Функции воображаемого друга в психическом развитии ребенка курсовая работа

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

  • Теоретические подходы к определению восприятия в зарубежной и отечественной психологии. Этапы и направления развития восприятия в старшем дошкольном возрасте. Подходы к данному процессу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    курсовая работа, добавлен 06.04.2011

  • Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Сущность страхов в дошкольном детстве. Семейное воспитание детей дошкольного возраста. Роль семейного воспитания в формировании страхов детей дошкольного возраста как важная задача общей психологии.

    курсовая работа, добавлен 20.07.2012

  • Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности. Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста. Психодиагностика и психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 03.02.2011

  • Изучение развития восприятия в отечественной и зарубежной психологии. Мышление и восприятие в дошкольном возрасте. Исследование взаимосвязи мышления и восприятия у детей дошкольного возраста на примере МБ ДОУ “Центр детского развития – детский сад № 91”.

    курсовая работа, добавлен 13.06.2012

  • Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства. Кризис трех лет. Дошкольный возраст: развитие мышления, речи, внимания, памяти и воображения ребенка. Виды деятельности, характерные для данного возраста. Эмоционально-волевая сфера дошкольника.

    контрольная работа, добавлен 26.01.2014

  • Эмоциональные нарушения и их виды. Роль эмоций в психологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Принципы формирования позитивных эмоций. Диагностика уровня страхов, тревожности и агрессивности у дошкольников. Особенности их профилактики.

    дипломная работа, добавлен 30.10.2014

  • Подходы к исследованию воображения в отечественной и зарубежной психологии. Особенности развития психического познавательного процесса в онтогенезе у мальчиков и девочек. Методические рекомендации по развитию воображения для родителей и педагогов.

    дипломная работа, добавлен 24.12.2017

  • Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.

    дипломная работа, добавлен 06.11.2005

  • Воображение – особая форма человеческой психики. Оценка природы воображения и проблемы творческого мышления с позиций психологии. Роль воображения в процессе творческого мышления в художественном и научном творчестве. Этапы художественного творчества.

    курсовая работа, добавлен 06.12.2010

  • Психические особенности развития памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной и отечественной психологии. Характеристика памяти как познавательного процесса. Особенности психологического процесса развития памяти детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 25.11.2014

  • Источник

    Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

  • Игровая деятельность дошкольников как средство развития воображения. Проблемы развития воображения в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровней развития воображения. Развивающие игры и упражнения с детьми.

    дипломная работа, добавлен 03.11.2013

  • Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.

    дипломная работа, добавлен 02.05.2015

  • Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Основные направления и принципы развития воображения. Описание развивающей программы игр и упражнений. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 17.01.2010

  • Современное состояние проблемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Теоретические подходы к пониманию воображения как психического явления. Анализ, особенности и условия развития воображения у детей в дошкольном возрасте.

    дипломная работа, добавлен 24.01.2011

  • Понятие, основные виды и функции воображения. Проблема творческого воображения в психологии. Воображение в структуре научного познания. Уровень детального отображения задуманной идеи. Связь тенденции к риску с наличием воображения и проработанностью.

    курсовая работа, добавлен 11.09.2014

  • Характеристика развития мышления, восприятия и речи у дошкольников. Особенности развития воображения, памяти и внимания у детей дошкольного возраста. Игровая, изобразительная и трудовая деятельность детей дошкольного возраста. Готовность ребенка к школе.

    курсовая работа, добавлен 23.08.2011

  • Особенности воображения на ранних стадиях онтогенеза. Ранние поведенческие проявления, единство материальной и словесной форм, механизмы саморазвития воображения. Сензитивный период развития. Методология творческого художественного конструирования.

    курсовая работа, добавлен 22.11.2012

  • Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста: мышления, памяти, внимания, воображения и восприятия, их мозговые механизмы. Экспериментальное исследование возрастных различий в нейрокогнитивных функциях детей старшего дошкольного возраста.

    Читайте также:  Основное направление развития ребенка по фгос до это

    дипломная работа, добавлен 10.01.2015

  • Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими детьми. Характеристика речи детей старшего дошкольного возраста в норме. Особенности развития речи у детей с нарушением зрения.

    курсовая работа, добавлен 25.11.2012

  • Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте, психолого-педагогические условия его развития. Описание развивающей программы игр и упражнений (разработанной автором). Характеристика методики исследования, анализ результатов.

    курсовая работа, добавлен 14.01.2010

  • Источник

    Ðàçâèòèå òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ðàçâèâàþùèõñÿ â íîðìå è ñ íàðóøåíèåì çðåíèÿ. Åãî èññëåäîâàíèÿ â îòå÷åñòâåííîé è çàðóáåæíîé ïñèõîëîãèè. Èçó÷åíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    2.2 Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå óðîâíÿ âîîáðàæåíèÿ ó ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ

    Íèæå ïðèâåäåíû äàííûå ïî ïðîâåäåííîé ìåòîäèêå «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð» (Î.Ì. Äüÿ÷åíêî).

    Ðèñóíîê 1 – Ðàñïðåäåëåíèå èñïûòóåìûõ ïî óðîâíÿì ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ïî ðåçóëüòàòàì ìåòîäèêè «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð»

    Äàííûå ðèñóíêà 1 ãîâîðÿò î òîì, ÷òî íàèáîëüøèé ïðîöåíò ñîñòàâëÿþò äåòè ñî ñðåäíèì óðîâíåì òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ – 80%. Èñïûòóåìûõ â ãðóïïå ñ âûñîêèì óðîâíåì îêàçàëîñü 15%. Ê íèçêîìó óðîâíþ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ áûëè îòíåñåíû 5% âîñïèòàííèêîâ.

    Èñïûòóåìûå, ïîêàçàâøèå âûñîêèé óðîâåíü òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ, âûïîëíÿëè îðèãèíàëüíûå ðèñóíêè, â êîòîðûõ ÷àùå äðóãèõ âñòðå÷àëèñü óíèêàëüíûå îáðàçû è ÿâëåíèÿ (êîñìîñ, òîëüêî ÷òî âûëóïèâøèéñÿ öûïëåíîê, ëèìóçèí – ñâàäåáíàÿ ìàøèíà). Äåòè áûñòðî ñïðàâëÿëèñü ñ çàäàíèåì, ïàðàëëåëüíî ðàññêàçûâàÿ èñòîðèþ ê ðèñóíêó.

    Äåòè, ïîêàçàâøèå ñðåäíèé óðîâåíü âîîáðàæåíèÿ, âûñëóøàâ çàäàíèå, óâåðåíî ïðèñòóïàëè ê ðàáîòå, ðàáîòàëè óâëå÷åííî, ñ æåëàíèåì è èíòåðåñîì. Äåòè áûñòðî äîðèñîâûâàëè âñå ôèãóðêè, âîïëîùàÿ èäåè, ñëåäîâàëè çà ñîçäàííûì îáðàçîì. Ðèñóíêè äåòåé íîñèëè ÿâíûå ýëåìåíòû òâîð÷åñêîé ôàíòàçèè.  èçîáðàæåíèÿõ âñòðå÷àëîñü íåáîëüøîå ÷èñëî ôèãóð, êîòîðûå ïðåâðàùàëèñü â îäèí è òîò æå ýëåìåíò.  äåòñêèõ ðàáîòàõ ÷àñòî âñòðå÷àëèñü íåïîâòîðÿþùèåñÿ èçîáðàæåíèÿ îòäåëüíûõ îáúåêòîâ ñ ðàçíîîáðàçíûìè äåòàëÿìè, òàêèå êàê: ôëàêîí äëÿ äóõîâ, ëåãêîâàÿ ìàøèíà, òàêñè, äîìèê ñ äåâî÷êîé è äð. Õàðàêòåðèçóÿ òàêîé ïîêàçàòåëü, êàê îðèãèíàëüíîñòü, ìîæíî îòìåòèòü, ÷òî äåòè èñïîëüçîâàëè â èçîáðàæåíèÿõ ñëåäóþùèå êàòåãîðèè – ÿâëåíèÿ ïðèðîäû, èãðóøêè, ïðåäìåòû îáèõîäà, òðàíñïîðò, ðàñòåíèÿ, æèâîòíûõ, ôðóêòû è îâîùè.

    Àíàëèç ðàáîò ïîêàçàë, ÷òî äåòè áûñòðî ñïðàâëÿëèñü ñ çàäàíèåì, èñïîëüçóÿ òàêèå ôèãóðû êàê , , , . Çàòðóäíåíèÿ äåòåé âûçûâàëè çàäàíèÿ ñ äîðèñîâûâàíèåì êîíòóðîâ â âèäå , .

    Íèçêèé óðîâåíü âîáðàë â ñåáÿ 5% âîñïèòàííèêîâ (1 èñïûòóåìûé) ýêñïåðèìåíòàëüíîé ãðóïïû. Äëÿ ðåáåíêà ñ íèçêèì óðîâíåì òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ áûëè õàðàêòåðíû ñëåäóþùèå îñîáåííîñòè: èñïûòóåìûé áûñòðî ñïðàâëÿëñÿ ñ çàäàíèåì, èñïîëüçóÿ òàêèå ôèãóðû êàê êâàäðàò, òðåóãîëüíèê, êðóã. Çàòðóäíåíèÿ âûçûâàëè çàäàíèÿ ñ äîðèñîâûâàíèåì êîíòóðîâ ïðè îäíîâðåìåííîì ïðîÿâëåíèè ê íåìó èíòåðåñà. Èñïûòóåìûé, ïîêàçàâøèé íèçêèé óðîâåíü ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèÿ, íå ïðîÿâëÿë ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê èçîáðàæåíèþ, èçáåãàëè òðóäíîñòåé.

    Äåòÿì áûëà ñâîéñòâåííà ñõåìàòèçàöèÿ, òèïèçàöèÿ îáðàçîâ, êîòîðàÿ ïðîÿâëÿëàñü â èçîáðàæåíèè êîíòóðíûõ, ëèøåííûõ äåòàëåé îáúåêòîâ, â ïîâòîðíîñòè, íåîðèãèíàëüíîñòè. Òàê, ôèãóðà äëÿ äîðèñîâûâàíèÿ ÷àñòî ïðåâðàùàëàñü â îäèí è òîò æå ýëåìåíò: èñïîëüçóÿ Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    , Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    äåòè èçîáðàæàëè äîì; Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    – ïðåâðàùàëè â öâåòîê; ôèãóðû íåîïðåäåëåííîé ôîðìû – â êàïåëüêó, îáëàêî, êèòà.  äåòñêèõ ðàáîòàõ ÷àñòî ïðîñëåæèâàëàñü ôàíòàçèÿ: âñòðå÷àëèñü íåïîâòîðÿþùèåñÿ èçîáðàæåíèÿ, òàêèå êàê ïèñüìî, áàáî÷êà, êàôå, ðîáîò, ïóøêà, ëîøàäêà.

    Íàáëþäåíèÿ çà ïðîöåññîì ðàáîòû ïîêàçàëè, ÷òî íåêîòîðûå äåòè èñïûòûâàëè çàòðóäíåíèÿ â ïåðåäà÷å îáðàçà èçîáðàæåíèÿ. Íàïðèìåð, çàòðóäíÿÿñü â èçîáðàæåíèè ïðåäìåòîâ ó Á. Äàíèëû èìåëîñü ìíîãî èäåé, íî îñòàíîâèòüñÿ íà îäíîé è îñóùåñòâèòü åå ïîëó÷àëîñü ñ òðóäîì.

     öåëîì ïî ðåçóëüòàòàì ìåòîäèêè «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð» ìîæíî êîíñòàòèðîâàòü, ÷òî äåòè ôàêòè÷åñêè ïðèíèìàþò çàäà÷ó, ëåãêî èäóò íà êîíòàêò, ðèñóþò íåñõåìàòè÷íûå, äåòàëèçèðîâàííûå ðèñóíêè.

    Äàííûå ïî ìåòîäèêå «Ïðåâðàòè êðóæîê â ïðåäìåò» (Ò.Ä.Ìàðöèíêîâñêàÿ).

    Ðèñóíîê 2 – Ðàñïðåäåëåíèå èñïûòóåìûõ ïî óðîâíÿì ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ïî ðåçóëüòàòàì ìåòîäèêè «Ïðåâðàòè êðóæîê â ïðåäìåò»

     ãðóïïå êîëè÷åñòâî äåòåé ñî ñðåäíèì óðîâíåì ñîñòàâèëî 50%. Ê ÷èñëó äåòåé ñ íèçêèì óðîâíåì îòíîñèòñÿ 30% èñïûòóåìûõ. Ê âûñîêîìó óðîâíþ áûëè îòíåñåíû 20% âîñïèòàííèêîâ. Ðèñóíêè äåòåé, ïîêàçàâøèå âûñîêèé óðîâåíü, îòëè÷àëèñü îðèãèíàëüíîñòüþ è íåîáû÷íîñòüþ, ïðîðàáîòàííîñòüþ äåòàëåé îáðàçîâ (ìåäâåäü ñ ï÷åëîé).

    Читайте также:  Таблица с картинками развитие ребенка до 1 года

    Äåòè ñî ñðåäíèì óðîâíåì, ïðèíèìàëè çàäà÷ó íà ïîñòðîåíèå îáðàçà âîîáðàæåíèÿ; ðàáîòàëè óâåðåíî, ñ èíòåðåñîì è æåëàíèåì. Ðèñóíêè òàêæå íîñèëè â ñåáå ýëåìåíòû òâîð÷åñêîé ôàíòàçèè, íî íå îòëè÷àëèñü îñîáîé îðèãèíàëüíîñòüþ.

    Äåòè, ïîêàçàâøèå íèçêèé óðîâåíü ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ , íå èñïûòûâàëè îãðîìíûõ çàòðóäíåíèé ïðè âûïîëíåíèè çàäàíèÿ, íî èõ ðèñóíêè íîñèëè ïðîñòîé õàðàêòåð. Íåêîòîðûå âûïîëíÿëè çàäàíèå î÷åíü ïîâåðõíîñòíî; ðèñîâàëè òî, ÷òî ïðîùå. Äåòè ÷àñòè÷íî ïðèíèìàëè çàäà÷ó íà ïîñòðîåíèå îáðàçà âîîáðàæåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì çàäàííîãî êîíòóðà. Èõ ðèñóíêè ïîëó÷àëèñü øàáëîííûìè, íåîðèãèíàëüíûìè, ãäå â îñíîâíîì èçîáðàæàëèñü ïðåäìåòû è îáúåêòû, â êîòîðûõ ïðîñìàòðèâàëàñü ñëàáàÿ ôàíòàçèÿ, íå÷åòêàÿ ñõåìàòèçàöèÿ îáðàçîâ è äåòàëèçàöèÿ.

    Ðèñóíîê 3- Ðàñïðåäåëåíèå èñïûòóåìûõ ïî óðîâíÿì ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ïî ðåçóëüòàòàì äâóõ ìåòîäèê

    Òàêèì îáðàçîì, äàííûå ïîëó÷åííûå ïî äâóì ìåòîäèêàì ñâèäåòåëüñòâóþò î òîì, ÷òî â ñðåäíåì ê âûñîêîìó óðîâíþ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ìîæíî îòíåñòè 17,5% âîñïèòàííèêîâ. Èñïûòóåìûõ â ýêñïåðèìåíòàëüíîé ãðóïïå ñî ñðåäíèì óðîâíåì òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ îêàçàëîñü 65%. Ê íèçêîìó óðîâíþ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ îòíåñåíû 17,5%.

    Èòàê, èòîãè ïðîâåäåííîãî êîíñòàòèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ñ ó÷àñòèåì äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïîçâîëèëè ñôîðìóëèðîâàòü ðÿä âûâîäîâ:

    – Ïî èòîãîâîìó óðîâíþ äåòè ðàñïðåäåëèëèñü â òðè ãðóïïû. Îõàðàêòåðèçóåì íåêîòîðûå îñîáåííîñòè, ïðîÿâëÿåìûå èñïûòóåìûìè â õîäå ýêñïåðèìåíòà, íà ðàçíûõ óðîâíÿõ ñôîðìèðîâàííîñòè âîîáðàæåíèÿ.

    – Íà I-îì óðîâíå áûëî çàôèêñèðîâàíî 17,5% èñïûòóåìûõ. Äàííàÿ ãðóïïà âûïîëíÿëà çàäàíèå óâåðåííî, ñ æåëàíèåì è èíòåðåñîì. Äåòè äîðèñîâûâàëè ôèãóðû áûñòðî, èõ ðèñóíêè îòëè÷àëèñü íåîáû÷íîñòüþ è îðèãèíàëüíîñòüþ. Åñëè áû ìû ïðåäëîæèëè ëèñò äëÿ çàäàíèÿ áîëüøå, âîñïèòàííèêè çàïîëíèëè áû ñ óäîâîëüñòâèåì âåñü ìàñøòàá äàííîãî ëèñòà. Áîëüøèíñòâî ðèñóíêîâ èñïûòóåìûõ ñîäåðæàëè ðàññêàç ê íåìó, ñþæåò.

    – Íà II-îì óðîâíå îêàçàëîñü 65% âîñïèòàííèêîâ ãðóïïû. Äåòè äàííîé ãðóïïû òàêæå ðàáîòàëè óâëå÷åííî, â èõ ðèñóíêàõ ñîäåðæàëèñü ðàçíîîáðàçíûå äåòàëè îòäåëüíûõ èçîáðàæåíèé. Ðèñóíêè íîñèëè â ñåáå ýëåìåíòû òâîð÷åñêîé ôàíòàçèè, íî íå îòëè÷àëèñü îñîáîé îðèãèíàëüíîñòüþ.

    – ÊIII-åìó óðîâåíþ, êàê è ê I-îìó áûëî îòíåñåíî 17,5%. Äàííàÿ ãðóïïà äåòåé ÷àñòè÷íî ïðèíèìàëà çàäà÷ó íà ïîñòðîåíèå îáðàçà âîîáðàæåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì çàäàííîãî êîíòóðà.  ðàáîòàõ âñòðå÷àëèñü ïîâòîðÿþùèåñÿ èçîáðàæåíèÿ ÷àùå, ÷åì â ïðåäûäóùèõ óðîâíÿõ.

    Çàêëþ÷åíèå

    Èòàê, âîîáðàæåíèå – ýòî ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ñîçäàâàòü íîâûå îáðàçû ïóòåì ïðåîáðàçîâàíèÿ ïðåäøåñòâóþùåãî îïûòà. Ñ ïîìîùüþ âîîáðàæåíèÿ ÷åëîâåê ìîæåò èçìåíÿòü îêðóæàþùèé ìèð è ñàìîãî ñåáÿ, ñîâåðøàòü íàó÷íûå îòêðûòèÿ è ñîçäàâàòü ïðîèçâåäåíèÿ èñêóññòâà. Âñ¸ – îò ïåðâûõ ñêàçîê, êîòîðûå ìû ñëûøèì â äåòñòâå, è äî âåëè÷àéøèõ îòêðûòèé – ïåðâîíà÷àëüíî îáÿçàíî ñèëå âîîáðàæåíèÿ ÷åëîâåêà. Äðóãèìè ñëîâàìè, èìåííî âîîáðàæåíèå âî ìíîãîì îáåñïå÷èâàåò ïðîãðåññ ÷åëîâå÷åñòâà, ðàçâèòèå è äåÿòåëüíîñòü êàæäîãî ÷åëîâåêà. Âåäü ïðåæäå ÷åì ÷òî-òî ñîçäàòü, ÷òî-íèáóäü ñäåëàòü, ïðèíÿòü âàæíîå äëÿ ñåáÿ ðåøåíèå, ÷åëîâåê âñåãäà âíà÷àëå ïðåäñòàâëÿåò ýòî â ñâîåì âîîáðàæåíèè. Èìåííî áëàãîäàðÿ òîìó, ÷òî äî òîãî, êàê ÷åëîâåê íà÷íåò ÷òî-òî äåëàòü, îí ñïîñîáåí â âîîáðàæåíèè óâèäåòü êîíå÷íûé ðåçóëüòàò, ïðåäñòàâèòü áóäóùåå, îí ìîæåò ïîäãîòîâèòüñÿ ê íåìó, â êàêîì-òî ñìûñëå äàæå îâëàäåòü èì.

    Âîîáðàæåíèå ïîäðàçäåëÿåòñÿ íà àêòèâíîå è ïàññèâíîå, à òàêæå âîñïðîèçâîäÿùåå, èëè ðåïðîäóêòèâíîå, è ïðåîáðàçóþùåå, èëè ïðîäóêòèâíîå. Ñíîâèäåíèÿ, ãàëëþöèíàöèè, ãðåçû è ìå÷òû òàêæå ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ðàçíîâèäíîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ.

    Íàèáîëåå èíòåíñèâíî âîîáðàæåíèå ðàçâèâàåòñÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Åñëè âîîáðàæåíèå ïðåääîøêîëüíèêà âíà÷àëå åù¸ î÷åíü îãðàíè÷åíî è îòëè÷àåòñÿ ïàññèâíûì âîññîçäàþùèì è íåïðîèçâîëüíûì õàðàêòåðîì, òî â äîøêîëüíîì âîçðàñòå ïîä âëèÿíèåì âîñïèòàíèÿ, â ñâÿçè ñ ðàñøèðåíèåì îïûòà ðåá¸íêà, ðàçâèòèåì åãî èíòåðåñîâ è óñëîæíåíèåì åãî äåÿòåëüíîñòè, ïðîèñõîäèò äàëüíåéøåå ðàçâèòèå äåòñêîãî âîîáðàæåíèÿ. Ýòî ðàçâèòèå íîñèò íå òîëüêî êîëè÷åñòâåííûé, íî è êà÷åñòâåííûé õàðàêòåð. Âîîáðàæåíèå äîøêîëüíèêà íå òîëüêî áîëåå áîãàòî, ÷åì ó ðåá¸íêà ðàííåãî âîçðàñòà, íî è ïðèîáðåòàåò íîâûå, îòñóòñòâîâàâøèå â ïðåääîøêîëüíîì âîçðàñòå ÷åðòû.

    Â êóðñîâîé ðàáîòå ñäåëàí àíàëèç ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ:

    à) òåîðåòè÷åñêîå îïèñàíèå ïîíÿòèÿ «âîîáðàæåíèå» è åãî çíà÷åíèÿ â ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè. Ðàñêðûòà ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ «âîîáðàæåíèå», îïèñàíû åãî ôóíêöèè, âèäû è ïñèõîëîãè÷åñêèå ìåõàíèçìû;

    á) ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Äëÿ ðåøåíèÿ çàäà÷è èññëåäîâàíèÿ íàìè èñïîëüçîâàëèñü äâå ìåòîäèêè: «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð» (Î.Ì. Äüÿ÷åíêî), «Ïðåâðàòè êðóæîê â ïðåäìåò» (Ò.Ä. Ìàðöèíêîâñêàÿ).

    Ïðîâåäåííîå èññëåäîâàíèå ïîêàçàëî, ÷òî â ñâîèõ âûìûñëàõ äîøêîëüíèêè âåñüìà èçîáðåòàòåëüíû, èõ âîîáðàæåíèå íîñèò íå òîëüêî âîñïðîèçâîäÿùèé, íî è òâîð÷åñêèé õàðàêòåð. Îäíàêî â ñâîåì ïîâåäåíèè ñòàðøèé äîøêîëüíèê âî ìíîãîì ñëåäóåò îáðàçöàì è ïðåäñòàâëåíèÿì, ïîëó÷åííûì îò âçðîñëûõ, ïîýòîìó â äàííîì âîçðàñòå òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå íåñêîëüêî ñíèæàåòñÿ.

    Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам упражнения

    Óðîâåíü ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ äåòåé â òàêîì âîçðàñòå ìîæåò ñóùåñòâåííî ðàçëè÷àòüñÿ, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóåò àíàëèç ðåçóëüòàòîâ ïðîâåäåííîé ïðîãðàììû. Êðîìå òîãî, âîîáðàæåíèå êàæäîãî ðåáåíêà èìååò ðÿä èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, î êîòîðûõ íåîáõîäèìî çíàòü êàê âîñïèòàòåëþ èëè ïñèõîëîãó, òàê è ðîäèòåëÿì.

    Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

    Áîðîâèê, Î.Â. Ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè / Î.Â. Áîðîâèê. – Ì.: Àêàäåìèÿ, 2001.

    Áðóøëèíñêèé, À.Â. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî / À.Â. Áðóøëèíñêèé // Íàó÷íîå òâîð÷åñòâî. – Ì., 1969. – ¹ 2.

    Âûãîòñêèé, Ë.Ñ. Ïðîáëåìû âîçðàñòíîé ïåðèîäèçàöèè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ / Ë.Ñ. Âûãîòñêèé // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1972. – ¹ 2. – Ñ. 114-123.

    Âûãîòñêèé, Ë.Ñ. Ðàçâèòèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé / Ë.Ñ. Âûãîòñêèé – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1950.

    Ãàëèí, À.Ë. Ëè÷íîñòü è òâîð÷åñòâî / À.Ë. Ãàëèí – Íîâîñèáèðñê, 1989.

    Äóäåöêèé, À.ß. Òåîðåòè÷åñêèå âîïðîñû âîîáðàæåíèÿ è òâîð÷åñòâà / À.ß. Äóäåöêèé – Ñìîëåíñê, 1974.

    Äóäåöêèé, À.ß., Þëóñòèíà, Å. À. Ïñèõîëîãèÿ âîîáðàæåíèÿ / À.ß. Äóäåöêèé, Å. À. Þëóñòèíà – Ì., 1997.

    Äüÿ÷åíêî, Î.Ì., Êèðèëëîâà, À.È. Î íåêîòîðûõ îñîáåííîñòÿõ ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà / Î.Ì. Äüÿ÷åíêî, À. È. Êèðèëëîâà // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1987. – ¹ 1. – Ñ. 44-51.

    Äüÿ÷åíêî, Î. Ì. Îá îñíîâíûõ íàïðàâëåíèÿõ ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ äîøêîëüíèêà / Î.Ì. Äüÿ÷åíêî // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1988. – ¹6. – Ñ.52-59.

    Äüÿ÷åíêî, Î. Ì. Âîîáðàæåíèå äîøêîëüíèêà / Î.Ì. Äüÿ÷åíêî – Ì., 1986.

    Èãíàòüåâ, Å. È. Î íåêîòîðûõ îñîáåííîñòÿõ èçó÷åíèÿ ïðåäñòàâëåíèé è âîîáðàæåíèÿ / Å.È. Èãíàòüåâ – Ì., 1956.

    Èëüåíêîâ, Ý. Â. Î âîîáðàæåíèè / Ý. Â. Èëüåíêîâ // Íàðîäíîå îáðàçîâàíèå. – 1968. – ¹3.

    Êèðèëëîâà, Ã. Ä. Íà÷àëüíûå ôîðìû òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ó äåòåé / Ã. Ä. Êèðèëëîâà // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 1971. – ¹ 2. – Ñ. 41-46.

    Êîðøóíîâà, Ë. Ñ., Ïðóæèíèí, Á. È. Âîîáðàæåíèå è ðàöèîíàëüíîñòü. Îïûò ìåòîäîëîãè÷åñêîãî àíàëèçà ïîçíàâàòåëüíîé ôóíêöèè âîîáðàæåíèÿ / Ë.Ñ. Êîðøóíîâà, Á. È. Ïðóæèíèí – Ì., 1989.

    Êîðøóíîâà, Ë.Ñ. Âîîáðàæåíèå è åãî ðîëü â ïîçíàíèè / Ë.Ñ. Êîðøóíîâà – Ì., 1979.

    Êîñòèíà, Ë. Ì., Ôðîëîâà, Ë. Â. Ïðîáëåìà òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ è òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ â ïñèõîëîãèè / Ë. Ì. Êîñòèíà, Ë. Â. Ôðîëîâà // Âåñòíèê ×ÃÏÓ. – 2002. – ¹1.

    Êóäðÿâöåâ, Â. Ò. Òâîð÷åñêàÿ ïðèðîäà ïñèõèêè ÷åëîâåêà / Â. Ò. Êóäðÿâöåâ // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. – 1990. – ¹3.

    Êóäðÿâöåâ, Â. Ò. «Òðîïèíêè» âîîáðàæåíèÿ / Â. Ò. Êóäðÿâöåâ // Îáðó÷. – 2006. – ¹4.

    Ëèòâàê, À.Ã. Ïñèõîëîãèÿ ñëåïûõ è ñëàáîâèäÿùèõ / À.Ã. Ëèòâàê – ÑÏá.: ÐÃÏÓ èì. À.È. Ãåðöåíà, 1998.

    Ìååðîâè÷, Ì. Óïðàâëÿåìîå âîîáðàæåíèå / Ì. Ìååðîâè÷ // Íàðîäíîå îáðàçîâàíèå. – 2001. – ¹1.

    Ìîðîçîâ, À.Â. Îñíîâû ïñèõîëîãèè / À.Â. Ìîðîçîâ – Ì.: Äåëîâàÿ êíèãà, 2003. – Ñ. 44

    Íàòàäçå, Ð.Ã. Âîîáðàæåíèå êàê ôàêòîð ïîâåäåíèÿ. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå / Ð.Ã. Íàòàäçå – Òáèëèñè, 1972.

    Íåìîâ, Ð. Ñ. Ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åáíèê äëÿ ñòóäåíòîâ âûñøèõ ïåäàãîãè÷åñêèõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèé / Ð.Ñ. Íåìîâ – Ì.: ÂËÀÄÎÑ, 2001.

    Íóäåëüìàí, Ì. Ì. Ìåòîäû èññëåäîâàíèÿ âîîáðàæåíèÿ àíîìàëüíûõ äåòåé / Ì.Ì. Íóäåëüìàí – Ì., 1978.

    Ïñèõîëîãèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà: ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíûõ ïðîöåññîâ / Ïîä ðåä. À.Â. Çàïîðîæöà è Ä.Á. Ýëüêîíèíà. – Ì., 1964

    Ðóáèíøòåéí, Ñ. Ë. Îñíîâû îáùåé ïñèõîëîãèè: Â 2 ò. Ò. 1 / Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí – Ì., 1989.

    Ñìèðíîâà, Å. Î. Äåòñêàÿ ïñèõîëîãèÿ / Å.Î. Ñìèðíîâà – Ì.: Ãóìàíèòàð. èçä. öåíòð ÂËÀÄÎÑ, 2006. — 366 ñ.

    Ñóááîòèíà, Ë. Þ. Ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ äåòåé. Ïîïóëÿðíîå ïîñîáèå äëÿ ðîäèòåëåé è ïåäàãîãîâ / Ë.Þ. Ñóááîòèíà – ßðîñëàâëü: «Àêàäåìèÿ ðàçâèòèÿ», 1997.

    Óðóíòàåâà, Ã.À. Äîøêîëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ: Ó÷åá. ïîñîáèå äëÿ ñòóä. ñðåä. ïåä. ó÷åá. çàâåäåíèé / Ã.À. Óðóíòàåâà – 5-å èçä., ñòåðåîòèï. – Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2001.

    ÏðèëîæåíèåÀ

    Ñòèìóëüíûé ìàòåðèàë ê ìåòîäèêå «Äîðèñîâûâàíèå ôèãóð»

    Ïðèëîæåíèå Â

    Îöåíêà óðîâíÿ âîîáðàæåíèÿ ó÷àñòíèêîâ ýêñïåðèìåíòà

    ÔÈÎ ðåáåíêà

    Ïðèçíàêè

    Óðîâåíü

    Ïðèíÿòèå çàäà÷

    Îðèãèíàëüíîñòü

    Äåòàëèçàöèÿ

    Àôàíàñüåâ Òèìîôåé

    2

    1

    ñðåäíèé

    Àíäðååâà Þëèÿ

    1

    íèçêèé

    Áàðàáàíîâ Âëàäèìèð

    1

    2

    1

    ñðåäíèé

    Áîðèñîâ Äàíèèë

    1

    íèçêèé

    Åãîðîâà Äàíà

    1

    2

    ñðåäíèé

    Çâîíèëîâ Àëåêñàíäð

    2

    1

    1

    ñðåäíèé

    Èâàíîâà Êñåíèÿ

    1

    1

    íèçêèé

    Êî÷åòêîâà Åêàòåðèíà

    2

    1

    1

    ñðåäíèé

    Ëåîíòüåâà Ïîëèíà

    1

    íèçêèé

    Ëûñêîâ Àðòóð

    1

    íèçêèé

    Ìàñëîâ Òèìóð

    1

    2

    11

    ñðåäíèé

    Ìóìèêîâ Ðîìàí

    2

    1

    1

    ñðåäíèé

    Íàóìîâ Ìèõàèë

    1

    1

    1

    ñðåäíèé

    Ïåòðîâà Êàðèíà

    1

    1

    1

    ñðåäíèé

    Òðîôèìîâà Òàòüÿíà

    2

    1

    1

    ñðåäíèé

    Ôðîëîâ Àíòîí

    2

    2

    2

    âûñîêèé

    Õàðèòîíîâà Äàðüÿ

    2

    1

    2

    âûñîêèé

    Øàðóáà Ñåìåí

    1

    1

    íèçêèé

    ßêîâëåâà Âèêòîðèÿ

    2

    2

    1

    âûñîêèé

    ßñêåé Êàðèíà

    2

    1

    2

    âûñîêèé

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник