Функциональное развития ребенка дошкольного возраста

Валерия Бабкина
Особенности физического развития детей дошкольного возраста

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства формируется фундаментальная основа для здоровья и полноценного физического развития детей. Этот период охватывает возраст от 3 до 7 лет.

Под физическим развитием дошкольника понимается процесс изменения внешних и внутренних естественных морфофункциональных свойств его организма в процессе онтогенеза [11]. К внешним количественным показателям физического развития относятся: изменения размеров и массы тела, к качественным показателям физического развития относятся, прежде всего, изменения функциональных возможностей организма в период возрастного развития, которые отражаются в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности [9].

В общей системе образования Российской Федерации предусмотрено особое место физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Именно в этот важный период жизни в результате целенаправленного педагогического воздействия у детей формируется здоровье, основные физические качества, такие как сила и выносливость, а так же ловкость, быстрота, гибкость; у детей постепенно складывается работоспособность. Немаловажным является и то, что в результате грамотного и правильного воздействия у детей складывается интенсивный рост и развития системы организма и их функций. Именно в этом возрасте формируются предпосылки физических, интеллектуальных, духовных способностей, а так же всестороннего развития личности в целом.

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста ставит перед собой единую главную цель- подготовка к жизни в обществе, трудовой деятельности, формирование интереса к самостоятельной спортивной деятельности, овладения нужным запасом двигательных навыков и умений на момент поступления в школу, которые помогут усвоить школьную программу обучения и легче пройти период школьной адаптации [13].

Программа, по комплексному оцениванию физических возможностей дошкольников предполагает анализ показателей,по которым определяют состояние здоровья:

– телосложение;

– основные функциональные параметры;

развитие двигательной сферы.

Более подробное и комплексное изучение этих показателей позволяет продумать целостный подход к вопросу правильного и гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя. Многие научно-практические исследования возволили выявить тесную взаимосвязь между такими показателями физического развития как: развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка

Физическую подготовленность дошкольников исследуют, по мнению многих авторов,при помощи двух основных составляющих:

– уровень функциональных возможностей основных систем энергообеспечения;

– уровень развития основных физических качеств (силы, скорости, выносливости, гибкости).

Физическое развития дошкольников характеризуется тем, что у детей недостаточно сформированна устойчивость тела, имеется ограниченность двигательных возможностей, недостаточно сформированны двигательные навыки и качества. Детей в этом ворасте быстро развивается нервная система, укрепляется и растет скелет, крепнет мышечная система, и совершенствуются движения.

Для детей раннего возраста характерено быстрый темп роста и развития организма.Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост, масса тела. Сила мышц детей ещё не велика, зато заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата. Большой подвижностью отличаются все суставы детского организма, это связанно с ещё слабым физическим развитием.

В этом возрасте процессы нервной системы недостаточно сильны и подвижны, однако связи условных рефлексов отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому процессе физического воспитания необходимо организовывать так, чтобы дети учились правильному выполнению того или иного упражнения, так как полученные навыки прочно и надолго закрепляется. Простые движение, которые ребенок учит с ошибками, сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

Формирование движений детей первоначально происходит с помощью навыков самостоятельной ходьбы.Ходьба недостаточно оформлена из-за незрелости всего организма: слабость мышц нижних конечностей, высокое расположение центра тяжести тела над тазобедренной осью, отсутствие равновесия вследствие недостаточного развития нервной системы, а поэтому и недостаточная координация движений рук и ног. Овладение навыком ходьбы влияет не только на физическое равитие, но и на эмоциональное состояние ребёнка, помогает расширению интереса к окружающему, изменяет характер поведения его в жизни. Всё это вносит значительные изменения в общее развитие ребёнка.

Правильное развитие ребенка раннего возраста, невозможно без достаточной физической активности. Ислледования показали, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Недостаточная развитость психических процессов, в особенности внимания, не позволяет детям долго сосредотачиваться на чем-то одном, дети быстро утомляются.

К 3 году жизни, у ребёнка оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т. п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.

Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В этом возрасте тело ребенка отличается тем, что у ребенка большее развитие преобретает верхние части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.

Читайте также:  Значение общей моторики для развития ребенка

Дошкольники 3-4 лет отличаются высокой двигательной активностью,однако, отмечается недостаточная согласованность движений, в которых участвуют крупные группы мышц. Для этого периода дошкольного детства характерна повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Что касается дыхательной системы организма детей, то структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, в связи с этим, затрудняет поступление воздуха в легкие затруднительно; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Из-за данных особенностей в развитии ребенок дышит поверхностно и значительно чаще,чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания – 30 в минуту, 5-6 лет – 25 в минуту; у взрослых -15-18. Поэтому детей неглубокое дыхание, что ведет к недостаточной вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а подрастающий организм требует достаточно повышенной доставки кислорода к тканям. Поэтому так важно, заниматься физической культурой, подвижными играми на свежем воздухе, так как это активизируюет процессы газообмена.

Сердечно-сосудистая система детей дошкольников достаточно хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Сосуды в детском организме шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, тем самым скорость кровообращения больше. Исследования показали, что если пульс у взрослого человека равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам в минуту. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако, смена деятельности успакаивает сердечную деятельность ребенка и восстанавливает силы. Вот почему во время занятий с детьми физическиеупражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.

Нервная система в дошкольном возрасте развита лучше, чем у детей раннего возраста. В этом периоде заканчивается становление нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость дошкольников,очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.

Процесс образования костей у детей в этом возрасте не завершен, несмотря на то, что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете преобладает хрящевая ткань, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей, поэтому так важно в этом возрасте развивать физические качества, в особенности гибкость.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Не смотря на это, дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости.

К 4,5-5 годам движения детейстановятся более координированными: они осваивают прыжки,бег, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча.

У дошкольниковот 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

В подготовительной к школе группе детей появляется легкость движений, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

Ученные заметили такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».

Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.

Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий.

Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей. Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.

Читайте также:  Семья воспитывающая ребенка с проблемами в развитии

Источник

«Подготовка к школе: Психическое и функциональное развитие детей 6-7 лет»

Психическое развитие

Восприятие.

В этот период дети осваивают главные пространственные соотношения, хорошо различают положение фигур на плоскости, овладевают умением в действии соизмерять ширину, высоту, длину и форму предметов. В 6-7 лет они почти не допускают ошибок при дифференцировке таких положений в пространстве, «верх- низ», «правое – левое», «над – под»,

Совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп. Однако тоны и звуки ребенок различает хуже, чем слова. Поэтому важно, чтобы речь взрослого, обращенная к ребенку, должна быть четкой, ясной, хорошо артикулированной. Также важно учитывать, что дошкольники быстро устают от фонового шума (постоянно работающего радиоприемника, телевизора, магнитофона), от резких и пронзительных звуков.

Внимание.

В 6-7 лет дети могут по словесной инструкции направлять внимание на нужный объект и его свойства, на организацию определенной деятельности. Но объем и уровень такого внимания, и способность к его распределению еще очень низки.

В 6-7- лет ребенок легко отвлекается и реагирует на посторонние привлекательные раздражители. Самый эффективный вариант преодолеть отвлекаемость это создать интересную привлекательную ситуацию.

В 6-7 лет внимание поддерживается интересом; длительно сохранять и удерживать внимание к деятельности, лишенной непосредственного интереса, для этого возраста не могут. Также внимание поддерживается успехом, радостью удачи, поэтому важно создавать ситуации, к которых они это почувствуют.

Скорость переключения внимания невысокая, да и изменение ситуации ребенок замечает не сразу. Можно выработать реакцию переключения внимания по словесной инструкции, но это достаточно сложно.

Дети 6-7 лет способны к произвольному вниманию, но устойчивость его не велика (10-15 минут) и зависит от условий работы и индивидуальных особенностей ребенка.

Переутомление ребенка ведет к ослаблению внимания и расстройству здоровья. Продолжительное напряжение внимания истощает организм ребенка и задерживает развитие внимания.

Память.

В 6-7- лет у детей преобладает непроизвольная память, т.е. процессы запоминания и воспроизведения материала являются несамостоятельными, включенными в состав деятельности ребенка. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется переход от непроизвольного к произвольному, активному запоминанию.

Повторение самый ранний и простой прием запоминания. К 6-7 годам формируется запоминание как внутренний процесс и становится возможным переход к мысленному повторению. Знания позволяют шестилетнему дошкольнику не запоминать предлагаемое в чистом виде, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся и встраивать ее в сложившуюся систему.

К 6-7 годам формируется не только механическая (способность к запоминаю по ассоциации), но и словесно-логическая, наглядно образная, эмоциональная память.

Значительно снижают память болезни, переутомление и перенапряжение, отрицательные эмоции. Ребенка нельзя заставлять что-то запомнить, принуждение и недовольство взрослых только затрудняют процесс запоминания.

Мышление.

В период дошкольного детства совершается переход от наглядно-действенного мышления (3-4 года) к наглядно-образному (5-6 лет) и словесному (6-7 лет). Мышление дошкольника характеризуется неспособностью встать на другую, чужую точку зрения. Он еще не подозревает о существовании других оценок вещей, событий.

Развитие мышления тесно связанно с развитием других познавательных процессов – внимания речи, восприятия и т.п.

В 6-7 лет наглядно-образное переходит к наглядно-схематическому мышлению, и ребенок оперирует не только образами, но и способен сам нарисовать простую схему (например, дорога к месту…), может использовать схему при работе с конструктором. Однако детям еще трудно решить какую-то задачу мысленно, без действия и схемы, т.е. словесно-логическое мышление в этом возрасте находится в самом начале его формирования.

В 6-7 лет ребенок обращает внимание на одну какую-либо черту или характеристику предмета и не замечает остальных, только после 7-8 лет овладевает умением сосредоточиться одновременно на различных сторонах объекта, научается применять логическое мышление к конкретным ситуациям. К 6 годам для ребенка становится осмысленным такие понятия как «позавчера», «послезавтра»…

Интеллектуальное развитие.

Дети способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу причинно-следственных связей (при правильной организации воспитательной работы).

Проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарных запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Речь

Ведущую роль в развитии ребенка до школы играет речь. В течение всего периода дошкольного детства идет накопление словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, усвоение морфологической системы языка. В 6-7- лет значительно увеличивается количество обобщающих слов и сложных, сложноподчиненных предложений, свидетельствующих о развитии словесно-логического мышления.

За год до школы ребенок может (если его этому учить) осознанно анализировать речь и звучание букв, очень любит играть в слова, подбирать слова-ассоциации, рифмовать, придумывать новые слова. Ребенок в силах пересказать прочитанную сказку или рассказ, вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Конечно, уровень развития этих умений зависит от того, насколько окружающие участвуют в ее развитии. Если малыш слышит речь плохую по артикуляции, грамматически неправильную, интонационно грубую, то он усвоит ее в таком же виде и с теми же дефектами.

Речь ребенка выполняет функцию общения, используется для организации совместной деятельности, и выполняет специфическую функцию регуляции деятельности. Это так называемая внутренняя речь. Ребенок учится словами планировать свое действие («Сейчас я сделаю это и это…»), словами оценивать его («Так…ой, не получилось»), вносить коррективы («Нужно вот так…нет, лучше так…») и т.п.

Читайте также:  Развитие речи ребенка раннего возраста средствами сенсорных игр

Зрительно-пространственное восприятие.

Дети 6-7 лет способны различать пространственные расположения фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-внизу, справа-слева и т.п.).

Также дети способны различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур. Способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом.

Старшие дошкольники мысленно могут находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.

Зрительно-моторные координации.

Дети 6-7 лет способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.

Организация деятельности.

Дети 6-7 лет способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия.

Дети могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и шибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны.

Старшие дошкольники способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 минут, оценить в общем качество своей работы, дифференцированную оценку качества по определенным критериям дать затрудняются. Так же дети способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Функциональное развитие

Функциональное развитие организма – развитие тех особенностей, от которых во многом зависит успешность обучения в школе.

Возраст 6-7 лет относится к периоду первого детства, охватывающего диапазон 4-7 лет. В эту пору ребенок растет «не по дням, а по часам».

Интересно, что в зимние месяцы многие дети мало растут и прибавляют в весе, зато летом так быстро вытягиваются, что в сентябре их просто не узнать.

– К 6 годам у некоторых детей отмечается небольшое увеличение скорости роста, начинается смена молочных зубов на постоянные.

– В 6-7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В ситуациях, когда дошкольнику необходимо длительное время удерживать статическую (неподвижную) позу, опорно-двигательный аппарат испытывает сильную нагрузку, так как еще не завершено его построение. Поэтому ребенок так непоседлив и долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки…

– Рост и формирование костей скелета в этом возрасте тоже не закончены, поэтому легко поддаются деформирующим воздействиям при неправильном положении тела.

– Движения становятся более скоординированы, ловки. Однако еще развиты слабо мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто от детей звучат жалобы: «болит рука», «рука устала».

– Еще несовершенна нервная регуляция движений, чем во многом объясняется недостаточная точность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль в этом возрасте принадлежит зрению, причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается все движение от начала до конца.

Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буквы, срисовывают рисунки, так трудно им бывает провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв. Им гораздо легче писать крупные буквы, рисовать большие фигуры, чем пытаться писать в узкой строке.

К 6 годам дошкольники достаточно легко копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции.

– Зрительно – двигательные координации (функция которую в быту называют «взаимодействие рука-глаз») развиты не у всех ребят хорошо. Баланс взаимодействия двигательной и зрительной систем складывается как в ходе возрастного развития, так и при освоении определенных видов деятельности.

– Движения, достаточная двигательная активность необходимы для нормального развития, здоровья и формирования личности. Поэтому у детей этого возраста высокая потребность в двигательной активности, в то же время дети 6-7 лет еще не способны на очень длительное физическое напряжение, хотя, увлекшись какой либо игрой, могут проявлять силу и выносливость, превышающую обычный уровень. Поэтому взрослым необходимо следить за состоянием ребенка, осознавать, что отсутствие жалоб на усталость и желание интересное занятие даются ребенку значительным нервным и мышечным напряжением.

– Двигательное поведение детей старшего дошкольного возраста уже находится под их контролем, они могут владеть собой. Так как формируется и совершенствуется нервно-мышечная организация движений, и ребенок начинает в своем поведении сознательно выделять и ставить перед собой специальные «двигательные» цели.

– Продолжается развитие сердечно-сосудистой системы. Но одновременно система становится более уязвимой. Организм острее реагирует на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды и чрезмерные умственные нагрузки. Специальные исследования показали, что учебная нагрузка (даже 15-20-минутная) вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы 6-летнего ребенка.

– Возраст 6-7- лет – период интенсивного развития мозга. Глен Доман (американский психолог и врач): «…человеческий мозг – в течение первых шести лет жизни поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого «накопителя» мы едва себе представляем».

Восприятие, внимание, память, мышление – функции мозга как целого, однако ведущая роль в осуществлении высших психических функций принадлежит коре головного мозга.

– Для 6-летнего ребенка чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего зрительной системы. В это период зрение находится в стадии становления. Зрение является ведущим звеном регуляции движений. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. В этом возрасте имеют свои особенности и другие виды чувствительности – слуховой, кинестезический и тактильной.

Список литературы:

1. М.М.Безруких: Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей.

2. М.Н.Ильина: Подготовка детей к школе: развивающие тесты и упражнения.

3. Н.П.Локалова, Д.П.Локалова: Готовимся к школе. 60 занятий по психическому развитию дошкольников.

4. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста под редакцией Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера.

5. Н.И.Гуткина: Психологическая готовность к школе.

Источник