Физиологические основы речи развитие речи у ребенка

Ирина Мельникова
Физиологические основы формирования речи

Речь представляет собой сложнейшую совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных стволово-подкорковых и корковых участков головного мозга.

Для формированияречевой функции необходимы биологические предпосылки: сохранность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов и определенный уровень зрелости нервной системы, своевременный поток информации от внешних объектов и от рецептов собственного организма в виде импульсов, идущих в центральную нервную систему по восходящим афферентным путям. Система афферентаций играет важную роль в становлении речевых, двигательных, эмоционально-волевых функций ребенка.

Восприятие речи основывается на анализе и синтезе элементов звукового потока и осуществляется совместной работой слухового и кинестетического анализаторов. Процесс произношения звуков речи является сложной системой координированных артикуляторных движений, сформированных в прежнем индивидуальном опыте имеющих в своей основе работу кинестетического и слухового анализаторов.

Сложные корковые системы осуществляют переработку, хранение поступающей информации и выработку программы ответного действия. Речевая функциональная система реализует передачу речевых сообщений. Для этого используются двигательные эфферентные системы мозга.

Все органы принимают участие в речи, иннервируются двенадцатью парами черепно-мозговых нервов (лицевым, языкоглоточным, блуждающим, подъязычным и др.). Двигательные центры в коре больших полушарий связаны с ядрами в стволовых отделах мозга кортико-нуклеарными путями. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер. Речевые рефлексы связаны с деятельностью всей коры больших полушарий и составляют вторую сигнальную систему.

Все движения губ, языка определяются работой двигательного анализатора. Его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору от движения органов речи. В речедвигательной зоне происходит сложная и тонкая дифференциация речевых движений, организация их последовательности.

Корковым ядром двигательного анализатора является сенсомоторная кора, морфологически дефференцированная, но выступающая как функциональное единство. Передняя центральная извилина коры является областью двигательных проекций, постцентральная – сенсорных проекций. Эти системы находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.

Чтобы движение получило нужную организацию, необходимо, чтобы импульсы направлялись в соответствующие группы мышц и чтобы в направлении и в силе этих импульсов были учтены положения, в которых данные мышцы уже находятся, и те движения, которые к началу данного акта этими мышцами совершались. Для этого необходимо постоянное сохранение афферентных импульсов, которые сигнализировали бы о положении, о схеме органов тела в данный момент. Эти функции выполняются теменными «заднецентральными» областями коры головного мозга. Стойкость двигательной задачи, выбор автоматизмов и формирование «кинетической мелодии» регулируются лобными долями.

Кинестетические импульсы, идущие от речевой мускулатуры в кору головного мозга, усиливаются действиями ретикуляторной формации ствола мозга и зрительного бугра и вызывают как общую (неспецефическую, так и избирательную (специфическую) активацию речевых зон коры, что имеет ведущее значение в механизмах речевой деятельности, особенно в период становления детской речи.

Как показали исследования физиологов, в основе образования речедвигательных навыков и, в частности, артикуляции лежит выработка динамического стереотипа – относительно устойчивой системы условных рефлексов, которые формируются в результате многократного воздействия условных сигналов, повторяющихся во времени и следующих в определенном порядке.

При произнесении элементов речи раздражаются рецепторы мышц языка, губ, мягкого неба, щек, гортани. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждение в сенсорных и двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора. Это возбуждение совпадает по времени с раздражением от звучания произносимых слов, вызывающих возбуждение в слухоречевом анализаторе, и одновременно от непосредственного воздействия на кору предметов и явлений, обозначаемых воспринятыми словами. Вследствие одновременности двигательных и слуховых раздражений формируются временные межнейронные связи между эффекторными нейронами коры и сенсорными корковыми клетками анализаторов.

В результате многократного повторения вырабатываются довольно стойкие динамические стереотипы в виде сложных сочетаний движений мускулатуры губ, языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемых ими звуковых комплексов.

Для управления двигательным механизмом речи необходимо полноценное функционирование различных мозговых структур,к которым относятся:

– стволово-подкорковые ядра и их связи, осуществляющие управление врожденными безусловными реакциями;

– мозжечок, его ядра и проводящие системы, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса, координируют работу периферического речевого аппарата, способствуют выработке на сонове врожденных синергий условно-рефлекторных двигательных навыков;

– корковые структуры, формирующие моторные программы, навыки речевого праксиса;

– структуры лимбико-ретикулярной системы, обеспечивающие необходимый уровень активности перечисленных отделов мозга;

Читайте также:  Роль семьи в развитии возможностей ребенка

– проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов к нижележащим структурам мозга, в первую очередь, к ядрам черепно-мозговых нервов ствола мозга.

Таким образом, речевая артикуляция осуществляется в результате комплексной, интегрированной деятельности пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации.

Звуковая речь осуществляется благодаря воздействию трех физиологических функций: дыхания, голосообразования, артикуляции.Эти функции возникают в определенных органах нашего тела: легких, диафрагме, гортани с голосовыми складками и артикуляционном аппарате, к которому относятся полости рта и носа.В образовании звуков принимают участие активные органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо;голосовой аппарат: гортань с голосовыми складками и глотка;неподвижные органы артикуляции: твердое небо, зубы, верхняя челюсть.

Энергетический, или дыхательный отдел включает легкие, дыхательные пути, межреберные мышцы, груднобрюшную перегородку (диафрагму). Регуляцию энергетической системы обеспечивает мощный компонент в виде афферентных и центробежных импульсов. Речевое дыхание формируется на основе обычного физиологического дыхания. Характер речевого дыхания меняется в зависимости от громкости, интонационной и ритмической структуры речи.

Голосообразующий отдел представлен гортанью с расположенными в ней голосовыми складками. Возникающие в гортани в результате иннервации и под действием дыхательной струи воздуха звуковые колебания воспринимаются слуховым органом как звук голоса,который обладает тремя качествами:

– высотой (зависит от высоты колебаний голосовых складок);

– силой (зависит от амплитуды колебаний);

– тембром (зависит от формы резонаторных полостей и особенностей строения гортани).

В образовании звуков речи большое значение имеют резонаторы – надгортанные полости (ротовая, носовая, полость глотки). Наличие двух звеньев резонанса обеспечивает набор постоянных элементов (формант) в звуковом спектре – «статику речи», и одновременно – «динами речи, слоговое квантование» (Н. И. Жинкин). Динамической единицей в процессе артикуляции является слог. Поэтому импульсы к сокращению мышц голосовых складок посылаются центральной нервной системой одновременно с импульсами к сокращению мышц артикуляционного аппарата. Качества ротовой полости как резонатора определяются формой твердого неба и характером прикуса, величиной и формой ротового отверстия, положением языка и нёбной занавески, состоянием тонуса мышц мягкого нёба и задней стенки гортани. Кроме основных резонаторов, в усилении и модуляции голоса принимают участие полости трахеи, бронхов, грудной клетки в целом.

Деятельность активных органов в полости рта называется артикуляцией и обеспечивает образование звуков речи. Положение, которое принимают органы артикуляции при произнесении того или иного звука, называют артикуляционным укладом. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различных артикуляционных и акустических признаков.

Общим признаком для всех гласных звуков является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. При образовании согласных звуков на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая их, воздушная струя производит шумы, являющиеся специфическим для каждой фонетической группы согласных. Так же, как различно место образования преграды, может быть различным и способ её образования. В соответствии с этим различают согласные смычные ([б], [б`], [п], [п`], [д], [д`], [т], [т`], [к], [к`], [г], [г`]); щелевые ([ф], [ф`], [в], [в`], [с], [с`], [з], [з`], [ш], [ж], [щ], [х], [х`], [й]); смычно-щелевые ([ц], [ч]) и смычно-проходные ([м], [м`], [н], [н`], [л], [л`], [р], [р`]).

Характерной чертой согласных является различение в них твёрдых и мягких звуков. Смягчение звука достигается его палатализацией, то есть дополнительным сокращением мышц языка с подниманием его спинки кверху и продвижением всей артикуляции вперед.

В речевом потоке звуки речи почти никогда не произносятся изолированно. Они произносятся в составе более или менее автоматизированных звуковых последовательностей – слогов, слов (группы слогов, объединенных единым ударением, синтагм (цельных интонационно-смысловых тактов, фраз. В таких звуковых последовательностях звучание отдельных звуков приобретает различные позиционные особенности. С физиологической точки зрения эти особенности артикуляции являются результатом запаздывания предшествующей звукоустановки («прогрессивная ассимиляция») и более раннего включения артикуляторных движений, характерных для соседних звуков («регрессивная ассимиляция»). В результате происходит взаимное приспособление артикуляционных укладов, облегчающих произношение. Проявлению позиционных особенностей произношения способствует ускоренный ритм речи.

Таким образом, речевой аппарат человека сложен. Конечным суммарным эффектом его деятельности являются звуки речи. Управление этим аппаратом осуществляется нервной системой, которая иннервирует мышцы периферического речевого аппарата.

Источник

На протяжении тысячелетий эволюции развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида.

Читайте также:  Возрастные особенности развития ребенка от 3 до 4 по фгос

Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков стало наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений:

– укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную,

– развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых

мышц, задействованных в речевых движениях),

– уменьшением клыков,

– увеличением свободной полости рта.

Последнее обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.

Следует сказать, что системы, обеспечивающие речь у современного человека, могут быть разделены на две группы:

– периферические (голосовой аппарат и органы слуха),

– центральные (определенные структуры головного мозга).

К центральным относятся определенные структуры головного мозга, к периферическим — голосовой аппарат и органы слуха.

Голосовой аппарат состоит из:

– органов дыхания,

– гортани,

– полости рта,

– полости носа.

Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и мышцы, приводящие их в движение.

Прежде всего, давайте поймем, что развитие речи у детей — длительный процесс, начинающийся с рождения ребенка и продолжающийся вплоть до 10-12 лет. Маленькие дети не способны различать языки, речевые обороты и слова, и воспринимают речь инстинктивно. Правильно понимать речь взрослых детям помогает интонация сказанных предложений. Сам ребенок на первых порах выражается только звуками, лепетом и гулением. Чаще всего при общении с младенцем родители используют вопросительную форму речи, при этом как задавая вопрос, так и отвечая на него. Таким образом у ребенка складываются первые понятия о диалоговой форме общения. Новорожденные дети очень быстро понимают, что криком можно привлечь к себе внимание взрослых, чтобы они в свою очередь устранили причины дискомфорта ребенка, поэтому в возрасте одного-двух месяцев единственным позывным у них является крик. Тем не менее, по прошествию времени в памяти ребенка упрочняются определенные словосочетания, на которые он реагирует и понимает, что за ними последует то или иное действие, запоминает своё имя, простые обращения к родителям — папа, мама, баба, деда и т.д.

20. Строение и функции анализаторов. Сенсорная информацияПредставления об анализаторных системах развиты и экспериментально обоснованы И.П. Павловым. Каждый анализатор есть определенная анатомическая локализованная структура – от периферических рецепторных образований до проекционных зон коры головного мозга. Анализаторы выполняют функцию приема и переработки сигналов внешней и внутренней среды организма.Сенсорной системой (анализатором по И.П. Павлову) называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов – рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию.Рецептор – периферическая специализированная часть анализатора, посредством которой воздействие раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма трансформируется в процесс нервного возбуждения.Сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует ее.Работа любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами внешней для мозга физической или химической энергии, трансформацией ее в нервные сигналы и передает их в мозг через цепи нейронов.Процесс передачи сенсорных сигналов сопровождается многократным их преобразованием и перекодированием и завершается высшим анализом и синтезом (опознанием образа), после чего формируется ответная реакция организма.Информация, поступающая в мозг, необходима для программирования и реализации простых и сложных рефлекторных актов вплоть до психической деятельности человека. И.М.Сеченов писал, что «психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения». Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение – одна из основных функций.Переработка сенсорной информации может сопровождаться, а может не сопровождаться осознанием стимула. Если осознание происходит, говорят об ощущении. Ощущение – отражение в сознании свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.Различие ощущений приводит к восприятию. Восприятие – целостное отражение свойств предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.Каждый анализатор настроен на определенную модальность сигнала и в то же время обеспечивает описание нескольких признаков воспринимаемых раздражителей. Так, зрительный анализатор, выделяя определенный участок электромагнитных колебаний, позволяет дифференцировать яркость, цвет, форму, удаленность и другие признаки объектов. Вместе с тем анализатор отражает связи между этими элементарными воздействиями в пространстве и времени.В зависимости от вида чувствительности различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный анализаторы. В процессе филогенеза под влиянием окружающей среды анализаторы специализировались и совершенствовались путем непрерывного усложнения центральных и рецепторных систем.Изучение высшей нервной деятельности привело И.П. Павлова к представлению об анализаторах как системах, состоящих из рецепторов, афферентных проводящих путей и соответствующих участков коры больших полушарий.Введением термина «анализатор» И.П. Павлов подчеркивает, что анализ раздражений, начинающихся в органах чувств и заканчивающихся в коре больших полушарий, представляет собой единый процесс.

Читайте также:  Роль деятельности и общения в психологии развития ребенка

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Источник

Теоретические основы речевого развития ребенка (физиологический, психологический и нейропсихологический аспекты). Предпосылки речевого развития.  Взаимосвязь мышления и речи. Взаимосвязь речи  с другими психическими процессами.

    Речевое развитие ребенка – это сложный  процесс, который включает в себя различные стороны овладения ребенком речью: психологическую, нейропсихологическую, лингвистическую, педагогическую и другие. Каждый ребенок в норме проходит своеобразные ступени овладения различными сторонами речевого развития.

   Проблемой развития речи в психологии занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. Л.С. Выготским были разработаны вопросы возникновения и развития речи. Становление устной речи происходит как становление деятельности. Важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.

   Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека.

   Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Нейропсихологический аспект рассмотрения нарушений речевого развития позволяет дифференцированно подойти не только к структуре дефекта при разных формах расстройств речи, но и к мозговым механизмам, которые их вызывают.

физиология изучает развитие речи в зависимости от возраста

Предпосылки речевого развития:

1) Биологические предпосылки- нормальное развитие центральной нервной системы.

2) Социальные предпосылки развития речи- Потребность эмоционального контакта ребенка с близким человеком. Речевая среда – пример для подражания.

3) Психолого-физиологические предпосылки- развитие органов речи: речевых центров мозга, памяти органов говорения.

Взаимосвязь мышлении и речи.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи как только внешней форме мысли.

Связь речи с другими психическими процессами.

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи (Л.С. Выготский, А.Р.Лурия, А.В. Запорожец и др.)

Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать.

Источник