Физиология высшей нервной деятельности развитие речи у ребенка
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Несмотря на то, что закономерности условно-рефлекторной деятельности человека, установленные для животных, свойственны и человеку, его поведение очень сильно отличается от поведения животных. Особенности поведения человека являются результатом его высшей нервной деятельности, использующей дополнительные (присущие только мозгу человека) нейрофизиологические механизмы. И.П.Павлов считал, что специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при совместной трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Таким образом, у человека в отличие от животных существует две сигнальные системы, выражающие различные способы психического отражения действительности.
Первая сигнальная система характерна для человека и животных, она обеспечивает отражение действительности в виде непосредственных чувственных (сенсорных) образов. Это «то, что мы имеем в себе как впечатление, ощущение и представление от окружающей внешней среды.
Вторая сигнальная система является специфической особенностью ВНД человека. Она оперирует «словом», которое обозначает конкретный раздражитель, поэтому слово является «сигналом сигналов» (по И.П. Павлову) и отражает действительность (предметы, явления окружающего мира и их отношения) в символьном виде. Слово позволяет человеку отвлечься от конкретных предметов и явлений, являясь основой развития абстрактного мышления.
Первая и вторая сигнальные системы тесно взаимосвязаны.
Речь– специфическая особенность человека, отличающая его от других представителей животного мира. Слово – «сигнал сигналов» (по И.П.Павлову) заменяет собой конкретный раздражитель и позволяет человеку отвлекаться от конкретных предметов, явлений, мыслить абстрактными образами. Речь обычно определяют через её коммуникативную способность, т. е. как исторически сложившуюся форму общения людей. Благодаря системе словесных знаков (устных, письменных, кодовых) появилась возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на значительные расстояния, а также получать её из прошлого и передавать в будущее.
Речь необходима человеку для полноценной жизни в социуме, поэтому в формировании речи большую роль играет речевое окружение и речевое общение. Ограничение, дефектное речевое окружение (глухонемые родители или родители с дефектами речи) или его отсутствие, когда ребенок из-за особых обстоятельств оказывается вне человеческого общества (дети – «Маугли») может быть одной из причин, нарушающих формирование речи ребенка. При освоении им речи происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Речь, психические функции, способности формируются у ребенка в процессе индивидуального развития при целенаправленном воспитании и обучении.
Речь осуществляется системой органов, в которой различают центральный (регулирующий) и периферический (исполнительный) отделы речевого аппарата. Центральный отдел речевого аппарата располагается в головном мозге. Он включает в себя: корковые концы сенсорных систем (слуховой, зрительной, двигательной), корковые речевые центры, подкорковые отделы, изменяющие ритм, темп, выразительность речи, проводящие пути, ядра ствола и черепно-мозговые нервы, регулирующие деятельность периферического речевого аппарата (иннервируют дыхательные, голосовые и артикуляционные мышцы).
Периферический речевой аппарат представлен дыхательным, голосовым и артикуляционным отделами, он обеспечивает образование звуков речи (фонацию) и их произношение (артикуляцию).
В физиологическом плане речь является сложным рефлекторным актом, который осуществляется по механизму условных рефлексов. Формирование речи у ребенка происходит в первые три года жизни. Речь образуется на основе кинестетических раздражений (kinesis – движение, aesthesis – чувство), вызывающих возбуждение проприорецепторов речевой мускулатуры, мышц гортани, дыхательных мышц. Ребенок слушает произносимые слова, глядя на взрослого, имитирует движения губ, языка, пытается сам повторить эти слова. Информация от всех этих видов рецепторов поступает в соответствующие центры коры головного мозга – двигательный, зрительный и слуховой. Корковый конец слухового анализатора располагается в височных долях левого и правого полушарий, а корковый отдел двигательного анализатора – в передних центральных извилинах мозга, причем корковое представительство мускулатуры, обеспечивающей движения органов речи (челюстей, губ, языка, мягкого неба, гортани), находится в нижних отделах этих извилин. Корковый конец зрительного анализатора расположен в затылочной доле. При неоднократном произнесении слов между этими тремя центрами формируются условно-рефлекторные связи. В дальнейшем они обеспечивают нормальное развитие речевой функции.
Таким образом, развитие речи связано с деятельностью слуховой, двигательной и зрительной сенсорных систем, но зрительная система имеет меньшее значение, нежели слуховая. Об этом свидетельствуют наблюдения над развитием речи у слепых детей, речь таких детей, хотя и имеет некоторые особенности, развивается нормально, без специальных занятий, по сравнению с детьми с пониженным слухом.
Речь осуществляется с участием различных структур головного мозга, которые тесно связаны между собой и составляют единую функциональную систему. Но особую роль играют речевые центры коры головного мозга, они вносят существенный специфический вклад в осуществление речевой деятельности. Речевые центры расположены у правшей преимущественно в левом полушарии, у левшей (15%) – в правом полушарии.
Моторный (двигательный) центр устной речи (центр Брока, назван в честь французского анатома, хирурга Поля Брока), расположен в основании нижней лобной извилины. Центр контролирует произвольные сокращения мышц периферических органов речи, гортани, обеспечивает голосовое воспроизведение слов. При его повреждении или заболевании развивается моторная афазия, человек понимает речь, но сам теряет способность говорить. У него нарушается анализ и синтез кинестетических сигналов, возникающих при произнесении слов, фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (губ, языка, открывание и закрывание рта, жевание, глотание), не нарушаются. Двигательный центр речи находится в непосредственной анатомической близости с двигательными центрами, регулирующими движения кистей рук, мелкую моторику. Стимуляция центров мелкой моторики (пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук и пальчиков) вызывает распространение возбуждения на двигательный и слуховой центры речи, что способствует развитию речи у детей.
Двигательный центр письменной речи располагается в основании средней лобной извилины, обеспечивает произвольные движения, связанные с написанием букв и других знаков.
Слуховой (сенсорный) центр речи (центр Вернике, назван в честь немецкого невропатолога, психиатра Карла Вернике) расположен в основании верхней височной извилины. Он обеспечивает анализ слышимых слов. При его повреждении или заболевании развивается сенсорная афазия, человек теряет способность на слух различать элементы речи (фонемы, слова), не понимает, что ему говорят, хотя острота слуха, способность различать неречевые звуки не нарушается. При этом нарушении сам он может говорить, излагать устно свои мысли. Важное отличие области Брока от области Вернике состоит в том, что первая отвечает за исходящий поток речи, а вторая – за входящий поток. Когда человек говорит или читает вслух, он прислушивается к произносимым собой звукам, чтобы убедиться в их правильности.
Центр чтения письменной речи располагается на границе височной, теменной и затылочной долей коры головного мозга, обеспечивает понимание написанного текста, предметов, чисел. Он формируется с развитием письменной речи, отсутствует у неграмотного человека. При его поражении или заболевании человек может свободно читать, но не понимает смысла написанного.
Таким образом, все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объединяющей различные отделы центральной нервной системы.
В настоящее время термин «моторная» речь, заменен термином «экспрессивная» речь, а «сенсорная» речь – «импрессивой» речью.
Развитие речи у ребенка. При становлении речевой функции у человека необходимо различать развитие речи импрессивой (т. е. её понимания) и экспрессивной речи (т. е. способности говорить), причём, способность понимать речь проявляется у ребенка уже во втором полугодии жизни, а способность говорить – лишь на втором году жизни. Другими словами, ещё до того, как ребёнок начинает говорить, он уже понимает смысл слов.
Развитие речи представляет для ребенка значительные трудности, так как требует четкой координации деятельности дыхательных мышц, мышц гортани, языка, глотки, губ.
Выделяют три критических периода в развитии речи.
Первый критический период – 1–2-й годы жизни, в это время формируются предпосылки речи, начинается речевое развитие. Первые звуки ребенка – это крики, которые представляют собой безусловно-рефлекторную реакцию на действие сильных раздражителей (внешних и внутренних), обычно имеют отрицательный характер (холод, боль, голод и др.). Эти крики они служат основой для последующего развития звукопроизносительной речи. К началу третьего месяца у ребенка появляется лепет, ранняя стадия которого представляет собой, в отличие от крика, реакцию на раздражители положительного характера. Чаще всего ребенок лепечет после еды. В лепете можно различить довольно разнообразные звуковые комплексы: агу, убу, экхе и т.п. Эта ранняя стадия лепета не зависит от окружающей речевой среды. Дети разных народов в первые месяцы жизни лепечут одинаково.
Основой лепета служат врожденные двигательные координации, связанные с процессами сосания и глотания. Во время лепета у ребенка устанавливается связь между кинестетическими раздражениями от движений речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. Появляется тенденция к самоподражанию. Звуковой состав лепета постепенно обогащается. К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. Ведущую роль в последующем развитии произносительных навыков у ребенка начинает играть слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих и контролирует свое произношение.
В конце первого года жизни у ребенка появляются осмысленные звукосочетания. На основе подражания и в результате активного воздействия окружающих устанавливается связь между предметами и явлениями внешнего мира и звучанием обозначающих их слов, а также кинестетическими ощущениями, возникающими при произнесении этих слов. Наряду с лепетными словами типа му-у (корова), мяу (кошка) и т.д., ребенок начинает произносить вполне правильно такие несложные в фонетическом отношении слова, как баба, мама, папа, дядя и т.п.
Этот этап в развитии ребенка теснейшим образом связан с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы. При неоднократном повторении сочетаний слова с конкретными предметами (игрушкой, человеком или частями его тела), которые обозначаются этим словом, слово становится для ребенка сигналом «сигнала». Одно называние этого предмета вызывает у него реакцию узнавания. Ребенок рано начинает понимать слова, поэтому для развития речи важно разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его рождения. Постепенно он учится произносить слова.
В последующие два года ребенок овладевает не только произнесением слов, у него постепенно расширяется словарный запас, он всё более совершенно и разнообразно использует речь для общения с окружающими людьми. Но поскольку механизмы координации функций у детей первых лет жизни несовершенны, что связано с ее незрелостью ЦНС, многие звуки и слова они произносят неправильно.
В первый критический период происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока. Любые неблагоприятные факторы, действующие в этот период на организм ребенка, могут сказаться на развитии речи.
Второй критический период – 3 года. Ведущей формой деятельности у детей становится игра, появляется потребность в общении, закладываются основы коммуникативного поведения. У ребенка интенсивно развивается связная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует четкой согласованности в работе ЦНС (речедвигательного механизма, восприятия, внимания, памяти и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС, нейроэндокринной и сосудистой регуляции, приводит к изменению поведения ребёнка – наблюдается упрямство, негативизм и пр. Всё это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого развития.
Наряду с увеличением словарного запаса, усвоением грамматических норм происходит постепенное совершенствование произношения. К 5-7годам дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети правильно произносят все звуки речи.
Третий критический период в развитии речи – 6–7 лет – начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка, связанная с овладением координационными навыками письма, зрительным его контролем, в связи с чем, возрастает значимость функционального состояния тактильного и зрительного анализаторов. При предъявлении повышенных требований к ребёнку, у него могут происходить «срывы» нервной деятельности, в частности, с возникновением заикания.
Для нормального формирования речи ребенок должен развиваться в обстановке нормального речевого окружения. Речь родителей, педагогов должна быть ясной, четкой и грамматически правильной. Недопустимо подлаживание под детскую речь – «сюсюкание», потому что ребенок привыкает к неправильному произнесению слов. Нужно учить ребенка говорить не спеша, громко, но без крикливости, чтобы не возникало перенапряжение голосовых складок, ведущее к нарушению голоса (хрипота, слабость, сдавленность голоса, дисфония или даже афония).
Источник
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Слаженная деятельность организма человека, и ребенка в частности, его связь с окружающей средой осуществляется центральной нервной системой,
а именно головным мозгом. Головной мозг состоит из подкорковых отделов
и коры. Объединенную деятельность этих двух отделов И. П. Павлов назвал высшей нервной деятельностью. Основу ее составляют процессы возбуждения и торможения. Возбуждение – это активный ответ нервной системы на раздражение. Торможение – активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов.
Несмотря на кажущуюся универсальность, высшая нервная деятельность ребенка имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Начнем с того, что взаимодействие организма
с окружающей средой осуществляется с помощью безусловных (врожденных) и условных (приобретенных) рефлексов. У детей условные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно. Известно, что условные рефлексы возникают только при многократном повторении одних и тех же условий. Поэтому родители должны помнить, что формирование привычек, правил поведения у ребенка возможно лишь при постоянном упражнении, напоминании о них и при единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых, воспитывающих его.
Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется также неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Положительные условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем тормозные. Малыша значительно легче научить что-то делать, чем научить воздерживаться
от нежелательных действий. Тормозные условные рефлексы требуют большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Именно из-за этих особенностей маленькому ребенку очень трудно сохранять длительное время тормозное состояние (например, спокойно стоять в течение нескольких минут).
К особенностям высшей нервной деятельности детей относится
и сравнительно слабая подвижность нервных процессов (способности быстро реагировать на изменение окружающей среды). Дети не могут быстро начать или затормозить какое-либо действие. Поэтому нельзя требовать от них быстрого переключения с одного вида деятельности на другой: «Немедленно убирай игрушки и одевайся!» Необходимо дать установку перед началом нового вида деятельности, чтобы ребенок мог подготовиться и постепенно, безболезненно перейти к ней. Например: «Ирочка, скоро будем обедать. Убирай игрушки. Уложи куколку спать. Вот молодец. А теперь собери кубики в коробку».
Еще одна особенность высшей нервной деятельности ребенка в том, что она обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают
от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей. При длительном однообразном занятии быстро возникает охранительное торможение — ребенок перестает слушать, отвлекается. Резкие звуки приводят к перевозбуждению либо вызывают повышенную раздражительность. Ребенок не может длительно сохранять одну и ту же позу.
В поведении детей также преобладают иррадиированые реакции. Например, радость у ребенка проявляется часто не только улыбкой,
а сопровождается общими оживленными движениями, громким визгом, хлопаньем в ладоши. При выполнении какого-либо действия дети часто производит много лишних движений. Постепенно в результате многократных действий с предметами, в детских играх, на специальных занятиях формируются более координированные движения, постепенно исчезают лишние движения.
Особенность нервной деятельности ребенка состоит также и в том, что поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Например, ребенок, заинтересованный рассказом, может не чувствовать наступившего голода. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.
Кроме того, у детей легко возникает внешнее торможение. Например, они легко отвлекаются от еды, если входящая в это время медицинская сестра начинает разговаривать с воспитательницей. Трудно сосредоточить внимание детей на занятии, если в комнате в это время проводятся какие-либо интересные для них действия. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы.
Наряду с возрастными, с первых же дней проявляются и индивидуальные психологические особенности детей. У разных детей различны сила нервных процессов, уравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов. Данный факт послужил основой для классификации типов нервной деятельности детей разработанной Н. И. Красногорским. Согласно ему, существует четыре типа нервной деятельности:
- Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип – характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь, с богатым словарным составом.
2. Сильный, уравновешенный, медленный тип – у детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3. Сильный, неуравновешенный, повышенно- возбудимый, безудержный тип – характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффективностью. Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями.
4. Слабый тип с пониженной возбудимостью – характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения,
их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются, условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная.
Однако следует отметить, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности ребенка является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды, является морфофункциональной основой преобразования типа. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.
Вывод: при воспитании детей необходимо учитывать не только возрастные, но и многочисленные индивидуальные особенности их высшей нервной деятельности. Воспитание может оказать большое влияние на эти индивидуальные особенности. Применяя различные приемы, надо стремиться к осуществлению всех задач воспитания и в то же время развивать положительные индивидуальные способности и склонности детей.
Источник