Формирование акта хватания и его значение для психического развития ребенка

Формирование акта хватания и его значение для психического развития ребенка thumbnail
  • 1- я фаза — период новорожденности (хаотические движения).
  • 2- я фаза — один—три месяца: хаотические движения усложняются и координируются.
  • 3- я фаза — три—четыре месяца: удается случайно захватить какой- либо предмет — тактильное ощущения приводят к возбуждению определенного участка в коре головного мозга, возникает удовольствие от успешности совершенного действия, желание повторить действие и удержать впечатление.
  • 4- я фаза —появляется единое сенсомоторное поле: нужно одновременно видеть предмет и руку, которая тянется к предмету — акт хватания сформирован.
  • 5- я фаза — совершенствование акта хватания, формируется тонкая моторика руки. Сначала происходит захват предмета всей ладонью, потом участвуют пальцы в таком соотношении: четыре и один, потом три и два и т. д.

Благодаря развитию становления тонкой моторики руки активно развиваются различные центры в коре головного мозга, развивается речевая и двигательная активность. Известное высказывание «рука — мозг, выведенный наружу» подтверждает необходимость данной стадии развития не только в становлении моторного действия, не только в развитии перцепции, но и в подготовке к развитию мышления.

Акт хватания — первый организованный акт направленного действия. Это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Акт хватания подготавливается всей предшествующей его жизнью. Он организуется взрослым и рождается как совместная деятельность ребенка со взрослым, но это обычно не замечают.

Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Поэтому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.

Акт хватания имеет важное значение в развитии ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель падает на глаз, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возникает пространство — это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается. Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца, что служит одним из родовых отличий человека от его ближайших обезьяньих предков.

На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от четырех до семи месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, двигание им, извлечение из него звуков. В возрасте семи—десяти месяцев формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой: ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста (10—11 до 14 месяцев) возникает этап функциональных действий: это более совершенные действия нанизывания, открывания, вкладывания, но если раньше ребенок выполнял действие одним показанным ему способом и на одних и тех же предметах, то теперь он пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах [57, С. 207—208].

Формирование общих локомоций.

В развитии общих локомоций, как и в других сторонах развития, проявляется стадиальность и неравномерность. Основные закономерности развития локомоций: цефалокаудальная и проксимодистальная проявляются в поступательном совладании и управлении собственным телом. Сначала ребенок осваивает удержание головы, затем учится управлять руками (акт хватания) и только потом уже ногами (хождение).

Поступательное развитие сенсорных и моторных систем обеспечивает развитие и становление всех психических функций.

Исследуя окружающее пространство, ребенок знакомится и со свойствами предметов. Он начинает использовать эти свойства для решения возникающих задач, что приводит к развитию элементарных форм мышления.

Источник

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем. Одной из важных специфи­ческих особенностей развития младенцев является опережаю­щее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой. Об­щая закономерность любого двигательного акта — сначала сориентироваться, а потом действовать. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредото­чении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.

Читайте также:  Среда влияющая на развитие ребенка

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения «ребенок наблюдает, узнает, понимает» и пр. Од­нако такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют младенца теми психологическими возможнос­тями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его ориентировка носит еще не расчлененный характер — в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие или мышление. Сенсорный мир младенца в пер­вом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, кото­рые оказываются более или менее привлекательными. Его взгляд останавливается на блестящих, красочных движущихся предметах, слух ловит звуки музыки, речь человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со зна­комыми предметами поместить новый, младенец будет рас­сматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в инте­ресе к различным сенсорным стимулам, в сосредоточенном рас­сматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в про­цесс обследования. Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета.

Образ предмета и предметное восприятие начинают формироваться только к концу первого полугодия, с появлением акта хвата­ния и манипулятивных действий.

На 5-м месяце в жизни малыша происходит чрезвычайно важное событие — он начинает целенаправленно тянуться ру­кой к предмету и схватывать его. В детской психологии это яв­ление называют «актом хватания». Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.

Акт хватания складывается под влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым. Ка­ков же конкретный психологический механизм этого влияния? Каким образом из ситуативно-личностного общения, главное содержание которого состоит в выражении эмоционального от­ношения к другому человеку, рождается активное действие, на­правленное на предмет?

В психологии существуют три разных ответа на этот вопрос.

1) предметные действия возни­кают в результате случайных прикосновений рук ребенка к окру­жающим предметам. Спонтанные движения ребенка, которые входят в состав комплекса оживления, приводят к тому, что руки младенца сами наталкиваются на близкие предметы. Впоследствии связь между прикосновением к предмету и соб­ственными движениями ребенка закрепляется, движения вос­производятся и со временем становятся целенаправленными. Происходит нечто вроде оперантного обусловливания. Соглас­но этой точке зрения роль взрослого сводится к стимуляции недифференцированной двигательной активности младенца, а направленность на предмет и предметные действия возника­ют независимо от взрослого, в результате спонтанных движе­ний младенца.

2) в общении со взрослым интенсивно развиваются все сенсорные системы младенца. Как известно, взрослый является для младенца наиболее информа­тивным, привлекательным объектом, наделенным самыми пред­почитаемыми для него свойствами (движением, сложной фор­мой, воздействием на разные модальности). В силу своей информативности он способствует развитию перцептивных и сен­сорных способностей ребенка, которые, достигнув определен­ного уровня, переносятся на окружающие предметы. Замещая взрослого, эти предметы начинают удовлетворять потребность ребенка в новой информации и становятся самостоятельной целью его действий. С этой точки зрения, наибольшую позна­вательную и двигательную активность малыша должны вызы­вать самые информативные предметы, наделенные привлека­тельными физическими характеристиками.

3) интерес ребенка к предметам, который вызывает целенаправленные предметные действия, возникает че­рез отношение взрослого к этим предметам. Взрослый вычленяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним его внимание. Предметы, выделенные взрослым из окружающей среды, приобретают привлекательность и своеобразный «аффективный заряд», который побуждает активное, направленное на предмет действие ребенка.

Ответ на вопрос, какая из этих гипотез является справедли­вой, имеет не только научный интерес, но и практическое зна­чение, поскольку приведенные выше механизмы предполагают разную стратегию общения взрослого с младенцем.

Для проверки данных гипотез было проведено специ­альное экспериментальное исследование Е. О. Смирно­вой и Г. Н. Рошка. Их методика состояла в том, что мла­денцам от 3 до 12 месяцев предъявлялись два предмета разными способами – в общении со взрослым (активный способ) и вне общения (пассивный способ). В предвари­тельных пробах были выявлены 4 предмета (детские иг­рушки) с заведомо непривлекательными для младенцев физическими характеристиками, не вызывающие силь­ной ориентировочной реакции детей. Причем наименее привлекательный предмет (им оказалась белая пласт­массовая машинка) был включен в общение со взрос­лым.. На специальных занятиях взрослый ярко выражал свой интерес к этой игрушке, показывал младенцу ее различные детали и демонстрировал простые действия, которые можно с ней осуществлять (крутил колесики, возил машинку по столу, трогал окошки и пр.). Заключи­тельная часть такого трехминутного занятия отводилась для самостоятельных манипуляций ребенка с предме­том. При пассивном способе предъявления игрушка поме­щалась в поле зрения ребенка на расстоянии его вытяну­той руки, а взрослый просто находился рядом и наблюдал за его поведением.

Читайте также:  Роль эндокринной системы в развитии ребенка

Для того чтобы выявить отношение младенцев к разным предметам, на специальных контрольных замерах две иг­рушки, использованные в «активной» и «пассивной» сериях эксперимента, предъявлялись среди других, незнакомых предметов. Контрольные замеры проводились после 7-го занятия (а всего их было 15), на другой день после оконча­ния занятий, через неделю и через две недели.

Контрольные замеры показали, что предмет, вклю­ченный в общение со взрослым, вызывает значительно ней взглядом, тянулись к ней руками, схватывали и начинали манипулировать. Они несомненно узнавали этот предмет даже через две недели после заня­тий со взрослым. А это значит, что у них сложился образ этого предмета. По отношению к игрушке, предъявляемой пассивным способом, никаких признаков избирательного предпочтения и никаких целенаправленных действий не наблюдалось.

При активном способе предъявления действия ребен­ка по отношению к игрушке становились более интенсив­ными. Если на первых занятиях большинство активных проявлений ребенка было адресовано взрослому (взгля­ды, улыбки, вокализации), то на последних занятиях все они были направлены на игрушку в руках взрослого, дети тянулись к ней, пытались потрогать, схватить руками.

Игрушку, лежащую перед ними, младенцы 3-4 месяцев просто не замечали. Они с интересом рассматривали взрос­лого, который сидел рядом, улыбались, вокализировали, пытались завязать с ним общение, не обращая никакого внимания на лежащую перед ними игрушку. Попытки взрос­лого привлечь к ней внимание, без адресованного обраще­ния к ребенку (постукивание игрушкой по столу, приближе­ние к глазам ребенка), ничего не меняли в поведении младенцев. Игрушка была как бы прозрачной: сквозь нее дети видели глаза взрослого. Случайные прикосновения рук к пассивно предъявляемой игрушке, которые были не­избежны при двигательном оживлении младенцев, ничего не меняли в их поведении. Оно оставалось направленным исключительно на взрослого, а случайные прикосновения не перерастали в целенаправленные действия.

Эти результаты могут свидетельствовать о том, что усиление недифференцированной двигательной активности у младенцев первого полугодия нельзя рассматривать как основное и доста­точное условие возникновения целенаправленного хватания предметов. Данное исследование подвергает сомнению и вторую гипоте­зу о том, что предметы, замещая взрослого, начинают удовлетво­рять потребность ребенка в новых впечатлениях. Во-первых, интерес младенцев к предметам не определялся их физически­ми свойствами: наиболее привлекательной для детей оказалась самая невзрачная на первый взгляд игрушка, которую показы­вал взрослый. И во-вторых, сравнительный анализ поведения детей, направленного на предмет и на взрослого, показал прин­ципиально различный характер активности детей. Активность младенцев, направленная на взрослого, проявлялась в основ­ном в эмоциях и вокализациях, в то время как активность, на­правленная на предмет, заключалась преимущественно в ориентировочно-исследовательских и практических действиях. Эти различия в репертуаре поведения детей заставляют предположить, что роль взрослого и роль предмета в жизни младенца прин­ципиально различны. Предмет не может замещать ребенку взрослого и отношение к взрослому не переносится на пред­мет. Общаясь со взрослым и действуя с предметом, ребенок осуществляет принципиально различные виды деятельности, которые, конечно, не сводятся к перцептивному восприятию различных объектов.

Полученные в этих экспериментах данные позволяют наме­тить психологические механизмы влияния взрослого на фор­мирование предметных действий младенца: взрослый, являясь аффективным центром любой ситуации, передает предмету субъективную значимость и тем самым как бы открывает пред­мет. Благодаря этому младенец вычленяет целостный предмет (а не только отдельные сенсорные признаки), зрительно со­средоточивается на нем и начинает целенаправленно тянуться к нему. Это встречное активное движение представляет собой то единство сенсорного и моторного начала, которое было по­ложено Ж. Пиаже в основу анализа психического развития на первом году жизни. 

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 30 дельфиненок

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

1-я
фаза –
период
новорожденности:хаотические
движения.

2-я
фаза –
1-3
месяца: хаотические движения усложняются
и координируются.

3-я
фаза –
3-4
месяца: удается случайно захватить
какой-либо предмет – тактильные ощущения
приводят к возбуждению определенного
участка в коре головного мозга, возникает
удовольствие от успешности совершенного
действия, желание повторить действие
и удержать впечатление.

4-я
фаза –
появляется
единое сенсомоторное поле: нужно
одновременно видеть предмет и руку,
которая тянется к предмету – акт хватания
сформирован.

5-я
фаза –
совершенствование
акта хватания, формируется тонкая
моторика руки: сначала происходит захват
предмета всей ладонью, потом участвуют
пальцы в таком соотношении: 4-й и 1-й,
потом добавляются 3-й и 2-й.

Хватание
осуществляется под контролем зрения:
в основе акта хватания лежит зрительное
сосредоточение на объекте. При этом
ребенок рассматривает и свои ручки,
следит за тем, как рука приближается к
предмету. В процессе хватания формируются
связи между изображением предмета на
сетчатке глаза и его действительной
величиной, формой и удаленностью.
Принципиальное значение акта хватания
разнообразных предметов на различном
расстоянии с последующим удерживанием
их, ощупыванием и одновременным
рассматриванием заключается в том, что
в этом процессе закладываются основы
пространственного предметного восприятия.
Таким образом, происходит развитие
ориентации ребенка в пространстве и
самостоятельное управление движениями.

Акт
хватания имеет большое значение в
развитии ребенка. Благодаря акту хватания
возникает пространство – это пространство
вытянутой руки, протяженность его
невелика, но предмет вырывается из
прежней схемы. До этого восприятие
предмета осуществлялось через рот,
теперь, когда ребенок тянется к предмету,
рот закрывается. Благодаря акту хватания
развивается рука: возникает
противопоставление большого пальца
остальным.

На
основе акта хватания расширяются
возможности манипулирования с предметом.

  • Сначала
    манипуляции направлены на предмет,
    затем появляется направленность на
    результат.

  • От
    4 до 7 месяцев возникают результативные
    действия
    :
    в период от 4 до 7 месяцев, увидев предмет
    на досягаемом расстоянии, ребенок сразу
    же протягивает к нему руки и пытается
    его достать. Кроме того, ребенок
    перемещает предмет, двигает им, пытается
    извлечь из него звуки.

  • В
    возрасте 7–10 месяцев формируются
    соотносимые
    действия
    :
    ребенок может манипулировать с двумя
    объектами одновременно, отдаляя их от
    себя и ссотнося их между собой, приближая
    один объект к другому, чтобы положить,
    поставить или нанизать на него что-то.

  • К
    концу младенческого возраста – 10-12
    месяцев и дальше – возникает этап
    функциональных действий
    :
    это более совершенные действия
    нанизывания, открывания, вкладывания,
    но если раньше ребенок выполнял эти
    действия одним показанным ему способом
    и на одних и тех же предметах, то теперь
    он пытается воспроизвести действия на
    всех возможных объектах.

Уровень
развития манипулирования у детей первого
года жизни зависит от ухода за детьми:
при отсутствии педагогической работы
родителей с детьми развитие движений
задерживается. Организация специальной
педагогической ситуации требует знания
о том, какие игрушки, как и когда вводить
в обращение с ребенком. Вывод на этот
счет можно сделать на основании следующего
исследования (Р.А. Абрамович):

1)
слишком знакомые предметы, несмотря на
яркость и четкость форм, вызывают
отрицательное отношение к себе со
стороны ребенка;

2)
сложный по форме предмет, совершенно
незнакомый ребенку, не вызывает
сосредоточения и не замечается ребенком;

3)
незнакомые предметы могут привлекать
внимание ребенка только в том случае,
если они появляются вместе с близким
взрослым, который будет манипулировать
предметом перед ребенком, сопровождая
свои действия речью;

4)
полузнакомый предмет больше всего
привлекает внимание ребенка, тогда как
слишком знакомый не привлекает;

5)
совершенно незнакомый и неясный предмет
совсем не привлекает ребенка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник