Формирование у ребенка такой позиции как готовность к развитию
Сколько известно случаев, когда ребенок в дошкольном возрасте удивлял окружающих своей осведомленностью, глубиной своих знаний и разнообразием интересов, а затем в школе демонстрировал посредственные результаты. Для некоторых родителей и сейчас является открытием, что интеллектуальной подготовки не достаточно для того, чтобы поступление в школу и адаптация детей к систематической учебной деятельности проходили успешно. Интеллектуальное развитие необходимо ребенку, но еще более важной опорой для него станет личностная готовность к школе.
Формирование личностной готовности дошкольников к школе
Личностная готовность ребенка к школе как компонент более общего понятия психологической готовности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Этому способствуют новообразования, которые складываются благодаря кризису 6-7 лет.
Поясним обыденным языком. Жил-был дошкольник, играл с такими же детьми, занимался под чутким руководством близких развивающей деятельностью, и это составляло основной смысл его жизни. Но назрела возрастная встряска, именуемая кризисом, в процессе которой кристаллизовались новые потребности.
И теперь дошкольник хочет не только играть, но и многому научиться; хочет приобретать знания и умения по-взрослому, посещая школу, а не дома или в дошкольных заведениях; желает иметь свои достижения. Для этого он готов прикладывать старания, проявлять внимание к тому, что будет говорить учитель, и усердно заниматься.
Так должно происходить в идеальном представлении. В реальности формирование готовности к школе у большинства детей складывается фрагментарно – один показатель уже проявляется, второй запаздывает, третий еще и вовсе не обнаруживается…
Показатели личностной готовности детей к школе
Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, возрастная психология выделяет соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.
Это новые характеристики в личностном становлении ребенка. Например, пятилетнему малышу они не присущи. Только достигнув старшего дошкольного возраста, юная личность начинает больше тянуться к социальному окружению и искать возможности реализовать свои возросшие потребности.
С поступлением в школу предстоят существенные изменения того образа жизни и преобладающих видов деятельности, к которым привык дошкольник. Новые условия потребуют новых движущих сил развития, которые связаны с мотивацией и принятием себя в новой роли.
Личностно-мотивационный компонент
На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.
Личностно мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:
- Познавательный
- Социальный
- Мотив достижения
Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.
Есть ли объективные условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельностью дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.
Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активный познавательный интерес. Во-вторых, детей очень привлекает познавательная исследовательская деятельность. Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников. В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.
Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.
Ребенку уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они жаждут обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.
Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении. Без выраженного мотива достижения результаты учения вряд ли будут ощутимыми.
Личностно-социальный компонент
С каждым годом дошкольника все больше начинает привлекать мир людей. Старшие дети интересуются, как выстраиваются отношения в обществе. На пороге школы у них преобладает внеситуативно личностная форма общения со взрослыми, которая способствует формированию у ребенка умения внимательно слушать и понимать взрослого, воспринимать его в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.
Социально личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника.
Социально личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь. Говорящие критерии следующие:
- Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.
- Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.
- Желание принять школьные довольно строгие правила с уроками и коротенькими переменками.
- Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.
- Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.
Внутренняя позиция школьника
Личностная готовность к обучению в школе предполагает, что дошкольником движут и познавательные, и социальные мотивы. Но ребенок — это не статистическая особь homo sapiens. Это индивидуальность, хотя еще и малолетняя. Со своими предпочтениями, способностями и склонностями. В большинстве случаев у дошкольника доминирует один из мотивов.
В том случае, когда у ребенка тесно переплетены две потребности – познавательная и потребность в общении со взрослым как с наставником, — он способен легко и эффективно включиться в учебный процесс.
О таких детях говорят, что у них уже сформировалась внутренняя позиция школьника.
Складывается такая внутренняя позиция постепенно. Сначала дошкольник в своих разговорах отзывается о школе в положительном ключе. Затем возникает интерес к социальным характеристикам школьника («буду писать в тетрадке, и мне поставят «5», «Нужно позвонить – так начинается урок» и пр.). И наконец, завершающий этап – появление интереса непосредственно к учебной деятельности в условиях школы, то есть, становление учебной мотивации.
Ценность внутренней позиции школьника состоит в том, что ребенок осознанно намерен подчинять свое поведение и действия школьным требованиям. Он готов прикладывать усилия, чтобы слушать учителя, получать знания, выполнять задания. Это не что иное, как произвольность.
Процесс школьного обучения с первых дней опирается на определенный уровень произвольного поведения. Слабый уровень произвольности первоклассника, как правило, приводит к трудностям в обучении.
Таким образом, чтобы сложилась личностная готовность к школе, у детей нужно развивать учебную мотивацию и потребность учиться у взрослого. Только так ребенок осознает, что в школу он пойдет не для того, чтобы играться там с другими детьми в новых условиях. Для него станет очевидной задача почерпнуть знания и многому научиться. В связи с этим, нельзя недооценивать подготовку к школе в небольших группах детей накануне поступления в первый класс. Даже кратковременное посещение подобных «курсов первоклассника» продвинет дошкольника на шаг в формировании внутренней позиции школьника.
Источник
МДОУ «Детский сад №1 «Солнышко»
Тема: «Психологическая готовность к обучению в школе как итог развития ребенка в дошкольном возрасте».
Выполнила воспитатель
Горбунова Марина Валерьяновна
пгт.Вурнары
2015г.
Оглавление
1. Введение 3
2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению 4
3. Пути формирования у старших дошкольников компонентов
готовности к школьному обучению 8
4. Заключение 12
5. Использованная литература 14
1. Введение
«Психологическая готовность» — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников»
(Венерг).
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.
Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.
Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.
К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.
Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис. 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
2. Компоненты психологической готовности к школьному обучению
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.
Структура психологической готовности к обучению в школе многокомпонентное образование. К числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе и мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.
Физиологический компонент – это навыки самообслуживания, состояние общей моторики, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, правильное телосложение, осанка.
Психомоторная (функциональная) готовность
К ней следует отнести те преобразования, происходящие в детском организме, которые способствуют повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:
– Возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения – позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;
– Развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации – создает основу для овладения действиями письма;
– Совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга – активизирует становление речи как средства познания и вербально логического мышления.
Интеллектуальная готовность
Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.
На протяжении дошкольного возраста у детей начинают закладываться основы словесно-логического мышления, базирующиеся на наглядно-образном мышлении и являющиеся естественным его продолжением. Шестилетний ребенок способен к простейшему анализу окружающего мира: разведению основного и несущественного, несложным рассуждениям, правильным выводам. К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и основ словесно-логического мышления.
Обобщая вышесказанное и учитывая возрастные особенности развития познавательной сферы ребенка, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
* дифференцированное восприятие;
* аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
* рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
* логическое запоминание;
* интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
* овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
* развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
Речевой компонент предполагает овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи, становление форм (внешняя – внутренняя, диалогическая – монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.
Волевой компонент умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).
Личностная готовность
Личностная готовность является системообразующим компонентом, ее можно описать через мотивационно-потребностную сферу и сферу самосознания личности.
Формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. Ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств, изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными, формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Таким образом, к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможны и развитие и протекание учебной деятельности.
Эмоционально-волевая готовность
Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы – важная сторона психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Определяющую роль в личностной составляющей психологической готовности к школе играет мотивация дошкольника.
Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов – общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.
Соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувство долга). Начало формирования самосознания и самооценки.
Были выделены две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».
2. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».
Социально-пихологическая (коммуникативная) готовность
По мере взросления старшего дошкольника все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Он пытается проникнуть в смысл человеческих отношений, тех норм, которые их регулируют. Следование социально приемлемым нормам поведения становится для ребенка значимым, особенно если оно подкрепляется положительным откликом со стороны взрослых. Это становится содержанием общения ребенка с ними. Поэтому коммуникативная готовность очень важна ввиду перспективы постоянных контактов с взрослыми (и сверстниками) в ходе обучения в школе. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения: произвольно-контекстное общение со взрослыми и кооперативно-соревновательное со сверстниками.
3. Пути формирования у старших дошкольников компонентов
готовности к школьному обучению
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе:
1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физическое, нравственное и т.д.).
2. Специализированные
3. Коррекционные (несколько направлений).
В данном параграфе мы проанализируем некоторые из них.
Программа «Радуга» 1989г. Авт. кол. Т.Н. Доронова
Цель – сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения.
Программа «Развитие» 1994 г. Л.А. Венгер
Основная цель – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.
Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в
– умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач);
– развитии децентрации – умения менять свою точку отсчёта как при решении наглядных заданий, так и в ситуации общения;
– развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта и план её реализации.
К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском саду.
Программа «Детство» 1995г. РГПУ А.И.Герцена
Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного развития: интеллектуального, физического, эмоционально – нравственного, волевого, социально – личностного.
4 блока
1. Познание;
2. Изменения отношения;
3. Созидание;
4. Здоровый образ жизни.
Логика подачи:
– характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребёнка;
– особенности сферы деятельности (общения, восприятия);
– общие задачи воспитания;
– представления (ориентации);
– уровни освоения умений (низкий, средний, высокий); диагностика
– практические умения;
– методические советы;
– рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;
– рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;
– заключение.
Типовая программа под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что даёт возможность осуществлять их всестороннее развитие и воспитание, подготовку к обучению в школе.
«Типовая программа» составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастные ступени физического и психического развития детей:
ранний возраст – от рождения до трех лет
младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет
средний возраст – от 4 до5 лет
старший дошкольный возраст – от 5 до7 лет.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:
широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.
Современные психологи (А.А. Венгер, С.П. Проскура) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно – волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи:
познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям.
Будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладеть знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Пребывание в детском саду влияет на развитие произвольности, поскольку в окружении других детей ребёнок постепенно привыкает делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него требуют обстоятельства и окружающие люди.
Большое влияние детский сад оказывает на развитие личности ребёнка. Находясь постоянно в окружении детей, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими, начинает формироваться его самооценка. Он должен соотносить свои действия и поступки с действиями окружающих, то есть у него формируется структура деятельности, появляется соподчинение мотивов и целей. Помимо этого нередко среди детей возникают конфликты, и разрешение этих конфликтов детьми так же влияет на развитие личности.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования даёт возможность говорить о том, что психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
1. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
2. К сожалению к 6 – 7 годам не у всех детей сформированы компоненты готовности к школьному обучению. Необходимо формировать компоненты готовности к школе в подготовительной группе.
3.В настоящее время существует большое количество программ направленных на подготовку ребёнка к школе.
4. Заключение
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, к конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разными.Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка.
Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться.
Волевая готовность — необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Интеллектуальная готовность — многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть.
5. Использованная литература
1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребёнка семи лет. – М., 2003
2. Божович Л. И. Психологические вопросы готовности ребёнка к школьному обучению // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста/под ред. А. Н. Леонтьева, В. А. Запорожца. – М., 1995
3. Урунтаева Г. А. Детская психология. – М, 2013
4. Смирнова О. Е. Детская психология. – СПб., 2011
5. Интернет- источники:
а) https://www.bestreferat.ru/
б) https://raduga49.ucoz.com/
Источник