Формы социально коммуникативного развития ребенка

Формы работы по социально коммуникативному  развитию детей

Личностно-ориентированные технологии можно использовать в следующих формах:

 1. Построение организационного момента к занятию в целом или к конкретному заданию. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.

 2. Использование инсценировок и этюдов при проведении занятий по развитию связной речи. Этот прием помогает сделать ребенка активным субъектом деятельности, позволить ему реализоваться в театрализованной деятельности. При этом детям позволяется самим выбрать роли, распределить их между собой, учитывая индивидуальные потребности и возможности участников инсценировки. После проведения этюда, инсценировки, необходимо обязательное обсуждение, рефлексия и подведение итогов. Данный вид деятельности используется мной при планировании занятий по развитию связной речи, что способствует повышению мотивации к занятию, развитию интонационно-выразительной стороны речи, эмоциональной сферы, регулятивных качеств личности.

 3. Построение индивидуальных коррекционных маршрутов, исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей. Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно-логопедического маршрута для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т.д.; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал. Таким образом, мной активно и повседневно используются личностно-ориентированные технология, что позволяет подойти к коррекции речи детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГТ и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен быть подразделен на 4 составляющих:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-тренирующего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность

•  игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно – ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

•  просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

•  чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

•  создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

•  наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

•  изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

•  проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

•  оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

•  викторины, сочинение загадок;

•  инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

•  рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

•  продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

Читайте также:  Г домана гармоничное развитие ребенка скачать бесплатно

•  слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

•  подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

•  пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

•  танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических   движений,  показ ребёнком  плясовых движений, совместные действия детей., совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

•  физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно – диагностические, учебно- тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

•  

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

•  физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

•  социально – личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

•  познавательно – речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения ( пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

•  художественно – эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.

Самостоятельная деятельность детей

•  физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде и пр.);

•  социально – личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

•  познавательно – речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно – ролевые игры, рассматривание книг и картинок: самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно – печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки – вкладыши, парные картинки);

•  художественно – эстетическое развитие: предоставление возможности детям самостоятельно рисовать, лепить, конструировать(преимущественно во второй половине дня), рассматривание репродукции картин, иллюстраций, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и прю), слушать музыку.

Источник

Консультация для педагогов по теме:

«Формы и методы реализации задач целенаправленного социально-коммуникативного развития дошкольников»

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, так как приобщение к социальному миру всегда было приоритетным в процессе формирования личности ребёнка. Поэтому данное направление является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.

 Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Целевыми ориентирами по ФГОС стали:

– Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

– Уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим. Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других.

– Владение ребенка различными формами и видами игры. Понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Основные задачи работы по социально-коммуникативному развитию в программе «От рождения до школы»:

1)Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Читайте также:  Развитие детей узнай способности своего ребенка

2) Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание

  • Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности;
  • Воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.

3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

  • Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо);
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

4) Формирование основ безопасности

  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе;
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них;
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.

В среднем дошкольном возрасте задачи – развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.

В старшем дошкольном возрасте – обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.

Методы реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:

1) Методы формирования социального повeдения:

– Упрaжнения;

– Поручeние;

– Требoвание;

– Вoспитывающие ситуации.

2) Методы формирования социального сознания:

– Объяснeние;

– Уговор;

– Внушение;

– Просьба;

– Этическая беседа;

– Пример.

3) Методы стимулиpoования:

– Поощрение;

– Соревнoвание;

– Одoбрение;

– Награждение.

Формы работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

1)Развитие игровой деятельности

– Сюжетно-ролевые   игры;

– Подвижные игры;

– Театрализованные   игры;

– Дидактические   игры;

– Занятия;

– Экскурсии, наблюдения;

– Чтение художественной литературы,   видеоинформация;

– Досуги, праздники, народные  игры;

– Самостоятельная деятельность  дошкольников;

– Изобразительная деятельность;

– Труд в природе;

– Экспериментирование;

– Конструирование;

– Наблюдение.

2)   Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со  сверстниками и взрослыми

– Беседы, чтение художественной литературы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, экскурсии, праздники,  просмотр видеофильмов, театрализованные постановки;

– Индивидуальная работа во время утреннего приема;

– Культурно-гигиенические процедуры (напоминание);

– Дежурство;

– Самообслуживание;

– Тематические досуги (совместно с узкими специалистами);

– Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, хоровые игры, игры с правилами); дидактические игры;  сюжетно – ролевые игры, подвижные игры;   театрализованные игры;

– Продуктивная деятельность.

3)   Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности:

образ Я, семья, детский сад, родная страна, наша армия (со старшей группы), наша планета (подготовительная группа).

– Викторины;

– КВН;

– Познавательные досуги, тематические   досуги, чтение, рассказ, экскурсия;

– Тематические досуги;

– Создание коллекций;

– Проектная деятельность;

– Исследовательская   деятельность;

– Сюжетно – ролевая игра;

– Дидактическая игра;

– Настольно-печатные игры;

– Продуктивная деятельность, дежурство.

4) Формирование патриотических   чувств

– Познавательные беседы;

– Развлечения, моделирование, настольные игры, чтение,   творческие задания, видеофильмы;

– Дидактическая игра;

– Наблюдение;

– Упражнение;

– Рассматривание иллюстраций;

– Изобразительная деятельность.

5)  Формирование чувств принадлежности к мировому сообществу:

старшая   подготовительная к школе группа

– Познавательные викторины, КВН, конструирование,   моделирование, чтение;

– Объяснение;

– Напоминание;

– Наблюдение;

– Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность,   театрализация.

6) Формирование основ   собственной безопасности:

ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок и  улица.

Читайте также:  Закономерности развития факторы влияющие на психическое развитие ребенка

– Беседы, обучение, чтение, объяснения, напоминание,  упражнения, рассказ, рассматривание иллюстраций;

– Продуктивная деятельность;

– Целевые прогулки, рассказы;

– Дидактические и настольно-печатные игры;

– Сюжетно-ролевые игры;

– Минутка безопасности;

– Показ;

– Объяснения;

– Обучения;

– Напоминание;

– Рассматривание иллюстраций,

– Творческие задания.

7) Развитие трудовой   деятельности

7.1.Самообслуживание

– Чтение художественной литературы, поручения, игровые   ситуации, досуг

– Объяснение, обучение, напоминание,

– Дидактические, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры.

– Рассматривание иллюстраций

7.2. Хозяйственно – бытовой   труд

– Обучение коллективный труд, поручения,

– Дидактические   игры,

– Продуктивная деятельность,

– Экскурсии.

– Обучение, показ, объяснение, трудовые поручения,   участие совместной со взрослым в уборке игровых уголков, участие в ремонте   атрибутов для игр детей и книг, уборка постели после сна, сервировка стола,   самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для   занятий, убирать их.

Творческие задания, дежурство, задания, поручения.

7.3. Труд и природа

– Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседа,   чтение художественной литературы, дидактическая игра, просмотр видеофильмов,   целевые прогулки.

– Показ, объяснение, обучение, напоминания, дежурство в   уголке природы,

– Дидактические и развивающие игры,

– Трудовые поручения, участие   в совместной работе со взрослым в уходе за растениями  уголка   природы,

– Продуктивная деятельность, ведение календаря природы,  

– Тематические досуги

7.4. Ручной труд

– Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная   деятельность

– Показ, объяснение, обучение, напоминание,

– Дидактические и развивающие игры,

– Трудовые поручения,

– Участие со взрослым по ремонту атрибутов для игр детей,   подклейке книг, изготовлений пособий для занятий, самостоятельное   планирование трудовой деятельности,

– Продуктивная   деятельность,

– Работа с природным материалом, бумагой, тканью,

– Игры и игрушки своими руками.

7.5. Формирование первичных представлений о труде взрослых

– Экскурсии, наблюдения;

– Встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов;

– Рассказы, чтение,  рассматривание иллюстраций, просмотр видео;

– Обучение;

– Дидактические игры, сюжетно – ролевые игры;

– Практическая   деятельность.

Основными формами коррекционной групповой работы с воспитанниками являются:

– игры (коммуникативные,сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические);

– тренинговые упражнения;

– беседа;

– наблюдение;

– педагогическая  ситуация;

– слушание музыки;

– рисование;

– релаксационная  гимнастика;

– чтение художественных произведений с последующим анализом.

А во время проведения индивидуальной работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется такие формы работы, как:

– игротерапия;

– арт-терапия;

– тренинговые упражнения;

– психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

– Анкетирование, тестирование родителей, выпуск   газеты, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с   семьей.

– Привлечение родителей к участию в детском празднике (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).

– Проведение тренингов с родителями: способы решения   нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах воспитания.

– Распространение инновационных подходов к   воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу.

– Привлечение родителей к совместным мероприятиям по   благоустройству и созданию условий в группе и на участке.

– Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий, создание тематических альбомов.

– Изучение и анализ детско-родительских отношений   с целью оказания помощи детям.

–  Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребенка.

– Беседы с детьми с целью формирования уверенности в том, что их любят и о них заботятся в семье.

– Повышение правовой культуры родителей.

– Консультативные часы для родителей по вопросам  предупреждения использования методов, унижающих достоинство ребенка.

– Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя   семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Мое настроение».

– Аудио- и видео записи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоем доме самый главный? Кто самый  добрый? За что ты себя любишь? и др.).

Вывод:

Социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников, является одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию, так как проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. И  только благодаря совместной работе ДОУ и родителей, мы можем вырастить самостоятельных, уверенных в себе, успешных членов общества.

Список литературы:

1.        Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова; М. А. Васильева.  Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Москва, 2012.

2.        Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.

3.        Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста.  М., 2007.

4.        Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.

5.        Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.

6.        Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.

7.        Собкин В.С., Скобельницина К.Н., Иванова А.И. и др. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII, Вып.XXIX. – М.: Институт социологии образования РАО, 201

Источник