Функция игрушки в развитии ребенка

Функция игрушки в развитии ребенка thumbnail

Педагоги, психологи, этнографы, изучающие игрушку, выделяют разные типы и виды игрушек, необходимые ребенку на разных этапах его взросления и становления. Первую классификацию игрушек предложила Е.А. Флерина [131], которая долго была принята в теории и практике дошкольного воспитания. С появлением новых видов игрушек, на сегодняшний день нет единой классификации. Возможна классификация игрушек на развивающие; сюжетные, или образные; технические или конструктивные; спортивные; театральные и музыкальные; дидактические; игрушки-самоделки и игрушки-забавы. К ним можно добавить декоративные игрушки, а также игрушки, выполняющие культово-магические функции.

Подобное деление игрушек на виды условно, однако оно необходимо для анализа и характеристики всего ассортимента игрового материала. Вместе с тем одни и те же игрушки в зависимости от признака можно отнести к разным видам. Например, поскольку значительная часть технических игрушек (транспорт, бытовая техника) представляет собой образ, то такие игрушки могут быть отнесены к сюжетным, или образным. То же самое можно сказать и об игрушках – забавах, среди которых немало образных (например, клюющая курочка, танцующий мишка). Однако основное предназначение таких игрушек – забавлять и развлекать детей, поэтому они отнесены к игрушкам – забавам.

Образные, или сюжетные игрушки составляют самую многочисленную группу. К ним относятся куклы и разнообразные игрушки для игр с ними (мебель, хозяйственный инвентарь и пр.), игрушки, изображающие домашних птиц и животных. Сюда же можно отнести значительную часть технических игрушек, отображающих технику в быту и на производстве, различные виды транспорта и т.п. Данный вид игрушек исследователи называют по-разному: изобразительные (Д.Б. Эльконин), сюжетные (Е.Б. Моложавая, А.П. Усова), образные (Е.А. Флерина).

Из предыдущего раздела видно, как нередко возникают затруднения при попытке отнести игрушку к тому или иному классу – зачастую игрушки объединяют в себе признаки и качества разных типов, становятся не просто функциональными, а многофункциональными: реализуя комплексный подход к задаче развития ребенка, стремятся воздействовать одновременно на все его чувства. Если же рассматривать игрушку в ее функции, то, как утверждает Д.Б. Эльконин, “можно с полной уверенностью сказать, что так называемые изначальные игрушки в ходе истории человеческого общества радикально меняли свою функцию, становясь в новое отношение к процессу развития ребенка” [141, с.41].

В зависимости от вида игрушки можно отметить целый ряд функций. Среди педагогов, психологов, культурологов и других исследователей нет единого мнения о том, какие функции имеют игрушки. На основе изучения этнографической, педагогической и психологической литературы (Н.М. Левина, А.Ф. Можаровский, Е.А. Покровский, Н.А. Рыбников, Е.А. Флерина, Н.С. Жданова, Т.Н. Зиновьева и др.) можно выделить следующие функции:

Эмоциональная. Эмоции ребенка в младенческом возрасте, в раннем и дошкольном детстве являются важнейшей формой психических проявлений; во всех видах своей детской активности дети воспринимают все, в основном, на эмоциональном уровне. Развитие этого уровня достаточно актуально в современных условиях, когда жизнь предъявляет повышенные требования к эмоциональной сфере, эмоциональной устойчивости. Отсюда необходима способность регуляции эмоций для того, чтобы сохранить психическое здоровье и предупредить эмоциональные расстройства у детей. Исследуя как конкретный объект любимую игрушку, можно отметить, что чувства приобретают значительно большую глубину и устойчивость в общении именно с любимой игрушкой, которая становится лично – значимым объектом на протяжении дошкольного детства, а нередко и выходит даже за пределы этих возрастных рамок. Он переживает с этой игрушкой жизнь во всех эмоциональных проявлениях, доступных его пониманию. Чувства к любимой игрушке более глубоки и устойчивы и не утрачиваются, даже если ребенку покупают новые, более яркие и привлекательные игрушки. Они лишь только на время заинтересуют ребенка, но вернется он именно к эмоционально значимой любимой игрушке, рассказывая ей о своих радостях и огорчениях. Поэтому потребность в кукле или игрушечной любимой зверушке возникает не только у девочек, но и у мальчиков.

Культурологическая. Игрушка является объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития, национальные, этнические особенности того или иного народа. Отсюда такое многообразие образов в тех регионах, где компактно проживают люди разных национальностей. В тоже время у одного и того же народа в игрушках наблюдается художественно – устойчивые черты, которые сохраняются на протяжении большого отрезка времени даже тогда, когда общество уже перешло на новый технологический уровень.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка в доу скачать

Эстетическая. Игрушка проектируется и создается по “законам красоты”. У детей младшего возраста эстетическая привлекательность чуть ли не самый главный критерий в выборе той или иной игрушки. И сегодня изготовители ориентируются на вкусы маленького потребителя. В то же время именно игрушка, как объект самого пристального детского изучения, является “эталоном” красоты, который ребенок проносит через всю свою жизнь.

Гуманизирующая. Игрушка создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей, что является одним из проявлений гуманизма. Роль игрушки в этом процессе настолько велика, что у нас в последнее время появилось устойчивое словосочетание “развивающая игрушка”. Следует отметить некоторую однобокость этого понятия, потому что всякая игрушка в той или иной мере развивает ребенка, просто в развивающих игрушках эта функция становится ведущей.

Воспитательная. Игрушка воспитывает сознательное отношение детей к ценностям этого мира и в то же время отражает ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Педагогическая задача дидактических игр с игрушками – проверять, уточнять, расширять знания детей, развивать у них память, внимание, сообразительность.

Креативная. Игрушка, выступающая в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Это свойство игрушки используется в учебном процессе, когда ставится задача активизировать творческие способности ученика, повысить его интерес к учебе. В этом случае творчество может носить “субъективный характер”, вновь познанное или созданное будет новым лишь для ученика, но это не умоляет самого процесса.

Когнитивная. Игрушка является материализованными инвариантами знаний о мире и способствует познанию предметно – пространственной среды на этапе обобщения образов и восхождения мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному. В жизни мы часто видим как дети “ломают” новые игрушки и в этих их поступках видим только факты “вандализма”. Вместе с тем, все психологи отмечают, что такие действия детей следует рассматривать, как продолжение процесса изучения игрушки. Дети анализируют структуру, конструкцию, ощупывают материалы, из которых изготовлена игрушка, исследуют функциональные возможности, способы соединения (прежде всего их прочность) и многое другое.

Информационная. Игрушка является для ребенка источником информации о предметном мире. Дети благодаря разнообразным игрушкам познают то, что не могут манипулятивно познать в жизни. Она служит средством предметного моделирования объектов, обладая доступностью, простотой, экономичностью, трансформируемостью и вариативностью некоторых видов. Иногда эту функцию называют познавательной, подчеркивая ее значение для общего развития ребенка.

Функциональная. Ребенок очень рано узнает основное назначение игрушки. Мы даем ее в руки и говорим: “Играй” и показываем имитацию истинного назначения этой вещи в жизни – машину катим, куклу качаем, мячик подкидываем и т.д. Это позволяет ребенку очень рано познать функциональное назначение многих сложных вещей, намного раньше, чем он сможет понять смысл слов, которыми мы характеризуем ту или иную функцию вещи.

Технологическая. Игрушка является показателем уровня технологических достижений общества. Прежде всего, это материалы, из которых изготовляются игрушки. В древности это были материалы естественного происхождения, те которые имелись непосредственно в месте проживания: глина желтая, красная, белая; дерево разных пород, ткань и кожа, реже камень или кость. Человечество прошло большой путь, прежде чем, появились игрушки из металла. Они свидетельствуют о том, что люди полностью освоили технологию и производство сначала меди и бронзы, затем железа. Сегодня массовое производство игрушек из пластмассы также свидетельствует об уровне технологической культуры.

Образовательная. Игрушка используется как дидактическое средство в обучении учащихся различным учебным предметам и служит источником знаний. Эта функция включает в себя многое из того, что было уже написано выше.

Формирование воображения. Она очень ярко проявляется в ролевых и сюжетно-режиссерских играх. Игрушка практически никогда полностью не воспроизводит предмет, который изображает, она имеет условный характер и открывает простор для домысливания и фантазии.

Коммуникативная функция. С помощью общения с игрушкой ребенок выражает потребность оказать воздействие и попытаться изменить окружающий его мир, выразить радость, любовь, боль, сделать доброе дело.

Символическая функция предмета – игрушки – действия с нею символизируют ее назначение. Операции, будучи не результативными, а символическими, являются по своему содержанию условноорудийными.

“Магическая функция” – раскрывает связь народной игрушки с древними представлениями. Крестьянская игрушка XIX – начала XX веков сохраняла не только архаичность формы, но и не утратила окончательно своего значения как магический предмет. Связь куклы с культом плодородия и материнского начала, во многом объясняется жизнеспособностью этой распространенной формы народной игрушки. На ранних этапах своего развития игрушка выполняла культовую функцию, наделялась магической силой плодородия.

Читайте также:  Упражнения для познавательного развития ребенка 1 года

Все эти функции могут реализовываться как одновременно, так и последовательно.

Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г.Л. Лэндрет [72] приводятся рекомендации по выбору игрушек, помогающих гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться.

Как отмечает В. Абраменкова: “Ведь игрушка для ребенка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует собой те или иные стороны человеческих отношений” [1, с.28]. В общении с игрушкой много воображаемого, условного, но переживания детей всегда искренние, настоящие. Отсюда основное назначение игрушки – дать возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства.

Назначение игрушек можно проанализировать в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В младенчестве это общение и манипулирования, в раннем возрасте – предметная деятельность, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, в младшем школьном – учебная деятельность. Опираясь на статью В.С. Мухиной, рассмотрим назначение игрушек по возрастам [82].

В младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Он внимательно разглядывает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление форм и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящихся действий. Развлекаясь, ребенок учится соотносить и различать формы, размеры, цвета. В этом же возрасте он получает множество игрушек – заменителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями. Игрушки – копии предметов, существующих в быту взрослых, помогают ребенку психологически войти в мир постоянных вещей.

К трем годам набор игрушек, по сравнению с ранним возрастом, расширяется. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций. Ребенок чаще всего выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в “дочки-матери”, в “папу и маму”, в “магазин”, “доктора”, “детский сад” и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Стремление ребенка жить общей с взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации.

К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, и др. Играя, ребенок живет в двух мирах сразу: во внешнем – состоящем из пространства и предметов, и во внутреннем – мире воображения, воспоминаний, мыслей и чувств. Четырехлетний ребенок, играя, задумывается о природе вещей. Чем различаются жизнь реальная и “понарошку”, факт и выдумка, правда и ложь?

Пятилетние и шестилетние дети постепенно теряют интерес к крупным игрушкам, которые перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Игрушка – неотъемлемая часть детской жизни, основное действующее лицо творимого детьми мира. Тяготение к этому миру, сказочному и загадочному, веселому и грустному, но всегда жизнеутверждающему, характерно для детей всех возрастов. И на всех путях развертывающейся человеческой жизни игрушка оказывается помощником и другом.

Сегодня игрушки – очень прибыльный бизнес, и игровая индустрия расширяется с каждым годом: к настольным, мягким и механическим игрушкам добавились электронные и компьютерные. Но, глядя на ту или иную “новинку”, поражаешься порой вопиющей безграмотности ее изобретателей в сфере детской психологии. Ведь игрушка для ребенка, как отмечает В. Абраменкова “не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины” [2, с.372].

Читайте также:  Ребенок 4 года тюмень развитие

Но детская игра изначально вовсе не похожа на миниатюрный рай. Как отмечает М. Тендрякова: “В ней всегда сталкиваются противоборствующие начала – “хорошие” и “плохие”, “свои” и “чужие”, поощряемое и наказуемое, “казаки” и “разбойники”. Более того, детская игра чутко реагирует на конкретный историко-культурный контекст, и в той или иной мере она – своеобразный портрет эпохи” [120]. Посредством игрушки ребенок наглядно, чувственно и рационально познает мир. Игрушка отражает господствующие в данном обществе политические, идеологические, нравственные установки и идеи. Постепенно игрушка из интимной, личностной, семейной, родовой становиться все более общей, ничейной в смысле привязанности к конкретному, единичному.

Как считает М.В. Осорина, “начиная с последней трети XIX века на игрушку стало губительно действовать производство в промышленных масштабах, в результате пострадали сами игрушки, поскольку они утратили многие функции” [106]. Кроме этого, по мнению М.В. Осориной, настоящая хорошая игрушка не может являться “серьезной” вещью. Ребенок должен иметь свободу манипуляции с ней. На данное обстоятельство указывал еще основатель отечественной педагогики К.Д. Ушинский: “В играх ребенка можно заметить еще и другую особенность: дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии; ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения” [125].

С позиции психолога этот факт интерпретирует и Л.С. Выготский [28], считая, что игра так сильно связана с фантазией, что дети предпочитают простые и грубые игрушки дорогим и роскошным, не оставляющим никакой работы для фантазии и требующим высшей осторожности в обращении с ними. Хрупкая, дорогостоящая игрушка требует со стороны ребенка пассивного обращения с ней и не может быть материальной основой развития фантазии и воображения.

Связь между строением игрушки и ее способностью быть играемой прекрасно описана у А.С. Макаренко [73], видевшего в ней, прежде всего инструмент развития личности. А.С. Макаренко считал, что ребенку нужна такая игрушка, чтобы в каждой он видел определенную, нужную для будущего ценность, хранил ее и берег. По мнению М.В. Осориной, игрушка сохраняет свою привлекательность тем дольше, чем выше ее потенциал возрастного развития. То есть “игрушка призвана, кроме всего прочего, служить решению развивающихся личностных потребностей ребенка” [89].

В настоящее время российский рынок заполнен игрушками, в том числе импортными, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющим как на психическое здоровье, так и на их развитие. В игрушках страшны психологические ошибки, а в магазинах и на рынках, по исследованиям В. Абраменковой “представлена в подавляющем большинстве игровая продукция, не отвечающая элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребенка, его интеллектуального развития и духовного здоровья” [2, с.32]. Отсюда встает вопрос о необходимости психологической экспертизы игрушек. О том, что необходимо хоть как-то контролировать производство и закупку игрушек, говориться уже давно. В Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации принято постановление за № 109/23-16 от 26.05.99 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек” (Приложение 27), издан приказ за №1717 от 26.06.2000, утверждающий “Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей”. В этих распоряжениях предусмотрено все – организации, производящие экспертизу, бланки для заявлений на ее проведение, инструкция о порядке оплаты экспертизы, но нет самого главного – основания для оценки качества игрушек. Министерство образования РФ занимается разработкой критериев определения качества игрушек, коллективу под руководством М.В. Осориной поручена разработка содержательной основы оценки игр и игрушек.

Итак, для дошкольников жизненно важным предметом, волнующим его, воспринимаемым и понимаемым по-особому, с позиции их заинтересованности, является игрушка. При попытке классифицировать игрушки, мы столкнулись с тем, что нет единого мнения по этому вопросу. Функции игрушек зависят от их вида и назначении.

Источник