Формирования системы в пренатальный период развития ребенка

Формирования системы в пренатальный период развития ребенка thumbnail

ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • стадии пренатального развития человека и их краткую характеристику;
  • • специфику формирования структур мозга в пренатальный период развития;
  • • особенности рефлекторной деятельности и двигательной активности;
  • • особенности проявлений сенсорных способностей;
  • • основные факторы риска пренатального развития и влияние на плод тсрато- генов;
  • • критические периоды пренатального развития человека, их специфику и обусловленность внутренними и внешними факторами развития;

уметь

  • • выявлять основные закономерности роста и развития организма в период пренатального развития;
  • • определять роль наследственности и среды в формировании организма;

владеть

• навыками оценки внутренних и внешних факторов развития организма в пренатальный период с целью выявления природы возможных девиаций развития ребенка.

Стадии пренатального развития человека

Пренатальный период внутриутробного развития (утробное детство) начинается с момента оплодотворения яйцеклетки, длится 266—270 дней и заканчивается рождением ребенка.

В этом периоде выделяют три стадии:

  • 1) предзародышевую — длится две недели и соответствует развитию оплодотворенного яйца во время его перемещения в матку;
  • 2) зародышевую (эмбриональную) — охватывает период с начала третьей недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития; характеризуется закладкой, анатомической и физиологической дифференцировкой различных органов (отсюда ее другое название — стадия органогенеза);
  • 3) стадию плода — начинается с конца 2-го месяца развития и заканчивается родами; в этот период осуществляется развитие функций и систем, обеспечивающих выживание организма после рождения.

Параллельно с анатомическим развитием органов происходят становление их функциональной активности, формирование сложных взаимоотношений между органами и системами. При характеристике внутриутробного развития следует учитывать особенности созревания отдельных анатомических органов и динамику созревания функциональных систем и рассматривать зародыш, а затем плод, как активно функционирующий организм.

Первый период развития начинается с момента соединения сперматозоида (мужская половая клетка) и яйцеклетки (женская половая клетка) и образования зиготы (оплодотворенная яйцеклетка). Процессы, следующие за оплодотворением, чрезвычайно сложны и упорядочены. Через 30 ч после зачатия оплодотворенная клетка начинает делиться (дробиться), образуя две новые (этот процесс длится примерно 6 ч). Затем через 10 ч каждая из них дает следующие две и т.д. К концу четвертого дня образуется скопление из 60—80 клеток. В начале процесса дробления клетки плотно примыкают друг к другу (морула), затем они расходятся в стороны, к периферии, образуя полый пузырек — наполненный жидкостью шар, называемой бластулой. К этому времени начинается клеточная дифференциация. Внутренний слой клеток, называемый зародышевым узелком (эмбриональным диском) дает начало новому организму, внешний слой клеток (тро- фобласт) — тканям, функциями которых будут питание и защита развивающегося зародыша. Процесс дробления сопровождается продвижением бластулы по фаллопиевой трубе (места, где произошло оплодотворение) к матке. Процесс длится до 10—14 дней. При приближении бластулы к внутренней поверхности матки начинается ее имплантирование (внедрение) в стенку матки. Этим процессом заканчивается предзародышевая стадия и начинается стадия зародыша.

Только около половины оплодотворенных клеток имплантируется в стенку матки. Это может быть связано с неправильным соединением сперматозоида и яйцеклетки и (или) отсутствием процесса дробления яйцеклетки. Примерно 50% от общего количества имплантатов имеют генетические дефекты, неспособны развиваться или прикрепляться к стенке матки и в дальнейшем погибают в результате выкидыша. Таким образом, на начальной стадии пренатального развития погибают примерно три из четырех зигот, в том числе несущие серьезные генетические аномалии.

При нормально прошедшем процессе имплантации начинается активное мейотическое деление клеток. Быстрее всего увеличивается внешний слой — трофобласг, из которого формируются оболочки — амнион и хорион.

Амнион представляет собой герметичный мешок, наполненный жидкостью, поступающей из материнского организма, в который заключен развивающийся организм. Он обеспечивает эмбриону постоянную температуру среды, защиту от ударов и возможность активного движения. Другая структура-оболочка — желточный мешок, который снабжает эмбрион клетками крови до тех пор, пока развивающиеся печень, селезенка и костный мозг не созреют настолько, чтобы самостоятельно взять на себя эту функцию. Желточный мешок крепится к третьей оболочке — хориону, которая окружает амнион. Из хориона вырастают тонкие ворсинки, дающие начало развитию плаценты (детского места). Плацента образуется с 3-й недели после зачатия, ее формирование завершается к концу 3-го месяца беременности. Основная функция плаценты заключается в обеспечении поступления к развивающемуся организму питательных веществ и кислорода из крови матери и вывода вторичных продуктов его жизнедеятельности.

В плаценте осуществляется синтез гормонов и веществ, приводящих к перестройке метаболизма и гормонального фона матери, что обеспечивает настройку ее организма на долгий период беременности.

Плацента соединяется с эмбрионом посредством временного вспомогательного органа — пуповины (пупочного канатика), который формирует еще одну оболочку — аллантоис. Внутри пуповины расположены широкая вена, доставляющая плоду кровь, насыщенную питательными веществами, и две артерии, через которые удаляются вторичные продукты.

Развитие зародыша осуществляется с огромной скоростью. Зародышевый узелок формирует три слоя клеток — эктодерму, мезодерму и эндодерму. Эктодерма — наружный слой, из него развиваются нервная система, кожа и волосы. Мезодерма — средний слой: дает начало мышцам, костям, кровеносной и лимфатической системам. Эндодерма — внутренний слой, из него формируются пищеварительная система, легкие, мочевыводящие пути, миндалины и такие жизненно важные внутренние органы, как поджелудочная железа и печень.

Читайте также:  Ребенок развитие в 1 год и 1 месяц развитие

Эмбриональный период — самый удивительный и загадочный в жизни будущего ребенка. В это время, как в ускоренной съемке, проходит вся история развития позвоночных животных. Происходит закладка некоторых, казалось бы, несвойственных для человека органов (атавистических): жаберных дуг (как напоминание о системе дыхания низших позвоночных) и хвоста. Затем жаберные дуги дадут начало челюстям и некоторым другим образованиям (например, слуховым косточкам, входящим в состав структуры среднего уха, и небольшой гиоидной кости, расположенной иод языком); хвостик становится окончанием позвоночника — копчиком.

Закладка основных органов начинается на третьей неделе внутриутробной жизни. Нервная система развивается из эктодермы (из дорсальной мозговой пластинки, которая в дальнейшем формирует нервную трубку (рис. 11.1). (Подробнее об этом см. главу 2, параграф 2.3.)

Начиная с 4-й недели, нервная система влияет на развитие организма как единого целого, регулируя и контролируя рост и созревание отдельных органов и систем. Недостаточность нервных влияний, их понижение ниже некоторого критического уровня (критическая масса нервной ткани) приводит к нарушению программы созревания иннервируемой ткани, возникновению аномалий развития, в тяжелых случаях — уродств.

Человеческий эмбрион в течение 1-го месяца внутриутробной жизни достаточно быстро растет. На 17-й день его длина составляет 2,5 мм (тельце дугообразно изогнуто и напоминает букву С), к концу 1-го месяца развития новый организм достигает длины 4—5 мм. У него хорошо различимы голова и туловище, по бокам головного отдела просвечивают глазные бокалы (к середине 5-й недели оба глаза будут иметь роговицу и хрусталик), появляются почки конечностей (по форме напоминают ласты). К концу 4-й недели у эмбриона сформировано сердце, похожее на расширенную трубку, но оно уже начинает биться, появляются первые кровеносные сосуды; начинает закладываться скелет в виде хрящевой ткани, появляются хрящи лица.

В период с 5-й по 8-ю неделю внутриутробной жизни формируются внутренние органы. В сердце образуются четыре полости, развиваются желу-

Рис. 11.1. Закладка нервной системы (по: Коуэн, 1990)

док, печень, кишечник, поджелудочная железа, половые железы, почечный аппарат, и хотя в большинстве случаев это только закладки, некоторые начинают функционировать на ранних стадиях развития эмбриона или плода. К 7—8-й неделе кровеносная и лимфатическая системы начинают работать самостоятельно, так как в организме произошла закладка печени, которая начинает производить клетки крови. Необходимость в желточном мешке отпадает, и он отмирает. К этому времени закладываются половые железы, поэтому начинают формироваться половые признаки эмбриона: появляется половой гребень, носящий название индифферентной гонады.

Параллельно образуются мышцы и нервы, костный мозг. К 8-й неделе хрящевой скелет рук и ног оказывается сформированным; интенсивно развивается позвоночник. На 2-м месяце у эмбриона формируется первичный хрящевой череп, процесс его окостенения завершится к 3—4 годам жизни ребенка. Темпы роста эмбриона в этот период очень высокие: с 4-й по 6-ю неделю он растет со скоростью 1 мм в день, в последующем еще быстрее — в 8 недель эмбрион имеет размеры 3—4 см и весит 2—3 г. В этот период эмбрион приобретает черты человеческого существа. Формируются пальцы, затем различные сегменты конечностей. На 7-й неделе головной и туловищный отделы эмбриона соединены шеей; намечается и конфигурация лица (просматриваются губы, нос, глаза, щеки, ушные раковины). В почках конечностей намечаются своеобразные бороздки, которые затем углубляются, обеспечивая разделение пальцев на руках и ногах.

На 3-м месяце пренатального развития развивающийся эмбрион называют плодом. Стадия плода характеризуется развитием, ростом и функционированием органов, формированием систем, развитием мозга, формированием внутриутробных рефлексов и двигательной активностью. Внутренние органы плода развиты и готовы к выполнению свойственных им физиологических функций. Совершенствуется кровеносная система, обеспечивающая своевременное поступление в формирующийся организм кислорода и питательных веществ из организма матери. Наряду с печенью начинают функционировать костный мозг (12 недель) и селезенка (14 недель). В 9 недель плод уже заглатывает околоплодную жидкость, которая попадает в желудок, что приводит к началу функционирования пищевой и выделительной систем. Дифференцируются половые органы, и с помощью ультразвукового исследования (УЗИ) по наружным половым органам можно установить пол будущего ребенка, ориентировочно измерить размер его головы. По этому измерению можно рассчитать с точностью до нескольких дней срок окончания беременности и дату родов. При помощи УЗИ можно услышать сердцебиение будущего ребенка.

Меняется внешний вид плода. Этот период знаменуется ускорением процессов роста развивающегося организма. Темпы роста увеличиваются в 6 раз. К концу 3-го месяца плод имеет длину 12 см, голова непропорционально велика и составляет около половины всей длины тела; весит он 65 г. На теле появляются зачатки волосяного покрова, на пальцах рук и ног формируются ногти.

Быстрыми темпами развиваются мозг и периферическая нервная система, что обеспечивает интенсивное развитие органов чувств. В 9 недель появляются вкусовые почки на языке — начинает формироваться вкусовая сенсорная система. Развивается проприоцептивная (мышечная) сенсорная система. Раннее возникновение вестибулярной, кожной, вкусовой и проприоцептивной чувствительности обеспечивает развитие систем восприятия, что необходимо для прогрессивного развития мозга и поддержания его в активном состоянии.

Читайте также:  В какие игры играть с ребенком в 4 месяца для развития

В период с 4-го по 6-й месяц плод интенсивно растет и развивается. Сила мышц нарастает, движения становятся более активными. На 4-м месяце руки полностью сформированы, имеются рецепторы кожной чувствительности на пальцах рук, т.е. развивается чувство осязания. В 21—24 недели сосательный рефлекс представлен в виде целостной двигательной активности, функционирует и вкусовой аппарат. Плод знакомится со вкусом жидкости, в которой плавает и которую может глотать и поглощать через кожу. Наполнение желудка и опорожнение мочевого пузыря происходят регулярно, т.е. идет отработка пищеварительной и выделительной систем. Плод растет по 2 мм в день. На лице появляются брови, вырисовывается нос, ушные раковины становятся более заметными, видна шея. К концу 5-го месяца (20-й недели) длина плода достигает 25 см (половины длины тела новорожденного), хотя вес в этот период (227—255 г) составляет 1/10 от веса ребенка при рождении.

Движения плода могут ощущаться матерью. Па 6-м месяце он много двигается, совершает от 20 до 60 движений за полчаса, но в разное время дня неодинаково — у него появляются фазы сна и бодрствования. С конца 6-го месяца плод начинает «набирать в весе». К началу 7-го месяца жизни его рост составляет 37 см, вес — 1 кг, к концу месяца рост достигает 42 см при весе около 1,5 кг. Таким образом, в течение 7-го месяца вес плода удваивается по сравнению с предыдущим периодом. Тенденция прибавки в весе сохранится до рождения: в период с 8-го месяца до рождения вес плода увеличивается на 250%, длина — на 50%.

Дыхательная система начнет самостоятельно функционировать с момента рождения ребенка, но от ее предварительной готовности к работе зависит его выживание в случае преждевременного появления на свет.

Определение

Возрастом жизнеспособности называется возраст от 22 до 26 недель беременности, начиная с которого ребенок способен выжить.

Рожденный между 7-м и 8-м месяцем ребенок будет иметь трудности с дыханием, так как хотя респираторный центр в головном мозге уже созрел, но альвеолы в легких еще не функционируют (не происходит газообмен). В этом случае ребенка подключают к аппарату искусственного дыхания.

На 8-м месяце уменьшается двигательная активность плода, ему становится тесно в матке. Кости продолжают расти в длину и утолщаться. Под кожей откладывается тонкий слой жира. В этот период будущий ребенок весит 2,5 кг, его рост достигает 47 см. Завершается подготовка к рождению. В последние педели большинство плодов принимают положение в матке головой вниз, со скрещенными и согнутыми в коленях ножками — поза эмбриона. Частично причиной этого является непосредственно форма матки (грушевидная), частично — гравитация (голова ребенка весит больше, чем ноги).

На 9-м месяце плод продолжает прибавлять в весе и расти. Он значительно меньше двигается (но при выраженной недостаточности кислорода может быть беспокойным и подвижным). Кожа становится более гладкой. Кости черепа еще очень тонкие, в местах стыковки представлены эластичной хрящевой тканыо, образующей роднички. К моменту рождения плод при росте 50 см весит примерно 3 кг. Перед рождением происходит коррекция всех систем мозга — так, нейроны, не образовавшие достаточного (критического) количества дендритных ветвей и не обеспечившие себя полноценным информационным входом, «выключаются» из работы и разрушаются. К концу внутриутробного периода все основные системы жизнеобеспечения ребенка работают или готовы подключиться к работе в новых условиях.

Существуют определенные закономерности развития человека в пренатальный период. Головной отдел формируется раньше туловищного. Эта закономерность получила название «развитие в цефалокаудальном направлении». Кровеносная система развивающегося организма функционирует таким образом, что кровь, обогащенная кислородом и питательными веществами, сначала поступает в передние части тела и к голове, что обусловливает их прогрессивное развитие. Верхние конечности закладываются и начинают функционировать примерно на неделю раньше нижних. Часть отделов и органов созревают и начинают функционировать раньше остальных. Биологический смысл такого «опережения» заключается в том, что определенные жизненно важные функции должны осуществляться уже на ранних стадиях развития, до окончательного созревания той или иной системы. Согласно теории системогенеза П. К. Анохина, система «в период консолидации своих компонентов, становится уже в какой-то степени продуктивной задолго до того, как все ее звенья получат окончательное структурное оформление» (Анохин, 1968, с. 96).

Источник

Пренатальное развитие ребенкаПренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики.

Темпы этих изменений поистине фантастические: через 30 часов после оплодотворения яйцеклетка делится на две клетки, а к пятому дню эмбрион имеет уже более ста клеток и представляет собой полый шарик, заполненный жидкостью. После имплантации, которая происходит в начале второй недели, рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в две недели его тельце всего 2 мм, в три недели – 4 мм, в 4 – уже 8 мм, а к концу второго месяца достигает 8 см!  Всего за полтора месяца из оплодотворенной яйцеклетки образуется крошечное существо, у которого уже есть зачатки всех внутренних и внешних органов и основные отделы мозга. К концу второго месяца внутриутробный ребенок уже вполне похож на человека: у него большая округлая голова с высоким выпуклым лбом, хорошо заметными глазами, носом, ртом. Ручки и ножки еще коротковаты по сравнению с телом, но уже имеют все пальчики. Если бы темпы роста во время беременности сохранялись такими же, как на втором месяце, но новорожденный весил бы около 14 тонн – вдвое больше крупного слона.

Читайте также:  Процесс развития ребенка по неделям беременности

Основное развитие заканчивается к середине внутриутробного периода, с 20 недель появляются дыхательные движения. Начиная с 22 недель ребенок может выжить вне организма матери, но только в специально организованных условиях (правда, еще не во всех странах есть возможность такие условия создать). К 20 неделям развиты и функционируют уже все органы чувств и произошел решительный поворот в строении мозга: теперь он уже отличается от мозга других высших приматов, наших ближайших родственников в животном мире, и развивается как мозг человека. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг активно развивается, ребенок осваивает богатую информацию, поступающую из своей ближайшей среды, и даже некоторые воздействия извне. Он, конечно, еще растет, хотя уже не так интенсивно, а в последние недели накапливает жирок и готовится к новой жизни. Посмотрим теперь, как происходит развитие психики ребенка до рождения.

В 22–23 дня начинает биться сердце эмбриона, и в это же время начинает формироваться нервная система. В 6 недель есть все отделы мозга и начинает функционировать вестибулярный аппарат. Вестибулярная система в течение всего внутриутробного периода регулирует положение тела в околоплодной жидкости. Именно она «отвечает» за освоение ребенком еще до рождения ритма и стиля движений матери. Представьте себе, что вы плаваете в большом сосуде, который кто-то носит, поворачивает, потряхивает, сопровождая каждый тип движений звуками разной интонации, разным ритмом дыхания и другой информацией. Неудивительно, что после 9 месяцев такой «тренировки» малыш быстро успокаивается, когда его качают на руках.

Уже в 7,5 недель развивающийся ребенок чувствует прикосновение кожей лица, в 10 недель открывает рот, в 10,5 – сгибает пальцы, а в 11–12 недель может ими двигать и сжимает кулачок. В этот же период возникают активные движения всего тела: ребенок плавает в плодном пузыре, прикасаясь к его стенке – изменяет траекторию движения. В 13 недель ребенок сосет пальчик, и все оставшиеся до рождения 6 месяцев (!) – это его постоянное занятие. Неудивительно, что после рождения самый лучший «успокоитель» – соска. Кроме пальчиков в утробе есть много других «игрушек» для развития тактильной чувствительности и движений: части своего тела, пуповина, а чуть позже, когда ребенок становится крупнее и располагается вплотную к стенкам матки, он может дотронуться и до них.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, – внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивны. Это шум крови в сосудах, стук сердца матери, движение внутренних жидкостей, перистальтика кишечника. Постоянный, никогда не смолкающий фон. Самые устойчивые по своим характеристикам – стук сердца и шум крови в сосудах, напоминающий морской прибой. Во второй половине своей «первой» жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в слегка измененном виде из-за окружающей жидкости и тканей материнского организма. Лучше всего он различает звуки в диапазоне от 20 до 5000 гц, которые соответствуют диапазону человеческого голоса.

Очень рано, с трех месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а к 5 месяцам малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения. Также по-разному он выражает свои ощущения от разных звуков, прикосновений и других воздействий.

Последним развивается зрение – ведь видеть в утробе нечего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш жмурит глаза, а с 6 месяцев реагирует на освещение стенки живота матери оранжевым светом. Но все же конкретной информации для глаз еще нет, поэтому развивается только светоощущение, а восприятие контура и другой зрительной информации – это задача следующего, внеутробного периода.

Вот такая интересная жизнь у нас до рождения. По количеству получаемой информации и интенсивности ее освоения – это, наверное, самый «богатый» период человеческой жизни: ведь все основные характеристики мира (звуки, твердость и мягкость поверхности, вкус, движение, появление и исчезновение стимуляции, ее ритм и т.д.) – уже освоены, и все органы чувств ребенка «умеют» с ними работать – есть, на что опереться после рождения.

Галина Филиппова
доктор психологических наук
https://mosparents.ru

Источник