Физиология развития ребенка в таблицах
Удивительно, как быстро меняется ребенок в первый год жизни. Больше никогда он не будет обучаться с такой скоростью. Но как узнать, правильно ли развивается малыш, все ли у него в порядке? Конечно, каждый ребенок уникален, но важно знать средние показатели, чтобы вовремя забить тревогу и обратиться к специалистам.
На момент рождения
Рост (длина) – 49-50 см
Вес – 3200-3300 г
Окружность головы – 34-34,5 см
Окружность грудной клетки – 32-34 см
Двигает ножками и ручками во время бодрствования.
Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках.
Отвечает на раздражитель плачем.
1 месяц
Рост (длина) – 54-55 см
Вес – 4200-4500 г
Окружность головы – 36,5-37 см
Окружность грудной клетки – 36-36,5 см
Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать.
Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого.
Реагирует на резкие звуки.
Отвечает улыбкой.
Начинает гулить.
2 месяца
Рост (длина) – 57-58 см
Вес – 5100-5600 г
Окружность головы – 38-39 см
Окружность грудной клетки – 38-39 см
Длительно удерживает голову.
Поворачивается на звук речи взрослого.
Ухватывает предметы рефлекторно.
Активно интересуется окружающим миром.
Агукает.
3 месяца
Рост (длина) – 60-61,5 см
Вес – 5800-6400 г
Окружность головы – 39,5-40,5 см
Окружность грудной клетки – 40-42 см
В вертикальной позиции хорошо держит голову.
Долго рассматривает предметы.
Издает разные звуки.
При поддержке под мышки опирается ножками.
В положении на животе приподнимается на предплечьях.
Поворачивается на бок со спины.
Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем.
Сосет пальцы или кулачок
4 месяца
Рост (длина) – 62-64 см
Вес – 6400-7000 г
Окружность головы – 40,5-41,5 см
Окружность грудной клетки – 41,5-42 см
Уверенно поднимает голову, лежа на животике.
Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления.
При играх смеется и улыбается.
Подолгу гулит.
Хватает руками висящие предметы.
Переворачивается со спинки на живот.
В положении на животе поднимается с опорой на ладони.
Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи.
5 месяцев
Рост (длина) – 64-66 см
Вес – 6900-7500 г
Окружность головы – 41,5-42,5 см
Окружность грудной клетки – 43-44 см
Узнает маму и других близких людей.
Осознанно провожает предмет взглядом.
Переворачивается с животика в положение на спине.
Захватывает и удерживает предметы двумя руками.
Берет предмет из рук взрослого.
Сидит с поддержкой.
Длительно нараспев гулит.
Отвечает на услышанные потешки и песенки.
Рассматривает картинки.
6 месяцев
Рост (длина) – 66-67,5 см
Вес – 7300-7900 г
Окружность головы – 42-43 см
Окружность грудной клетки – 44-45,5 см
Сидит без поддержки.
Тянет руки к предмету, который заинтересовал.
Поднимает игрушку, которая выпала из рук.
Пробует предметы «на зуб».
Начинает ползать.
Учится есть с ложки.
Начинает произносить слоги.
Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору.
Отзывается на имя.
Внимательно слушает взрослого.
Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый.
7 месяцев
Рост (длина) – 67-69 см
Вес – 7600-8300 г
Окружность головы – 43-44 см
Окружность грудной клетки – 45-46,5 см
Хорошо ползает и сидит.
Стоит с поддержкой за обе руки.
Удерживает в руке предмет неправильной формы.
Длительно играет с игрушками, изучая их свойства.
Пьет из кружки с помощью взрослого.
Пробует садиться.
Показывает у себя части тела.
8 месяцев
Рост (длина) – 69-70,5 см
Вес – 7900-8600 г
Окружность головы – 43,5-44,5 см
Окружность грудной клетки – 46-47 см
Ищет игрушку, которая упала.
Перекладывает предмет из одной ручки в другую.
Встает, держась за опору.
Быстро ползает.
Садится, ложится, переступает предметы.
Лепечет с интонацией.
Радуется другим детям.
Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?».
Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).
Боится расстаться с мамой.
9 месяцев
Рост (длина) – 70-72 см
Вес – 8200-8900 г
Окружность головы – 44-45 см
Окружность грудной клетки – 47-48 см
Пробует стоять и делать первые шаги.
Подражает другим детям.
Тянется к интересующему предмету и пытается его достать.
Осознанно манипулирует игрушками.
Показывает части тела у человека и игрушки.
Разрывает и сминает листы бумаги.
Держась за опору, танцует под музыку.
10 месяцев
Рост (длина) – 71,5-73 см
Вес – 8500-9200 г
Окружность головы – 44-45,5 см
Окружность грудной клетки – 47-48 см
Начинает брать маленькие предметы пальцами.
Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики.
Играет в прятки.
Ходит с поддержкой за две руки взрослого.
Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки).
Понимает просьбы взрослого.
Повторяет за взрослым жесты и звуки.
Имитирует голоса животных.
Машет рукой при прощании и встрече.
Пробует самостоятельно есть ложкой.
11 месяцев
Рост (длина) – 73-74,5 см
Вес – 8700-9400 г
Окружность головы – 44,5-46 см
Окружность грудной клетки – 48-49 см
Самостоятельно стоит.
Ходит с поддержкой за одну руку.
Поднимает предметы без приседания (нагибается).
Умеет присесть без опоры.
Собирает пирамидку.
Складывает кубики.
Начинает произносить «облегченные» слова.
Играет в ладушки.
Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу.
Интересуется книжками и музыкальными игрушками.
12 месяцев
Рост (длина) – 74-76 см
Вес – 8900-9600 г
Окружность головы – 45-46 см
Окружность грудной клетки – 48-49 см
Пробует самостоятельно ходить.
Встает из позиции сидя на корточках.
Самостоятельно пьет из чашки.
Может отказываться от нелюбимой пищи.
Откусывает печенье и другую твердую пищу.
Понимает слова «нельзя» и «можно».
Узнает животных и показывает их на картинке и на улице.
Знает, как пользоваться некоторыми предметами.
Произносит 10-15 слов.
Источник
Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.
Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)
До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех – окружность груди становится больше окружности головы.
Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.
В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.
Физическое
развитие детей до 1 года по месяцам
Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.
К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.
На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.
В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» – улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.
В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.
Пятый месяц – пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.
Шестой месяц – самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.
Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.
В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!
Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.
В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.
Десять месяцев – может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.
В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.
К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.
К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.
На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.
Польза грудничкового плавания. Грудничковое плавание с рождения. Упражнения на фитболе для новорожденных. Читайте в нашей следующей статье.
Источник
Периоды онтогенеза
Развитие представляет собой непрерывный процесс, однако каждый ребенок проходит через определенные, общие для всех фазы – возрастные периоды. Каждому периоду свойственны анатомо-физиологические особенности, исходя из которых следует решать вопросы организации воспитания, развития и обучения детей и подростков.
Существует различный подход к выделению периодов онтогенеза. Большинство схем в общих чертах похожи, часто в них используются одинаковые названия периодов, возрастные пределы которых также нередко совпадают. Отличия же связаны с тем, какому аспекту развития человека уделяется большее внимание и насколько удачно удается отразить в схеме комплексность подхода к развитию человека.
Наиболее широкое признание в отечественной антропологии нашла схема возрастной периодизации, представленная в табл. 2.1 (цит. по: Морфология человека / под ред. В. П. Чтецова, Б. А. Никитюка. М., 1990).
Таблица 2.1
Возрастная периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965) и краткая характеристика периодов
Периоды | Возраст и пол | Некоторые характерные возрастные события | ||
Мужской | Женский | |||
Новорожденные | От рождения до 10 дней | Период вскармливания ребенка молозивом. Начало роста в длину. Часто падение веса тела | ||
Грудной возраст | От 10 дней до 1 года | Начало питания “зрелым” молоком. Прорезывание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период максимальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. Доречевое и начало речевого развития | ||
Раннее детство | 1–3 года | Завершение прорезывания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Выбор объекта привязанности и выделение “Я”. Фразовая речь. Активная предметная деятельность. Узнавание картинок, фантазирование, использование предметов-заместителей в игре | ||
Первое детство | 4–7 дет | Часто фиксируется первый ростовой скачок. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В конце периода отчетливые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). | ||
Первое детство | 4–7 лет | Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра | ||
Второе детство | 8–12 лет | 8–11 лет | Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров – “зубов мудрости”). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от нагляднообразного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти | |
Подростковый возраст | 13–16 лет | 12–15 лет | Пубертатный спурт – второй (истинный) ростовой скачок. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Все это определяет значительные морфофункциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. Словесное выражение абстрактного мышления, интенсивное интеллектуальное развитие, самоанализ, высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность | |
Юношеский возраст | 17–21 год | 16–20 лет | Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения, возможны деструктивные проявления социальной активности | |
Первый зрелый возраст | 22-35 лет | 21–35 лет | Собственно зрелость – относительная стабильность параметров организма, окончание формирования “типично женских” и “типично мужских” черт строения и психики | |
Второй зрелый возраст | 36–60 лет | 36–55 лет | Ведущее значение приобретает суточная, недельная, сезонная и другая ритмичность физиологических функций. В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс соответствующих психофизиологических изменений (климакс) | |
Пожилой возраст | 61–74 года | 56–74 года | Продолжение периода социальной активности. Начато и развитие инволютивных изменений организма, в том числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных возможностей. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа обычны яркие признаки “психического старения” | |
Старческий возраст | 75–90 лет | |||
Долгожители | Старше 90 лет | Доживших до этого периода характеризует относительная стабильность всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов | ||
В отечественной педиатрии и гигиене широкое применение нашла несколько видоизмененная схема, предложенная в 1906 г. Н. П. Гундобиным. В ее основу положены некоторые биологические особенности растущего организма. Согласно этой схеме выделяют шесть периодов детства:
I. Период внутриутробного развития (“утробное детство”):
1. Фаза эмбрионального развития.
2. Фаза плацентарного развития (плода).
II. Период новорожденности (по отпадения пуповины).
III. Период вскармливания грудью (грудной, или младший ясельный, возраст).
IV. Период молочных зубов:
1. Преддошкольный возраст.
2. Дошкольный возраст.
V. Период отрочества (младший школьный возраст).
VI. Период полового созревания (старший школьный возраст).
Для организации ухода за детьми и их воспитания используется такое выделение периодов, которое на основании возрастных особенностей развития позволяет подразделить потребности детей. Поэтому в практической организации образования и здравоохранения наибольшее распространение получило следующее деление:
- • период новорожденности (в разных вариантах периодизации с рождения до 10, 14 или 28 дней);
- • грудной, или младенческий, возраст (до года);
- • преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);
- • дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);
- • младший, средний и старший школьный возраст (соответственно 7–10, 11 – 14, 15–18 лет).
Очевидно, что такое деление не противоречит принятой в антропологической морфологии, возрастной физиологии и педиатрии схеме. Соответственно ему происходит комплектация групп в детских дошкольных учреждениях, которые организуются в нашей стране для детей в возрасте от раннего дошкольного до семи лет, и подразделение школьного обучения на начальную, среднюю и старшую школу.
Источник