Физиологическое развитие ребенка 7 лет

Физиологическое развитие ребенка 7 лет thumbnail

Физиологические особенности детейПри проведении начального отбора детей 7-8 лет для занятий спортивны­ми играми необходимо учитывать физиологические особенности развития ор­ганизма ребенка в этом возрасте.

Весь жизненный цикл (после рождения человека) делится на отдельные возрастные периоды, каждый из которых характеризуется своими специфиче­скими особенностями организма – функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр. С учетом количественных и качественных изменений в организме различают возрастные периоды (Солодкой А. С., Сологуб Е. Б., 2001).

Дети рассматриваемого нами возраста 7-8 лет относятся к двум возрас­тным периодам: первому детству (4-7 лет) и второму детству (8-12 лет) (Хрипкова А. Г. 1978; Ермолаев Ю. А. 1985; Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А., 1990).

В период первого детства у детей 7 лет продолжается созревание ЦНС. В этом возрасте имеет место абсолютное преобладание роли первой сигналь­ной системы в высшей нервной деятельности, объектом мышления может быть лишь то, что они видят, слышат, могут потрогать руками. Роль второй сигнальной системы возрастает постепенно, формирование отвлеченного словесного мышления происходит на протяжении многих лет. Характер взаимодействия сигнальных систем, т. е. степень функционального превали­рования той или другой сигнальной системы на различных этапах развития деятельности мозга ребенка определяет особенности протекания у него по­знавательных процессов. В диапазоне от 6 до 7 лет заметно увеличивается мобилизационная готовность к словесной инструкции. Данные, полученные опытным путем (Кольцова М. М., 1980) показали, что время латентного пе­риода реакций у детей 7 лет составляет 0,7 с – на непосредственный раздра­житель (свет) и 0,8 с – на словесные раздражители,

В 7 лет ускоренные темпы развития корковой части двигательного анализатора создают оптимальные условия для формирования и шлифовки двигательных навыков. Совершенствование морфологических характеристик структурных элементов двигательного аппарата сочетается в период первого детства с развитием индивидуального сенсомоторного профиля, который от­ражает особенности функциональной организации парной деятельности по­лушарий головного мозга. Дети в этом возрасте четко разделяются на правшей (15%), левшей (1%), смешанного профиля (84%, из которых 63% – «скрытые» левши).

Развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибко­сти и ловкости коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфо­логическим и функциональным созреванием ЦНС, опорно-двигательного ап­парата и вегетативных систем. В связи с дифференцировкой двигательных нервных окончаний в мышцах к 7 годам, улучшаются процессы внутримы­шечной координации, что способствует повышению силовых проявлений.

Характеристика качества быстроты по времени двигательной реакции сво­дится к прогрессивному ее укорочению.

Качество выносливости, зависящее от биоэнергетического потенциала организма и вегетативного обеспечения, в 7 лет развито слабо. Это обуслов­лено менее экономичным расходованием биоэнергетического потенциала, относительно быстрым достижением при двигательной активности максималь­ных величин сердечного ритма, дыхания, слабой переносимостью гипоксических состояний, неспособностью к образованию значительного вентиляцион­ного и кислородного долга, возможностью быстрого наступления перенапря­жжения.

В период первого детства дети отличаются выраженной гибкостью. Без тренировок в онтогенезе данное качество постепенно подвергается обратному развитию.

На этом этапе развития дети 7 лет имеют две ступени ловкости – лов­кость в точности (1 ступень) и ловкость в точности и быстроте (2 ступень).

Использование средств физической культуры увеличивает темпы при­роста физических качеств. Особенности адаптации детей первого детства к физической нагрузке связаны с высокой возбудимостью ЦНС и инервационных механизмов, управляющих соматическими и вегетативными функциями.

Период второго детства у мальчиков охватывает возраст от 8 до 12 лет. Его начало совладает с завершением полуростового скачка (6-8 лет). В пе­риоде второго детства замедляются темпы роста, прогрессирует созревание ЦНС, в связи с чем, совершенствуются формы реагирования организма на воздействия биологической и социальной среды. Дети 8 лет проявляют пол­ную мобилизационную готовность к словесной инструкции.

Начиная с 8 лет, формируется сложнокоординационный механизм управления движениями, присущий взрослому человеку. Дифференцировка двигательных нервных окончаний, прогрессирующая к 7-8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной динамической работе.

Параметры, характеризующие качество быстроты в период второго детства возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего разви­тия. Сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения.

Ловкость, основу которой составляют творческие функции мозга, зави­сит от зрелости ЦНС, ее высшего отдела коры больших полушарий, в первую очередь лобных долей. Если ребенок в 7 лет обладает еще только двумя сту­пенями ловкости, то в 8 лет он имеет все ступени ловкости (ловкость в точно­сти, в точности и быстроте, в точности и быстроте при изменяющейся ситуа­ции).

В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и МПК. Величина МПК в 8 лет мо­жет достигнуть 70–73 мл/кг/мин (Аганянц Е. К, Бердичевскзя Е, М., Демидова Е. В., 1999). Такие величины МПК до настоящего времени наблюдались только у спортсменов высшей квалификации. Это подтверждает сведения из литературы о высокой выносливости младших школьников к физическим на­грузкам умеренной мощности (медленный бег). У большинства мальчиков 8 лет за счет специальных упражнений в течение года можно достичь прироста выносливости на 21,4%. Достаточно высокий уровень динамической вынос­ливости не согласуется с низкой статической выносливостью в этом возрас­те.

В динамике первого и второго детства повышается уровень морфоло­гического и функционального созревания сердечно-сосудистой и дыхатель­ной систем. Проявляется экономичность ЧСС и частоты дыхания. Если у де­тей 4-5 лет ЧСС более 95 в мин, то к 7 годам ЧСС составляет 86 в мин (Ага­нянц Е. К., Бердичеяская Е. М., Демидова Е. В , 1999). Средняя величина жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет – 1400 мл, у мальчиков 8 лет – 1440 мл (Хрипкова А. Г., 1978). Острота зрения, дающая возможность видеть предмет, различать его форму, окраску, размер, а также определять расстоя­ние, на котором он находится, у детей с момента рождения постепенно воз­растает и к 7 годам составляет максимально возможное значение – 0,9-1,0 усл. ед. (Маркосян А. А., 1974).

У мальчиков 7–8 лет средний показатель высоты вертикального прыжка с места (по Бальсевич В. К., 2000) – 30 см; время отталкивания при вертикаль­ном прыжке – 352 мс; прыжок в длину с места – 116 см; отжимание из упора лежа – 8-10 раз (Аганянц Е. К., 1991). Средний показатель в теппинг-тесте – максимально частое движение кистью (по Бальсевич В. К., 2000) за 10 секунд – 55 раз.

При проведении тренировочного процесса у детей 7–8 лет, по мнению Алфимова Н. Н. и Клиорина А. И. (1983), необходимо учитывать:

  • позднее окостенение отдельных участков скелета;
  • нарушение пропорциональности в отношениях отдельных элементов сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • частое несоответствие реакций организма значимости, величине и силе раздражителя;
  • слабость тормозных и преобладание возбудительных процессов.

В период первого и второго детства ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. В период ин­тенсивного развития двигательного анализатора в коре мозга в 7 лет двига­тельные навыки усваиваются быстро. Чем большим объемом движений он овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мас­терства в избранной специализации.

Процесс овладения двигательными навыками зависит от типологиче­ских свойств нервной системы.

Период первого детства является сенситивным для формирования ос­новных локомоций и координационных механизмов, Чем больше двигатель­ных навыков закладывается в этом возрасте, тем богаче и разнообразнее двигательная активность человека и возможность приспособления его к услови­ям жизни (Аганянц Е. К., 1991).

Копысова Л.В. Комплексная оценка двигательных способностей в процессе начального отбора детей для специализированных занятий спортивными играми (на примере баскетбола): дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2002. С. 39-44.

Источник

Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет

Седьмой год жизни — продолжение очень важного це лостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образова ний создает психологические условия для появления новых ли ний и направлений развития.

В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг.

Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостене ния, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие Крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развива ется координация мышц кисти. Общее физическое раз витие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тре нировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением, так на зываемого внутреннего плана действий — способностью опериро вать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являют ся дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его обра зе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способ ности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последне го возраст шести-семи лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет буду щий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочув ствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными.

Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее за вышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является об щение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью оста ется сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражаю щие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые дей ствия становятся более сложными, обретают особый смысл, ко торый не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом до школьники оказываются способными отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое пове дение в зависимости от места в нем.

Одной из важнейших особенностей данного возраста являет ся проявление произвольности всех психических процессов.

Развитие психических процессов

Восприятие продолжает развиваться. Однако и у детей данно го возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок мо жет видеть двойственные изображения.

Память. К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправлен ное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в резуль тате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью ска зать, что развитие произвольной памяти начинается с того мо мента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоми нание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других по знавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует раз витию культурной (опосредованной) памяти — наиболее продук тивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого мате риала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впоследствии ребенок способен усилить свою память с по мощью таких приемов, как классификация, группировка. В этот период психологи и педагоги могут целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образ ное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает фор мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуж дений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном воз расте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логи ческое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Старший дошкольник может устанавливать причинно-след ственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выст раивать серию из 6—8 последовательных картинок.

Воображение. Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благода ря которому создается принципиально новый образ). Этот пери од — сензитивный для развития фантазии.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грам матический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и харак тер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начина ют активно употреблять обобщающие существительные, синони мы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развиты диалогическая и некоторые виды монологичес кой речи.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы пози тивного общения с людьми, развивается половая идентифика ция, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успеш но обучаться в школе.

Основные компоненты психологической готовности к школе

Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое само чувствие.

Психологическая готовность к школьному обучению много компонентна. Можно выделить несколько параметров психичес кого развития ребенка, наиболее существенно влияющих на ус пешное обучение в школе.

• Личностная готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной пози ции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отно шении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

• Мотивационная готовность. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а имен но позицию, открывающую доступ в мир взрослости (соци альный мотив учения), и потому, что у него есть познава тельная потребность, которую он не может удовлетворить дома (познавательный мотив учения).

• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зре лостью понимают дифференцированное восприятие, кон центрацию внимания, аналитическое мышление, выража ющееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, уме ние воспроизводить образец, а также развитие тонких дви жений руки и сенсомоторную координацию. Можно ска зать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

• Волевая готовность (произвольная сфера) заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни.

Источник

анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет

рекомендации учителю

Процесс окостенения фаланг пальцев руки также не закончен.

Эти особенности необходимо учитывать при обучении семилетних детей письму и простейшим трудовым процессам.

Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.

Увеличение роста костей

Существенную роль в процессах перестройки костной ткани и податливости ее внешним воздействиям играет питание. Так, обеднение пищи минеральными солями и витаминами в периоды глубокой морфологической перестройки костной ткани приводит к остеопарезу, к значительному падению интенсивности роста.

В 6—7 лет наступает период первого вытяжения, во время которого и наблюдается значительное увеличение длины тела. За год дети прибавляют в росте на 8—10 см, причем позвоночник растет не так энергично, как в предыдущие и последующие периоды. Вес же в этот период возрастает относительно менее интенсивно. На 7—8 лет падает наименьшая процентная годовая прибавка веса тела. Дети как бы худеют.

В костной ткани преобладают органические элементы, чем обусловлена большая эластичность скелета детей и легкое возникновение деформаций его при длительных напряженных и неправильных положениях тела. Не закончено еще и сращение отдельных костей скелета.

В период обучения интенсивно развивается двигательный анализатор, особенно в графических движениях руки (на уроках письма и рисования). Образование и дифференцировка этих новых условнодвигательных рефлексов требует постепенности и соблюдения гигиенических правил рабочей позы и движений рук, особенно правой руки. В процессе первоначального обучения необходимо уделять особое внимание созданию благоприятных условий для деятельности основных анализаторов, учитывая их важнейшее значение для всей высшей нервной деятельности ребенка.

С костной системой органически связана мышечная; эти системы совместно обеспечивают возможность движения человека. К 7 годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы (плеча, предплечья, бедра и др.), но мелкие (например, мышцы кистей рук) оказываются еще неразвитыми.

В связи с этим к семи-восьмилетнему возрасту дети овладевают основными видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но точная координация движений с участием всяких мелких мышц еще недостаточно выражена; детям трудно производить мелкие и точные движения. Семилеткам, как и дошкольникам, присуща большая подвижность, но вследствие несовершенства координации движений и отсюда неэкономной траты сил они быстро утомляются. Поэтому при организации занятий по физической культуре или трудовой деятельности детям семилетнего возраста рекомендуется давать такие упражнения, которые способствовали бы развитию и совершенствованию основных двигательных координации. Нужно приучать детей выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций.

Ряд существенных особенностей характеризует развитие органов дыхания и сердечно-сосудистой системы у детей. К 7 годам заканчивается дифференцировка легкого и далее в основном идет его рост. Дыхательная поверхность легких и количество крови, протекающей через легкие в единицу времени, у детей относительно больше, чем у взрослых. Однако меньший, чем у взрослых, объем грудной клетки и ее конусообразная форма обусловливают в состоянии покоя меньшую вентиляцию легких при каждом дыхании. Необходимый объем легочной вентиляции обеспечивается у детей главным образом путем увеличения числа дыханий и в меньшей мере путем углубления дыхания. Детское дыхание, таким образом, менее экономно. Частота дыхания в одну минуту при покое у детей 7 лет равна 20, а минутный объем дыхания составляет 600 куб. см. Газообмен приближается к газообмену взрослых. В тесной связи с развитием легких и функций дыхания находится развитие сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Энергия роста сердца сильнее всего в первый год жизни и в последующие годы — до 7 лет. С 7 лет рост сердца несколько замедляется. В ходе дифференцировки органа также отмечается периодичность, причем периоды роста и дифференцировки сердца и легких совпадают. К 7—8 годам заканчивается структурная дифференцировка опорной ткани сердца и полного развития достигает его центральный и периферический нервный аппарат. Орган прекрасно снабжен кровеносными сосудами, мышечный же аппарат сердца структурно еще не закончен. Артерии семилетнего ребенка относительно шире, чем у взрослых. Этим объясняется и небольшая величина кровяного давления, равная 88—90 мм. Количество крови, доставляемое клеткам в каждую минуту, должно находиться в соответствии с их потребностью в кислороде. Для обеспечения этого соответствия сердце ребенка должно иметь в одну минуту значительно большее число сокращений, чем сердце взрослого, ибо объем крови, выбрасываемой в артерии при каждом сокращении, у ребенка меньший, чем у взрослого. Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем семилетнего ребенка при одном сокращении, равно всего 23 куб. см. Частота сердечных сокращений (90 ударов в минуту) более устойчива, чем у детей дошкольного возраста. Но все же под влиянием резких и сильных движений, положительных и отрицательных эмоций частота сердечных сокращений у детей семилетнего возраста значительно увеличивается.

Чрезвычайно важно с первых лет обучения детей в школе путем рационального применения различных физических упражнений обеспечить их тренировку, совершенно необходимую для нормального развития и деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Артерии семилетнего ребенка относительно шире, чем у взрослых. Этим объясняется и небольшая величина кровяного давления, равная 88—90 мм. Количество крови, доставляемое клеткам в каждую минуту, должно находиться в соответствии с их потребностью в кислороде. Для обеспечения этого соответствия сердце ребенка должно иметь в одну минуту значительно большее число сокращений, чем сердце взрослого, ибо объем крови, выбрасываемой в артерии при каждом сокращении, у ребенка меньший, чем у взрослого. Количество крови, выбрасываемое в аорту сердцем семилетнего ребенка при одном сокращении, равно всего 23 куб. см. Частота сердечных сокращений (90 ударов в минуту) более устойчива, чем у детей дошкольного возраста. Но все же под влиянием резких и сильных движений, положительных и отрицательных эмоций частота сердечных сокращений у детей семилетнего возраста значительно увеличивается. В период усиленного роста организма, в том числе в возрасте 6—7 лет, костный мозг находится в состоянии напряжения ввиду предъявляемых к нему больших запросов, связанных с повышенным ростом и кроветворением. В эти периоды костный мозг не может самостоятельно справиться с задачей и частично передает свою кроветворную функцию другим органам кроветворения, в первую очередь печени. В 6—7 лет в прямой связи с бурным ростом отмечается некоторое замедление в нарастании эритроцитов и гемоглобина при уменьшении отклонения последнего от среднего процента. Весьма характерно изменение картины белой крови по возрастам. Белые кровяные шарики (лейкоциты) несут большую защитную функцию в борьбе организма с инфекциями. Количество лейкоцитов в одном кубическом миллиметре крови у детей 7 лет примерно такое же, как и у взрослых (6—8 тыс.), однако процентное соотношение различных белых кровяных телец иное, чем у взрослых. Высокое содержание лимфоцитов и малое количество нейтрофилов в первые годы жизни ребенка постепенно выравнивается, достигая к 5—6 годам жизни почти одинаковых цифровых показателей, после чего процент нейтрофилов неуклонно растет, а лимфоцитов — понижается. Малым содержанием нейтрофилов, а также недостаточной их зрелостью отчасти объясняется сравнительно большая восприимчивость детей младших возрастов к инфекционным болезням. В период бурного роста вследствие большого напряжения органы кроветворения отличаются повышенной чувствительностью к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Чрезвычайно важно с первых лет обучения детей в школе путем рационального применения различных физических упражнений обеспечить их тренировку, совершенно необходимую для нормального развития и деятельности сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Недостаточное пребывание детей семилетнего возраста на воздухе, чрезмерная учебная нагрузка и другие нарушения гигиенических требований нередко влекут за собой малокровие.

В возрасте 6—7 лет у детей начинается смена молочных зубов на постоянные зубы. Сначала появляются четыре больших коренных зуба, затем постепенно в том же порядке, в каком появлялись, выпадают молочные зубы и вырастают постоянные. В 7—8 лет меняются четыре внутренних резца. У детей зубная эмаль постоянных зубов более тонкая, чем у взрослых, вследствие чего зубы ребенка легко подвергаются повреждению.

Важно приучать детей тщательно выполнять правила по уходу за зубами.

Емкость желудка у семилетних детей намного меньше, чем у взрослых. Невелики также кислотность желудочного сока и содержание в нем переваривающих ферментов.

Этими особенностями диктуются более частые приемы пищи небольшими порциями. Детям семилетнего возраста рекомендуется предусмотреть в режиме дня пятикратное питание.

К семилетнему возрасту все органы чувств у ребенка хорошо развиты, однако некоторые из них, в частности глаз, имеют особенности, отличающие их от органов взрослого человека. У детей 7—8 лет хрусталик глаза имеет менее выпуклую форму, чем у взрослых. Поэтому семилетние дети обладают сравнительно большей дальнозоркостью. Однако эта детская дальнозоркость легко может перейти в близорукость.

Став школьниками, дети начинают ежедневно 5—6 часов заниматься: пишут, читают, рисуют и т. д. Во время занятий их тело нередко принимает неправильное положение, дети чрезмерно наклоняют голову. При длительном же наклонном положении головы затрудняется отток крови от глаз, вследствие чего увеличивается внутриглазное давление. Под влиянием последнего передне-задняя ось глаза постепенно удлиняется, изображение более отдаленных предметов уже не попадает на сетчатку. Таким образом, учебные занятия, организованные без достаточного учета гигиенических требований, основанных на возрастных ана-томо-физиологических особенностях глаза ребенка, могут повлечь за собой близорукость.

Весьма существенные функциональные изменения происходят в развитии слухового анализатора ребенка

Обучение грамоте строится на основе звукового анализа и синтеза слышимой ребенком речи. Поэтому деятельность слухового анализатора у ребенка школьного возраста приобретает ведущее значение. Причем эта деятельность имеет качественно новый характер, так как развивается преимущественно речевой слух ребенка. Анализ и синтез музыкальных звуков на уроках пения существенно влияют на совершенствование слухового анализатора. Постоянная деятельность ребенка на уроках – это слушание; основным механизмом слушания является работа слухового анализатора. Поэтому слуховой анализатор на протяжении учебного дня испытывает весьма большую нагрузку. Под влиянием учебных занятий слуховой анализ учащихся I класса замедляется, а словесная или двигательная реакция на слово задерживается. Это утомление слухового анализатора имеет место в тех случаях, когда учитель перегружает слух детей объяснением учебного материала или спрашиванием, недостаточно используя при этом зрительный анализатор (средства наглядного обучения) или слабо организуя действия детей, вовлекающие общедвигательный анализатор. Чередование методов обучения, имеющее гигиеническое значение, особенно важно для сохранения работоспособности слухового анализатора.

В возрасте 6—7 лет, как показали специальные исследования, при выработке условных рефлексов можно получить на словесные обозначения условного сигнала ту же реакцию, что и на самый условный сигнал. Характерным для данного возраста является неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга, ярко выраженная недостаточность внутреннего активного торможения. Этими особенностями обусловлена большая истощаемость нервных клеток коры головного мозга у детей семилетнего возраста и малая устойчивость их внимания. Активный словарь ребенка семи лет достигает 2—3 тысяч слов, но мышление его еще продолжает носить конкретно-образный характер, и взаимоотношение с окружающим миром определяется первой сигнальной системой.

В семилетнем возрасте организм детей претерпевает сложную анатомическую и функциональную перестройку, в силу которой он оказывается наименее устойчивым к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Между тем дети этого возраста впервые вливаются в большой школьный коллектив, их учебная работа требует от них значительного напряжения. Возникает опасность нервного перенапряжения детей, переутомления их, срыва и невроза (А. Г. Иванов-Смоленский) вследствие недостаточной «зрелости», а потому и повышенной утомляемости нервной системы, особенно второй сигнальной системы. Крайне важно поэтому при организации различных видов деятельности детей семилетнего возраста строго учитывать гигиенические требования, продиктованные их возрастными особенностями. Только при этом условии семилетние дети без ущерба для нормального их роста и развития могут усваивать новые знания, приобретать новые навыки и умения.

Источник