Функции матери на ранних этапах развития ребенка

Функции матери на ранних этапах развития ребенка thumbnail

Стрельникова Марина
Консультация «Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка»

Значение материнского общения на ранних этапах развития ребенка.

Всем нам давно известен тот факт, что существует биологическое единство матери и плода, которое сменяется с момента рождения психофизиологическим единством матери и грудного младенца.

Развитие ребенка, начиная с периода новорожденности, определяется социальными факторами. Рядом с малышом большую часть времени проводит мама, именно она в первую очередь бессознательно проводит обучающее воздействие на своего ребенка. В это время врожденные рефлекторные звуковые реакции ребенка приобретают черты той социальной и национальной среды, в которой ребенок воспитывается.

В этом случае интересными представляются эксперименты С. Ю. Мещеряковой, которая наблюдала у детей первых недель жизни предпочтение к лицам тех людей, которые ухаживали за ними. Именно эти лица и их изображения вызывали у детей специфические реакции, в том числе и первую улыбку. Такие компоненты подражательного эффекта, как порозовение кожи, усиление блеска глаз, расширение зрачков, свидетельствуют о бессознательном характере подражательных процессов. Оказывается, если физические характеристики эмоциональных высказываний матери уподобляются голосовым возможностям новорожденного ребенка, то ему гораздо легче подражать матери и, следовательно, устанавливать с ней характерный для раннего возраста эмоциональный контакт. Причем намеренно изменять характеристики голоса не приходится. Ученые отмечают, что в речи матерей, имеющих детей младшего возраста, наблюдаются неосознанные изменения в высоте голоса (он становится выше, темпе голоса (становится замедленнее, громкости (становится тише, тем самым приближая физические характеристики ее речи к характеристикам детской речи. Данные факторы способствуют формированию очень тесного контакта между матерью и ребенком. Соответственно чем полнее этот контакт, тем скорее врожденные звуковые реакции ребенка начинают приобретать национально специфические черты, т. е ребенок начинает подражать своей матери и учится воспроизводить звуки родного языка. И конечно же теперь не трудно понять почему желанные и любимые дети эмоциональных матерей развиваются в коммуникативно-познавательном отношении быстрее, чем дети, не менее желанные и любимые, но имеющие эмоционально сдержанных матерей.

Интенсивность влияния внешних раздражений воздействуют и на пове-денческие реакции младенца. Так, ребенок тянется к теплым рукам матери и повизгивает от удовольствия в теплой воде, но он же отстраняется от холодных рук и кричит, если вода в ванне охлаждается или, наоборот, становится горячее. Мы все знаем о пользе грудного молока для ребенка, но при этом младенец стремится к умеренной наполненности желудка и отталкивает материнскую грудь и срыгивает, когда желудок полон или плачет, если съел недостаточное количество молока. Но ведь это не говорит о том, что не нужно в дальнейшем продолжать грудное вскармливание. Просто мать должна кормить столько, сколько требуется малышу. Для нас это очевидный факт. Или возьмем для примера ребенка, испытывающего положительные эмоции, когда видит знакомую погремушку, которую мама нежно трясет в своих руках, извлекая не громкий шум. И представим себе, что будет, если эту же игрушку мы будем показывать весь день, мельтеша ею перед глазами ребенка извлекая при этом громкий звук. Не сложно предположить, что это вызовет у ребенка негативные реакции, и когда вы в следующий раз подойдете к ребенку с этой же погремушкой, вряд ли он будет снова испытывать положительные эмоции. Мы, конечно же, не будем вызывать у ребенка бурю негативных реакций, а просто будем играть умеренное количество времени. Ведь именно мама знает, когда ребенок испытывает удовольствие от игры и когда стоит прекратить. Благодаря психофизиологическому единству матери и ребенка, которое возникает с момента рождения, мама лучше других знает, что нужно её чаду, ей проще понять и почувствовать его настроение. Поэтому на раннем этапе развития ребенка мама самый лучший специалист.

Говоря в целом, умеренное влияние внешних раздражений активируют у младенца врожденные эмоционально положительные программы поведения типа реакций приближения, захватывания и обладания, тогда как превышающие свое влияние внешние раздражения активируют противоположные эмоционально отрицательные программы врожденного поведения типа реакций удаления, избегания и отвергания. Все, что мы будем делать для ребенка, должно иметь усредненный характер и доставлять ему приятные ощущения, радость и тогда у малыша будет формироваться потребность в коммуникации и познании окружающего мира. А данные потребности не является врожденными — они воспитывается в раннем детском возрасте.

Следует помнить, что чем младше ребенок, тем больше отступают на задний план организованные формы обучения, проводимые воспитателем или педагогом, уступая место стихийно и бессознательно осуществляемым обучающим воздействиям матери и взрослых вообще.

Несколько рекомендаций по общению родителей с новорожденным малы-шом.

Разговоры с малышом

Каждый день пойте ребенку самые разные песни, рассказывайте сказки и детские стишки.

Время от времени изменяя высоту голоса. Пробуйте говорить высоким голосом, низким, нараспев или тихо.

Даже если вы не знаете слов песни, ее можно распевать на определенный звук, например звук а…

Игра с погремушками

Поднесите погремушку к ребенку и тихонечко ее потрясите.

Тряся погремушкой, напевайте любую песенку (например, “Жили у бабу-си. “).

Убедившись, что ребенок обратил внимание на погремушку, медленно передвиньте ее в сторону и снова пропойте песенку.

Передвигайте игрушку в различных направлениях и следите, как ребенок будет поворачивать голову на звуки песни.

Читайте также:  Календарь фаз развития ребенка по дате рождения

Позже можно вкладывать погремушку в руки при игре.

Не забывайте про общение с ребенком во время купания, кормления и укладывания спать.

Источник

Особенности развития ребенка и функции матери

Анализ условий возникновения системы взаимодействия матери с ребенком требует конкретизации «точки отсчета» в развитии ребенка, с которой можно начинать изучать эту систему как реально существующую. Современные исследования в области пренатальной психологии (Т. Verny, А. Берни и другие), микропсихоаналитические концепции (S. Fanty, Ф. Дальто, С. Гроф, М. Марконе и другие), включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, в том числе и опыт его эмоционального взаимодействия с матерью, в развитие базовых личностных структур, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.

Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью. М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей (в первую очередь матери), которые и являются основными «производителями» личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путей «производства» этой модели.

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны.

1. Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы.

Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви [Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Айнсворт, М. А. Лисина с сотрудниками и др.], обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако именно эти особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе — т.е. развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире — также происходит одинаково — ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж. Брунера, Т. Бауэра, Ж. Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития [Е. А. Сергиенко]. Поздние когнитивные способности ребенка приобретают культурную специфику, однако самый ранний период развития требует достаточно жесткого выполнения функций взрослых для обеспечения этого развития. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.

2. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX в. образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурноисторического, социологизаторского, бихевиористического подходов. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направлениям, связанным с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими особенностями материнского поведения.

Эти две стороны развития ребенка позволяют сделать вывод, что существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, которые обеспечили бы соответствие его развития именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери можно назвать видотипичной, а вторую — конкретно-культурной. Однако ни та, ни другая группа материнских функций не является присущей матери сама по себе. Об этом свидетельствуют многочисленные современные исследования материнства. Все особенности материнского поведения имеют сложный путь развития в онтогенезе матери. Особенности развития ребенка, требующие обеспечения со стороны материнских функций, рассматриваются разными разделами психологии. Каждое направление имеет в этом развитии свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.

Источник

Психическое развитие ребенка и функции матери

Особенности развития ребенка и функции матери

Анализ условий возникновения системы взаимодействия матери с ребенком требует конкретизации «точки отсчета» в развитии ребенка с которой можно начинать изучать эту систему как реально существующую. Современные исследования в области пренатальной психологии (Т Verny, А Берни и др.), микро психоаналитические концепции (S. Fanty, Ф Дальто, С Гроф, М Марконе и др ), включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, в том числе и опыт его эмоционального взаимодействия с матерью, в развитие базовых личностных структур, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.

Читайте также:  Методы работы по развитию личности ребенка

Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом особенностей этого взаимодействия как видотипичного — специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения содержания, предлагаемого конкретно-культурной моделью М Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей (в первую очередь матери), которые и являются основными «производителями» личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Таким образом, можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре Способах или путей «производства» этой модели

В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:

  1.  Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви (Р. Спитц, Дж. Боулби, М. Айнсворт, М.А. Лисина с сотрудниками и др.), обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Однако именно эти особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, и их обеспечение, и роль взрослого в этом процессе также необходимо одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе — то есть развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире — также происходит одинаково — ребенок в любом обществе и при любом воспитании обладает общими, видотипичными (как представитель своего вида) особенностями. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж. Брунера, Т. Бауэра, Ж. Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития (Е.А. Сергиенко). Поздние когнитивные способности ребенка приобретают культурную специфику, однако самый ранний период развития требует достаточно жесткого выполнения функций взрослых для обеспечения этого развития. Необходимым в развитии ребенка является и участие взрослого в формировании эмоциональной сферы. Здесь гораздо больше культурных и индивидуальных вариантов, однако тоже есть некий общий минимум, обеспечивающий выживание ребенка как психически и физически полноценного и способного к жизни и развитию.
  2. Особенности когнитивной и эмоционально-личностной сферы ребенка, соответствующие конкретно-культурной модели. В первой половине XX века образование этих особенностей рассматривалось как начало социализации, окультуривания натурального развития ребенка, начинающегося после периода физиологического или натурального развития. Стратегия и смысл этого нового поворота в его индивидуальной истории оценивались по-разному в русле психоанализа, культурно-исторического, социологизаторского, бихевиористического подходов. В современной психологии влияние культурных и индивидуальных особенностей матери на развитие ребенка считается необычайно значимым, особенно это относится к направлениям, связанным с развитием личностных образований. Здесь можно отметить некоторое рассогласование в оценке роли матери в когнитивной психологии и психологии личности. Несомненным можно считать то, что индивидуальные особенности эмоционально-личностной сферы ребенка и их соответствие конкретно-культурной модели общества, членом которого он является, обеспечены специальными, именно для этой культуры присущими особенностями материнского поведения.

Эти две стороны развития ребенка позволяют сделать вывод, что существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить видотипичные особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, которые обеспечили бы соответствие его развития именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери можно назвать видотипичной, а вторую — конкретно-культурной. Однако ни та, ни другая группа материнских функций не является присущей матери сама по себе. Об этом свидетельствуют многочисленные современные исследования материнства. Все особенности материнского поведения имеют сложный путь развития в онтогенезе матери. Особенности развития ребенка, требующие обеспечения со стороны материнских функций, рассматриваются разными разделами психологии. Каждое направление имеет в этом развитии свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.

Источник

Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления материнской потребностно – мотивационной сферы поведения в онтогенезе.

Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе.

У человека этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских функций). Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В это время происходит освоение эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы физического компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (baby talk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).

Читайте также:  Психическое развития ребенка в современной психологии

Игровой этап и взаимодействие со сверстниками.

Специфическим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в процессе сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.

Этап нянчания.

На этом этапе закладываются основы «потребности в материнстве», формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. Данный этап имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5-6 лет до начала полового созревания). Он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.

Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской) сферы поведения.

В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке (как объекте деятельности) до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Этот этап онтогенеза имеет специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового и материнского поведения.

Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком.

Этот этап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы. Сравнительный анализ позволил охарактеризовать возникновение и развитие в ходе беременности отношения к шевелению плода и подготовки к осуществлению материнских функций в родовом и послеродовом периодах, обеспечивающих динамику развития эмоционального отношения матери к соответствующей динамике развития гештальта младенчества. Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка.

Послеродовый этап.

Ему свойственны образование у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста, характеризующегося гештальтом младенчества, происходит продление его потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери.

Показатели психологической готовности к материнству.

С.Ю. Мещерякова выделяет несколько групп показателей психологической готовности к материнству.

1. В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.

Эта составляющая была определена Мещеряковой С.Ю., исходя из концепции Лисиной М.И., которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях.

2. К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.

Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

3. Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка.

То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку.

В.И. Брутман  рассматривает готовность к материнству как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка, проявляющаяся в определённом типе отношения матери к ребёнку. Тип материнского отношения, соответствующий готовности или неготовности к материнству, автор связывает с ценностью ребёнка для матери.

Е. Милосердова выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:

1. Отношение к беременности.

Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.

2. Поведение женщины в процессе родов.

Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.

Г.Г. Филиппова, исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены: ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность.

Онтогенез материнской потребностно  мотивационной сферы

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник