Формы работы для развития способностей ребенка

Формы работы для развития способностей ребенка thumbnail

Статья «Формы работы для развития детей с признаками одаренности»

Учитель начальных классов

МКОУ «НОШ № 22»

Сарагаева В.Ш.

Осознание в обществе важности проблемы развития одаренности в детстве постоянно возрастает. В 2012 г Президентом РФ была утверждена «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», существует «Рабочая концепция одаренности», созданная в рамках Федеральной программы «Одаренные дети».XXI век – век трудоемких и жизнесберегающих технологий. Он не возможен без анализа и совершенствования процесса сохранения интеллектуального потенциала, как национальной идеи и программы на государственном уровне.

Проблема развития одаренности и творчества в различных сферах жизни (науке, технике, искусстве, спорте, человеческих отношениях) в последнее время всё больше привлекает внимание ученых и практиков. Только через развитие человеческого капитала, основу которого составляют разнообразные способности человека, возможен инновационный прорыв России.

Надо отметить, что российское общество в настоящее время испытывает особый дефицит в людях, способных к социальному творчеству, в том виде одаренности, который называется социальной. Этот вид одаренности в настоящее время недостаточно изучен, а в большинстве публикаций по проблемам одаренности речь идет лишь об интеллектуальной одаренности.

В «Профессиональном стандарте учителя» отмечается, что необходимо наполнить профессиональный стандарт учителя новыми компетенциями, в том числе и в работе с одаренными обучающимися. Работа учителя с одаренными детьми заключается в выявлении, развитии и адресной поддержке одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность – это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности . Одаренные дети подвержены диссинхрониив развитии разных сфер психики. Так, ребенок по интеллектуальному развитию может опережать сверстников на 2-4 года, а по произвольной регуляции своего поведения может даже отставать от своего возраста.Дис – приставка, образует глаголы и существительные со значением отсутствия или противоположности. Диссинхрония – рассогласованное состояние систем взаимосвязанных психических явлений, несбалансированность когнитивного, эмоционального, физического развития. Распространенным примером диссинхронии является слабое развитие мелкой моторики у некоторых интеллектально одаренных детей в младшем школьном возрасте. Другим, менее распространенным, но еще больше драматичным примером диссинхронии является дислексия.Также одаренные дети являются эмоционально лабильными, тревожными, им сложно социализироваться, так как при взаимодействии с людьми они часто испытывают напряжение и дискомфорт.

Поэтому в развитии способностей у детей с признаками одаренности особенно важен развивающий характер образовательной среды и индивидуальный подход. Основные критерии:

  • Образовательная среда должна быть насыщена разнообразными видами технических, гуманитарных, физических и духовно-нравственных видов деятельности.

  • Многопрофильность образовательного пространства, в котором представлены разные виды учебной и внеурочной деятельности позволит детям «найти себя», проявит творческий потенциал развития. Обогащение одаренных детей чаще всего происходит за счет дополнительных занятий.

  • Ускорение обучения(обучение с опережением).

Работу с одаренными детьми мы начинаем с первых дней их пребывания в школе. Занимательные упражнения, ребусы, головоломки – все это способствует развитию мышления учеников.На лицах учеников можно наблюдать удивление, интерес и радость от возникшей догадки. А для нас учителей, важно не только вызвать интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие года.

Работа с одаренными или высокомотивированными детьми диктует определенные требования к личности педагога:

  • Желание работать нестандартно

  • Поисковая активность, любознательность

  • Знание психологии одаренных детей

  • Готовность педагога к работе с одаренными детьми

Конечно, рамки урока не дают возможность полностью раскрыться одаренным детям, поэтому максимально используется внеурочная деятельность по предмету, индивидуальные занятия, которые дают огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей. Работа содаренными и высокомотивированными обучающимися, их выявление и развитие должны оставаться одним из важнейших аспектов деятельности школы.Для описания таких детей у нас, у педагогов, в ходу привычные формулировки «быстро (мгновенно, сразу, с ходу) соображает, схватывает на лету», «легко решает самые сложные задачи», «мыслит по-своему», «проявляет творческий подход». Можно выделить такие операции психики: приобретение знаний – обучаемость, применение знаний – интеллект, преобразование знаний – креативность, творческая способность (с ним связано воображение, фантазия, порождение гипотез и пр.).

Работа с одаренными детьми проводится также посредством расширения системы олимпиад, творческих конкурсов, состязаний, фестивалей, выставок детского творчества по различным номинациям, отражающим сферы области знаний, культуры и искусства.

Эти условия в наибольшей степени созданы в системе внеурочной деятельности, введенной ФГОС НОО. Внеурочная деятельность обеспечивает ребенку, прежде всего, свободу выбора деятельности, безоценочность и сотрудничество. Особенность этого пространства еще и в том, что в нем свободным является не только ребенок, но и учитель. В этом пространстве легко создается ситуация вызова и сотрудничества, что необходимо для продуктивного развития творческой активности ребенка.

В работе с обучающимися с художественной одарённостью, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности, активно использую национально – региональный компонент образовательного стандарта, который формирует у учеников целостное представление о национальной художественной культуре, ее достойном месте в культуре народов мира.Ученица Дельгира успешно участвовала в конкурсах поделок, рисунков. На День города отнашей ОО была организована персональная выставка ее работ. Работы оригинальны, отличались разнообразием использованного материала: пазлы, песок, пластилин, пайетки, ткань и т.д. (Просмотр видео).

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными и высокомотивированными детьми:
– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

– принцип стимулирования интеллектуально-творческих способностей обучающихся в урочной деятельности;
– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

– принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

– принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с высокомотивированными детьми:
– осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
– создание и постоянное совершенствование методической системы работы с высокомотивированными детьми;
– признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одарёнными и мотивированными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы;
– включение в работу с мотивированными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определёнными качествами:
– учитель для одарённого ребёнка является личностью, готовой, прежде всего, сотрудничать;
– взаимодействие учителя с одарённым учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
– учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Можно выделить следующие методы обучения, помогающие в работе с высокомотивированными детьми:

  • исследовательские;

  • поисковые;

  • проблемные;

  • проектные

  • мозговой штурм

  • групповая дискуссия

Формы работы с одарёнными и мотивированными учащимися:

  • предметные олимпиады;

  • интеллектуальные марафоны;

  • различные конкурсы и викторины;

  • проекты по различной тематике;

  • выполнение творческих работ.

  • подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.

  • подготовка и участие в классных олимпиадах.

  • участие в конкурсах чтецов.

  • развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.

  • помощь высокомотивированных обучающихся слабоуспевающим в шефских парах.

Пример. Очень интересен прием Э.ДеБоно, который передается тремя словами «плюс, минус, интересно». Смысл его заключается в том, что детям предлагается на рассмотрение любая проблема, но непременно неожиданная:

Что случится, если все люди будут одеваться в одинаковую желтую одежду? При решении проблемы дети должны выделить все возможные достоинства, недостатки и то, что трудно соотнести с «плюсом « и «минусом» ( категория «интересно»).

Очень важно!Развитию высокомотивированных детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.

В заключении хочется сказать, что каждый человек индивидуален, каждый ученик-раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь. Задача педагога – увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что скрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное.

Тема доклада неисчерпаема, можно много говорить о формах и методах работы с одаренными детьми. И у каждого педагога они свои, наработанные годами, подходящие для конкретных детей. Нужно помнить о том, что работа с высокомотивированными детьми ставит перед учителем задачи, решение которых требует творческой активности, напряжения всех сил, проявления его индивидуальности.

Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.

«Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель — я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освободить скрытые силы человечества»- писалУэллс Г.

В этих словах выдающегося английского писателя и заключается, по моему мнению, работа учителя с высокомотивированными обучающимися – «освободить скрытые силы…».

Источник

Система работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля.

Портрет способного ребёнка

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает фантазией, воображением.

6. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

7. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

8. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов

Цели и задачи системы работы по развитию способностей детей.

 Цель – выявление, обучение, развитие способностей детей, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого ученика успешным.

Задачи:

  1. Создание условий для оптимального развития детей.
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления. инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
  3. Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
  4. Стимулирование творческой деятельности детей.

Методы и формы работы по развитию способностей детей в практике работы.

1)Диагностический

Для лучшей адаптации детей к школе в первом классе в сентябре работаю по межпредметной модульной программе «Первый раз, в первый класс». На этом этапе уже можно определить детей, которых можно отнести к категории способных. Эти дети имеют более любознательные, испытывают радость от своего труда, нравится работать над загадками, головоломками, активно участвуют в разных конкурсах. Наряду с этим также можно определить детей не готовых к школе, то есть познавательная активность низкая, больше  любят играть или же вообще не проявляют интереса к игре и т.д.

Совместно с психологом школы проводится диагностика Беседа о школе   (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Время проведения:  сентябрь

Цель:  –  выявление сформированности внутренней позиции школьника

        –  выявление мотивации учения

Оцениваемые УУД: действия, направленные на  определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Также в период адаптации проводится первичная диагностика способностей детей по наблюдениям учителя, проводится она по шкалам: познавательной, мотивационнной, творческой, лидерской. Каждый пункт шкалы оценивается безотносительно к другим. По своим наблюдениям ставлю оценку, которая отражает, насколько часто я наблюдала проявление какой-либо характеристики. Оценки по разным шкалам не суммируются. Оценки: 1 – 1 – если почти никогда не наблюдается эта характеристика; 2 – если наблюдается эта характеристика время от времени; 3 – если наблюдается эта характеристика довольно часто; 4 – если наблюдается эта характеристика почти всё время.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа по развитию способностей должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

2) Работа по развитию способностей

Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

– проблемно-развивающее обучение,

– проектно-исследовательская деятельность,

– игровые технологии (деловые игры и путешествия),

– информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)

– творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

На уроках создаю ситуацию познавательного затруднения, при которой дети поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одна из следующих форм развития способностей детей, организация проектной деятельности. Когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Организация проектной деятельности способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:

  • самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
  • находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
  • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
  • проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • применять научные методы исследования;
  • оформлять свои работы;
  • рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.

Внеурочная деятельность.

К ней относятся следующие виды деятельности:

– предметные недели

– театрализованные праздники

– олимпиады и конкурсы по предметам

– разновозрастные предметные, интегрированные модули «Калейдоскоп», «О, Еравна, размах твоих крыльев широк», «Птицы родного края», «Секреты орфографии», «Читаем сами», «Еравна и Я».

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. У детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники – особая форма работы, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации у детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

Для развития способностей детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе создаются и постоянно пополняются банки заданий олимпиад по различным образовательным областям. Участие в районной олимпиаде «Умники и умница».

Интернет- ресурс, заочные конкурсы.

Участие детей в заочных конкурсах на сайтах «Учи.ру», «Гуламта», «Русский медвежонок», «Родное слово» и другие.

Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….». (Лев Николаевич Толстой)

Формы работы
– творческие мастерские;
– групповые занятия в классе и в разновозрастной группе

– кружки по интересам;
– конкурсы;
– интеллектуальный марафон;
– участие в олимпиадах;
– работа по индивидуальным планам;
– научно-исследовательские конференции.

Формы и методы творческого обучения младших школьников

Применяю дифференцированный подход, разнообразные формы и методы творческого обучения.

Постепенное приближение младших школьников к самостоятельному решению проблем осуществляется с помощью частично- поискового или эвристического метода. Одним из приемов данного метода является эвристическая беседа.

Суть такой беседы заключается в том, что заранее продумываются вопросы, каждый из которых стимулирует ученика на осуществление небольшого поиска. Путем рассмотрения всех вопросов ученики разбираются в новом для них явлении..

Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

3) Работа с родителями

Проводится работа с родителями, которые являются союзниками и помощниками учителя в работе с детьми.

Содержание работы учителя с родителями состоит в следующем:

  • повышение психолого – педагогических знаний родителей;
  • включение родителей в учебно – воспитательный процесс;
  • взаимодействие школы и родителей в развитии способностей ребёнка

Уважение интересов и возможности каждой семьи

Система работы с родителями решается через:

1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.

2.  Чтение лекций для родителей.

3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.

4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.

Показатели эффективности:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
  4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями.
  5. Для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в обучении и развитии ребенка, в портфолио представлена таблица, где заносятся результаты и достижения ребенка по направлениям.

Источник