Фома аквинский природа ребенка и его развитие

Фома аквинский природа ребенка и его развитие thumbnail

сЛпЖилшшй (1225-1274), ученик Аристотеля, С_>гобратившийся вновь к источникам древнегреческой философской мысли, так же как и Августин, скептически относился к разуму. Признавая за ним гораздо большую власть, чем Августин, он был, однако, убежден, что правильно использовать свой разум человек может только благодаря божественному руководству и озарению.

Таким образом, в средневековой философии, как это подчеркивает Э. Кассирер, произошло полное отрицание всех ценностей, отстаиваемых в греческой философии. То, что казалось высшей привилегией человека, приобрело вид опасного искушения. То, что питало его гордость, стало его величайшим унижением. Стоическое предписание: человек должен повиноваться своему внутреннему принципу, чтить этого «демона» внутри себя – стало рассматриваться как опасное идолопоклонничество .

Фома Аквинский, сохраняя аристотелевскую терминологию, покидает Аристотеля по существу. Для него душа также есть форма организованного тела, обладающая жизненным потенциалом. Вместе с тем, отвергая принципы платонизма, Фома в то же время сохраняет положение о бессмертии индивидуальной души, которое может быть доказано только в рамках платоновской философии. В томизме душа не есть ни субстанция, играющая роль формы, ни форма, имеющая природу субстанции, но форма, которая обладает субстанциальностью.

Человек сам не есть ни душа, ни тело. Он есть единство души, субстанциализирующей его тело, и тела, в котором пребывает эта душа. Человек не простая, но сложная и тем не менее неделимая субстанция. Отсюда вытекает и христианское учение о ценности каждого отдельного индивида как такового, чего не мог обосновать никто из античных философов, включая стоиков. У Аристотеля, например, один индивид отличается от другого только в силу случайных различий.

В антропологической философии средневековья обсуждалась также проблема свободы воли. Бог, сотворив человека, предписал ему Закон, но в то же время сохранил для него возможность следовать своим собственным законам, поскольку даже божественный закон не ограничивает человеческую волю. Бог не только сотворил человека, он превратил его в свободное, автономное существо, способное опираться на собственные силы.

Положение книги Бытия о создании человека по образу и подобию Бога есть общехристианское положение и исходный пункт христианской антропологии. Однако как только философ пытается дать определение того, что представляет собой этот образ, так начинаются расхождения между религиозными школами. Те, кто пытается буквально следовать книге Бытия, говорят о том, что Бог создал человека по своему образу в качестве своего наместника на Земле, передав ему власть над всеми земными вещами. Но в силу чего человек способен осуществлять это господство? Бернард Клервосский, например, предвосхищая Декарта, усматривает богоподобие человека в его свободной воле, которая в известном смысле так же вечна и неразрушима, как и божественная воля, а Бо- навешура называет человека посредником между Богом и сотворенным миром. Августин и его школа видят суть в непосредственном контакте души с Богом, в ее способности к просветлению через восприятие божественных идей. При всем многообразии трактовок эта библейская идея оказала огромное воздействие на развитие философии и на формирование философской концепции человека.

Согласно Фоме Аквинскому, никакого особого источника моральности не существует. Подчиняя активность человека общим метафизическим законам движения, Фома считает моральное благо частным случаем блага вообще. Мера «человечности» действия, по мнению основателя томизма, есть мера его подчиненности разуму. Итак, насколько человеческое действие разумно, настолько оно бытийственно и, следовательно, в такой же мере оно морально.

Для моральности действия важны два момента. Если выбрана дурная цель, действие уже не может быть моральным. Но если цель выбрана благая, то необходимо еще выбрать средства, которые бы не оказались недостойными этой цели. Разум, предлагающий воле выбирать, это практический разум. Представляемые им воле цели и средства уже оценены в свете общих принципов моральных действий. Сам акт оценки конкретных целей и средств Фома называет совестью.

Важное место в антропологической концепции Фомы занимает учение о страстях. Человек, будучи разумным животным, способен испытывать состояния, общие ему и животным. Такие состояния он называет страстями. Что такое страсть? Это пассивное состояние души, которая подвергается некоторому испытанию. Человек лишен врожденного знания и должен приобретать его посредством чувственного восприятия. Человеческая способность разумного желания зависит от интеллектуальных свойств. Тем самым способность разумного желания более пассивна, чем сам разум.

Но в человеке имеется еще более пассивная способность, а именно чувственное желание. Если разумное желание определяется тем, что является благом для разума, то способность чувственного желания обусловлена тем, что представляет собой благо по отношению к телу. Именно эта пассивная часть души представляет собой место пребывания страстей. Фома предлагает классификацию страстей и добродетелей.

Анализируя учение Фомы Аквинского, Юзеф Боргош пишет: «Согласно Аквинату, в каждом реальном бытии заключена реальная возможность, потенция становления тем или иным состоянием, т.е. переход в акт. Но потенция не способна к само- осуществлению, она требует воздействия внешней силы. Переход возможности в акт, ее актуализация осуществляется благодаря форме. Здесь совершается изменение, движение, которое представляет собой не что иное, как переход возможности в акт, а источи и ком-двигателем этого процесса является форма. Но, как известно, согласно Фоме, цепь двигателей не может уходить в бесконечность, должен существовать «первый двигатель», а им является чистый акт, или Бог» (Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. С. 104).

Фома исходит из того, что человек, подобно большой Вселенной, по сравнению с которой он является как бы маленьким миром, нуждается в своем «двигателе». Это – человеческая душа. Для св. Фомы, как и Аристотеля, душа не просто движет тело; она его «актуализирует», т.е. является его формой и актом. Подтверждением этого служит суждение св. Фомы, высказанное им в его фундаментальном труде «Теологическая сумма». Фома пишет: «Ведь очевидно, что быть началом жизни или быть живым возможно для тела не вследствие того, что оно вообще есть тело; в противном случае любое тело было бы живым или началом жизни. Но тело может быть живым или даже началом жизни вследствие того, что оно есть именно такое тело. Но то, что является актуально именно таковым, получает это от некоторого начала, которое именуется его актом. А потому душа, которая есть первое начало жизни, есть не тело, но акт тела, подобно тому как тело, которое есть начало разогревания, есть не тело, но некоторый акт тела» (там же, с. 159-160).

Св. Фома также считает, что реально существуют лишь единичные вещи, или субстанции, состоящие из сущности и существования. В субстанциях имеются два компонента – форма и материя. Иначе говоря, форма – это то, что в вещах является общим, видовым (например, животные – неразумные существа); материя же – все то, что в вещах несущественно специфично (например, один человек имеет зеленые глаза, а другой – голубые).

В концепции человека св. Фомы прослеживается главная мысль о том, что менее совершенное является целью для развития или жизни более совершенного. Например, каждый орган в человеке существует для высшей функции: глаз – ради зрения, ухо – ради слуха, рот – ради питания, легкие – ради сердца, материя – ради формы, а тело – ради души. Точно такая же картина раскрывается перед нами, когда мы рассматриваем отдельных людей, живущих в мире. В мире каждый человек существует ради своего акта и совершенства, однако, не только ради своего личного совершенства, но и совершенства окружающего его мира. Например, человек живет ради совершенства мира, а мир ради Бога. А всякое совершенство подразумевает сотворение, делание, созидание добра или блага. Понятие зла св. Фома выводит из понятия добра, исходя из того, что одна противоположность познается через другую, как, например, темнота через свет.

Согласно св. Фоме, добро – это «то, чего все желают». Желаемой вещь становится в результате ее совершенства, так как всякая природа стремится к достижению совершенства. Совершенной же вещь может быть в том случае, если она находится в акте. Если природа, в акте вещи совершенна, то вещь включает в себя понятие добра, а зло у св. Фомы не есть реальное бытие, а есть ущербность добра. «Если бытие – это добро, – пишет Боргош, – то его исчезновение автоматически влечет за собой уничтожение зла, которое не имеет самостоятельного и субстанциального существования, как добро» (Там же. С. 110). Из сказанного можно сделать заключение, что творя добро или благо, а не зло, под влиянием которого человек как личность деградирует, человек делается лучше, нравственнее, а следовательно, совершеннее.

Мы говорили о значительной роли св. Фомы для философии, антропологии и теологии средневековья, но следует сказать также, что он сыграл особую роль в создании новой идеологии обучения и воспитания детей. Св. Фома попытался соединить светское знание и христианскую веру, определив постулаты церкви как решающие в воспитании и обучении. Его сочинения стали основой изучения богословия.

Источник

Фома Аквинский (Фома Аквинат) был одним из выдающихся европейских мыслителей, философом и богословом. Он получил известность благодаря тому, что сформулировал основные принципы томизма и систематизировал средневековую схоластику.

Детство и юность

Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.

Фома Аквинский

Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.

В детстве Фома отличался высоким ростом, был грузным и неповоротливым мальчиком. Он был кротким и сдержанным, поэтому ему часто доставалось от сверстников. В юные годы другие студенты называли парня «сицилийским быком». Учитель Фомы, чтобы остудить пыл смеющихся студентов, сказал, что однажды этот бык взревет так громко, что его голос оглушит мир, и был прав.

Важно! Учения Фомы получили широкое распространение по всему миру. Впоследствии его стали называть всеобщим наставником и князем философов.

Образование

Аквинат обладал необычайно хорошей памятью, слова учителей он запоминал дословно. Позже он только совершенствовал свои навыки. К примеру, Фома составил сборник изречений отцов церкви о Евангелии. Когда молодой человек работал над этой темой, он пересмотрел множество источников.

При этом Фома не делал записей, а просто запоминал нужную информацию. Его память была настолько цепкой, что философ запоминал все, что ему довелось прочесть.

Интересно! Сам философ объяснял этот феномен тем, что он упорно работал над собой. По его словам, память подвластна разуму, поэтому следует располагать нужную информацию по частям в правильной последовательности. Тогда, вспомнив один фрагмент, разум сам подсказывает следующий.

Второй способ развить хорошую память — интересоваться тем, что ты делаешь. И конечно, стоит чаще обдумывать и повторять полученные знания. Фома прошел обучение сначала в Парижском, а затем в Кельнском университете.

В Париже он был одним из лучших учеников Альберта Великого. После Фома стал преподавателем теологии и написал свои первые философские труды. Античные труды манили его ум, хоть и противоречили общепринятым католическим истинам. Так Фома согласился на добровольное искушение знанием.

Вступление в орден доминиканцев

Во время обучения юноша пристрастился к науке. Несмотря на то, что доминиканцы были немногочисленным орденом, большинство монахов были очень образованными людьми. В средние века быть образованным человеком было даже опасно, таких людей обвиняли в ереси и называли слугами сатаны.

Бенедиктинский орден, куда хотели устроить Фому родители, поражал внешним величием, но не ставил своей целью познание истины и донесение ее до простых людей. Фома же считал такую жизнь бесполезной, поэтому он бежал из дома и присоединился к ордену доминиканцев.

Старшие братья похитили Фому по приказу родителей и привезли его в родовое поместье, где молодой человек просидел взаперти 2 года, прежде чем ему удалось сбежать. Во время заточения к нему даже подсылали блудниц, чтобы они совратили монаха, но он был непоколебим. Родители хотели, чтобы молодой человек одумался и отказался от служения науке, но не смогли добиться желаемого.

Преподавательская деятельность

По окончании обучения Фому призвали в Рим, где известный богослов стал советником при Папе Римском. Здесь же он читал лекции учащимся студиума. Аквинат занимался активной преподавательской деятельностью, вел лекции сразу по нескольким предметам, посвященным разным направлениям философии.

После 10 лет, прожитых в Риме, Фома вернулся во Францию, где взялся за популяризацию трудов Аристотеля, продолжая преподавать, но теперь уже во французском университете.

После того, как доминиканский орден основал университет в Неаполе, Фома вернулся туда в качестве магистра. Вести лекции там Аквинат смог недолго — из-за проблем со здоровьем ему пришлось оставить преподавательскую деятельность.

Еще о выдающихся церковных деятелях:

  • Житие Симеона Нового Богослова
  • Митрополит Михаил Киевский 
  • Авва Дорофей

Последние дни жизни философа

Папа Григорий Х попросил мыслителя поучаствовать в переговорах между католической и православной церковью. Мудрый богослов мог бы поспособствовать примирению церквей после раскола 1054 года. С этой целью Фома отправился в Лион, но не смог туда добраться. В дороге Фома Аквинский почувствовал себя плохо и остановился для отдыха в одном из римских монастырей. Там Аквинат и окончил свой земной путь.

Томизм

Учение Аквината впоследствии было названо томизмом. Решением Папы Римского томизм был объявлен официальной идеологией католиков.

Философ проводил дефиницию между философским и теологическим учением. Философия изучает вопросы, связанные с бытием человека и объясняет проблемы, доступные пониманию и человеческому сознанию.

Важно! В этом заключается ограниченность философского учения, познать Бога человек может только с помощью теологии.

Схоластика — раздел теологии, религиозное философское направление, направленное на научное обоснование веры. Схоласты доносили до слушателя смысл многих церковных догматов и христианских утверждений, не доступных широкому кругу верующих.

До Фомы Аквинского попытки рационально обосновать сакральные истины считались большим грехом. Божественные откровения нужно было принимать безусловно, не задумываясь о смысле. Аквинат считал, что одной веры, без рассуждений, не достаточно.

Основным принципом учения Фомы является гармония разума и веры

Томизм был призван доходчиво объяснить христианское вероучение, не опровергая его истинность. Таким образом возникла богословская мудрость, которая отражала свет истинного знания так, как сотворенная Вселенная отражает величие и мудрость Всевышнего.

Основные принципы томизма

Исходя из античного учения и христианских догматов, Фома выделил пять доказательств существования Бога:

  1. Перводвигатель. По мнению Аквината, все происходящее в мире происходит после толчка извне, все что движется, приходит в движение по воле Бога.
  2. Первопричина. Не существует такого события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за этим стоят высшие силы.
  3. Необходимость. Все, что мы считаем сущим, было создано с какой-то целью, с какой-то необходимостью. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
  4. Степени бытия. Человечество стремится с каждым шагом к лучшей, новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится в стадии совершенствования, а высшее совершенство — это Творец.
  5. Целевая причина подразумевает существование того, кто полагает эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.

В своем учении Фома Аквинский определял и принципы, которым подчиняется все сущее. Основные принципы бытия, согласно Аквинату:

  • Все существующее на земле состоит из материи и идеи;
  • Сущее есть не что иное, как единство материи и идеи;
  • Идея — это основа, а материя — лишь форма;
  • Идея существует в Божественном замысле, в собственной форме и в восприятии человека.

Важно! Многие церковные истины, такие как воскресение Христа, не поддаются рациональному объяснению, так как свидетельствуют о сверхъестественных качествах Бога.

Самые известные труды

Аквинат написал 12 церковных книг и книгу о притчах. Самыми популярными трудами стали «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Труд «Сумма теологии» приобрел большую известность в кругах философов и богословов. Сейчас он считается классическим произведением богословия Средневековой Европы. Именно в нем философ обосновал пять доказательств бытия Бога. Кроме того, книга отвечает на многие религиозные вопросы того времени.

Книга Фомы Аквинского «Сумма теологии»

«Сумму философии» так же называют «Суммой против язычников». Эта книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников в необходимости принять христианство. Основной идеей книги является убеждение о необходимости борьбы за душу каждого язычника. Книга состоит из четырех разделов.

Первый раздел содержит рассуждения о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом — излагаются основные догматы христианства.

Трактат «О правлении государей» был основан на переосмысленной философии Аристотеля, в ней раскрывается суть человека, как члена общества. Малоизвестное произведение «О Единстве разума против аверроистов» также посвящено осмыслению философии античного мыслителя.

Размышления о человеке и обществе

Немало внимания мыслитель уделил и рассуждениям о человеческой душе.

Так же, как схоластика зависит от высших откровений, тело подчиняется бессмертной душе. Душа формирует личность, налагает на человека ответственность за поступки, а единение души и тела составляет человеческую природу.

Важно! Главная особенность человеческой души, делающая ее подобной Творцу — свобода выбора между светом и тьмой, добром и злом. Человек — не безвольное существо, не поле битвы, на котором Бог и дьявол борются за его душу.

Сама душа по своей природе христианка, поэтому она слышит голос Бога и отвечает на Его зов. Дьявол не может силой заставить человека отступить от Всевышнего, но может совратить, обманом столкнуть с пути. По мнению мыслителя, главный выбор в своей жизни человек делает сам.

Аквинат немало говорил и об общественном устройстве. По его мнению, нравственная суть человека — единственный источник права. Законы философ разделял на человеческие и божественные. Человеческие законы регулируют жизнь общества, а божественные — ведут к достижению блаженства после смерти.

Идеальное государственное устройство Аквинат видел в симбиозе церковной и светской власти, при условии главенства первой.

Популяризация трудов Аристотеля

Несмотря на то, что Аристотель был язычником, Церковь воспринимала его учения не враждебно, ведь в своих трудах он собрал лучшие мысли того времени. Кроме того, на Аристотеля ссылались оппоненты католиков — иудеи и мусульмане, а значит, католикам нужны были доводы для аргументированного спора.

Ранее во Франции пользовались трудами античного мыслителя, переведенными с арабского. Фома доказал, что этот перевод содержит много неточностей и искажает суть мысли философа, ему удалось добиться запрета издания трудов Аристотеля в этом переводе.

Основной чертой философии святого Фомы является аристотелизм

Труды Аристотеля во многом стали основой философской мысли Аквината. Он не только досконально изучил мысли античного философа, но и смог адаптировать их относительно христианского мировоззрения.

Аристотель считал, что есть 4 ступени познания истины — искусство, знание, опыт и мудрость. Фома ставил мудрость наивысшей ступенью, так как считал ее единственным способом Божественного познания.

Мудрость, в свою очередь, Фома разбивал на три этапа: мудрость благодати, мудрость богословская и метафизическая. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает познать сущность бытия, а богословская мудрость помогает поверить в Бога.

Аристотель утверждал, что факт бытия подтверждает жизнь любого человека или другого живого существа. Фома же говорил, что возможность жить предоставляет только Бог.

Важно! Таким образом, бытие может быть самостоятельным и зависимым. Самостоятельное и истинное бытие присуще только Богу, все остальное зависит от Его воли и подчиняется Ему.

Достижения философской мысли Фомы Аквинского

Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:

  • Доказательства существования Бога;
  • Систематизация схоластики;
  • Разделение понятия эссенции и экзистенции;
  • Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим;
  • Разделение философии и теологии;
  • Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
  • Создание нового философского учения — томизма.

Важно! Под эссенцией подразумевается чистая идея, то есть замысел Господень, а под экзистенцией — сам факт бытия.

Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.

Фома Аквинский

Источник