Фольклор в развитии ребенка раннего возраста

Фольклор в развитии ребенка раннего возраста thumbnail

галия домкина
Роль фольклора в развитии детей раннего возраста

Нередко приходится слышать, от молодых родителей, что фольклор это уже ненужное, отжившее своё.

Хочется доказать обратное, что он не стареет, а наш помощник в воспитании детей, так как несёт мудрость поколении.

Что такое фольклор?

Фольклор (англ. folk – lore «народная мудрость») – устное словесное и музыкальное творчество.

Люди очень давно начали сочинять, но не умели записывать сочинённое.

И так в устной форме передавали рассказы из поколения в поколение.

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста

Статью подготовила:

Домкина Галия Равильевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Фрунзенского района Санкт – Петербурга

Детский фольклор – это уникальное явление. Он очень разнообразен, обширен. Область устного народного поэтического творчества – это мир яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

В детском фольклоре множество жанров. Они связаны со всеми проявлениями в жизни ребёнка. Фольклор помогает маленькому человеку ориентироваться в большом мире.

Жанры фольклора:

Потешки, песенки, считалки, колыбельные, пестушки, прибаутки, заклички, дразнилки, игры, загадки, сказки, скороговорки, пословицы, поговорки, приговорки.

Фольклор для детей раннего возраста включает в себя песенки, потешки, пестушки, прибаутки, сказки.

По мнению учёных, ребёнок в раннем возрасте обладает особой восприимчивостью. У детей формируется наглядно – образное мышление и воображение, развивается речь, жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Обогащаются знания о предметах и явлениях. Фольклор является помощником в ознакомлении с окружающим миром.

Фольклорные произведения делают речь более образной, красочной, привлекают внимание детей. Оживляют обычные повседневные дела.

С помощью фольклора дети учатся чёткому и звонкому произношению. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты: когда укладывают спать (используют колыбельные) потешки во время умывания, чтобы поддержать или создать у детей хороший эмоциональный настрой.

Например, при кормлении:

Ну – ка, ну – ка, ну – ка, ну ли!

Не ворчите вы, кастрюли,

Не ворчите, не шипите,

Кашу сладкую варите,

Кашу сладкую сварил

И (имя ребёнка) накормили!

При одевании на прогулку:

На мою малышку

Наденем мы штанишки.

Повторяй за мной слова:

Ножка – раз, и ножка -два!

А сейчас пойдём гулять.

Будем с детками играть.

Перед сном:

Баю -баю, баю – бай!

Ты собаченька не лай,

Белолоба не скули,

Нашу детку (или имя ребёнка) не буди.

Для умывания:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся.

И всем мы улыбаемся.

Разные жанра малого фольклора помогают всесторонне развивать малыша.

Сказка один из самых доступных жанров и понятных ребёнку. Сказка не только учит переживать, радоваться, грустить, но и побуждает к речевому контакту. Сказка наиболее эффективный способ воздействия на ребёнка, где ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

Фольклорные произведения помогают в решении всех задач речевого развития. Активизирует и совершенствует словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи.

Фольклор помогает в познании окружающей среды, эмоциональной чувствительной сферы. Развивает психические процессы, воображение, координацию движений.

При знакомстве с народной культурой (фольклором, народным костюмом происходит процесс воспитания любви к родному краю.

В итоге, можно сказать о том, что фольклор играет важную роль в жизни ребёнка. Он не только развивает малышей, но позволяет обучить их нравственным нормам.

Роль фольклора в развитии детей раннего возраста

Источник

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста.

Уважаемые родители, хочу Вас познакомить с таким знакомым, но вместе с тем и не очень, понятием ФОЛЬКЛОР.

В консультациях я Вам расскажу ЧТО? КАК? И ЗАЧЕМ?

Возможно, не каждый родитель понимает значение словосочетания «детский фольклор», но использует это самый фольклор ежедневно. Даже в самом маленьком возрасте дети любят слушать песни, сказки или просто играть в ладушки.

Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи малыша на самотек. Особое место в этом процессе отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок и т. д.

Известно, ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры у ребенка.

Читайте также:  Потенциал развития ребенка с овз

Читайте малышу, начиная с раннего возраста потешки, колыбельные, прибаутки; при этом, следите за четкостью произношения, интонацией, эмоциональностью.

Залогом успешной работы является неоднократное повторение одного и того же текста (вызвать желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи).

После многократного повторения текста, когда малыши хорошо владеют его содержанием, предложить им ответить на вопросы.

Необходимость ответить на вопросы не только развивает речь, делает ее образной, художественной, но и помогает делать процесс восприятия художественной литературы осмысленным. Так родители и воспитатели совместно с детьми становятся участниками процесса формирования связной речи, использования образных средств и выражений.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его внимание к предметам, животным, людям. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора.

Литература и фольклор учат ребенка мыслить, расширяют его кругозор. Образность произведений литературы и фольклора уже доступна пониманию малышей, поэтому их не удивляет поведение сороки-белобоки, козы-дерезы, курочки-рябушечки и т. д. ребенок 3-го года жизни включается в «игру» со взрослым, легко откликается на предложение развернуть действия в ролях, может и себя представить, например, собачкой, петушком и т. п. он чувствует и реалистичность («Как у котика усы удивительной красы; глазки смелые, зубки белые», и сказочность («Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился) образов и сюжетов.

Произведения народного творчества должны отражать для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся взрослым, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию. Произнесенные же нараспев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Фольклор в развитии ребенка раннего возраста

Источник

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям. Почему? Потому что устное народное творчество – это способ кодирования и передачи важной информации. В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью.

        Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны способы создания определенных взаимоотношений со взрослым. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности.  С самого раннего возраста малыши незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла. Но не только иносказательное содержание делает народное творчество таким ценным для воспитания, сама форма привлекает малышей: яркая, метафоричная, с интересными сюжетами, напевностью, загадками, игрой слов.

        Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. К ним относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, заклички, сказки. Они окрашивают нашу речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела. Песенки – потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. Колыбельные, сопровождая малыша с первых дней, помогают ему не только успокоиться перед сном, но и развивать речь даже в таком  раннем возрасте. Слушая мамин голос, малыш со временем начинает выделять в потоке речи интонации, отдельные слова, звуки. Это формирует у крохи слух, чувствительность к речи, он быстрее начнет понимать и, возможно, раньше начнет говорить. Даже если Вы не чувствуете в себе артистического дарования, петь колыбельные все равно стоит – ничего приятнее маминого голоса для малыша нет. Ученые утверждают, что малыши, мамы которых пели им колыбельные песни, растут спокойными и уравновешенными, быстрее адаптируются в обществе и приспосабливаются к новым условиям.

Читайте также:  Индивидуальная карточка роста и развития ребенка

        Разные жанры помогают всесторонне развивать малыша. Дети раннего возраста очень любят сказки. Русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Козлята и волк»  интересны малышам, так как их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т.п.). У детей формируются представления о диких животных, птицах и их повадках. Сказка является носителем нравственных поучений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и рассказывание как искусство слова взаимодействуют и с другими видами познавательно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – рассматриванием произведений книжной графики и театрализованной деятельностью.

        Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее.  У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость. Потешки – короткие стишки, сопровождающие купание, массаж, игры крохи. Они кратки и забавны, позволяют не просто отвлечь внимание капризничающего малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «Оладушки» и «Сорока» развлекают малышей даже тогда, когда они не еще не научились понимать речь. Это форма общения крохи с мамой, способ быть ближе. Потешки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать звуки, близкие по звучанию, ритм и плавность речи, интонацию, выразительность, повышение и понижение тона. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.

        Существует огромное количество потешек на все случаи.

        При умывании:

Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.         

          *  *  *

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

        При кормлении:

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком.

          *   *   *

Ванечка, Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку.

        *  *  *

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашку сладкую варите,
Кашку сладкую сварили
И …(имя ребенка) Полинку накормили!

        Перед сном:        

Баю-бай, усни, Катюшка,
Моя зайка-веселушка,
Глазки зайка закрывай,
Баю-баю-баю-бай. 

   *  *  *

Баю-баю-байки,
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать,
Нашу Катю усыплять. 

                При одевании на прогулку:

Вот они, сапожки: 
Этот – с левой ножки, 
Этот – с правой ножки. 
Если дождичек пойдет, 
Наденем сапожки: 
Этот – с правой ножки, 
Этот – с левой ножки. 
Вот так хорошо! 

   *   *   *

Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.

   *   *   *
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова: 
Ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.

        На прогулке:

Катя, Катя маленькая,

Катенька удаленькая,

Пройдись по дорожке,

Топни, Катя,  ножкой.

   *   *   *

Большие ножки шли по дорожке:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ.

   *   *   *

Дождик, дождик, посильней –

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

        Потешки-развлекалки:

Чики — чики — чикалочки

Едет Костя на палочке,

Люба на тележке, щёлкает орешки.

(посадите малыша на свою ногу и качайте его)

   *   *   *

Три – та – туш – ки! Три – та – туш – ки!

Едет Настя на подушке!

На подушечке верхом!

Бух с подушки кувырком!

   *   *   *

Ладушки — ладушки, испекли оладушки

На окно поставили — остывать оставили.

Остынут поедим и воробушкам дадим

Все оладушки съели, кыш-кыш полетели.

На головку (имя малыша) сели.

        Потешки-утешалки:

А кокля- мокля, глазоньки промокли

Кто будет детку обижать, того коза будет бодать.

   *   *   *

Кто тут плачет ой -ой — ой!

Говорят сынишка мой!

Читайте также:  Процесс умственного развития ребенка выготский

Нет, не плачет мой сынок, зря вы говорите.

Улыбается уже — посмотрите!

Источник

СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Образовательная область: коммуникация.

Раздел программы: развитие речи.

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о малышах – своем будущем.

С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.

В своей работе я поставила перед собой задачи:

1. знакомить детей с устным народным творчеством.

2. через использование в работе фольклора развивать речь детей; проводить работу над звуковой культурой речи, над развитием фонематического слуха, обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи.

3. побуждать внимательно слушать, и запоминать художественные произведения.

4. воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.

5.воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи.

Фольклор представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей раннего, младшего возраста.

Виды фольклора: потешки, заклички, сказки, пестушки, колыбельные песенки.

Колыбельные песни – они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Использование малых форм фольклора в разных видах деятельности – на конструировании строим домик (избушку,обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет», на музыкальном развитии – поем песенки про собачку. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания,мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они – сапожки». Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю». Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть,произношу: «Умница Алешенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры: «У медведя во бору», «Солнышко и дождик. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие.

Источник