Функции и структуры процессе развития ребенка
Категория «воспитание» рассматривается в науке в широком, узком и локальном смысле.
Воспитание в широком смысле – это процесс передачи от старшего поколения младшему социального опыта, обеспечивающего готовность его к жизни и труду.
Воспитание в узком смысле – это целенаправленный процесс формирования у воспитанников качеств личности, системы отношений к себе и окружающему миру.
Воспитание в локальном смысле – формирование у ребенка какого-либо качества, привычки поведения.
В последнем понятии заложена суть и основная функция воспитания – формирование системы отношений ребенка к миру, себе, другим людям, воспитание качеств его личности, основ нравственной культуры.
Понятие «воспитание» тесно связано с рядом близких ему понятий: самовоспитание, взаимовоспитание, перевоспитание. Процессы само- и взаимовоспитания работают на развитие личности. Их отличает источник воспитательного воздействия. В первом случае – это сам ребенок, во втором – другие люди (дети, взрослые).
Взаимовоспитание – это разновидность отношений между людьми, возникающих в процессе взаимодействия, направленного на нравственное, социальное, эмоциональное развитие участников взаимодействия, их взаимообогащение, взаимообмен личным опытом.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на более полную реализацию человеком себя как личности, основываясь на активизации механизмов саморегуляции. Побудительной силой самовоспитания дошкольников является потребность в одобрении, положительной оценке деятельности и поведения взрослыми. Процесс носит ситуативный характер и требует подкрепления со стороны взрослого.
Перевоспитание – целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, корректировку поведения, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного поведения.
Источником перевоспитания, как правило, является взрослый, который целенаправленно воздействует на нежелательные черты, преобразуя их. Перевоспитание – значительно более сложный процесс, так как в основе сформированных черт и отношений личности лежат закрепленные условные рефлексы, которые трудно разрушить. Как следствие, процесс не всегда результативен.
Структура процесса воспитание (Ю.К. Бабанскому):
1. Стимульрующе-мотивационный – предполагает формирование мотивации развития и самосовершенствования у детей дошкольного возраста, формирование основ мировоззрения, ценностного отношения к окружающему, себе, другим людям.
2. Целевой – отражение цели воспитания детей на разных этапах дошкольного детства.
3. Содержательный – определяет содержание воспитания дошкольников – тот объем социального опыта общения, взаимодействия, личностной самопрезентации, необходимый для гармоничного развития детей дошкольного возраста.
4. Операционно-деятельностный – характеризует процессуальную сторону воспитания в ДОУ, реализующуюся посредством комплекса форм, методов, организационно-педагогических условий и средств.
5. Контрольно-регулировочный – включает контроль и регулирование воспитательного процесса, коррекцию его хода и результатов, обеспечивает обратную связь в воспитании.
6. Оценочно-результативный – обеспечивает диагностику уровня воспитанности детей, установление соответствия цели и результатов, выявление причин их несоответствия, постановку новых целей и задач воспитания дошкольников в ДОУ.
Движущей силой процесса воспитания являются противоречия, возникающие вне и внутри этого процесса:
· Между требованиями общества к уровню воспитанности детей и фактическим ее уровнем у дошкольников;
· Между потребностями ребенка быть хорошим, действовать в соответствии с нормами морали, требованиями взрослых и реальными возможностями их удовлетворения;
· Между знаниями и умениями ребенка и целью, поставленной извне;
· Между старыми и вновь приобретенными знаниями ребенка об окружающем, о нормах и правилах поведения, общения.
Наличие этих противоречий продвигает процесс воспитания, придает ему динамичность, дает толчок к его совершенствованию.
Воспитание комплексно влияет на личность, ее развитие, образование. Процессы воспитания, обучения и развития тесно взаимосвязаны. Воспитание выполняет в образовательном процессе ДОУ три основных функции:
1. Дидактическая (доминирующая функция в обучении) – предполагает усвоение детьми системы знаний, формирование способов деятельности.
2. Воспитательная (доминирующая функция в воспитании) – заключается в формировании у детей системы отношений к окружающему, к себе, основ мировоззрения, ценностей, а также в воспитании качеств личности дошкольников. Эта функция осуществляется в процессе общения взрослых и детей в разной деятельности, в процессе освоения нравственных норм и правил поведения.
3. Развивающая функция состоит в развитии в процессе обучения и воспитания психических процессов ребенка, его задатков и способностей, творчества как характеристики субъекта педагогического процесса.
Эти функции воспитания педагог реализует в комплексе, так как они связаны между собой, и результаты реализации одной являются условием и основанием для реализации другой.
Источник
Миюсская Лидия Захаровна
Воспитатель ГДОУ № 24
Приморского района г.Санкт-Петербурга
Дошкольная педагогика и ее функции
В данной статье описывается дошкольная педагогика как наука, ее функции и влияние на формирование и развитие дошкольника
Развитие и воспитание каждого маленького человека должно начинаться с первых лет жизни, ведущая роль в которых принадлежит дошкольным образовательным учереждениям – первой ступени образования.
Детство – это этап в развитии человека, предшествующий взрослению, характеризующийся как интенсивным ростом организма, так и активным формированием высших психических функций. Дошкольное детство – это особенный период развития личности, когда формируется не только психическая жизнь ребенка, но и отношение к окружающему миру, а также внутренняя регуляция его поведения. Сделав уже первые шаги, малыш совершает открытия. Ознакамливаясь с окружающими предметами, действуя ими, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, маленький открыватель познает их свойстава и качества, что формирует наглядно-действенное и нагладно-образное мышление.
Дошкольная педагогика – это многосторонний, многозначный, многофункциональный термин, под которым понимается отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания, начального обучения детей в возрасте, который предшествует школьному образованию; это наука о воспитании, обучении, образовании детей с первых лет жизни до поступления в школу; это особенная область общественной жизни, определяющаяся своеобразием возраста детей и отношением общества, вцелом, к детям данного возраста.
Новейшая дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его задачу, цели, содержание, формы организации, методы, приемы и средства их осуществления, а также влияние этого процесса на развитие ребенка и формирование его личности. Кроме практической функции, дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию, разрабатывая новые, более совершенные программы, методы воспитания и обучения. Дошкольная педагогика, связанная с требованиями современного общества, является социальной наукой. Также велика прогностическая роль педагогики в формировании дошкольного образовательного процесса.
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до школы.
Выделяются закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональноые особенности; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений. Двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной. Значительно повышаются физические и умственные способности.
Умственное развитие характеризуется очень высоким темп. В этом возрасте происходит совершенствование чувственных, наглядных способов познания. Основными формами мышления у ребенка являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Начинается формирование основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и пр. Развивается словесно-логическое мышлению. Формируются и совершенствуются познавательные процессы: память, восприятие, внимание. Умственная деятельность ребенка преобразуется из игровых интересов к познавательным, когда ребенок обучается умению принимать решения или ставить задачи, находить способы их решения, оценивать результаты
Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи, когда обогащается словарь, формируется правильность произношения звуков, развивается связная речь.
Ведущая деятельность дошкольника – игра, являющаяся своеобразным способом переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре проявляются особенности мышления ребенка, его эмоциональнные и характериологические особенности, воображение и т.д. Игра является социально значимым процессом, так как осуществляемое в процессе игры общение со сверстниками формирует у ребенка навыки взаимодействия с социумом. Ребенок учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с ролью, оказывать помощь другим участникам и т.д.
Кроме игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности, направленность которых обуславливает возросший уровень физического и умственного развития.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
Предметом дошкольной педагогики является процесс воспитания и всё, что с ним связано – закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.
Основными категориями дошкольной педагогики являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.
Воспитание – это целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности маленького человека.
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.
Обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и ребенка.
Формирование – процесс развития личности под влиянием внешних воздействий, а именно, воспитания, обучения и социальной среды в целом.
В новейшей истории дошкольной педагогики, кроме основных категорий, вводится понятие субкультура детства, характеризующая особую систему бытующих у современных детей представлений о мире, его ценностях, которая проявляется во взаимоотношениях со сверстниками, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора и творчества.
Сущность деятельности дошкольного педагога выделяет ряд определенных профессиональных функций, выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Развивающая функция, являющаяся ведущей в деятельности педагога, сама объединяет ряд функций: – познавательную, исследовательскую, информационную, побудительную.
Конструктивно-организаторская функция, направленная на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его максимальную эффективность, а именно, планирование педагогического процесса, подбор материала, методов, приемов, средств для педагогической деятельности.
Диагностическая функция, направленная на определение состояния воспитуемых и корректировки педагогического процесса в целях определения правильной стратеги и тактики воспитательно-образовательной работы.
Координирующая функция, нацеленная на согласование содержания и направленности педагогического воздействия на ребенка, осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания.
Коммуникативная функция, проявляющихся в умении быть в общении с детьми доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым, тем самым давая детям образец для подрожания.
Преобразовательная функция, которая требует от педагога проявления творческого подхода к организации любого учебно-воспитательного процесса.
Неприменным условием построения оптимального учебно-воспитательного процесса в любом дошкольном образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности, что поможет ребенку вырасти в гармонически развитую личность, способную реализовать все свои возможности.
Список используемой литературы
1.Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Изд-во «Просвещение», 1983.
2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А Куликова – М., 2000.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб, 1997.
Источник
Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.
1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.
2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.
3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология
Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы
Источник
марина журавлева
Дошкольное образование. Его функции и влияние на развитие ребёнка
Человек с самого рождения представляет собой биосоциальное существо. Он изначально обладает определённым набором человеческих качеств.Например: способность подражать взрослым, огорчаться, радоваться. Но полностью человек может развиться только в обществе. Это прекрасно иллюстрирует пример того, как ребёнок учится разговаривать. Ребёнок имеет врожденную способность к подражанию, но без социума это невозможно, так как отсутствует источник этой самой имитации речи-взрослый человек. Так дети, воспитанные животными, почти не имеют возможность социализироваться, если они попали в социум подростками или взрослыми людьми так как взрослого человека и подростка с уже закрепившиеся определенной моделью социальных навыков намного труднее переучить, чем ребёнка.
Так почему же так важно дошкольное образование? Начнем разбираться с объекта данного вопроса, то есть ребёнка.
Детство- этап развитие человека, характеризующийся быстрым ростом организма и развитием психических функций. В дошкольный период ребёнок совершает множество открытий. Для него это период развития как личности и формирования отношения к окружающему его миру и внутренняя регуляция его поведения. Рассматривая окружающий его мир, играя с различными предметами, ребёнок познаёт их свойства, что приводит к формированию и развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Для того, чтобы ребёнок мог развиваться находясь при этом в безопасности, то есть под присмотром взрослого человека и было создано дошкольное образование.
Дошкольная педагогика-это отрасль педагогики, изучающая процесс воспитания, обучения, их цели и задачи, методы и приемы.На этапе раннего возраста выделяются некоторые закономерности:увеличенный темп развития психологического и физического развития, приобретение ребёнком первоначальных базовых социальных навыков, развитие определённой модели поведения в тех или иных ситуациях, с которыми сталкивается ребёнок, проявление зависимости от наследственности и социальной среды. Возникает потребность в движении, развивается моторика. У ребёнка основными формами мышления являются наглядно-образное и наглядно-действенное. В дошкольный период ребёнок совершенствует речь.
Ведущая деятельность дошкольника-игра. Она позволяет ребёнку развивать множество качеств:исследовать окружающую среду, развивать речь, моторику, мышление, взаимодействие со сверстниками. Ребёнок может научиться в процессе игры,а также получить и закрепить уже полученные навыки:согласовывать своё мнение с другими участниками игры,вырабатывать линию поведения согласно своей роли, работа в группе. Так же разнообразные занятия художественные и трудовые позволяют развивать физический и умственный уровень ребёнка.
Предмет дошкольной психологии- процесс воспитания и все вопросы связанные с ним- разнообразные закономерности,процесс организации и осуществления воспитательного процесса. Они и определяют развитие ребёнка.
Составляющие дошкольной педагогики:развитие, обучение и воспитание.
Воспитание-целенаправленный, организованный процесс развития личности.
Обучение-организованный процесс передачи опыта поколений,навыков и знаний от взрослого ребёнку.
Развитие-процесс изменений, происходящих с возрастом под руководством взрослого.
Деятельность дошкольного педагога предполагает определённые профессиональные функции, которые влияютна эффективность учебно-воспитательного процесса:развивающая, организационная,диагностическая,коммуникативная.
И главной задачей преподавателя является выполнение всех этих функций, что влияет на способность ребёнка социализироваться в обществе, стать личностью и реализовать все свои возможности.
Источник