Возрастные особенности эндокринной системы

Гормональный баланс в организме человека оказывает
большое влияние на характер его высшей нервной деятельности. В организме
нет ни одной функции, которая не находилась бы под влиянием эндокринной
системы, в то же время сами эндокринные железы испытывают влияние
нервной системы. Таким образом, в организме существует единая
нервно-гормональная регуляция его жизнедеятельности.

Современные данные физиологии показывают, что большинство гормонов
способно изменять функциональное состояние нервных клеток во всех
отделах нервной системы. Например, гормоны надпочечников значительно
изменяют силу нервных процессов. Удаление некоторых частей надпочечников
у животных сопровождается ослаблением процессов внутреннего торможения и
процессов возбуждения, что вызывает глубокие нарушения всей высшей
нервной деятельности. Гормоны гипофиза в малых дозах повышают высшую
нервную деятельность, а в больших, угнетают ее. Гормоны щитовидной
железы в малых дозах усиливают процессы торможения и возбуждения, а в
больших ослабляют основные нервные процессы. Известно также, что гипер-
или гипофункция щитовидной железы вызывает грубые нарушения высшей
нервной деятельности человека.
Значительное влияние на процессы возбуждения и торможения и
работоспособность нервных клеток оказывают половые гормоны. Удаление
половых желез у человека или их патологическое недоразвитие вызывает
ослабление нервных процессов и значительные нарушения психики.
Кастрация~в детском возрасте нередко приводит к умственной
неполноценности. Показано, что у девочек во время наступления
менструации ослабляются процессы внутреннего торможения, ухудшается
образование условных рефлексов, существенно снижается уровень общей
работоспособности и школьной успеваемости. Особенно многочисленные
примеры влияния эндокринной сферы на психическую деятельность детей и
подростков дает клиника. Повреждение гипоталамо-гипофизарной системы и
нарушение ее функций чаще всего встречаются в подростковом возрасте и
характеризуются расстройствами эмоционально-волевой сферы и
морально-этическими отклонениями. Подростки становятся грубыми,
злобными, с наклонностью к воровству и бродяжничеству; нередко
наблюдается повышенная сексуальность (Л. О. Бадалян, 1975).
Все
сказанное выше свидетельствует о той огромной роли, которую играют
гормоны в жизни человека. Ничтожное их количество уже в состоянии
изменить наше настроение, память, работоспособность и пр. При
благоприятном гормональном фоне «человек, казавшийся до того вялым,
подавленным, несловоохотливым, жалующимся на свою немощность и
неспособность мыслить…— писал в начале нашего века В. М. Бехтерев,—
становится бодрым и оживленным, много работает, создает разнообразные
планы о своей предстоящей деятельности, заявляя о своем прекрасном
самочувствии, и тому подобное».
Таким образом, связь нервной и
эндокринной регуля-торных систем, их гармоничное единство являются
необходимым условием нормального физического и психического развития
детей и подростков.

Период полового созревания начинается у девочек с 8—
9 лет, а у мальчиков с 10—11 и заканчивается соответственно в 16—17 и
17—18 лет. Его начало проявляется в усиленном росте половых органов.
Степень полового развития легко определяется по совокупности вторичных
половых признаков: развитию волос на лобке и в подмышечной области, у
юношей — также на лице; кроме того, у девочек — по развитию грудных
желез и времени появления менструаций.

Половое развитие девочек. У девочек половое
созревание начинается еще в младшем школьном возрасте, с 8—9 лет. Важное
значение для регуляции процесса полового созревания имеют половые
гормоны, образующиеся в женских половых железах — яичниках (см. разд.
3.4.3). К Ю годам масса одного яичника достигает 2 г, а к 14— 15 годам —
4—6 г, т. е. практически достигает массы яичника взрослой женщины (5—6
г). Соответственно усиливается образование в яичниках женских половых
гормонов, оказывающих на организм девочки общее и специфическое
действие. Общее действие связано с влиянием гормонов на обмен веществ и
процессы развития в целом. Под их влиянием происходит ускорение роста
тела, развития костной и мышечной систем, внутренних органов и т. д.
Специфическое действие половых гормонов направлено на развитие половых
органов и вторичных половых признаков, к которым относят: анатомические
особенности тела, особенности волосяного покрова, особенности голоса,
развитие грудных желез, половое влечение к противоположному полу,
особенности поведения и психики.
У девочек увеличение грудных или
молочных желез начинается в 10—11 лет, а их развитие заканчивается к
14—15 годам. Вторым признаком полового развития является процесс
оволосения лобка, проявляющийся в 11 — 12 лет и достигающий
окончательного развития в 14—15 лет. Третий основной признак полового
развития — оволосение подмышечной впадины — проявляется в 12— 13 лет и
достигает своего максимального развития в 15—16 лет. Наконец, первые
менструации, или месячные кровотечения, начинаются у девочек в среднем в
13 лет. Месячные кровотечения представляют собой завершающий этап цикла
развития в яичниках яйцеклетки и ее последующего выведения из
организма. Обычно этот цикл составляет 28 дней, но встречаются
менструальные циклы и иной длительности: 21, 32 дня и др. Регулярные
месячные циклы У 17—20 % девочек устанавливаются не сразу, иногда этот
процесс затягивается до полутора и более лет, что не является нарушением
и не требует врачебного вмешательства. К серьезным нарушениям следует
отнести отсутствие месячных до 15 лет при наличии избыточного оволосения
или полное отсутствие признаков полового развития, а также резкие и
обильные кровотечения длительностью более 7 дней.
С наступлением
месячных темпы роста тела в длину у девочек резко сокращаются. В
последующие годы до 15—16 лет идет окончательное формирование вторичных
половых признаков и развитие женского типа телосложения, рост тела в
длину при этом практически прекращается.
Половое развитие мальчиков.
Половое созревание мальчиков происходит на 1—2 года позднее, чем у
девочек. Интенсивное развитие половых органов и вторичных половых
признаков у них начинается с 10—11 лет. Прежде всего быстро
увеличиваются размеры яичек — парных мужских половых желез, в которых
происходит образование мужских половых гормонов, также обладающих общим и
специфическим действием.
У мальчиков первым признаком, указывающим
на начало полового развития, следует считать «ломку голоса» (мутацию),
которая наблюдается чаще всего с 11 —12 до 15—.16 лет. Проявление
второго признака полового созревания— оволосение лобка — наблюдается с
12—13 лет. Третий признак — увеличение щитовидного хряща гортани (кадык)
— проявляется с 13 до 17 лет. И наконец, в последнюю очередь, с 14 до
17 лет, происходит оволосение подмышечной впадины и лица. У некоторых
подростков в 17 лет вторичные половые признаки еще не достигают своего
окончательного развития и оно продолжается в последующие годы.
В
возрасте 13—15 лет в мужских половых железах мальчиков начинают
продуцироваться мужские половые клетки — сперматозоиды, созревание
которых в отличие от периодического созревания яйцеклеток происходит
непрерывно. В этом возрасте у большинства мальчиков появляются поллюции —
самопроизвольные семяизвержения, представляющие собой нормальное
физиологическое явление.
С появлением поллюций у мальчиков
наблюдается резкое увеличение темпов роста — «третий период
вытягивания»,—замедляющееся с 15—16 лет. Примерно через год после
«скачка роста» происходит максимальное увеличение мышечной силы.
Проблема полового воспитания детей и подростков. С
началом полового созревания мальчиков и девочек ко всем трудностям
подросткового возраста добавляется еще одна — проблема их полового
воспитания. Естественно, что оно должно быть начато уже в младшем
школьном возрасте и представлять собой лишь составную часть единого
воспитательного процесса. Выдающийся педагог А. С. Макаренко писал по
этому поводу, что вопрос  полового воспитания становится трудным только
тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком
большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов.
Необходимо формировать у детей и подростков правильные представления о
сущности процессов полового развития, воспитывать взаимное уважение
между мальчиками и девочками и их правильные взаимоотношения. У
подростков важно сформировать правильные представления о любви и браке, о
семье, ознакомить их с гигиеной и физиологией половой жизни.
К
сожалению, многие учителя и родители стараются «уйти в сторону» от
вопросов полового воспитания. Данный факт подтверждается педагогическими
исследованиями, согласно которым более половины детей и подростков
узнают о многих «деликатных» вопросах своего полового развития от своих
старших товарищей и подруг, около 20 % — от родителей и лишь 9 % — от
учителей и воспитателей.
Таким образом, половое воспитание детей и
подростков должно быть обязательной составной частью их воспитания в
семье. Пассивность школы и родителей в этом вопросе, их взаимная надежда
друг на друга могут привести только к появлению вредных привычек и
неправильных представлений о физиологии полового развития, о
взаимоотношениях мужчин и женщин. Не исключено, что многие трудности
последующей семейной жизни молодоженов обусловлены дефектами
неправильного полового воспитания или вообще его отсутствием. Вместе с
тем вполне понятны и все трудности этой «деликатной» темы, требующей от
учителей, воспитателей и родителей специальных знаний, педагогического и
родительского такта и определенных педагогических навыков. Для
вооружения учителей и родителей всем необходимым арсеналом средств
полового воспитания в нашей стране широко издается специальная
педагогическая и научно-популярная литература.