Функции семьи в развитии личности ребенка

ирина щеглова
Влияние семьи на развитие личности ребенка. Понятие, типы, функции семьи
Понятие, типы, функции семьи
Семья – уникальная подсистема государства, способна успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. Семья – это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечны ценности добра, красоты, разумности и любви.
Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно или же, наоборот, – базовое недоверия, которое служит основной для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, – той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.
Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучшие других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я»
В процессе близких отношений с матерью, отцом, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.
Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.
Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия.В первую очередь:
• отношение к себе;
• стиль отношений с другими людьми;
• представления о себе как о мужчине или женщине;
• нравственные ценности, ощущение о том,»что такое хорошо и что такое плохо»;
• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.
Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.
Таким образом, семья – основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, вступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку – та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.
Таким образом, семья – это та среда, которая влияет на развитие личности ребенка, его будущее духовное и душевное благополучие.
Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, здоровый или больной, добрый или очень покладистый или колючий и дерзкий там он свой.
Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.
Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.
Содержание понятия «семья» раскрывается через ряд положений.
Семья – это группа, удовлетворяющая потребности своих членов. Эти потребности успешно удовлетворяются в уникальном взаимодействии конкретных людей. Главная особенность семейного взаимодействия объединить удовлетворение различных потребностей:
• Для удовлетворения связанных с семьей потребностей создается структура семейных ролей.
• Семейная структура и функции семьи закономерно развиваются.
• Психологическое консультирование семьи помогает согласовывать и удовлетворять потребности, связанные с семьей, оптимизировать семейную структуру и способствует развитию семьи.
• Потребность в консультировании семьи возрастает в моменты перехода семьи с одного этапа развития на другой.
• Периодизации развития семьи может определять по совокупности отношений, связанных с семьей, и их значимости.
• На каждом этапе развития семьи существуют специфические задачи, без решения которых невозможно перейти на новый этап.
Известный отечественный психолог В. Дружинин предлагает простую систему своеобразных координат, относительно которых происходит самоопределение психолога в выборе семьи как объекта психологического исследования. Он говорит о том, что исследовательские подходы к семьеможно расположить на двух условных шкалах:
• «нормальная – аномальная семья»;
• «идеальная – реальная семья»;
Рассматривая первую шкалу, Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами и создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. Таковой является семья, где ответственность за семью как целое несет отец. Все остальные типы семей, где это правило не выполняется, Дружинин считает аномальными.
В рамках второй шкалы понятие,«идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается как принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной, Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распределения власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.
Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования. Дружинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предмета исследования необходимо ясно осознать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реальные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.
Типы семей:
Семья и брак – культурно- исторические явления, претерпевшие значительное изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.
Представления типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей,
•Принадлежность супругов к определенной социальной общности:
1. Эндогамия;
2. Экзогамия.
•Количество брачных партнеров:
1. Моногамия;
2. Полигамия;
• Юридическое оформление брачных отношений;
1. Официально зарегистрированный брак;
2. Фактический («гражданский») брак.
• Структура власти в семье:
1. Традиционная патриархальная;
2. Традиционная матриархальная;
3. Неопатриархальная;
4. Неоматриархальная;
5. Эгалитарная.
• Количество поколений в семье:
1. Однопоколенная;
2. Нуклеарная;
3. Многопоколенная (расширенная, большая, сложная).
•Наличие родителей:
1. Полная;
2. Неполная (материнская и отцовская);
3. Функционально неполная(«квазинеполная»);
4. Особая (сложноорганизованная, смешанна, в том числе бинуклеарная.
• Количество детей в семье:
1. Малодетная;
2. Среднедетная;
3. Многодетная.
Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.
• Качество выполнения семейных функций:
1. Нормально функционирующая;
2. Дисфункциональная.
•Состояние психологического комфорта:
1. Благополучная;
2. Неблагополучная.
•Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:
1. Зрелая;
2. Проблемная.
•Удовлетворенность супругов своим браком:
1. Оба удовлетворены браком;
2. Один из супругов удовлетворен браком, другой нет;
3. Оба не удовлетворены браком.
Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений [20; 233].
Функции семьи:
Психологи чаще всего приписывают семьи следующие функцию
• Порождение и воспитание детей.
• Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально – воспитательного потенциала.
• Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви
• Создание условий для развития личности всех членов семьи.
• Удовлетворение сексуально – эротических потребностей.
• Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
• Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
• Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.
• Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
• Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
• Рекреативная функция – охрана здоровья членов семьи, организациях отдых, снятие с людей стрессовых ситуаций.
Источник
«Семья. Роль семьи в формировании личности ребенка»
Матвеева Екатерина Владимировна
учитель английского языка
МБОУ «СОШ №60» города Набережные Челны Республики Татарстан
“Главным воспитателем своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья”.
А.П.Макаренко
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует гармоничному формированию личности.
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании ребенка, влияет на все стороны его жизни, без исключения, так как в семье человек находится постоянно, изо дня в день. С древних времен родителей считают первыми воспитателями своего ребенка.
Учитывая это, можно с уверенностью сказать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Именно семья создает условия для физического, психического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций и т. д.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания – это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка.
Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания и от того, как она организована, зависят методы воздействия на ребенка и их эффективность для его развития. Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором различных видов деятельности ребенка. В семье начинается приобщение ребенка ктаким видам деятельности как : познавательная, игровая, трудовая, учебная, а также деятельность общения.
Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следовательно, на формирование и становление личности ребенка, по многочисленным наблюдениям, являются:
состав семьи и ее структура;
распределение семейных ролей и поддержка членами семьи определенного в доме порядка и сложившихся норм;
образовательный уровень родителей, его совместимость и общая психологическая атмосфера в семье;
отношение к детям матери и отца, их влияние.
Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности ребенка. Их значение в становлении и развитии личности ребенка обусловлено тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. Особенно велико значение семейного воспитания тогда, когда оно является единственной воспитательной средой (пока ребенок не посещает образовательное учреждение).
Для формирования прочных контактов между родителями и ребенком необходим высокий уровень доверия и уважения друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная оценка ребенка родителями.
Семья играет важнейшую роль в период нравственного формирования ребенка, как личности. Особенно в этот период для ребенка важно быть признанным. Если взрослые негативно оценивают поступки или результаты деятельности ребенка, то у него может развиться комплекс неполноценности. В таком случае ребенок становится безынициативным, боится что-либо сделать неправильно, испытывает неуверенность в себе и своих силах. Напротив, если родители одобряют действия своего ребенка, если действуют согласованно, ребенок чувствует уверенность в своих силах, не боится проявлять инициативу и в то же время учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам.
Говоря об уверенности в себе, следует особо выделить родительскую любовь. Именно она является величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка, формирования эмоций, как уже было сказано, уверенности в себе и т. д. Чем меньше любви и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Недостаточное внимание и редкое общение родителей и ребенка часто вызывает у последнего сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести к отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья.
Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. От матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности ребенка, приучает его к семейным традициям. Роль отца в процессе семейного воспитания имеет свою специфику. Отцы являются воспитателями дисциплины и независимости.
Колоссальное значение для развития как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Ребенок наблюдает отношения между родителями, которые становятся для него моделью, положительным или отрицательным образцом отношений между мужчиной и женщиной. Он получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в дальнейшем.
Способы осуществления педагогического влияния родителей на формирование личности ребенка не отличаются от общих методов воспитания, хотя и имеют свои особенности.
Выбор и применение методов внутрисемейного воспитания обусловлено знанием родителями своего ребенка, личным опытом родителей и их педагогической культурой.
Воспитание в семье имеет те же направления, что и общественное воспитание (нравственное, физическое, интеллектуальное, трудовое, эстетическое), но отличается большей спонтанностью, субъективизмом и эмоциональностью.
Влияние семьи на ребенка на ранних этапах формирования личности сильнее других воспитательных воздействий (друзей, школы, различных СМИ). С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
Каково же влияние семьи?
– семья осуществляет социализацию личности;
– семья обеспечивает преемственность традиций;
-важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
– семья существенно влияет на выбор будущей профессии.
Все это позволило педагогам вывести зависимость: успешное формирование личности ребенка зависит, прежде всего, от семьи.
Как видно, роль семьи в формировании личности ребенка настолько важна, что родителям стоит понимать, какая важная миссия на них возложена, что от их обычной повседневной жизни, общения, внутренней культуры и атмосферы в доме зависит, насколько будет счастлив их ребенок во взрослой жизни.
Источник
«Роль семьи в формировании личности ребенка».
Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.
Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.
У хороших родителей вырастают хорошие дети.
Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни.Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Глубокий постоянный контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.
^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.
^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.
Ошибки семейного воспитания.У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни…»
Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.
Что же является целью воспитания?
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время его жизни в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка, постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать вперёд и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека
НУЖНО:
-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
НЕЛЬЗЯ:
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!
Источник