сравнительный анализ проводился между результатами, полученными у мальчиков и девочек, и анализировалась динамика каждой из групп. Полученные данные обрабатывались статистическими методами анализа. Достоверность различия между изучаемыми показателями определялась с помощью t- критерия Стьюдента (Лакин, 1977).
За первый год развивающегося обучения у 6-и летних мальчиков и девочек 1 и 2 групп произошли положительные изменения в соматических и физиологических показателях. Годичная прибавка в длине и массе тела соответствовали ориентировочным нормативам (Панасюк, 1998; Физиология развития…, 2000; под ред. Андроповой, 1983; Ноткина и др., 1999). Возросли жизненная емкость и сила сжатия кистей рук. По индивидуальным значениям длины и массы тела, наблюдаемые дети в 65% случаев, имели гармоническое физическое развитие. В 18,4% случаев у девочек отмечался дефицит и избыточность массы тела. У мальчиков, особенно группы I, занимающихся 3 раза в неделю (по 4 занятия в день подряд с перерывом между занятиями в 10 мин), чаще (35,8%), чем у их сверстников из группы II, занимающихся ежедневно (по 2-3 занятия до обеда и по 1-2 занятия после сна), регистрировалась избыточность массы тела и реже ее недостаточность.
Показатели стандартных контрольных упражнений (прыжков в длину и высоту с места и разбега, метание мяча, наклона вниз из положения, стоя, бег на 30 м) оказались ниже нормативных величин для детей в возрасте 6-и лет (рис. 1). В частности, дети не выполнили нормативы по прыжкам в длину и высоту с разбега и места. Средний показатель прыжка вверх с места (должная величина 25-30 см) у девочек составил 17,3±1,4 см, у мальчиков 18,4±0,85см. Прыжки в длину с разбега у мальчиков 120±2,3 см (норма 168±1,8 см), у девочек – 100,5±1,4 (норма – 128±2,1 см).
При беге на 30 метров разница между фактическими данными и нормативными составила, 1,2 и 1,4 сек (соответственно, мальчики и девочки).
Существенно ниже нормативных оказались данные при метании мяча на дальность левой и правой рукой: правой рукой у мальчиков – норма – 9±1,7м, фактические данные – 5,9±2,3 м, у девочек – 7,8±1,6 м норма, фактические данные – 3,7±1,8 м; левой рукой у мальчиков – норма 8±1,6 м, фактические данные – 4,3±1,8 м, у девочек – норма – 6,8±0,94 м, фактические данные – 3,2±1,4 м.
Уровень гибкости оценен как удовлетворительный и у мальчиков и у девочек 6-и лет. Средние показатели гибкости составляют у мальчиков 0,75 см (норма 2-8 см), у девочек – 2,7 см при нормативных данных 3-9 см. Следует отметить, что только данные динамометрии (кистевая сила левой и правой руки) практически соответствовали нормативным значениям (рис.
1).
Рисунок 1. Физиометрические показатели у детей 6-ти лет.
Примечание: 1 – кистевая сила правой руки (кг), 2 – кистевая сила левой руки (кг), 3 – отклонения от нормы в осанке (%), 4 – прыжки в высоту с места (см), 5 – метание меча на дальность правой руки (м), 6 – метание меча на дальность левой рукой (м), 7 – гибкость (см), 8 – время задержки дыхания на вдохе (сек), 9 – время задержки дыхания на выдохе (сек), 10- масса тела (кг), 11 – длина тела (см), 12 – прыжки в длину с разбега (см), 13 – прыжки в длину с места (см), 14 – жизненная емкость легких (см ).
Величина жизненной емкости легких характеризует степень развития дыхательной мускулатуры и функциональную способность органов дыхания. Как видно из представленной рисунка (рис.1) ЖЕЛ у девочек достоверно (рниже, чем у мальчиков: у мальчиков эта величина в среднем составила 1400 мл, у девочек – 1240 мл, что значительно ниже нормы, 1800-1900 для 6-7 летних детей (Сологуб, 1993). Имеются сведения, что дети с высокой возбудимостью дыхательного центра не могут продолжительное время задерживать дыхание по сравнению с взрослыми. Поэтому задержка дыхания прерывается детьми при малом снижении степени насыщения крови кислородом. Нормативный уровень времени задержки дыхания на вдохе у детей 5-6 лет составляет 35-40 секунд. В проведенной работе отмечались более низкие показатели длительности задержки дыхания на вдохе (проба Штанге): у мальчиков в среднем в пределах 22-26 сек, у девочек – 21-23 сек. На выдохе разница между фактическим временем задержки дыхания и нормативным временем у девочек и мальчиков составляет – 2 сек.
Показатели задержки дыхания на выдохе (проба Г енча) соответствовали у мальчиков, 10-12 сек, у девочек – 8-13 сек. Наблюдаемые результаты свидетельствуют о низких функциональных возможностях дыхательной системы обследуемых школьников (Сологуб, 1993; Антропова и др., 1983).
Анализ динамики изменений показателей физической подготовленности в течение года показал, положительное влияние на организм дошкольников физкультурных занятий, которые проводились с октября по июнь, при этом учитывалось и естественное развитие детей в онтогенезе. Поэтому прирост величин показателей более чем на 10-15% может свидетельствовать об эффективном, положительном влиянии занятий физической культурой на организм детей.
За время посещения детей детского дошкольного учреждения с октябрь по июнь наблюдался достоверный (р
Результаты прыжков в длину с места достоверно (р
У детей 6-и лет (рис.2) отмечалась обычная возрастная динамика показателей сердечно-сосудистой системы и системы кровообращения.
Рис.2. Возрастная динамика показателей сердечно-сосудистой системы
При сравнении 1 и 2 групп мальчиков 6-и лет было установлено достоверное (р
Относительно сниженной у детей 6-и лет оказалась мелкая моторика рук, необходимая для занятий лепкой, ручным трудом, а затем элементами письма, что согласуется с данными литературы (Безруких, 2000). Тест на развитие мелкой моторики дети и I и II групп не выполнили в 57-66% случаев. У детей 6-и лет обеих групп значительно увеличивались частота точного выполнение тестов на выявление моторного развития и сформированности мелкой моторики рук. При этом между группами не было выявлено существенных различий в показателях моторики. Тест на развитие мелкой моторики дети 1-ой и 2-ой групп не выполняли в 57-66% случаях.
Таблица 3.
Количество точного выполнения моторных и координационных _действий у детей 6-и лет.__
Показатели | 1 группа | 2 группа | Достоверность различий между группами |
Статическое равновесие, в % | 43±8,9 | 32±7,7 | р |
Сенсорная координация, в % | 83±7,1 | 78,8±5,9 | р |
Моторика и координация рук, в % | 71,5±8,6 | 56±8,4 | р |
При изучении характера реакции сердца и сосудов на локальную нагрузку статического характера, производимую до утомления, использовали жидкостный динамометр. Дети в возрасте 6 лет прилагали усилия величиной 1/3 от максимального уровня. Максимальный уровень определялся индивидуально для каждого ребенка. Каждая возрастная группа состояла из 10 мальчиков. Достоверное (р
Таблица 4.
Особенности изменений показателей артериального давления после _выполнения локальной статической нагрузки._
Показатели | 6 лет | ||
I | II | III | |
САД, мм.рт.ст. | 91,6±1,6* | 95,4±1,4 | 89,3±1,6 |
Pl-2 | р | ||
Р2-3 | |||
ДАД, мм.рт.ст. | 63±1,5* | 68,4± 1,62 | 62± 1,6 |
Pl-2 | р | ||
Р2-З | р | ||
АДП, мм.рт.ст. | 29,8 ±1,2 | 28,3 ±1,4 | 28,7 ±1,2 |
Pl-2 | р | ||
Р2-3 | р | ||
ДП (мальчики) ,у сл. ед | 75 ±0,8 | 89 ±1,4 | 77 ±1,2 |
Pl“2 | р | ||
Р2-З | р | ||
ДП (девочки), усл.ед. | 73,8±1,86 ±1,86 | 91 ±1,6 | 71,2±1,2 |
Pl-2 | р | ||
Р2-3 | р |
Примечание: I – до выполнения нагрузки, II – во время выполнения нагрузки, III – сразу после нагрузки, * – достоверность различия с предыдущей возрастной группой, Pi-2 – достоверность различий
показателей до и во время выполнения нагрузки, Р2-3 – достоверность различий между величинами показателей до и после выполнения нагрузки
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить особенности физического развития, физической подготовленности, развития моторики и гемодинамических показателей у девочек и мальчиков 6-и лет дошкольного учреждения в условиях развивающего обучения.
Заключение
В проведенной работе, в соответствии с целью исследования определялось физическое и функциональное развитие и подготовленность детей в возрасте 6-и лет, относящихся к основной медицинской группе..
До начала основного этапа исследования было сформировано 2 группы детей. В первую группу вошли дети, у которых занятия органически включались в режим детского сада, ежедневно от понедельника до пятницы включительно. В утренние часы (с 10ч) проводились 2-3 занятия с перерывами между ними в 10-15 мин и еще 1-2 занятия после обеда и дневного сна (с 15-16 ч).
За первый год развивающего обучения у 6-и летних мальчиков и девочек 1 и 2 групп произошли положительные изменения в соматических и физиологических показателях. Годовой прирост длины и массы тела соответствовал ориентировочным нормативам (Панасюк С. А., 1998).
Возросли жизненная емкость легких и сила сжатия кистей рук. По индивидуальным значениям длины и массы тела, наблюдаемые дети в 65% случаев, имели гармоническое физическое развитие. В 18,5% случаев у девочек имел место дефицит и избыточность массы тела. У мальчиков 1 группы, занимающихся 3 раза в неделю (по 4 занятия в день подряд с перерывами между занятиями в 10 мин), чаще (35,8%), чем у сверстников из 2 группы, занимающихся ежедневно (по 2-3 занятия до обеда и по 1-2 занятия после сна), регистрировалась избыточность массы тела и реже ее недостаточность.
При оценке уровня физической подготовленности ряд показателей (прыжки в длину и высоту с места и с разбега, наклоны вниз из положения, стоя, бег на 30 м, метание мяча на дальность левой и правой руками) оказались ниже нормативных. Ниже нормативных данных регистрировалась задержка дыхания на вдохе и выдохе. Этот факт свидетельствует о сниженных функциональных возможностях дыхательной системы детей дошкольного образования. В то же время уровень гибкости и у мальчиков, и у девочек оценивался как удовлетворительный, а показатели динамометрии соответствовали нормативным значениям.
Анализ динамики физической подготовленности показал
положительное влияние на организм детей занятий физической культурой, которые проводились с октября по июнь месяц. При этом прирост всех исследуемых показателей был достоверным (р0,05) жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и кистевой силы обеих рук. Следует обратить внимание на тот факт, что, несмотря на повышение уровня физической подготовленности, функциональное состояние организма детей остается сниженным.
Неудовлетворительное физическое и функциональное развитие детей, в первую очередь, обусловлено низким уровнем их двигательной активности в течение суток. Многочисленные данные свидетельствует, что в настоящее время двигательный уровень детей разного возраста снижен на 50-60% по сравнению с нормативными данными (Ноткин А.А. и др., 1999; Физиология развития …, 2000).
Известно, что у детей на 5-6-ом году жизни усложняется моторные реакции за счет совершенствования регуляторных функций центральной нервной системы. У детей этого возраста обычно хорошо выражено развитие крупных мышц (туловища, преимущественно спины, плеч, предплечья, бедер). Мелкие мышцы, особенно мышцы кистей рук, еще плохо развиты (Антропова и др., 1983). В связи с этим дети 5-7 летнего возраста успешно овладевают основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но выполнение мелких и точных движений пальцами рук для них являются сложными заданиями (Безруких М.М. и др., 2000;
Панасюк Т.В., 1998; Ноткина Н.А. и др., 1999; Демидова Е.В., 1988; Аракелян О.Г., 1970).
Уровень моторного развития 6-и лет в обеих группах практически был одинаковым. Вместе с тем статическое равновесие, сенсорная координация и координация рук во 2-ой группе была несколько ниже, чем в 1 -ой группе. При этом тест на развитие моторики дети 1-ой и 2-ой групп не выполняли в 57-66% случаев. Имеются данные, что у детей 5-и лет и 6-и лет несколько сниженная сформированность мелкой моторики, необходимая для занятий лепкой, ручным трудом, рисованием, а затем и элементами письма (Безруких и др., 2000; Аракелян, 1970)..
Величина ПАД у мальчиков 6-и лет 1 группы была на 13,9 мм.рт.ст. больше, чем у их сверстников в группе 2 (р
В дошкольном возрасте несовершенство адаптационноприспособительных механизмов выражается фазными изменениями функциональных показателей во время работы и в периоде отдыха. Это касается, например, неустойчивой реакции артериального давления на физическую нагрузку у детей до 5-6 лет (Антропова М.В. др., 1983).
Вместе с тем в литературе отмечаются и половые различия адаптационных реакций, например, более благоприятный тип регуляции сердца у девочек, чем у мальчиков (Аракелян О.Г., 1999). При чем, как отмечают исследователи различия в регуляции сердечного ритма у мальчиков и девочек выявляются уже в 2-х летнем возрасте. Поэтому на каждом возрастном этапе существуют такие механизмы адаптационных реакций, которые обеспечивают оптимальные условия для роста и жизнедеятельности детей.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует об особенностях физического и функционального развития детей дошкольного возраста. Динамика соматического и психофизиологического развития большинства детей дошкольного возраста находились в пределах возрастных границ вне зависимости от особенностей развивающего обучения дошкольников. В дошкольном возрасте несовершенство адаптационно-приспособительных механизмов выражается фазными изменениями функциональных показателей во время работы и в период отдыха.
Литература:
- 1. Алферова Т.В. Возрастные особенности реакции кровообращения на локальную работу мышц статического и динамического характера. // Успехи физиологических наук, 1988, т. 19, №4. – С.54.
- 2. Антропова М.В., Ефимова С.П., Лосева О.А. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М., 1983. – 160с.
- 3. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика // Валеология – 2006, №1. – С. 5.
- 4. Аракелян О.Г. Физическое развитие и подготовленность детей от 4 до 7 лет при повышенном режиме двигательной активности. // Материалы Всесоюзной НК по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей в школе. – М.: 1999. – С. 78.
- 5. Безруких М.М. Школа и здоровье. //Материалы Всероссийского Форума». Образование и здоровье учащихся». М.: Ключ, 2005, ч.1, с 21-30.
- 6. Демидова Е.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет). / Автореферат канд. дис. – Краснодар, 1988, 25с.
- 7. Лакин Г.Ф. Биометрия. – М.: 1977, 343 с.
- 8. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб, 1999. – С. 32.
- 9. Панасюк Т.В. Анатомо-антропометрические особенности детей грудного, раннего и дошкольного возраста. – М.: 1998. – С. 27.
- 10. Физиология развития. – М.: 2010. – С. 156.
Источник