Физкультурно игровая среда для всестороннего развития ребенка

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка.

                                                                                             Воспитатель

Романенко Т.Ю.

Ст.Каневская

2014 г.

Проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка.

СЛАЙД

        Актуальность. Забота о здоровье ребёнка  стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Организация современной физкультурно-игровой среды в условиях детского сада позволит обеспечить оптимальную двигательную активность каждого ребенка, что будет способствовать  укреплению  его здоровья.     Быть здоровым – естественное стремление человека.

СЛАЙД

        Цель: создать  рациональную среду,  направленную на укрепление здоровья растущего организма.

СЛАЙД

        Задачи:

– воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;

– развивать основные физические способности (силу, быстроту, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях;

– совершенствовать естественный процесс развития двигательных способностей и качеств;

– формировать осознанные представления о необходимости заботиться о своем здоровье;

– создание оптимального режима двигательной деятельности, обеспечивающего гигиену нервной системы, комфортного самочувствия, физическое развитие детей дошкольного возраста.

СЛАЙД

        Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

СЛАЙД

 СЛАЙД         

                         Условия

1. Бассейн

2. Спортивный зал

3. Музыкальный зал

3. Спортивная площадка – мини-стадион

4. Спортивные уголки в группах

СЛАЙД

Бассейн. Занятия в бассейне являются обязательными для каждого воспитанника ДОУ.    Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания, а так же положительно влияют на закаливание детского организма.

СЛАЙД

Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу

Спортивная работа

  • Утренняя гимнастика
  • Коррегирующая гимнастика после сна
  • Спортивные игры
  • Спортивные досуги, праздники
  • Подвижные, народные игры на прогулке
  • Занятия в бассейне

СЛАЙД

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы

 Оздоровительная работа

  • Дыхательная гимнастика
  • Коррегирующая гимнастика (плоскостопие, осанка, гимнастика для глаз)
  • Витаминизация
  • Точечный массаж
  • Полоскание горла соленой водой
  • Фитотерапия, аромотерапия
  •  Ингаляция

СЛАЙД

Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей, на активизацию эмоционального тонуса, формирование морально-эстетических качеств.

   Физкультурные занятия

  • Сюжетные
  • Игровые
  • Прогулка – поход
  • Эстафеты-соревнования
  • Занятия – тренировка
  •  Контрольные

СЛАЙД

Для организации здоровьесберегающей  среды я использовала ведущие принципы:

  • Принцип дистанции
  • Принцип активности
  • Принцип стабильности-динамичности
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования
  • Принцип открытости – закрытости

СЛАЙД

Предметную среду я проектирую в соответствии с ОПП детского сада, которая реализуется  в нашем дошкольном учреждении. Считаю, что создать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Таким образом, создавая условия для оздоровления и всестороннего развития детей, я учитывала индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, организовала работу, так чтобы она способствовала дальнейшему развитию детей и вместе с тем, не ставя перед ними не посильные задачи. При отборе предметного содержания развивающей среды я ориентировалась на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не «работает» на развитие).

СЛАЙД

Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и  на состояние здоровья ребенка.

Для достижения оздоровительного и развивающего воздействия я использую имеющиеся подручные материалы, смекалку, изобретательность, фантазию и «золотые руки» воспитателя.  

  • Коврики для массажа стоп, веревки разной толщины;
  • Султанчики, мешочки для метания;
  • Флажки, разноцветные ленточки;
  • Ребристые коврики, ленточки разной длины.

СЛАЙД

Я работаю с детьми старшей группа детского сада, это дети 5-6 лет. При переходе ребенка в старшую группу меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Я стараюсь поддерживать это его ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу.

К старшему дошкольному возрасту повышаются координированность и ловкость движений, поэтому пространство группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые микропостранства.

Зная, что позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, я особое внимание уделяю укреплению мышц спины – это очень важно для будущих первоклассников. Если позволяют средства и площадь, приобрести спортивный комплекс. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, я продумала способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо,  мишени и шарики для бросания и т.п.). Также предусмотрела возможность разнообразных способов организации детских игр: не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на полу. Естественно, для этого потребовались коврики и напольные подушечки.

Для развития активной деятельности детей во время прогулок я создала условия для обучения детей спортивным играм: баскетбол, волейбол. На нашем игровом участке я разместила баскетбольный щит и волейбольную сетку.

СЛАЙД

Совместная проектная деятельность родителей с детьми

Я понимаю, что мало создать условия в дошкольном учреждении, необходимо еще продолжать работу в семье. Самое главное, чтоб родители обратили внимание  на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культуры.

    С целью повышения  педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания я предложила проекты:

«Спортивная семья», «Мой выходной день», «Мои летние выходные»

Таким образом, физкультурно-игровая среда, которую я создала, способствует оптимизации самочувствия и здоровья ребенка, активизирует  эмоциональный тонус, формирует морально-эстетические качества, устанавливает и утверждает чувство уверенности в себе, оказывает влияние на мироощущение и свободу, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им  самостоятельности, инициативности, творчества.

Список литературы

  1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. –  

М.: ТЦ Сфера , 2007.

  1. Береснева З.И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 2. – С.60.
  2. Воскресенская В. Создаем развивающую среду // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 77.
  3. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. – СПб.: КАРО, 2007.
  4. Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 43.
  5. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.  

Источник

Оксана Беззубова
Моделирование вариативной физкультурно-игровой среды для полноценного развития ребенка

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствует развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.

Совершенствование двигательной сферы дошкольников связано с выбором определённых способов действий, требующих физических усилий и затрат энергии, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими характеристиками используемых физкультурных пособий

Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия (например, попасть мячом в цель, удержать равновесие на балансире, пройти по гимнастической скамейке, проехать на велосипеде, определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а так же эмоционально-волевой и игровой сферы.

Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей, различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т. д., способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта.

Комплексы упражнений общеразвивающего воздействия с применением различных пособий и предметов (мячи, обручи, кегли, гимнастические палки и др.) будут содействовать укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса.

Езда на велосипеде, катание на роликах, коньках стимулирует развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажёры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики – для захвата пальцами ног, ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами. В процессе выполнения различных видов упражнений с использованием пособий (прыжки на батуте, через скакалку, лазанье по канату и т. д.) у детей формируются двигательные навыки.

При наличии насыщенной вариативной физкультурно-игровой среды могут создаваться усложнённые условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей,совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дугу, прыжки на батуте и т. д. При этом они проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.

В процессе выполнения двигательных заданий дошкольники получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, массе, фактуре материала, знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, в том числе для формирования умения ориентироваться в окружающей среде.

Во время занятий физической культурой дошкольники действуют в определённом пространстве, которое может отличаться по величине и форме, предметному насыщению. Занятия, проводимые на спортивной площадке, предоставляют детям широкое поле деятельности. Дети на основе ощущения, осязания, зрительного восприятия и речи определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе.

В процессе обучения элементам спортивных игр (волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей, а также спортивным упражнениям (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) создаётся особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определённым правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К СОЗДАНИЮ ВАРИАТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ

Создание физкультурно-игровой среды определяется программными задачами всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна.

Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) должно соответствовать возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчёта активного участия всех дошкольников в процессе занятий физической культурой.

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий обеспечивается правильное выполнение разнообразных физкультурных комплексов, а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости,скоростных и скоростно-силовых качеств)

В комплекты оборудования должны входить разнообразные предметы: крупногабаритные, переносные и стационарные, изготовленные из различных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п., мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.)

Оборудование располагается таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться.

При наличии свободного помещения целесообразно создать тренажерный зал со специальными детскими тренажерами.

В зале необходимо иметь также игровой лабиринт, «парашют», мини-стадион для подвижных игр. Такие простейшие тренажеры удобны в использовании, так как они не занимают много места, их можно переносить из одного помещения в другое. Это позволяет применять их в организационных формах физического воспитания (во время утренней гимнастики, физкультурных занятий, на прогулке, при проведении корригирующей гимнастики и гимнастики после дневного сна,в самостоятельной деятельности детей.

Огромное значения для развития моторики и оздоровления детей имеет оснащение физкультурным и спортивно-игровым оборудованием площадок на участке дошкольного учреждения.

В современных условиях физкультурно-игроваяплощадка должна состоять из ряда спортивно-игровых зон: ямы для прыжков, дорожки с препятствиями и беговой, площадок для игр в городки, мини футбол, хоккей, для изучения правил дорожного движения.

Оборудование групповых площадок на участке детского сада должно способствовать повышению двигательной активности в процессе разнообразной самостоятельной деятельности дошкольников на воздухе. На площадке устраиваются качели разных конструкций. Во время прогулок на участок выносятся каталки, коляски, машины, велосипеды, вертушки, шары, мячи, колечки, обручи, скакалки, вожжи и другой инвентарь.

В физическом воспитании дошкольников важное место занимают спортивные игры и упражнения. Их особенностью является то, что они как летом, так и зимой преимущественно проводятся на открытом воздухе. Это, несомненно, имеет большое значение для укрепления здоровья детей, закаливания организма.

Для обучения детей необходимо наличие определённого спортивно-игрового инвентаря. Специфичность его состоит в том, что для каждой спортивной игры или упражнения нужен особый комплект инвентаря, который позволил бы детям овладевать сложно координированными действиями, характерными для того или иного вида спортивной игры или упражнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Доказано,что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты:

• Пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;

• Углубляют взаимосвязь родителей и детей;

• Предоставляют возможность позаниматься физкультурой не только ребёнку, но и взрослому;

• Позволяет с пользой проводить свободное время, которое родители посвящают ребёнку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребёнка.

Воспитать ребёнка здоровым – значит, научить его правильно вести ЗОЖ.А его основными компонентами являются: рационально питание; систематические физкультурные занятия; использование эффективной системы закаливании; правильное питании; благоприятная психологическая обстановка в семье.

Источник

             Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        детский сад  общеобразовательного вида №24 «Радуга»

            муниципальное образование Туапсинский район                                      

                                             г. Туапсе

                                                    Доклад

     на тему: « Физкультурное

        и  спортивно – игровое    

        оборудование. »                                      

                                             Автор составитель

                                             Инструктор по ФК:  Киреева И.П.

                                                                – 2012 год –

      Тема: « Физкультурное  и  спортивно – игровое    

                       оборудование. »  

                                                           Содержание:

  1. Введение.
  1. Значение физкультурного и спортивно-игрового оборудования для  всестороннего развития детей.
  1. Типы  спортивно- игрового оборудования.
  1. Краткие рекомендации по отбору оборудования.
  1. Рациональное размещение физкультурного оборудования.

                       6.  Нестандартное пособия и  оборудование своими руками.

                       7.  Измерительные приборы и приспособления.

                       8.  Используемая литература.

                       9.  Приложение    1 –  Примерный перечень игрового оборудования

                                                 для учебно-материального обеспечения

                                                    дошкольных образовательных учреждений

                                                            для всех возрастных групп

                                                            Департамента  общего образования Минобрнауки                    

                                                            России;

                                                      2 –  Презентация  « Нестандартные пособия и

                                                                                       оборудование  своими руками».    

                                                        Введение.

       В развитии двигательной сферы маленьких детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды, соответствующей определенному этапу развития ребенка. Как известно, на начальном этапе овладения различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для активизации деятельности детей во время бодрствования. Для этой цели широко используются пока еще не физкультурные пособия, а разнообразные яркие, красочные игрушки. С их помощью привлекается внимание малышей, игрушки являются стимулом к выполнению ими разнообразных движений. Дети тянутся к понравившемуся предмету, стараются преодолеть некоторое расстояние, чтобы достать его, а затем пытаются действовать с ним. Через действия с предметами ребенок знакомится с окружающей его предметной средой. Постепенное совершенствование движений расширяет возможности ребенка в познании им окружающего мира.

               Значение физкультурного и спортивно-игрового оборудования для              

                                              всестороннего развития детей.

          Двигательное развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста связано с решением все более сложных задач, выбором новых способов действий, требующих осознания, анализа, планирования физических усилий, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов. Физическая активность по достижению цели действия, например с мячом, на гимнастической скамейке, при езде на велосипеде, ходьбе на лыжах или любая другая определяется интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Большое значение для развития движений детей имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного ( физического напряжения, предметных препятствий и т. д.) и субъективного характера (нерешительности, боязни и т. п.) стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий. Все это способствует обогащению двигательного опыта детей, приумножению их физических сил.

        Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в играх и упражнениях дошкольников для восприятия пространства и времени, для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде. Упражняясь и играя, ребенок непременно действует в каком-то определенном пространстве, конкретном поле деятельности. Оно может быть разным по величине и форме, предметному насыщению.

                  Типы  спортивно- игрового оборудования для дошкольных

                                               образовательных учреждений:

  1. по соотнесению с разными видами физических упражнений и игр: для занятий гимнастикой и развития основных движений; подвижные игры и их оборудование; оборудование для спортивных игр; оборудование для спортивных упражнений; игрушки-забавы, атрибуты, аттракционы; тренажерные устройства (преимущественно тренировочно-оздоровительного назначения); настольные спортивные игры;
  2. по степени заданности и распространенности: традиционное, стандартное; нетрадиционное, нестандартное;
  3. по конструктивным особенностям: целостные конструкции; сборно-разборные, состояние из трансформирующихся элементов, деталей;
  4. по функциональным свойствам: простое, действующее на основе мышечных и интеллектуальных усилий; техническое — на механической, гидравлической, пневматической, электронной (компьютерной) основах, на основе ветровой энергии и др.; наборы оборудования, связанного между собой по назначению или функциональному признаку (для развития мышц кисти, профилактики плоскостопия, полосы препятствия и т. п.); домашние стадионы, спортивные уголки; сигнальные средства; защитные, страховочные средства; контрольно-измерительная и информационная аппаратура;
  5. по виду применяемого сырья: деревянное и из древесных материалов; металлическое; резиновое; из пеньковой веревки, каната; из современных синтетических материалов; из водоотталкивающих тканей; из бумаги и картона; комбинированное; из разных бросовых материалов;
  6. по месту использования: в помещении — в зале, групповой комнате, рекреации; на участке, на физкультурной и других площадках; в бассейне; на катке; на лыжне; в природных условиях; в домашних условиях;
  7. по типу размещения: стационарное (пристенное, напольное, подвесное), переносное;
  8. по размерам: мелкое, крупногабаритное. Всегда соразмерно росто-весовым показателям детей;
  9. по возрасту детей: для раннего возраста; для младшего дошкольного возраста; для старшего дошкольного возраста;
  10. для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья: для лечебной физкультуры при отклонениях в развитии опорно-двигательного аппарата.

                               Краткие рекомендации по отбору оборудования.

            Обязательным при отборе физкультурного оборудования является его соответствие педагогическим, гигиеническим и эргономическим требованиям.

Использование имеющегося в дошкольном учреждении оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера: развития движений и совершенствования двигательных функций; достижения необходимой для определенного возраста физической подготовленности; предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата; воспитания положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности; создания благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

В дошкольном учреждении необходимо иметь достаточное количество разнообразного спортивно-игрового оборудования, чтобы обеспечить участие всех детей группы (подгруппы), их двигательную активность в процессе организованных занятий физической культурой и подвижных игр, а также в самостоятельной деятельности детей в свободное время. Наличие многообразных видов оборудования позволит наиболее продуктивно применять его в различных формах работы по физической культуре, создавая все новые варианты занятий, комплексов утренней гимнастики, усложнять задания в подвижных и спортивных играх и упражнениях.

Важно, чтобы размеры оборудования соответствовали антропометрическим показателям детей: длине тела в положениях стоя и сидя, длине рук, ног, объему грудной клетки, головы. Только в этом случае может быть достигнута комфортность двигательных действий в спортивно- игровой среде. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмерны возможностям детей, посильны для перестановки их самими детьми.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации: рейки лестниц — достаточной толщины и прочности; узлы соединений разных деталей — надежны, без острых углов и резко выступающих частей; пособия, изготовленные из дерева, — хорошо зачищены, отполированы. В комплектах оборудования отдельные предметы должны иметь удобные, несложные приспособления для их соединения и быть сомасштабными между собой. Обязательно должна быть обеспечена надежность и устойчивость крупных пособий (гимнастических лестниц, трибунок, рукоходов, перекладин и других предметов оборудования, по которым дети лазают). С целью обеспечения страховки,предотвращения травматизма в физкультурных залах необходимо иметь набор больших и малых матов.

Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольников изготавливается из разных материалов.  Важно, чтобы эти материалы имели гигиенический сертификат, не обладали бы вредными воздействиями на организм детей.

          Например,не порождали бы электростатических полей, электромагнитных излучений, не являлись бы источниками вредных химических соединений, аэрозольных выделений. Все материалы должны быть экологически чистыми, прочными, достаточно упругими, эластичными, не подверженными деформации, коррозии, разломам. Следует отметить, что для дошкольников предпочтительно гимнастическое и игровое оборудование, изготовленное из дерева.

Цветовое решение спортивно-игровых комплектов и отдельных предметов должно соответствовать гигиеническим нормам и правилам, а также способствовать решению задач эстетического оформления предметно-пространственной среды, воспитания художественного вкуса детей. Нежелательно использование слишком ярких, резко контрастных тонов для окраски спортивных снарядов, предназначенных для упражнений на них детей. Для окраски спортивно-игрового оборудования более всего приемлемы цвета мягких пастельных гармонично сочетающихся тонов.

                       Рациональное размещение физкультурного оборудования.

      Эффективность использования физкультурного оборудования повышается при рациональном его размещении. Большая часть пособий обычно находится в физкультурных залах. Для занятий с тренажерами сложного устройства желательно иметь тренажерный зал (это может быть свободная комната, коридор).

 Расстановка пособий зависит от их предназначения. Так, гимнастическая стенка устанавливается стационарно (крепится к стене). Канаты, веревочные лестницы, шесты укрепляются с помощью специальных приспособлений на потолке. Вдоль стен зала рационально разместить гимнастические скамейки, кубы, лесенки-стремянки.

Мелкое физкультурное оборудование (мячи разных размеров, обручи, мешочки с грузом, кубики, кегли и др.) желательно разместить в секционных шкафах. На стенах в разных местах зала можно повесить обручи, скакалки, шнуры.

 Для игр в баскетбол, футбол, бадминтон и пр. натягиваются сетки, шнуры, которые крепятся на крючках.

С целью создания большого пространства для двигательной деятельности детей и поддержания их интереса к разным пособиям (гимнастические маты, модули, батуты и др.) важно большую часть их хранить в дополнительных помещениях (отдельная комната, кладовка).

Располагать оборудование следует таким образом, чтобы дети могли свободно подойти к нему и самостоятельно пользоваться им. Середина зала должна быть свободной, чтобы на ней можно было разместить разнообразные предметы, построить полосу препятствий.

Физкультурное оборудование необходимо содержать в чистоте. Следует предусмотреть ограждение окон разными решетками, сетками. При оборудовании физкультурного зала нужно помнить и об эстетическом оформлении.

В старших возрастных группах физкультурное оборудование и пособия можно расположить не только в физкультурных залах, но и в групповых комнатах. Это могут быть комплекты предметов для организации подвижных и спортивных игр — бадминтон, баскетбол, настольный теннис, кегли, летающая тарелка, серсо, кольцеброс, городки и др. Предлагаемые пособия можно ежедневно выносить и использовать во время прогулки для самостоятельной деятельности детей.

Огромное значение для оздоровления и развития детей имеет оснащение территории дошкольного учреждения спортивно-игровым оборудованием. На территории дошкольного учреждения может быть выделено несколько спортивно-игровых зон: 

– полоса препятствий,

– беговая дорожка (40-50 м),

– яма для прыжков,

– площадки для игр с элементами спорта и зона для изучения правил дорожного

  движения.

Эти зоны можно расположить на физкультурной площадке или часть из них разместить в любом другом удобном месте.

Центр физкультурной площадки должен оставаться свободным.

    Все оборудование (гимнастическая стенка, бревна разных размеров, рукоходы, «козел», мишени для метания и др.) размещается по периметру. В торцах площадки устанавливаются стационарные стойки со щитами для баскетбола.

Пособия для игр с элементами спорта и подвижных игр выносятся на участок из групп. Вокруг физкультурной площадки следует оборудовать беговую дорожку (ширина не менее 1,5 м, длина 40 м). На ней можно проводить упражнения в беге и диагностику физической подготовленности. По всей длине физкультурной площадки желательно расположить полосу препятствий. Для старших дошкольников она состоит из бревен разной высоты, дуг для пролезания, качающихся балансиров, рукоходов, грибков для чехарды, гимнастической стенки для лазания. При устройстве полосы препятствий можно использовать шины разного размера, по ним дети ходят, прыгают, переползают, пробегают и т.д.

Наряду с оснащением физкультурной площадки важно позаботиться о рациональном использовании оборудования для групповых площадок. Стационарно можно установить крупное оборудование, такое как вертикальные лестницы, горизонтальные наклонные бревна, пеньки разной высоты, разнообразные щиты для метания, качели. Оборудование нужно устанавливать по периметру площадки, с тем чтобы середина по возможности оставалась свободной. Для старших дошкольников на групповых площадках размещаются пособия как для организованной, так и для самостоятельной деятельности.

На групповую площадку выносятся мелкие физкультурные пособия, способствующие активизации двигательной активности детей, а также стимулирующие их детское творчество. Старшие дошкольники могут широко использовать оборудование, расположенное на физкультурной площадке. Подбор пособий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от сезона года и условий погоды.

Приемы повышения эффективности использования физкультурного оборудования:

  1. Создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования, внесения новых пособий.
  2. Размещение (подвешивание, прикрепление и т.д.) на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий, таких как доски, ленты, мишени для метания и пр.
  3. Объединение разных пособий в определенные комплексы, такие как полоса препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т.д.

Перестановка пособий, различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование.

 Создание разных игровых зон для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем, с мелкими геометрическими формами, для упражнений с простейшими тренажерами и тренажерами сложного устройства.

                           Нестандартное оборудование своими руками.

     Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках или в спортивных залах может  быть нестандартное оборудование, которое позволяет:

1) Повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр.

2) Развивать   у детей  наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.

3) Развивать чувство формы и цвета.

4) Способствовать  формированию   физических  качеств  и двигательных умений детей.

   Хочется  вам предложить  нестандартные пособия и оборудование, которое можно изготовить своими руками  и  использовать его для проведения игр, игровых упражнений,  общеразвивающих упражнений  и  занятий на свежем воздухе:

 –  «Весёлые мешочки»

 –   Стойка

 –  Платочки

 –   Ходули  

 –  Повязки на глаза

 – «Аэроглистеры»  

 –  Ленточки на палочке                

 – «Быстрые лошадки»

 – «Лапы утконоса»

 –  Цветы

 –  Платочек «Огонёк»

 – «Загадочный мешочек»

 – « Боевые квадраты»      

 – «Ловушки»

 – Резиночка

–  Носилки

 – Мини – эспандер

 – Весёлый кубик “Зарик”   

( см. Приложение 2  – презентация « Нестандартные пособия и оборудование своими руками ».

                                 Измерительные приборы и приспособления.

Наименование

Кол-во

1

Динамометр кистевой (детский)

2

2

Динамометр становой (детский)

1

3

Дистанциометр (для измерения величины дистанции бега, ходьбы на лыжах и т. п.)

1

4

Компас

2

5

Рулетка

2

6

Сантиметровая лента

2

7

Секундомер

2

8

Спирометр

1

9

Тонометр

1

10

Устройство «Спар-9» — для характеристики состояния осанки (в комплект входит плантограф)