Физиологические особенности рост и развитие ребенка преддошкольного возраста

Физиологические особенности рост и развитие ребенка преддошкольного возраста thumbnail

Уметь:

· Войти в психологический контакт с ребенком данного возрастного периода

· Осмотреть ребенка, оценить физическое , психомоторное развитие.

· Провести беседу с родителями на тему подготовки ребенка к поступлению в ДДУ и школу.

· Провести беседу с родителями на тему профилактики детских инфекционных заболеваний у детей в данных возрастных периодах

· Составить примерное меню детям преддошкольного и дошкольного возраста

· Проконсультировать родителей по вопросам обеспечения безопасной окружающей среды дома и на улице.

Знать:

· Анатомо-физиологические и психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста

· Принципы формирования у ребенка раннего и дошкольного возраста привычек самоухода, соблюдения гигиены, организации игровой деятельности

· Роль медсестры в организации рационального питания и распорядка дня ребенка

· Правила подготовки детей к поступлению в ДДУ и школу

Манипуляции:

1. Определение частоты дыхательных движений, исследование пульса, измерение артериального давления

2. Техника измерения роста ребенка

3. Техника измерения окружности головы, грудной клетки

Преддошкольный период (ясельный, малышковый возраст) ограничивается временем от 1 года до 3 лет. Это крайне интересный и важный этап в жизни ребенка, в формировании функциональных особенностей его здоровья и личности.

Темпы физического развития начинают уменьшаться. В среднем масса тела увеличивается при мерно на 2-2,5 кг, а рост на 8-12 см. Типичен внешний вид ребенка ясельного возраста: хорошее развитие подкожно-жирового слоя, короткие конечности, физиологический шейный лордоз, выступающий живот. Активными темпами имеет нервно-психическое развитие ребенка. Совершенствуются моторные навыки, хотя координация движений оставляет желать лучшего (функциональная незрелость мозжечка):

– в 1,5 года ребенок бегает, поднимается по лестнице, придерживаясь за перила, перешагивает через препятствия приставными шагами, складывает домик из кубиков, пытается рисовать, сам ест жидкую пищу

– в 2 года спускается по лестнице сам, любит прыгать, лазать, рисует овальные линии, частично снимает и одевает одежду

– в 3 года танцует, собирает мозаику, сам одевается (застегивает пуговицы, шнурует ботинки)

Со второго года жизни ребенок вступает в период, когда он энергично осваивает окружающее пространство. Подражая взрослым, он четко проявляет индивидуальные черты характера, активно вступает в контакт с окружающим миром, взрослыми, детьми, очень любознателен и подвижен. Учитывая плохую координацию движений, еще не развитое абстрактное мышление (плохо представляет себе, что может случиться) и отсутствие жизненного опыта, крайне высок риск травматизации ребенка данного возраста, поэтому в этом периоде ребенка никогда нельзя оставлять одного. Для адекватного физического развития ребенка данного возраста необходима достаточная двигательная активность: регулярные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры (а не сидение в коляске). Игра ребенка преддошкольного возраста носит ярко выраженный предметный характер, в которой находят отражение наблюдаемые действия (кормит куклу, строит ворота), обычно не нуждается в компаньоне для игры (достаточно игрушек).

Каждый ребенок уникален, и в зависимости от типа нервной системы на сон отводится 15-12 часов (днем 2-3 часа). Очень полезны массаж, ЛФК, закаливающие мероприятия.

Развивается как понимание речи – с каждым днем расширяется запас понимаемых слов, так и активная речь. Вначале ребенок пользуется отдельными облегченными словами (говорит на «своем языке»), к концу второго года жизни появляются двухсловные предложения (обычно это существительное и глагол). К третьему году жизни ребенок строит предложения из 3 слов, появляются прилагательные и местоимения, вопросы «когда, где», словарный запас составляет несколько сотен слов. В процессе сенсорного развития учится отличать предметы по форме, величине и цвету (различает 4 основных цвета).

Перед поступлением в ДДУ ребенок должен быть осмотрен следующими специалистами: невропатолог, хирург, ЛОР-врач, окулист, стоматолог и дерматолог; сдает анализы: клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на яйца глистов, соскоб на энтеробиоз; делает все необходимые по возрасту прививки. Заключение о возможности посещения ребенком детского сада дает врач-педиатр.

Дети дошкольного возраста – это дети от 3 до 7 лет.В этом периоде жизни ребенка продолжает активно развиваться костно-мышечная система: нарастает масса крупных мышц, развивается скелет, ребенок становится боле гибким, ловким, выносливым. После 5 лет значительно улучшается координация движений, что дает ребенку возможность с хорошими результатами заниматься многими видами спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика), танцами. В возрасте 4-6 лет происходит первое вытяжение, которое приводит к изменению пропорций тела ребенка: вытягиваются конечности, уменьшается подкожно-жировой слой, ребенок как бы визуально худеет, хотя и продолжает активно расти. К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов на постоянные.

Заканчивается первичная дифференцировка нервных клеток ЦНС. Значительно развивается интеллект (абстрактное и ассоциативное мышление, логика), улучшается память, мелкая моторика (ребенок хорошо рисует, лепит, собирает мозаику), большее время может эффективно заниматься умственной работой. Расширяются внешние контакты ребенка, словарный запас составляет в 5 лет более 2000 слов, речь становится более выразительной благодаря использованию прилагательных и деепричастных оборотов. Игра дошкольника постепенно становится ролевой, ассоциативной («дочки-матери», «магазин», «больница»), он уже нуждается в сверстниках для организации активной и интересной деятельности, спешит завести друзей. С 3-хлетнего возраста дети знают о своей половой принадлежности, а в более старшем возрасте, начинают проявляться различия в поведении мальчиков и девочек, предпочтения при выборе игр и занятий. Личность ребенка формируется под воздействием того, как к нему относятся окружающие его люди и в первую очередь родители. Для ребенка дошкольного возраста родители – главные люди не земле, их авторитет вне критики. Очень важно с честью оправдывать, оказываемое ребенком доверие, воспитательные моменты всегда подкреплять личным примером, не забывать говорить о своей любви (даже если ребенком совершен предосудительный проступок). В этом возрасте морально-нравственные взгляды ребенка формирует его семья (то, что сказала мама хорошо), там же приобретаются основные привычки (предпочтения в еде, виде отдыха, распорядок дня). Дети дошкольного возраста уже осознают, что пока очень беспомощны в этом большом мире без помощи взрослых, поэтому очень важно сформировать для ребенка привычный уклад жизни, где события им прогнозируемы (сначала завтрак, потом прогулка, затем игра). Это правило поможет снизить риск невротических расстройств и отклонений в поведении дошкольника, которые часто развиваются в этом возрасте. Для рационального воспитания ребенка помимо личного примера требуется и наказания за плохое поведение. Следует обратить внимание родителей, что для получения воспитательного эффекта необходимо следующее: наказание должно сразу следовать за проступком, сила воздействия должна соответствовать серьезности вины, при наказании ребенка родители должны четко представлять цели наказания (эмоциональная реакция может только ухудшить ситуацию). Физические методы наказания недопустимы, т.к. унижают личность ребенка (возможно детям раннего возраста показать, как может быть больно кошке или братику, когда ребенок делает с ними тоже, что в настоящую минуту испытывает он).

С возрастом ассортимент пищевых продуктов и блюд на столе ребенка значительно расширяется и дошкольник уже питается за общим столом за исключением конченых, жареных, маринованных и острых блюд. Калорийность суточного рациона составляет около 2000 ккал при 4-х разовом питании. Продолжительность ночного сна составляет около 10 часов, дневного около 2 часов.

В дошкольном возрасте ребенок регулярно (не реже 1 раза в год) проходим, профилактический осмотр с участие врачей специалистов, сдает анализы крови и мочи, делает прививки согласно календарю. Данной работой занимается участковая медсестра детской поликлиники, если ребенок не посещает ДДУ или медсестра детского сада. Они же дают ребенку и его родителям рекомендации по проведению закаливания, профилактике инфекционных и соматических заболеваний, витаминотерапии, способах стимуляции физического и нервно-психического развития, рациональном питании

Очень важным моментом является подготовка ребенка к поступлению в школу. 6-8 лет – оптимальный возраст для начала обучения в школе. Готовность ребенка к школьному обучению определяет медико-педагогическая комиссия. Основными функциональными (физиологическими) критериями готовности организма ребенка к обучению в школе являются:

  1. Соответствие биологического возраста паспортному – рост ребенка в 4-5 коридорах центильной шкалы показателей физического развития; число постоянных зубов в 6 лет не менее 1. В 7 лет – не менее 4-х у мальчиков и 5-ти у девочек
  2. Ребенок хорошо социально адаптирован: знает свою фамилию, имя, отчество, адрес, имена и профессии родителей и т.п.
  3. Речь ребенка выразительная (находит не менее 5 определений любого предмета), без логопедических отклонений (произносит все звуки)
  4. Хорошие показатели теста Керна-Иерасика: рисует человечка с прорисовыванием анатомических деталей (пальчики, волосы) – абстрактное мышление; аккуратно и читаемо срисовывает фразу «Он ел суп» – мелкая моторика; хорошо развито пространственное восприятие – правильно срисовывает узор из точек

К группе риска по готовности к школьному обучению относятся дети с хроническими заболеваниями, особенно с частыми обострениями в течение года; при наличии функциональных отклонений (логоневроз, нарушение осанки, зрения, сосудистая дистония). Родители должно четко представлять себе, что важны не срок, когда ребенок пойдет в школу, а его успешность как ученика и личность при обучении. Лучше сначала решить имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, повысить качество психофизических показателей, чем долгое время решать возникающие трудности в обучении и бороться с комплексами неполноценности. Порой в течение всей жизни.

Прокрутить вверх

©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.

Источник

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-12-26

Лекция № 10

Тема: Период преддошкольного возраста

План лекции

  1.  Анатомо-физиологические особенности ребенка
  2.  Рост  и развитие ребенка преддошкольного возраста.
  3.  Особенности развития и питания.
  4.  Универсальные потребности ребенка, способы  их удовлетворения.
  5.  Возможные проблемы в развитии ребенка
  6.  Подготовка детей к детскому дошкольному учреждению.

Период  молочных зубов  (от 1 до 7 лет) характеризуется быстрым развитием физических, интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети очень восприимчивы к различным положительным и отрицательным влияниям окружающей среды. В течение первых шести лет жизни закладывается основа личности ребенка, формируется характер и привычки, проявляются его склонности и таланты. Педиатры подразделяют этот период на 2  периода:

–  преддошкольный  (от 1 до 3 лет)

–  дошкольный (от 3 до 7 дет)

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В преддошкольном возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства личности.

Анатомо-физиологические особенности

Кожа. Нежная, ранимая, требует постоянного тщательного ухода. Площадь поверхности кожи на 1 кг массы превышает этот показатель у взрослого, поэтому дети легко перегреваются или переохлаждаются. В связи с этим необходимо соблюдать требования к одежде – одевать по погоде, использовать одежду из естественных материалов.

Совершенствуются выделительная и защитная функции кожи. Отмечается снижение функции сальных желез.

Ребенка необходимо обучать навыкам самогигиены: подмывание, умывание, чистка зубов (к 3 годам); пользоваться горшком (после 1 года). Гигиеническая ванна в холодное время года может проводиться реже – 2 раза в неделю.

Костно-мышечная система. В костях сохраняется еще много хрящевой ткани, что обеспечивает их гибкость и подвижность. Однако при этом несформировавшиеся кости, в том числе и позвоночник, имеющий неустойчивые изгибы, легко искривляется и деформируется. Для предупреждения деформации костей особое внимание необходимо уделить:

  1.  рациональному питанию: достаточное количество микроэлементов и в первую очередь – солей кальция и фосфора;
  2.  постоянный контроль за позой, осанкой, игрой, одеждой, обувью;
  3.  достаточная двигательная активность;
  4.  адекватная физическая нагрузка;
  5.  правильный подбор мебели: постель не должна быть мягкой.

Позвоночник до 1,5 лет растет равномерно, затем рост шейных и верхнегрудных позвонков замедляется.

Большой родничок закрывается к 1 году.

За 2-ой год жизни прибавляется 12 зубов и к 2-м годам (в 24 месяца) заканчивается формирование молочного прикуса – 20 молочных зубов.

Количество зубов у ребенка до 24 месяцев можно подсчитать по формуле:

N = n – 8,       где n – возраст в месяцах.

Характерно развитие мышечной системы: нарастание силы, ловкости и массы мышц. При этом отмечается преимущественное развитие крупных и средних мышц, обеспечивающих бег, ходьбу, прыжки.

Лимфоидная ткань – постепенно разрастается, хорошо развиваются миндалины (нёбные, носоглоточные), пальпируются единичные периферические лимфоузлы.

Дыхательная система. К 2-м годам формируются придаточные пазухи носа. До 3-х лет дыхательные пути остаются относительно узкими, а слизистая – нежной, слабозащищенной.

Дыхание становится более глубоким, тип дыхания до 2-х лет – диафрагмальный, после 2-х лет – диафрагмально-грудной, т.е. смешанный.

Частота дыхательных движений в 3 года – 28-32. Сохраняется дыхательная аритмия. При выслушивании определяется пуэрильное дыхание – более громкое, чем у взрослого, слегка удлиненный выдох.

Сердечно-сосудистая система. До 2-х лет сердце растет преимущественно за счет предсердий, затем – все отделы сердца. К 3-м годам сердце принимает косое положение и по массе становится равным  0,5 % от массы тела, т.е. как у взрослого. Частота сердечных сокращений в 1 год – 120 ударов в минуту; к 3-м годам – 110 уд. в мин. Если увеличивается на 20 ударов – тахикардия; уменьшается на 10-20 ударов – брадикардия.

Артериальное давление максимальное и минимальное (АДmax; АДmin) можно рассчитать по формулам:     АДmax = 100 +n,    где n – число лет;

АДmin =  ½  maxАД + 10 до 2/3  от АДmax.

Пищеварительная система. Значительно увеличивается в размерах, кишечник имеет длину от 3,2 до 6,2 м. Совершенствуются функции – ферментативная, двигательная, всасывающая и т.д. Поджелудочный сок, желчь вырабатываются в небольшом количестве. Формируется полостное пищеварение Слизистая оболочка остается по прежнему уязвимой и при нарушении питания это проявляется симптомами диспепсии.

К 2-м годам полного развития достигают слюнные железы, расширяется вкусовое восприятие, появляются индивидуальные пищевые пристрастия.

Печень – самый большой орган, к 2-3 годам ее масса утраивается. До 3-4 лет выступает из под края реберной дуги на 2-3 см. Значительно улучшаются ее функции, но остаются менее совершенными, чем у взрослых. Малое количество желчи способствует ограничению усвоения жира и его выведению, снижены антитоксическая и внешнесекреторная функции.

Мочевыделительная система. Происходит созревание коркового вещества почек, но функция их еще несовершенна.

Суточное количество мочи составляет:                  600 + 100 (n – 1);

где n – число лет ребенка;            600 – суточный диурез в 1 год.

Количество мочеиспусканий – 8-10 раз в сутки. Относительная плотность мочи 1010-1020 ед. Произвольное мочеиспускание формируется: у девочек – к 1,5-2 годам; у мальчиков – к 3-3,5 годам. Происходит уменьшение основного обмена веществ, снижается энергетическая потребность.

Рост  и развитие ребенка

Физическое развитие

Рост изменяется неравномерно. За 1-3  год рост увеличивается по 6 – 8  см в год.

Для определения ориентировочной длины тела  можно пользоваться формулой:

Р = 100 см + 8 (4 — n),

где Р – длина  тела ребенка, а  n — число лет,

Масса тела за  год увеличивается на 1,6 – 2  кг; Ожидаемую массу тела ребенка от 1 года до 10 лет можно рассчитать по формуле Воронцова:

m = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (n — 1),

где m — ожидаемая масса, n — число лет

Окружность головы до 5 лет увеличивается по 1 см в год; в 5 лет = 50 см; затем увеличивается по 0,5 см в год.

Окружность груди увеличивается по 1,5 см в год до 10 лет; в 10 лет = 63 см; после 10 лет увеличивается на 3 см в год.

С 1-3 лет отмечается некоторое снижение темпов физического развития, возникает т.н. “тип маленького ребенка”, со свойственными ему пропорциями тела и округлыми очертаниями лица. Но очаровательный пухлый малыш, вызывающий у взрослых желание постоянно “тискать” его, неудержимо рвется из рук. Он весь в стремлении двигаться — быстро ходить, неутомимо бегать, лазать, прыгать, серьезно подвергая себя вероятности травматизма. А их неутоленная любознательность печально известна отравлениями, случайными проглатываниями, или вдыханием различных мелких предметов, попадающих в трахею (дыхательное горло)

Нервно-психическое развитие. Нервно-психическая сфера и движение характеризуется дальнейшим развитием и созреванием, расширением условно-рефлекторных связей, становлением и развитием второй сигнальной системы – речи. Дети этого возраста коммуникабельны, активно вступают в контакт, испытывая возрастающую потребность в общении. Они чрезвычайно любознательны, эмоциональны, проявляют привязанность к родителям. Привычки, закрепленные в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь.

Детям до 3-х лет достаточно общения с членами семьи. Дети старше 3-х лет нуждаются в общении со сверстниками и способны организовать с ними совместные сюжетные и ролевые игры.

Поэтому целесообразно, чтобы ребенок с 3 лет посещал детское дошкольное учреждение.

Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца (15 месяцев):

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). Свободно играет с игрушками; запас понимаемых слов расширяется, произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний; хорошо понимает просьбы и обращения. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 год 6  месяцев  (18месяцев):

Залезает на высокие предметы и самостоятельно спускается с них, перешагивает без поддержки через палку, лежащую на полу. Находит по слову среди нескольких схожих предметов два одинаковых по назначению. Различает три контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма). Отражает в игре наблюдаемые действия. Словарный запас 30-40 слов. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 год 9  месяцев (21 месяц):

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках. Во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия. Из 3-4 предметов разной формы по образцу и слову подбирает предмет такой же формы (например – к кубику кубик). Строит ворота, домик, скамейку. Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см, перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки. Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (ботинки, шапку).

Ребенок в возрасте 2-х лет (24 месяца):

Понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях. При общении со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Словарный запас 200-300 слов. По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета (красны, синий, зеленый). Воспроизводит в игре ряд последовательных действий (куклу купает и вытирает). Ходит, бегает, играет мячом, собирает пирамиду, складывает 6 кубиков в домик, в разнообразные конструкции. Умеет держать карандаш – попытки рисовать. Разглядывает картинки, узнает животных, предметы, называет их. Преодолевает препятствия чередуя шаг, перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см. Частично одевает одежду (ботинки, шапку)с небольшой помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 2 года 6  месяцев:

Строит предложения из 3-х и более слов. Появляются вопросы: “Где?”, “Когда?”. Подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов. Игра носит сюжетных характер, в играх действует взаимосвязано и последовательно (кормит кукол, укладывает их спать). Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их. Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Перешагивает через палку или веревку, приподнятую от пола на 15-20 см (идет по лестнице), перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 3-х лет:

Словарный запас 1200-1300 слов, начинает употреблять сложные придаточные предложения, пересказывает небольшое стихотворение, появляются вопросы: “Почему?”, “Когда?”.

В своей деятельности использует правильно геометрические фигуры по назначению. Называет четыре основных цвета и форму предметов. Дети интересуются окружающим, задают много вопросов. Любят рисовать, могут нарисовать круг, крест, рассматривают картинки, считают до трех.

Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого. Пользуются салфеткой по мере необходимости, без напоминания.

Стоит на 1-ой ноге, едет на 3-х колесном велосипеде, проходит по узким предметам. Самостоятельно ест, умывается, начинает чистить зубы. Хорошо понимает отношение взрослых к нему и между собой. Появляются элементы ролевой игры (например при игре с куклой говорит: “Я – мама, я – доктор”).

Универсальные потребности ребенка, способы  их удовлетворения

.Потребности ребенка этого периода складываются из физиологических, безопасности, социальных

Наиболее активное влияние на формирование здоровья этого возраста оказывают социальные и средовые факторы:

  1.  санитарно-гигиеническая культура семьи;
  2.  организация режима;
  3.  закаливающие мероприятия;
  4.  режим питания.

Режим лежит в основе формирования определенных биоритмов, деятельности сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, мозга. Ребенок этого возраста утомляется не от длительности, а от однообразия или беспорядочности воздействующих внешних раздражителей.

Режим дня должен строиться с учетом определенного чередования по часам питания, игры, бодрствования, прогулки. Максимально непрерывная продолжительность бодрствования 3,5-4,5 часа. Суточный сон 13-14 часов, из них 3 часа должен составлять дневной сон. До 1,5 лет дневной сон должен быть 2 раза по 1,5 часа.

Длительность сна можно подсчитать по формуле:

16 – ½ n,    где n – число лет ребенка.

Ребенка необходимо укладывать в одно время, что способствует выработке привычки и научит готовиться ко сну: раздеться, аккуратно сложить одежду, воспользоваться горшком, умыться.

Уход за ребенком

Комната должна быть светлой, проветриваться. Температура в комнате 20оС, чистота. Необходимо проводить влажную уборку. У ребенка должна быть отдельная кровать, матрац лежать на деревянном щите.

С 1,5 лет приучить ребенка умываться самостоятельно, полоскать рот, с 3-х лет – чистить зубы, при этом вода должна быть комнатной температуры. Предметы гигиены должны быть индивидуальные. Своевременно обрабатывать ногти.

Температура воды при купании 36оС, продолжительность 8-10 минут, постепенно увеличивая время до 10-20 минут к 3-м годам. Купать 2-3 раза в неделю.

Белье ребенка следует стирать отдельно от взрослого, детским мылом.

Обязательно следить за осанкой ребенка.

Возможные проблемы в развитии ребенка

На  втором году жизни часто возникают проблемы с питанием детей, вызванные изменением аппетита и формированием пищевых пристрастий («хочу – не хочу»).  В этом возрасте дети, становятся более капризны  в выборе пищи, иногда отказываясь от определенных блюд.

Принципы питания детей 1-3 лет

  1.  Полное удовлетворение физиологической потребности детей в энергии и пищевых веществах

Нормы физиологической потребности ребенка 1-3 лет в энергии и основных пищевых веществах.

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Энергия (ккал)

53

53

212

1540

Объем пищи на сутки детям после года рассчитывается по формуле:

1000 мл + 100 x n (n – число лет до 15-ти).

Суточный рацион распределяется следующим образом:

1) завтрак – 20-25%; 

2) завтрак (полдник) – 10-15%; 

3) обед – 35-40%; 

    4) ужин – 20-25%.

В суточный рацион питания ребенка должны входить все основные группы пищевых продуктов, а именно: мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и кисло-молочные продукты продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия. Только в этом случае можно обеспечить детей всеми пищевыми веществами. Напротив, исключение из рациона тех или иных продуктов или, наоборот, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.                                                   

2. Изменение распределения энергетической ценности по приему пищи. В возрасте до 1-1,5 года это распределение более или менее равномерно, тогда как дети старше 1,5 лет должны получать в обед практически половину суточной энергетической ценности рациона.

3. Постепенный переход от пищи с гомогенной и пюреобразной консистенцией к пище с меньшей степенью измельчения.

4. Сохранение принципов «щажения» органов пищеварения.

5. Дальнейшее формирование навыков самостоятельного принятия пищи.
6. Достижение оптимального соотношения белков, жиров и углеводов. В рационе детей этого возраста оно составляет 1:1:4.

7. Соблюдение определенного режима питания. Дети 1-1,5 лет могут получать 5-разовое, а в дальнейшем 4-разовое питание.

Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение (ДДУ)

  1.  Максимально приблизить домашний режим к режиму ДДУ.
  2.  Ликвидировать вредные привычки: укачивание, кормление из бутылочки, пользование пустышкой и т.д.
  3.  Выработать основные навыки опрятности и самообслуживания: произвольное мочеиспускание и дефекации, самостоятельное умывание, одевание, пользование столовыми приборами и т.д.
  4.  Провести вакцинацию в полном объеме для данного возраста, которая должна быть закончена за 1 месяц до поступления в ДДУ или через 1,5-2 месяца после, при хорошем состоянии здоровья.
  5.  Провести оздоровительные мероприятия, если у ребенка имеется анемия, диатез, частые острые респираторно-вирусные инфекции и т.д.
  6.  Провести санитарно-просветительную работу с родителями.
  7.  Постепенно увеличивать длительность пребывания ребенка в ДДУ:
  8.  в течение 1-ой недели – 3-4 часа в день (до обеда);
  9.  в течение 2-ой недели – 5-6 часов в день (до дневного сна);
  10.  с 3-ей недели – 8-9 часов, т.е. полный день.

Необходимо помнить, что адаптация ребенка в ДДУ протекает индивидуально, а значит, требует разного подхода. Дети, посещающие ДДУ, легче затем адаптируются в школе.

Контрольные вопросы для закрепления:

  1.  Назовите продолжительность и основную особенность периода молочных зубов.
  2.  Какие разные периоды  объединяет этот период детского возраста?  
  3.  Какие меры необходимо применять для предупреждения деформации костей ребенка?
  4.  Назовите формулы нарастания массы в преддошкольном возрасте.
  5.  Назовите формулы увеличения роста в преддошкольном возрасте.
  6.  Какие процессы характеризуют развитие нервной системы ребенка от 1 до 3 лет?
  7.  Какие новые потребности появляются в  ясельном возрасте?
  8.  Перечислите факторы, влияющие на здоровье реьенка преддошкольного возраста.
  9.  Назовите формулу расчета сна ребенка от 1  до 3 лет.
  10.  Перечислите принципы питания детей от 1  до 3 лет.

Литература:

Основная:

  1.  Крюкова Д. А.,. Лысак Л. А, Фурса  О. В. Здоровый человек и его окружение «Феникс», 2010 – 384с.
  2.  Фукалова Н.В. Пивоварова Т.В. Здоровый человек и его окружение.  Курс лекций, – Красноярск красноярский медико- фармацевтический колледж – 2004 – 250 с.

Дополнительная

  1.  Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник.  М.: ОАО «Издательство «Медицина»,  2010
  2.  Охрана здоровья детей и подростков: учебное пособие для средних медработников/ под ред. Сопиной З.Е. – М.  ГЭОТАР_Медиа. 2009 –  368с.
  3.  Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды» под. ред. В.Р. Кучмы, В.Н. Серова,  М., 2002

Электронные ресурсы:

  1.  Медицинский портал МедУнивер [Электронный ресурс] URL https://meduniver.com/ 
  2.  Рекомендации по детским болезням, здоровью детей и малышей [Электронный ресурс] URL https://www.pediatrinfo.ru/ 
  3.  Уход за ребенком  [Электронный ресурс] URL  https://neonatus.info/ 

Источник