Физиология развития ребенка до рождения

Физиология развития ребенка до рождения thumbnail

ГЛАВА 11. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ

Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Период
новорожденности продолжается 4 нед, из которых первые 7 дней после
рождения относятся к раннему неонатальному периоду. Особенно большое
значение имеет переход от внутриутробной к внеутробной жизни, когда
плацентарное снабжение кислородом меняется на легочное – первый вдох. В
процессе адаптации к внешней среде и легочному дыханию изменяется
кровообращение, закрываются аранциев (венозной) и артериальный
(боталлов) протоки, а также овальное отверстие, происходит обратное
развитие остатков пупочных сосудов. С первых часов после рождения
происходит изменение основного обмена, совершенствуется терморегуляция,
начинает выделяться моча.

Родившийся ребенок может иметь черты доношенности, недоношенности и переношенности.

Дети,
рожденные с массой тела до 2500 г, относятся к недоношенным, до 1500 г –
к родившимся с малой массой, до 1000 г – к родившимся с экстремально
низкой массой. Ребенок может соответствовать сроку гестации по длине, но
значительно отставать в массе, что указывает на гипотрофию.

Доношенность
определяется в большой мере, но не абсолютно, сроком гестации (38-40
нед). Однако ребенок может соответствовать доношенному в более ранние
(37 нед) и поздние сроки (41 нед) гестации, а рожденный в 38-40 нед
может быть незрелым.

В настоящее время отмечается
акселерация физического развития детей, начиная с периода
новорожденности. Масса тела доношенных новорожденных составляет от 2500
до 4000 г. У 10% новорожденных масса тела при рождении составляет 4000 г
и более. Коэффициент роста (отношение массы тела к его длине) у
доношенных новорожденных равен 60.

Особенности доношенного ребенка. Кожные
покровы розового цвета, нежные, эластичные, с остатками пушковых волос
(лануго) на спине и плечевом поясе. Ногти доходят до кончиков пальцев.
На слизистой оболочке губ небольшие беловатые возвышения. Вдоль десен
слизистая оболочка образует складку.

Сразу
после рождения у ребенка руки согнуты в локтевых суставах, ножки – в
тазобедренных и прижаты к животу. Кости черепа умеренной плотности,
между лобными и теменными костями сохраняется большой родничок. Малый
родничок чаще закрыт, но хорошо пальпируется между затылочной и
теменными костями. Иногда на головке отмечается локальный отек – родовая
опухоль, которая исчезает через 1-2 дня.

У
новорожденных хорошо пальпируется большой родничок в виде ромба,
расположенный в области соединения теменных и лобных костей (его размеры
1,5-2,532-3 см), и малый родничок, который имеет форму треугольника,
находящийся в месте схождения теменных и затылочных костей. Грудная
клетка бочкообразная. Ребра состоят преимущественно из хряща.

В дыхании новорожденных участие в основном принимает диафрагма. Дыхание поверхностное – 40-60 дыхательных движений в минуту.

ЧСС в покое не отличается от таковой во внутриутробном периоде и составляет 120-140 в минуту. АД равно 55-70/30-40 мм рт. ст.

При
надавливании на животик из прямой кишки выделяется меконий, иногда
сразу после рождения. Меконий отходит до конца 1-х суток. До 3 сут
испражнения ребенка желтого цвета, без запаха, вязкой консистенции.
После заселения кишечника бактериальной микрофлорой кал приобретает
желтую окраску, становится кашицеобразным. Живот при пальпации мягкий,
край печени выступает на 2 см из-под края реберной дуги. Кардиальный
сфинктер желудка недоразвит, что способствует срыгиванию. Функциональная
вместимость желудка при рождении около 10 мл, к концу 1-го месяца
возрастает до 90-100 мл. Перистальтика кишечника замедлена. Часто
отмечается метеоризм. К моменту рождения мочевые органы сформированы. У
мальчиков яички, как правило, опущены в мошонку, у девочек большие
половые губы прикрывают малые.

Некоторое
возбуждение сразу после рождения у большинства новорожденных сменяется
сном, который с перерывами продолжается до 24 ч. Состояние центральной
нервной системы можно оценить по физиологическим рефлексам.

1. Поисковый рефлекс. Поглаживание в области рта новорожденного вызывает опускание губы и поворот головки в сторону раздражителя.

2. Сосательный рефлекс.

3. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой). При надавливании на ладонь новорожденного он открывает рот.

4. Хватательный рефлекс. В ответ на штриховое раздражение ладони новорожденного происходят сгибание пальцев и захватывание предмета.

5. Рефлекс опоры. Приставленный к опоре новорожденный разгибает ноги и плотно упирается в поверхность стола всей стопой.

Известны также другие рефлексы (автоматической походки, Галанта, Моро, Переса, Бабинского).

В
течение первых дней жизни новорожденный адаптируется к внешней среде, и
в его организме происходят определенные изменения, которые постепенно
исчезают.

В течение нескольких часов или нескольких
суток закрываются фетальные коммуникации (боталлов проток, овальное
окно). В этот период иногда наблюдается цианоз конечностей.

В первые три дня может наблюдаться олигурия.

У
всех новорожденных происходит потеря массы тела (до 3-8%), максимально
на 3-4-й день, а затем масса тела постепенно увеличивается. Температура
тела непостоянная (гипоили некоторая гипертермия).

У
60-70% детей на 2-3-й день жизни появляется транзиторная
(физиологическая) желтуха, которая достигает максимума на 3-4-й день, а к
концу 1-й недели жизни исчезает. Появление желтухи связано с
разрушением избытка эритроцитов, которое характерно для внутриутробного
периода.

В результате попадания в кровоток ребенка
половых гормонов матери возможны нагрубание молочных желез (начинается
на 3-4-й день жизни, достигает максимума на 7-8-й день); милиа
(беловато-желтые узелки, возвышающиеся над уровнем кожи, на крыльях
носа, переносице, в области лба, подбородка); десквамативный
вульвовагинит у девочек (обильные слизистые выделения серовато-белого
цвета); кровотечения из влагалища, на 5-8-й день жизни у 5-10% девочек и
гидроцеле у мальчиков (скопление жидкости между оболочками яичек),
которое проходит без лечения на 2-3-й день жизни.

Источник

Развитие ребенка. Периоды развития новорожденного ребенка

Новорожденным обычно считается малыш до 28 дней жизни от даты рождения. Различают ранний период новорожденности – 1-7 дней после рождения и поздний период 7-28 день от даты рождения. А грудничковый возраст ребенка педиатры делят по кварталам: 3 месяца, 6 месяцев, 9 и 12 месяцев жизни ребенка.

Ранний период развития новорожденного ребенка. Все дети рождаются с не законченным развитием всех внутренних органов и тканей, которые совершенствуются уже после рождения. Педиатры в этот период часто посещают ребенка дома. При первых посещениях они состояние ребенка оценивают, исходя из таких показателей, как режим и объем питания, развитие двигательных функций, функционирование кишечника, спокойствие сна, наличие инфекции, чистота кожи, реакция на мать и отца, или других членов семьи.

Чтобы определить достаточно ли ребенок питается, они ориентируются на вес ребенка. За первые 3-4 дня с дня рождения ребенок должен терять в весе. Причинами уменьшения веса новорожденного является “послеродовый стресс”, не достаточное количество молока у матери и отхождения первородного кала и мочи. Обычно, потеря массы тела ребенка составляет 5-6% от первоначального веса. А уже с пятого дня жизни, малыш должен снова начинать набирать вес и к десятому дню жизни его вес должен быть примерно равен весу при рождении.

Стул младенца становится более водянистым с небольшим количеством слизи, он имеет равномерный цвет без выделений с зеленоватым оттенком. Количество их тоже учащается до 5-8 раз в день, а мочиться малыш до 10-15 раз в сутки. Обычно между 3-8 днями жизни у новорожденных наблюдается гормональный криз – набухают молочные железы, а кроме этого у девочек из влагалища иногда может выделяться мутная жидкость белого цвета.

Выдавливать содержимое из грудных желез нельзя. Гормональный криз, это результат влияния материнских гормонов, он не требует лечения и проходит самостоятельно. Массу переживаний и беспокойств у родителей в ранний период новорожденности вызывает физиологическая желтуха. Кожа ребенка рожденного с физиологической желтухой имеет желтоватый оттенок. Это считается нормальным состоянием организма, вызванное распадом красных кровяных телец эритроцитов и увеличением билирубина, жёлтых пигментов. Физиологическая желтуха у многих детей не требует какого-либо специального лечения и проходит через 1-2 недели после рождения. Иногда желтуха может быть причиной серьёзного заболевания – гемолитической болезни, результата несовместимости крови матери и плода.

Спит малыш в ранний период новорожденности обычно много, 16-18 часов в сутки. Будить малыша и кормить по графику не надо, лучше самим подстраиваться под биоритмы малыша. Многие маленькие дети любят днем спать больше, а ночью бодрствовать и кушать. Маме необходимо планировать кормления, пеленания и кормить малыша по первому требованию, даже ночью. Количество грудного молока у мамы, высасываемое за одно кормление, начинает чуть-чуть увеличиваться.

Важным фактором нормального развития малыша является его положение на кроватке. Лучшее положение для сна новорожденного ребенка на боку, поэтому необходимо периодически менять положение левый бок с правым, что поможет избежать деформации головки. Также, нужно помнить, что для правильного формирования позвоночника малыша не стоит класть под его подушку.

Поздний период развития новорожденного ребенка. Начиная со второй недели, малыш потихоньку начинает привыкать к новой жизни, он уже больше бодрствует и засыпает только через десять минут после кормления. Он начинает поворачивать головку не рефлекторно, а по направлению к услышанному голосу или звуку. Малыш подолгу может рассматривать крупные яркие погремушки, висячие над его кроваткой. Форма головки у него приобретает обычные круглые очертания.

Малыша начинают купать к концу второй недели, когда у него отпадает пуповина. Хоть и пупочная ранка к этому времени обычно заживает, но пока ее нужно регулярно обрабатывать.

В этот период малыш начинает испытывать дискомфорт, если у него мокро, ему холодно или больно, он плачет. А если его взять в это время на руки, то он успокаивается. Количество издаваемых звуков увеличивается, привлекая внимание, малыш может сопеть. Малыш активно сосет молоко, хватается за мамины пальцы, растопыривает пальчики ног, двигает ножками, выгибает позвоночник, если проводят пальцами по его позвоночнику.

Он уже может делать кое-какие движения осознанно, а не рефлекторно. Личико малыша уже не напряженное, во сне появляется бессознательная улыбка.

Новорожденный ребенок в конце этого периода умеет поворачивать и приподнимать головку, лежа на животике, а лежа на спине, поворачивает голову в сторону, откуда доносится знакомый голос или звук. Он уже рассматривает окружающих осмысленным взглядом.

Очень важно для гармоничного развития новорожденного малыша прогулки на свежем воздухе. Родители должны организовать дневной сон ребенка на улице, еще лучше – в парке или в лесу. Если по каким-то причинам этого сделать невозможно, комнату, где спит ребенок, надо хорошо проветривать, а также необходимо устранить источники раздражения – телевизор, компьютер, радио и т.д.

Малыш уже проявляет радость и недовольство: он плачет, кряхтит или сопит, когда ему что-то не нравится, и радостно улыбается, когда ему комфортно и спокойно, издает разные звуки при общении с мамой.

Темпы развития у всех новорожденных разные, и не стоит огорчаться, заметив какие-либо незначительные отставания. Если родители будут тщательно заботиться о своем ребенке, малыш быстро все наверстает. Очень полезно в этот период малышу делать массаж и гимнастические упражнения для укрепления мышц.

– Вернуться в оглавление раздела “Акушерство.”

Автор: Искандер Милевски

Источник

Анатомо-физиологические особенности детей от двух месяцев до года

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году – большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) способствует гидроцефалии – водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 – верхних, после них – еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее – дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38ЬС) “сбивать” не следует – это естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги – в коленях и притянуты к животу, оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. – 35-40, в 7-12 мес. – 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, “гулит”. При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти – этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства – любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения – перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: “дай ручку” и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Источник

С точки зрения поведения между новорожденным и 32-недельным плодом  есть небольшая разница. Результаты новых исследований дали основание предполагать, что плод может чувствовать, видеть сны и даже получать удовольствие от прослушивания «Кота в сапогах». В обсуждениях абортов об этом никогда не говорится.

Сцена, которая всегда будет вызывать мурашки по телу: малыш, всего несколько секунд от роду, все еще влажный от выделений из матки, берется на руки уставшими, но счастливыми родителями. Они с восхищением наблюдают тем, как  их ребенок напрягается и корчится, кривит рот, издавая звуки, и открывает глаза. Для каждого, кто наблюдает эту трогательную сцену, становится очевидным: появление на свет – это точка отсчета всего, начало начал.

«Но это не так,» – заявляет Джанет ДиПетро, психолог из Университета Джонс Хопкинс – «Рождение – это большое событие, но это обычный факт в развитии. Ничего интересного с точки зрения неврологии не происходит».

Применяя сложнейшее высокочувствительное оборудование, ДиПетро и другие ученые наблюдают сегодня за тем, как плод развивается в утробе матери. На 32 неделе беременности – за два месяца до того, как ребенок будет готов к появлению на свет «в срок», – плод ведет себя практически как новорожденный. И это продолжается все следующие 12 недель.

Опровергая ранее существующие представления о жизни младенцев в утробе матери, последние исследования ученых доказывают:

  • К 9 неделям плод может икать и реагировать на громкие звуки. К концу второго триместра он может слышать.

  • Совсем как взрослые, плод переживает стадию быстрого сна (сон с быстрым движением глаз).

  • Плод пробует пищу матери, впервые улавливая предпочтения в еде, присущие культуре, еще в утробе.

  • Среди прочих умственных умений, плод может отличить голос матери от голоса незнакомого человека, а также реагировать на знакомую сказку, прочитанную ему.

  • Даже недоношенный ребенок все осознает, чувствует, реагирует и приспосабливается к тому, что его окружает.

  • Плод реагирует на определенные стимулы, но это не значит, что это должно стать целью более глубоких исследований. Фактически сенсорная стимуляция плода может привести к аномальной адаптации в дальнейшем.

Сегодня ученые знают, что основы человеческого поведения начинают закладываться очень рано – фактически спустя несколько недель после зачатия. Задолго до того, как женщина обычно узнает о своей беременности, уже начинают формироваться мозговые клетки эмбриона. К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который в последствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить.

К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть.

Восприимчивость плода

Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. ДиПетро предполагает, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе.

Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», – таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, который совместно с коллегами из университета Колумбии наблюдает циклы сна и бодрствования для того, чтобы выявить примеры нормального и аномального развития мозга, а также сделать возможные прогнозы относительно синдрома внезапной смерти  новорожденного. «Мы фактически спрашиваем плод: на что ты обращаешь внимание? Адекватно ли  действует твоя нервная система?» – говорит Файлер.

Движения плода

Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине».

Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель.

Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, – предполагает ДиПетро.

Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», – говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».

Вкусовые ощущения плода

Причины того, что взрослые люди любят острый перец и пряные приправы, возможно, также связаны с внутриутробным развитием. К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых, и врачи знают, что околоплодная жидкость, окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, тмина, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Ощущают ли их эмбрионы, еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую.

«В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», – отмечает Джули Менелла, кандидат наук, биопсихолог из Центра Монелл, изучающего ощущения, возникающие под действием химических раздражителей, в штате Филадельфия. Она считает, что вкус околоплодных вод может служить «переходным звеном» к вкусу грудного молока, которое также содержит привкус продуктов с материнского стола.

Слуховые ощущения плода

Неясно, ощущает эмбрион вкус или нет, но то, что он слышит, не вызывает сомнений. Появившийся на свет недоношенный ребенок (24-25 недель) реагирует на звуки вокруг него, – говорит Альс, – то есть его слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля.

Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире, – сообщает ДиПьетро. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса,  «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Файфер обнаружил, что сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит, он предположил, что плод не только слышит и узнает звуки, но и  успокаивается, слыша их.

Зрительные ощущения плода

Зрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Как в утробе нет абсолютной тишины,  так и нет абсолютной темноты. Файлер считает: «Возможно, имеется достаточно зрительных раздражителей, проходящих через ткани материнского организма, чтобы плод мог реагировать, когда мать находится в ярко освещенном помещении, как например, при приеме солнечных ванн”.

Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Высокая концентрация кислорода в воздухе долгое время считалась причиной нарушений сетчатки у недоношенных детей, в то время как фактически они могли быть вызваны избыточным воздействием света на определенном этапе развития, говорит Альс из Гарварда.

Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, – говорит Альс, – форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга. 

Познавательная деятельность плода

Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.

Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, – а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.

Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, – они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.

Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.

Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, – отмечает Файфер, – но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.

Личность плода

Не секрет, что дети рождаются с определенными отличительными особенностями поведения, которые определяют их темперамент. Но каким образом и на какой стадии внутриутробного развития закладываются особенности поведения плода – является предметом глубоких исследований.

Первое официальное исследование темперамента плода было проведено Ди Пьетро и его коллегами в 1996 году. Они фиксировали сердцебиение и двигательную активность плода 6 раз, начиная с 31-й недели и до рождения, а затем сравнили с аналогичными данными после рождения (с эксперименте были исследованы более 100 детей).  В результате было обнаружено следующее: дети, которые были активны еще в утробе матери были более возбудимы после рождения. Те же, которые имели нерегулярный режим сна и бодрствования внутри утробы матери, спали меньше и хуже и после рождения.

«Поведение не начинается с рождения, – говорит Ди Пьетро, – оно начинает складываться задолго до этого и развивается по определенным законам». Одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие, являются окружающие плод условия жизни.  По словам Альс из Гарварда, плод получает огромное количество гормонов от матери, поэтому на его хронобиологические ритмы влияют циклы сна и бодрствования матери, ее порядок приема пищи, ее движения.

Гормоны, вырабатываемые матерью под действием стресса, также могут иметь важное значение. Ди Пьетро обнаружил, что чем больше подвержена стрессу будущая мать, тем более активен плод, и тем более восприимчив к раздражителям ребенок.  «Наибольшее количество стресса испытывает в период беременности работающая женщина,» – говорит Ди Пьетро, – «В наши дни женщины работают практически до самого дня родов, несмотря на то, что возможные последствия еще не изучены до конца. Так принято в нашей культуре, но я считаю это неразумным».

Альс соглашается с тем, что работа может стать огромным стрессом, но подчеркивает, что гормоны в период беременности помогают блокировать стресс и у матери, и у плода. Индивидуальные реакции на стресс тоже имеют значение. «Беременная женщина, которая решила работать, отличается от женщины, которая решила не работать», – объясняет она.

Она также отличается и от женщины, которая вынуждена работать. Исследования Ди Пьетро показали, что плод малообеспеченной женщины отличается нейроповеденчески – он менее активен, с более слабым сердцебиением, чем плод женщины среднего класса. “Кроме того, малообеспеченная женщина подвержена большему стрессу во время работы, чем женщина среднего класса”, – отмечает она. Ди Пьетро предполагает, что несбалансированное питание и проблемы окружающей среды также могут серьезно повлиять на развитие плода у малообеспеченных женщин.

Все стрессы, диеты и токсины, вместе взятые, могут оказать вредное воздействие на умственное развитие. Современные исследования, проведенные биостатистиком, кандидатом наук Берни Дэвлином, в университете Питтсбурга, показали, что гены, возможно, влияют на коэффициент умственного развития гораздо меньше, чем считалось ранее, а также то, что внутриутробные условия развития плода могут оказать существенно большее влияние. «Наши старые представления об условиях, влияющих на плод до его рождения, и о кормлении после рождения требуют пересмотра», – настаивает Ди Пьетро, –  «Антенатальные условия развития также определяются матерью».

Будущие родители, которые хотят помочь еще не родившемуся ребенку психически развиваться, должны начать с понимания того, что в антенатальный период развития плод должен быть обеспечен нормальным питанием, не подвергаться стрессу и изолирован от наркотиков. Разные авторы и «специалисты» также советуют регулярно поглаживать живот, беседовать с ним через сложенную трубкой бумагу – «беременный телефон», напевать классические мелодии, и даже светить на живот.

Возникает вопрос, имеет ли какой-то эффект такая стимуляция? Но главное, является ли она безопасной? Те, кто пользуется такими методами, верят, что их дети становятся умнее, общительнее, рождаются с музыкальными способностями, физически более развитыми и социально более адаптированными по сравнению с другими детьми. Ученые, тем не менее, настроены скептически.

«Нет ни одной защищенной научной работы в мире, которая подтвердила бы какой-либо длительный эффект подобной стимуляции», – заявляет Файлер, – «Поскольку никто не может четко сказать, когда плод бодрствует, то поглаживание живота или разговоры через спикер могут нарушить естественный сон.  Никто не считает, что такие поглаживания или ощупывания, а также прикладывания различных устройств для говорения к уху необходимы новорожденному младенцу в кроватке, так зачем они нужны плоду?»

Альс подчеркивает еще больше: “Я уверена, что прикосновения, тряски и другая специальная стимуляция плода может изменить ход его развития, и еще все, что влияет на развитие мозга, имеет свою це