Фрагмент развития у ребенка интереса к школе

«Формируем интерес ребёнка к школе»

Ведущая роль в формировании представлений детей о школе принадлежит игре. Именно она направляет любознательность дошкольника на постижение окружающей действительности, порождает желание реально включиться в сложный мир взрослых. В процессе игры ребёнок  знакомится с различными профессиями, при этом сталкивается с тем, что ещё практически ничего не знает и не умеет. И его всему научат в школе.

Приоритет в вопросе образования ребёнка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребёнка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения в школе. Это означает, что педагоги ДОУ и родители, чьи дети идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у дошкольников были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы для осуществления принципиально новой для него деятельности – учебной.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка,  который необходим для успешного  усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к школе.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из её сторон так или иначе сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребёнка и состояние его здоровья  (физиологическая готовность) составляют фундамент школьной готовности.

Что же включает психологическая готовность ребёнка к школе? Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это готовность к усвоению определённой части культуры, включённой  в содержание образования, в форме учебной деятельности – представляет собой сложное образование, которое охватывает все стороны детской психики и включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности.

Базовыми качествами в структуре психологической готовности к школе к началу обучения в первом классе являются следующие качества:

– мотивы учения;

– зрительный анализ (образное мышление);

– уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

– способность принимать учебную задачу;

– вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);

– графический навык;

– произвольность регуляции деятельности;

– обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Итак, к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками.

Формирование мотивов, побуждающих к учению, – одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, их интерес к учебным занятиям.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

– положительных представлений о школе;

– желания учиться в школе;

– сформированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1.Поддерживатьинтерес ко всему новому, отвечать на  вопросы ребёнка, давать новые сведения о знакомых предметах.

2.Организовывать экскурсии в школу, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3.Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

4.Использовать загадки на школьную тему.

5.Подбирать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Интеллектуальная готовность не сводится к имеющемуся у ребёнка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие развивающие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребёнка к школе  являются хорошо развитые речь, восприятие, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребёнка, сравнивать предметы, находить различия и сходства, выделять целое и его часть, группировать предметы по определённым признакам, делать простейшие выводы и обобщения.

Личностная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, к учителям, самому себе. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает всё небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определённые усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Важными являются умение подчинять своё поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращённые к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания.

В данной статье обозначены основные компоненты школьной зрелости, даны ориентиры дошкольной подготовки ребенка. Но самое главное зависит от родителей.

Дорогие родители! Постарайтесь уделять ребёнку как можно больше внимания. Ведь если с самого начала дать проблеме развиться и засесть глубоко внутри маленького человечка, ешё не окрепшего физически и морально, то впоследствии решить её будет гораздо сложнее. Не оставляйте ребёнка наедине с его страхами и попытайтесь совместными усилиями сделать его учёбу в школе приятной и плодотворной.

Читайте также:  Возрастные этапы развития ребенка в россии

В завершении представляю практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

«Советы родителям будущих первоклассников»:

– как ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до рождения ребёнка, стараясь, чтобы беременность у мамы протекала без особых осложнений;

– после рождения ребёнка пытаться довести удельный вес всех неблагоприятных факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин;

– нужно заботиться о том, чтобы ребёнок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений;

– знать возрастные нормы и особенности Вашего ребёнка и , предъявляя ему требования ,лишь исходить из них;

– ни в коем случае не отвергать ребёнка, не ругать его, не занижать его самооценку;

– создать благоприятный климат для него в семье;

– любит, как и прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать;

– заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребёнка и своевременно их развивать;

– следит за умственным развитием ребёнка;

– создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки;

– читать ребёнку сказки и стихи, учить с ним песни, вместе слушать музыку, смотреть и обсуждать детское  кино, мультфильмы;

– водить в музеи, театры, цирк и зоопарк;

– дарить игрушки, необходимые для возраста;

– приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссёрскую игру;

– поощрять общение со сверстниками;

– воспитывать мир чувств;

– учить ребёнка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от Вас, пытаться уменьшать его тревожность;

– следить за состоянием здоровья,  и особенно перед школой обратить внимание на состояние нервной системы ребёнка, и если необходимо, заняться реабилитацией всех выявленных отклонений;

– если ребёнок зрел, то, даже несмотря на это, психологически готовить его к школе, ко всем трудностям, которые там ждут;

– если ребёнок недостаточно зрел к школе, нужно выбрать только то образовательное учреждение, которое порекомендуют на психолого-медико- -педагогической комиссии;

– выбирая школу для гиперактивного или медлительного ребёнка, нужно прежде всего выбирать учителя, который должен быть более спокойным и уравновешенным;

– поддерживайте ребёнка в его стремлении стать школьником;

– обсудите с ребёнком правила и нормы, с которыми он встретится в школе;

– ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться, и не исключено, что у него может что-то не сразу получится, ребёнок имеет право на ошибку;

– поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала – это самая важная эмоциональная поддержка: «Молодец!», «Ты хорошо справился!»

Использованная литература при составлении статьи:

1.Бардин А.В. Подготовка ребёнка к школе.- М., 1983.

2.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе». М., Владос., 2001.

3.Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог», № 15, 2010.

Данную статью подготовила педагог-психолог Сердюкова Е.А.

Источник

Юлия Агаева
Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе

В настоящее время занятость и инерция родителей, низкий уровень педагогической компетентности, чрезмерная заинтересованность детей интернетом, компьютерными играми, снижают интерес к обучению в его в школе. Нередко даже у первоклассников преобладает игровой мотив в обучении, а то и вовсе отсутствует интерес к обучению как к виду деятельности.

Одной из ведущих проблем в работе со старшими дошкольниками является своевременная подготовка детей к обучению в школе. Причем речь идет не столько о приобретении детьми навыков и умений, необходимых для успешного обучения в школе, сколько о формировании интереса к обучению.Здесь на первый план выдвигаются три основных направления: развитие познавательных процессов, формирование позитивного отношения к школе и развитие коммуникативных навыков.

Если у ребенка отсутствует интерес к обучению в школе, то в процессе обучения он будет испытывать определенные трудности. Поступление в школу не готового к обучению ребенка, у которого не сформирована мотивация, отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школьному обучению в целом.

Важнейший источник активности ребенка в учебном процессе – его интерес. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания. Что же способствует возникновению интереса? Назовем несколько основных факторов.Первый фактор – это оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового – трудно, мало нового – скучно. Необходимость этого отмечал К. Д.Ушинский: «Мы внимательны ко всему, что ново для нас, но не настолько ново чтобы быть совершенно незнакомым и поэтому непонятным. Новое должно дополнять, развивать или противоречить старому – словом быть интересным». Когда педагог злоупотребляет новизной и занимательностью, внимания притупляется также, как при столкновении с уже известным для ребенка. Второй, это определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда педагог не излагает объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторые «пространства» для мысли, дает возможность соучастия и познания нового. Третий – безотказное средство пробуждения внимания – это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Известно, что работа мысли начинается с вопроса, проблемы.Еще Платон утверждал: Начало познания – удивление.

Читайте также:  3 года развитие ребенка особенности игровой деятельности

Средством обострения интереса к привычному и обыденному является прием, называемый «отстранением». Прием этот способствует тому, что обычное начинает восприниматься как странное, удивительное, требующее осмысления. Он может использоваться везде, где требуется снять привычность, изменить угол зрения. Педагог часто использует занимательность как волшебный ключик к детскому вниманию. Но в учении не все может быть занимательным. Главный секрет интереса в успехах детей, в ощущении их роста, достижении трудного. Чем старше дети, тем значительнее для них достижение цели, радость преодоления.

Важно при подготовке старшего дошкольника к школе не научить его писать, считать и читать, а сформировать интерес к письму, цифрам и процессу чтения. Не нужно допускать ошибку навязчивого обучения по принципу «надо» или «ты должен». В противном случае, в дальнейшем обучение для ребенка будет просто обузой. Не менее важно научить ребенка общаться, развивать у него коммуникативные навыки. Общаясь без барьера со сверстниками, старший дошкольник не будет чувствовать комплексов, которые будут препятствовать формированию интереса к получению знаний.

Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении ребенка к объекту познания. Л. С.Выготский писал: «Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями».

Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.

Познавательный интерес является одним из обязательных компонентов умственного развития дошкольника. Познавательный интерес также имеет решающее значение для организации обучения в дошкольном возрасте, поскольку является основным составляющим понятия «мотивация обучения».

Обратимся к процессу развития познавательного интереса старших дошкольников. Решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка оказывает общение со взрослым. Однако в результате неадекватных педагогических воздействий формирование познавательных интересов, впрочем, как и познавательная активность ребенка, может затормаживаться.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов у дошкольников,выделяются следующие:

1. Увлеченная подача материалов. Увлечь ребенка может только увлеченный человек. В детском саду на первый план в формировании познавательных интересов выступает увлеченный педагог, интересный для детей человек.

2. Новизна материала. Детей увлекает то, что неизведанное для них. При этом необходимо учитывать, что интерес может возникнуть к материалу, который доступен детям в силу уровня их развития.

3. Показ практического применения знаний. Для возбуждения и, самое главное, поддержания интереса к объекту изучения в дошкольном возрасте, необходимо понимание ребенком, для какой практической деятельности ему могут пригодиться получаемые на занятии знания.

4. Чередование форм и методов обучения. Ничего так не убивает интереса, как однообразность методов и форм обучения. Необходимо чередовать различные формы и методы обучения в зависимости от тем занятий. Чередование форм обучения: экскурсия, занятие, игра, эксперимент, проект и пр. также способствует формированию и поддержанию интереса к объекту исследования.

5. Эвристичность обучения. Построение обучения в такой форме, которая позволяла бы детям «открывать» изучаемый объект, самостоятельно постигать его сущность, а не быть «ведомыми» воспитателем способствует формированию и поддержанию познавательного интереса дошкольников.

Увлеченная подача материала: изучаемое может заинтересовать, только если сам педагог заинтересован в материале и демонстрирует эту заинтересованность (интонационно, эмоционально).

Освоение материала желательно закрепить практическими действиями. Активность чрезвычайно способствует развитию познавательного интереса. Если удается воспитать «привычную» связь между активностью и познанием – фундамент устойчивого познавательного интереса уже заложен. Эта деятельность может быть мыслительного характера, художественно-творческого (отображение произведения в рисунках, лепке, театрализации, драматизации).

Готовые ответы в виде объяснений, разъяснений «убивают» познавательный интерес. Поэтому используется ряд методов, сменяющих друг друга, чтобы не возникало ощущения однообразия деятельности. К таким методам мы относим беседы-рассуждения, с обязательным участием детей. Причем педагог обязательно регулирует активность детей, позволяя высказаться и самым активным, постепенно вовлекая с помощью вопросов в обсуждение малоактивных.

Еще одним методом развития устойчивого познавательного интереса у дошкольников является постановка «проблемных вопросов». Такие вопросы не всегда могут способствовать раскрытию содержания произведения, иногда они направлены на изучение образов, внутреннего мира героя, но основная их задача – спровоцировать детей на мыслительную деятельность, создать условия, чтобы процесс познания стал активным, самостоятельным и полученный умозаключений результат стал своеобразной «наградой» ребенку. Детям не всегда просто уловить аллегории, метафорические смыслы, в этом случае педагог помогает наводящими вопросами. Зато, когда открывается смысл метафоры автора, наступает некое «просветление», дети совершенно иначе воспринимают все прочитанное. Впоследствии в каждом новом рассказе или сказке они стремятся увидеть то, что скрыто. Не всегда это получается самостоятельно (в силу возраста, но интерес к познанию сути произведения становится довольно устойчивым).

Драматизация, разыгрывание по ролям способствует не только углубленному пониманию сути произведения, характеров персонажей, но и, являясь практическим методом, влияет на развитие устойчивого познавательного интереса. Однако для этого педагог должен не позволять детям перейти ту тонкую грань, которая располагается между обучением, познанием и игрой ради игры. В этом, как правило,помогают наводящие вопросы: «Разве Петя был такой? Почему тогда он помог своему другу?» и пр. При этом педагог не просто делает замечания-ремарки, но провоцирует детей на ответы, осмысленные выводы. В процессе проигрывания ролей для ребенка становится привычной потребность разобраться в сути героя, в причинах его поступков. При этом в драматизации участвуют не только дети, разыгрывающие роль, но и «зрители», которые с помощью побуждающих вопросов подсказывают «актерам» как лучше выразить определенных героев.

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 2 до 3

«Создание ситуации успеха» – удачный прием формирования интереса у старших дошкольников к обучению в школе. Педагогу необходимо помнить, что успех движет ребенка к действию. И если даже у него не совсем что-то получается, нужно не сделать за него, а найти отправную точку и побудить к деятельности.

«Метод критического мышления» позволяет ребенку самому разобраться, дать ответ на заданный вопрос, постепенно подойти к решению. Старшие дошкольники самостоятельно учатся анализировать, находить, ассоциировать, перечислять и действовать. Этот метод привлекателен тем, что здесь не существует неправильных ответов. Его можно использовать как в индивидуальной работе так с группой детей. При использовании данного метода формируется интерес к получению новых знаний.

«Метод активного слушания». У ребенка в дошкольном возрасте часто меняются интересы. Здесь нечего нет плохого. Главное помнить педагогу и родителям, что интересующие темы ребенка необходимо раскрыть, рассказать ему про то, что ему интересно. Но не менее важно всегда выслушать дошкольника, принять его предположения и мысли, подвести его к самостоятельному умозаключению и создать условия для последующего интереса к чему-либо. Необходимо проявлять гибкость и умение ненавязчиво помочь и принять. Если однозначно отвергнуть предположения ребенка, назвать их неправильными, навязать ему свои «взрослые», мудрые мысли, у ребенка не остается шансов для развития интереса, вы просто даете ему готовые ответы и пользы от них в развитие не вносится. Рекомендуется выслушать, принять, привести примеры, довести до ребенка с помощью его же ответов и вопросов к истине.

«Проектный метод». Уникальность данного метода состоит в том, что уже в дошкольном возрасте ребенок учится целеполаганию, самостоятельно воплощать свои идеи, проектировать, преобразовывать, видеть готовый продукт, самостоятельно применять на практике имеющиеся знания. Этот метод строится на личном интересе, развивает познавательные навыки. Роль взрослого – направить, организовать.

Познавательный интерес – не умение и навык, приобретаемый единовременно, как, скажем, умение различать прозу и стихи; понимание свойств геометрических фигур и пр.

Это познавательная склонность, развивающаяся поступательно, на протяжении длительного времени, поэтому развитие познавательного интереса, формирование его устойчивости должно происходить в рамках практически всех занятий в старшем дошкольном возрасте. При этом важнейшими методами должны быть увлеченность самого педагога, чередование методов развития и обучения, а также активизация познавательных процессов ребенка с помощью использования активных форм участия ребенка в занятии.

Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуйте его ею, позаботьтесь о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, и что ребенок будет действовать сам, педагогу же остается только руководить и направлять его деятельность. Интерес выступает как сильное необходимое средство в успешном обучении ребенка. Следует отметить, что создание условий, развивающая среда, подручные средства, а не покупные игрушки и компьютер, благотворно влияют на формирование интереса старшего дошкольника к обучению. Важен момент взаимодействия дошкольного учреждения, которое посещает ребенок и родителей. Воспитатели, которые щедро делятся успехами детей в детском саду, их достижениями, умениями и склонностями, которые дают родителям грамотные рекомендации, способствуют выбору правильной стратегии в воспитании и развитии их ребенка.

Интерес это главный стимул к формированию мотивации обучения, развития познавательных процессов и обогащению интеллекта в целом. Чтобы ребенок проявлял интерес к обучению в школе, чтобы у него возникло желание учиться, он должен уметь это делать.

Ведь если только задуматься мир для ребенка открывается или ребенок открывает мир? Познание мира начинается с первых самостоятельных движений и действий ребенка. А вот как он его поймет этот мир, зависит от взрослого. Даже если вы не знаете ответ на заданный вопрос ребенка, попытайтесь найти ответ вместе, поисследуйте. Нет таких детей, которые совершенно ничем не интересуются. Главное найти отправную точку и проявить искренне «интерес» к «интересу». Ребенок как губка впитывает все от взрослых и копирует все роли как в зеркале, и если мы будем ему только задавать задания, а сами заниматься своими делами, успеха мы в формировании интереса к обучению не достигнем. Покажите как вам это интересно, и вы увидите результат. Интерес у старших дошкольников к обучению в школе необходимо формировать, это явление самостоятельно лишь может проявиться в каких- то моментах или действиях. Для успешного обучения в школе нам взрослым необходимо закрепить, поддержать интерес, сформировать установку, что процесс познания нового – это интересно и важно и мы это поддерживаем и поощряем.

Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Устойчивый интерес проявляется от успешности полученных результатов. Интерес реализуется в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном деятельностном отношении к обучению.

Источник