Формирование и развитие ребенка с животными
От автора: Наличие в доме животных дисциплинирует. В общении с ними ваше чадо быстрее и лучше усваивает, что все живое требует питания и ухода, возможно, ему придется перестроить свой распорядок дня в соответствии с нуждами своего любимца. В результате у ребенка формируется чувство ответственности, не только за себя но и за близкого четвероногого друга.
Version:1.0 StartHTML:0000000168 EndHTML:0000024673 StartFragment:0000000485 EndFragment:0000024656
Взрослые и дети разными глазами смотрят на домашних животных. Для малышей это прежде всего лучший друг, который постоянно вызывает восторг и возгласы восхищения. Крохи воспринимают котиков и собачек совсем по-другому, они тянутся к живым существам, пытаются их погладить, пощупать, рассмотреть. И именно домашние животные играют огромную роль в воспитании ребенка. Благодаря общению с домашними животными малыши учатся любить, заботиться, развиваться, познавать, открывать для себя много нового. Ребенок знает, что живое существо нужно кормить и всячески стремится это делать сам или помогать взрослым. Кроха гладит питомца и испытывает позитивные эмоции, учится проявлению ласки и нежности. В более старшем возрасте любимому пушистому комочку ребята доверяют свои тайны, делятся наболевшим, рассказывают о приятных моментах. А как порой весело просто догонять своего любимца, а потом убегать от него.
Домашние животные просто незаменимы в воспитании детей. И от того, как поведут себя родители — захотят завести зверюшку или нет — зависит очень многое. Ведь именно по отношению мам и пап к домашним животным дети судят, как им нужно вести себя с питомцами.
У добрых и нежных родителей, любящих и заботящихся о друзьях наших меньших, никогда не вырастет сухой и черствый ребенок.
Мало кто задумывается о том, что домашние животные могут помочь родителям в воспитании детей. А между тем домашний питомец может стать для ребенка самым первым, лучшим и преданным другом, всесторонне развивая способности ребенка. Домашние животные лучше всего чувствуют и понимают детей и дети, из-за этого, к ним очень привязываются.
Домашние животные помогают детям познавать мир, ведь для малыша животные – часть непознанного мира. Пообщавшись с домашним питомцем, ребенок захочет узнать о нем и о его мире побольше. Наблюдая ежедневно за питомцем, ребенок становится любознательным и наблюдательным. А если родители поручают ребенку уход за животным, то ребенок приучается к дисциплине, самостоятельности и ответственности.
Развитие ребенка
Доказано, что ребенок, с детства имеющий опыт общения с животными, во многом опережает своих ровесников в развитии. Также дети, проводя время с питомцем, гладя его и лаская, становятся заботливыми, добрыми и аккуратными. Однако родители должны сразу объяснить своим детям, что с животным непозволительна жестокость и проявление агрессии.
Социальная адаптация
Домашние питомцы помогают ребенку чувствовать себя уверенно в коллективе и приобрести настоящих друзей, что избавит ребенка от застенчивости или смущения. Так, при прогулке с собакой ребенок может найти себе друзей среди ребят, гуляющих в том же парке или дворе. Причем, тема домашних животных может сдружить детей крепко и надолго.
Интеллектуальное развитие
Испытывая тактильные ощущения при игре с животным, у ребенка развивается чувственное познание, благодаря чему он учится воспринимать различные предметы, изучать их форму, фактуру, запах. Также, наблюдая за своим питомцем, ребенок учится определять причинные связи, изучает привычки и повадки животного, что развивает логическое мышление.
Этическое воспитание
Общение с домашним животным, ребенок испытывает первые трогательные переживания, радость, печаль, положительные эмоции. Практически все домашние питомцы — эстетически красивые существа, поэтому они развивают в ребенке вкус к прекрасному, возвышенному и правильному.
Наблюдая за своим питомцем, ребенок учится оценивать естественную красоту, к которой начинает испытывать бережное отношение и воспринимать ее с художественной точки зрения.
Эмоциональное развитие
Животные приносят нам массу удовольствия, радости, и, глядя на них, невозможно не улыбаться — это дает ребенку заряд положительных эмоций, что немаловажно в нашем современном мире.
Физическое развитие
Как известно, игры с животным чаще всего активные. В процессе них у ребенка развивается координация движений и быстрая реакция.
Даже обычная прогулка ребенка с собакой положительно сказывается на физическом состоянии ребенка.
Лечение
В мировой медицине активно используются методики лечения человека с помощью положительного воздействия животных, просто избавлять человека от депрессии, что сокращает сроки лечения различных заболеваний и снижает риск осложнений. Например, собак чаще всего используют при лечении детей с умственной отсталостью, аутизме и другими психическими отклонениями и отставании в развитии. Лошади помогают при реабилитации людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в частности, детей с ДЦП.
Трудовое воспитание
В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.
Воспитание гуманных чувств
Гуманность – это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро, противостоять злу.
Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач.
Нравственное
воспитание
Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает – положительных переживаний.
В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом, у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.
Влияние домашних питомцев
на личность ребёнка
1. Животные оказывают психологическую помощь: компенсируют одиночество, снимают психо- эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных необходима детям, и особенно когда взрослым так не хватает времени и сил даже на общение с собственным ребенком.
2. Замкнутым, нерешительным детям они нередко заменяют друзей: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности, ведь они не отмахнутся, не высмеют и никому не расскажут. Кроме того, они могут помочь ребенку завести друзей и среди других детей.
3. Детям свойственна эгоцентричность. Это значит, что они не могут поставить себя на место другого человека, понять, что он чувствует. Наблюдая и общаясь с животными, которые просто не умеют скрывать свое состояние, детишки учатся сочувствовать, сопереживать, понимать окружающих, что, согласитесь, немаловажно.
4. Подвижные, гиперактивные дети, общаясь с собакой, реализуют избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло, сохраняет драгоценные нервные клетки и способствует улучшению ваших взаимоотношений.
5. Животные не умеют говорить, но они издают звуки, сигнализируют о своих потребностях и настроении позой, движениями, взглядом. Дети учатся понимать животных и людей без слов, кроме того, это помогает развитию фантазии, воображения.
6. Наличие в доме животных дисциплинирует. В общении с ними ваше чадо быстрее и лучше усваивает, что все живое требует питания и ухода, возможно, ему придется перестроить свой распорядок дня в соответствии с нуждами своего любимца. В результате у ребенка формируется чувство ответственности, потребность и навыки заботы не только о себе, но и о других, что является самой лучшей прививкой от эгоизма (особенно если ваш малыш не осчастливлен присутствием братиков или сестричек).
7. Дети обычно не боятся собак, тянутся к ним, но если в результате какого-нибудь травмирующего случая (испуга, например) ваш ребенок испытывает страх перед собаками, можно порекомендовать завести щенка (маленького, пушистого, который вызывает только положительные эмоции). Общаясь с ним, играя, наблюдая за его ростом, ребенок постепенно преодолевает свой страх и по отношению к другим животным, что в свою очередь поможет ему обрести уверенность в себе, повысит его самооценку.
8. Животные способны формировать некоторые черты личности. Так, например, в исследованиях психологов было выявлено, что дети, имеющие дома кошку (и мальчики, и девочки), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью. Те, у кого есть собаки, аккуратны, собранные, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству. Это обусловлено особенностями поведения этих животных. Вполне естественно, что такая особенность собаки, как потребность в руководящей роли человека, готовность подчиняться, способность к дрессировке и формирует у ребенка такие качества, как ответственность, склонность к лидерству, а необходимость несколько раз в день выводить своего друга на прогулку – дисциплинированность.
9. Играя со своим питомцем, малыш учится занимать себя самостоятельно без участия родителей, ребенок не капризничает и не становится избалованным. Зачастую игра с животным может отвлечь ребенка от какой-либо обиды, полученной при общении со сверстником. В этом случае домашний питомец выполняет роль своеобразного психотерапевта, помогающий снять стресс и даже наладить семейные отношения.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Библиографическое описание:
Будникова, Т. А. Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста / Т. А. Будникова, Е. С. Дунаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/362/15699/ (дата обращения: 11.01.2021).
В данной работе представлен опыт работы и определены наиболее эффективные педагогические условия по формированию знаний о животных у детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошкольных образовательных организаций. Участники: педагоги и дети дошкольного возраста.
Ключевые слова: знания о животных, дошкольники.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и живых организмов, человек получает уже в детстве. Многообразие форм живой природы, имеющееся повсюду, составляют непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.
Мы воспитатели не только знакомим ребят с животными, но и учим относиться к ним бережно и внимательно, формируем ответственность. При ознакомлении детей с животным миром решаются три задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе.
В программе воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира, что представлено в таблице 1 [5, стр. 25].
Таблица 1
Содержание работы по программе ВасильевойМ.А.
Возрастная группа | Содержание работы |
I младшая группа | Знакомим с домашними животными — кошкой, собакой, коровой; учим узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенками и т. д.). Знакомим детей с характерными особенностями животных, учим различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, лапы). |
II младшая группа | Знакомим детей с дикими животными: зайцем, лисой, медведем; учим узнавать по внешнему виду. Знакомим с основными потребностями животных, для существования жизни (тепло, свет, вода, пища). |
Средняя группа | Учим узнавать и называть 1–2 представителей класса пресмыкающихся (например, ящерица и черепаха), показывать особенности среды обитания животных в природе (звери — на земле, червяки — в земле и т. д.), закреплять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка), формируем желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. |
Старшая группа | Знакомим с некоторыми особенностями жизни диких животных: где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учим детей сравнивать насекомых по способу передвижения (пчела, муха летают, кузнечик прыгает). |
Особенности формирования знаний детей о животных:
– Накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных наиболее характерных особенностях их строения и поведения;
– Формируются обобщенные представления о животных, усваиваются слова-термины, накапливаются знания о новых животных;
– Образуются общие представления в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать на основе сходства;
– Формируются общие представления, осуществляющиеся по законам мышления дошкольника, ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки [1, стр. 56].
Поэтому, работа по ознакомлению дошкольников с животным миром проводится по трем направлениям:
– внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения и т. д.);
– среда обитания животного и характер его приспособления к условиям жизни;
– приносимая животным польза для человека.
Дети не умеют внимательно, долго наблюдать за животным, делать относительно него какие — либо выводы, обращают внимание больше на яркие, бросающиеся в глаза особенности отдельно взятого животного. Часто дети имеют неверные представления о причинно-следственных связях в животном мире, а также о приспособлении живых существ к условиям жизни.
К 5–6 годам у детей формируется понимание связи между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания. Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.
Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают такие дидактические игры, как:
– Предметные. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести — «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки» и т. д. Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
– Настольно-печатные. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Лото», «Животные севера» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры лучше использовать в работе с небольшой подгруппой детей.
– Словесные. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.
– Дидактические игры. Используются на занятиях по экологическому образованию, начиная с младшей группы. На данном возрастном этапе дидактические игры используются в первую очередь в целях закрепления знаний, полученных детьми в ходе наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, а также организованных занятий по ознакомлению с миром природы [4, стр. 36].
У детей нашей группы знания о животном мире не достаточно четкие и, поэтому, мы используем беседы, разнообразные игры, рассматриваем иллюстрации, предлагаем интеллектуальные вопросы и задания. Также проводим с детьми мозговой штурм, в ходе которого, дети самостоятельно пытаются найти ответы на вопросы: Почему ты любишь животных? Это домашнее или дикое животное? Где они обитают? Чем питаются? Как добывают себе пищу? Иногда, дошкольникам предлагается пофантазировать, что было бы, если бы в природе не было зайчиков?
При проведении беседы с детьми мы используем большой арсенал наглядных пособий с изображением животных и художественное слово, мультимедийные презентации, предлагаем настольные игры, посещаем библиотеку, читаем и рассматриваем энциклопедии.
Результаты нашей работы показали, что со временем, представления дошкольников о животном мире становятся более систематизированы и конкретизированы, увеличивается объем знаний и представлений у детей о животном мире.
Таким образом, на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Однако, взрослые, воспитывающие ребенка, обязательно должны сами обладать экологической культурой, понимать общие для всех людей проблемы и беспокоиться по поводу их решения. Только тогда у маленького ребенка будут формироваться первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры и ему откроется прекрасный мир природы.
Литература:
- Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/Под ред. Н. Ф. Виноградовой — М.: Просвещение, 1988
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в дет. саду: Сценарий занятий — М.: ТЦ Сфера, 2004
- Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства / С. Н. Николаева. Общение с природой начинается я с детства — Пермь: 1992
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие — М: «Академия», 2005.
- https://www.pedlib.ru/Books/3/0495/3_0495–168/shtml/
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой — М.: Мозаика — Синтез, 2006
- Ушакова О. Д. Загадки, считалки и скороговорки: Словарик школьника — СПб.: Литера, 2007
- Федотова А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов — Пермь: ПГПИ, 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): животный мир, ребенок, животное, игра, мир природы, младшая группа, представление, дошкольный возраст, ребенок представлений, экологическая культура.
Похожие статьи
Формирование представлений о животных у детей младшего…
Для расширения представлений детей о животных, В. А. Зебзеева предлагает использовать разнообразные игры: дидактические
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. ребенок, экологическая культура, экологическое образование…
Формирование экологических представлений детей старшего…
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в
Дети дошкольного возраста получают представления о взаимосвязях в природе, которые и
Возраст детей: старшая группа (5 – 6 лет). По содержанию: «Ребенок и природа», где…
Формирование экологической культуры детей раннего возраста
игра, ребенок, ознакомление детей, экологическая культура, природа, дошкольный
Развитие познавательных интересов и активности детей, обогащение представлений
осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение…
Использование дидактических игр в экологическом воспитании…
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни
Свою работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста я
Михайлова Л. С. Дидактическая игра в экологическом воспитании детей дошкольного…
Знакомство с миром природы или воспитание экологической…
Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме
Дети младшего и среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более…
Формирование элементарных экологических представлений…
– расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях, – развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней
Дидактическая игра в экологическом воспитании детей…
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.
«Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа
игра, природа, ребенок, дошкольный возраст, экологическое воспитание, окружающий мир…
Народная сказка как средство формирования экологического…
Экологические представления ребенка формируются в основе личного его опыта, непосредственного и опосредованного взаимодействия с объектами природы. Экологические представления — это представления о существующих в системе человек — природа…
Экологическое воспитание дошкольников посредством…
ребенок , природа , растение , экологическое воспитание , окружающий мир, окружающая среда, животное, детский сад, родная природа
природа , ребенок , дошкольный возраст, занятие, игра, растение , экологическое воспитание , рассказ воспитателя, младшая группа…
Влияние дидактических игр на воспитание экологической…
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный
Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы…
Источник