Формы коррекции отклонений развития ребенка
Наталья Мартынова
Формы и виды коррекционной работы
«Формы и виды коррекционной работы»
Цель коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуально-групповых занятий должна быть направлена на общее развитие, а не тренировку отдельных психических процессов или способностей учащихся.
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей ребенка, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
1. Формы коррекционной работы
Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы (тренинги)
Основное их содержание составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных задач. Важным элементом занятий должны быть психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного климата, сплочение и организационное развитие коллектива. Работа, ориентированная на группу, крайне необходима.
Психолог должен следить за процессом становления группы как психологической общности, понимать, какие нормы и ценности лежат в ее основе, осознавать особенности межличностного взаимодействия. В его интересах помочь сформироваться зрелой группе с разветвленной системой взаимоотношений и благоприятным эмоциональным климатом. Для этого на протяжении всего периода существования группы необходимо уделять внимание развитию и поддержанию групповой динамики. В этих целях используются ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия, сотрудничества и совместного поиска участников, соревновательные упражнения и т. д. Но надо помнить, что длительное существование стабильной группы (как детской, так и взрослой) может привести к развитию таких внутригрупповых процессов и отношений, которые, будучи весьма важными и значимыми для ее членов, начнут приходить в противоречие с целями и задачами психолога и препятствовать реализации основной цели.
Одной из проблем содержания развивающей работы является вопрос о количестве игр и упражнений, используемых в ходе занятий. Замечено, что наибольший развивающий эффект достигается тогда, когда наиболее полно используются потенциальные возможности каждого упражнения, включенного в занятие, а не за счет увеличения количества упражнений. Это означает, что, с одной стороны, в работу следует включать сложные, многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач, а с другой стороны, каждое упражнение необходимо проделать несколько раз, усложняя его и передавая функции ведущего участнику. Если упражнение полностью отработано, но нравится детям (взрослым, можно продолжать выполнять его до тех пор, пока к нему не утратится интерес.
2. Перегрузка занятий новизной и разнообразием снижает эффективность и значимость проводимой работы. Чтобы этого не произошло, необходимо разработать общую структуру развивающих занятий (тренингов): ритуал начала занятия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, ритуал окончания.
3. Ритуал начала и окончания занятия. Это очень важный момент групповой работы, способствующий сплочению участников, созданию атмосферы группового доверия и принятия, что очень важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы группой в процессе обсуждения или предложены психологом. Их необходимо выполнять регулярно, начиная с первого занятия. Желательно, чтобы в ходе встреч функция контроля за выполнением ритуала перешла к участникам занятий.
4. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, настраивает на продуктивную групповую деятельность. Она может проводиться как в начале занятия, так и между отдельными упражнениями. Разминочное упражнение надо выбирать с учетом актуальности для данной группы и предстоящей работы, потому что одни упражнения позволяют поднять настроение и настроить человека на работу, а другие, напротив, предназначены для снятия эмоционального напряжения.
5. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение определенной задачи. Как говорилось выше, предпочтение отдается многофункциональным упражнениям, в которых можно отработать много моментов, например развитие внимания, социальных навыков, личностное осмысление и др. Важны также порядок предъявления упражнений, т. е. их последовательность, и их количество.Последовательность упражнений предполагает смену психофизического состояния участников: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и т. д. Упражнения надо выстраивать в порядке усложнения, от простого к сложному. Желательно, чтобы их количество было не более трех.
6. Рефлексия – это оценка занятия, которая дается на эмоциональном уровне (понравилось, не понравилось, смысловом (для чего мы это делали, что это нам дало). Рефлексия прошлого занятия дает возможность вспомнить, что интересного и познавательного было на предыдущей встрече.
7. Для получения положительных результатов и большей эффективности занятия следует проводить 1–2 раза в неделю в течение 4–5 недель. Объем занятий зависит от запроса и целей групповой (тренинговой) работы, но желательно не менее 10 часов.
Нетрадиционные формы групповой развивающей работы
Нетрадиционные формы групповой развивающей работы со школьниками отличаются от тренинговой и коррекционно-развивающей работы организацией и содержанием. К таким формам относятся обучающая психодиагностика и общешкольные психологические программы.
Обучающая психодиагностика – это групповые тестирования, психологическое просвещение и групповая консультация. Данные мероприятия могут проводиться как на классных часах, так и во внеурочное время. Надо отметить, что запросы на эти мероприятия поступают как от учителей, так и от учащихся старших классов.
Используемый диагностический материал может быть разнообразным по содержанию: это и методики по изучению личностных особенностей и межличностных отношений, и профориентационные методики, и т. п. Данные, полученные в ходе обучающей психодиагностики, очень информативны и могут быть использованы в составлении коррекционно-развивающих программ (тренингов, при проведении консультаций.
Общешкольные психологические программы – это психологические олимпиады, конкурсы, соревнования и общешкольные игры психологического содержания, психологический клуб для детей, различные акции и другие мероприятия, которые психолог может разработать сам в зависимости от запроса.
Целью психологической олимпиады является привлечение максимального числа школьников к постановке и решению психологических проблем. Олимпиада проходит в несколько туров. Изначально это не соревновательное, а развивающее мероприятие, поэтому вопросы первого тура вывешиваются за несколько дней до соревнования. Желательно,чтобы содержание вопросов было увлекательным: расшифровать смысл жестов и поз, придумать различные типы людей по предлагаемому критерию и т. д. Во втором туре проверяются психологическая наблюдательность, воображение и др.
Психологические соревнования и конкурсы ориентируют школьников на демонстрацию своих психологических возможностей, когнитивных функций (память, внимание, воображение и др., самоконтроля и саморегуляции, навыков межличностного взаимодействия и т. п.Желателен многоступенчатый отбор участников: сначала внутри класса, затем внутри параллели и, наконец, между параллелями.
Психологические игры предполагают включение всей школы в определенную психологическую деятельность на более или менее длительный срок. Примером такой игры может послужить одно-двухдневная игра «Радуга». Ее содержание связано с применением цветовой диагностики. Утром, при входе в школу, всем ученикам и педагогам предлагалось определить свое настроение с помощью цвета и опустить квадратик соответствующего цвета в общую урну.Урн две: одна – для учащихся, другая – для преподавателей. Выбирать предлагается из нескольких фиксированных цветов (можно взять четыре-пять основных цветов: красный, зеленый, желтый, черный, серый). В течение учебного дня после обработки данных вывешиваются результаты в виде диаграммы. По окончании занятий проводится та же процедура, а наутро вывешиваются вечерние результаты и все сравнивают утренние и вечерние данные.
3. Виды коррекционной работы
К видам коррекционной работы относят психологическое консультирование.
Видыпсихологического консультирования:
1) интимно-личностное консультирование – это консультации, в ходе которых человек решает личностные проблемы (недовольство самим собой, проблемы интимных отношений и др.);
2) семейные консультации – это консультирование по вопросам, касающимся семейных отношений (оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных отношениях и др.);
3) психолого-педагогическое консультирование – направлено на решение проблем воспитания и обучения детей;
деловое консультирование, в ходе которого решаются деловые проблемы (выбор профессии, организация труда, ведение деловых переговоров и др.).
4. Психологическое консультирование отличается от других видов практической психологической помощи тем, что в ходе консультаций психолог в основном дает советы, а их практическая реализация – дело самого клиента; основная психокоррекционная работа проводится клиентом самостоятельно, без помощи психолога; психодиагностика сводится к минимуму, преимущественно идет наблюдение за поведением клиента; психолог-консультант не несет ответственности за конечный результат, а отвечает лишь за правильность своих выводов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой. Психолог играет активную роль в избавлении клиента от проблем, так как именно он предпринимает необходимые действия, роль клиента при этом пассивна. Необходимо непосредственное личное общение клиента с психологом.
Психолог несет непосредственную ответственность за конечный результат своей работы, так как сам занимается коррекцией психологии и поведения клиента, сам реализует свои выводы и рекомендации.
Психотерапевт, занимающийся практической коррекцией, обязан профессионально владеть психотерапевтическими методами, так как в их применении заключается основная часть его работы.
К видам коррекционной работы так же относят:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
– развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
•
развитие навыков каллиграфии;
•
развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекцияотдельных сторон психической деятельности:
•
развитие зрительного восприятия и узнавания;
•
развитие зрительной памяти и внимания;
•
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
•
развитие пространственных представлений ориентации;
•
развитие представлений о времени;
•
развитие слухового внимания и памяти;
•
развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.Развитие основных мыслительных операций:
– навыков соотносительного анализа;
•
навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
•
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
•
умения планировать деятельность;
•
развитие комбинаторных способностей.
4.Развитие различных видов мышления:
•
развитие наглядно-образного мышления;
•
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, а также специалистов ППМС в школе осуществляются следующие видыобучения для детей с ОВЗ:
•
индивидуальный и дифференцированный подход (в рамках основной программы);
•
обучение в щадящем режиме;
•
индивидуальное обучение (обучение на дому) по коррекционным программам;
•
дополнительное образование по психологическим и педагогическим коррекционно-развивающим программам.
Благодаря этому осуществляется коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий.
Здоровьесберегающие условия обеспечивают оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил.
Список литературы
• 1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика // Дефектология, 1997. -№2. С. 32-40
• 2. Асмолов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М., 1995
• 3. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М., 1997.
• 4. Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С. Н.Бокова: В 2 т. – Ростов-на-Дону, 1996.
• 5. Бондаренко Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3. С. 12-26
• 6. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / Материалы международной научно-практической конференции –М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003.
• 7. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Пер. с нем. – М., 1991.
• 8. Бтажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. – №5 – с. 30
• 9. Бтажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. – №1 – с. 11
• 10. Виноградова А. Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. – М., 1991.
• 11. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1997г.
• 12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс, 1994.
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина»
(ФГБОУ ВПО «АГАО»)
Педагогический факультет
Кафедра методики начального образования
Педагогическая коррекция типических отклонений в поведении детей
Реферат
по дисциплине «Коррекционная педагогика в начальном образовании »
Выполнила студентка
Н–ZМНО5081 группы
Левякова Наталья Петровна
Преподаватель
Чичканова Ирина Николаена
Оценка __________________________
«______»_____________20____г.
__________________________________
подпись
Бийск – 2013
Содержание
- Введение…………………………………………………………………….3
- Правила работы с детьми с отклонениями в поведении…………………4
- Заключение…………………………………………………….……….…11
- Список использованной литературы……………………………….……12
Введение
Поведение – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.
Различные недостатки в поведении детей школьного возраста сдерживают становление произвольности – важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.
Проблема детской трудности помолодела и о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, ребёнок действительно стал трудным или повзрослел. А может, он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами, может, он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребенок зачастую ребенок с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ними очень непросто.
Правила работы с детьми с
типическими отклонениями в поведении
Предупреждение и преодоление типических отклонений в поведении –
целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода. Он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечение “трудного” к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей, нормализацию и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к “трудным” детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.
Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей. Самая сложная задача учителя и родителей найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выбрать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.
Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей возможно при соблюдении 3 основных факторов:
1 – профилактическая работа, которая предполагает как можно более ранее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей;
2 – не поверхностное объяснение поступков, а глубокий педагогический анализ (выявление подлинных причин, дифференцированный подход к устранению);
3 – не использование отдельной изолированной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребёнка (т.е. изменение всей системы взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением). НО! Эффективное построение такой системы возможно только в результате совместных усилий как самого ребёнка, так и родителей, воспитателей, учителей.
В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребёнка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.
Общие правила, которые необходимо соблюдать
в работе с детьми, имеющими те или иные недостатки в поведении.
1. Акцентируйте внимание на поведении, а не на личности ребёнка.
Т.е. реакция взрослого на неприемлемое поведение ребёнка должна демонст-рировать, что «Ты хороший и можешь быть ещё лучше, а вот твоё поведение сейчас ужасно».
2. Объясняя ребёнку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегайте слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.п. Т.К. субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребёнка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения проблемы.
3. Разбирая поведение ребёнка, ограничьтесь обсуждением того, что произошло сейчас. Т.к. обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребёнка и взрослого на мысль, что сегодняшнее происшествие – что-то неизбежное и неисправимое.
4. Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. Т.е. надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос; оставлять последнее слово за собой; оценивать характер ребёнка; использовать физическую силу втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему; делать обобщения типа: «Ты всегда так поступаешь»; сравнивать одного ребёнка с другим.
5. Демонстрировать детям модели желательного поведения.
6. На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями.
Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребёнка в школе, его достижениях, успехах и трудностях.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ?
- Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
- Санкция должна соответствовать поступку.
- Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
- Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
- Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
- Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
- Используйте удивление для реагирования на агрессию.
- Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
- Требуя чего-либо, учитываёте возможности ребёнка.
- Попытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
- Дайте понять ребёнку, что он любим.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ?
- Старайтесь объективно оценивать ситуацию и на делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
- Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
- Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
- Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
- Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
- Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ?
- Выясните причину тревожности.
- Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
- Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
- Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей вашего ребёнка.
- Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
- Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
- Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ?
- Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
- Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
- Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
- Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
- Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
- Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
- Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте у него уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим недостатки.
- Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.
- Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЁНКОМ?
- Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
- Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
- Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
- Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить чувство его собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
- Если не реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЁНКОМ?
- Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
- Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
- Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
- Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
- Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
- Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
- Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат так далёк от желаемого, а в лучшем случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ?
Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
- Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дизфункции.
- Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
- Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
- Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
- Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
- Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
- Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
- Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, где необходима вынужденная неподвижность.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ?
Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.
- Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он это заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
- Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ИНЕРТНЫМ РЕБЁНКОМ?
Для инертных учащихся главная проблема – трудности при включении в деятельность, поэтому им нельзя:
- Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
- Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
- Их нельзя спрашивать в начале урока.
- От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
- Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
Заключение
К школьному возрасту в процессе общения со взрослыми (а потом и со сверстниками) у ребенка формируется определённый поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение какое поведение он будет культивировать».
Младший школьник, сохраняя прежние формы общения со взрослыми, учится деловому сотрудничеству и управлению своим поведением уже в учебной деятельности. Таким образом, управление своим поведением – это важнейшее новообразование старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Если ребёнка часто критикуют – он учится ненавидеть.
Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.
Если ребёнка часто высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребёнка часто позорят – он учится жить с чувством вины.
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребёнка часто хвалят – он учится быть благодарным.
Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить в людей.
Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо относиться к себе.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!
Список использованной литературы
- Коррекционная педагогика в начальном образовании Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др. – М. «Академия», 2001
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
- Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебное пособие для пед. Вузов [текст] / С.Ю. Бородулина. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004. – 352с.
Источник