Формы и методы работы по развитию творческих способностей ребенка

Формы и методы работы по развитию творческих способностей ребенка thumbnail

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Одним из основных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования, является, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Главное на пути создания такой атмосферы – развитие чувства психологической защищенности у детей. Критические высказывания в адрес детей и создания у них ощущения того, что их предложения неприемлемы или глупы, приводят к подавлению их творческих способностей. К мыслям, которые высказывают дети, следует относиться с уважением. Учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Так же особое значение в развитии творческих способностей детей имеет обстановка и среда. Помещение, где проходят занятия детей, должны быть устроены так, чтобы в соответствии с выбранной темой и типом проведения занятия дети имели возможность свободно перемещаться по классу, который должен быть снабжен всевозможными материалами и оборудованием, предоставляемыми в полное распоряжение детей. А педагог должен стать консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функцию контроля за происходящим, педагог дает возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Задача педагога – помочь ребенку встать на этот путь [13].

Существуют различные специальные методы, направленные на развитие творческих способностей.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Существуют методы: практические, наглядные, словесные.

К практическим методам относятся упражнения, игры.

Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно-исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. К наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми желательно сочетать все эти методы друг с другом.

В процессе организации обучения направленного на развитие творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования [8]. Он предполагает:

  • – перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
  • – самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
  • – комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как “…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно, а иногда и объективно новое” Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

  • – сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • – сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • – формы представления противоречий (явные, скрытые).

Многие занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

  • 1. Каждая игра представляет собой набор задач.
  • 2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
  • 3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
  • 4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  • 5. Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей.
  • 6. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия:
    • – развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
    • – задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
    • – творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Сказка будит эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.

Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, однако значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Игра создает положительный эмоциональный фон, при котором все психические процессы протекают наиболее активно. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, обостряются чувства, он искренне переживает изображаемые события. Создавая эффективные условия для развития игр, взрослые помогают развитию творческих способностей, раскрытию творческого потенциала ребенка.

Читайте также:  Таблицы для оценки физического развития ребенка подростков

Психологические игры высвобождают энергетический потенциал, пробуждают воображение, фантазию, способствуют развитию креативности и личностному росту в целом. Ребенок, получивший подобный опыт, чувствует себя в жизни более уверенно и радостно, более адекватно реагирует на происходящее вокруг, полно и целостно воспринимает мир, себя и других.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ “помощи” детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы : метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др.

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Одним из основных условий развития творческих способностей на занятиях в учреждении дополнительного образования, является, создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений.

Существуют различные специальные методы, направленные на развитие творческих способностей. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Существуют методы: практические, наглядные, словесные.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Источник

Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Опираясь на исследования Г.С. Альтшуллера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Т.В. Кудрявцева, можно выделить следующий компонентный состав творческих способностей дошкольников:

  • творческое мышление;
  • творческое воображение;
  • и применение методов творчества детьми в процессе выполнения проблемных и творческих заданий.

Согласно Н.А. Ветлугиной, к последним относятся:

  • дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала;
  • создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов;
  • применение известного в новых ситуациях;
  • самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания;
  • нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в их применении;
  • быстрота реакции, находчивость в действиях, хорошая ориентировка в новых условиях; подражание образцу, но применение его при воплощении новых образов;
  • нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий.

При этом выделяется исследователями – Г.В. Тереховой, Н.Ю. Посталюк и др. авторами – выделяется несколько направлений работы с детьми по развитию их творческих способностей, каждому их которых соответствуют свои группы традиционных и нетрадиционных форм и методов педагогического воздействия.

Читайте также:  План индивидуальный маршрут развития ребенка в детском саду

Первое направление работы – реализация системы творчески заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, которая способствует:

  • накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть – целое);
  • рассмотрение их в противоречиях, обуславливающих их развитие;
  • моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем.

Методы, которые здесь используются: наглядно-практические методы, в основном, методы сериации и классификации (традиционные) и методы формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются занятия и экскурсии.

Второе направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивает накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет:

  • рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
  • находить фантастические применения реально существующим системам;
  • осуществлять перенос функций в различные области применения;
  • получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

В основном, здесь традиционно используются словесные и практические методы. Нетрадиционно – целый ряд приемов в рамках игрового метода: прием аналогии, прием «оживления», прием изменения агрегатного состояния, увеличение-уменьшение, прием «матрешки», прием «наоборот», прием обращения вреда в пользу и др. Основными формами работы здесь являются подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей.

Третье направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, которая способствует:

  • приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
  • изменению внутреннего строения систем;
  • учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений.

Среди традиционных методов работы – экологические опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных – метод фокальных объектов и синектики, метод усовершенствования игрушки, методы развития творческого мышления и творческого конструирования. Основные формы работы – конкурсы детско-родительского творчества (традиционно), организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно).

Четвертое направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, которая обеспечивает:

  • развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
  • ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы;
  • переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

Среди традиционных методов работы здесь выступают диалоговые методы и метод экспериментирования. Среди нетрадиционных – методы проблематизации, мозгового штурма, методы развития творческого воображения и др. Основные формы работы – организация детских  выставок (традиционно), организация проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существует целый ряд нетрадиционных техник создания творческого образа, в частности, изобразительного.

При работе с детьми младщего дошкольного возраста «нетрадиционность» применяемых техник касается, в основном, средств изображения (восковыми мелками, углем, кусочками поролона и т.д.), реже – способов (печатание, рваная техника изображения и т.д.). Это связано с недостаточно совершенными зрительно-двигательными, графо-моторными и изобразительными умениями и навыками воспитанников. К таким техника относятся: живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, рисование кусочками поролона и др.

В старшем дошкольном возрасте арсенал применимых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые и эвристические методы и приемы работы с детьми. Нетрадиционные техники изображения используются здесь уже не для того, чтобы наблюдать за процессом создания нового образа, но для того, чтобы внести в традиционное восприятие мира нечто свое, авторское. Приведем примеры: рисование мылом, рисование щеткой, рисование свечой, шелкография и кляксография и др.

Такие картины всегда являются уникальными, авторскими и выступают одним из самых сильных стимулов к формированию мотивации достижения у детей дошкольного возраста.

Источник

Инфоурок

Классному руководителю
›Презентации›Ключ к творчеству. Формы и методы работы развития творческих способностей детей. Из опыта работы.

Ключ к творчеству Из опыта работы учителя начальных классов Гагаринской средн...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Ключ к творчеству Из опыта работы учителя начальных классов Гагаринской средн

Описание слайда:

Ключ к творчеству Из опыта работы учителя начальных классов Гагаринской средней школы Сусловой Галины Викторовны

2 слайд

Формы и методы работы развития творческих способностей детей. (из опыта работ

Описание слайда:

Формы и методы работы развития творческих способностей детей. (из опыта работы) Одна из основных задач школы – помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешное выполнение этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся.

3 слайд

Методы обучения – это совокупность приёмов и подходов, отражающих форму взаим

Описание слайда:

Методы обучения – это совокупность приёмов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. С первых дней существования обучения применяются три формы взаимодействия учителя и учащихся.

4 слайд

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учит

Описание слайда:

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель управляет ходом урока, а учащиеся – пассивные слушатели. Этот метод считается самым неэффективным. Но и он имеет некоторые плюсы. Например дать учащимся большое количество учебного материала за урок. учитель ученик ученик

Читайте также:  Взгляды на воспитание и развитие ребенка

5 слайд

Активный метод – это форма работы, где учащиеся и учитель взаимодействуют дру

Описание слайда:

Активный метод – это форма работы, где учащиеся и учитель взаимодействуют друг с другом, находятся на равных правах. Здесь ученики активные участники урока. учитель

6 слайд

Интерактивный метод – наиболее современная форма активных методов. «Inter» -

Описание слайда:

Интерактивный метод – наиболее современная форма активных методов. «Inter» – это взаимный, «act» – действовать, т.е. беседовать, находиться в диалоге с кем-либо. Здесь учащиеся взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Учитель направляет деятельность учеников. Даёт интерактивные задания и упражнения, в ходе которых ученик изучает материал.

7 слайд

Все эти формы и методы я применяю на своих уроках. Так же для развития творче

Описание слайда:

Все эти формы и методы я применяю на своих уроках. Так же для развития творческих способностей детей на уроках применяю элементы методики ТРИЗ (творчество развитие интерес знания). Цель этой методики: формирование логического мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

8 слайд

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК организатор мыследеятельности самореализация в творчестве

Описание слайда:

УЧИТЕЛЬ УЧЕНИК организатор мыследеятельности самореализация в творчестве

9 слайд

На уроках использую игры на развитие творческого мышления. Например игра «Лю

Описание слайда:

На уроках использую игры на развитие творческого мышления. Например игра «Любопытный покупатель». В магазин помещают игрушки, каждой из которых назначают цену в виде кол-ва вопросов, которые надо задать по поводу этой игрушки продавцу. Например, одна игрушка стоит 5 вопросов, другая-7 и пр. На каждый вопрос отводится небольшое кол-во времени. Задача игры -научить быстро и четко ставить вопросы. Игра «Да-нетка» Учитель показывает пример (предложение с выделенными частями речи или членами предложения и т. п.),а дети должны с помощью сигнальных карточек (зелёный и красный цвет ) показать, что они согласны с выполненным заданием или нет. Можно использовать хлопки и другие действия.

10 слайд

Игра «Графические задания» Рисуночные тесты служат средством диагностики и ра

Описание слайда:

Игра «Графические задания» Рисуночные тесты служат средством диагностики и развития изображения и творчества. Основные из них- следующего типа. Рисунок несуществующего животного с дальнейшими описаниями, где он живет, чем питается, как передвигается и пр. Графическое изображение пройденных понятий, правил, а также плохих и хороших качеств человека.

11 слайд

Игра «Лови ошибку». Объясняя материала, учитель намеренно допускает ошибки. И

Описание слайда:

Игра «Лови ошибку». Объясняя материала, учитель намеренно допускает ошибки. Игра «Отсроченная отгадка». В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыто на уроке при работе над новым материалом. Написал задачу и дал 10 мин. На ее решение (в условии ошибка, ее должны определить дети). Текст. Исправить ошибки(грамматические или по содержанию).

12 слайд

Игра «Подача домашнего задания». «Почта» дежурный в конце уроков раздает конв

Описание слайда:

Игра «Подача домашнего задания». «Почта» дежурный в конце уроков раздает конверты с домашним заданием. «Лотерея» ученики достают номера домашнего задания. Решить пример и ответ будет стр.(или №) домашнего задания. Игра «Каждому своя делянка» Каждый ученик получает свой вариант контрольной. Под контрольной работой, кол-во ошибок, а ученик должен их сам найти и исправить. Игра «Горячий стул»

13 слайд

Необходимые способы стимулирования творческих способностей обеспечение благоп

Описание слайда:

Необходимые способы стимулирования творческих способностей обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны учителя; обогащение окружающей среды ребенка самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; представление детям возможности активно задавать вопросы.

14 слайд

Творческие работы детей

Описание слайда:

Творческие работы детей

15 слайд

Формы и методы работы по развитию творческих способностей ребенка

16 слайд

Формы и методы работы по развитию творческих способностей ребенка

17 слайд

Участие в классных и школьных мероприятиях

Описание слайда:

Участие в классных и школьных мероприятиях

18 слайд

Формы и методы работы по развитию творческих способностей ребенка

19 слайд

Каких же результатов я достигла за это время? Благодаря применяемым методам и

Описание слайда:

Каких же результатов я достигла за это время? Благодаря применяемым методам и приёмам, удаётся добиться устойчивого интереса учащихся к урокам, развивается творческий потенциал и как конечная цель – воспитание личности по-настоящему творческой, ведь каждый человек должен побывать в ситуации успеха. И я стараюсь в этом помочь своим ученикам.

20 слайд

Спасибо за внимание. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что

Описание слайда:

Спасибо за внимание. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Формы и методы работы по развитию творческих способностей ребенка

Курс повышения квалификации

Формы и методы работы по развитию творческих способностей ребенка

Курс повышения квалификации

Формы и методы работы по развитию творческих способностей ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация “Ключ к творчеству” на тему “Формы и методы работы развития творческих способностей детей” из опыта работы учителя начальных классов – Сусловой Галины Викторовны. Одна из основных задач школы – помочь учащимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешное выполнение этой задачи во многом зависит от использования методов и приёмов активизации творческой деятельности учащихся. Здесь даётся понятие “методы работы”, также описывается, какими методами пользуется учитель в своей работе для эффективного развития творческих способностей.  Далее приводятся примеры необходимых способов стимулирования творческих способностей детей. Приводятся творческие работы учащихся Сусловой Г.В.

Оставьте свой комментарий

Источник