Формула нервно психического развития ребенка

Формула нервно психического развития ребенка thumbnail

1. Основные критерии (линии) развития:

Аз – анализатор зрительный;

Ас – анализатор слуховой;

Э – эмоции;

До – движения общие;

Др – движения руки;

Ра – речь. активная;

Н-навыки;

Рп – речевые понимания;

Ср – сенсорика;

И – игра и действия с предметом;

Д – движения;

НПР – нервно-психическое развитие.

  • 2. Формулы НПР детей l-го года жизни:
  • 1 мес. Аз Ас До ЭРа.
  • 2 мес. Ас Аз До ЭРа.

З мес. Аз До Э Др.

  • 4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.
  • 5 мес. Аз Ас др Ра Н Э До.
  • 6 мес. Ас др До Ра Н.
  • 7 мес. Др До Рп Ра Н.
  • 8 мес. Э др До Р Рп Ра Н.
  • 9 мес. Э Ас др До Рп Ра Н.
  • 10 мес. Э др До Рп Ра Н.
  • 11 мес. Э др До Рп Ра Н.
  • 12 мес. Э Аз др До Рп Ра Н.
  • 3. Динамика НПР за l-й год жизни ребенка

Новорожденный

1 месяц

Аз – плавное прослеживание движущегося предмета.

Ас – длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).

Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

До – лежа на животе, пытается поднять и удержать голову (до 5 с).

Ра – издает отдельные . звуки в ответ на разговор с ним.

2 месяца

Аз -длительное зрительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, на привлекший его внимание предмет, следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Ас – ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.

Э – быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.

До – лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 с).

Ра – повторно произносит отдельные звуки.

3 месяца

Аз – зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке).

Э – отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Др – случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

До – лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).

4 месяца

Аз – узнает мать или близкого человека (радуется).

Ас- поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Э – во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется при эмоциональном речевом общении.

др – рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над грудью игрушки.

До – удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Ра-гулит.

Н – во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

5 месяцев

Аз – отличает близких людей от чужих. Ас – узнает голос матери или близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.

Э – радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.

Др – берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.

До – долго лежит на животе; подняв корпус, и, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки.

Ра – подолгу, певуче гулит.

Н – ест с ложки полугустую кашу.

6 месяцев

Ас – по-разному реагирует на свое и чужое имя.

Др – уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу ими занимается, перекладывая из одной руки в другую.

До – переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Ра – произносит отдельные слоги.

Н – ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.

7 месяцев

др – С1УЧит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.

До- хорошо ползает (много, быстро).

Рп – на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте.

Ра – подолгу лепечет.

Н – пьет из чашки, которую держит взрослый.

8 месяцев

Э – смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Др – игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает), подражает взрослому.

До – сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Рп – на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).

Ра – громко, четко, повторно произносит различные слоги.

Н – ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из . чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев

Ас – плясовые движения под музыку.

Э – догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

Др – действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает).

До – переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Рп – на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.

Ра – подражает взрослому, повторяя за ним слоги.

Н – хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания на горшок).

10 месяцев

Э – действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Др – самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с пред-: метами принимают устойчивый характер.

До – всходит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.

Рп – по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню -догоню», «сорока-ворона».

Ра – подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете.

Н – закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

11 месяцев

Э – радуется приходу детей, избирательное отношение к детям.

др – накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

До – стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

Рп – по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т.’ д.; находит и дает любую куклу, мяч, которые видит среди игрушек.

Н – закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

12 месяцев

Аз – узнает на фотографии знакомого взрослого.

Э – протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая· это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Др – катает, водит, кормит, баюкает. Доходит самостоятельно.

Рп – понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.

Ра – произносит 5-10 облегченных слов.

Н – самостоятельно пьет из чашки.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детей первых трех лет жизни

Количественная оценка нервно-психического развития

(К.Л.Печора, Т.Я.Черток, 1980)

I группа II группа III группа IV группа V группа
1. Дети с опережением в развитии:
– на 2 эпикризных срока – высокое развитие
– на 1 эпикризный срок – ускоренное развитие
1. Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок:
I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную)
II степень – задержка 3-4 линий развития (включая речь активную)
III степень – задержка 5-7 линий развития
 
1. Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока:
I степень – задержка 1-2 линий развития (исключая речь активную)
II степень – задержка 3-4 линий развития (включая речь активную)
III степень – задержка 5-7 линий развития
 
1. Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока:
I степень – задержка 1-2 линий развития
 
II степень – задержка 3-4 линий развития
 
III степень – задержка 5-7 линий развития
 
1. Дети с задержкой в развитии на 4 и более эпикризных срока:
I степень – задержка 1-2 линий развития
 
II степень – задержка 3-4 линий развития
 
III степень – задержка 5-7 линий развития
 
2. Дети с негармоничным, верхнегармонич-ным развитием
– часть линий выше на 1 срок, часть на 2
2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей выше, часть ниже на 1 эпикризный срок 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 2 срока 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 3 срока 2. Дети с негармонич-ным развити-ем – часть показателей ниже на 1 эпикризный срок, часть на 4 срока
3. Дети с нормальным развитием – полное соответствие показателей НПР возрастуI3        

1. Девочка 3-х месяцев сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого или игрушке. Оживляется при общении с ней матери. Лежит на животе, непродолжительно опираясь на предпечья и подняв голову. Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью. Повторно подолгу произносит отдельные звуки.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 3 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз –3 мес., Э –3 мес., До –2 мес., Др –3 мес., Ра –3 мес.

НПР – II группа, задержка I степени.

2. Мальчик 5 месяцев по-разному реагирует на близких и чужих людей. Узнает голос матери, различает ласковую и строгую интонации. Рассматривает и захватывает висящую игрушку. Долго лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. Переворачивается со спины на живот. Устойчиво стоит при поддержке подмышки. Певуче гулит. Ест с ложки полугустую пищу.

Задания:1.Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 5 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз – 5 мес., Ас – 5 мес., До – 5 мес., Др – 5 мес., Э – 5 мес., Ра – 5 мес. Н – 5 мес.

НПР – I3 группа развития (I группа 3 подгруппа развития) – нормальное развитие.________

3. Новорожденная девочка в возрасте 5 дней.

Двигательная активность ребенка достаточная, физиологические рефлексы жи­вые, симметричные, физиологический мышечный гипертонус. Крик громкий. Ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение), вздрагивает и мор­гает при резком звуке.

Задания:1.Какие показатели НПР оцениваются у новорожденного ребенка?

2. Оцените НПР и дайте заключение

Ответ:Аз, До

НПР – I3 группа развития (нормальное развитие)

4. Мальчик 1 года 3 месяцев хорошо понимает обращенную к нему речь, пользуется лепетом, словарный запас состоит из 2 слов – папа и мама. Ходит с 12 месяцев, самостоятельно ест ложкой густую пищу, в игре воспроизводит ранее заученные действия с предметами (возит машину за веревочку). Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 1г. 3 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение

Ответ:Показатели НПР на 2-м году жизни: развитие речи (понимание речи и речь активная), движения, навыки, игра и действия с предметами, сенсорное развитие.

У данного ребенка имеет место задержка развития активной речи – мал словарный запас (к году дети должны знать 8-10 слов).

НПР – II гр. развития, 1 степень__________________________________________________

5. Мальчик 2 лет понимает рассказ без показа событий, бывших в его личном опыте. Пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные, местоимения. Может подобрать 3-4 контрастных цвета, названных взрослым. В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. Надевает отдельные предметы (ботинки, шапку)

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 2 года?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Понимание речи, Активная речь. Сенсорное развитие Игра и действия с предметами. Движения.

НПР – I3 гр.развития (нормальное развитие)

6. Мальчик 5 месяцев реагирует одинаково мало эмоционально на мать и других людей. Различает строгую и ласковую интонацию. Игрушками не интересуется. Долго лежит на животе, голову поднимает невысоко, не опираясь на предплечья. Не переворачивается со спины на живот. При поддержке подмышки плохо опирается на ноги. Произносит отдельные звуки. Смесь сосет из бутылочки. С ложки полугустую пищу есть не умеет.

Задания:1. Какие показатели НПР оцениваются у ребенка в 5 мес.?

2. Оцените НПР и дайте заключение.

Ответ:Аз – 4 мес., Ас – 5 мес., До – 3 мес., Др – 2-3 мес., Э – 3 мес., Ра – 2 мес.,

Н – отсутствуют.

Задержка развития по шести показателям (Аз До Др Э Ра Н), часть показателей отстают на 2 эпикризных срока, часть – на 3 срока, в том числе речь активная.

НПР – IV гр., 3 степень, негармоничное развитие

Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 9918; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.

Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.

Развитие нервной системы в раннем возрасте

Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.

При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.

Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.

Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.

Мышечное развитие начинается сверху.

  1. Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
  2. Затем появляется способность держать голову.
  3. Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
  4. Позже формируется движения тела.

Формирование детской психики

Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.

Развитие психики претерпевает 4 этапа.

  1. Моторный период продолжается в грудном возрасте.
  2. Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
  3. Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
  4. Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.

Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.

Показатели НПР ребенка до года

Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:

  • сенсорное;
  • двигательное;
  • эмоциональное;
  • речевое;
  • навыки, умения.

Критерии нормального развития ребенка – в таблице:

Возраст по месяцам.Сенсорные реакцииЭмоциональная сфераФизическая активностьРечь
ЗрительныеСлуховые
1Следит глазами за движущимися игрушкамиСлушает голосаУлыбается
2Долго рассматривает лица людей или игрушкиПоворачивает голову в сторону говорящего человекаУлыбается при общенииВ положении лежа на животике держит головуИздает звуки
3Сосредоточивает взор на лице мамы или предметахОживляется при общении с нимНаталкивается руками на висящие над ним игрушки
4Узнает маму и радуется ейПоворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит егоСмеется во время разговора с нимБерет и держит игрушку рукойИздает отдельные звуки
5Различает знакомых и чужих людейОборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людейРадуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушкуЛежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки

При поддержке мамы упирается ножками о пол.

Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции

Подолгу воркует, гулит
6Узнает свое имяСидит без поддержки.

Перекладывает игрушки

Лепечет, имитирует речь
7Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметыНа вопрос «где?» находит взглядом вещь
8Подражает движениям взрослых с игрушкамиАктивно ползает.

Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается

Понимает слово «нет». Жестикулирует.
9.Выполняет плясовые движения под веселую музыкуПолзает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукойРеагирует на свое имя. Подолгу лепечет.

Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па».

10С удовольствием общается с другими детьмиМанипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослыхНазывает родителей «мама» и «папа».

Ищет и дает игрушки

11Активно реагирует на других детей, радуетсяСтоит без поддержки.

Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги.

Складывает кубики

Произносит отдельные новые слова
12Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушкуСамостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки.Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов

В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.

Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.

Наблюдение за ребенком до года

Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:

  • безусловные рефлексы – глотание, сосание;
  • слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
  • эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.

Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.

Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.

Критерии развития деток 1–2 лет

На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.

Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.

Возраст1 год и 3 мес.1 год и 4–6 мес.1 год и 7–9 мес.1 год и 10 месяцев – 2 года
Сенсорное развитиеРазличает кубики по размеруРазличает формы – шар, кубик, кирпичОриентируется в размерах предметовПо просьбе находит 3 цвета
Понимание речиЗапоминает больше словОбъединяет карандаши по цвету, размеруПонимает сказку по картинкамПонимает рассказ на словах
Активная речьЛепечет и говорит короткими слогами: «би-би»Произносит простые словаОбъясняет действия словамиРазговаривает фразами из 2–3 слов
ДвижениеЕст густую едуЕст жидкие блюда ложкойСнимает обувь, шапкуОдевается при помощи взрослых
НавыкиДолго ходит без отдыха. Наклоняется, пятитсяПерешагивает через невысокие препятствияХодит по бордюруПреодолевает подряд несколько возвышенностей
ИгрыПовторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на осьПовторяет движения, которые увидел раньшеСтроит скамейки, домикиПовторяет действия последовательно

Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.

Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.

Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.

Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».

Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?

Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.

Сфера развития2 года и 6 мес.2 года и 6 мес. – 3 г.
Сенсорное развитиеСобирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по формеЗнает и называет 4 цвета по картинкам
Активная речьСоставляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов.Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов
Двигательная активностьБегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 смСтоит на одной ноге.

Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см

НавыкиОдевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столуОдевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет
ИгрыСамостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы.Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде.

Как помогают родители?

Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.

Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.

Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.

В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.

К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».

Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.

Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку. В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.

Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.

Наблюдение за развитием детей старше 2 лет

В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.

Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:

  1. дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
  2. отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
  3. с задержкой на 2 периода;
  4. отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.

Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.

Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.

При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.

Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.

Источник