Функции родителей в развитии и воспитании ребенка
Родители являются неотъемлемой частью жизни своего ребенка, независимо от того, сколько ему лет. Но именно в детском возрасте – особенно дошкольном, в так называемые сензитивные периоды, взрослые важны как никогда. Роль родителей в воспитании ребенка заключается в демонстрации образцов поведения и заложения основ мировоззренческих установок, что напрямую влияет на формирование основных аспектов личности будущего взрослого.
Статья расскажет о выделенных стилях воспитательной работы, роли семьи в системе детско-родительских отношений. Подробнее будут рассмотрены два основных вида воспитания – физическое и нравственное, также будет затронута тема потребностей ребенка и условий для его правильного развития.
Содержание:
- Стили воспитания
- Физическое воспитание
- Нравственное воспитание
- Правильный родитель и как им стать
Характеристика различных стилей семейного воспитания
Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт старшего поколения родственников. Подчас, не уделяется достаточно времени изучению детской психологии и теории педагогической науки. Нерешенные вопросы и отсутствие основных знаний в этой области могут создать сложности при взаимодействии с ребенком уже на ранних этапах. Родителям имеет смысл познакомиться с существующими стилями воспитательной работы и выбрать наиболее подходящий для них (и ребенка!) с учетом особенностей окружающей обстановки.
Традиционно выделяют следующие методы воспитания:
- Попустительский, либеральный. Данный вариант предполагает большую свободу в действиях ребенка и минимальный контроль со стороны взрослого. Психологи отмечают, что ребенок в таких условиях способен вырастить творческой и социально активной личностью. При этом либеральный стиль может стать причиной чрезмерной импульсивности и агрессии, так как с малых лет ребенок не будет знать ни правил, ни запретов.
- Авторитарный. Противоположный по содержанию, этот стиль характеризуется гиперопекой и тотальным руководством родителей. Взрослые стараются участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. С одной стороны, они дают ему ощущение безопасности, четкие правила, с другой – излишне ограничивают. Последствием может быть неприспособленный к жизни, апатичный взрослый, не имеющий своего мнения и стремлений.
- Демократический – наиболее адекватный и позитивный вид; нечто среднее между описанными выше стилями. Демократия предполагает разумные правила поведения, некоторые запреты, но без лишних ограничений. Каждый член семьи одинаково значим и имеет право голоса. Реализуется помощь, поддержка, при этом сохраняется самостоятельность как родителей, так и детей. Данный стиль воспитания – положительный пример в воспитании детей.
Физическая и нравственная системы воспитания
Физическое воспитание
Воспитание и развитие ребенка должно носить всесторонний характер. И важными факторами становления малыша является физическая и нравственная сторона.
Первая включает освоение фундаментальных навыков:
- Координация движений.
- Равновесие.
- Скорость реакций.
- Выносливость.
Все необходимые физические качества формируются и в специальных секциях, и в домашних условиях. Этому способствуют пешие прогулки, пробежки, езда на велосипеде и роликах, зарядки на свежем воздухе, закаливание и другое. Физическое воспитание предполагает определенный режим дня, который соблюдают все члены семьи, и полноценное здоровое питание. Подробнее о физическом развитии ребенка в разном возрасте.
Отдельно следует акцентировать внимание на мелкой моторике. В отличие от крупной, она формируется через более тонкие действия: игры с крупами, творческие занятия с пластилином, рисование карандашом и пальцами, собирание пазлов и т. д. На начальных этапах детского развития она рассматривается не только как полезное умение в целом, но и имеет прямую связь с зарождением речи.
Нравственность в жизни ребенка
Нравственное или этическое развитие имеет отношение больше к духовной составляющей жизни. Оно определяет не столь видимые характеристики поведения, но формирует глубокую структуру индивида, влияя на все социальные взаимодействия. Задачи и содержание данного вида воспитания заключены в требованиях общества. Условно можно говорить о необходимости:
- Накопления представления о нормах поведения в общественных местах (на улице, в школе и детском саду и пр.).
- Реализации усвоенных правил при общении с окружающими людьми, а также стимулировании человека к дальнейшему самовоспитанию в этом направлении.
Нравственность проявляется в таких человеческих качествах как внимательность и заботливость, скромность и деликатность, ответственность, чувство долга и чести, любовь к труду, толерантность и бережное отношение к своей и чужой собственности.
Разумеется, физическое и нравственное воспитание являются не единственными видами. В популярных классификациях выделяют и умственное, и эмоциональное, и трудовое, и некоторые другие (подробнее о других видах воспитания). И ошибкой родителей будет пренебрежение каким-либо из направлений, как было сказано – требуется реализовывать всестороннее воспитание ребенка.
Правильный родитель и как им стать
Установление контакта с ребенком
Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:
- Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
- Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
- Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.
Условия становления гармоничной личности
В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:
- Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
- Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
- Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
- Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
- Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.
Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Реакция игнорирования
Семья – самая важная социальная группа в обществе. Она играет важную роль в жизни и развитии ребенка, удовлетворении его физических и эмоциональных потребностей, а также в моральном воспитании. Какие ошибки часто допускают родители в воспитании?
Обучение и воспитание ребёнка в семье
Одна из главных ролей семьи в обществе заключается в создании условий, в которых дети могли бы учиться позитивным ценностям, отношениям, поведению и навыкам на протяжении всей жизни. Родители должны научить своих детей быть ответственными за свой выбор, принимать участие в образовании своих детей, преподавать необходимые жизненные уроки. Ценности, формирующиеся в семье, влияют на выбор, который члены семьи делают как внутри, так и вне своей семьи в течение всей жизни.
Воспитание детей зависит от семейного опыта, который накоплен всей историей, традициями и культурой данной семьи.
Родители защищают и материально обеспечивают детей
Когда дети рождаются и растут, они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.
Ребёнок нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет, чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят друг друга безусловно и поддерживают во всём, независимо от обстоятельств.
В такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи.
Доверительные отношения в семье
Ошибки современного воспитания
Семейные ценности за последние несколько десятилетий значительно изменились в связи с тем, что более 40 процентов из рожденных детей приходится на незамужних женщин. Это семьи, в которых мать заменяет отца. Растет число семей с неродным отцом, вследствие повторного брака матери.
По различным причинам многие из детей живут без своих родителей (ныне здравствующих) в доме бабушки и дедушки или родственников. При этом родительская роль в воспитании детей, особенно в долгосрочной перспективе, значительно снижается.
Вместо того, чтобы воспитывать своих детей в духе добра и благородства, целеустремленности и взаимопомощи, помогать ребёнку искоренить его личностные дефекты и усвоить хорошие качества, большинство сегодняшних родителей считают, что покупать дорогую одежду и продукты питания, платить высокую плату за образование – это их единственная обязанность. Они не понимают, что все это заставляет детей желать только материальных удовольствий, подпитывающих в них недостатки.
Вместе с тем, только счастливые родители могут породить счастливое поколение. Научить детей быть счастливыми возможно при доверительном общении родителей с детьми. Однако большинство современных родителей живут в спешке и стрессе. Когда мать и отец постоянно находятся в стрессовом состоянии, детям не хочется разговаривать с ними, делиться своими идеями, мыслями и проблемами.
Можно выделить несколько основных ошибок в поведении родителей, которые негативно сказываются на воспитании ребёнка:
- Привычка всегда жить прошлым не позволяет родителям понять своих детей, которые в силу своей природы легко забывают свое прошлое и всегда живут в настоящем. Поэтому дети счастливы здесь и сейчас. Когда родители вспоминают события прошлого и продолжают нести на себе бремя плохого опыта, с которым сталкивались в прошлом, они не могут слышать и понимать своих детей. Вывод – стараться жить настоящим, чтобы услышать своего ребёнка.
- Негативный разговор и подход в виде высказываний, типа «вы ничего не знаете», «вы бесполезны» причиняют детям огромную боль. Физические травмы исцеляются, но боль, причиненная на моральном уровне, не так легко исцелить. Вывод – мы должны быть всегда позитивны в своем подходе и речи, разговаривая с детьми. Наша беседа должна быть такой, чтобы она воодушевляла ребёнка.
- Не признание своих ошибок перед детьми приводит к напряжению и непониманию. Ведь дети видят все наши ошибки. Но, если родители пытаются скрыть свои ошибки или оправдать себя, то дети стараются сделать, то же самое. Вывод – признавать свои ошибки, тогда дети развивают в себе уважение к нам и пытаются подражать, учатся честно принимать свои ошибки. Ведь без ошибок нет опыта.
- Постоянно пытаться найти недостатки у детей – плохая привычка, приводящая к формированию заниженной самооценки у ребёнка. Вывод – стараться замечать и признавать хорошие качества у ребёнка. В результате со временем он осознает и примет свои личностные дефекты и попытается их искоренить. Постоянно акцентируя внимание на достоинствах наших детей вместо того, чтобы находить в них недостатки, мы будем сами в позитивном настроении, и докажем свою любовь к ребёнку, в которой он так нуждается.
- Сохранение своего личного имиджа во время общения с детьми или другими словами, проявление гордыни своим положением в обществе перед детьми, приводит к тому, что ребёнок игнорирует такого родителя. Он чувствует стену непонимания, и даже отчуждения. Вывод – родители должны вести себя естественно со своими детьми, забывая об своей карьере и положении в обществе. Только тогда они смогут оставаться счастливыми и эффективно воспитывать своих детей.
- Говорить авторитетно не стоит с детьми. Они нуждаются в разговоре на равных и с родительской любовью.
- Не учитывать, что у каждого человека своя природа при общении с детьми, значит отрицать, что ваш ребёнок уникален, как каждый человек. Он может иметь свои природные особенности, которые нужно уважать и принимать родителю как данность Всевышнего. Вывод – разговаривая с детьми, не думайте, что вы говорите с таким же человеком, как и вы. У вашего дитя есть другие черты и природные наклонности, которые вы должны принять и любить их вместе с ним.
- Отсутствие общения с детьми обычно связано с занятостью работой. Мы не всегда выслушиваем проблемы наших детей. Поручив ребёнка школе, мы забываем, что учителя чаще озабочены завершением своей учебной программы, а не состоянием ребёнка. В результате дети оказываются в психическом замешательстве. Они теряют уважение и веру в своих родителей, дерзят и не слушают их. Вывод – непринужденный разговор сближает детей и родителей. Поэтому очень важно, чтобы мы находили время, посидеть и непринужденно поговорить со своими детьми, хотя бы 15 минут в день. Это поможет воспитывать счастливого ребёнка.
- Завышенные ожидания родителей дети чувствуют интуитивно. Поскольку, их эго очень мало, они сразу же воспринимают вибрации ожиданий. Это отрицательно сказывается на их самооценке и мотивации, особенно тогда, когда родители их сравнивают с более успешным другом или подругой. Вывод – любите детей без ожиданий. Вместо того, чтобы ожидать, что «мой сын или дочь сохранит и укрепит мою репутацию в обществе», желательно думать: «я люблю своего ребёнка таким, какой он есть, он моё продолжение…».
Итак, семья выступает в роли защитника, чтобы обеспечить наилучшие возможности для жизни детей. На родителях лежит ответственность не только за физическое, но и духовное развитие своих чад. Обязанности семьи – воспитывать детей в любви и праведности, дать им моральный компас, чтобы они отличали добро от зла, научились верить и надеяться на лучшее.
Родители имеют огромную свободу воспитывать детей в соответствии со своей совестью и ценностями (в рамках законов государства).
Помните: только счастливые родители могут воспитать счастливого ребёнка!
Удачи в воспитании!
Текст: Анатомия здоровья
БЛАГОДАРИМ ЗА ВАШИ ЛАЙКИ И РЕПОСТЫ ЭТОЙ СТАТЬИ!
Источник
Каждый человек начинается в семье. И даже не в прямом, физическом смысле – здесь он родился. В семье мы получаем первые представления о мире и жизни в нем. Семья – наш первый коллектив, который формирует наши умения и привычки, закладывает черты характера, развивает эмоции, чувства, прививает нравственные и духовные идеалы, учит взаимодействовать с окружающими, закладывает программу нашего будущего жизненного успеха. Поэтому роль семьи в гармоничном воспитании ребенка переоценить трудно.
Задачи семьи
В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.
Основные задачи семьи:
- создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
- обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
- давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
- прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
- воспитывать чувство собственного достоинства;
- закладывать основы для успешной реализации личности;
- готовить к жизни в социуме.
При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими.
Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой. Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными. Почему?
- Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
- Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
- У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
- На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.
Совет
Если хотите, чтобы ребенок рос полноценным и счастливым, позаботьтесь о том, чтобы он не чувствовал себя заброшенным, лишним, чтобы был уверен в вашей безоговорочной любви к нему, постоянно ощущал на себе вашу заботу и внимание, был уверен в вашей защите и поддержке.
В любви и заботе
То, каким вырастет маленький человек, во многом зависит от условий воспитания, созданных в семье. Каждый знает, что детей нужно любить. При этом не все понимают, что истинная любовь есть истинное благо, ее порой путают с другими, извращенными формами любви, которые способны нанести серьезный вред психике маленькой личности.
- Чрезмерное умиление. Дети, растущие в такой среде, не знают «тормозов» в виде слов «нельзя» или «нужно». У них нет чувства долга перед родителями, они не приемлют ценности и значимости труда. Такой ребенок чаще всего излишне самовлюблен, он уверен, что делает своих родителей (да, наверное, и весь мир) счастливыми уже только оттого, что он есть на свете такой замечательный. Читайте – эгоист.
- Деспотичная любовь. Когда родители все свои «благие намерения» оправдывают словами «тебе же лучше будет», «для тебя стараемся», «потом спасибо скажешь», они рискуют никогда не услышать этого «спасибо». Такие родители всегда демонстрируют ребенку свою начальственность по отношению к нему, его подчиненную позицию. Он вынужден терпеть вечные упреки и придирки, постепенно теряя веру в самых близких людей, в гармонию мира, в добро и справедливость. Такие дети ожесточаются, устав гнаться за покорением очередной родительской планки. Представление о семейных отношениях, любви, заботе, счастье они получают извращенное. С этим «багажом» они пойдут строить и свои семьи.
- Любовь-откуп. Не находя достаточно времени для полноценного общения с ребенком, родители считают, что могут компенсировать это материальными благами: бесконечными новыми игрушками, дорогими подарками. При этом их дети вырастают бездушными и алчными, привыкшими к тому, что родители – это денежный мешок, умеющий решать все их проблемы (которые сводятся только к материальному благополучию), что любовь и забота – это их кошелек.
- Любовь-невмешательство. Попросту – равнодушие. Мама или папа не стараются «лезть в душу» своему чаду, считая, что у него есть свои права, свое мнение и видение жизни. Они считают себя демократичными, ничего не запрещают ребенку, но и не делают ничего, чтобы направить развитие маленькой личности в нужное русло. На самом деле такие дети уверены, что отец и мать просто равнодушны к ним. При этом может вырасти как полностью пассивная личность, «плывущая по течению», так и настоящий бунтарь, жаждущий внимания окружающих любой ценой.
- Чрезмерная опека. Дети, за которых заботливая мама все всегда делает и решает, вырастают «безрукими» в плане социализации. Они не умеют принимать решения, отвечать за свои поступки, не имеют важных целей, элементарно не могут обслужить свои потребности, создать уют в доме.
Настоящая любовь родителей – созидающая. Она учит ребенка взаимной симпатии, заботе, поддержке, взаимопомощи. Она говорит ему, что он нужен и важен, что он должен развиваться, искать себя, радоваться жизни. Она учит маленького человека доверять близким, заботится и быть уверенным, что его всегда ожидает их рука помощи в трудный момент, знать, что к его мнению прислушаются.
Гармония – на родительском примере
Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. При этом воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых первое «нельзя» или первое «ты должен». С самого раннего возраста кроха впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу родительского примера. Поэтому так важно, каким он будет, этот пример.
Скажем, ребенок, выросший в неполной семье, вряд ли сможет сохранить собственную, не имея перед глазами примера семейной гармонии двух взрослых людей. А значит, не имея опыта сохранения семьи с помощью взаимной заботы, взаимопомощи, выражений нежности, умения находить компромисс, преодолевать неизбежные конфликты, слушать другого, прощать. Каждый человек испытывает потребность в этом, но не каждый может получить необходимый опыт. Даже если семья является полной, но в ней люди часто ссорятся, не могут уступать, признавать правоту другого, заботиться о комфорте детей в создавшейся атмосфере, такие дети все равно не будут иметь нужного примера построения гармоничных отношений.
Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа катаются на велосипеде или бегают в парке, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия.
Если у малыша перед глазами будет деспотичный, жестокий отец, то мальчик с большой долей вероятности вырастет таким же, подсознательно переняв стиль поведения мужчины в семье. А девочка выберет себе в мужья такого же деспота, как бы ни старалась она найти себе жениха «не из таких».
Страшно, когда в семье с самого младшего дошкольного возраста малышу не прививают духовных, нравственных ценностей. Такие дети вырастают духовными «пустышками», людьми, лишенными гуманного, созидающего начала.
Воспитать не значит вырастить
Чтобы жизнь чада не пошла по самому неудачному сценарию, родителям мало вырастить ребенка здоровым, красивым, обеспеченным. Главная наша задача – воспитать детей духовно, нравственно. Что это значит? Привить им духовные, культурно-нравственные, эстетические ценности. Научить их ориентироваться в таких понятиях, как:
- долг;
- ответственность;
- честь;
- гуманность;
- благородство;
- добро или зло;
- хорошо или плохо;
- умение дружить и любить;
- вежливость;
- воспитанность;
- тактичность и т. д.
Объясняются все эти понятия не только и не столько в беседах, сколько практически: в обсуждении проблем, совместном анализе ситуаций и, конечно же – на личном примере окружающих старших. Их нормы поведения, их поступки, их суждения – вот фундамент, на котором строится нравственно-духовное развитие маленькой личности.
При этом важно не предоставлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя выстроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно-нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно следовать призрачным для них идеалам.
Семейные традиции
Гармоничному воспитанию детей в семье как нельзя лучше способствуют семейные традиции. Они создают неповторимую атмосферу дома: свой уклад, обычаи, распорядок, привычки членов семьи дают ребенку ощущение стабильности, упорядоченности мира. Формирование традиций должно начинаться еще в бессознательном периоде малыша, чтобы более гармонично войти в его жизнь.
К примеру, традиция читать ребенку книгу на ночь – не просто ритуал укладывания. Это способ ненавязчиво привить ему любовь к красоте родного языка, литературе, умение представлять и осмысливать прочитанное.
Традиции могут быть самыми разнообразными. Например, рисование открыток ко дню рождения, отмечание народных или календарных праздников, экскурсионные поездки на каникулах. Можно печь особенный пирог к определенному празднику, развешивать кормушки зимой, скворечники – весной, навещать бабушку в выходные, отмечать день окончания школьных занятий, обсуждать прошедший день за общим вечерним чаем, делясь с домочадцами проблемами, успехами, вместе принимать важные решения на «семейном совете»…
Через такой подход создается преемственность поколений (традиции семьи ребенок впоследствии может перенести в свою будущую семью), в ребенке укрепляется чувство причастности к своему роду, его истории.
Важность семейных традиций сложно переоценить. Они дают ребенку:
- ощущение стабильности, порядка в мире;
- укрепление связи между поколениями;
- укрепление теплых отношений между родителями и взрослеющими детьми;
- ощущение неповторимости своей семьи, с ее особым укладом и душевным комфортом.
Как заслужить доверие ребенка?
Как уже было сказано, основой продуктивных семейных отношений между взрослыми и детьми является доверие. Если оно установлено, родители без труда смогут вовремя выявить и скорректировать начинающиеся проблемы, обеспечить ребенку чувство уверенности в себе, своих силах, подготовить его к жизни в социуме. Это значит также подготовить к всевозможным опасностям внешнего мира, таким как:
- дорога;
- общественные места;
- подозрительные незнакомцы или мошенники;
- «плохие компании», где подростка могут склонить к употреблению наркотиков, алкоголя, толкнуть на нарушение закона, даже на суицид;
- опасные интернет-ресурсы, пропагандирующие насилие, агрессию, и т. д.
Как же завоевать безусловное расположение своего чада? Во-первых, помнить, что его нужно любить, всеми силами демонстрируя ему свои чувства. Не стоит бояться «залюбить» ребенка: его можно только «заопекать». Во-вторых, стараться не разграничивать семейное пространство по принципу начальников и подчиненных. Ребенок должен понимать, что с ним общаются как с равным.
Также стоит воспользоваться следующими советами.
- Всегда проявляйте интерес ко всем переживаниям ребенка, разделяйте его радость, удивление, восторг. Если ваш малыш будет расти уверенным, что его чувства не интересны, что на него самого вам плевать, он никогда не принесет вам свои горести-проблемы. Зачем – ведь вам это безразлично!
- Всегда обращайте внимание на его вкусы, желания, начинайте душевную беседу при любой его фразе «мне нравится». Разделяйте его интересы, делитесь своими детскими воспоминаниями о похожих вещах. Это не только создает доверительную атмосферу, но и объединяет еще больше.
- Поощряйте его интерес к периоду, когда он был очень маленьким: показывайте фото, его первые «каляки-маляки», рассказывайте, каким он был, как говорил, что любил делать. Такие воспоминания для детей очень дороги, и ваше участие при этом бесценно.
- Никогда не осмеивайте, небрежно «задвигая» чувства подростка, который пришел поделиться с вами своей бедой. Возможно, вам эта проблема кажется незначительной или даже смешной, но для него первый прыщ или насмешка девочки – истинная катастрофа. Поэтому он никогда не будет доверять людям, которые его обижают насмешками над самым личным.
- Дайте ребенку право на «свою территорию». У него должны быть личные секреты. Пытаться всеми правдами-неправдами их выведать – значит окончательно подорвать свой авторитет. Нельзя заставить ребенка быть откровенным насильно! Наоборот!
- Рассказывайте подростку о своих подобных проблемах в этом возрасте: что вы чувствовали, как вышли из ситуации. Это не только сделает вас еще ближе, но и даст ему ощущение, что его случай не конец света: многие это проходили, из этого есть выход.
- Не бойтесь признавать свою неправоту, просить за нее прощения у ребенка. Это даст ему правильный пример поведения, покажет, что вы общаетесь с ним на равных, вам можно доверять.
- Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свои чувства к супругу, стараясь скрыть серьезные проблемы ваших отношений (решайте их вдвоем). Пример взаимной нежности, теплой привязанности, объятия, поцелуи не только создают позитивный пример родительской пары, но и делают семейные отношения более теплыми, доверительными.
Да, семья как первый институт в жизни человека – это сложно, ответственно. Но правильно построенные отношения между членами семьи способствуют становлению гармонично развитой, успешной личности. Поэтому осваивать эту «науку» нужно обязательно.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник