Формирование социализации и развитие личности ребенка

Ирина Щербатова
Формирование личности ребенка в процессе социализации

Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, которые выражаются в индивидуальных особенностях человека, его сознании и деятельности. Вы уже знаете, что человек является существом биосоциальным. С одной стороны, он – часть природы. Как и другие живые существа, человек нуждается в пище и кислороде. Организм человека растет, развивается, стареет и умирает, как и все живое. В основе передачи признаков нашего вида по наследству лежат уникальные для всех генетические закономерности. С другой стороны, чтобы быть человеком в полном смысле этого слова, мало им родиться. Родившийся ребенок должен усвоить то великое наследие предыдущих поколений,которое называют культурой: язык, правила поведения и общения, способы трудовой деятельности, веру, знания об окружающем мире. Все это не может быть получено по биологическим каналам. Только в социуме, человек может развиваться и впитывать в себя все ценности и нормы общества, в котором живет. Итак, личностью не рождаются, а становятся. Процесс усвоения человеком знаний, норм поведения, привычек, позволяющих ему быть полноценным членом общества, называют социализацией. Можно сказать, что социализация – это приучение человека к жизни в обществе.И здесь возникает следующий вопрос: в каком же возрасте зарождается личность? В раннем возрасте начинают складываться предпосылки для формирования личности ребёнка. Ребёнок стремится удовлетворить не только биологические потребности, но и со

циальные, познавательные, у него появляется мотивация к общению, он начинает в раннем возрасте выделять себя из окружающих. К концу раннего возраста он использует местоимение «Я» (период кризиса 3-х лет, т. е осознает свою уникальность и неповторимость. В этот период у ребёнка выражается потребность в самостоятельности. Это и является образованием личности. Таким образом, 3-м годам закладывается фундамент будущей личности. Воспитание – это процесс развития качеств личности человека, который происходит под воздействием и влиянием внешних факторов – среды, общества. Следовательно, большую роль играют взрослые, обеспечивающие полноценное развитие личности ребенка разными видами деятельности. Большую значимость в развитие ребенка дошкольного возраста занимает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Игра развивает все психические процессы. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка, он учится действовать с предметами заместителями – он дает им игровые названия и действует с ними в соответствии с названием. Предмет заместитель становится опорой для развития мышления. Таким образом, игра влияет на мыслительные процессы. Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения, памяти, формирование коммуникативных навыков, а, следовательно, и культуры общения. Влияние ролевой игры заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, дает возможность примерить на себя роль взрослого. Таким образом, развивающие возможности игры доказывают, что именно эта деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Так же не меньше важна продуктивная деятельность, которая не менее важна в этот период для развития психики, речи, тактильного восприятия и т. д, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников. Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата. Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим. В дошкольном возрасте еще одним не менее значимым с точки зрения развития личности фактором является коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. Ребенок усваивает нормы дисциплины, взаимодействия с окружающими людьми, культуру общения и поведения. В ходе развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена социума и определяют его поведение. Это и является предпосылками формирования личности. Любой родитель в тайне мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком, лидером – личностью. Если вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания и образования, помогать малышу развивать свои способности, раскрывать потенциал, познавать окружающий мир, поддерживать и направлять, только тогда вы воспитаете настоящую, сильную личность.

Источник

Олеся Оюн
Консультация для педагогов «Социализация детей и всестороннее развитие личности ребенка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида

г. Кызыла Республики Тыва

Консультация для педагогов:

«Социализация детей и

всестороннее развитие личности

ребенка»

Современное состояние общества ставит перед образовательной системой

задачу – создавать условия для успешной жизни ребенка в обществе, а значит

успешной социализации ребенка с самых первых шагов его социального опыта.

Успешность ребенка в его социальных условиях формируется поэтапно

соответственно индивидуальным особенностям. Ощущение своей сопричастности

процессам в обществе, уверенность в наличии своего комфортного места в

социальной системе – формирование этих позитивных состояний происходит только

в случае целенаправленного воспитательного влияния.

Процесс развития ребенка не мыслится без личностного развития ребенка, а

значит, без усвоения им системы социальных связей, отношений, без включения в

них. Социализация детей – важная проблема, поэтому является предметом изучения

у психологов и рассматривается в разных психологических школах. Социализация –

это процесс и результат усвоения воспитанником существующих норм, ценностей и

форм поведения. Синоним слова «социализация» может быть «очеловечивание».

Социализация тождественная «окультуриванию» – присвоению социального опыта

ребенком черт взаимодействию со средой. Опыт превращается в его

индивидуальное развитие, им перерабатывается, дополняется через некоторое

время, возвращается в общественную культуру в виде определенных

индивидуальных достижений [2]. Как отмечают исследователи возможность

одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как

нерегулируемого процесса относится и к социализации в семье. Л. П. Буева

определяет семью как исходное пространство человеческих связей и отношений, где

закладываются основы гуманистических связей и доверия человека к человеку С. И.

Ожегов определяет семью как группу живущих вместе родственников. При этом

семья, люди, живущие вместе, их хозяйство, а также квартира, являются домом.

Домашним считается все, кто относится к дому, семье и частному быту. По мнению

Л. А. Колпаковой семья – это социальная группа, члены которой объединены

юридическими либо фактическими брачными отношениями, отношениями родства

или свойства, взаимными правами и обязанностями, вытекающими из семейных

правоотношений, общностью быта и эмоционально-психологическими связями [3].

На социализацию личности в семье оказывают влияние различные факторы, в

частности: структура семьи как единство функционирования ее членов. В. С.

Читайте также:  Значение сенсорной культуры и чувственного опыта в развитие ребенка

Торохтий отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим

признакам:

1. по количеству детей: бездетная, или инфертильная, однодетная, малодетная,

многодетная;

2.по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная

(семья нескольких поколений, большая семья, материнская семья, семья

повторного брака;

3.по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из

родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с

детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или

без них; с матерью (отцом) и с детьми;по типу главенства в семье: эгалитарные и

авторитарные семьи;

4. по семейному быту,укладу: семья — «отдушина»; семья дето

центрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба;

семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

5. по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные)

и гетерогенные (неоднородные) семьи;

6.по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка,

семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые

супружеские пары;

7.по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая,

педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

8.по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы

Кавказа);

9.по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или

«наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой

направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким

уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д., семьи

с промежуточным типом потребления;

10.по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная»

семья, «внебрачная семья»;

11.по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;

12. по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности

и активные семьи;

13.по степени кооперации совместной деятельности: традиционные,

коллективистские и индивидуалистические;

14.по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая

семья, виктимогенная семья;

15. позиция ребенка в семье, т. е. его роль в семье, отношения с бабушками,

дедушками, родителями, братьями, сестрами.

Формирование в семье объективно оказывается различным, даже если не

вдаваться в рассуждения о стилях воспитания; основные (реальные) воспитатели –

социализаторы, т. е. те члены семьи, которые оказывают наибольшее влияние на

развитие ребенка благодаря основному уходу за ним, и те кто наиболее авторитарен

для ребенка, т. е. близкие люди, на кого он хотел бы больше походить; стиль

воспитания в семье, т. е. преобладающий стиль основного воспитателя –

социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки,

отца, деда, братьев, сестер). собственно – личностный, нравственный творческий

потенциал семьи, т. е. вся совокупность позитивных человеческих качеств членов

семьи (наличие-отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности

постоять за себя и детей; теплота – холодность в отношениях между людьми;

уровень интеллекта старших, образование, особенности культуры). Дети

воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или

ненамеренно. Для того чтобы дети могли полностью развить и проявить свои

способности, они должны расти в отзывчивом социальном окружении.

Непосредственная родительская ласка и забота могут обеспечить то эмоциональное

тепло. Семья представляет собой первичную группу, в которой осуществляется

интимный контакт не только родителей, но и детей различных возрастов между

собой. В семье дети постепенно приобщаются к сложному миру взрослых.

Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье позволяет каждому ее члену не

скрывать своего эмоционального состояния, делиться радостями, рассказывать о

неудачах и обидах, получать советы по волнующему вопросу, восстанавливать и

пополнять свои физические и духовные силы и таким образом поддерживать

жизненный тонус.

В ходе выполнения воспитательной функции семья в первую очередь

обеспечивает первичную социализацию ребенка и становление его психических

(интеллектуальных) черт и личностных качеств вплоть до достижения им

социальной зрелости. Семья оказывает систематическое воспитательное

воздействие на каждого своего члена в течение всей жизни. При этом не только

родители влияют на детей, но дети на родителей и других взрослых членов семьи,

побуждая их к самосовершенствованию.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание подрастающего

поколения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию

систему условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из

ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного

и умственного развития. При этом особенностями социализации ребенка в семье

выступают:

социально-демографическая структура семьи (социальное положение членов

семьи, профессиональный статус родителей, пол, возраст, количество членов семьи,

наличие разных поколений); ·

– преобладающий психологический климат, эмоциональная настроенность

семьи; ·

– продолжительность и характер общения с детьми; · общая и, собственно,

психолого-педагогическая культура родителей; ·

– связь семьи с другими сообществами (школа, родственники и т. д.); ·

– материально-бытовые условия.

Основы успешности процесса социализации закладываются уже в раннем

возрасте из атмосферы, в которой растет ребенок. Удовлетворение базовых

потребностей, положенных в основу психического здоровья, таких как потребность

в любви, безопасности, внимании, границах и признании, закладывается в

подсознательный опыт ребенка в раннем и дошкольном возрасте, определяя вектор

развития личности.

Успешность ребенка в его социальных условиях формируется поэтапно

соответственно индивидуальным особенностям. Ощущение своей сопричастности

процессам в обществе, уверенность в наличии своего комфортного места в

социальной системе – формирование этих позитивных состояний происходит только

в случае целенаправленного воспитательного влияния. Социальная адаптация – это

слаженная работа личности, среды, сверстников, воспитателей и родителей.

Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для

самореализации ребнка.

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте усложняется и

дифференцируется. Взрослый человек остается центром жизни ребенка, но

отношения с ним существенно меняются. Если в раннем возрасте социальная

ситуация определялась исключительно отношениями ребенка с его близкими

взрослыми, то начиная с дошкольного возраста ребенок вступает в отношения с

более широким социальным миром. Человеческие отношения, которые существуют

в мире взрослых, становятся предметом игровой деятельности детей, где взрослый

присутствует опосредованно, в идеальной форме. Общение с реальными близкими

взрослыми приобретает внеситуативный характер и побуждается новыми

потребностями. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка – его

отношения со сверстниками. Которые играют в социальной ситуации развития

ребенка большую роль. Устойчивый интерес к взаимодействию с другими детьми

возникает в связи с усложнением игры и расширением сферы социализации

дошкольника. Общаясь со сверстниками, ребенок строит отношения не на основе

подчинения, как с взрослыми, а с позиций равенства. В заключении хотелось бы

отметить, что социально-педагогическая подготовка родителей в воспитании

ребенка предоставляет им время для того, чтобы еще раз взвесить те последствия,

которые повлечет за собой принятие на себя обязанностей по воспитанию детей. Все

семьи будущих родителей должны проходить этап серьезной подготовки, так как

знания и навыки, которые они приобретают в этот период, помогают им справиться

с неизбежно возникающими проблемами в дальнейшем. Все перечисленные формы

организации работы Службы сопровождения позволяют создать условия для

формирования психолого-педагогической компетентности родителей. Современное

состояние общества ставит перед образовательной системой задачу – создавать

условия для успешной жизни ребенка в обществе, а значит успешной социализации

ребенка с самых первых шагов его социального опыта.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка мнение психолога

Список использованной литературы:

1. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. / Р. С. Буре

Методическое пособие. – М. ; Мозаика-синтез, 2011.

2. Выготский, Л. С. Психология. / Л. С. Выготский – М., Издательство ЭКСМО –

Пресс, 2000 – 1008 с.

3. Закон № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 года.

4. Зверева, С. Семейная педагогика и домашнее воспитание / С. Зверева, А.

Ганичева. – М.: Академия, 2010. 6. 4. Лебедев П. А. Семейное воспитание /П. А. Лебедев. –

М.: Академия, 2011. 7. Торохтий В. С. Типология семей / В. С. Торохтий. – М, 2010.

5. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная

программа дошкольного образования – под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

М. А. Васильевой. – М; Мозаика,2010.

Источник:

Галушко И. Г. Социализация детей и всестороннее развитие ребенка // Научно-

методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 106–110. – URL:

https://e-koncept.ru/2015/95644.htm.

Источник

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Например, в нашем обществе плюнуть на кого-либо – символ  презрения, а у племени Масаи – это выражение любви и благославления.

Выделяют следующие стадии социализации

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (критическое отношение к   общественным нормам поведения). Это промежуточная социализация, т.к. неустойчиво и мировоззрение, и характер подростка. Юношеский возраст(18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация.

3. Стадия интеграции – желание найти свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если свойства человека принимаются обществом, группой.

4. Трудовая  стадия  социализация  охватывает весь период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает трудовой опыт, но и воспроизводит его.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в процесс передачи опыта новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие “групповая идентичность”, которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и “эгоидентичность”, чувство устойчивости и непрерывности своего “Я”. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери, Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм, замедление психического развития ребенка.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя, общество и родители приучают ребенка к аккуратности, начинают стыдить за “мокрые штанишки”. Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие “автономии” и “стыда”. Это соотношение  будет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка,  не будут бить за провинности.

В возрасте 3-5 лет, на 3-ей стадии, ребенок уже убежден,  что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка.  Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4 стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.

В подростковом возрасте (5 стадия) формируется  центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание,  способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, то подросток успешно находит свое “Я”, признание себя со стороны окружающих. В противном случае подросток не может найти свое “Я”, не осознает своих целей и желаний, происходит возврат к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности,  появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает. Появляется страх и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство “не признания себя” со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На 6-ой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой,  человек не боится обезличивания, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Читайте также:  Развитие нравственно этических качеств ребенка

7-я – центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со  стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое “Я” (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс.
После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности,  человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое “Я” в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь – зто неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек “принимает” себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если “принятия себя и жизни” не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты,  когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Негативизм – это когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется, но если взрослые требуют этого, т.е. реакция ребенка обусловлена не содержанием требования  взрослого, а отношением ребенка к взрослым. Упрямство – реакция ребенка, когда он настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Строптивость – бунт ребенка против всего образа жизни, против норм воспитания, против всех взрослых. Если взрослые не изменяют своего  поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере.

Выделяют большие кризисы (новорожденности, кризисы 3-х лет, подростковый  кризис  13-14  лет) и малые кризисы (кризис 1 года, 7 лет, 17-18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые кризисы внешне спокойно проходят, связаны с нарастанием умений, самостоятельности ребенка.

Позитивное значение  критических возрастов – в переходе к новому, высшему периоду развития личности. Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители, если они не понимают особенностей психики детей, не знают их типичных поведенческих реакций. Если стремиться во что бы то ни стало “переломить” малыша, он вырастет робким, зависимым,  слабовольным, не сможет отстаивать свои интересы. С другой стороны, нельзя безоговорочно во всем ему уступать. Оптимальная “золотая середина”: в каких-то случаях уступать, в каких-то настаивать на подчинении приказу, не забывая, однако, что и для ребенка важно чувство собственного достоинства. Многие психологи и педагоги указывают, что люди, лишенные в детстве игр со сверстниками, остаются часто малоконтактными, нелюдимыми, в результате потом несчастными.

Выделяют несколько  типов  неправильного  воспитания

Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты  своими  делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние “уличных” компаний.
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и  неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим “все дозволено”. У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Другая разновидность гиперопеки воспитание по типу “кумира” семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются,  а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают.

Воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует,  что отец или мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.

“Жестокое воспитание” – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких.

Родителям следует знать и о типичных детских реакциях  нарушения поведения

Реакция отказа (от игр, пищи, от контакта) возникает в ответ на резкое  изменение привычного образа жизни, например,  когда “домашний ребенок” начинает посещать детсад, когда семья  лишается кого-то из близких и т.п.

Реакция оппозиции заключается в том, что ребенок противодействует попыткам заставить его заниматься нелюбимым делом (убегает из дома, со школьных занятий и т.п.).

Реакция непомерного подражания кому-либо (реальному человеку, персонажу кино, книги) проявляется в копировании одежды,  манеры, речи, суждений, поступков. И беда, если кумиром оказывается отрицательный субъект.

Реакция компенсации проявляется в том, что ребенок всеми силами пытается затушевать или устранить какие-либо свои слабости. Так, неудачи в учебе восполняются достижениями в спорте, а учеба под объективным предлогом “занятости” отодвигается на задний план.

В подростковом возрасте проявляются следующие поведенческие реакции:

1) реакция эмансипации (освобождения) проявляется в стремлении вырваться из-под опеки родителей, учителей,  взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями;
2) реакция группирования со сверстниками; выделяют: смешанные неустойчивые группы в зависимости от увлечения, обстоятельств; стабильные группы с постоянным лидером, иерархией, такие группы обладают “своей территорией”, свободное время проводят в стычках с подобными группами; 
3) реакция увлечения – хобби –
реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает интерес к учебе. Увлечение может быть интеллектуальное (музыка, рисование, стихотворчество, радиотехника), телесное (спорт, культуризм, вождение мотоцикла, рукоделие), лидерское (поиск ситуаций, компаний, где можно предводительствовать), накопительское (коллекционирование), эгоцентрическое (выделиться модной одеждой, внешностью, изучением, к примеру, японского языка), азартное (пари, карты, ситуация риска), коммуникативное (болтовня, сплетничание и т.п.);
4) реакция гиперсексуальности – повышенный интерес к другому полу, сексуальной литературе, порнографии.

Источник