Формирование и развитие у ребенка причинно следственных связей
Хотя очень важно постоянно демонстрировать детям причинно-следственную модель мышления в словесной форме уже с самого раннего возраста, они вряд ли самостоятельно примут на этой основе то или иное решение. До тех пор пока детям не исполнится три года, родителям следует отвлекать или просто физически отстранять их от запрещенных занятий. Это особенно важно, если поведение малышей может иметь опасные последствия для здоровья (прикосновение к горячей плите), имущества (попытка разобрать музыкальный центр) или социальных взаимоотношений (намерение кого-то ударить или толкнуть).
В три – четыре года ребенок уже способен подавлять в себе некоторые импульсы. Например, если родители говорят двухлетнему малышу: «Не трогай телевизор», то наивно ожидать, что тот оставит его в покое, особенно если он в это время находится в комнате один. Он еще не может понять, что это может грозить ему неприятностями. Однако в четыре года тот же самый ребенок уже вполне осознает эту простую причинно-следственную связь. В большинстве случаев он уже в состоянии выполнять данные ему указания, даже не находясь под постоянным наблюдением.
Как происходит воспитание причинно-следственного мышления у ребенка?
В возрасте от четырех до шести лет, когда развиваются познавательные способности, ребенок уже может делать определенные прогнозы относительно последствий своих действий и на их основе отказываться от некоторых желаний и намерений. По мере развития данных способностей ребенка у родителей возникает идеальная возможность постоянно и последовательно демонстрировать ему существование причинно-следственных связей. На этой стадии дети уже в состоянии устанавливать их в аналогичных ситуациях. Взрослые могут существенно помочь развитию и укреплению этих ассоциаций, если будут вслух излагать ход своих мыслей при принятии различных решений. Когда ребята будут готовы делать осознанный выбор, родители должны направлять их мысли и действия: «Если ты сделаешь это, то что, по твоему мнению, получится? Что еще можно сделать в этой ситуации? А если ты поступишь иначе, то что произойдет? Какой результат тебя больше устраивает? Какое решение, по-твоему, лучше?»
Постепенно логическое мышление детей становится все более развитым, и они уже могут решать довольно сложные проблемы. Девятилетний мальчик, например, вполне понимает, что если он изо всей силы бросит мяч, то может кого-нибудь сильно ударить, разбить окно или мяч выкатится на проезжую часть. Если он разобьет окно, то мама, возможно, решит оплатить ремонт из его карманных денег. Мальчик учитывает сразу несколько возможных последствий своего броска. Когда дети находятся на такой, достаточно продвинутой, стадии развития, формирование у них навыков причинно-следственного мышления приобретает новые масштабы. Родители могут задавать более сложные мыслительные задачи, развивая способность ребят понимать все возможные последствия и принимать на этой основе осознанные решения.
Формируя у детей навыки причинно-следственного мышления для самостоятельного принятия решений, родители должны учить их применять ту же логику и по отношению к поведению. Объяснение детям последствий их поведения помогает ребятам понять связь между своими поступками и их результатами: «Если я ударю сестру, то мама меня накажет. Мой поступок будет иметь негативные последствия».
Источник
Игры на установление причинно-следственных связей для дошкольников
Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей…
• Дети стояли, открыв рот от изумления…
• Вода в чашке стала мутной…
• Внезапно в комнате погас свет…
• Пение птиц внезапно прекратилось…
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула…
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.
Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то … .
• Если у медведя вырастут крылья, то … .
• Если полететь высоко-высоко, то … .
• Если съесть много мороженого, то … .
• Если летом пойдет снег, то … .
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.
Игра «Продолжи предложения»
• Девочка весело смеялась, потому что … .
• Если наступит праздник, то … .
• Собака печально бродила по улице, хотя … .
• На горячую сковороду капнула вода … .
• Мы уехали и забыли полить цветы … .
• Голодный волк увидел пирожок … .
• Папа открыл кран … .
• Коля упал в яму, потому что … .
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что … .
Игра «Найди связь»
Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.
Игра «Невероятные фантазии»
• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?
Игра «Понимание назначения»
• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?
Игра «Состав предметов и явлений»
• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
• Как отличить живой предмет от неживого?
Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений
1. На небе сгустились тучи. Сверкнула молния. Начался дождь. Прохожие открыли зонты.
2. Из-за холодов птицам стало труднее добывать пищу. Птицы собрались в стаю. Они отправились в дальний перелет. Весной птицы прилетят вновь.
3. Прозвенел звонок. Школьники вошли в класс. Они сели на свои места. Учитель начал урок.
4. Набежали тучи. Пошел дождь. Выглянуло солнце. Появилась радуга.
5. Расцвели цветы. Прилетели пчелы. Пчелы собрали нектар, отнесли его в улья. Получился вкусный мед.
6. Темная туча закрыла солнце. Сверкнула молния. Грянул гром. Пошел дождь.
7. Сверкнула яркая молния. Прогремел гром. Полил сильный дождь. Началась гроза.
8. Взошло солнце. Природа пробудилась от ночного сна. Запели птицы.
9. Зимой у зайцев мало еды. Беляк обгладывает в садах кору молодых яблонь. Стволы яблонь оголяются. Они болеют и погибают.
10. Началась гроза. Молния ударила в дом. Дом загорелся. Семья лишилась крова.
11. Солнце клонится к закату. Становится темно. Появляются луна и звезды. На город опускается ночь.
12. Прошло жаркое лето. Наступила осень. Птицы улетают на юг. В лесу стало тихо.
13. Судно перевозило нефть. Произошла авария. Нефть растеклась по поверхности моря. Погибло много рыбы.
14. Жабы откладывают в воду икру. Появляются головастики. Головастики становятся жабами. Жабы выходят из воды и живут на суше.
Упражнения на установление причинно-следственных связей в предложениях
1. Большинство птиц строят себе гнезда.
Гнезда защищают и яйца, и птенцов.
2. В пасти больших акул зубы в шесть рядов и острые, как пила.
Большие акулы очень опасны.
3. Арбузы растут в жарких странах.
Арбузам нужно тепло и долгое время для созревания.
4. Нельзя губить жилища муравьев и раскапывать муравьиные кучи.
Муравьи помогают сохранять леса.
5. Крот не любит ясного солнца и свежего ветра.
Крот живет под землей.
6. Сорока черная, а по бокам у нее крылышки белые.
Сороку называют белобокой.
7. У дятла липкий язык большой длины.
Муравьи часто прилипают к нему.
8. Летучие мыши зимуют в пещерах, тесно прижавшись друг к другу.
В тесноте летучим мышам теплее.
9. Перед едой енот моет добычу.
Енота прозвали полоскуном.
10. Медвежата рождаются зимой и до весны сидят в берлоге. Только что родившихся медвежат редко кто может увидеть.
11. В глубине моря царит темнота.
В глубине моря плавают светящиеся рыбы.
12. Многие люди выращивают в квартире герань.
Герань оздоравливает воздух и улучшает сон.
13. Стрижи ловят насекомых на лету.
У стрижей большой рот.
14. Древесина лиственницы очень долговечна.
Древесина лиственницы не гниет.
15. С помощью носа животные чувствуют запахи еды и своих врагов.
Носы помогают животным жить.
16. Кокосовая пальма хорошо растет на песке морского побережья.
Кокосовая пальма любит свет, тепло и влагу.
17. Лотос произрастает в мутной воде и иле, но не загрязняется ими.
С лотосом сравнивают людей, ничем себя не запятнавших, не покорившихся злу и судьбе.
18. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки.
Крапива – полезное для человека растение.
19. Комары погубили многих путешественников.
Комар – распространитель малярии и желтой лихорадки.
20. У попугаев большой кривой клюв – кусачки.
Попугаи могут разгрызать крепкие орехи и плоды.
21. Грибы полезны лесу.
Грибы ускоряют разрушение уже отмирающих деревьев.
22. Еноты моют свою пищу.
Енотам нравится намоченная еда.
23. Рис – очень важный продукт.
Рис используется не только в пищу, но и для приготовления крахмала, клея, пудры.
24. Птицам не надо много учиться.
Многие повадки птиц являются врожденными.
25. Многие доктора рекомендуют пациентам играть в шашки.
Шашки – это игра, которая может сказывать лечебное воздействие.
26. Дятел – лесной доктор.
С помощью длинного носа дятел достает из-под коры вредных насекомых.
27. У жирафа огромный рост.
Жираф легко достает листья с больших деревьев.
28. Керамика – одно из самых древних искусств на земле.
Археологи во время раскопок находят глиняные черепки, сделанные еще в доисторические времена.
29. Чай не трава.
Чай делают из листьев чайного дерева.
30. Задолго до землетрясения змеи и ящерицы спешат выползти из нор.
Все змеи и ящерицы очень чувствительны к сотрясению земли.
31. Бананы срезают зелеными.
Созревшие бананы быстро портятся.
32. Кабан клыками подсекает дерево, как топором.
Кабана зовут секачом.
33. Павлин распускает перья и расхаживает с гордым видом.
В народе появилось выражение: «Самодовольный как павлин».
34. Звери рождают детенышей и выкармливают их молоком.
Этих зверей называют млекопитающими.
35. Вороны наносят огромный урон урожаю.
Фермеры выставляют пугала, удерживающие ворон на расстоянии.
Приложение I.13
Упражнения на установление закономерности подбора слов
1. Клапан – флейта
кастрюля – посуда
футбол – спорт
варежки – руки
смычок – скрипка
роза – цветок
шарф – шея
струна – гитара
валенки – ноги
Упражнения на замену словосочетаний одним, близким по смыслу
1. Остаться без еды – голодать
остаться без денег – обнищать
остаться с носом – проиграть
2. Смести пыль – вытереть
смести все со стола – съесть
смести все на своем пути – разгромить
3. Попасть в дом – зайти
попасть по руке – ударить
попасть в яблочко – угадать
4. Держать курс – направляться
держать спину прямо – не сутулиться
держать пари – спорить
5. Водить машину – управлять
водить в школу – провожать
водить за нос – обманывать
6. Вешать картину – прикреплять
вешать игрушки на елку – украшать
вешать лапшу на уши – обманывать
7. Подставить стул – придвинуть
подставить число в выражение – заменить
подставить друга – предать
8. Заливает луга – затопляет
Заливает бак – наполняет
Крепко заливает – врет
9. Идти вперед – продвигаться
идти назад – возвращаться
идти на дно – погибать
10. Болтать яйца – смешивать
болтать ногами – шевелить
болтать языком – разговаривать
11. Засыпать банку – наполнять
засыпать в яму – заваливать
засыпать вопросами – спрашивать
12. Заглянуть в окно – посмотреть
заглянуть в гости – зайти
заглянуть в душу – узнать
13. Защитить ребенка – оградить, обезопасить
защитить от холода – утеплить
защитить мнение – отстоять
14. Бросить мяч – кинуть
Источник
Семинар-практикум
Тема: «Формирование у дошкольников умственных действий: установление причинно – следственных связей»
Цель: ознакомление педагогов с методическими рекомендациями по развитию умственных действий
Задачи:
- познакомить с методикой поэтапного развития умственных действий: установлением причинно-следственные связей и отношений;
- усвоить алгоритм умственного действия (последовательные шаги освоения его структурных элементов)
Ход семинара
- Теоретическая часть
1.1. Определение причинно–следственных связей.
Накопленные сведения о большом мире являются серьезной базой для интеллектуального развития ребёнка. Эта база данных о большом мире снова требует от него определенных умений в упорядочивании накопленных и поступающих сведений. В этом детям, конечно, помогут взрослые, которые направят процесс познания на: установление осмысленных взаимосвязей нашего мира, то есть причинно – следственных связей.
Цель в этого направления является знакомство детей с причинно–следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.
Установление причинно – следственных связей и отношений – система операций, помогающая ребёнку понимать причину и следствие событий, их последовательность, зависимость друг от друга, связь между ними.
– Уважаемые педагоги, что, по вашему мнению, мы называем причиной?
Причина – процесс взаимодействия
– Что такое следствие?
Следствие – его конечный результат.
Важной характеристикой причинно–следственных связей является временная последовательность: причина всегда наступает во времени раньше следствия. Причина начинает действовать только тогда, когда следствие отступает. Следствие наступает позже. Требуется определенный интервал времени, прежде чем-то или иное взаимодействие даст результат.
– Как вы думаете, следствие может вызваться к жизни не одной, а множеством одновременно действующий причин или целой совокупностью?
1.2. Алгоритм действия установления причинно – следственных связей и отношений
– Уважаемые коллеги, вам предлагается рассмотреть алгоритм действия установления причинно – следственных связей и отношений. Предлагаем совместно их рассмотреть и разобрать.
Алгоритм действия установления причинно – следственных связей и отношений:
- установление прямой зависимости между объектами и явлениями на основе непосредственного их восприятия в данный момент или оперировании опытом, рассуждения;
- определение обратных связей;
- определение скрытых прямых и обратных зависимостей на основе рассуждений и умозаключений;
- прогнозирование возможных причин и следствий различных событий;
- выстраивание цепочек причинно–следственных связей между объектами или явлениями на основе рассуждений и моделирования.
2. Практическая часть
2.1. Развитие действия установления причинно–следственных связей и отношений у детей.
– Предлагаем вам познакомиться с развитием действия установления причинно– следственных связей и отношений у детей и дать краткую характеристику по возрастам (работа в микрогруппах: младший дошкольный возраст, средний дошкольный возраст, старший дошкольный возраст)
Младший дошкольный возраст
Младший дошкольник способен видеть и понимать причину и следствие в основном реально происходящих событий, воспринимаемых ребёнком в данный период времени. Задача – развивать умение замечать изменения в состоянии объекта при его взаимодействии с другими, развивать способность понимать и объяснять прямые и обратные причинно – следственные связи и отношения.
Основные условия:
- владение действием анализа и синтеза и умением сравнивать объекты между собой (видеть причины изменений в окружающих объектах, развитие умения выделять их свойства, сопоставлять, сравнивать, обозначать признаки точным словом);
- организация различных форм практической деятельности (опыты, экспериментирование, непосредственное взаимодействие с предметами окружающего мира)
- объяснение воспитателем взаимосвязи между объектами и явлениями окружающего мира,
- включение в различные ситуации деятельности, общения, взаимодействия;
- развитие предметно–пространственной среды группы;
- создание для детей естественно возникающих ситуаций в процессе деятельности и специально подобранных игровых упражнений;
- закрепление у детей умений устанавливать причинные зависимости в явлениях природы и объяснять их;
- использование различных сказок, рассказов, стихов;
- учет индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка.
Средний дошкольный возраст
В средней группе закрепляются умения детей выявлять и объяснять причинно – следственные зависимости между внешне выраженными изменениями в воспринимаемых объектах, делать выводы и объяснять их. В связи с тем, что у ребёнка 4-5 лет уже имеется достаточный объем представлений, на основе которых он способен решать конкретные задачи, том числе и определение причины событий, в среднем дошкольном возрасте можно развивать у детей умение обнаруживать и объяснять скрытые причинно – следственные связи.
Основные условия:
- организация различных видов познавательной деятельности (экскурсии, беседы, наблюдения, чтение, придумывание загадок и т.д.);
- создание ситуаций (эксперименты, проблемные ситуации, разбор игр–путаниц);
- стимулирование детей к прогнозированию скрытых связей, аргументации своих суждений, рассуждению;
- исследование свойств и качеств материалов, функциональное назначение предметов и т.д.;
- развитие умения детей выстраивать цепочку взаимосвязей, воссоздание логики сюжета по картинке;
- привлечение внимания ребёнка к различным взаимосвязям в окружающем его мире, объяснять их, находить взаимозависимости различного рода и путём рассуждения приходить к выводу об их природе;
- закрепление у детей умений устанавливать причинные зависимости в явлениях природы и объяснять их.
Старший дошкольный возраст
В старшей и подготовительной к школе группах необходимо развивать у детей умения путём рассуждения строить цепочки взаимосвязей разного вида, умение прогнозировать следствия и причины явлений, событий, изменений в состояния объектов, развивать способность моделировать причинно–следственные связи и отношения. В старшем дошкольном возрасте дети уже достаточно хорошо умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать объекты и явления, т.е. сформированы основы для освоения действия установления причинно – следственных связей и зависимостей уже на более высоком уровне.
Основные условия:
- использование специально созданных ситуаций;
- формирование у детей умение переносить освоенные шаги умственного действия установления причинно – следственных связей и отношений между одними объектами на другие предметы и явления;
- стимулирование детей прогнозировать возможные последствия какого – либо действия, события или явления;
- создание проблемных ситуаций;
- развитие умений выдвигать гипотезы;
- использование приемов связанных с придумыванием продолжений историй, объясняя их связь с поведением героев;
- использование моделирования причин и следствий;
- применение схематизации последовательности событий;
- использование словесных игр, рассуждать вместе с детьми, задавать вопросы, помогающие детям осознать непосредственные события и явления;
- организация специальной непосредственной образовательной деятельности;
- формирование умений преобразовывать модель и оперировать ею на уровне предметно – схематического и графического моделирования;
- самостоятельное моделирование ситуаций, отражающие более сложные причинно – следственные связи.
2.2. Диагностика
– Уважаемые педагоги, рассмотрите уровни развития детей действий установления причинно – следственных связей по возрастам, т.е. диагностику. Предлагаем вам для выявления уровней развития детей составить примерные задания (игры, подбор литературных произведений, проблемные ситуации, задачи, требующие определенных действий, рассуждений и т.д.) по возрастам и сравнить эти задания с «точки зрения» усложнения.
Младший дошкольный возраст
1 уровень – ребёнок с помощью взрослого устанавливает прямые связи и зависимость между предметами на основе явных, видимых, внешних признаков.
2 уровень – самостоятельно устанавливает прямые внешние связи и отношения между предметами или явлениями, а обратные и скрытые связи – с помощью взрослого.
3 уровень – самостоятельно устанавливает прямые и обратные связи, а скрытые – в основном с помощью взрослого.
Средний дошкольный возраст
Ребёнок может обнаружить и объяснить прямые и обратные, явные и скрытые связи между объектами, способен ли он предвидеть (прогнозировать) причину и следствие различных событий и явлений, построить модель (схему) причинно – следственной зависимости.
Старший дошкольный возраст
1 уровень – ребёнок с помощью взрослого устанавливает связи и отношения между объектами на основе явных, видимых, внешних признаков объектов, т.е. представленных наглядно (материализованный этап умственного действия).
2 уровень – самостоятельно устанавливает прямые внешние связи и отношения между предметами, а обратные и скрытые связи – лишь с помощью взрослого, это может быть этап практического действия или внешней речи.
3 уровень – самостоятельно (или с незначительной помощью взрослого) устанавливает прямые и обратные связи и последовательность происходящего не только с опорой на наглядно приставленные предметы, явления, события, но и на основе представлений, рассуждая и делая умозаключения; умеет прогнозировать последствия воздействий (причин) – внешнеречевой этап выполнения умственного действия и этап внутренней речи «про себя».
Источник