Функции воображаемого друга в психическом развитии ребенка курсовая работа
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии. Этапы и направления развития восприятия в старшем дошкольном возрасте. Подходы к данному процессу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
курсовая работа, добавлен 06.04.2011
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Сущность страхов в дошкольном детстве. Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Роль семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста как важная задача общей психологии.
курсовая работа, добавлен 20.07.2012
Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности. Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста. Психодиагностика и психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 03.02.2011
Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии. Мышление и восприятие в дошкольном возрасте. Исследование взаимосвязи мышления и восприятия у детей дошкольного возраста на примере МБ ДОУ “Центр детского развития – детский сад № 91”.
курсовая работа, добавлен 13.06.2012
Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.
контрольная работа, добавлен 26.01.2014
Эмоциональные нарушения и их виды. Роль эмоций в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Принципы формирования позитивных эмоций. Диагностика уровня страхов, тревожности и агрессивности у дошкольников. Особенности их профилактики.
дипломная работа, добавлен 30.10.2014
Подходы к исследованию воображения в отечественной и зарубежной психологии. Особенности развития психического познавательного процесса в онтогенезе у мальчиков и девочек. Методические рекомендации по развитию воображения для родителей и педагогов.
дипломная работа, добавлен 24.12.2017
Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.
дипломная работа, добавлен 06.11.2005
Воображение – особая форма человеческой психики. Оценка природы воображения и проблемы творческого мышления с позиций психологии. Роль воображения в процессе творческого мышления в художественном и научном творчестве. Этапы художественного творчества.
курсовая работа, добавлен 06.12.2010
Психические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии. Характеристика памяти как познавательного процесса. Особенности психологического процесса развития памяти детей дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 25.11.2014
Источник
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность дошкольников как средство развития воображения. Проблемы развития воображения в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровней развития воображения. Развивающие игры и упражнения с детьми.
дипломная работа, добавлен 03.11.2013
Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.
дипломная работа, добавлен 02.05.2015
Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Основные направления и принципы развития воображения. Описание развивающей программы игр и упражнений. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников.
курсовая работа, добавлен 17.01.2010
Современное состояние проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления. Анализ, особенности и условия развития воображения у детей в дошкольном возрасте.
дипломная работа, добавлен 24.01.2011
Понятие, основные виды и функции воображения. Проблема творческого воображения в психологии. Воображение в структуре научного познания. Уровень детального отображения задуманной идеи. Связь тенденции к риску с наличием воображения и проработанностью.
курсовая работа, добавлен 11.09.2014
Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников. Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Игровая, изобразительная и трудовая деятельность детей дошкольного возраста. Готовность ребенка к школе.
курсовая работа, добавлен 23.08.2011
Особенности воображения на ранних стадиях онтогенеза. Ранние поведенческие проявления, единство материальной и словесной форм, механизмы саморазвития воображения. Сензитивный период развития. Методология творческого художественного конструирования.
курсовая работа, добавлен 22.11.2012
Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста: мышления, памяти, внимания, воображения и восприятия, их мозговые механизмы. Экспериментальное исследование возрастных различий в нейрокогнитивных функциях детей старшего дошкольного возраста.
дипломная работа, добавлен 10.01.2015
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми. Характеристика речи детей старшего дошкольного возраста в норме. Особенности развития речи у детей с нарушением зрения.
курсовая работа, добавлен 25.11.2012
Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте, психолого-педагогические условия его развития. Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной автором). Характеристика методики исследования, анализ результатов.
курсовая работа, добавлен 14.01.2010
Источник
Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ðàçâèâàþùèõñÿ â íîðìå è ñ íàðóøåíèåì çðåíèÿ. Åãî èññëåäîâàíèÿ â îòå÷åñòâåííîé è çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè. Èçó÷åíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
2.2 Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå óðîâíÿ âîîáðàæåíèÿ ó ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ
Íèæå ïðèâåäåíû äàííûå ïî ïðîâåäåííîé ìåòîäèêå «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð» (Î.Ì. Äüÿ÷åíêî).
Ðèñóíîê 1 – Ðàñïðåäåëåíèå èñïûòóåìûõ ïî óðîâíÿì ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ïî ðåçóëüòàòàì ìåòîäèêè «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð»
Äàííûå ðèñóíêà 1 ãîâîðÿò î òîì, ÷òî íàèáîëüøèé ïðîöåíò ñîñòàâëÿþò äåòè ñî ñðåäíèì óðîâíåì òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ – 80%. Èñïûòóåìûõ â ãðóïïå ñ âûñîêèì óðîâíåì îêàçàëîñü 15%. Ê íèçêîìó óðîâíþ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ áûëè îòíåñåíû 5% âîñïèòàííèêîâ.
Èñïûòóåìûå, ïîêàçàâøèå âûñîêèé óðîâåíü òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ, âûïîëíÿëè îðèãèíàëüíûå ðèñóíêè, â êîòîðûõ ÷àùå äðóãèõ âñòðå÷àëèñü óíèêàëüíûå îáðàçû è ÿâëåíèÿ (êîñìîñ, òîëüêî ÷òî âûëóïèâøèéñÿ öûïëåíîê, ëèìóçèí – ñâàäåáíàÿ ìàøèíà). Äåòè áûñòðî ñïðàâëÿëèñü ñ çàäàíèåì, ïàðàëëåëüíî ðàññêàçûâàÿ èñòîðèþ ê ðèñóíêó.
Äåòè, ïîêàçàâøèå ñðåäíèé óðîâåíü âîîáðàæåíèÿ, âûñëóøàâ çàäàíèå, óâåðåíî ïðèñòóïàëè ê ðàáîòå, ðàáîòàëè óâëå÷åííî, ñ æåëàíèåì è èíòåðåñîì. Äåòè áûñòðî äîðèñîâûâàëè âñå ôèãóðêè, âîïëîùàÿ èäåè, ñëåäîâàëè çà ñîçäàííûì îáðàçîì. Ðèñóíêè äåòåé íîñèëè ÿâíûå ýëåìåíòû òâîð÷åñêîé ôàíòàçèè.  èçîáðàæåíèÿõ âñòðå÷àëîñü íåáîëüøîå ÷èñëî ôèãóð, êîòîðûå ïðåâðàùàëèñü â îäèí è òîò æå ýëåìåíò.  äåòñêèõ ðàáîòàõ ÷àñòî âñòðå÷àëèñü íåïîâòîðÿþùèåñÿ èçîáðàæåíèÿ îòäåëüíûõ îáúåêòîâ ñ ðàçíîîáðàçíûìè äåòàëÿìè, òàêèå êàê: ôëàêîí äëÿ äóõîâ, ëåãêîâàÿ ìàøèíà, òàêñè, äîìèê ñ äåâî÷êîé è äð. Õàðàêòåðèçóÿ òàêîé ïîêàçàòåëü, êàê îðèãèíàëüíîñòü, ìîæíî îòìåòèòü, ÷òî äåòè èñïîëüçîâàëè â èçîáðàæåíèÿõ ñëåäóþùèå êàòåãîðèè – ÿâëåíèÿ ïðèðîäû, èãðóøêè, ïðåäìåòû îáèõîäà, òðàíñïîðò, ðàñòåíèÿ, æèâîòíûõ, ôðóêòû è îâîùè.
Àíàëèç ðàáîò ïîêàçàë, ÷òî äåòè áûñòðî ñïðàâëÿëèñü ñ çàäàíèåì, èñïîëüçóÿ òàêèå ôèãóðû êàê , , , . Çàòðóäíåíèÿ äåòåé âûçûâàëè çàäàíèÿ ñ äîðèñîâûâàíèåì êîíòóðîâ â âèäå , .
Íèçêèé óðîâåíü âîáðàë â ñåáÿ 5% âîñïèòàííèêîâ (1 èñïûòóåìûé) ýêñïåðèìåíòàëüíîé ãðóïïû. Äëÿ ðåáåíêà ñ íèçêèì óðîâíåì òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ áûëè õàðàêòåðíû ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè: èñïûòóåìûé áûñòðî ñïðàâëÿëñÿ ñ çàäàíèåì, èñïîëüçóÿ òàêèå ôèãóðû êàê êâàäðàò, òðåóãîëüíèê, êðóã. Çàòðóäíåíèÿ âûçûâàëè çàäàíèÿ ñ äîðèñîâûâàíèåì êîíòóðîâ ïðè îäíîâðåìåííîì ïðîÿâëåíèè ê íåìó èíòåðåñà. Èñïûòóåìûé, ïîêàçàâøèé íèçêèé óðîâåíü ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèÿ, íå ïðîÿâëÿë ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê èçîáðàæåíèþ, èçáåãàëè òðóäíîñòåé.
Äåòÿì áûëà ñâîéñòâåííà ñõåìàòèçàöèÿ, òèïèçàöèÿ îáðàçîâ, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿëàñü â èçîáðàæåíèè êîíòóðíûõ, ëèøåííûõ äåòàëåé îáúåêòîâ, â ïîâòîðíîñòè, íåîðèãèíàëüíîñòè. Òàê, ôèãóðà äëÿ äîðèñîâûâàíèÿ ÷àñòî ïðåâðàùàëàñü â îäèí è òîò æå ýëåìåíò: èñïîëüçóÿ Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
, Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
äåòè èçîáðàæàëè äîì; Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
– ïðåâðàùàëè â öâåòîê; ôèãóðû íåîïðåäåëåííîé ôîðìû – â êàïåëüêó, îáëàêî, êèòà.  äåòñêèõ ðàáîòàõ ÷àñòî ïðîñëåæèâàëàñü ôàíòàçèÿ: âñòðå÷àëèñü íåïîâòîðÿþùèåñÿ èçîáðàæåíèÿ, òàêèå êàê ïèñüìî, áàáî÷êà, êàôå, ðîáîò, ïóøêà, ëîøàäêà.
Íàáëþäåíèÿ çà ïðîöåññîì ðàáîòû ïîêàçàëè, ÷òî íåêîòîðûå äåòè èñïûòûâàëè çàòðóäíåíèÿ â ïåðåäà÷å îáðàçà èçîáðàæåíèÿ. Íàïðèìåð, çàòðóäíÿÿñü â èçîáðàæåíèè ïðåäìåòîâ ó Á. Äàíèëû èìåëîñü ìíîãî èäåé, íî îñòàíîâèòüñÿ íà îäíîé è îñóùåñòâèòü åå ïîëó÷àëîñü ñ òðóäîì.
 öåëîì ïî ðåçóëüòàòàì ìåòîäèêè «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð» ìîæíî êîíñòàòèðîâàòü, ÷òî äåòè ôàêòè÷åñêè ïðèíèìàþò çàäà÷ó, ëåãêî èäóò íà êîíòàêò, ðèñóþò íåñõåìàòè÷íûå, äåòàëèçèðîâàííûå ðèñóíêè.
Äàííûå ïî ìåòîäèêå «Ïðåâðàòè êðóæîê â ïðåäìåò» (Ò.Ä.Ìàðöèíêîâñêàÿ).
Ðèñóíîê 2 – Ðàñïðåäåëåíèå èñïûòóåìûõ ïî óðîâíÿì ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ïî ðåçóëüòàòàì ìåòîäèêè «Ïðåâðàòè êðóæîê â ïðåäìåò»
 ãðóïïå êîëè÷åñòâî äåòåé ñî ñðåäíèì óðîâíåì ñîñòàâèëî 50%. Ê ÷èñëó äåòåé ñ íèçêèì óðîâíåì îòíîñèòñÿ 30% èñïûòóåìûõ. Ê âûñîêîìó óðîâíþ áûëè îòíåñåíû 20% âîñïèòàííèêîâ. Ðèñóíêè äåòåé, ïîêàçàâøèå âûñîêèé óðîâåíü, îòëè÷àëèñü îðèãèíàëüíîñòüþ è íåîáû÷íîñòüþ, ïðîðàáîòàííîñòüþ äåòàëåé îáðàçîâ (ìåäâåäü ñ ï÷åëîé).
Äåòè ñî ñðåäíèì óðîâíåì, ïðèíèìàëè çàäà÷ó íà ïîñòðîåíèå îáðàçà âîîáðàæåíèÿ; ðàáîòàëè óâåðåíî, ñ èíòåðåñîì è æåëàíèåì. Ðèñóíêè òàêæå íîñèëè â ñåáå ýëåìåíòû òâîð÷åñêîé ôàíòàçèè, íî íå îòëè÷àëèñü îñîáîé îðèãèíàëüíîñòüþ.
Äåòè, ïîêàçàâøèå íèçêèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ , íå èñïûòûâàëè îãðîìíûõ çàòðóäíåíèé ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèÿ, íî èõ ðèñóíêè íîñèëè ïðîñòîé õàðàêòåð. Íåêîòîðûå âûïîëíÿëè çàäàíèå î÷åíü ïîâåðõíîñòíî; ðèñîâàëè òî, ÷òî ïðîùå. Äåòè ÷àñòè÷íî ïðèíèìàëè çàäà÷ó íà ïîñòðîåíèå îáðàçà âîîáðàæåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì çàäàííîãî êîíòóðà. Èõ ðèñóíêè ïîëó÷àëèñü øàáëîííûìè, íåîðèãèíàëüíûìè, ãäå â îñíîâíîì èçîáðàæàëèñü ïðåäìåòû è îáúåêòû, â êîòîðûõ ïðîñìàòðèâàëàñü ñëàáàÿ ôàíòàçèÿ, íå÷åòêàÿ ñõåìàòèçàöèÿ îáðàçîâ è äåòàëèçàöèÿ.
Ðèñóíîê 3- Ðàñïðåäåëåíèå èñïûòóåìûõ ïî óðîâíÿì ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ïî ðåçóëüòàòàì äâóõ ìåòîäèê
Òàêèì îáðàçîì, äàííûå ïîëó÷åííûå ïî äâóì ìåòîäèêàì ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî â ñðåäíåì ê âûñîêîìó óðîâíþ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ìîæíî îòíåñòè 17,5% âîñïèòàííèêîâ. Èñïûòóåìûõ â ýêñïåðèìåíòàëüíîé ãðóïïå ñî ñðåäíèì óðîâíåì òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ îêàçàëîñü 65%. Ê íèçêîìó óðîâíþ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ îòíåñåíû 17,5%.
Èòàê, èòîãè ïðîâåäåííîãî êîíñòàòèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ñ ó÷àñòèåì äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïîçâîëèëè ñôîðìóëèðîâàòü ðÿä âûâîäîâ:
– Ïî èòîãîâîìó óðîâíþ äåòè ðàñïðåäåëèëèñü â òðè ãðóïïû. Îõàðàêòåðèçóåì íåêîòîðûå îñîáåííîñòè, ïðîÿâëÿåìûå èñïûòóåìûìè â õîäå ýêñïåðèìåíòà, íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ñôîðìèðîâàííîñòè âîîáðàæåíèÿ.
– Íà I-îì óðîâíå áûëî çàôèêñèðîâàíî 17,5% èñïûòóåìûõ. Äàííàÿ ãðóïïà âûïîëíÿëà çàäàíèå óâåðåííî, ñ æåëàíèåì è èíòåðåñîì. Äåòè äîðèñîâûâàëè ôèãóðû áûñòðî, èõ ðèñóíêè îòëè÷àëèñü íåîáû÷íîñòüþ è îðèãèíàëüíîñòüþ. Åñëè áû ìû ïðåäëîæèëè ëèñò äëÿ çàäàíèÿ áîëüøå, âîñïèòàííèêè çàïîëíèëè áû ñ óäîâîëüñòâèåì âåñü ìàñøòàá äàííîãî ëèñòà. Áîëüøèíñòâî ðèñóíêîâ èñïûòóåìûõ ñîäåðæàëè ðàññêàç ê íåìó, ñþæåò.
– Íà II-îì óðîâíå îêàçàëîñü 65% âîñïèòàííèêîâ ãðóïïû. Äåòè äàííîé ãðóïïû òàêæå ðàáîòàëè óâëå÷åííî, â èõ ðèñóíêàõ ñîäåðæàëèñü ðàçíîîáðàçíûå äåòàëè îòäåëüíûõ èçîáðàæåíèé. Ðèñóíêè íîñèëè â ñåáå ýëåìåíòû òâîð÷åñêîé ôàíòàçèè, íî íå îòëè÷àëèñü îñîáîé îðèãèíàëüíîñòüþ.
– ÊIII-åìó óðîâåíþ, êàê è ê I-îìó áûëî îòíåñåíî 17,5%. Äàííàÿ ãðóïïà äåòåé ÷àñòè÷íî ïðèíèìàëà çàäà÷ó íà ïîñòðîåíèå îáðàçà âîîáðàæåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì çàäàííîãî êîíòóðà.  ðàáîòàõ âñòðå÷àëèñü ïîâòîðÿþùèåñÿ èçîáðàæåíèÿ ÷àùå, ÷åì â ïðåäûäóùèõ óðîâíÿõ.
Çàêëþ÷åíèå
Èòàê, âîîáðàæåíèå – ýòî ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ñîçäàâàòü íîâûå îáðàçû ïóòåì ïðåîáðàçîâàíèÿ ïðåäøåñòâóþùåãî îïûòà. Ñ ïîìîùüþ âîîáðàæåíèÿ ÷åëîâåê ìîæåò èçìåíÿòü îêðóæàþùèé ìèð è ñàìîãî ñåáÿ, ñîâåðøàòü íàó÷íûå îòêðûòèÿ è ñîçäàâàòü ïðîèçâåäåíèÿ èñêóññòâà. Âñ¸ – îò ïåðâûõ ñêàçîê, êîòîðûå ìû ñëûøèì â äåòñòâå, è äî âåëè÷àéøèõ îòêðûòèé – ïåðâîíà÷àëüíî îáÿçàíî ñèëå âîîáðàæåíèÿ ÷åëîâåêà. Äðóãèìè ñëîâàìè, èìåííî âîîáðàæåíèå âî ìíîãîì îáåñïå÷èâàåò ïðîãðåññ ÷åëîâå÷åñòâà, ðàçâèòèå è äåÿòåëüíîñòü êàæäîãî ÷åëîâåêà. Âåäü ïðåæäå ÷åì ÷òî-òî ñîçäàòü, ÷òî-íèáóäü ñäåëàòü, ïðèíÿòü âàæíîå äëÿ ñåáÿ ðåøåíèå, ÷åëîâåê âñåãäà âíà÷àëå ïðåäñòàâëÿåò ýòî â ñâîåì âîîáðàæåíèè. Èìåííî áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî äî òîãî, êàê ÷åëîâåê íà÷íåò ÷òî-òî äåëàòü, îí ñïîñîáåí â âîîáðàæåíèè óâèäåòü êîíå÷íûé ðåçóëüòàò, ïðåäñòàâèòü áóäóùåå, îí ìîæåò ïîäãîòîâèòüñÿ ê íåìó, â êàêîì-òî ñìûñëå äàæå îâëàäåòü èì.
Âîîáðàæåíèå ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà àêòèâíîå è ïàññèâíîå, à òàêæå âîñïðîèçâîäÿùåå, èëè ðåïðîäóêòèâíîå, è ïðåîáðàçóþùåå, èëè ïðîäóêòèâíîå. Ñíîâèäåíèÿ, ãàëëþöèíàöèè, ãðåçû è ìå÷òû òàêæå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ðàçíîâèäíîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ.
Íàèáîëåå èíòåíñèâíî âîîáðàæåíèå ðàçâèâàåòñÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Åñëè âîîáðàæåíèå ïðåääîøêîëüíèêà âíà÷àëå åù¸ î÷åíü îãðàíè÷åíî è îòëè÷àåòñÿ ïàññèâíûì âîññîçäàþùèì è íåïðîèçâîëüíûì õàðàêòåðîì, òî â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïîä âëèÿíèåì âîñïèòàíèÿ, â ñâÿçè ñ ðàñøèðåíèåì îïûòà ðåá¸íêà, ðàçâèòèåì åãî èíòåðåñîâ è óñëîæíåíèåì åãî äåÿòåëüíîñòè, ïðîèñõîäèò äàëüíåéøåå ðàçâèòèå äåòñêîãî âîîáðàæåíèÿ. Ýòî ðàçâèòèå íîñèò íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííûé, íî è êà÷åñòâåííûé õàðàêòåð. Âîîáðàæåíèå äîøêîëüíèêà íå òîëüêî áîëåå áîãàòî, ÷åì ó ðåá¸íêà ðàííåãî âîçðàñòà, íî è ïðèîáðåòàåò íîâûå, îòñóòñòâîâàâøèå â ïðåääîøêîëüíîì âîçðàñòå ÷åðòû.
 êóðñîâîé ðàáîòå ñäåëàí àíàëèç ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ:
à) òåîðåòè÷åñêîå îïèñàíèå ïîíÿòèÿ «âîîáðàæåíèå» è åãî çíà÷åíèÿ â ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè. Ðàñêðûòà ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ «âîîáðàæåíèå», îïèñàíû åãî ôóíêöèè, âèäû è ïñèõîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû;
á) ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Äëÿ ðåøåíèÿ çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ íàìè èñïîëüçîâàëèñü äâå ìåòîäèêè: «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð» (Î.Ì. Äüÿ÷åíêî), «Ïðåâðàòè êðóæîê â ïðåäìåò» (Ò.Ä. Ìàðöèíêîâñêàÿ).
Ïðîâåäåííîå èññëåäîâàíèå ïîêàçàëî, ÷òî â ñâîèõ âûìûñëàõ äîøêîëüíèêè âåñüìà èçîáðåòàòåëüíû, èõ âîîáðàæåíèå íîñèò íå òîëüêî âîñïðîèçâîäÿùèé, íî è òâîð÷åñêèé õàðàêòåð. Îäíàêî â ñâîåì ïîâåäåíèè ñòàðøèé äîøêîëüíèê âî ìíîãîì ñëåäóåò îáðàçöàì è ïðåäñòàâëåíèÿì, ïîëó÷åííûì îò âçðîñëûõ, ïîýòîìó â äàííîì âîçðàñòå òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå íåñêîëüêî ñíèæàåòñÿ.
Óðîâåíü ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ äåòåé â òàêîì âîçðàñòå ìîæåò ñóùåñòâåííî ðàçëè÷àòüñÿ, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóåò àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ïðîâåäåííîé ïðîãðàììû. Êðîìå òîãî, âîîáðàæåíèå êàæäîãî ðåáåíêà èìååò ðÿä èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, î êîòîðûõ íåîáõîäèìî çíàòü êàê âîñïèòàòåëþ èëè ïñèõîëîãó, òàê è ðîäèòåëÿì.
Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû
Áîðîâèê, Î.Â. Ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè / Î.Â. Áîðîâèê. – Ì.: Àêàäåìèÿ, 2001.
Áðóøëèíñêèé, À.Â. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî / À.Â. Áðóøëèíñêèé // Íàó÷íîå òâîð÷åñòâî. – Ì., 1969. – ¹ 2.
Âûãîòñêèé, Ë.Ñ. Ïðîáëåìû âîçðàñòíîé ïåðèîäèçàöèè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ / Ë.Ñ. Âûãîòñêèé // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1972. – ¹ 2. – Ñ. 114-123.
Âûãîòñêèé, Ë.Ñ. Ðàçâèòèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé / Ë.Ñ. Âûãîòñêèé – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1950.
Ãàëèí, À.Ë. Ëè÷íîñòü è òâîð÷åñòâî / À.Ë. Ãàëèí – Íîâîñèáèðñê, 1989.
Äóäåöêèé, À.ß. Òåîðåòè÷åñêèå âîïðîñû âîîáðàæåíèÿ è òâîð÷åñòâà / À.ß. Äóäåöêèé – Ñìîëåíñê, 1974.
Äóäåöêèé, À.ß., Þëóñòèíà, Å. À. Ïñèõîëîãèÿ âîîáðàæåíèÿ / À.ß. Äóäåöêèé, Å. À. Þëóñòèíà – Ì., 1997.
Äüÿ÷åíêî, Î.Ì., Êèðèëëîâà, À.È. Î íåêîòîðûõ îñîáåííîñòÿõ ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà / Î.Ì. Äüÿ÷åíêî, À. È. Êèðèëëîâà // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1987. – ¹ 1. – Ñ. 44-51.
Äüÿ÷åíêî, Î. Ì. Îá îñíîâíûõ íàïðàâëåíèÿõ ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ äîøêîëüíèêà / Î.Ì. Äüÿ÷åíêî // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1988. – ¹6. – Ñ.52-59.
Äüÿ÷åíêî, Î. Ì. Âîîáðàæåíèå äîøêîëüíèêà / Î.Ì. Äüÿ÷åíêî – Ì., 1986.
Èãíàòüåâ, Å. È. Î íåêîòîðûõ îñîáåííîñòÿõ èçó÷åíèÿ ïðåäñòàâëåíèé è âîîáðàæåíèÿ / Å.È. Èãíàòüåâ – Ì., 1956.
Èëüåíêîâ, Ý. Â. Î âîîáðàæåíèè / Ý. Â. Èëüåíêîâ // Íàðîäíîå îáðàçîâàíèå. – 1968. – ¹3.
Êèðèëëîâà, Ã. Ä. Íà÷àëüíûå ôîðìû òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ó äåòåé / Ã. Ä. Êèðèëëîâà // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 1971. – ¹ 2. – Ñ. 41-46.
Êîðøóíîâà, Ë. Ñ., Ïðóæèíèí, Á. È. Âîîáðàæåíèå è ðàöèîíàëüíîñòü. Îïûò ìåòîäîëîãè÷åñêîãî àíàëèçà ïîçíàâàòåëüíîé ôóíêöèè âîîáðàæåíèÿ / Ë.Ñ. Êîðøóíîâà, Á. È. Ïðóæèíèí – Ì., 1989.
Êîðøóíîâà, Ë.Ñ. Âîîáðàæåíèå è åãî ðîëü â ïîçíàíèè / Ë.Ñ. Êîðøóíîâà – Ì., 1979.
Êîñòèíà, Ë. Ì., Ôðîëîâà, Ë. Â. Ïðîáëåìà òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ è òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ â ïñèõîëîãèè / Ë. Ì. Êîñòèíà, Ë. Â. Ôðîëîâà // Âåñòíèê ×ÃÏÓ. – 2002. – ¹1.
Êóäðÿâöåâ, Â. Ò. Òâîð÷åñêàÿ ïðèðîäà ïñèõèêè ÷åëîâåêà / Â. Ò. Êóäðÿâöåâ // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1990. – ¹3.
Êóäðÿâöåâ, Â. Ò. «Òðîïèíêè» âîîáðàæåíèÿ / Â. Ò. Êóäðÿâöåâ // Îáðó÷. – 2006. – ¹4.
Ëèòâàê, À.Ã. Ïñèõîëîãèÿ ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ / À.Ã. Ëèòâàê – ÑÏá.: ÐÃÏÓ èì. À.È. Ãåðöåíà, 1998.
Ìååðîâè÷, Ì. Óïðàâëÿåìîå âîîáðàæåíèå / Ì. Ìååðîâè÷ // Íàðîäíîå îáðàçîâàíèå. – 2001. – ¹1.
Ìîðîçîâ, À.Â. Îñíîâû ïñèõîëîãèè / À.Â. Ìîðîçîâ – Ì.: Äåëîâàÿ êíèãà, 2003. – Ñ. 44
Íàòàäçå, Ð.Ã. Âîîáðàæåíèå êàê ôàêòîð ïîâåäåíèÿ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå / Ð.Ã. Íàòàäçå – Òáèëèñè, 1972.
Íåìîâ, Ð. Ñ. Ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé / Ð.Ñ. Íåìîâ – Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2001.
Íóäåëüìàí, Ì. Ì. Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ âîîáðàæåíèÿ àíîìàëüíûõ äåòåé / Ì.Ì. Íóäåëüìàí – Ì., 1978.
Ïñèõîëîãèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà: ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ / Ïîä ðåä. À.Â. Çàïîðîæöà è Ä.Á. Ýëüêîíèíà. – Ì., 1964
Ðóáèíøòåéí, Ñ. Ë. Îñíîâû îáùåé ïñèõîëîãèè: Â 2 ò. Ò. 1 / Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí – Ì., 1989.
Ñìèðíîâà, Å. Î. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ / Å.Î. Ñìèðíîâà – Ì.: Ãóìàíèòàð. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2006. — 366 ñ.
Ñóááîòèíà, Ë. Þ. Ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ äåòåé. Ïîïóëÿðíîå ïîñîáèå äëÿ ðîäèòåëåé è ïåäàãîãîâ / Ë.Þ. Ñóááîòèíà – ßðîñëàâëü: «Àêàäåìèÿ ðàçâèòèÿ», 1997.
Óðóíòàåâà, Ã.À. Äîøêîëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. ñðåä. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé / Ã.À. Óðóíòàåâà – 5-å èçä., ñòåðåîòèï. – Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2001.
ÏðèëîæåíèåÀ
Ñòèìóëüíûé ìàòåðèàë ê ìåòîäèêå «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð»
Ïðèëîæåíèå Â
Îöåíêà óðîâíÿ âîîáðàæåíèÿ ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòà
ÔÈÎ ðåáåíêà | Ïðèçíàêè | Óðîâåíü | ||
Ïðèíÿòèå çàäà÷ | Îðèãèíàëüíîñòü | Äåòàëèçàöèÿ | ||
Àôàíàñüåâ Òèìîôåé | 2 | 1 | ñðåäíèé | |
Àíäðååâà Þëèÿ | 1 | íèçêèé | ||
Áàðàáàíîâ Âëàäèìèð | 1 | 2 | 1 | ñðåäíèé |
Áîðèñîâ Äàíèèë | 1 | íèçêèé | ||
Åãîðîâà Äàíà | 1 | 2 | ñðåäíèé | |
Çâîíèëîâ Àëåêñàíäð | 2 | 1 | 1 | ñðåäíèé |
Èâàíîâà Êñåíèÿ | 1 | 1 | íèçêèé | |
Êî÷åòêîâà Åêàòåðèíà | 2 | 1 | 1 | ñðåäíèé |
Ëåîíòüåâà Ïîëèíà | 1 | íèçêèé | ||
Ëûñêîâ Àðòóð | 1 | íèçêèé | ||
Ìàñëîâ Òèìóð | 1 | 2 | 11 | ñðåäíèé |
Ìóìèêîâ Ðîìàí | 2 | 1 | 1 | ñðåäíèé |
Íàóìîâ Ìèõàèë | 1 | 1 | 1 | ñðåäíèé |
Ïåòðîâà Êàðèíà | 1 | 1 | 1 | ñðåäíèé |
Òðîôèìîâà Òàòüÿíà | 2 | 1 | 1 | ñðåäíèé |
Ôðîëîâ Àíòîí | 2 | 2 | 2 | âûñîêèé |
Õàðèòîíîâà Äàðüÿ | 2 | 1 | 2 | âûñîêèé |
Øàðóáà Ñåìåí | 1 | 1 | íèçêèé | |
ßêîâëåâà Âèêòîðèÿ | 2 | 2 | 1 | âûñîêèé |
ßñêåé Êàðèíà | 2 | 1 | 2 | âûñîêèé |
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник