Формы социально коммуникативного развития ребенка
Формы работы по социально коммуникативному развитию детей
Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:
1. Построение организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.
2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.
3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей. Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно-логопедического маршрута для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т.д.; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал. Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к коррекции речи детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГТ и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.
Формы работы с детьми
Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен быть подразделен на 4 составляющих:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность
• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
• просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
• создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
• наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
• проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
• оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
• викторины, сочинение загадок;
• инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
• рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
• продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;
• слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;
• подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;
• пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;
• танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребёнком плясовых движений, совместные действия детей., совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;
• физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно – диагностические, учебно- тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
•
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов
• физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
• социально – личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;
• познавательно – речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения ( пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);
• художественно – эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.
Самостоятельная деятельность детей
• физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);
• социально – личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
• познавательно – речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно – ролевые игры, рассматривание книг и картинок: самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно – печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки – вкладыши, парные картинки);
• художественно – эстетическое развитие: предоставление возможности детям самостоятельно рисовать, лепить, конструировать(преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукции картин, иллюстраций, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и прю), слушать музыку.
Источник
Консультация для педагогов по теме:
«Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Целевыми ориентирами по ФГОС стали:
– Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
– Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.
– Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.
Основные задачи работы по социально-коммуникативному развитию в программе «От рождения до школы»:
1)Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
- Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
- Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
- Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
- Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Воспитание культурно-гигиенических навыков;
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
- Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
- Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
4) Формирование основ безопасности
- Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
- Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте задачи – развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте – обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
Методы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:
1) Методы формирования социального повeдения:
– Упрaжнения;
– Поручeние;
– Требoвание;
– Вoспитывающие ситуации.
2) Методы формирования социального сознания:
– Объяснeние;
– Уговор;
– Внушение;
– Просьба;
– Этическая беседа;
– Пример.
3) Методы стимулиpoования:
– Поощрение;
– Соревнoвание;
– Одoбрение;
– Награждение.
Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
1)Развитие игровой деятельности
– Сюжетно-ролевые игры;
– Подвижные игры;
– Театрализованные игры;
– Дидактические игры;
– Занятия;
– Экскурсии, наблюдения;
– Чтение художественной литературы, видеоинформация;
– Досуги, праздники, народные игры;
– Самостоятельная деятельность дошкольников;
– Изобразительная деятельность;
– Труд в природе;
– Экспериментирование;
– Конструирование;
– Наблюдение.
2) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
– Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видеофильмов, театрализованные постановки;
– Индивидуальная работа во время утреннего приема;
– Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);
– Дежурство;
– Самообслуживание;
– Тематические досуги (совместно с узкими специалистами);
– Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хоровые игры, игры с правилами); дидактические игры; сюжетно – ролевые игры, подвижные игры; театрализованные игры;
– Продуктивная деятельность.
3) Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности:
образ Я, семья, детский сад, родная страна, наша армия (со старшей группы), наша планета (подготовительная группа).
– Викторины;
– КВН;
– Познавательные досуги, тематические досуги, чтение, рассказ, экскурсия;
– Тематические досуги;
– Создание коллекций;
– Проектная деятельность;
– Исследовательская деятельность;
– Сюжетно – ролевая игра;
– Дидактическая игра;
– Настольно-печатные игры;
– Продуктивная деятельность, дежурство.
4) Формирование патриотических чувств
– Познавательные беседы;
– Развлечения, моделирование, настольные игры, чтение, творческие задания, видеофильмы;
– Дидактическая игра;
– Наблюдение;
– Упражнение;
– Рассматривание иллюстраций;
– Изобразительная деятельность.
5) Формирование чувств принадлежности к мировому сообществу:
старшая подготовительная к школе группа
– Познавательные викторины, КВН, конструирование, моделирование, чтение;
– Объяснение;
– Напоминание;
– Наблюдение;
– Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, театрализация.
6) Формирование основ собственной безопасности:
ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок и улица.
– Беседы, обучение, чтение, объяснения, напоминание, упражнения, рассказ, рассматривание иллюстраций;
– Продуктивная деятельность;
– Целевые прогулки, рассказы;
– Дидактические и настольно-печатные игры;
– Сюжетно-ролевые игры;
– Минутка безопасности;
– Показ;
– Объяснения;
– Обучения;
– Напоминание;
– Рассматривание иллюстраций,
– Творческие задания.
7) Развитие трудовой деятельности
7.1.Самообслуживание
– Чтение художественной литературы, поручения, игровые ситуации, досуг
– Объяснение, обучение, напоминание,
– Дидактические, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры.
– Рассматривание иллюстраций
7.2. Хозяйственно – бытовой труд
– Обучение коллективный труд, поручения,
– Дидактические игры,
– Продуктивная деятельность,
– Экскурсии.
– Обучение, показ, объяснение, трудовые поручения, участие совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте атрибутов для игр детей и книг, уборка постели после сна, сервировка стола, самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их.
Творческие задания, дежурство, задания, поручения.
7.3. Труд и природа
– Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседа, чтение художественной литературы, дидактическая игра, просмотр видеофильмов, целевые прогулки.
– Показ, объяснение, обучение, напоминания, дежурство в уголке природы,
– Дидактические и развивающие игры,
– Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями уголка природы,
– Продуктивная деятельность, ведение календаря природы,
– Тематические досуги
7.4. Ручной труд
– Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность
– Показ, объяснение, обучение, напоминание,
– Дидактические и развивающие игры,
– Трудовые поручения,
– Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей, подклейке книг, изготовлений пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности,
– Продуктивная деятельность,
– Работа с природным материалом, бумагой, тканью,
– Игры и игрушки своими руками.
7.5. Формирование первичных представлений о труде взрослых
– Экскурсии, наблюдения;
– Встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов;
– Рассказы, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр видео;
– Обучение;
– Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры;
– Практическая деятельность.
Основными формами коррекционной групповой работы с воспитанниками являются:
– игры (коммуникативные,сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);
– тренинговые упражнения;
– беседа;
– наблюдение;
– педагогическая ситуация;
– слушание музыки;
– рисование;
– релаксационная гимнастика;
– чтение художественных произведений с последующим анализом.
А во время проведения индивидуальной работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется такие формы работы, как:
– игротерапия;
– арт-терапия;
– тренинговые упражнения;
– психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
– Анкетирование, тестирование родителей, выпуск газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.
– Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
– Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.
– Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу.
– Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
– Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.
– Изучение и анализ детско-родительских отношений с целью оказания помощи детям.
– Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.
– Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.
– Повышение правовой культуры родителей.
– Консультативные часы для родителей по вопросам предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребенка.
– Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».
– Аудио- и видео записи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоем доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).
Вывод:
Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников, является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию, так как проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. И только благодаря совместной работе ДОУ и родителей, мы можем вырастить самостоятельных, уверенных в себе, успешных членов общества.
Список литературы:
1. Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова; М. А. Васильева. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Москва, 2012.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
3. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. М., 2007.
4. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
5. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
6. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
7. Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 201
Источник