Фразы для развития речи ребенка
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.
Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
- Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
- Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
- Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
- Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
- Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
- Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
- Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
- Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
- Развиваем артикуляционные мышцы:
- Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
- Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
- Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
- «Лакаем молоко» как кошка.
- Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:
Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
- Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)
2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
4. Простукивание на бубне простых слов и имен.
5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
- Топ-топ;
- Хлоп-хлоп;
- Прыг-прыг;
- Бип-бип (Нажимаем на носик)
- Туда-сюда (Повороты корпуса)
- Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
- Прятки игрушек под платочком
- ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
- ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
- Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
- Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
- Угадай, что звучит.
- Жмурки
- В какой руке звучало
- Быстро-медленно
- Громко-тихо
- Справа-слева (после 2 лет)
- Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)
Вкусные игры
- Облизываем губки – варенье, мед
- Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
- Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
- Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
- Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
- Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
- Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
- Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
- Регулярность занятий
- Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
- Выполнение по инструкции заданий.
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
- Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
- Использование двух рук сразу.
- Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
- Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
- Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
- Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
- Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!
Источник
Вы стали замечать, что ваш ребёнок начал говорить отдельные слова. Это значит, что пришло время начинать работу над развитием фразовой речи. Первые фразы малыша не должны непременно состоять из полноценных слов. На начальном этапе предложения могут состоять из звукоподражаний или неполных форм слов.
В этой публикации мне хотелось бы рассказать, как можно помочь ребёнку начать говорить фразами.
1. Предоставляем выбор.
Для развития фразовой речи ребёнку нужна инициатива. Поэтому нужно поощрять появление у него фразы. С этой целью предоставляем малышу возможность выбрать. Например, спрашиваем у ребёнка: «Почитаем сказку или ты поиграешь?»
Изображение взято с сайта pexels.com
2. Используем указательные жесты и слова.
Учим ребёнка говорить простые фразы, включающие короткие слова (тут, там, вот, это и др.). Чтобы облегчить задачу ребёнку, можно сопровождать сказанное соответствующими жестами. Например:
Вот папа. (указательный жест в сторону предмета).
Это киса. (указательный жест).
Дай кубик. (протянутая в направлении предмета рука).
На ложку. (протягиваем предмет).
Нет кисы. (разводим руками).
Тут баба. (указательный жест).
Там ляля. (указательный жест).
3. Описываем увиденное.
Учим малыша оречевлять всё, что он видит вокруг себя. Делаем это, разглядывая с ребёнком картинки или наблюдая за происходящими в быту ситуациями.
Изображение взято с сайта pexels.com
Как мы уже говорили, первое время можно использовать как упрощённые формы слов, так и полноценные слова. Например:
Маша топ-топ. Маша идёт.
Маша куп-куп. Маша купается.
Мама ам-ам. Мама ест.
Ав-ав бежит. Собака бежит.
4. Создаём проблемные ситуации.
Для стимулирования фразовой речи можно использовать проблемные ситуации. Например, посадив малыша за стол, «забываем» положить ему ложку (или другой необходимый в данный момент предмет, который ребёнок не может взять самостоятельно). Что ребёнок предпримет в такой ситуации? Скорее всего, попросит: «Дай!». Далее делаем вид, что не понимаем, что нужно дать и спрашиваем: «Что дать?». Тогда ребёнок вынужден будет сказать фразу из двух слов: «Дай ложку». Обязательно нужно похвалить малыша за это.
5. Произносим простые фразы.
Первое время пользуемся короткими фразами, состоящими из тех слов, которые ваш малыш использует в активном словаре. Практикуем это в разных повседневных ситуациях: во время прогулки, чтения книги и рассматривания картинок в ней, в процессе режимных моментов. Это могут быть простые фразы типа: «Тут каша. Это мяч. Там баба идёт. Мы идём домой».
6. Расширяем фразу.
После того, как ребёнку станут доступны простые фразы, начинаем расширять её. Показываем малышу, как можно увеличить фразу, добавляя по одному слову: «Вот мяч. Вот белый мяч. Вот большой белый мяч. Вот большой белый мягкий мяч».
Хорошим пособием для отработки фразовой речи является методическое пособие Т.Н. Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе» (ссылки ниже), состоящее из трёх книг. В данном пособии материал изложен в доступной форме и подходит для родителей, которые занимаются с детьми самостоятельно.
Книга 1.
Книга 2.
Книга 3.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Статья:
Развитие фразовой речи с помощью простых игр
Принято считать, что элементарные фразы из двух-трех слов в речи ребенка появляются в период от 18-ти до 22-х месяцев. И только у 7% процентов малышей фразовая речь формируется позднее. Чаще всего потому, что в семье с детьми мало общались. Мы же научимся делать это правильно, весело и с пользой.
Некоторые малыши еще до полутора лет запоминают фразы, которые часто слышат и произносят их. Например: «Иди гуляй!», «Кошка говорит мяу» и т.п. Эти выражения кажутся вам правильными с точки зрения грамматики, и вы радуетесь тому, что ребенок по-настоящему говорит. На самом деле, он просто пока повторяет за вами.
На самом деле фразовая речь у ребенка развивается из высказываний, которые дети создают самостоятельно. Например: «Мишка бух», «Папа нет работа». Часто дети слагают фразы с использованием «замороженных» (неизменяющихся) морфологических форм: «Аня деда забрал», «Баба кетя не дал». Грамматически эти выражения не совершенны, но именно они со временем преобразуются в правильные фразы.
Прототипом фразы может быть даже конструкция из слов и жестов. Особенно, если произносить слова ребенку еще сложно. Хочет ребенок сказать: «Мама ушла», а говорит : «Мама» и показывает на дверь». Так начинается развитие фразовой речи .
Постепенно жесты заменяются словами. И тогда малыш говорит: «Зая бежит», вместо того, чтобы показывать это. Для первых фраз ребенок использует самые нужные ему глаголы. Те, которые выражают его желания и указывают на перемещение в пространстве.
Чтобы в речи малыша было достаточно глаголов, родителям нужно комментировать действия. «Ванечка кушает», « Маша пьет», «Папа читает» и т.д.
Всего за полтора-два с половиной месяца свои первые фразы ребенок может превратить в правильные грамматические конструкции. Но для этого у него должен быть пример. Потому необходимо как можно чаще использовать простые фразы в игре.
Предлагаем вам несколько игр, направленных на развитие фразовой речи.
Игра «Что делают игрушки?»
Благодаря этой игре ребенок учит глаголы. Нужно показывать различные действия, которые совершают игрушки и комментировать их: «Мишка топает», «Мишка спит» и т.д. То же самое могут сделать и любые другие игрушки, которые есть у малыша.
Эта игра поможет понять, что двухсловную фразу можно применять в разных ситуациях. А чтобы у ребенка был стимул говорить именно фразами, делайте вид, что вы не понимаете его, если он опять заговорит однословными предложениями.
Игра «Волшебный мешочек»
Это усовершенствованный вариант предыдущей игры. В красивый мешочек, нужно сложить игрушки, а потом доставать их и задавать правильные вопросы. Сначала родители сами будут отвечать на эти вопросы, а потом этому научится и ребенок.
Достаем мишку.
– Кто это?
– Это мишка?
– Какой мишка?
– Большой (пушистый, коричневый, добрый) мишка.
– Как мишку зовут?
– Мишку зовут Топтыжка ( Тедди, Пантелей, Барни).
Кладем мишку на бочок.
– Что мишка делает?
– Мишка спит. Потом мишка может проснуться, побежать , покушать и т.д. Благодаря этой игре ребенок научится строить фразы самостоятельно. Во время игры словарный запас малыша пополняется не только глаголами, но и существительными, и прилагательными. Также ребенок усваивает несколько типов конструкций фраз. Если вы будете так играть, то ситуация, когда ребенок не говорит фразами, не станет для вас актуальной.
Игра «Кто убежал?»
Для игры перед ребенком нужно выложить несколько игрушек. Например: куклу, мишку, зайку. Сначала попросите, чтобы ребенок показал вам нужную игрушку.
Спросите: «Где кукла? Где мишка? Где зайка?»
Потом уберите игрушку на глазах у ребенка и произнесите: «Зайка убежал».
Спросите малыша: «Кто убежал?» и дождитесь полного ответа.
Повторите игру с другими игрушками. Сначала ребенок будет повторять за вами, потом самостоятельно отвечать на вопрос.
Вы сможете усложнить игру, используя больше игрушек, или попросив ребенка закрывать глаза, когда убираете игрушку.
Можно задавать дополнительные вопросы: «Куда убежал зайка? Какой зайка убежал?» Вместо игрушек можно использовать картинки или предметы быта.
Игра «Оденем куклу»
Даже такой «сложный» для ребенка процесс, как одевание, можно превратить в развивающую игру. Для этого нужно всего лишь сопровождать все свои действия комментариями и начинать одевание с игрушек.
Разложите заранее выбранную одежду и предложите ребенку помочь одеться кукле.
Для этого попросите найти нужный предмет:
«Найди платье (рубашку, шорты, носки)».
Когда ребенок выполнит задание, скажите: «Давай оденем куклу».
После того, как на кукле окажется нужный предмет одежды, прокомментируйте: «Мы надели платье. Кукла в платье».
Точно также можно одевать и самого ребенка. Не забывайте улыбаться и подбадривать ребенка, с хорошим настроением и одеваться быстрее, и овладевать правильной речью легче.
Игра «Стихотворный пример»
Развитие фразовой речи можно стимулировать чтением стихотворений. Для этого во время чтения знакомых стихов останавливайтесь в конце строчки. Пусть ребенок говорит последнее слово. Малыш может повторить не слово, а несколько строк. Игра расширяет словарный запас, дает пример правильного построения фраз и развивает чувство прекрасного. Рекомендую также познакомиться с другими играми на развитие словарного запаса.
Существует мнение, что мальчики начинают разговаривать фразами только после трех лет. Это не так. Девочки могут опережать мальчиков в речевом развитии, но не более чем на два-три месяца. Потому, конечно, не стоит ждать трехлетия. Овладение фразовой речью является важным этапом в когнитивном (познавательном) развитии малыша. Помогут в этом также словесные игры по развитию речи. Играйте в предложенные речевые игры регулярно, тогда и результаты будут впечатляющими и у девочек, и у мальчиков.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Работа над дикцией − обязательное условие для радиоведущих, телеведущих, бизнесменов, политических деятелей, поэтов и писателей. Педагоги уверяют, если улучшать речь с раннего возраста, взрослому человеку не понадобятся со временем специальные курсы и занятия по ораторскому искусству. Важно с детства приучать ребенка говорить правильно и красиво, что позволяет в будущем быть интересным собеседником. Текст для дикции и специальные упражнения помогают в любом возрасте развивать навык красноречия.
Что такое дикция и зачем она нужна
Дикция входит в основу техники речи, включает несколько показателей, без которых невозможно красивое произношение: четкую артикуляцию, манеру, правильность. В первом случае важна точность произношения звуков речи. Если артикуляция нечеткая, собеседника тяжело понять, речь становится невнятной. Про таких людей говорят «каша во рту». Связана нечеткость в основном со слабой работой артикуляционного аппарата.
Правильность артикуляции заключается в верном движении органов речи, участвующих в образовании звуков. Если язык, зубы, губы при произношении находятся в неправильной позиции, возникает дефект речи, которым занимается логопед. Проверка и выявление нарушений со стороны артикуляционного аппарата должна проводиться в дошкольном возрасте, когда легче получить быстрый и эффективный результат.
Манера произношения включает редукцию слогов (упрощение), темп, эмоциональный окрас речи, наличие недостатков. К последним относят:
- эканье − когда человек использует часто в речи вместо молчаливой паузы паразитические звуки: м, э и т. д., что заметно и раздражает собеседника;
- шумовые вздохи − в этике речи не принято делать глубокие придыхания перед началом предложения или его завершением;
- использование слов-паразитов − когда из-за скудности словарного запаса или банальной привычки человек часто использует между слов паразитарные высказывания: это, как бы, дескать, короче и т. д.;
- продление гласных звуков, когда человек пытается вспомнить что-то или мысленно строит следующее предложение;
- назализация − является вульгарной чертой речи, когда в разговоре последние гласные в слове произносятся в нос;
- чмоканье.
Перечисленные недостатки не украшают любого человека. Важно с раннего возраста приучать ребенка говорить правильно, ведь основные паразитарные слова, речевые привычки появляются в детстве и переходят во взрослую жизнь.
Как улучшить дикцию в любом возрасте
Повышать ораторское искусство можно и ребенку, и взрослому. Тренировка дикции зависит от выбора упражнений и текстов, исходного материала (отклонений в речи). Тексты для тренировки дикции и речи используются по принципу от простого к сложному. Начинать работу можно с сочетания сложных согласных. При проработке упражнения важно правильно произносить каждый отдельный звук, чтобы он был отчетливо слышен собеседнику. Сначала произносятся все буквосочетания, после выделяются основные, где говорение дается сложнее, чтобы оттачивать их.
Логопеды советуют при произнесении звуков следить за речевым аппаратом в зеркале. Рот, зубы, язык, губы, щеки должны активно двигаться, не находиться в одном положении. Если У, то это губы трубочкой, О − овалом, вытянутым вперед, А − широко раскрыт рот, Ш − зубы сомкнуты, рот в улыбке и т. д. Сначала слоги говорят медленно, четко выделяя отдельный звук, после нужно убыстрять темп, но не терять четкость произношения: ждр, крлп, мкрпв, мпнкр, смпрв, шнптм, кждо, аджвк, шлкат, кшто, шлотк, ктщ, щтко, кпт, тпк, вазтд, мкрт, джр, грлт.
От слогов можно переходить к словам. Задача остается постоянная: четко проговаривать каждый звук в слове, сначала медленно, после убыстряя темп. По завершении упражнения человек должен читать слова скоро, внятно, органы речевого аппарата работают активно − «живой рот».
Можно использовать следующие слова: бронетранспортер, ведомство, бодрствовать, здравствуйте, взбадривать, витийствовать, философствовать, мудрствовать, взбудоражить, сверхсущество, сверхвстревоженный, трансплантация, транскрипция, протестантство, попасть в ствол, контрпрорыв, всклочный, контролерша, билетёрша, пространство, паразитология, постскриптум, пункт взрыва, оканчиваются, приключенческий, синхрофазотрон, фенолфталеин, тетрагидроканнабинол.
В завершение разминки произнести несколько сложных предложений, после переходить к чтению тексов. Во время гимнастики важно следить за голосом. Он не должен скакать, меняться при произнесении сложных сочетаний или отдельных звуков. Нужно сохранять ровный окрас речи:
- Маша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
- Маше дали кашу, а Саше простоквашу.
- Трудновыговариваемые слова назвали трудновыговариваемыми потому, что их трудно выговаривать.
- У человека с плохо скоординированной координацией плохо скоординированная походка.
- Трубач по улице идет, труба поет, труба ревет, труба трубит.
- Маланья-болтунья болтала, болтала, что 33 корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Читать предложения нужно вслух, сначала медленно, после убыстряя темп. Можно брать отдельное и читать его с увеличением темпа, пока не будет достигнуто идеальное проговаривание в скоростном темпе.
Улучшение дикции у детей
Главная сложность у детей при произношении сложных слов − быстрая смена артикуляционной позиции, когда трудно перестроить речевой аппарат в зависимости от последующего меняющегося звука. Перед тем как начинать работать с малышом непосредственно над дикцией, нужно провести речевую гимнастику, направленную на улучшение артикуляции.
Проводят упражнения для развития мышц речевого аппарата:
- Произнести звук А, широко раскрыв рот. Ребенок должен представить, что говорит в рупор.
- Произнести звук О, максимально растянув губы.
- Упражнение «Улыбка», когда ребенок широко растягивает рот, произнося звук И.
- Произнести звук У, вытянув губы в трубочку на максимальное расстояние вперед.
Помогают настроить речевой аппарат перед чтением текстов для дикции дыхательные упражнения. Нужно учить ребенка правильно распределять дыхание:
- на глубоком вдохе проговорить слоги: «дом», «бом», «вон», сохраняя воздух до конца произношения, распределяя его на каждое слово;
- задуть воображаемую свечу, но медленно, постепенно выдувая воздух;
- произнести предложения, вначале первого слова брать незаметно глубокое дыхание, распределять его до конца: «У Тамары нашли пару сапог и 12 галош», «Мама любит Машу, а Маша любит маму».
Переходить к чтению текстов необходимо после артикуляционной разминки. Уделять подготовительному этапу не менее 15 минут. Логопеды в работе с дошкольниками и школьниками советуют использовать стихи, шутливые тексты, чтобы процесс обучения не был в тягость. Во время чтения важно следить за правильной артикуляцией, четкостью произношения каждого звука, постановкой голоса. Отработку дикции у детей проводят по следующим текстам, следуя главному правилу: от легкого к сложному.
- Читать текст, четко проговаривая звуки: ш, ж, ч, щ, ц:
«Черный чибис, не скучая, щебетал над чашкой чая. У ежа ежата, у ужа ужата. Хочешь есть калачи − не сиди на печи. Молодец против овец, а против молодца сам овца. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Два щенка щека к щеке щиплют травку в уголке. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.»
- Прочитать текст сначала медленно, следя за произношением отдельных звуков, после убыстряя темп.
Стишок веселит ребят и делает процесс работы над дикцией интересным. С данным текстом можно работать дополнительно: дать задание малышу прочитать его грустно, весело, зло, смеясь, сдержанно, спокойно, громко, тихо. Хорошо тренировать отдельные звуки: ч, р, к, с, прося ребенка интонационно и артикуляционно выделять их при прочтении.
Логопеды применяют на практике у дошкольников и школьников тексты с картинками. Они не только помогают улучшить дикцию, но и стимулируют развитие памяти, внимания, воображения, мышления, логики.
При работе с дошкольниками текст читает педагог (родитель), ребенок смотрит на картинку, продолжает предложение, проговаривает интонационно и четко все необходимые подражательные слова, упражнения в процессе чтения сказки, повторяет за взрослым. Школьник может самостоятельно читать сказку и выполнять задания. Взрослый только следит за четкостью, правильностью речи.
Улучшение дикции у подростков
Подросткам также необходимо начинать работу над развитием дикции после артикуляционной и дыхательной гимнастики. Упражнения должны быть направлены на постановку речевого аппарата, проговаривания отдельных звуков, сложных слов, предложений. В процессе работы одновременно нужно следить за дыханием: на начале предложения делать незаметный вдох, распределять его на оставшееся время до завершения речи. На следующем предложении снова повторять процедуру.
Для разминки подростку подойдут следующие предложения, упражнения. Это могут быть скороговорки, небольшие стихотворения, чистоговорки.
Сложные тексты для дикции необходимо брать после успешного проговаривания трудных скороговорок. При чтении текста важно соблюдать четкость произношения, тренировать правильную артикуляцию, переходя постепенно на увеличение темпа.
В работе с подростками тоже важно иметь интересный и необычный материал. В силу возраста дети могут подходить к занятиям неответственно. Правильно подобранные упражнения отвлекут и настроят на позитивный лад. Хорошо подходит в данном случае веселая китайская скороговорка.
Жили-были три китайца − Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони, и еще три китаянки − Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони. Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони… Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах, у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах, у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Улучшение дикции у взрослого
Тексты для развития речи и дикции взрослых отличаются от подростковых сложностью и объемом. Начинать работу над четким и правильным произношением логопеды советуют с трудных скороговорок. Любой оратор, диктор перед выступлением прорабатывает артикуляцию, чтобы настроить речевой аппарат на работу. Важно при подготовке к чтению сложных текстов на дикцию выполнять условия:
- при проговаривании скороговорки следить за положением речевого аппарата, он должен работать: губы, зубы, щеки, язык находятся в активном движении;
- при произношении чистоговорки выделять интонационно (протяжно или громче) определенный звук;
- начинать чтение с медленного темпа, постепенно убыстряя его;
- следить за дыханием, распределять его, не забывать брать воздух на последующем предложении.
Тексты нужно не просто читать, но и следить за правильностью произношения звуков, постановкой артикуляционного аппарата. Можно проводить упражнения перед зеркалом, чтобы следить за собой. С помощью текстов работают над четкостью проговаривания определенных звуков: ш, р, ч, к, с, щ, ц, л.