Формы в психическом и личностном развитии ребенка

Формы в психическом и личностном развитии ребенка thumbnail

Татьяна Колесникова
Основопологающие законы психического и личностного развития детей

ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность.

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личность,а именно: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Значимым периодом в возрастном развитии личности являются отрочество и юность. Диагностика и самодиагностика личности особенно важны в этот период, когда молодой человек усваивает социальные нормы, примеряет на себя различные социальные статусы и формирует навыки исполнения социальных и психологических ролей. Выявление резервов личностного развития становится важной задачей.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками. Но очень ценно, если эти качества проанализированы научно.

Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

Каждый человек имеет свои психологические особенности. Нет на земле двух одинаковых людей. Каждому присущи особенности, которые определяются в психических процессах: отдельный индивид обладает свойственным только ему восприятием, субъективной памятью и особенностями ее процессов.

Уровень интеллектуального развития, такие качества, как внимание и воображение, также отличаются индивидуальными особенностями. Каждый человек – неповторимая личность.

Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям, темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами. У каждого человека свои личностные установки, правила и нормы жизни.

Сегодня, в начале XXI в. наблюдается процесс дицелерации (замедление темпов развития). Современные дети по всей совокупности морфологических характеристик значительно уступают своим родителям в их детстве, и этот процесс, исходя из предположений антропологов, по всей вероятности будет продолжаться. Вместе с тем в связи со стремительными темпами научно-технического прогресса наши дети более информированы и эрудированы. Существуют ли специфические, характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на этот вопрос принципиально важен как для современной науки, так и для практики организации учебно-образовательного процесса. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что изучение закономерностей развития познавательных способностей и их формирования в учебной деятельности в период роста и развития человека является одной из актуальных теоретических и научно-практических задач современности.

2. Понятие условий и источников развития.

Концепция Д. Б. Эльконина

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития.Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

С точки зрения Л. С. Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному. Поэтому не удивительно, что центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности.

Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии, – наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций – это понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде. В современных концепциях в основе детского развития так же лежат, если не наследственные, то биологические процессы приспособления.

По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. По К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи, “присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов”. В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.

Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь – средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Л. С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо, рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.

Детское развитиеимеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.

Условия развития позднее были более подробно описаны А. Н. Леонтьевым. Это морфофизиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены в движение деятельностью субъекта. Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности также не врожденны, они формируются, причем первая потребность – потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.

По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Важно отметить, что развитие и обучение – это разные процессы. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. “Развитие, – пишет он, – есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях”.

Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.

Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее – подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известна теперь психологам всего мира.

Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, “зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день“.

Д. Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить системе “ребенок в обществе”, а не “ребенок и общество”, чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе “ребенок в обществе”, то радикально меняется характер взаимосвязи, да и само содержание систем “ребенок – вещь” и “ребенок – отдельный взрослый”, выделенных европейской психологии как две сферы детского бытия. Д. Б. Эльконин показывает, что система “ребенок – вещь” по сути есть система “ребенок – общественный предмет”, так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предмет ми и происходит формирование ребенка как члена общества.

Система “ребенок-взрослый” превращается, по Д. Б. Эльконину, в систему “ребенок – общественный взрослый”. Это происходит потому, что для ребенка взрослый – носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников, конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями.

Д. Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах “ребенок – общественный предмет” и “ребенок – общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка. Другое дело, пишет он, что “этот единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны”.

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов.С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивалисьих интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т. д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

По нашему мнению, одной из важных причин катастрофического ухудшения здоровья современных учащихся является также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их учебно-познавательной деятельности. Именно неправильные организация и нормирование интеллектуальных и информационных нагрузок, ведут к переутомлению школьников. И как результат – недомогания и различного рода заболевания.

Источник

Психическое развитие ребенка

Когда малыш появляется на свет, он умеет спать, сосать, глотать, плакать. Но уже буквально через 12 месяцев кроха осваивает ходьбу и произносит первые слова, а через 5-6 лет учится читать и писать. Как происходит психическое развитие ребенка на протяжении всего периода взросления? Как из маленького кричащего комочка он превращается в логично рассуждающего, умного взрослого человека?

Факторы, влияющие на психическое развитие ребенка

Раскрывая тему психического развития ребенка, мы познакомимся с необходимым минимумом информации о нервной системе и психике. При этом будут рассматриваться важные факторы, влияющие на формирование и развитие психических процессов. Это:

  • биологические и генетические особенности — какие у ребенка заложены особенности нервной системы, физические данные, творческие задатки. Насколько развит головной мозг, сформирован речевой аппарат;
  • влияние окружающей среды — как формируют ребенка семья, группа в детском саду, школьный класс, спортивная секция, драматический кружок, друзья, улица;
  • воспитание — личностные качества, которые ближайшее окружение будет формировать в ребенке как собственным примером, так и специальными воспитательными приемами;
  • обучение —  как развивать память, аналитическое мышление, речь, внимание, воображение, целостное восприятие окружающего мира.

О психическом развитии — его факторах, видах, диагностике, методиках работы с детьми будем говорить в этой рубрике.

Постараемся также дать родителям предельно полезные советы по проблемному поведению детей, сложностям их психического становления.

Этапы формирования психики ребенка

Формирование психики ребенка начинается еще до рождения малыша. Нервная система включается в работу в первой трети беременности, позволяя малышу двигаться, ворочаться, сосать пальчик.

Развитие психики ребенка включает в себя различные умения и навыки:

  • двигательное развитие и познание собственного тела;
  • эмоциональное развитие;
  • речевое становление;
  • появление и развитие мышления, формирование базы знаний;
  • появление и развитие сложных форм обработки информации, переход с простой стадии на более сложную.

Выделяют несколько стадий развития психики ребенка:

  • 1-я стадия — развитие двигательных функций и зарождение первых психологических реакций. Начинается с момента рождения и длится приблизительно до 12 месяцев;
  • 2-я стадия — развитие сложных двигательных функций, появление речи, зарождение чувственной сферы. Характеризуется  осознанием собственного Я. Продолжается приблизительно до 3-х лет;
  • 3-я стадия — развитие эмоциональной сферы, совершенствование речевого общения, зарождение мыслительных процессов (с 3 до 12 лет);
  • 4-я стадия — созревание мыслительной деятельности, развитие логического мышления, формирование сложных абстрактных понятий ( с 12 лет).

Следует помнить, что каждый малыш индивидуален и развивается с собственной скоростью, но сильное опережение стандартов или задержка развития требует контроля со стороны специалистов.

1-я стадия психического развития

первая стадияПервый год жизни малыша характеризуется интенсивным созреванием нервной системы и активной подготовкой психики ребенка к разностороннему развитию.

В момент рождения нервная система крохи еще очень несовершенна. Все действия мальчиков и девочек обусловлены врожденными безусловными рефлексами, направленными на обеспечение организма питанием, защитой.

В первые недели жизни большинство реакций нервной системы — реакция на внутренние или внешние раздражители (кроха чувствует голод, приближение мамы). На протяжении первых трех месяцев нервная система обрабатывает первичную информацию об окружающем мире, составляет базовое понимание о приятном и неприятном.

В результате процессов, происходящих в нервно-психическом развитии, к 3 месяцам у ребенка появляются новые реакции:

  • улыбка на приятные ощущения;
  • новые звуки;
  • попытки контролировать движения своего тела.

С 3-4 месяцев движения ребенка все больше поддаются условным рефлексам, контролю. В этот период кроха учится управлять ручками, познает свое тело.

К первичным знаниям об окружающих предметах добавляются дополнительные знания о вкусе, о звучании.

К 6 месяцам малыш достаточно хорошо овладевает движениями ручками и ножками, становится физически сильнее, ему уже хочется узнать, что находится дальше доступного для взора.

К году, благодаря развитию двигательных навыков, количество и качество информации, получаемой ребенком от основных органов чувств, многократно возрастает. Головной мозг активно обрабатывает полученные данные, формирует общее представление о предметах и их свойствах.

Параллельно с двигательным развитием на первых месяцах жизни формируются первые эмоции и чувства. Вначале проявляются негативные реакции на голод и боль, выражающиеся плачем и криком. В основном они носят рефлекторный характер.

К 3-м месяцам начинают проявляться условные (связанные с определенными внешними условиями) эмоции:

  • улыбка;
  • возгласы.

Первичные условные позитивные эмоции вызываются знакомыми и приятными для малыша событиями и предметами:

  • приближение мамы;
  • появление перед глазами груди, бутылочки.

Эмоциональная реакция на игрушки появится ближе к 6 месяцам.

Постепенно расширяя познания о предметах, формируя первичную базу знаний, малышу к 9 месяцам доступны новые эмоции:

  • ревность;
  • удивление.

Их появление свидетельствует о:

  • зарождении познавательного отношения к предметам;
  • начальном этапе появления долговременной памяти;
  • развитии возможности сосредотачивать внимание на отдельном предмете.

В этот период память, как основной инструмент психики, еще слабо развита, но для ее развития ребенку нужно находиться в “хороших” условиях, ощущать любовь и теплоту родителей, развивать физические умения.

2-я стадия психического развития ребенка

вторая стадияУсловно 2-я стадия психического развития ребенка начинается с того момента, когда малыш начинает учиться ходить. При этом:

  • усложняются двигательные реакции;
  • формируются новые навыки;
  • открываются новые, неизведанные горизонты.

Умение ходить вносит в жизнь маленьких мальчиков и девочек:

  • множество новых эмоций;
  • развивает возможность общения с людьми;
  • многократно увеличивает объем доступной информации.

С года до 3 лет происходит качественный перелом в восприятии окружающих предметов. Ребенок теперь не просто перемещает игрушки с места на место, а пытается осознанно понять их особенности, возможности, предназначение. От предметной деятельности постепенно переходит к игровой. Теперь карапуз не только стучит погремушкой об пол, он пытается понять, почему она издает шум.

Для 2-й стадии развития психики ребенка характерно активное развитие речи. Если до года ребенок общался преимущественно звуками и интонациями, то в течение последующих 2-х лет речь преображается, становится наполненной большим количеством слов, словосочетаний, предложений.

Для формирования психики ребенка характерно зарождение волевых качеств, проявление настойчивости. Малыш теперь не только хочет получить возможность изучить предмет, он требует этого, применяя доступные методы воздействия на окружающих людей. Через волю, настойчивость, познание своих возможностей у ребенка зарождается осознание собственного Я. Итогом психологического развития на 2-й стадии становится кризис 3-х лет.

Обычно к 2,5 — 3 годам малыш отделяет себя от родителей. Пытаясь соответствовать своему восприятию собственного Я, кроха проявляет повышенное желание контролировать свою жизнь, все делать самому, но двигательного развития для этого пока недостаточно. На фоне этого несоответствия происходят кризисные явления (в основном, истерики, смена настроения, попытка командовать взрослыми).

Если до 3-х лет скорость развития психических функций в большей степени зависела от наследственных и биологических факторов, то с 3-х лет основное влияние имеют:

  • воспитание;
  • обучение;
  • влияние окружающих людей.

С появлением осознанного восприятия собственного Я у ребенка начинают проявляться элементарные эстетические представления, познавательные эмоции. Удивление от увиденного начинает сменяться любознательностью.

3-я стадия психического развития ребенка. От 3 до 12 лет

третья стадияНа третьей стадии психического развития ребенка происходят процессы формирования глубоких, устойчивых эмоциональных реакций. Ребенок начинает испытывать такие важные чувства, как симпатия, привязанность.

С развитием психо-эмоциональной сферы ближе к 6 годам проявляются чуткость и забота, дружба, долг и другие морально-нравственные качества.

Наиболее качественно малыш может понять те нормы морали, которые может прочувствовать и представить. Самый доходчивый способ объяснить сыну или дочке правила поведения — наглядный образ героя, который попадает в сложную ситуацию:

  • сказки и рассказы;
  • мультфильмы;
  • детские фильмы (после 6 лет).

В психике ребенка продолжает накапливаться все больше информации. Постепенно малыш учится не только запоминать предложенный материал, но и применять к нему различные аналитические операции, формировать взаимосвязи, находить аналоги. Все эти операции доступны пока только с применением наглядного примера, умение выполнять их в уме постепенно появляется после 10 лет.

Речь наполняется большим количеством слов, используемых в правильной форме.

С 3 до 12 лет происходит видимое преображение используемых слов, ярко выражено словотворчество. Мальчики и девочки любят поиграть с разными слогами, создавая их

Между 3 и 12 годами продолжают развиваться и усложняться:

  • восприятие;
  • ощущения;
  • память;
  • внимание.

Психическая система ребенка  к 12 годам уже обладает большинством функций, доступных взрослым людям.

4-я стадия психического развития. С 12 лет и старше

4 стадияС 12 до 17 лет психическое развитие ребенка проходит завершающий этап. В этот период происходит завершение формирования мыслительной деятельности.

Дети учатся рассуждать и выстраивать логические цепочки. Опираясь на полученные ранее знания, мальчики и девочки учатся делать умозаключения, формируют собственное отношение ко всему происходящему.

На 4-й стадии ребенку становится доступным абстрактное мышление, оперирование фактами вне наглядных действий.

К 14 годам дети могут рассуждать, как взрослые, принимать осознанные решения, активно участвовать в жизни семьи.

4-й период психического становления ребенка — время отрицания. В этот период мальчики и девочки уже не воспринимают сказанное родителями или учителями на веру, они ищут доказательств. Обостренные эмоции: чувство справедливости, поиск правды, вместе с непонятными для ребенка изменениями, связанными с половым развитием, часто влияют на отношения между родителями и детьми.

“Время бунта” — подростковый возраст позволяет ребенку через кризис прийти к полноценному психологическому становлению.

Психическое развитие ребенка — сложный, многогранный процесс, который происходит в течение всего периода взросления. Для нормального, качественного закрепления всех необходимых знаний, умений, эмоций, детям необходимы нормальные условия, которые позволят учиться на положительных примерах в интеллектуальной и доброжелательной обстановке.

Все статьи по психическому развитию детей

Источник